textarchive.ru

Главная > Документ


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2006 г. N 268-п

ОБ УТОЧНЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, распоряжения Правительства автономного округа от 26 июня 2006 года N 246-рп "О проведении научно-исследовательской работы по уточнению Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2015 года", решения координационного совета по вопросам демографической политики от 9 августа 2006 года N 8, в целях определения стратегии демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительство автономного округа постановляет:

1. Принять к сведению информацию о демографической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

2. Одобрить уточненную Концепцию демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2015 года (далее - уточненная Концепция), (прилагается).

3. Исполнительным органам государственной власти автономного округа:

3.1. Провести анализ действующих нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих вопросы демографического развития, и подготовить предложения по приведению нормативных правовых актов автономного округа в соответствие с уточненной Концепцией.

3.2. При планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами руководствоваться положениями уточненной Концепции.

3.3. Предусмотреть разработку мероприятий, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности и сохранение баланса трудовых ресурсов в результате проведения комплексной демографической политики.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства автономного округа Западнову Н.Л.

Председатель Правительства

автономного округа

А.В.ФИЛИПЕНКО

Приложение

к постановлению Правительства

автономного округа

от 23 ноября 2006 г. N 268-п

УТОЧНЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Введение

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в одном из первых субъектов РФ, в сентябре 2003 года постановлением Правительства автономного округа была утверждена Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2015 года (далее - Концепция). Она явилась базовым документом в системе демографически ориентированного законодательства. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - это один из немногих регионов России, где триединая схема демографической политики была выстроена логически правильно: Концепция - правовые акты (законы и другие нормы) - мероприятия (экономические, организационные, пропагандистские).

В Концепции нашли отражение четыре важных положения:

а) автономный округ, имея восходящую демографическую динамику, нуждается в привлечении постоянного населения, из которого черпаются основные ресурсы рабочей силы, дополняемые привлечением временных трудовых мигрантов и частичным использованием вахтового метода;

б) территория автономного округа относится к зоне обитания малочисленных коренных народов Севера, которым должны быть обеспечены нормальная жизнедеятельность и условия развития традиционных отраслей хозяйства;

в) экстремальные природные условия не только увеличивают издержки производства, но и существенно повышают затраты на содержание населения, в связи с этим вопрос проживания лиц, не занятых в экономике или воспитанием детей в многопоколенных семьях, требует дополнительного осмысления;

г) формирование постоянного состава жителей автономного округа - это основа жизнедеятельности и тех, кто временно занят в экономике, а это предполагает сохранение в жизнеобеспечении всего населения автономного округа преимуществ по сравнению с обычными районами.

В соответствии с Концепцией уже в октябре 2003 года Правительством автономного округа был принят план первоочередных мероприятий по сохранению демографического потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2003 - 2004 годы. Эти меры включали пакет нормативных документов: Законы автономного округа "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры" на 2003 - 2005 годы"; "О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы"; "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на 2003 - 2006 годы"; постановление Губернатора автономного округа "О программе МЖК в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре "Молодой семье - доступное жилье"; постановление Правительства автономного округа "О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Были приняты и реализовались организационные и информационно-пропагандистские меры, направленные на совершенствование демографического развития автономного округа. В автономном округе был создан Координационный совет по вопросам демографической политики. В этом отношении автономный округ опередил не только почти все субъекты Федерации, но и Россию в целом.

С 2002 года - отправного года разработки и реализации Концепции демографической политики автономного округа - минуло более 4-х лет, в течение которых произошел ряд событий, повлиявших на характер траектории демографического развития страны и ее регионов. Изменилось и отношение к демографическим процессам со стороны государства и всего российского общества.

Исходя из того, что демографическая ситуация в стране продолжает оставаться критической (вслед за ростом рождаемости, вызванным, главным образом, структурными факторами, вновь продолжился ее спад, смертность достигла крайне высокого, недопустимого уровня, внешняя миграция перестала пополнять население) и численность населения (с 2007 года и его трудоспособная часть) ежегодно сокращается на 700 - 800 тысяч человек, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации сформулировал конкретную программу выхода России из демографического кризиса. Возможность принятия такой затратной программы стала возможной благодаря финансово-экономическому оздоровлению страны. К настоящему времени уточнена Концепция демографического развития РФ в свете Послания Президента страны и продолжается разработка на этой основе программы повышения рождаемости, сокращения смертности и проведения более активной миграционной политики, что делает целесообразным осуществление подобных шагов и на уровне субъектов Российской Федерации.

Важность проведения подобной работы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, помимо вышеприведенных аргументов, обусловлена также тем, что в прежней Концепции не были учтены возможные изменения траектории демографического развития автономного округа в период с 2005 по 2025 годы, обострение демографической ситуации в стране (особенно сокращение внешнего миграционного прироста), возникновение новых экономических возможностей и др. К тому же в Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, кстати, как и на федеральном уровне, не были прописаны конкретные пороговые значения демографических показателей, достижение которых могло бы контролироваться властными структурами. Всем этим и обусловлена необходимость уточнения цели и задач демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обоснования стратегии его демографического развития на период до 2025 года.

Раздел I. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

И ПРОИСШЕДШИЕ С НЕЙ В XXI ВЕКЕ СДВИГИ

1.1. Место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в экономических и демографических координатах России. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, расположенный в центральной части Западно-Сибирской низменности, представляет крупное административно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и важнейшим по многим демографическим и экономическим параметрам регионом российского Севера. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает в стране первое место по добыче нефти, второе - по выработке электроэнергии, по инвестициям в основной капитал, третье - по добыче газа и т.д. На долю Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приходится примерно десятая часть налоговых поступлений в общероссийский бюджет. Душевое производство валового регионального продукта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре почти в 7 раз превышает среднероссийский уровень.

Это - самый крупный по численности населения регион, полностью относимый к северным местностям; по числу жителей он занимает 42 место среди всех субъектов РФ. Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры превышает вдвое число жителей шести остальных северных автономных округов. Оно больше, чем население во всех северных субъектах Российской Федерации (исключение - Архангельская область). Более того, численность населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры превышает число жителей в Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях, вместе взятых.

Стратегия демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обусловлена рядом обстоятельств:

Во-первых, будучи частью Российской Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в своем развитии не может находиться вне общих для страны социально-экономических и демографических координат, вне единых геополитических интересов государства. Естественно, поэтому демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должно быть в русле той цели и тех задач, которые стоят перед страной в настоящее время.

Во-вторых, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - это один из важнейших регионов Российского Севера. На долю северных районов приходится 64 процента территории страны, протянувшейся от границы с Норвегией (Кольский полуостров) до Берингова пролива, отделяющего Россию от США (Чукотка). Все эти регионы либо омываются Северным Ледовитым океаном, либо, располагаясь вблизи от него, они значительно удалены от основных экономических, культурных и рекреационных центров страны. Вместе с тем, российский Север, будучи слабо заселенным (плотность населения ниже, чем в остальных районах в 20 с лишним раз), сосредоточивает основную часть природных богатств страны.

В недрах северных территорий, в водах рек и омывающих эти территории морей сосредоточены, прежде всего, основные невозобновляемые ресурсы: нефть (4/5 российских запасов), газ (свыше 2/3), почти все алмазы и золото, а также такие возобновляемые богатства, как лес, рыба и морепродукты. Значение Севера для будущего России усиливается его экологической уникальностью (лесные массивы и северная тундра - важнейшие регуляторы нормальной жизни земной биосферы), геополитическим положением этой зоны страны (военно-морские базы, обеспечивающие неконтролируемый выход флота в мировой океан, основные рыбные и транспортные порты), а также этнографической составляющей, представляющей важную гуманитарную компоненту современной цивилизации.

В-третьих, использованию богатейшего природно-сырьевого потенциала Севера противостоят экстремальные условия. Большая часть северных территорий находится в экстремальной природной среде. Для них характерны суровые природные условия: непродолжительный безморозный период, низкие среднегодовые температуры, сильные ветры, повышенная влажность воздуха, полярная ночь, резкие перепады давления, пониженное содержание кислорода в атмосфере. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре зима продолжается 7 месяцев с октября по апрель, устойчивый снежный покров сохраняется до 200 дней, среднегодовая температура воздуха отрицательная и в разных местах колеблется от минус 1,5 до минус 4,5 градуса. В связи с действием природных и иных удорожающих факторов на Севере значительно выше издержки производства, чем в старообжитых районах, расположенных в умеренной зоне. В северных районах существенно больше затраты на жизнеобеспечение населения: выше стоимость жилья, учреждений и предприятий социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры, дороже и требуется больший объем продовольствия, одежды, обуви, велики расходы на организацию отдыха, лечения, оздоровительных мероприятий.

В-четвертых, всем регионам Севера в той или иной мере присущ ряд демографических особенностей. Население Севера отличается от населения обычных районов специфической возрастно-половой структурой. По общему правилу на Севере выше доля мужчин, чем в населении других районов (в 2002 г. в РФ в целом на 1000 мужчин приходилось 1147 женщин, а в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 1011). В северных районах проживает и более молодое население: выше, чем по России в среднем, доля лиц трудоспособного возраста (в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 68,3% против 56,9% по РФ) и ниже удельный вес пожилых (соответственно 9,4 и 26,4%). Средний возраст населения, прежде всего, автономных округов на 4 - 7 лет ниже, чем в среднем по стране. Более молодое население предъявляет иные требования к развитию отраслей социальной инфраструктуры и другим компонентам жизнеобеспечения.

В-пятых, на Севере население не только более молодое по возрасту, но и по времени формирования. Генетическая (от генезис) структура населения северных территорий существенно отличается от подобной структуры в старообжитых районах тем, что в населении первых значительно меньше доля постоянных жителей, чем в населении вторых. Происходившие изменения в последние 12 - 14 лет в экономическом и демографическом развитии страны и ее регионов внесли коррективы в генетический состав населения. Так, за межпереписной период доля уроженцев в населении и тех, кто прожил в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре десять и более лет (постоянные жители), увеличилась с 41,1 процента в 1989 году до 71,2 процента, а численность новоселов (проживших в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре менее 10 лет) снизилась с 58,9 процента до 28,8 процента. Если данные переписи населения 2002 года верны, то это колоссальный прогресс в формировании постоянного населения.

В-шестых, существенными особенностями характеризуется также расселение населения в северных территориях. На Севере крайне низкая плотность населения, в ряде регионов она меньше одного человека на квадратный километр. Здесь показатели плотности населения колеблются от менее 0,1 человека на кв. км (Долгано-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа) до 2,5 - 2,7 (Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Архангельская область). Исключение составляет лишь Мурманская область (6,8). Размещение населения носит в основном очаговый характер, т.к. населенные пункты городского типа приурочены к предприятиям добывающих отраслей. Подобное расселение увеличивает радиусы обслуживания населения, делает недоступными для части населения многие социальные услуги, что особенно существенно влияет на медицинское обслуживание. Именно поэтому занятость в отраслях социальной инфраструктуры на Севере должна быть выше, чем в других районах, хотя в настоящее время наблюдается обратная картина.

В-седьмых, каждый регион России имеет свою специфику. Но особенно специфичны северные территории, причем Ханты-Мансийский автономный округ - Югра специфичен даже для районов Севера. Прежде всего, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - это не только одна из наиболее плотно заселенных местностей Российского Севера (здесь показатели плотности такие же, как и в давно заселенных Архангельской, Амурской, Иркутской, Томской, Читинской и ряде других областей), не только регион, на долю которого приходится почти целый процент населения страны (это больше, чем удельный вес Мурманской и Магаданской областей, вместе взятых), но и один из немногих субъектов РФ, имеющий положительную демографическую динамику. Уменьшение населения в районах Севера все последние годы происходило вследствие его переизбытка, сокращения потребности в рабочей силе в связи с падением объемов производства и завершения процесса заселения этих территорий в прошлом. Лишь в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах население продолжало расти.

С начала интенсивного хозяйственного освоения (середина 60-х годов) население Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выросло в 10 раз. Правда, за все 90-е годы оно увеличилось примерно на 10 процентов, т.к. процесс бурной колонизации к концу XX столетия завершился. Тем не менее и в настоящее время рост населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры происходит как за счет внешней для него миграции, так и за счет естественного прироста, что наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе и еще восьми национальных республиках Северного Кавказа и Сибири. Это во многом определяется тем, что демографические показатели (суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни) и их динамика в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре лучше, чем в большинстве регионов России, вошедших в полосу затяжной депопуляции. Вместе с тем, роль миграционной компоненты в общей демографической динамике ныне намного меньше, чем это было 20 - 25 лет назад. В современных условиях Ханты-Мансийский автономный округ - Югра приблизился к тем демографическим параметрам, которые могут обеспечить ему прекращение роста населения, выдвинув на первый план его стабилизацию.

Другой особенностью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является высокая степень урбанизации. Уровень урбанизации в промышленно-освоенных районах Севера намного выше, чем в других территориях, в том числе и в таких автономных округах, как Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Эвенкийский и даже Чукотский. При средней доле городского населения по России в 73 процента в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как и в Мурманской и Магаданской областях, он превышает 91%. Из 105 городов российского Севера 16 приходятся на Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, причем два из них - с населением свыше 200 тыс. жителей. Всего таких городов на Севере - 5, включая Мурманск и Архангельск. В 16 городах и 24 поселках городского типа, приуроченных в основном к предприятиям нефтяной и газовой промышленности, проживает преимущественно пришлое население. Остальные, в том числе большая часть малочисленных народов Севера, проживают в 70 сельских образованиях.

Численность малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, согласно переписи 1989 года не превышала 20 тыс. человек. К 2002 году численность манси и ханты увеличилась до 27 тыс. человек, или возросла в 1,35 раза при общем сокращении численности населения страны. Повышению численности населения коренных малочисленных народов способствовали следующие факторы:

КонсультантПлюс: примечание.

Даты указаны в соответствии с официальным текстом документа.

стабилизация уровня рождаемости и снижение смертности наметили тенденцию к увеличению естественного прироста коренного малочисленного населения Севера (200 г. - 6,7; 2004 г. - 9,7);

увеличение количества смешанных браков; удельный вес смешанных семей составляет до половины и выше от общего числа малочисленных народов Севера;

переопределение национальной самоидентификации (подобное происходило и с другими народами России, в частности, русскими стали 1,8 млн. бывших украинцев).

Ныне доля коренных народов, хотя и выросла до 1,9 процента против 1,5 процента в 1989 году, но в населении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры остается самой низкой среди всех автономных округов и национальных республик, относимых к северным районам. В населении Ямало-Ненецкого автономного округа доля малочисленных народов Севера больше, чем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в 4 раза, в Долгано-Ненецком и Эвенкийском автономных округах - в 10 раз и т.д. Малочисленные народы в основном размещены в сельской местности, в составе жителей которой существенную долю составляет пришлое население, во многом не связанное с сельским хозяйством. Специфика расселения и, по сути, незначительная численность и доля сельского, в т.ч. сельскохозяйственного населения, обусловливают слабое развитие агропромышленного комплекса. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на долю собственной продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности приходится 0,2 и 0,4 процента в соответствующих отраслях России. Это создает трудности в обеспечении населения скоропортящейся и иной потребительской продукцией, в формировании постоянного населения и стабильных кадров.

1.2. Рождаемость в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Уровень и тенденции рождаемости во многом определяют характер режима воспроизводства населения, динамику его численности.

Таблица 1.1.2

Динамика общих показателей рождаемости

в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

в 1995 - 2005 гг. <1>

--------------------------------

<1> Представленные в этом разделе данные отличаются от публиковавшихся ранее, так как были пересчитаны Росстатом с учетом результатов переписи населения 2002 года

Годы

Абсолютное число
родившихся

Общий коэффициент рождаемости
(число родившихся на 1000 населения)

1999

14728

10,8

2000

15579

11,4

2001

17130

12,3

2002

19051

13,4

2003

19883

13,7

2004

20377

13,9

2005

19958

13,5

Начиная с 2000 и до 2004 года общие показатели рождаемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как и в целом по России, повышались. В 2004 году абсолютное число родившихся было на 38,4 процента больше, чем в 1999 году. Общий коэффициент рождаемости за эти годы вырос на 28,7 процента. Эти различия в динамике двух показателей связаны с тем, что одновременно росла общая численность населения, т.е. знаменатель при расчете общего коэффициента рождаемости.

Прирост общих показателей рождаемости в начале XXI века был вызван как благоприятными сдвигами в возрастном составе населения (в репродуктивный возраст входили женщины, родившиеся в 1980-е гг., когда, как отмечалось выше, имел место некоторый прирост числа родившихся), так и реальным повышением возрастных коэффициентов рождаемости, о чем речь будет идти ниже.

Доля женщин репродуктивного возраста (15 - 49 лет) в среднегодовой общей численности населения автономного округа практически не изменилась: 1999 год - 31,9%, 2004 год - 32,0%. Однако произошли существенные сдвиги в возрастном составе самих женщин репродуктивного возраста. Если в 1999 году доля 20 - 29-летних женщин среди всех женщин репродуктивного возраста составляла 26,0 процента, то в 2004 году она равнялась 28,1 процента.

Основной вклад в изменение общих показателей рождаемости в 2004 году по сравнению с 1999 годом внес прирост возрастных коэффициентов рождаемости, который обусловил 84,7 процента повышения общего коэффициента рождаемости. На долю изменений в половозрастном составе населения пришлось 15,3 процента. В целом по России это соотношение было несколько иным: увеличение возрастных коэффициентов рождаемости обеспечило 67,2 процента прироста общего коэффициента рождаемости в 2004 году по сравнению с 1999 годом, а благоприятные сдвиги в структуре населения - 32,8 процента. Таким образом, рост общих показателей рождаемости в Ханты-Мансийском автономном округе в 2004 году по сравнению с 1999 годом в большей степени, чем в целом по России, был обусловлен повышением собственно уровня рождаемости.

В 2005 году заметно сократились по сравнению с 2004 годом как абсолютное число родившихся (на 2,1 процента), так и общий коэффициент рождаемости (на 2,9 процента). Схожая ситуация имела место и в целом по стране. Это снижение полностью обусловлено уменьшением возрастных коэффициентов рождаемости, тогда как возрастной состав населения продолжал улучшаться.

Общий коэффициент рождаемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре выше, чем в целом по России (2005 год - 10,2 процента) и по Уральскому федеральному округу (2005 год - 11,1 процента). Эти отличия связаны как с собственно уровнем рождаемости, так и с особенностями возрастного состава населения. Если в среднегодовой численности населения России за 2004 год женщины репродуктивного возраста составляли 27,7 процента, то в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как отмечалось выше, - 32,0 процента.

В 2004 году общий коэффициент рождаемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре был на треть больше, чем в среднем по России. На 56,6 процента это было обусловлено более высокими возрастными коэффициентами рождаемости, а на 43,4 процента - более благоприятным возрастным составом населения.

Таблица 1.2.2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры департамент труда и занятости населения ханты-мансийского автономного округа - югры состояние

    Автореферат диссертации
    ... Губернатора, ПравительствеХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры и иных исполнительных органах государственной власти автономногоокруга (постановление Губернатора Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югрыот 14.07.2006 № 97 ...
  2. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение (1)

    Документ
    ... -2013 годы”; ПостановлениеПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот23.06.2011 № 239-п “О внесении изменений в ПостановлениеПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот 10.11.2010 ...
  3. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры постановление от 22 января 2007 г n 7-п об утверждении положения об управлении государственного

    Постановление
    ... ЗАКАЗА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГА - ЮГРЫ В соответствии с постановлением Губернатора автономногоокругаот 14 ноября2006 года N 148 "О создании Управления государственного заказа Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры" ...
  4. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение (5)

    Документ
    ... в соответствии с постановлениемПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот 30 ноября 2007 г. № 306-п “О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры. Объем средств ...
  5. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение (3)

    Документ
    ... округов и муниципальных районов», распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 № 1313-р, постановления Губернатора Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот ... Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры» на 2006 ... от23ноября ...

Другие похожие документы..