Главная > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение - гимназия №12 г. Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ Бубликова Е.В..

Протокол № ___ от

«____»___________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

МОУ гимназии № 12

г. Белгород

___________ Зарубина О.К..

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ гимназия № 12

г. Белгород

__________ Норцова Р.А.

Приказ № ___ от

«___»______________2011 г.

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

8 «А», 8 «Б», 8 «В» классы

Учитель: Черникова Наталья Борисовна

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 17 часов; во 2 полугодие - 18 часов, всего за год – 35 часов.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 4.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

№ п/п

Контрольная работа

Код контролируемого элемента

1

Контрольная работа 1«Информация и информационные процессы»

1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.2.1, 1.2.2

2

Контрольная работа 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1.4.1, 1.4.2, 1.4.3

3

Контрольная работа №3(тест) «Компьютерные сети. Информационные ресурсы»

2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.4.1

4

Контрольная работа 4 «Коммуникационные технологии»

2.7.1, 2.7.2, 2.7.3, 2.7.4

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • тестирование;

  • практикум.

Критерии оценивания по информатике

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по школьному курсу «Информатика и ИКТ»

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если:

твет удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Содержание учебного курса

Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1.1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 1.2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 2.1 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 2.2 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 2.3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов».

Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 3.3 «География Интернета».

Практическая работа № 3.4 «Путешествие во всемирной паутине».

Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008

  2. Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008

  3. Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса

№ урока

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащегося

Виды контроля

Домашнее задание

примечание

ПЛАН

ФАКТ

ПЛАН

ФАКТ

ПЛАН

ФАКТ

знать

уметь

Глава 1. Информация и информационные процессы (9 часов)

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • требования к организа­ции компью­терного рабочего места;

  • особенности представления информации в живой и неживой природе.

- приводить примеры представления информации в неживой и живой природе

Предварительный, собеседование,
ПЗ1

У: 1.1.1., 1.1.2., стр .8-12

2

Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике

  • особенности представления информации в обществе и технике

  • приводить примеры представления информации в обществе и технике

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 1.1.3 – 1.1.4

Стр. 12-17

3

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Знаки: форма и значение. Знаковые системы

  • о знаковых системах, видах знаков для кодирования информации в различных средах

  • выполнять кодирование и декодирование в различных средах

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 1.2.1., 1.2.2. стр. 18-24

4

Кодирование информацииПрактическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

    • о подходах к измерению количества информации

- переводить единицы измерения информации

Текущий,
ПЗ, тест

У: 1.2.3. стр. 24-25, п/р. Стр. 126-129

5

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

    • формулу для определения количества информации

- выполнять вычисления по формуле

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 1.3.1. стр.26-28, п/р. стр. 124-126.

6

Определение количества информации. Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

    • особенности алфавитного подхода к измерению количества информации

    • выполнять вычисления при алфавитном подходе

Текущий,
ПЗ, тест

У: 1.3.2. стр. 26-30

7

Алфавитный подход к определению количества информации

    • особенности измерения количества информации при разных подходах

    • выполнять вычисления при разных подходах

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 1.3.3. стр. 30-32

8

Решение задач по теме «Количество информации»

    • особенности измерения количества информации при разных подходах

    • выполнять вычисления при разных подходах

У: стр. 26-32

9

Контрольная работа 1«Информация и информационные процессы»

итоговый, тест

Глава 2. Компьютер как универсальное устройствообработки информации (7 часов)

1

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера

  • виды ПК, базовое устройство ПК

  • базовые характеристики основных устройств ПК

  • различия и сходство между устройствами и носителями информации

- приводить примеры различных типов устройств

- расшифровывать сокращенную кодировку устройств

Предварительный, собеседование,
ПЗ2

У: 2.1., 2.2. стр.33-49, п/р стр.

2

Файлы и файловая система Практическая работа 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера

  • определение и характеристики файла

  • типы файловых систем и базовые особенности

  • определять информационный объем файла

  • пользоваться базовыми программами архивации (WINRAR), просмотра (Проводник) и обслуживания ОС

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 2.3.стр. 50-58, п/р стр.130-132.

3

Программное обеспечение компьютераПрактическая работа 2.3. Определение разрешающей способности мыши

  • назначение, схему загрузки ОС

  • виды ПО

  • устанавливать прикладное ПО

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 2.4. стр. 58-62, п/р стр. 134 – 137.

4

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

  • структуру и характеристики элементов графического интерфейса

  • устанавливать параметры базовых элементов графического интерфейса

Текущий,
ПЗ, тест

У: 2.5., 2.6. стр. 63-69, п/р стр. 137 – 139.

5

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

    • определение и базовые типы вирусов

    • назначение и возможности антивирусных программ

- запускать и устанавливать параметры работы антивирусной программы

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 2.7. стр. 69-72. п/р стр. 140 - 142

6

Правовая охрана программ и данных. Защита информацииПрактическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

    • основные законы о правовой охране интеллектуальной собственности

- определять уровень доступа к информации (знак охраны авторского права)

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 2.8 стр.72-78

7

Контрольная работа 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

итоговый, тест

Глава 3. Коммуникационные технологии (16 часов)

Передача информации. Локальные компьютерные сети

  • базовую схему передачи информации

- определять количество информации по каналу передачи информации

Предварительный, собеседование,
ПЗ3

У: 3.1. 3.2. стр. 80-84, п/р стр.143-144

Глобальная компьютерная сеть Интернет

  • определение компьютерной сети, назначение, типы ЛВС

  • определять информационный объем файла

  • пользоваться базовыми программами архивации (WINRAR), просмотра (Проводник) и обслуживания ОС

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 3.3.1. , 3.3.2. стр.84-91, п/р стр. 144 – 148

Глобальная компьютерная сеть Интернет

  • определение, назначение, схему адресации

  • определять адрес ПК

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 3.3.3. стр.91-94, п/р стр.149 - 151

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина

  • принципы маршрутизации и транспортировки данных в Интернете

  • приводить примеры различных способов доставки данных по Интернет

Текущий,
ПЗ, тест

3.4.1.стр94- 97, п/р стр. 151 - 154

Информационные ресурсы Интернета. Электронная почта

    • назначение услуги и способы доступа

- использовать возможности услуги

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 3.4.2. стр. 98 — 100, п/р стр 155-158

Информационные ресурсы Интернета. Файловые архивы

    • назначение услуги и способы доступа

- использовать возможности услуги

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 3.4.3. стр 100 — 102, п/р стр. 158 - 161

Информационные ресурсы Интернета. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете

  • назначение услуги и способы доступа

- использовать возможности услуги

Предварительный, собеседование,

У: 3.4.4 - 3.4.6 стр. 102 - 107

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете

  • назначение услуги и способы доступа

  • использовать возможности услуги в различных условиях выбора

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 3.5. 3.6. стр 107 -112, п/р стр. 161 - 165

Контрольная работа №3(тест) «Компьютерные сети. Информационные ресурсы»

  • назначение, способы создания и использования Web-страницы

  • создавать Web-страницы

У: 3.7.1, 3.7.2. стр. 113 -115

Web-страницы и Web-сайты Структура Web-страницы

Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа 3.8.Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

  • структуру соответствующих тегов

  • устанавливать параметры тегов

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 3.7.3, стр 115 — 116, п/р стр 165 - 172

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Практическая работа 3.8.Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

    • структуру соответствующих тегов

- устанавливать параметры тегов

Текущий,
ПЗ, тест

У: 3.7.4, 3.7.5. стр 117 — 119, п/р стр 165 - 172

Списки на Web-страницах. Практическая работа 3.8.Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

    • структуру используемых тегов

- устанавливать параметры тегов

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 3.7.6 стр 119 — 120, п/р стр 165 - 172

Интерактивные формы на Web-страницах Практическая работа 3.8.Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

    • структуру используемых тегов

    • устанавливать параметры тегов

Текущий,
опрос, ПЗ

У: 3.7.7 стр 120 -123, п/р стр 165 - 172

Разработка Web — сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Защита Web-сайта

    • структуру используемых тегов

    • устанавливать параметры тегов

ПЗ

У: 3.7.1 — 3.7.7.стр 113 — 172, п/р стр 165 - 172

Повторение. Коммуникационные технологии. Подготовка к контрольной работе

    • структуру используемых тегов

    • устанавливать параметры тегов

ПЗ

У: 3.7.1 — 3.7.7. стр 113 - 172

Контрольная работа 4 «Коммуникационные технологии.»

итоговый,
тест, ПЗ

Повторение. Информация и информационные процессы

П.1.1 с. 8
контр. вопросы, ПЗ

Повторение. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

П.2.1 с. 33
контр. вопросы, ПЗ

Повторение. Коммуникационные технологии.

П.3.1 с. 80
контр. вопросы, ПЗ

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучаемых в 8-м классе по УМК «Информатика и ИКТ» Н.Д.Угриновича

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий4.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения5:информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения:обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web -страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор WеЬ-страниц.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008

  2. Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008

  3. Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.

1 ПЗ – практическое задание

2 ПЗ – практическое задание

3 ПЗ – практическое задание

4 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

5 Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Угриновича учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов

    Рабочая программа
    ... информатике и ИКТсоставленанаоснове авторской программыУгриновича Н.Д. с учетомпримернойпрограммыосновногообщегообразованияпокурсу «Информатика и ИКТ» и кодификатораэлементовсодержаниядлясоставленияконтрольныхизмерительныхматериалов ...
  2. Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Угриновича учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (год издания 2009) и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных

    Рабочая программа
    ... наоснове авторской программыУгриновича Н.Д. с учетомпримернойпрограммыосновногообщегообразованияпокурсу «Информатика и ИКТ» (год издания 2009) и кодификатораэлементовсодержаниядлясоставленияконтрольныхизмерительныхматериалов ...
  3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Угриновича учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных

    Программа
    ... информатике и ИКТсоставленанаоснове авторской программыУгриновича Н.Д. с учетомпримернойпрограммыосновногообщегообразованияпокурсу «Информатика и ИКТ» и кодификатораэлементовсодержаниядлясоставленияконтрольныхизмерительныхматериалов ...
  4. Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе Угриновича учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (2009) на базовом уровне и кодификатора элементов

    Рабочая программа
    ... авторской программыУгриновича Н.Д. с учетомпримернойпрограммы среднего (полного) общегообразованияпокурсу «Информатика и ИКТ» (2009) на базовом уровне и кодификатораэлементовсодержаниядлясоставленияконтрольныхизмерительныхматериалов (КИМ ...
  5. Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе Угриновича учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания

    Пояснительная записка
    ... наоснове авторской программыУгриновича Н.Д. с учетомпримернойпрограммы среднего (полного) общегообразованияпокурсу «Информатика и ИКТ»на базовом уровне и кодификатораэлементовсодержаниядлясоставленияконтрольныхизмерительныхматериалов ...

Другие похожие документы..