textarchive.ru

Главная > Книга


-45-

КаренХорни. Невроз и личностный рост

вого, ненавидит сверку с очевидным, когда она касается его особых иллюзий о себе самом. Иначе быть не может, потому что в противном случае иллю­зии лопнут. Установка по отношению к внешним законам и правилам может быть различной, но он всегда склонен отрицать законы, действующие внутри него самого, склонен отказываться видеть причинно-следственные связи в физическом мире или то, что один фактор следует из другого или усиливает его.

Существует бесконечное множество путей для того, чтобы не считаться с очевидным, которое не хочется видеть. Он его забывает; “это не счита­ется”; “это случайность”; “это из-за сложившихся обстоятельств”; “это меня заставили”; “а что я тут мог поделать”; “это естественно”. Как мошенничающий счетовод, он заходит сколь угодно далеко, чтобы продол­жать вести двойной счет; но в отличие от мошенника, он заносит на свой счет только то, что в его пользу, и притворяется, что не знает о другом. Я еще не видела пациента, у которого открытый бунт против реальности (как он выражен в “Харви”: “Двадцать лет я боролся с реальностью и на­конец преодолел ее”) не играл бы на той же струне. Или, вновь цитируя классическое высказывание пациента: “Если бы не реальность, все у меня было бы в полном порядке”.

Остается с большей четкостью провести различие между погоней за славой и здоровыми человеческими стремлениями. Внешне они обманчиво похожи, причем настолько, что кажется — отличается только их степень. Это выглядит так, как если бы невротик был просто более честолюбив, более озабочен властью, престижем и успехом, чем здоровый человек; как если бы его моральные стандарты просто были выше или жестче обычных;

как если бы он был лишь более самонадеянным или считал себя более важ­ной персоной, чем обычно считают себя люди. И действительно, кто риск­нет провести определенную линию и скажет: “Здесь кончается здоровье и начинается невроз”?

Подобие здоровых стремлений и невротических влечений существует, поскольку они имеют общие корни в возможностях, заложенных в любом человеке. Умственные способности позволяют человеку выйти за границы себя. В отличие от животных он может воображать и планировать. Различ­ными путями он может постепенно расширять свои умения и, как показы­вает история, действительно их расширяет. То же самое верно и для жизни отдельного индивида. Не существует жестких границ тому, с чем он может справиться в своей жизни, тем качествам и умениям, которые он может в себе развить, и его творческим способностям. Учитывая эти факты, кажет­ся неизбежным, что человек не знает своих границ и, следовательно, легко ставит себе слишком малые или слишком высокие цели. Это незнание — та основа, без которой и не могла бы, видимо, начаться погоня за славой.

Базальное различие между здоровыми стремлениями и невротическим влечением к славе лежит в их побудительных мотивах. Здоровые стремле­ния проистекают из присущей человеку склонности к развитию заложенных

—46 -

Глава 1 В погоне за славой

в нем способностей. Уверенность во внутренней потребности роста всегда была основным принципом нашего теоретического и терапевтического под­хода *. И эта уверенность только увеличивалась по мере накопления опыта. Единственное, что мне сейчас кажется необходимым уточнить, это форму­лировку. Теперь я бы сказала (повторяя сказанное на первых страницах книги), что живые силы реального Собственного Я толкают каждую лич­ность к самореализации.

Погоня за славой, напротив, возникает из потребности в актуализации идеального Собственного Я. Это различие фундаментальное, потому что все прочие проистекают уже из него. Поскольку самоидеализация — невро­тическое решение, и как таковое — компульсивна по своему характеру, то все влечения, которые являются ее результатом, тоже неизбежно компуль-сивны. Поскольку невротик, пока он вынужден держаться за свои иллюзии о себе, не в состоянии признать ограничения, погоня за славой уходит в неограниченное. Поскольку его основная цель — это достижение славы, его перестает интересовать процесс обучения, дела или продвижения шаг за шагом, фактически он склонен презирать подобное. Он не хочет взбираться на гору, он хочет сразу оказаться на вершине. Следовательно, он теряет представление о том, что означает эволюция или рост, даже пускаясь в рас­суждения о них. И наконец, поскольку сотворение идеального Собствен­ного Я возможно только за счет правды о себе, а его актуализация требует дальнейшего ее искажения, воображение с охотой приходит на помощь. Таким образом, в большей или меньшей степени, но он теряет на этом пути интерес к истине и умение отличать правду от неправды — и эта утрата, среди прочих, тоже ответственна за его трудности в различении между искренними чувствами, верованиями, стремлениями и их искусственными эквивалентами (бессознательными претензиями) в себе самом и в других. Ударение смещается с “быть” на “казаться”.

Итак, различие между здоровыми стремлениями и невротическим вле­чением к славе — это различие между спонтанностью и компульсивностью;

между признанием и отрицанием ограничений; между фокусировкой на достославном окончательном продукте и ощущением эволюции; между видимостью и сутью; фантазией и правдой. Различие, таким образом устано­вленное, не идентично с различием между относительно здоровым и невро­тическим индивидом. Первый может и не быть искренне вовлечен в само­реализацию, как и второй может и не быть полностью влеком к актуализа­ции идеального Собственного Я. Тенденция к самореализации действует и в невротике тоже; мы не могли бы оказать терапевтическую помощь росту пациента, если бы в нем для начала не было такого стремления. Но в то же

* Под “нашим” я имею в виду подход Ассоциации Развития Психоанализа Во вступлении к работе Наши внутренние конфликты” я сказала “Я уверена в том, что человек может и хочет развивать заложенные в нем способности . ” См также работу Д-ра Курта Гольдштаина Природа человека” (Dr Kurt Goldstem “Human Nature” Harvard University Press 1940) Гольдштайн, однако, не проводит различия —решающего для чело­века — между самореализацией и актуализацией идеального Собственного Я

—47—

КаренХорчи Невроз и личностный рост

время различие между здоровой и невротической личностью в этом отно шении — это просто различие в степени, а различие между истинным стремлением и компульсивными влечениями, несмотря на поверхностное сходство,— качественное, а не количественное *

Мне кажется, что наиболее уместный символ для невротического про цесса, инициированного погоней за славой,— это идейное содержание исто рии о сделке с дьяволом Дьявол, или другое персонифицированное зло, искушает человека, запутавшегося в духовном или материальном плане, предложением неограниченной власти Но он может получить эту власть, продав свою душу или отправившись в ад Такое искушение может возник нуть у каждого, богатого или бедного духовно, потому что взывает к двум могущественным страстям стремлению к бесконечному и желанию найти легкий выход из положения Согласно религиозной традиции, величайшие духовные лидеры человечества, Будда и Христос, испытывали такое иску шение Но поскольку они были твердо укоренены в себе, они распознали это как искушение и смогли его отвергнуть Более того, условия, оговорен ные в сделке, вполне соответствуют цене, которую придется заплатить при невротическом развитии Говоря символическим языком, легкий путь к бес конечной славе неизбежно оказывается путем во внутренний ад презрения к себе и самоистязания Выбирая эту дорогу, человек фактически утрачива ет свою душу — реальное Собственное Я

* Когда в этой книге я говорю “невротик” я имею в виду личность, в которой невротические влечения взяли верх над здоровыми стремлениями

—48—

Глава 2 Невротические требования

В своей погоне за славой невротик устремляется в царство фантастиче ского, бесконечного, неограниченного Внешне он ведет “нормальную” жизнь — как член семьи и общества, который ходит на работу и развлека ется по выходным Но сам не понимая того, или по крайней мере не пони мая, до какой это доходит степени, он живет в двух мирах — в мире своей тайной частной жизни и в мире жизни официальной Эти две жизни не схо дятся одна с другой, как сказал один пациент “Жизнь ужасна — в ней столько реальности'”

Неважно, насколько сильно отвращение невротика к сопоставлению с очевидным Реальность неизбежно навязывает себя, двояким образом Пусть он даже высоко одаренный человек, но во всем существенном он похож на каждого из нас — с общими человеческими ограничениями и зна чительными индивидуальными затруднениями Его актуальное бытие расхо­дится с его богоподобным образом себя Реальность вне его тоже не обхо дится с ним, как с божеством И для него в часе только шестьдесят минут, ему приходится стоять в очереди, как всем прочим, таксист или начальник на работе обращаются с ним, как с простым смертным

Унижения, которым (по его ощущению) подвергается невротик, очень удачно иллюстрирует небольшое происшествие из детства одной пациент ки Ей было три года, она размечталась о том, как станет сказочной коро левой, и вдруг дядя подхватил ее с пола, шутливо говоря “А у кого это так измазана мордашка9” Она никогда не могла забыть свои яростный и бес сильный гнев Таким образом, личности данного склада почти постоянно сталкиваются с несоответствиями, ошарашивающими и обидными Как тут быть9 Как объяснить их, как на них реагировать или как попытаться от них отмахнуться9 До тех пор пока самовозвеличивание слишком небходимо невротику и потому неприкосновенно, он не может не прийти к заклю чению что то не в порядке с миром вокруг него Мир обязан измениться А значит, вместо того чтобы разбираться со своими иллюзиями, он предъ являет требования к внешнему миру Другие люди и судьба обязаны обхо Литься с ним в соответствии с его раздутым представлением о собственной значимости Все и каждый обязаны подстраиваться под его иллюзии Иначе несправедливо Он заслуживает лучшей доли

—49

КаренХорни. Невроз и личностный рост

Невротик считает, что имеет право на особое внимание, деликатность, почтение. Требования почета достаточно понятны и даже порой очевидны для окружающих. Но они только часть, верхушка более всеобъемлющих требований. Все его нужды, вытекающие из его запретов, страхов, кон­фликтов и решений, обязаны быть удовлетворены или должным образом уважены. Более того. Все, что он чувствует, думает или делает, обязано не иметь вредных последствий. Это фактически означает, что к нему неприме­нимы законы психологии. Следовательно, ему нет необходимости призна­вать (или в какой-то мере решать) свои проблемы. Не его это дело — зани­маться своими проблемами; это дело других — следить за тем, чтобы его не беспокоили его проблемы.

Немецкий психоаналитик Харальд Шульц-Хенке * был первым совре­менным аналитиком, увидевшим эти скрытые требования невротика. Он назвал их Riesenansprueche (гигантскими требованиями) и приписал им решающую роль при неврозе. Хотя я разделяю его мнение относительно их важности, моя концепция требований невротика во многом иная. Термин “гигантские требования” кажется мне неудачным. Он ведет нас в ложном направлении, поскольку подразумевает, что эти требования чрезмерны по содержанию. Да, во многих случаях они не только чрезмерны, но просто фантастичны; но иные из них кажутся вполне разумными. И если мы сосре­доточимся лишь на непомерности требований, это помешает нам увидеть в себе и других те требования, которые на вид рациональны.

Возьмем, например, бизнесмена, безумно раздраженного тем, что нуж­ный поезд не отправляется в удобное для него время. Допустим, его зна­комый, знающий, что речь идет о чем-то не очень важном, скажет ему, что он слишком многого хочет. Наш деловой человек ответит новым взрывом ярости: он же занятой человек, и ничего нет странного в том, что он хочет, чтобы поезда отправлялись в “разумное” время.

Конечно, его желание понятно. Кто бы не хотел, чтобы поезда отправ­лялись по расписанию, удобному лично для него? Но они не обязаны от­правляться так. Это приводит нас к сути явления: желание или потреб­ность, сами по себе понятные, превращаются в требование. После этого его неисполнение ощущается как несправедливая фрустрация, как оскорбление, на которое можно с полным правом обидеться.

Разница между потребностью и требованием очевидна. Тем не менее, если подводные течения психики подменяют одну другим, невротик не толь­ко не понимает, что такая разница существует, но и не желает этого знать. Он говорит о “разумном” или “естественном” желании, тогда как на самом деле речь идет о его требовании; он чувствует, что имеет право на многие вещи, тогда как и малая доля здравого размышления уже подсказала бы ему, что эти вещи совсем не его и не для него. Мне, например, вспомина-

* X.Шульц-Хенке. “Введение в психоанализ” (Harald Schulz-Hencke. “Einfuehrungzur Psychoanalyse”).

—50—

Глава 2. Невротические требования

ются пациенты, возмущенные штрафом за просрочку парковки автомобиля. Желание, чтобы это “сошло им с рук”, вполне понятно, но они вовсе не имеют права на освобождение от оплаты. Может быть, они не знают зако­нов? Нет, это не так. Но они скажут (если вообще задумаются над ситуа­цией), что другим-то сошло с рук, а они попались, и это несправедливо.

По этим причинам мне кажется, что лучше говорить просто об ирраци­ональных или невротических требованиях. Они представляют собой невро­тические потребности, невольно превращенные в требования. И они ирра­циональны, потому что претендуют на право, на привилегию, которой на самом деле не существует. Другими словами, они чрезмерны уже в силу того, что их предъявляют в виде требований, вместо того чтобы признать в них просто невротические потребности. Особое содержание скрытых тре­бований, различное в частностях, согласуется со структурой конкретного невроза. Вообще говоря, пациент считает, что имеет право на все значимое для него: на удовлетворение всех своих невротических потребностей.

Говоря о требовательном человеке, мы обычно имеем в виду его требо­вательность к другим. И человеческие отношения на самом деле состав­ляют важную область, в которой предъявляются невротические требова­ния. Но мы значительно недооценим размах этих требований, если ограни­чим их данной областью. Они в такой же мере направлены на все человеческие установления и на саму жизнь.

В рамках человеческих взаимоотношений такое всеохватывающее тре­бование предельно ясно высказал один пациент, по внешнему поведению скорее робкий и замкнутый. Сам того не зная, он страдал глубокой инерт­ностью и испытывал затруднения в использовании собственных ресурсов. “Мир должен быть к моим услугам, чтобы мне ни о чем не надо было бес­покоится”,— сказал он.

Равно всеобъемлющее требование было у женщины, которая в глубине души боялась усомниться в себе. Она чувствовала, что имеет право на удо­влетворение всех своих потребностей. “Это немыслимо,— говорила она,— чтобы в меня не влюбился кто угодно, стоит мне захотеть.” Первоначаль­но эта ее уверенность в своем праве требовать всего на свете проявилась на религиозной почве: “Все, о чем я молюсь, мне дается.” В ее случае тре­бование имело обратную сторону. Поскольку неисполнение ее желаний было бы немыслимым поражением, она запрещала себе хотеть во избежа­ние “неудачи”.

Те, кто желает быть всегда правым, считают что они вправе всегда быть вне критики, сомнений или вопросов. Те, кого охватила жажда власти, требуют слепой покорности. Другие, для кого жизнь стала игрой, в которой все прочие должны стать объектами искусной манипуляции, считают себя вправе дурачить каждого, и, с другой стороны, претендуют на то, чтобы ни­когда не быть одураченными. Те, кто боится повернуться лицом к своим конфликтам, уверены, что все для них “образуется”, что они сумеют “обой­ти” свои проблемы. Человек, агрессивно эксплуатирующий и запугива­ющий других, чтобы взвалить на них новый груз, будет негодовать, как на

—51 —

КаренХорни. Невроз и личностный рост

нечестность, если они станут настаивать на справедливых условиях сов­местной деятельности. Высокомерный, мстительный человек, норовящий оскорбить окружающих, но нуждающийся в их признании, считает себя “неприкосновенным”. Что бы он ни вытворял с другими, никто не должен иметь возражений против такого обращения. Другой вариант того же тре­бования — это требование “понимания”. Неважно, насколько я мрачен или раздражителен. Меня нужно понять. Тот, для кого всеобъемлющим реше­нием является “любовь”, превращает свою потребность в требование исключительного и безусловного обожания. Обособленный, отъединенный от людей, и потому внешне нетребовательный человек, будет настаивать, однако, на одном требовании: чтобы его не беспокоили. Он считает, что ему ничего не нужно от других, а потому он вправе требовать, чтобы от него отстали — неважно, что при этом поставлено на карту. “Оставьте меня в покое” обычно включает еще и “не ждите от меня ничего” и избавление от критики, от усилий — даже если эти усилия ему необходимо сделать для собственного блага.

Всего этого уже достаточно для простого примера невротических тре­бований, существующих в человеческих взаимоотношениях. В менее лич­ных ситуациях или по отношению к общественным институтам преобла­дают требования с негативным содержанием. Например, выгоды, которые можно извлечь при действующих законах и правилах, принимаются за дан­ность, а когда они оборачиваются невыгодной стороной, это воспринима­ется как несправедливость.

Я все еще благодарна за одно небольшое происшествие со мной во вре­мя последней войны, потому что оно открыло мне глаза на мои собственные бессознательные требования — в первую очередь, а через них — и на бес­сознательные требования других людей. Возвращаясь из Мехико, я была вычеркнута из списков пассажиров самолета из-за праздника Тела Хрис­това, согласно существующей системе приоритетов. Хотя я в принципе считала ее совершенно оправданной, я отметила, что страшно сержусь, когда она касается меня лично. Я подумала о трех днях в поезде, которым теперь должна добираться до Нью-Йорка, и почувствовала отчаяние и неве­роятную усталость. Вершиной моего расстройства стала утешительная мысль: должно быть с самолетом что-то случится, а обо мне позаботилось провидение.

Тут я внезапно увидела, что моя реакция забавна. Начав размышлять над ней, я поняла свои требования: во-первых — быть исключением; во-вто­рых — предметом особой заботы провидения. С этого момента мое отноше­ние к поездке в поезде изменилось. Конечно, переполненный сидячий вагон не стал удобнее. Но я не чувствовала больше усталости, и поездка даже стала приятной.

Я думаю, каждый может легко повторить и расширить мой опыт, наблю­дая за собой или другими людьми. Почему, например, многим водителям и пешеходам так трудно соблюдать правила дорожного движения? Часто

—52—

Глава 2. Невротические требования

это происходит из-за бессознательного протеста против них: “Эти правила не должны касаться меня. Другие негодуют на “наглость” банка, который обращает их внимание на превышение кредита. Сюда же относятся страх перед экзаменами или неспособность готовиться к ним. Они тоже следуют из требования исключения для себя. Подобным образом, возмущение пло­хим спектаклем может проистекать из уверенности: “Мне обязаны предос­тавлять только первоклассные развлечения”.

Требование составлять исключение прилагается также к законам при­роды, к физическому и психическому миру. Забавно, насколько глупеют отнюдь не глупые пациенты, когда речь идет о том, чтобы увидеть неизбеж­ность причины и следствия в физическом мире. Я говорю о достаточно оче­видных связях: если мы хотим чего-то достичь, нужно потрудиться; если мы хотим независимости, мы должны быть готовы отвечать за себя. Пока мы держимся высокомерно, мы уязвимы. Пока мы не любим себя, мы не можем поверить, что нас любит кто-то другой, и неизбежно будем подозрительно относиться к проявлениям любви. Ставишь пациента перед такими, вроде бы ясными связями причины и следствия, а он начинает спорить, чувствует себя озадаченным, делается уклончивым.

За такую особую “тупость” отвечает ряд факторов*. В первую оче­редь, как нам понятно, увидев подобную причинно-следственную связь, пациент окажется перед лицом необходимости внутренних перемен. Конеч­но, любой невротический фактор всегда трудно изменить. Но кроме того, как мы уже видели, многие пациенты испытывают сильнейшее бессозна­тельное нежелание осознавать то, что они должны стать субъектами какой бы то ни было необходимости. Сами слова “правила”, “необходимость”, “ограничения” иногда приводят их в содрогание, если они допускают, что­бы значение этих слов наконец до них дошло. Таким образом, осознание любой необходимости по отношению к ним самим, низвергло бы их с высот их мира в действительность, где им пришлось бы, как и всем прочим, под­чиняться тем же законам природы. Именно эта потребность — исключить из своей жизни необходимость — превращается в требование. При анализе оно проявляется в том, что пациент считает себя вправе быть выше необхо­димости изменений. Следовательно, он бессознательно отказывается ви­деть, что ему нужно изменить собственные установки, если он хочет стать независимым, или менее уязвимым, или хочет поверить в любовь к нему.

Больше всего изумляют некоторые тайные требования к жизни вообще. В этой области любое сомнение в иррациональном характере требований исчезает. Естественно, ощущение своей богоподобности очень сильно пошатнется перед лицом факта, что и для тебя жизнь ограничена и нена­дежна, и в твоей судьбе возможны несчастный случай, неудача, болезнь и смерть. Еще бы — тогда рухнет ощущение всемогущества. В таких случаях ведь остается только повторять старое утешение: что ж тут поделаешь...

См. в тексте главы 7, о “процессе дробления психики” и главы 11, об “отвращении к любым переменам у “ушедших в отставку””.

—53—

КаренХорни Невроз и чичностныи рост

Можно порой избежать смертельного риска В наши дни можно оградить себя от денежных потерь, связанных со смертью, но избежать смерти не возможно Неспособный встать лицом к хрупкости своей собственной чело­веческой жизни, невротический индивид взращивает требование своей неприкосновенности, неуязвимости, требование быть помазанником Бо-жиим Ему всегда должна сопутствовать удача, а жизнь должна быть легкой и без страдании

В контрасте с требованиями, действующими в человеческих отноше ниях, на требованиях к жизни вообще нельзя хоть сколько то упешно на стоять Невротику с подобными требованиями остаются всего лишь два вы хода Он может в душе отрицать, что с ним может что-то с лучиться В этом случае он склонен к безрассудным поступкам выходит простуженным в холодную погоду, не принимает мер предосторожности против возмож ной инфекции или никогда не предохраняется во время полового акта Он живет так, словно никогда не состарится и не умрет И поэтому если с ним случается неприятность, она становится для него бедствием, приводит его в панику Происшествие может быть тривиальным, но оно колеблет его надменную убежденность в собственной неприкосновености Второй выход для не1 о в том, чтобы обратиться к другой крайности и стать сверхосторож ным Если уж нельзя положиться на то, что его требование неприкоснове ности будет уважено, то может случиться что угодно и нельзя положиться ни на что Это не значит, что он отказывается от своего требования Это, скорее, значит, что он не хочет лишний раз осознавать его тщетность

Другие установки по отношению к жизни и судьбе кажутся более разумными, пока мы не разглядим стоящие за ними требования Многие пациенты прямо или косвенно выражают свое ощущение несправедливости по отношению к их личным трудностям Рассказывая о своих друзьях, они скажут, что все их друзья тоже невротики, но несмотря на это, у одного луч ше дела на работе, другой легче сходится с женщинами, а третий напори стее или больше получает от жизни Такое увиливание, хотя и тщетное, представляется понятным В конце концов, каждый страдает от своих лич ных трудностей и, следовательно, думает, что куда лучше бы по бы не иметь именно их, тех, от которых мучается он сам Но отклики пациента на совме стное пребывание с одним из тех людей, “которым можно позавидовать” указывают на более серьезный процесс Он внезапно охладевает или впа дает в уныние Прослеживая эти эмоциональные реакции, мы откроем, что их источником является жесткое требование не иметь проблем вовсе Он имеет право быть одаренным богаче любого Ьотее тою, он имеет право не только на жизнь, свободную от личных проблем, но и на букет из досто инств, которыми обладают все, кого он знает лично или, допустим, виде i в кино Ему нужны скромность и ум Чарли Чаплина, человечность и храб рость Спенсера Треиси и победительное мужество Кларка Г еибла Требова ние “Я не должен быть собой” слишком явно иррационально, чтобы быть выдвинутым как таковое Поэтому оно проявляется в форме зависти с оттенком обиды ко всякому богаче одаренному или более удачливому



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Karen horney neurosis and human growth the struggle toward self-realization

    Книга
    KarenHorneyNEUROSISANDHUMANGROWTHTheStruggleTowardSelf-Realization W W NORTON COMPANY INC New York ... of our work on the Russian edition of “NeurosisandHumanGrowth” Хорни Карен Х86 ...
  2. Ashby introduction to cybernetics

    Документ
    ... -243. (Annex RC321. A53) Garrison, D. (1981). KarenHorneyand feminism. Signs: Journal of ... A7) Horney, K. (1950). Neurosisandhumangrowth: Thestruggletowardself-realization. New York, NY: W. W. Norton. (RC343. H648) Horney, K. (1952). The paucity ...
  3. Ларри хьелл дэниел зиглер теории личности

    Книга
    ... отношений. Биографический очерк Карен Хорни (KarenHorney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, ... inner conflicts. New York: Norton. Horney K. (1950) Neurosisandhumangrowth: Thestruggletowardself-realization. New York: Norton. Johnston ...
  4. The Culture of Critique An Evolutionary Analysis of Jewish Involvement in Twentieth-Century Intellectual and Political Movements

    Документ
    ... , and part satire on humanself-interestedness and animality. This scientifically deflating realization.., is what the ... ). Blacks and Jews: Thestruggle in the cities. In Struggles in the Promised Land: Toward a History of ...
  5. The epigram cake tactful humor impetus bible of bliss & love - christian country sports science longevity holistic water wit bible cover page saint bernard ii/queen elizabeth ii/ pope benedict xvi/mother angelica/14 th daliai lama/

    Документ
    ... the greatest motivator.” -Gerard C. Eakedale & -AND- Affirmation Self-Esteem Growth Declaration: “Love stretches your heart and ... thetruth Author’s Comments In realizing your human limits and seeking to overcome humbling humanity and ...

Другие похожие документы..