textarchive.ru

Главная > Педагогическая практика


Московский Городской Педагогический Университет

Математический факультет

Кафедра теории и методики обучения математике в школе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методическое пособие

Москва

2006

Педагогическая практика: учебно-методическое пособие . – М., 2006.

Авторы:Савинцева Н.В. - старший научный сотрудник,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории и методики обучения математике в школе МГПУ.

Чуйкова Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и методики их преподавания МГПУ.

Залунина А.Н. – аспирант кафедры теории и методики обучения математике в школе МГПУ.

Научный редактор:

Захарова А.Е. – профессор, заместитель заведующего кафедрой теории и методики обучения математике в школе МГПУ.

Рецензент:Федорова Н.Е. – доцент, старший научный сотрудник,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории и методики обучения математике в школе МГПУ.

Рекомендовано к печати Научно-методическим советом МГПУ

Данное пособие содержит нормативные документы, раскрывает цели, задачи и содержание педагогической практики специалистов – будущих учителей математики на различных этапах профессиональной подготовки. Разнообразные приложения (конспекты уроков различных типов, схемы анализа урока, схемы психологического анализа коллектива класса или отдельного ученика и др.) помогут в работе, как студентам, так и руководителям практики в ее организации, проведении и подведении итогов.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение …………………………………………………………………………………..….....4

1.Цели, задачи и этапы педагогической практики на математическом факультете……......5

2.Содержание педагогической практики……………………………………………………...8

3.Подготовка урока математики…………...………………………………………………....12

4.Анализ и самоанализ урока математики...............................................................................18

5.Подготовка и проведение внеурочной работы по математике..........................................22

6.Научно- исследовательская работа студентов во время педагогической практики.........26

7.Документация и отчет по педагогической практике...........................................................30

8.Приложения.............................................................................................................................32

1)Положение о педагогической практике студентов МГПУ...............................................32

2)Рабочая программа практиканта.........................................................................................38

3)Программа изучения классного коллектива......................................................................41

4)Составление характеристики психологического единства класса..................................43

5)Психолого-педагогическая карта учащегося.................................................................... 44

6)Программа изучения личности учащегося.........................................................................46

7)Примерные варианты планов воспитательной работы классного руководителя...........51

8)Схема записи протокола урока............................................................................................52

9)Анализ урока..........................................................................................................................53

10)Карта анализа урока.............................................................................................................61

11)Режиссура школьного урока...............................................................................................62

12)Проектирование и анализ урока.........................................................................................66

13)Дневник практиканта...........................................................................................................70

14)Конспекты уроков математики.....................................................................................…..74

15)Разработка внеклассного мероприятия.......................................................................….106

9.Литература........................................................................................................................….118

Введение

В современных условиях усиливается зависимость эффективности решения школой учебно-воспитательных задач от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров. А это требует улучшения всей системы подготовки учителя, постоянного совершенствования процесса профессионального становления специалиста.

Особая роль в формировании будущего учителя принадлежит педагогической практике. Она обеспечивает соединение теоретической подготовки будущего учителя с его практической деятельностью на базе общеобразовательных учреждений г. Москвы.

При разработке предлагаемого пособия авторы ставили перед собой цель оказать студентам необходимую методическую помощь в подготовке и прохождении педагогической практики, в проведении и анализе уроков математики, внеклассных мероприятий по предмету. В пособие включены все необходимые нормативные документы по педагогической практике, подробно описаны этапы практики, требования к отчетной документации. В приложении помещены варианты примерных конспектов уроков по математике, варианты сценариев внеклассных мероприятий и важные методические справочные материалы, такие как «Программа изучения личности ребенка», «План составления характеристики психологического единства класса» и т.д. Особый интерес представляют статьи В.В. Гузеева «Проектирование и анализ урока» и А.Е. Новгородовой «Режиссура школьного урока».

Приведенные конспекты уроков и внеклассных занятий позволят студентам сформировать представление о содержании и организации предметной подготовки учащихся общеобразовательных школ по математике, окажут помощь студенту в подготовке и проведении современных уроков.

Авторы считают, что работа студентов с пособием позволит избежать некоторых трудностей, допускаемых в процессе прохождения педагогической практики.

1. Цели, задачи и этапы педагогической практики на математическом факультете

Педагогическая практика организуется деканатом математического факультета совместно с кафедрами педагогики, психологии, теории и методики обучения математике в школе, математического анализа и методики его преподавания, алгебры, геометрии и методики их преподавания.

Педпрактика проходит в общеобразовательных учебных заведениях (школах, лицеях, гимназиях) и в педагогических колледжах г. Москвы, являющихся базовыми образовательными учреждениями университета и факультета.

Целью педагогической практики является становление и развитие профессионально значимых качеств будущего учителя, необходимых для реализации идей современного образования в условиях действующего педагогического процесса.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач педагогической практики:

- ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы и накопленным педагогическим опытом в образовательном учреждении;

- приобретение навыков, необходимых для успешного осуществления учебной и воспитательной работы с учетом психолого-возрастных особенностей обучаемых;

- формирование творческого подхода к педагогической деятельности, обогащение и расширение педагогического кругозора, выработка стратегии поведения учителя в различных педагогических ситуациях;

- совершенствование способностей к наблюдению за педагогическим процессом, к конструированию, реализации и оценки результатов соответствующей педагогической деятельности;

- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

В организации педагогической практики на математическом факультете выделяются следующие этапы:

Очная форма обучения

Виды практики

Цели

Учебная педагогическая

3 и 4 курс

с отрывом от учебы

(4 недели)

Ознакомление с опытом работы учителей

Освоение научной организации труда,

проведение уроков математики в основной школе

Психологическая

адаптация в коллективе,

помощь в работе классного руководителя

Непрерывная педагогическая

(стажерская)

5 курс

без отрыва от учебы

(28 недель)

Участие в работе методического объединения учителей математики школы

Преподавание математики в основной и старшей школе

Работа в качестве

классного руководителя

Очно-заочная форма

Виды практики

Цели

Учебная педагогическая 4 курс

с отрывом от учебы

(4 недели)

Изучение передового опыта работы учителей

Проведение уроков математики в основной и старшей школе

Помощь в работе классного руководителя,

проведение внеклассных мероприятий по предмету

Учебная педагогическая 5 курс

с отрывом от учебы

(4 недели)

Изучение передового опыта работы учителей, ознакомление с работой методического объединения учителей математики школы

Проведение уроков математики в основной и старшей школе

Помощь в работе классного руководителя,

проведение внеклассных мероприятий по предмету

Прохождение педагогической практики на математическом факультете предусмотрено по следующему плану:

Очная форма

Курс

Семестр

Предмет

Длительность

Сроки

Отчетность

3

6

математика

4 недели

апрель

дифференцированный зачет (с отметкой)

4

7

математика

4 недели

ноябрь

отметка

5

9-10

математика

непрерывная

1.09-25.12

зачет

11.01-30.05

отметка

Очно-заочная форма

Курс

Семестр

Предмет

Длительность

Сроки

Отчетность

4

8

математика

4 недели

февраль

дифференцированный зачет (с отметкой)

5

9

математика

4 недели

ноябрь

отметка

Установочная конференция предваряет начало практики. На конференции студенты знакомятся с этапами практики, с основными направлениями работы, целями и задачами, содержанием и системой заданий, обязательных для выполнения.

Во время практики студенты включаются в учебно-воспитательную работу образовательного учреждения и последовательно решают следующие задачи:

- составление тематического и поурочного планирования на период педпрактики с учетом действующих программ, учебников, научно- методической литературы;

- посещение уроков математики различных типов, проводимых в разных параллелях и в разных классах одной параллели, наблюдение за работой учителей и учащихся;

- конспектирование посещенных уроков и обсуждение результатов работы с учителем;

- овладение методикой организации и проведения внеклассной работы по математике, оказание помощи в работе классных руководителей;

- определение темы исследовательской работы методического или психолого-педагогического профиля;

- овладение методикой организации и проведения учебного процесса в разных его формах.

За период педагогической практики студенты выполняют следующие виды работ:

- посещают не менее двадцати уроков учителей математики и студентов, представляя анализ этих уроков (10 уроков учителя математики и 10 уроков математики студентов-однокурсников);

- проводят не менее десяти уроков математики, для которых разрабатывают необходимые конспекты уроков;

- проводят внеклассные мероприятия по математике, способствующие развитию интереса к предмету;

- выполняют задания по педагогике и психологии.

По окончании педагогической практики студенты предоставляют руководителю практики следующие документы:

- дневник педагогической практики;

- конспекты двух зачетных уроков;

- сценарий внеклассного мероприятия;

- выполненные задания по психологии и педагогике,

- *(на 4 курсе очной формы обучения) творческую работу по методике обучения математики.

-отчет о проделанной работе.

По завершении практики проводится итоговая конференция, на которой подводятся общие итоги практики, обобщается полученный студентами опыт, высказываются замечания по поводу организации и проведения практики, сдается отчетная документация, выставляются отметки.

2. Содержание педагогической практики

Содержание педагогической практики охватывает следующие направления:

-учебная работа, которая включает в себя изучение работы общеобразовательного учреждения (школы), обучение умению применять на практике принципы единства обучения и гражданского воспитания, формулировать и конкретизировать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока и занятия, выделять в содержании программного материала основные мировоззренческие понятия;

-воспитательная работа в детском учебном коллективе, которая включает в себя изучение воспитательной работы общеобразовательного учреждения, изучения процессов развития классного коллектива и отдельных учащихся, обучения умения применять на практике формы и средства повышения уровня воспитанности учеников.

Содержание педагогической практики на 3 курсе дневного отделения (на 4 курсе вечернего отделения)

На третьем курсе проводится первая педагогическая практика, на которой студент выполняет функциональные обязанности учителя математики. Эта практика имеет свои задачи:

  1. закрепление и расширение теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных педагогических и методических дисциплин;

  2. формирование умения разрабатывать и проводить уроки математики в основной школе.

В ходе проведения практики студентам предстоит выполнить следующий объем работ:

- посетить и проанализировать не менее 20 уроков учителей-предметников или студентов, в частности, не менее 10 уроков учителей математики;

- подготовить и провести не менее 10 уроков математики, два из которых зачетные;

- подготовить и провести внеклассное мероприятие по математике, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и развитию интереса к предмету;

- выполнить задание по психологии;

- выполнить задание по педагогике;

- выполнить задание по методике обучения математике.

Кроме указанных видов работ студенты-практиканты выполняют функциональные обязанности учителя математики, а именно: проверяют рабочие тетради учащихся, проводят индивидуальные консультации по предмету, групповые занятия, беседуют с учениками и родителями.

В течение первой недели по окончании педагогической практики студенты обязаны представить групповому руководителю следующую отчетную документацию:

-дневник педагогической практики с конспектами всех проведенных уроков,

-конспекты двух зачетных уроков,

-сценарий внеклассного мероприятия по математике,

-выполненное задание по методике обучения математике,

-выполненное задание по педагогике (сдается руководителю по педагогике),

-выполненное задание по психологии (сдается руководителю по психологии).

-отчет о проделанной работе.

Содержание педагогической практики на 4 курсе дневного отделения (на 5 курсе вечернего отделения)

На 4 курсе проводится вторая педагогическая практика студентов во время, которой студент исполняет обязанности учителя математики средней школы. Эта практика проводится непосредственно перед непрерывной практикой на 5 курсе и имеет следующие задачи:

  1. совершенствование профессиональных умений, приобретенных студентами на 3 курсе;

  2. формирование профессиональных умений, связанных с реализацией обучающих и воспитательных функций учителя математики в средней школе;

  3. развитие умений, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса, использования основных технологий обучения;

  4. подготовка студентов к непрерывной (стажерской) практике на 5 курсе.

Решение указанных задач предполагает, что в течение практики студенты разрабатывают вариант методической системы обучения по одному из компонентов содержания образования (обучение математическим понятиям, доказательствам, формирование математических умений и т.д.) на примере одной темы школьного курса математики, в частности, такой темой может являться та, по которой студент ведет преподавание. Разрабатываемая студентом методическая система обучения должна включать:

-разработку уроков, на которых осуществлялось обучение учащихся по избранному компоненту содержания образования,

-систему контроля достигнутых в результате обучения результатов,

-дидактические пособия, способствующие разъяснению и закреплению изученного содержания.

Во время практики студентам предстоит выполнить следующие задания:

-посетить и проанализировать не менее 20 уроков предметников или студентов, в частности, не менее 10 уроков учителей математики;

-подготовить и провести не менее 10 уроков математики, два из которых зачетные;

-подготовить и провести внеклассное мероприятие по математике, способствующее активизации познавательной деятельности учащихся и развитию интереса к предмету;

-выполнить задание по психологии;

-выполнить задание по педагогике;

-выполнить творческое задание по методике обучения математике.

Для выполнения творческого задания по методике обучения математике студентам необходимо:

  1. изучить структуру и содержание того математического курса, который им предстоит вести в учебном году,

  2. изучить методические пособия, отражающие методику изложения данного курса, проанализировать специальную дополнительную научно-методическую литературу,

  3. выбрать тот компонент содержания, который будет отражен в отчетной документации педагогической практики,

  4. разработать общий план, схему формирования избранного компонента содержания образования,

  5. разработать дидактико-методические мероприятия, обеспечивающие овладение учащимися данным компонентом содержания образования (например, систему упражнений или практических заданий, реализующих цели: пропедевтики, актуализации, введения и объяснения нового материала, закрепления и контроля изученного содержания),

  6. изготовить дидактические модели пособий, которые использовались в практике работы при изучении данной темы, описать их назначение и методику работы с ними,

  7. разработать конспекты уроков математики, на которых проводилось обучение данному компоненту содержания образования, отразить существующие в общей и частной методиках подходы к реализации поставленных выше задач.

В течение первой недели по окончании педагогической практики студенты обязаны представить групповому руководителю следующую отчетную документацию:

-дневник педагогической практики с конспектами всех проведенных уроков;

-конспекты двух зачетных уроков;

-фрагмент методического пособия «Уроки математики в ... классе», где отражена общая схема формирования какого-либо компонента содержания и конспекты тех уроков, где формируется выбранный компонент;

-выполненное задание по педагогике (сдается руководителю по педагогике);

-выполненное задание по психологии (сдается руководителю по психологии).

-отчет о проделанной работе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогическая практика (тп) содержание

    Педагогическая практика
    ... отчетной конференции. . ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙПРАКТИКЕ 6.1 Дневник педагогическойпрактики Дневник педагогическойпрактики является документом, где студент ...
  2. Педагогическая практика (тп) содержание

    Педагогическая практика
    ... отчетной конференции. . ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙПРАКТИКЕ 6.1 Дневник педагогическойпрактики Дневник педагогическойпрактики является документом, где студент ...
  3. Педагогические практики

    Методические рекомендации
    ... Организация работы студентов во время практики 1. Педагогическаяпрактика проводится с отрывом oт учебных ... время практики 6 1.5. Примерное содержание отчета о педагогическойпрактике 7 1.6. Примерная форма ведения дневника по педагогическойпрактике 9 ...
  4. Педагогическая практика

    Программа
    ... , поставленные руководством кафедры социологии. Содержание педагогическойпрактики Задачи педагогическойпрактики включают в себя исполнение деятельности ...
  5. Педагогическая практика методические рекомендации для студентов iv курса

    Педагогическая практика
    ... иностранному языку. Основные положения организации педагогическойпрактики. Педагогическаяпрактика студентов 4 курса организуется в общеобразовательных учебных ...

Другие похожие документы..