textarchive.ru

Главная > Документ


А. УХТОМСКИЙ

ДОМИНАНТА ДУШИ

ИЗ ГУМАНИТАРНОГО НАСЛЕДИЯ

«РЫБИНСКОЕ ПОДВОРЬЕ» 2000

Составление, подготовка текста и примечания Л. В. СОКОЛОВА, Г. М. ЦУРИКОВА, И. С. КУЗЬМИЧЕВ (при участии О. В. ИВАНОВОЙ)

СОДЕРЖАНИЕ

От составителей 5

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ

Автобиография 8 Родословная 11 Значение легендарной поэзии в древнерусской литературе и жизни 15 Национальное обособление христианских народов и историческая

задача церкви 37 Страничка из прошлого (1905) 50

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ФРАГМЕНТЫ

Об ) словиях открытия научных истин по Джемсу 55 О рефлекторном аппарате 57 Рефлекторная природа познания 63 Организм — подвижное равновесие деятельных процессов 65 Организм как интегральное целое 69 О хронотопе 77 Об инстинктах 81 Ответы на записки после доклада 100 Из лекций для студентов 113 Больной вопрос 118 Из статьи «XV Международный конгресс физиологов» 126 О памяти 130 По поводу книги А Д Сперанского «Элементы построения теории

медицины» 132 Н Е Введенский 139 Великий физиолог 145 Из работы «Университетская школа физиологов в Ленинграде за

20 лет советской жизни» 153 Что такое память 161 И М Сеченов в Ленинградском университете 164

Г-ну Шелекову................................................................................. 326

Н. Я. Кузнецову ..............................................................................329

А. И. Мякутину...............................................................................337

Стефану Алексеевичу ....................................................................... 352

Ф. П. Савостину.............................................................................. 35 7

Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому........................359

С.М. Доброгаеву............................................................................. 36 2

Н. Н. Малышеву ............................................................................. 366

Ф. Г. Гинзбург.................................................................................369

Е. А. Макаровой .............................................................................. 435

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ А. А. УХТОМСКОМ

А. А. Золотарев ............................................................................... 439

А. В. Казанская ............................................................................... 459

Ф. П. Некрылов..............................................................................488

Э. TIT. Айрапетьянц.......................................................................... 491

И. А. Аршавский .............................................................................514

Е. И. Бронштейн-Шур...................................................................... 530

Л. Н. Вострецова............................................................................. 536

Ц. К. Гавурина................................................................................540

П. И. Гуляев...................................................................................543

В. В. Ефимов..................................................................................547

Ε.Α. Скрябина................................................................................ 553

С. А. Косилов.................................................................................. 560

М. Г. Цыбина-Рейс...........................................................................566

М. В. Кирзон ..................................................................................572

М. И. Прохорова ............................................................................. 585

С.Е. Рудашевский........................................................................... 595

М. В. Юдина...................................................................................600

С. В. Миропольский ........................................................................602

Ухтомский А. А.

Доминанта души: Из гуманитарного наследия. — Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. — 608 с.

Сборник «Доминанта души» состоит из пяти разделов и наряду с архивными биографическими материалами включает в себя прежде не публиковавшиеся научные статьи и фрагменты, касающиеся гуманитарных и философских проблем, письма разных лет, заметки, оставленные академиком на полях книг из личной библиотеки, а также воспоминания об А. А. Ухтомском его друзей, учеников и коллег, представленные в таком объеме впервые. Книга, адресованная всем, кто интересуется историей русской науки и культуры, завершает работу составителей, ранее подготовивших сборники А. А. Ухтомского «Интуиция совести» (СПб., 1996) и «Заслуженный собеседник» (Рыбинск, 1997).

ISBN 5-85231-090-5

© Л. В. Соколова, Г. М. Пурикова,

И. С. Кузьмичев. Составление.

Примечания. 2000 г. © О. В. Иванова. Заметки на полях (разд. 4).

Составление. Примечания. 2000 г. © Издательство «Рыбинское подворье».

Оформление. 2000 г.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Имя Алексея Алексеевича Ухтомского (1875—1942) не только навсегда останется в истории российской физиологии вместе с именами И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и И. П. Павлова, но и по праву встанет в ряд имен русских православных мыслителей, заявивших о себе на рубеже XIX и XX веков. Будучи энциклопедически образованным, питая склонность смыкать в едином процессе исследования проблемы духовные и естественнонаучные, Ухтомский воспринимал окружающий мир (во всем объеме всемирной истории) как целостную саморазвивающуюся данность, неподвластную людскому произволу. Он создал стройную концепцию поведения человека, разработанную на стыке различных наук, сформулировал общий принцип работы нервных центров — принцип доминанты, «эмпирический закон, вроде закона тяготения», — и немаловажную роль в обосновании этой концепции сыграло религиозное сознание.

Творческое наследие Ухтомского, помимо его трудов по физиологии, включенных в академическое Собрание сочинений (тт. I—VI, 1950—1962), содержит богатые материалы, касающиеся философии, богословия, истории культуры, а также обширную переписку. О чем бы Ухтомский ни рассуждал — о космологических доказательствах Бытия Божия или биологических предпосылках религиозного опыта, об истоках старообрядческой «народной веры» или психологии русского бунта, о церковном искусстве или «мировых траекториях», уносящихся в «темную мглу предстоящей истории», — на всем лежала печать его мощной и самобытной мысли, неизменно обращенной к живому человеку, к «заслуженному собеседнику», и отвечавшей строгому нравственному императиву.

Кардинальные философские идеи Ухтомского, касающиеся существования и поведения человека в природном мире, резко противоречили социальным и моральным догмам советской эпохи и не были ею эффективно востребованы. Не поняты они в должной мере, к сожалению, и сегодня. Неслучайно именно гуманитарные устремления Ухтомского прежде всего попали в орбиту нашего внимания, когда -в конце 80-х годов мы принялись обследовать его (плохо сохранившийся и разрозненный) архив. Мы бесконечно признательны Иде Исааковне Слонимской и Федору Петровичу Некрылову, ныне покойным ученикам Ухтомского, благословившим нас на эту долгую и кропотливую работу, в результате которой удалось подготовить и издать сборники Ухтомского «Интуиция

совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях» (Петербургский писатель, 1996) и «Заслуженный собеседник. Этика. Религия. Наука» (Рыбинское подворье, 1997). Настоящий, третий по счету, сборник «Доминанта души. Из гуманитарного наследия» подводит итог многолетних усилий, сводившихся к тому, чтобы сделать архивные материалы Ухтомского достоянием гласности в России и за

границей.

Сборник «Доминанта души» состоит из пяти разделов. В первый вошли биографические свидетельства и статьи студенческих лет (когда Ухтомский в 1896— 1898 годах учился в Московской духовной академии). Эти ранние статьи, затерявшиеся в специальных журналах (так же, как курсовая работа и богословская диссертация, опубликованные в сборнике «Заслуженный собеседник»), дают наглядное представление о мировоззренческих истоках Ухтомского и помогают Понять его дальнейшую духовную эволюцию.

Во втором разделе сосредоточены статьи и фрагменты общенаучного характера, где так или иначе затрагиваются проблемы этические и философские. Идеи Ухтомского о доминанте, о хронотопе, о памяти, об инстинктах (и другие) предстают здесь как идеи универсальные, методологически значимые и для естественных, и для гуманитарных дисциплин. Фрагменты, тезисы, конспекты, ответы Ухтомского на вопросы после докладов в этом разделе либо публикуются впервые, либо перепечатываются из давних малотиражных изданий. С теоретическими выкладками тут соседствуют статьи и отрывки из фундаментальных работ по истории физиологии в России, а также принадлежащие перу Ухтомского портреты И.М. Сеченова, Н. Е. Введенского и И. П. Павлова, на опыт которых он опирался постоянно.

Третий раздел сборника «Доминанта души» — заметки, оставленные Ухтомским на полях книг из его личной библиотеки (часть ее хранится в Физиологическом институте его имени при С.-Петербургском университете, другая — в мемориальном Доме-музее в Рыбинске). Эти спонтанные записи не обязательно впрямую связаны с тем или иньм прочитанным текстом, они самодостаточны, порой автобиографичны. Компонуются они в основном по условно-тематическому принципу (как и в сборниках «Интуиция совести» и «Заслуженный собеседник), за исключением последнего подраздела, где составитель О. В. Иванова расположила заметки с точной привязкой к книжным страницам, на которых они запечатлены.

Четвертый раздел — письма Ухтомского. В его концепции человека особое место занимает общение людей друг с другом, а потому и «мысленное собеседование», переписка с рыбинскими друзьями и университетскими коллегами, с лицами церковными и, может быть, в первую очередь с учениками была для Ухтомского органичной потребностью. Существенный массив писем, доступный нам на тот момент, был представлен в сборнике «Интуиция совести», тем не менее розыск и обработка эпистолярного материала продолжались, что привело к новьм находкам, в частности, появилась возможность напечатать теперь двадцать шесть писем Ухтомского к его

ученице Ф. Г. Гинзбург. Близко связанные с известными письмами Ухтомского к ее подруге Е. И. Бронштейн-Шур, они представляют собой ценнейший документ, повествующий о его деятельности и настроениях с конца 20-х по начало 40-х годов.

Завершают настоящий сборник воспоминания об Ухтомском. В большинстве своем они написаны его учениками и сотрудниками по просьбе Ф. П. Некрылова к столетию со дня рождения их учителя (1975) и напечатаны в книге «А. А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах» (С.-Петербург, изд-во СПбГУ) лишь в 1992 году. Нами в определенных случаях мемуарные зарисовки тех же авторов, например, А. А. Золотарева, даются в первоначальных, не купированных вариантах с необходимыми примечаниями; в других воспоминаниях, напротив, были сокращены пространные цитаты из неизвестных в то время, а теперь опубликованных полностью текстов Ухтомского. Некоторые воспоминания (С. В. Миро польского, Е. А. Скрябиной, С. А. Косилова, М. Г. Цыбиной-Рейс), организованные Ф. П. Некрыловым, увидят свет впервые. Сборник 1992 года (по всем признакам — издание скорее репринтное) имел тираж всего 519 экземпляров, распространялся в узком кругу специалистов, так что повторная публикация части его материалов, на наш взгляд, оправдана.

Сборники «Интуиция совести» и «Заслуженный собеседник» были снабжены обстоятельным научно-справочным аппратом, содержавшим вступительные статьи к каждой книге, послесловие ко второй из них, примечания, расположенные в конце каждого тома, краткий словарь имен и терминов. В сборнике «Доминанта души» мы ограничились краткой вступительной заметкой и затексто-выми (в основном текстологическими и библиографическими) примечаниями, — отсылая заинтересованного читателя к указанному аппарату.

Все три книги — «Интуиция совести», «Заслуженный собеседник» и «Доминанта души» — видятся нам звеньями цельного издания, которое готовилось под диктовку обстоятельств, по мере обнаружения новых архивных материалов, что не могло не сказаться и на составе, и на структуре этих книг, но главную свою цель, поставленную в конце 80-х годов, мы считаем достигнутой. Мы сделали, сколько успели и смогли. Надеемся, что в будущем, когда встанет вопрос о подготовке полного академического собрания сочинений Ухтомского, — а это уже сейчас в высшей степени актуально! — наш опыт будет небесполезен.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ

АВТОБИОГРАФИЯ

Алексей Алексеевич Ухтомский родился 13 июня 1875 г. в сельце Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье землевладельца Алексея Николаевича Ухтомского и его жены Антонины Федоровны, урожденной Анфимовой.

В сентябре 1876 г. взят на воспитание теткою (сестрою отца) Анною Николаевною Ухтомскою, которая была главною воспитательницею и спутницею вплоть до ее кончины в 1898 г.

Среднее образование окончил в Нижнем Новгороде, в кадетском корпусе, который закончил в 1894 году. Очень глубокое воспитывающее влияние испытал здесь со стороны превосходного преподавателя и даровитого математика Ивана Петровича Долбни, впоследствии известного профессора Горного института.

В 1894 г. поступил в Московскую духовную академию, в которой занимался теорией познания и историческими дисциплинами.

Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения.

В 1899 г. поступил в Ленинградский университет на физико-математический факультет для изучения физиологии и подготовительных к ней дисциплин. Ленинград избрал потому, что в это время туда переехал И. П. Долбня, избранный в профессора. В течение года не удавалось зачислиться нормальным студентом, был вольнослушателем, затем с 1900 г. вошел в число студентов.

В 1902 г. начало специализации при профессоре Н. Е. Введенском.

В 1903 г. первая печатная работа по физиологии (Труды IX Пироговского съезда врачей). В том же году напечатал по-немецки «Ueber den Einfluss der Anamie auf den Nerven-Muskel Apparab (Pfluger's Archiv, Bd. 100).

В 1909 г. совместная работа с проф. Н. Е. Введенским над рефлексами антагонистов (Работы Физиологической лаборатории университета, III. 1909).

С 1906 г. зачислен на службу в Физиологической лаборатории Ленинградского университета в качестве сверхштатного лаборанта, потом ассистента при кафедре физиологии.

В 1910 г. главная работа «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных реакций» (Диссертация 1911 года). Изучались кортикальные реакции в четырех мышцах одновременно — в двух парах антагонистических мышц (сгибателях и разгибателях) коленных сочленений. Затем те же кортикальные реакции при наличии рефлекторных возбуждений в действующих мышечных парах. Наконец, те же кортикальные реакции при условии возникновения вегетативных возбуждений в организме.

В этой работе изучалось явление, остановившее на себе внимание автора еще в 1904 г., а именно — торможение кортикальных эффектов локомоции в моменты подготовки и развертывания вегетативных актов, например, дефекации.

Плодом изучения этих явлений в свете учения Sher-rington'a об общем пути и теории торможения по Н. Е. Введенскому были первые зачатки учения о доминанте, развитого потом в 1921 г. и в последующие годы. Эту концепцию стал излагать на лекциях и в практических занятиях приблизительно с 1920-1921 г., выступил с официальным докладом о доминанте впервые в Ленинградском Обществе естествоиспытателей весною 1923 г. по поводу работ, выполненных со студентами летом 1922 г.

На переломе 1923-1924 гг. доклад на II Всесоюзном съезде психо-неврологов и физиологов нервной системы, поддержанный В. М. Бехтеревым и его учениками, выдвинул принцип доминанты как один из основных факторов центральной иннервации. В 1927 г. написана монография «Парабиоз и доминанта» (Издание Комакадемии). Все более стала выясняться органическая связь доминанты с основными установками Н. Е. Введенского в его учении о парабиозе.

С 1922 г стал заведующим физиологической лабораторией Ленинградского университета, приняв ее по кончине Введенского.

В последующие годы разработка механизма доминанты привела к пониманию того, какую роль играет в ней фактор переменной лабильности физиологического субстрата. Это привело к тому порядку понимания, который вылился в докладе 1934 г. «Возбуждение, торможение, утомление» (Физиологический журнал СССР, т. XVII, 1934).

С тех пор и до сих пор выяснение факторов лабильности и значения физиологического интервала составляет главный предмет работы.

С 1933 г. избран членом-корреспондентом, с 1935 г. — действительным членом Академии наук СССР.

Был заведующим Биологическим отделением Ленинградского гос. университета. Состою Президентом Ленинградского Общества естествоиспытателей.

Кроме Университета, преподавал физиологию в Институте Лесгафта, в Психо-неврологическом институте и на Рабфаке Ленинградского университета.

В свое время состоял членом Петросовета VI созыва от рабочих и служащих Ленинградского университета.

Профессор А. Ухтомский 23 января 1938 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

Оригинал хранится в С.-Петербургском отделении Архива Российской Академии наук (ф. 749, on. 3, № 31). Печатается по Собр. соч., т. VI, 1962, с. 5-6.

РОДОСЛОВНАЯ Из записки, данной кн. Э. Э. Ухтомским

Юрий Долгорукий, В. К. Киевский, Владимирский и Суздальский — 1157.

Всеволод — Димитрий Великий Большое Гнездо, В. К. Владимирский и Суздальский, Ростовский и Ярославский р. 1154-1212.

Константин р. 1185 — 2 февр. 1219. Супруга его в иночестве Агафия.

Св. Василька Константинович Ростовский р. 7 дек. 1209—1238. Замучен татарами. Женат на Марии — Феоду-лии, дочери Св. Михаила Черниговского.

Глеб Белозерский — 13 дек. 1278. Женат дважды: 1) на княжне Феодоре Романовой Голипиной и 2) на княжне Фе-одоре Татарской, дочери Хана Сартака.

Михаил женат на княжне Ярославской, дочери Св. кн. Федора Ростиславовича Чермного.

Роман Белосельский.

Василий Сугорский.

Иван Каргаломский.

Иван Ухтомский.

Василиу. Иванович, воевода в Казанский поход 1467 г. Пустозерский 1469.

Иван Васильевич Тонка.

Андрей Иванович.

Федор Андреевич.

Борис Федорович жил в Восломе. В 1651 г. постригся в иночество.

Иван Борисович, ж. Аграфена Ивановна Кучецкая.

Данило Иванович — 1716.

Никита Данилович. Комиссар Петра I, Преображенского полку.

Иван Никитич, р. 24 февр. 1725 г. в Сырневе, в Преображенском полку капитан. — 1791.

Василий Иванович, р. 2 авг. 1764 — 28 июля 1826 г.

11

Жен. на Екатерине Егоровне Чуровской. В Преображенском

полку.

Николай Васильевич, капитан. Р. 28 апреля 1805 —

21 ноября 1870. Ж. Елизавета Алексеевна Наумова

р. 1809-1876.

Алексей Николаевич, р. 30 окт. 1842—1902. Алексей Алексеевич, р. 13 июня 1875 в Восломе.

ПРИМЕЧАНИЯ

Печатается по оригиналу, хранящемуся в С.-Петербургском отделении Архива Российской Академии наук (ф. 749, on. I, № 146/2). Текст написан рукой А. А. Ухтомского.

Прилагаем составленное Л. В. Соколовой (по заметкам Ухтомского) его генеалогическое древо. Родословие опубликовано: Дворянский адрес-календарь на 1898 г., СПб., 1997. (Некоторые добавления и исправления сделаны на основе исследований сотрудника РГИАХМЗ Г. Б. Михайловой.)

Герб рода Ухтомских

14



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доминанта статьи разных лет 1887-1939

    Документ
    ... , 1997.569 с. А. Ухтомский. Доминантадуши / Из гуманитарного наследия. Рыбинск: ... . - Публикуется по: Л. Ухтомский. Доминантадуши (из гуманитарного наследия). Рыбинск, 2000 ... . - Публикуется по: А. Ухтомский. Доминантадуши. Рыбинск, 2000. С. 81-99. ...
  2. Доминанта как рабочий принцип нервных центров

    Литература
    ... фактов в единый опыт. VII Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в ... неизгладимый след. В душе могут жить одновременно множество потенциальных доминант — следов от ... деятельное состояние души инертна! Она по преимуществу углубляет доминанту, дает ей ...
  3. ДИАЛОГ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НАУКА О ДУШЕ

    Автореферат диссертации
    ... действительности". Если в душе ребенка преобладают тяжкие впечатления, его доминанта "переделывает действительность", болезненно ... эгоцентризма, "доминанты на себе". Если ребенку недостает любви, его душа, подобно растению ...
  4. ТВОРЧЕСКИЙ АКТ И СМЫСЛ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ (Отчет по Индивидуальному исследовательскому проекту № 07-01-178

    Документ
    ... «душевную необходимость» или «внутренний голос души». А.А. Ухтомский — «доми­нантудуши». К. Юнг — «автономный комплекс» ... стремление к «внешнему совершенству и внутреннему оправданию», «доминантадуши» и т.п. Возможна и физическая метафора. Физик В.И. ...
  5. В Е ХАЛИЗЕВ ИНТУИЦИЯ СОВЕСТИ (ТЕОРИЯ ДОМИНАНТЫ А А УХТОМСКОГО В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ XX ВЕКА)

    Документ
    ... «развивающееся <…> поругание церкви в соблазняющейся народной душе<…>, возрастающая неспособность верить правде <…>, одичание ... ). И, наконец, в качестве немаловажного источника концепции доминанты правомерно назвать непосредственно окружавшую ученого ...

Другие похожие документы..