textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ

Москва 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

    1. Общие положения…………………………………………………….….. 6

    2. Допуск водителей к осуществлению перевозок пассажиров

автобусами ………………………..……………………………..……….. 6

    1. Основные обязанности водительского состава………………………… 7

    2. Виды инструктажей и их структура………………………………….…. 8

5. Порядок проведения стажировки водителей автобусов……………..… 9

6. Повышение квалификации водительского состава…………………..… 12

7. О порядке проведения медосмотров и контроля за состоянием

здоровья водителя……………………………………………………….……. 13

8. Порядок контроля уровня психофизиологических качеств

водителя…………………………………………………………………….… 14

9. Мотивация обеспечения надежности водителей автобусов ………….. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Дополнения и изменения к единому тарифно-

квалификационному справочнику работ и

профессий рабочих (Извлечения)…………………….. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примерное содержание предрейсового инструктажа

водителей……………………………………………… 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Организация стажировки водителей автобусов………….. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Комплекс тестовых упражнений для проведения

предмаршрутной стажировки…………………………….. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Программа ежегодных занятий с водителями авто-

транспортных организаций……………………………. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Организация и порядок проведения предрейсовых

медицинских осмотров водителей автотранспортных

средств………………………………………………….. 45

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ……………………………. 46

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов является одним из важнейших направлений деятельности служб пассажирских автотранспортных предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров (далее АТП), лиц, ответственных за безопасность дорожного движения. По данным ГИБДД МВД России ошибки, связанные с человеческим фактором, присутствуют, примерно, в 80% дорожно-транспортных происшествий. Данная многолетняя статистическая закономерность определяет приоритетную роль водителя в обеспечении безопасности дорожного движения, системы «Автомобиль-водитель-дорога».

Длительное время в России проблема безопасности дорожного движения с позиции водительского фактора рассматривалась, главным образом, как дисциплинарная, т.е. решаемая путем ужесточения санкций. Ужесточение наказаний за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) считалось самым главным способом профилактических мер снижения уровня аварийности. Однако, как международный опыт, так и практика применения российского законодательства выявили его несостоятельность.

Значительно более перспективными направлениями являются повышение надежности водителей с использованием методов профотбора (профподбора), обучения (повышения квалификации) и мотивации к безопасному управлению автотранспортным средством. В настоящее время, большая часть нарушений водителями автобусов правил дорожного движения (в том числе и приведших к дорожно-транспортным происшествиям) вызвана не сознательным желанием рисковать, а комплексом проблем, имеющихся в обучении, неадекватной оценки своего профессионального уровня и незнанием психофизиологических возможностей, а также недооценкой, во многих случаях, степени опасности дорожно-транспортной ситуации.

При разработке настоящих Методических рекомендаций по обеспечению надежности водителей автобусов (далее – Рекомендации) под надежностью водителя понималась его способность в течение определенного времени работать «без отказов», то есть без ошибок в управлении транспортным средством (в нашем случае автобусом), без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий. Надежность водителя складывается из следующих составляющих:

1) Профессиональная – включает совокупность знаний, навыков и умений, необходимых для безопасного управления автобусом в широком диапазоне дорожных и природно-климатических условий.

2) Медицинская - наличие заболеваний (гипертония, ишемия, язва желудка и др.), резкие проявления которых в процессе движения автобуса могут вызвать потери контроля за его управлением.

3) Психофизиологическая – комплекс индивидуальных качеств водителя (время реакции, распределение внимания, память, точность движения и др.), недостатки которых могут способствовать возникновению ошибочных действий водителя при управлении автобусом, особенно при возникновении критических ситуаций в дорожном движении.

4) Социально-психологическая – совокупность морально-этических качеств водителя, определяющая его правопослушность в дорожной среде.

Надежность водителя может быть обеспечена (повышена) путем воздействия на каждую из перечисленных составляющих. На повышение уровня профессионального мастерства направлена система повышения квалификации водительского состава; на повышение медицинской и психофизиологической составляющих направлены контроль за состоянием здоровья и режимом труда и отдыха и внедрение методов профотбора (профподбора) водительских кадров; социально-психологическая составляющая определяется применением пропагандистских и воспитательных мер.

Профессиональная составляющая включает знание ПДД и умение использовать эти знания на практике, умение управлять автобусом в различных дорожно-климатических условиях, а также социальную адаптивность, в первую очередь, с пассажирами.

Уровень здоровья водителя оценивается и контролируется на основе ряда требований соответствующих законодательных и подзаконных актов. Психофизиологическая оценка степени развития индивидуальных свойств и качеств водителей в настоящее время не применяется из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. Хотя она является необходимой для подбора водителей, распределения и закрепления их на маршрутах различной сложности, особенно, при перевозках пассажиров в сложных дорожных условиях, перевозке детей. Создание и использование инструментария, позволяющего оценить индивидуальные качества водителя, влияющие на безопасное управление автобусом, в первую очередь, оценки его «склонности к риску», является чрезвычайно важным.

«Ранжирование» водительского состава по критерию их квалификационного уровня, в настоящее время практически не формализовано и производится, в основном, по субъективным оценкам руководства и службы безопасности движения. Действовавшее в Советском Союзе распределение водителей «по классам» не полностью оправдано, в том числе, и потому, что присвоение высшего (первого) класса требует не достижения высокого уровня управления транспортным средством, на котором непосредственно трудится водитель, а лишь наличия соответствующей категории (которая может и не понадобиться конкретному водителю).

В настоящее время в соответствии с «Дополнениями и изменениями к единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих» (2005 г.) по профессии водителя автобуса регламентировано присвоение разрядов в зависимости от габаритной длины автобуса: 4 разряд – при управлении автобусом габаритной длиной до 7-ми метров; 5 разряд – габаритной длиной 7-12 метров; 6 разряд – свыше 12 до 15 метров; 7 разряд – свыше 15 метров.

Представляется, что такая классификация водителей автобусов не эффективна, во-первых, из-за отсутствия показателей качества управления транспортным средством; во-вторых, из-за невозможности водителя конкретного типа автобусов повышать свой разряд (и зарплату) за счет совершенствования водительского мастерства. При этом водитель микроавтобуса малой вместимости (наиболее аварийно опасного типа в настоящее время) не может получить разряд выше четвертого.

В целях поощрения водителей в АТП может быть разработано Положение об уровне квалификации (классе) водителей.

Повышение надежности водителей автобусов является одной из важнейших составляющих деятельности АТП Московской области в плане поддержания необходимого уровня безопасности дорожного движения. На решение этой задачи и направлены настоящие Рекомендации. Их внедрение направлено на унификацию решений кадровых служб и служб безопасности дорожного движения по вопросам формирования, функционирования и контроля качества профессиональной деятельности водителей.

Рекомендации предназначены для:

  • четкого распределения ответственности служб АТП, деятельность которых влияет на уровень безопасности дорожного движения;

  • разработки и реализации единой кадровой политики в сфере контроля и оценки профессиональной деятельности водительского состава;

  • решения вопросов о приеме водителей на работу и распределения по видам маршрутов и транспортных средств (автобусов);

  • выявления причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине водительского состава и нарушений ими ПДД;

  • совершенствования работы по повышению профессионального мастерства водительского состава автобусов;

  • проведения инструктажей водителей об особенностях управления автобусами в различных условиях;

  • составления планов проведения стажировок и ежегодных занятий с водительским составом автобусов;

  • организации контроля за прохождением водителями автобусов предрейсовых (межрейсовых, послерейсовых) медицинских осмотров;

  • решения вопросов о поощрении (наказании) водительского состава.

Рекомендации устанавливают общие принципы и условия, на основе которых осуществляется работа с водительским составом АТП с целью поддержания высокой работоспособности как на протяжении рабочего дня, так и всей продолжительности водительского стажа.

Требования данных Рекомендаций распространяются на все автотранспортные предприятия, организации и индивидуальных предпринимателей Московской области, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами. Индивидуальные предприниматели и предприятия, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой обеспечивают выполнение установленных норм и требований, регламентируемых настоящими Рекомендациями на основе договоров, заключаемых со специально аккредитованными автотранспортными предприятиями, образовательными учреждениями и организациями.

Внедрение Рекомендаций осуществляется на основе привязки к условиям конкретного автотранспортного предприятия с учетом количества имеющихся водителей, их профессионального уровня и возрастной структурой.

При разработке Рекомендаций учтены требования действующих нормативных актов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности водительского состава АТП.

  1. Общие положения

    1. Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов разработаны в соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения, Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 15.03.1999 № 190; Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27; Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.06.2007 № 80 «Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации», руководящим документом «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» от 20.01.1986 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.

    2. Рекомендации регламентируют деятельность АТП по обеспечению безопасности пассажирских перевозок путем повышения квалификации водителей автобусов, поддержания здоровья и оценки их психофизиологических качеств.

1.3. Требования настоящих Рекомендаций обязательны для всех организаций Московской области, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, независимо от организационно-правовой формы, размера и структуры парка подвижного состава, и индивидуальных предпринимателей.

1.4. Услуги по перевозке пассажиров АТП и водительский персонал могутсертифицироваться на добровольной основе. Порядок проведения и сертификационные требования к деятельности перевозчиков пассажиров автобусами устанавливаются соответствующими системами добровольной сертификации образованными в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

  1. Допуск водителей к осуществлению перевозок пассажиров автобусами

    1. Лицо, претендующее на работу в качестве водителя автобуса должно отвечать следующим требованиям:

  • наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

  • возраст соискателя не менее 20 лет;

  • наличие документа о прохождении медицинского освидетельствования.

2.2. В соответствии с частью 3 ст. 20 «Закона о безопасности дорожного движения» автотранспортная организация с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства может устанавливать специальные правила и предъявлять дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения. Дополнительные требования регламентируются внутрипроизводственным (внутрикорпоративным) приказом и доводятся до сведения каждого водителя, поступающего на работу.

2.3. При приеме на работу проводится теоретическое и практическое тестирование знаний, умений и навыков соискателя, а также его проверка по информационным базам ГИБДД на предмет нарушения ПДД. Ответственность за проведение теоретического и практического тестирования и проверки водителя по информационным базам ГИБДД возлагается на лицо, определенное приказом по АТП, в соответствии с действующими нормативными документами.

2.4. Лицо, поступившее в АТП на работу водителем, должно быть ознакомлено с настоящими Рекомендациями и другими нормативными правовыми документами, регламентирующими его права и обязанности, оговоренные в трудовом договоре (контракте).

2.5. К осуществлению перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, заключившие трудовой договор (контракт), прослушавшие вводный инструктаж и прошедшие стажировку. (Порядок организации и прохождения стажировки приведен в Приложении «Организация стажировки водителей автобусов»).

2.6. В настоящих Рекомендациях приводится разрядная сетка (Приложение 1) и квалификационные требования к умениям и навыкам по управлению автобусом, дающие право на присвоение водителю соответствующего разряда (с учетом типа автобуса, которым ему предстоит управлять).

2.7. В рамках существующих разрядов допускается присвоение уровня квалификации (классности) водителя в соответствии с разработанным в АТП Положением (при его наличии).

2.8. Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на АТП создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

2.9. Лицо, поступившее на работу в АТП должно пройти психофизиологическое тестирование для определения возможности его использования в пассажирских перевозках (тип автобуса, маршрут перевозок, перевозка детей и т.п.), в первую очередь, на «склонность к риску», при наличии разработанных в АТП тестов.

2.10. Водитель может быть уволен в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:

  • по его заявлению;

  • по медицинским показаниям;

  • из-за грубого нарушения* Правил внутреннего распорядка АТП, правил дорожного движения и неоднократного совершения дорожно-транспортных происшествий (по собственной вине водителя);

  • в случае отрицательного результата при прохождении стажировки и невозможности перевода его на другие работы в организации;

  • в случае отрицательного результата зачета по программе ежегодных занятий с водителями;

  • в случае нарушения трудового договора (контракта).

  1. Основные обязанности водителей автобусов

3.1. Водитель обязан соблюдать требования нормативных документов, регламентирующих правила безопасности дорожного движения, перевозок пассажиров и багажа.

3.2. Водитель должен перед выездом на линию при предъявлении водительского удостоверения получить путевой лист, пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе. После проведения осмотра автобуса водитель подает его для осмотра дежурным механиком, после чего делается отметка (подпись) о исправности автобуса.

3.3. При обнаружении неисправностей на линии водитель принимает меры к их __________________________

* грубое нарушение – нарушение, свидетельствующее о сознательном пренебрежении нормами безопасности и способные повлечь наиболее тяжкие последствия.

устранению на месте, или, в случае невозможности их устранения, возвращается в АТП, оформляет заявку по их устранению и передает ее дежурному механику, либо лицу, ответственному за выпуск автобусов на линию.

    1. При выявлении неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена в соответствии с ПДД, или угрожающих безопасности дорожного движения во время работы на линии, а также угрожающих жизни и здоровью пассажиров, водитель должен сообщить об этом диспетчеру для вызова техпомощи, обеспечив всеми возможными способами эвакуацию пассажиров.

    2. Водителю запрещается:

  • выезжать на технически неисправном автобусе;

  • работать на линии сверх времени, установленного расписанием движения автобусов;

  • нарушать нормативные значения скоростей движения на маршруте и отдельных его участков между остановочными пунктами;

  • отклоняться от утвержденного маршрута;

  • нарушать порядок остановки, посадки (высадки) пассажиров, открывания (закрывания) дверей, отъезда от остановочного пункта.

  1. Виды инструктажей и их структура

    1. Информирование водителей осуществляется посредством проведения следующих инструктажей:

  • вводный;

  • предрейсовый;

  • периодический;

  • сезонный;

  • специальный.

    1. Проведение инструктажей обеспечивают лица, определенные приказом по АТП.

    2. Вводный инструктаж проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу.

В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

  • общие сведения об АТП (размер, структура парка подвижного состава, характеристика маршрутной сети);

  • общие требования, предъявляемые к водителю, работающему в данном АТП (помимо нормативных правовых требований, водитель должен быть ознакомлен с распорядительной и иной внутрифирменной документацией по организации и безопасной эксплуатации автобусов), правилами внутреннего трудового распорядка, расположением служб в АТП, конкретными лицами, с которыми водителю будет необходимо взаимодействовать в процессе работы;

  • правила движения на территории АТП;

  • порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра, технического контроля автобуса перед выездом на линию;

  • общие особенности маршрутной сети (протяженность маршрутов, наличие опасных участков, железнодорожных переездов, путепроводов, сложных транспортных развязок и др.);

  • наличие и виды страхования в АТП;

  • основные данные об аварийности, обстоятельства и причины характерных дорожно-транспортных происшествий и инцидентов;

  • позиции заключаемого трудового договора с водителем, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения (испытательный срок, тестирование технических навыков управления автобусом, стажировка и т.д.)

4.4. Примерное содержание предрейсового инструктажа водителей представлено в Приложении 2.

Предрейсовый инструктаж (детальное уведомление) включает информацию:

  • об условиях движения и наличии опасных участков на маршрутах движения;

  • о состоянии дорожных и погодных условий, порядке проезда ж/д переездов, путепроводов, мест скопления людей;

  • о нормативах скоростных режимов движения на маршруте;

  • об особенностях перевозки детей.

Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута с указанием опасных мест.

Для водителей маршрутов большой протяженности инструктаж дополнительно содержит информацию о режиме движения, организации отдыха и приеме пищи, порядке стоянки и охраны транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей.

4.5. Периодический инструктаж проводится в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит сведения о:

  • новых нормативных правовых документах Российской Федерации, приказах, распоряжениях, регламентирующих права, обязанности и ответственность водителей;

  • действиях водителя при возникновении критических ситуаций, в том числе при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, шины и т.п.);

  • действиях водителя по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;

  • осуществлении противоугонных и противопожарных мер.

4.6. Сезонный инструктаж проводится два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит информацию:

  • об особенностях безопасного управления автомобилем в условиях гололеда, снегопада, дождя, тумана, в условиях недостаточной видимости и т.п.;

  • об увеличении транспортных и пешеходных потоков;

  • о мерах по безопасности движения в период школьных каникул;

  • о мерах предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожно-климатических условиях;

  • об анализе типичных дорожно-транспортных происшествий, допущенных в сложных метеорологических условиях.

4.7. Специальный инструктаж проводится в случаях:

  • внезапного изменения маршрута перевозок;

  • поступления оперативной информации о стихийных бедствиях, экологических катастрофах, авариях в зоне действия маршрутов перевозки организации;

  • временного прекращения движения на маршруте;

  • направления водителя в командировку;

  • совершения водителем ДТП.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К столетию Тунгусского явления Камни падают в небо Москва 2008 Камни падают в небо Издание третье дополненное и исправленное Москва 2008

    Документ
    ... в небо Издание третье дополненное и исправленное Москва2008 ББК В 655.7 Черняев Ф.Ф. Камни падают ... В.И. Коновалов. Он согласился представить автобус ПАЗ с водителем Анатолием Красиковым на двое суток ...
  2. Учебное пособие для учащихся основной ступени общеобразовательных учреждений москва 2008

    Учебное пособие
    ... основной ступени общеобразовательных учреждений МОСКВА2008 УДК ББК С РЕЦЕНЗЕНТЫ ... , поездах, переходах и электричках в метро, автобусах; 2) захват людей в заложники; 3) убийство ... сопротивляться или отдать кошелек. Водитель на крутом повороте решает ...
  3. Москва м03аика-синтез 2010

    Основная образовательная программа
    ... рамках совместного пилотного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование ... . Например, исполняя роль водителяавтобуса, ребенок командует пассажи­рами и ... и комбинированного видов: Справочное пособие. — М., 2008. У л ьенкова У. Б. Дети с ...
  4. «о дальнейших мерах по повышению безопасности дорожного движения снижению числа погибших при дорожно-транспортных происшествиях»

    Доклад
    ... по вине водителейавтобусов совершено водителями, имеющими лицензии. Водителямиавтобусов, находящимися в состоянии опьянения, в 2008 г. совершено ... природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в 2006-2008 гг. исследованиях установлено, что ...
  5. Для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «В» оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по модулю 6 1 Техника и тактика управления транспортным средством категории «В»

    План-конспект
    ... пособие/ В.В. Головко, В.И. Майоров: Издательство Москва, Эксмо, 2008 - 176 с. Коваленко, Н. А. Техническая эксплуатация ... снижать скорость и убеждаться в безопасности , а водителиавтобусов , перевозящих пассажиров , автомобилей перевозящих опасные ...

Другие похожие документы..