textarchive.ru

Главная > Документ


Российская академия образования

Смольный университет

А.И.Субетто, Г.М.Иманов

Образовательное общество как форма реализации стратегии

развития образования

в XXI веке

С.-Петербург

2007

Российская академия образования

Смольный университет

А.И.Субетто, Г.М.Иманов

Образовательное общество как форма реализации стратегии

развития образования

в XXI веке

С.-Петербург

2007

А.И.Субетто, Г.М.Иманов. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке (Научная монография) – СПб.: Смольный университет РАО, Изд-во «Астерион», 2007. – 302с.

ISBN _______

В монографии раскрывается концепция, в соответствии с которой единственной стратегией развития образование в России может быть только стратегия, ориентирующаяся на становление ноосферного образовательного общества, обспечивающего устойчивое развитие в виде управляемой социоприродной эволюции. Показывается, что в XXI веке образование становится ведущим механизмом, обеспечивающим уход человечества и России с пути, ведущего к экологической гибели уже в середине XXI века. Монография развивает ноосферный взгляд на прогрессивное будущее России и человечества, восходящий к учению о ноосфере В.И.Вернадского

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Л.А.Зеленов;

доктор философских наук, профессор С.К.Булдаков

© А.И.Субетто

Г.М.Иманов

«В сущности эти идеалы, эти «лучшие люди» ясны и видны с первого взгляда: «лучший человек» по представлению народному – это тот, который не преклонился перед материальным соблазном, который ищет неустанно работы на дело Божие, любит правду и, когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью, и жертвуя жизнью»

Ф.М.Достоевский1

«…все это исчезнет, когда вскроется тот невидный во внешних проявлениях процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания. Он зреет, время его придет, и последнее властное слово скажет он, а темные силы, всплывшие сейчас на поверхность, опять упадут на дно…»

В.И.Вернадский2

«Люди всегда дети были, до конца не понимали, чего творят»

Л.М.Леонов3

«Ищешь правды, и я вполне чувствую, что могу умереть, могу сгореть, ища ее, но мне важно найти, и если не найти, то стремиться найти ее, эту правду…»

В.И.Вернадский4

«…ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека, его будущего. По этим причинам я считаю более уместным говорить о не ноосфере, а об эпохе ноосферы»

Н.Н.Моисеев5

«Человечность как потенциал, как глубина возможностей, интенсивная, а не экстенсивная, соединяет людей в неизмеримо большей степени, нежели их разъединяет индивидуация. К этому единству или основе, представляющей некий универс, приобщается всякий человек… Всечеловечество как полнота сил человеческих представляет собой единство не пустоты, но согласованной и объединенной множественности»

С.Н.Булгаков6

«…возможность потребления принципиально основана на метафизическом коммунизме мироздания, на изначальном тожестве всего сущего, благодаря которому возможен обмен веществ и их круговорот, и, прежде всего, предполагает единство живого и неживого, универсальность жизни»

С.Н.Булгаков7

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

  1. О замысле. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке. ……………………………

  1. Категория образовательного общества. Факторы становления образовательного общества………………………………….

  1. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы как отправной методологический пункт рефлексии над логикой истории человеческого общества и становления образовательного общества в XXI веке…………………………..

  1. Синтетическая Цивилизационная революция как основание оптимистического «вектора» «Великого Перелома Истории»………………

4.1.Структура Синтетической Цивилизационной Революции………………………………………………………..

4.2. Системная революция………………………………………..

4.3 Человеческая революция……………………………….

4.4 Интеллектно-Инновационная Цивилизационная Революция……………………………………………………………….

4.5. Квалитативная Цивилизационная Революция. Социальный кругооборот качества……………………………..

4.6. Рефлексивно-Методологическая Революция…………………

4.7. Образовательная революция…………………………………

4.8. «Разумное общество» как «образовательное общество»………

  1. Ноосферное образовательное общество как общество социальной ответственности в XXI веке………………………………….

5.1.Общественный интеллект и образовательное общество………………

5.2.Категория ноосферное-социальной ответственности…………

5.3.Ноосферное образовательное общество как общество ноосферно-социальной ответственности……………………………

  1. Качество образования – центральная категория в стратегии развития образования в образовательном обществе……………………………..

6.1.От качества образования – к качеству жизни. Закон разнообразия

6.2. Идеал качества человека в целеполагании стратегии развития образования…………………………………………

    1. От управления качеством жизни – к политике качества образования

  1. Базовое основание качества высшего образования и качества непрерывного образования в ноосферном образовательном обществе XXI века – единство высшего образования и фундаментальной науки…………………..

7.1. «Неклассическая революция» в содержании науки и высшего образования…………………………………………………………………………

7.2. Неклассическое управление и неклассический рационализм…………

    1. Фундаментальная наука – базис качества общественного интеллекта

    2. Каковы приоритеты в философии целеполагания в XXI веке?

Категориальные оппозиции мировоззренческого раскола…

8. Философия фундаментальной науки и приоритеты ее развития в системе университетского образования в XXI веке………………….

8.1. Точки роста или развития естествознания. Ноосферный антропный принцип………………………………………………………..

8.2. Основания в смене парадигм обществоведения и человековедения…………………………………………..

8.3. О новой парадигме технознания……………………………………….

8.4. Парадигмальные революции в блоке «метазнания»………………

9. Стратегия развития университетского образования в XXI веке. Принцип Дополнения Университетского Образования и Фундаментальной Науки……………………………….

9.1. Расколотость мировоззренческих установок. К ноосферно-экологической человечности………………………………

9.2. Университеты как носители «духовной революции» на пути к ноосферному образовательному обществу………………………

9.3. Формирование ноосферного гуманизма – миссия университетов в XXI веке……………………………………………..

9.4. Принцип Дополнения Университетского Образования и Фундаментальной Науки…………………………………………

9.5. Критика стратегических установок «Болонского процесса»………

9.6. Принципы новой парадигмы университетского образования……

10. Государственная политика качества образования в логике стратегии движения России к образовательному обществу……………………

10.1. Стратегические рамки политики качества образования……

10.2 Элементы Государственной политики качества образования. Стратегическое значение закона о защите государственного русского языка в России…………………………………………………………………………..

10.3. Что есть качество образования как механизма развития России? Роль Доктрины развития образования как стратегического документа российского государства. Проблема целеполагания в образовательной политике России………………………………………………………………………..

10.4. Три «эшелона» целеполагания в политике качества образования……………………………………………………………………………

10.4.1. Первый «эшелон» целеполагания. «Ноосферный блок» целеполагания……………………………………………………………..

10.4.2. Второй «эшелон» целеполагания……………………………….

10.4.3. Третий, «нижний» «эшелон» целеполагания……………………

11. Качество человека как главная цель стратегии развития образования России в XXI веке………………………………………………………

11.1. Модель качества человека………………………………………..

11.2. Идеал качества человека в русской культуре…………………….

11.3. Развитие модели качества человека в России в ХХ веке………….

11.4. Ноосферное качество человека как цель стратегии развития образования в России XXI века…………………………………………………..

12. Концептуально-теоретические основы формироания стратегии развития качества образования в России………………………………..

12.1. «Общий блок» концептуально-теоретических основ. Главные положения в установках стратегии развития образования………………..

12.2. Специализированный концептуально-методологический блок…….

12.3. Механизмы политики качества образования……………………….

12.4. Системы управления качеством в образовательных учреждениях….....................................................................................................................

  1. Концепция государственной политики качества высшего образования. Возможные стратегии………………………………………………..

    1. Категория качества высшего образования как социального института……………………………………………………………………………..

    2. Исходные мировоззренческие основания государственной политики качества высшего образования……………………………………..

    3. Научно-методологические основания………………………….

    4. Нормативно-правовые основания. Доктрина качества высшего образования в России…………………………………………………………..

    5. Главные механизмы реализации цели и направления государственной политики качества образования………………………………………..

    6. Требования к программе повышения качества воспитания в системе высшего образования в России………………………………………..

    1. Целевые программы как часть Концепции государственной политики качества высшего образования…………………………………………

      1. Целевая программа повышения уровня образованности выпускников высшей школы в области русского языка и истории России………..

      2. Целевая программа повышения уровня качества математической подготовки в системе высшего образования в России…………………………

      3. Целевая программа повышения уровня качества педагогического образования в России……………………………………………………….

13.7.4. Целевая программа повышения уровня качества медицинского и валеологического образования в России……………………………………..

13.7.5. Целевая программа повышения качества инженерного образования в России……………………………………………………………………..

13.7.6. Целевая программа развития научного комплекса по проблемам качества высшего образования…………………………………………………..

13.8. Организационные мероприятия по созданию «всеобуча качества» в системе высшего образования России………………………………………..

13.9. Критерии государственной образовательной политики качества высшего образования………………………………………………………..

14.Методологическая ситуация в логике реформ российского образования в 2007 году. Методолого-нормативно-управленческая революция…..

14.1. Методолого-нормативно-управленческая революция – принятие нормативного регламента Болонского соглашения и компетентностного формата образовательных стандартов…………………………………………….

14.2. Основные положения и противоречия в концепции федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС – 3)………………….

14.3. Универсальный рынок против универсального человека и универсального образования…………………………………………………………

15. Востребованность универсального человека в пространстве перехода к ноосферной цивилизации и образовательному обществу. Универсальный человек как ноосферный человек XXI века………………………

15.1. Эпоха Великого Эволюционного Перелома как эпоха отрицания «одномерного человека»……………………………………………….

15.2. Универсальный человек как ноосферный человек……………

15.3. Ноосферный универсализм и принцип опережения как его основание………………………………………………………………………………..

16. Универсальные компетенции ноосферного человека………………..

16.1. Вопрос стратегии развития образования – формировать универсальные компетенции конкурентного, рыночного человека или универсальные компетенции ноосферного-универсального человека?...........................

16.2. От истинной адекватности к истинной универсальности…………..

16.2.1. Вопросы идентификации универсальных компетенций………..

16.2.2. Закон духовно-демографической детерминации И.А.Гундарова….

16.2.3. Типология компетенций………………………………………..

16.2.4. Экспликация универсальных компетенций в макете ФГОС: проблемы экспликации и противоречия……………………………………..

16.2.5. О соотношении культуры и универсальных компетенций……….

17. Системогенетика универсальных компетенций……………………

18. Духовно-нравственное качество в пространстве универсально-компетентностного формата качества человека……………………….

19. Раскрытие универсальности ноосферного человека на базе модели качества знаний и качества культуры…………………………………

19.1. От универсальности знаний – к универсальному человеку………….

19.2. Качество культуры как база качества универсальных и профессиональных компетенций…………………………………………………………….

20. Концепция Открытого Университета Ноосферного Образования…………………………………………………………………….

20.1. Миссия Смольного университета……………………………..

20.2. Актуальность неклассического обществознания и ноосферного образования……………………………………………………………….

20.3. Ассоциация образовательных учреждений неклассического обществознания……………………………………………………………..

20.4. Основные организационные моменты создания Открытого Университета Ноосферного Образования………………………………………….

21. Образовательное общество – единственная модель развития общества и образования в России XXI века: внутренняя логика становления………………………………………………………………………….

21.1. Макроуровень становления образовательного общества……………

21.1.1. Восемь положений «макроуровневого» определения образовательного общества………………………………………………………

21.1.2. Культура как форма организации общественного интеллекта и образовательного общества. Аксиологические основы образовательного общества………………………………………………………………………..

21.2. Микроуровень рассмотрения образовательного общества………..

21.2.1. Образовательное общество как основа бытия человека………….

21.2.2. Образовательное общество как духовное и трудовое общество….

21.2.3. Образовательное и трудовое общество – общество на основе доминирования общественного интеллекта и образования…………………….

      1. Заключение…………………………………………………….

Введение

Монография отражает исследования 2006 – 2007 годов, выполненные авторами по плану Российской Академии Образования. Эти исследования находятся в русле работ, посвященных проблемам образовательного общества и ноосферизма, а также разработки концепции университета нового типа в XXI веке – университета ноосферного, неклассического обществознания, в котором фундаментальная компонента в содержании образования опирается на новую, ноосферно-оориентированную парадигму синтеза наук (научных знаний), который олицетворяется категорией ноосефризма.

В конце ХХ-го века человечество вступило в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Десятилетие между Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году и Конференцией ООН в Йоханненсбурге в 2002 году, получившей название «РИО+10», показало, что не один документ ООН, в том числе «Повестка дня на XXI век», не выполнен, глобальная экологическая ситуация продолжает ухудшаться. В прошедшем с 21 по 23 ноября 2007 года в Санкт-Петербурге на Первом Международном Ноосферном Северном Форуме «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке» были приняты «Ноосферная Хартия Севера» и «Обращение к Народам Мира». В «Ноосферной Хартии Севера» подчеркнуто:

  1. «Человечество, Россия в его составе вступило в Эпоху Великого Эволюционного Перелома. В этой Эпохе отразилось наступление экологических пределов прежним механизмам и доминирующим ценностям социальной эволюции и хозяйствования человека на Земле. В этой Эпохе проявилась, ради сохранения жизни человека, сохранения человеческого разума на Земле и его Будущего, необходимость перехода к новым механизмам развития и взаимоотношениям с Природой, которые в их совокупности составляют содержание «Ноосферы Будущего».

  2. «Главное предназначение Эпохи Великого Эволюционного Перелома – вскрыть космическое, ноосферное предназначение человеческого разума, создать условия для раскрытия творческих родовых сил человека через управление динамической социоприродной гармонией, и соответственно эволюцией, на базе общественного интеллекта (коллективного разума) и образовательного общества, принципов социальной справедливости, глобальной ответственности за сохранение жизни на Земле, примата общественной собственности над частной, примата плана, управления над рынком, примата духовных потребностей над материальными, примата созидания, творчества над потреблением»8.

  3. «Россия, как евразийская, общинная цивилизация, самая «холодная» в мире, объединяющая в своем социокультурном, историческом синтезе и «Восток», и «Запад», территория которой на 70% может быть отнесена к территории Севера, как страна, имеющая наиболее высокий уровень сохранности природы и соответствнено биосферный потенциал самовосстановления, призвана стать инициатором перехода на ноосферную парадигму развития, образования и просвещения общества и выступить примером созидания ноосферных форм взаимодействия с Природой…»9(выдел. нами).

На Круглом столе, посвященном сохранению интеллектуального потенциала России, организованном газетой «Советская Россия», а также общественным движением «За возрождения отечественной науки», «Комитетом Ста», научно-культурным центром «Русская цивилизация» в начале декабря 2007 года, член Экологической ассамблеи при ООН, доктор биологических наук И.В.Ермакова предупреждала: «К сожалению, во многих странах наука, превратилась в бизнес: она «работает» на то, кто платит, независимо от конечной цели. При этом существующая в мире система способствует отбору так называемых ученых – менеджеров, которые обладают поверхностным мышлением и не способны к глубокому анализу. Они умеют на научных исследованиях зарабатывать деньги, но не знают, как решать научные проблемы. Если этот процесс будет продолжаться, то в критические для Земли моменты, которые, увы, приближаются, спасать планету будет некому. Одной из важнейших задач нашей страны в настоящее время является сохранение и развитие научного потенциала. Энтузиазм, талант и нестандартность мышления российских ученых, их высокий нравственный уровень, отсутствие пока психологической зависимости от денег помогут найти русским ученым нужные решения в самых трудных ситуациях. Именно наша страна сыграет важную роль в стабилизации как экологической, так и социальной ситуации в мире».

Эколог В.Я.Васин замечает: «Исследования приходят к тревожному для человечества выводу о неизбежности вселенских катастроф, но их влияние можно ослабить, если наука будет направлена на организацию спасения человечества… Временщики, получившие власть, не принимают во внимание экологические проблемы… Надвигающаяся катастрофа повсеместно замалчивается, инфомрация о ней искажается, правдивые данные поступают от частных исследователей, а не от государственных систем…»10.

В этом контексте стратегия развития образования и становления образовательного общества – становится важнейшим механизмом спасения России и человечества от наступающей возможности их экологической гибели. «Пришло время, приходит к выводу В.Я.Васин, потребовать от государственной власти действий для спасения миллионов людей от гибели»11.

Проводимые реформы в образовании России должны исходить из понимания образования как общественного блага, которое не может регулироваться рынком в своем прогрессивном развитии, а должно быть объектом стратегии на уровне государственной политики.

З.Бжезинский высказал открыто желание мировой финансовой капиталократии: «В XXI веке Америка будет развиваться против России, за счет России на обломках России» [«Разруха в головах», 2007, с.4], но у России есть своя стратегия в XXI веке, ориентированная на прогрессивное развитие.

Монография продолжает линию разработки проблем образовательного общества и стратегии развития образования в России в XXI веке как базисного условия ее экономической конкурентоспособности и национальной безопасности, резкого повышения качества интеллектуальных сил, качества населения и качества жизни.

В «Обращении к Народам Мира Первого Международного Ноосферного Северного Форума» ставится «вопрос о всемерном развитии науки и образования во всех странах мира, о недопустимости рассуждений об их эффективности с рыночных позиций, позиций денежной окупаемости»12, потому что образование, образовательное общество – это механизм спасения от возможной экологической гибели человечества и России через приобретение их коллективными Разумами ноосферных мировоззрения, образования, нравственности и Ответственности за сохранение Жизни на Земле.

  1. О замысле. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке



Скачать документ

Похожие документы:

  1. образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в xxi веке

    Документ
    ... Субетто, Г.М.Иманов Образовательноеобществокакформареализациистратегииразвитияобразования в XXIвеке С.-Петербург 2007 А.И.Субетто, Г.М.Иманов. Образовательноеобществокакформареализациистратегииразвитияобразования в XXIвеке (Научная ...
  2. Наука и общество в начале xxi века (ноосферные основания единства)

    Автореферат диссертации
    ... А.И., Иманов Г.М. Образовательноеобществокакформареализациистратегииразвитияобразования в XXIвеке. – СПб.: Астерион, 2008. – 310с. Субетто А.И. Теоретическая экономия в начале XXIвека – к новым ...
  3. Минобрнауки россии (44)

    Программа
    ... специалистов, 2004. – 95с. 12. Субетто А.И. Образовательноеобществокакформареализациистратегииразвитияобразования в XXIвеке / А.И. Субетто // Академия тринитаризма. [Электронный ресурс ...
  4. Реализация стратегии РАЗВИТИЯ СИБИРСКОЙ АКАДЕМИИ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

    Документ
    ... ДЕЛА 22 РеализациястратегииРАЗВИТИЯ СИБИРСКОЙ АКАДЕМИИ ... формамобразования. Речь идет о внутренней диверсификации – то есть о дифференциации образовательных услуг, форм ... XXI в. несомненно станет веком синтеза, обобщающих междисциплинарных подходов, веком ...
  5. Для xxi века

    Доклад
    ... и реализациейстратегии, которая может обеспечить выживание и успех, как экономический, так и собственно образовательный. ... «хорошее общество может построить только хороший человек»… Каким будет образование в XXIвеке? Как воспитать, образовать ...

Другие похожие документы..