textarchive.ru

Главная > Программа


ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Все дети могут успешно учиться,

если школа умеет учить.

Д.Г. Левитас

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»1.

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1.познавательные и учебные мотивы; 2. учебную цель; 3. учебную задачу; 4.учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования:

  • устанавливает ценностные ориентира начального общего образования;

  • определяет понятие функции, состав и характер УУД в младшем школьном возрасте;

  • выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов;

  • реализуется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность;

  • обеспечивает формирование навыков участия обучающихся 1-4-х классов в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, конкурс исследовательских и проектных работ, национально-образовательные программы и т.д.)

  • определяет условия обеспечения преемственности у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;

  • обеспечивает формирование и развитие компетенции обучающихся 1-4-х классов в области информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентаций выполненных работ, основам информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет.

Перечень универсальных учебных действий подробно представлен в ФГОС НОО. Далее в Программе формирования универсальных учебных действий мы будем говорить об УУД в терминологии Образовательной системы «Школа 2100», т.к. в 1-4-х классах МОУ ОГ № 25 города Архангельска реализуется Образовательная системе «Школа 2100».

В программе формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования представлены:

  1. Пояснительная записка:

    • нормативно-правовая основа;

    • цель программы;

    • задачи программы;

    • ценностные ориентиры содержания начального общего образования;

    • характеристика видов УУД, место УУД в учебно-воспитательном процессе;

    • описание типических свойств методической Образовательной системы «Школа 2100»;

    • описание роли образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий.

2.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

3.Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

4.Планируемые результаты.

5.Диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности УУД.

1.1. Нормативно-правовая основа реализации Программы формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования.

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992, № 3266-1 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16.12.2007 года);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010, приказ № 271;

- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

-Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

-Фундаментальное ядро содержания общего образования;

-Примерная программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе;

- Примерные программы начального общего образования;

- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе;

- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009, № 15785;

- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010, № 1241 «О внесении изменений в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009, № 373», зарегистрирован в Минюст России от 04.02.2011, № 19707;

- Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010, № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюст России от 03.02.2011, № 19682;

- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010, № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, зарегистрирован в Минюст России от 02.02.2011, № 19676;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010, № 189, зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011, № 19993);

- Стратегия развития системы образования города Архангельска на период до 2020 года;

- Стратегия развития системы образования МОУ ОГ № 25 города Архангельска на период до 2020 года;

- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы.

- Устав МОУ ОГ № 25 города Архангельска;

- Учебный план I ступени обучения (1-4 классы) на 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные года МОУ ОГ № 25 города Архангельска (ФГОС НОО 2009);

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения образовательной программы начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная гимназия № 25» города Архангельска;

-Положение об оценке результатов обучения, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в 1-4-х классах муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная гимназия № 25» города Архангельска;

-Положение о рабочей программе учителя начальных классов по учебному предмету МОУ ОГ № 25 города Архангельска;

-Положение о портфолио обучающегося начальной школы муниципального образовательного учреждения МОУ ОГ № 25 города Архангельска.

Цель программы формирования универсальных учебных действий - обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках реализации Образовательной системы «Школа 2100».

Реализация этой цели предполагает решение следующихзадач:

1.определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;

2.показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

3.определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

4. формирование ИКТ-компетентности обучающихся 1-4-х классов;

5.формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 1-4-х классов;

6.внедрение в практику деятельности гимназии проекта «Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования».

1.2. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования.

От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражает следующие целевые установки системы начального общего образования:

- формирование основ гражданской идентичности;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности;

-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Ценностные ориентиры содержания образования

на ступени начального общего образования в рамках реализации

образовательной системы «Школа 2100».

Личностные ценности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающиеся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

1.3. Характеристика видов универсальных учебных действий (УУД), место УУД в учебно-воспитательном процессе.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (оценивать ситуации и поступки, объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности обучающихся. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция (определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществить действия по реализации плана, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его).

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы (Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли (Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понять другие позиции (взгляды, интересы), договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща).

Формы организации образовательного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий.

Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

  • универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Формы учебной деятельности как условие формирования

универсальных учебных действий

Учебное сотрудничество

Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Творческая, проектная,

учебно – исследовательская

деятельность

Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально – значимых инициатив и др.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов.

Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативныхумений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Контрольно – оценочная и

рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция.

Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

  • постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);

  • предметом оценивания являются учебные действия и их результаты, способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;

  • организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

  • формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

  • формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

  • организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

Трудовая деятельность

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Спортивная деятельность

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевыекачества личности, коммуникативные и регулятивные действия.

Формы организации образовательного пространства, способствующего формированию УУД

Урок:

- проблемная ситуация;

- диалог;

- взаимообучение;

- свободный урок;

- урок разновозрастного

сотрудничества и т.д.

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу

Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности

Конференция

Форма подведения итогов творческой деятельности

Занятие в научном обществе гимназистов

Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам

Индивидуальное занятие

Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов

Внеучебные формы

Место реализации личностных задач и интересов младших школьников. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

1.4. Описание типических свойств методической системы УМК.

«Школа 2100» изначально создавалась как развивающая образовательная система для массовой школы. Реализация этого замысла была подтверждена заключениями РАО (2005 и 2010 года), премией Правительства Российской Федерации за создание новой образовательной системы и итогами трехлетнего совместного эксперимента РАО и ОС «Школы 2100» по организации преемственности между начальной и основной школой в контексте получения нового образовательного результата.

На чём основаны достижения

Образовательной системы «Школа 2100»?

Главное - это идеи развивающего образования, которые в Образовательной системе «Школа 2100» не просто декларируются, но реализуются в содержании и методическом аппарате всего УМК.

В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий. В материалах по проекту стандарта 2004 года было сказано, что «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». В соответствии с указанными приоритетами обучения в материалах Образовательной системы «Школа 2100» в качестве основного способа достижения цели образования – выращивания функционально грамотной личности – рассматривалось формирование и развитие общеучебных умений.

Внимательное изучение перечня общеучебных умений Образовательной системы «Школа 2100» и сопоставление его с универсальными учебными действиями по материалам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования позволяет сделать вывод о том, что фактически в документах «Школы 2100» были приведены перечни универсальных учебных действий, а принятая в 2004 году терминология отражала требования проекта стандарта.

С результатами сравнения подходов к выделению личностных и метапредметных результатов в материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в Образовательной системе «Школа 2100» можно познакомиться по таблице.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования 1 пояснительная записка

    Программа
    ... «Школа 2100». В программеформированияуниверсальныхучебныхдействий (УУД) у обучающихсянаступениначальногообщегообразования представлены: Пояснительнаязаписка: нормативно-правовая основа; цель программы; задачи программы; ценностные ориентиры ...
  2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Программаформированияуниверсальныхучебныхдействий у обучающихсянаступениначальногообщегообразования Цель программы: ... дополнительных программ оздоровительной направленности. Программа коррекционной работы ПояснительнаязапискаПрограмма ...
  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (1)

    Основная образовательная программа
    ... : пояснительнуюзаписку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программыначальногообщегообразования; учебный план образовательного учреждения; программуформированияуниверсальныхучебныхдействий у обучающихсяна ...
  4. Программаформирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    ... УНИВЕРСАЛЬНЫХУЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯНАСТУПЕНИНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ 2011 Пояснительнаязаписка Важнейшей задачей современной системы образования является формированиеуниверсальныхучебныхдействий, обеспечивающих ...
  5. Утверждена на заседании педагогического совета моу сош №10 (протокол №4 от 30 03 2011г ) и на заседании управляющего совета моу сош №10 (протокол №1 от 01 04 2011г ) основная образовательная программа начального общего образования моу сош №10

    Основная образовательная программа
    ... Программаформированияуниверсальныхучебныхдействий у обучающихсянаступениначальногообщегообразованияПояснительнаязаписка Важнейшей задачей современной системы образования является формированиеуниверсальныхучебныхдействий, обеспечивающих ...

Другие похожие документы..