textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Министерство образования Республики Мордовия

Мордовский республиканский институт образования

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Саранск 2009

ББК 74.00

С 23

Методические рекомендации разработаны авторским коллективом Мордовского республиканского института образования

Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2009 - 2010 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2009.- 147 с.

Сборник методических материалов содержит рекомендации по преподаванию учебных предметов в 2009 - 2010 учебном году. В нем даны методические советы педагогам и руководителям образовательных учреждений по выбору учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Сборник адресован руководителям и учителям общеобразовательных школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий, педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений республики.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Мордовского РИО

Под общей редакцией министра образования

Республики Мордовия Н.Е. Юткиной

© Мордовский республиканский институт образования, 2009

Дошкольное образование

Е.А. Свешникова, методист кафедры

дошкольного и начального образования

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни.

Перед работниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Сегодня каждое ДОУ должно постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.

Однако известно, что решение образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

Опрос и анкетирование слушателей курсов повышения квалификации в Мордовском РИО показал, что для воспитателей разновозрастных групп особую сложность представляет организация обучения детей на занятиях, так как они вынуждены одновременно вести работу по программам 2 - 3 и даже 4-х возрастов. В результате воспитанники этих детских садов приходят в школу менее подготовленными, чем их сверстники из одновозрастных групп.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).

В зависимости от возрастного состава и количества детей комплектование детей в малокомплектном ДОУ в группы и подгруппы может быть следующим:

в трехгрупповом ДУ:

- две группы – дети смежного возраста;

- одна – старшие дети одного возраста;

в двухгрупповом ДУ:

1 способ: две группы детей смежного возраста – 2 и 3 года, 4 и 5 лет;

2 способ: две группы детей резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет;

3 способ: две группы детей относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет;

в одногрупповом ДУ, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы:

две группы – дети смежного возраста;

одна группа - старшие дети одного возраста.

Наименее благоприятные условия для развития детей в тех учреждения, которые укомплектованы детьми резко контрастного возраста:

во-первых, трудно создать должный воздушно-тепловой режим;

во-вторых, разница в возрасте определяет и различную степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям и уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности и т.п.;

в-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса.

В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей, на основе которого в «Программе» выделены возрастные группы по годам жизни ребенка (третий, четвертый, пятый ...). В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

Образовательная работа в малокомплектных дошкольных учреждениях осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектных ДОУ, создание благоприятных условий способствуют разностороннему развитию детей разного возраста.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня. Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях смешанной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому целесообразно составлять режим, общий для всех.

При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5 - 10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – на 15 минут раньше встают старшие дети).

При определении общего режима для детей трех - четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни), с учетом режима дня остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДУ.

Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, установленный режим детской жизни должен обсуждаться в коллективе и становиться законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.

Примерный режим дня для детей

Режимные процессы

Возраст

4-ый год жизни

6-ой год жизни

Прием, осмотр, игры

7.00 – 8.00

7.00 – 8.10

Утренняя гимнастика, игры

8.00 – 8.30

8.10 – 8.30

Завтрак

8.30 – 8.55

Игры, подготовка к занятиям

8.55 – 9.05

8.55 – 9.20

Занятия

9.05 – 9.50

9.20 – 10.15

Подготовка к прогулке

9.50 – 10.10

10.15 – 10.25

Прогулка

10.10 – 12.00

10.25 - 12.15

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед

12.00 – 13.00

12.15 – 13.00

Сон

13.00 – 15.10

13.00 – 15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

15.10 – 15.40

15.00 – 15.40

Полдник

15.40 – 15.55

Игры, совместная, самостоятельная деятельность

15.55 – 16.50

15.55 - 16.55

Подготовка к ужину, ужин

16.50 – 17.15

16.55 – 17.20

Подготовка к прогулке, прогулка

17.15 – 19.00

17.20 – 19.00

Уход детей домой

Таким образом, в смешанных группах режим дня становится единым для всех детей, но с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка вносятся некоторые изменения в режимные процессы (длительность бодрствования и сна, объем нагрузок).

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Помощник воспитателя разновозрастной группы должен особенно хорошо сознавать свою роль в педагогической работе с детьми, владеть основными приемами организации режимных процессов, понимать, чем он может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Его помощь необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в смешанной группе моменты – при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.

Важно помнить! Когда воспитатель руководит большинством группы, помощник воспитателя находится с меньшинством.

Распределение обязанностей воспитателя

и помощника воспитателя в группе (в холодное время года)

Режимные

процессы

Содержание работы с детьми

Деятельность

воспитателя

Деятельность

помощника

воспитателя

Утро:

а) прием детей

Проводятся:

- игровая деятельность детей под руководством воспитателя (воспитатель создает условия для организации знакомых игр, новые игры не даются);

- трудовая деятельность (поручения, дежурства);

- индивидуальная работа с детьми;

- воспитание КГН, культуры поведения;

- коллективные и индивидуальные разговоры с детьми

Принимает и осматривает детей, беседует с родителями

Проветривает и убирает помещение

б) утренняя гимнастика

Комплекс утренней гимнастики сменяется через 10 дней. (Необходимо наблюдать за самочувствием детей, регулировать нагрузку)

Проводит утреннюю гимнастику с младшими детьми.

Проводит утреннюю гимнастику со старшими детьми

Готовит старших детей к гимнастике, готовит столы к завтраку.

Играет с младшими детьми

в) завтрак

Обратить внимание детей, как накрыты столы (дать оценку дежурным).

Если есть необходимость (в зависимости от меню), уточнить название блюд.

Отметить заботу взрослых (повара, мл. воспитателя) о детях.

Создать у детей положительное отношение к еде

Организует подготовку к завтраку.

Проводит завтрак, готовится к занятиям

Получает завтрак, раздает пищу.

Вместе с дежурными убирает посуду, а затем моет ее

г) занятия

Следить за позой детей.

Проводить физкультминутки.

Соблюдать педагогические и гигиенические требования к организации занятий

Организует и проводит занятия

Организует игры детей, не участвующих в занятиях, помогает дежурным подготовиться к занятию

д) прогулка

Проводятся:

- игровая деятельность детей (подвижные игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры);

- трудовая деятельность (коллективная, подгрупповая, индивидуальная);

- наблюдения (коллективные, подгрупповые, индивидуальная);

- индивидуальная работа с детьми (по физ. воспитанию, развитию речи, математике);

- наблюдение за детьми

Выходит на прогулку с младшими детьми.

Организует деятельность всех детей.

Приводит с прогулки вначале младших, а затем старших детей

Помогает одеваться на прогулку младшим детям.

Помогает одеваться старшим детям.

Затем проветривает и убирает помещение. Готовится к обеду.

Встречает младших детей, помогает им раздеться

е) обед

(то же, что и завтрак.)

в процессе еды постоянно следить за осанкой детей.

добиваться, чтобы дети съедали всю пищу.

Докармливать малышей

Руководит подготовкой детей к обеду, проводит его

Раздает обед, участвует в его организации и проведении

ж) дневной сон

Необходимо наблюдать за спящими детьми

Постепенно укладывает детей спать – создает условия для спокойного сна

Вместе с дежурными убирает посуду, а затем моет ее.

Убирает помещение

Вечер:

а) подъем детей

Необходимо обеспечивать неторопливый переход от сна к бодрствованию

Проводит постепенный подъем детей и закаливание

Помогает проводить закаливание, одевает младших детей, убирает постели

б) полдник

(см. завтрак, обед.)

Совершенствовать гигиенические навыки, навыки культурного поведения за столом

Организует полдник

Участвует в проведении полдника, убирает посуду

в) совместная деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность взрослого с детьми

Проводятся:

- игровая деятельность, где воспитатель побуждает к организации совместной игры и индивидуальной игры;

- 1 раз в неделю проводится вечер досуга;

- индивидуальная работа с детьми;

- подготовка к определенным занятиям (математика, ИЗО);

- работа с родителями;

- работа в уголке книги;

- 1 раз в неделю коллективный труд

Организует деятельность детей

Играет с детьми, готовится к ужину

г) ужин

Обратить внимание детей, как накрыты столы (дать оценку дежурным).

Если есть необходимость (в зависимости от меню), уточняет название блюд.

Отмечает заботу взрослых (повара, мл. воспитателя) о детях.

Создает у детей положительное отношение к еде

Руководит подготовкой детей к ужину, проводит ужин

Получает и раздает ужин, вместе с дежурными собирает посуду, а затем ее моет

д) вечерняя прогулка

Проводятся:

- игровая деятельность детей (подвижные игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры);

- трудовая деятельность (коллективная, подгрупповая, индивидуальная);

- наблюдения (коллективные, подгрупповые, индивидуальные);

- индивидуальная работа с детьми (по физ. воспитанию, развитию речи, математике);

- наблюдение за детьми

Одевает часть детей и выходит с ними на прогулку. Организует их деятельность, беседует с родителями, организует уход детей домой

Помогает одеться младшим детям.

Убирает помещение

В качестве педагогических рекомендаций по организации жизни и воспитанию детей в смешанных группах можно использовать следующую литературу:

1. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. – М., 1979.

2. Алексеева, А.С., Дружинина, Л.В., Ладедо, К.С. Организация питания детей в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1990.

3. Буре, Р.С., Михайленко, Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). – М., 1998.

4. Гербова, В. Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2 - 4 года) // Ребенок в детском саду. - 2001.- № 5.

5. Доронова, Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание. – 1984. - № 2.

6. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1988.

7. Модернизация дошкольного образования на селе / Под общ. ред. Н.С. Моровой. - М.: ВЛАДОС, 2004.

8. Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности / Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др.; Сост. Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова; Под ред. Р.А. Курбатовой. - М.: Просвещение, 1988.

9. Пензулаева, Л. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 4, № 5.

10. Работаем в малокомплектном детском саду: пособие для воспитателей / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006.

11. Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов / Сост. Ю.Е. Антонов, Р.А. Горб. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

12. Соловьева Е. Игры - занятия по формированию элементарных математических представлений. Разновозрастная группа (2,5 - 4,5 года) // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 5.

13. Теория и методика воспитательной работы / под ред. Л.В. Байбородовой, А.Э. Мельникова. - Ярославль, 2000.

14. Утренний сбор (методические рекомендации) /Сост. Исмакова Л.С., Нуруллина Г.Ю. – Н. Новгород, 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2008 - 2009 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  2. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2010 - 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2010 - 2011 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2010.
  3. Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации

    Обзор
    Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации,
  4. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к
  5. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана образовательных учреждений санкт-петербурга (1)

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного
  6. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана образовательных учреждений санкт-петербурга (2)

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного

Другие похожие документы..