Главная > Доклад


§ 2. Реализация основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации

В последние годы Россия проводит реформы практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Особое внимание уделяется административной реформе, цель которой – создание эффективной, открытой, инновационной системы государственного управления, обеспечивающей развитие человеческого потенциала и повышение его благосостояния. Основная задача проводимых реформ – переход российской системы управления от экономического роста к устойчивому развитию, основанному на соблюдении прав человека, критерием чего выступает право человека на достойную жизнь, безбедное, здоровое и безопасное существование, с благоустроенным жильем, нормальными условиями труда.

Важная роль в процессе реформирования государственной власти в России принадлежит Правительству Российской Федерации, наделенному значительными полномочиями по решению важнейших задач государственной жизни России.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.) приоритетной целью выступает снижение уровня бедности в два раза и ликвидация экстремальной бедности среди немаргинальных групп населения. Именно эти основания были заложены в Цели развития тысячелетия, предложенные ООН для всего человечества и одобренные мировым сообществом, в том числе и Россией. И не случайно деятельность Правительства России направлена на повышение доходов населения и преодоление бедности, улучшение здоровья, выравнивание демографической ситуации в России, реформирование всех уровней образования, охрану окружающей среды, осознание места Российской Федерации в глобальном партнерстве наций.

В процессе проведения мониторинга направлений деятельности Правительства Российской Федерации, его отчетов и докладов ясно вырисовываются ключевые проблемы России, среди которых: дифференциация региональных доходов; крайняя бедность в ряде регионов; низкий уровень продолжительности жизни; неравный доступ к социальным благам, в том числе и к образованию; гендерная асимметрия; распространение наиболее опасных, неизлечимых и трудноизлечимых болезней; экологический кризис и так далее.

Перспективный план деятельности Правительства России, осуществляемый во взаимодействии с другими конституционными партнерами, должен быть тесно переплетен с глубокими структурными реформами в различных сферах, ориентированными на повышение эффективности функционирования государства, создание и развитие демократических институтов в стране.

Направления деятельности Правительства Российской Федерации регулируются нормативными правовыми актами, докладами, программами и подпрограммами. В последнее время Правительством Российской Федерации подготовлен инновационный проект – разработан бюджет на три года, коррелируемый с соответствующими прогнозами и среднесрочными программами. Ведется работа по повышению эффективности бюджетных расходов, в основе которой лежит выявление системы среднесрочных целевых ориентиров деятельности министерств и ведомств, направленных на обеспечение высокого качества жизни граждан и повышение конкурентоспособности российской экономики. Эти целевые ориентиры опираются на разработанную Правительством Российской Федерации систему целей, включающую четыре важные группы:

повышение уровня и качества жизни населения;

повышение уровня национальной безопасности;

обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

создание потенциала для будущего развития.

Показателями эффективной деятельности Правительства Российской Федерации являются уровень благосостояния народа, безопасности российского общества и каждого гражданина России, функционирование высокоразвитой и конкурентоспособной экономики, подлинная демократия, воплощение в жизнь принципов гуманизма, социальной справедливости.

Конкретные направления Правительства Российской Федерации на период до 2008 года были утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 28 июля 2004 года. Они направлены на решение общенациональных задач, определенных Президентом России в своих посланиях и поручениях и предусматривают создание Правительством четко действующего механизма их решения. Для этого деятельность Правительства Российской Федерации должна быть сосредоточена на активизации необходимых институциональных преобразований и реализации национальных проектов. Как определено в указанном документе Правительства Российской Федерации, приоритетными направлениями деятельности Правительства России, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, являются:

повышение уровня жизни населения, содействие развитию «человеческого капитала»;

устранение структурных ограничений экономического роста;

содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации;

рациональная интеграция России в мировую экономику.

В процессе ускорения экономического роста Правительство основывается на нескольких принципах, среди которых – макроэкономическая стабильность, связанная с последовательным снижением уровня инфляции; проведение взвешенной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления; поддержание сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.

Для развития финансовых рынков Правительству Российской Федерации необходимо направить усилия на дальнейшее совершенствование законодательства, обеспечивающего защиту прав инвесторов и развитие финансовой инфраструктуры.

Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, функционирования системы страхования вкладов, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Совет Федерации как орган законодательной власти поддерживает стремление Правительства Российской Федерации и Банка России обеспечить это важное направление качественными высокоэффективными нормативными правовыми актами. Необходимо создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», в том числе: укрепить права кредиторов, в первую очередь их требования, обеспеченные залогом; совершенствовать правовые механизмы ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций; укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере и так далее.

Предстоит дополнить законодательство в банковской сфере нормами прямого действия, а также уточнить нормы этого законодательства, касающиеся участия иностранного капитала в банковской сфере.

Приоритетным направлением социально-экономической политики Правительство Российской Федерации считает повышение уровня жизни населения и содействие развитию «человеческого капитала». Для достижения этих целей Правительство Российской Федерации поставило перед собой следующие задачи: обеспечить граждан России доступным жильем; продолжать и совершенствовать развитие ЖКХ; модернизировать систему образования; повысить доступность и качество медицинской помощи; создать условия для роста доходов населения и снижения бедности; развить формы частно-государственного партнерства в социальной сфере.

Важнейшим направлением функционирования Правительства России является устранение структурных ограничений экономического роста путем развития технологической базы экономики. В связи с этим разрабатывается и совершенствуется нормативно-правовое обеспечение, создаются научно-производственные и технико-внедренческие зоны, планируется разработать и реализовать долгосрочную стратегию развития инноваций (на 2010–2015 гг.), ряд федеральных целевых программ, программ развития наукоградов, проводить конкурсы инновационных проектов, создавать технопарки и так далее. Кроме того, в среднесрочной перспективе Правительство Российской Федерации намерено сосредоточиться на развитии высокотехнологичного сектора, в частности на развитии оборонно-промышленного комплекса, атомной и авиакосмической промышленности, связи и телекоммуникаций, фармацевтики и биотехнологии, производстве программного обеспечения.

Правительство целенаправленно работает над активизацией серийного производства новых российских самолетов, вместе с тем гарантируя расширение лизинга авиационной техники и привлечение частных инвестиций в авиастроение; помимо этого, планирует сосредоточить усилия и ресурсы на разработке и создании многофункциональных и высокоэффективных типов вооружения и продукции двойного назначения; осуществить диверсификацию производства в целях наращивания объемов выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, разработки и использования технологий двойного применения для технологического перевооружения оборонно-промышленного комплекса и производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения; расширять возможности экспорта нефти, строительства нефтепроводов и газопроводов, создания национальной сети автомобильных дорог и так далее.

В ходе реализации задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации, национальных проектах, программе социально-экономического развития России и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, в агропромышленном комплексе наметились позитивные тенденции, в частности сократилось количество убыточных хозяйств, улучшились условия кредитования товаропроизводителей, повысилась рентабельность производства, создаются малые и средние предприятия и так далее. Однако основными проблемами остаются материально-техническое обеспечение сельского хозяйства и низкий уровень развития социальной сферы.

Основным направлением деятельности Правительство Российской Федерации на период 2008 года выбрало содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках. В целях реализации задачи по созданию среды для равной добросовестной конкуренции Правительство Российской Федерации предусматривает разработку нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов, соблюдения баланса законных интересов потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного права; повышение эффективности контроля за соблюдением антимонопольных требований; совершенствование правовых основ государственного контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках и так далее.

В области технического регулирования Правительство Российской Федерации приняло меры, направленные на реализацию норм Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ и от 1 мая 2007 года № 65-ФЗ). Были приняты нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования к продукции и обеспечивают контроль за их соблюдением.

В сфере развития и совершенствования налоговой системы – важнейшего инструмента обеспечения экономического роста, развития предпринимательства, привлечения инвестиций – Правительство Российской Федерации направило свои усилия на дальнейшее снижение налогового бремени, упрощение и повышение справедливости налоговой системы, улучшение налогового администрирования. Важным направлением налоговой реформы является использование налоговых инструментов в процессах интеграции экономического пространства государств – участников СНГ.

В качестве одного из основных направлений своей деятельности Правительство Российской Федерации выбрало рациональное природопользование и расширение минерально-сырьевой базы. В этой сфере до сих пор нет четких условий доступа природопользователей к ресурсам, недостаточно защищены интересы государства как собственника, нет единых правовых основ, гарантирующих прозрачность процедуры доступа к природным ресурсам.

В целях поддержки малого и среднего бизнеса, по инициативе Правительства России парламентом России был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон призван обеспечить решение социально-экономических проблем отрасли, способствовать демонополизации экономики, помочь сформировать конкурентную среду, решить проблему занятости, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней и так далее.

Важным направлением деятельности Правительства Российской Федерации в 2007 году было социально-экономическое развитие регионов России. В этой сфере кабинет министров продолжил процесс разграничения полномочий между уровнями власти, реформирования межбюджетных отношений, в частности в области расходных и доходных полномочий органов власти различных уровней.

Приоритетной задачей являлось углубление интеграции на пространстве СНГ. В основу этого процесса положено формирование Единого экономического пространства, объединяющего экономические потенциалы ряда стран СНГ, что позволит развить стратегическое партнерство России с Евросоюзом; обеспечить свободное передвижение товаров, услуг, капитала, рабочей силы, добросовестную конкуренцию на национальных рынках; сформировать общий таможенный тариф ЕврАзЭс и так далее.

Основной вектор деятельности Правительства Российской Федерации был направлен на повышение эффективности государственного управления и регулирования экономики. Безусловно, важной задачей было завершение административной реформы, итог которой заключается в создании прозрачной и ясной системы органов государственной власти с четким разделением их компетенции. В связи с этим, кабинет министров принял решение о сокращении избыточных государственных функций, порядке взаимодействия между федеральными министерствами и находящимися в их подчинении федеральными службами и агентствами. Были приняты административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок осуществления ими полномочий.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 года № 259 утвердило еще одну форму совершенствования деятельности – Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006–2008 годы в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, повышения эффективности среднесрочного планирования деятельности Правительства Российской Федерации, подготовки перспективного финансового плана и координации деятельности органов исполнительной власти по выполнению поставленных задач.

Доклад содержит анализ результатов, определение целей, задач и показатели деятельности Правительства Российской Федерации и субъектов бюджетного планирования, комплекс мер, направленных на их реализацию, перечень планируемых реформ, проектов развития инфраструктуры и отдельных секторов экономики, оценку объемов необходимых финансовых, материальных и иных ресурсов, а также факторов, препятствующих достижению целей и решению поставленных задач.

На заседании Правительства Российской Федерации в октябре 2007 года было принято решение о регулярном рассмотрении на заседаниях Правительства вопросов, касающихся социально-экономического развития субъектов Федерации, результатов и основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство работой которых осуществляет Президент России или Правительство Российской Федерации.

Проведенный мониторинг основных направлений деятельности Правительства России дает основания утверждать, что Правительство Российской Федерации в 2007 году реализовывало взятые на себя обязательства по выводу России из экономического и социального кризиса. Безусловно, еще остались проблемы, требующие решения. К сожалению, политика перераспределения бюджетных ресурсов не нацелена на стимулирование социальной модернизации. Необходимо расширение полномочий и ресурсов, предоставляемых регионам, чтобы они могли повысить собственную ответственность за свое социальное развитие.

§ 3. Приоритетные национальные проекты (правовой аспект)

Проводя мониторинг правового и социального пространства, следует отметить значимость и существенный вклад национальных проектов в политику государства.

Российские национальные проекты представляют собой консолидирование взаимодействие всех субъектов конституционного партнерства, институтов гражданского общества, научных, общественных и бизнес-структур по организации и реализации конкретных проектов и программ, направленных на улучшение качества жизни населения, повышения уровня благосостояния граждан, духовного и нравственного обогащения личности. Идея национальных проектов возникла в связи с увеличивающимся разрывом между конституционными принципами, целями и задачами России как социального государства и реальным уровнем жизни большинства граждан России. Национальные проекты стимулировали постепенный спад негативных тенденций, сложившихся в обществе, по сути, став социально ответственной, комплексной, научно обоснованной, рассчитанной на перспективу концепцией устойчивого повышения качества жизни граждан с конкретными, определенными направлениями развития жизнедеятельности человека. В этом процессе немаловажное значение имеет и эффективный заинтересованный диалог о потребностях общества и возможностях государства, иными словами, диалог между властью и общественностью, наукой и бизнесом по вопросам о перспективах социально-экономической политики России.

Опираясь на практику международного сообщества, критерии, определенные Целями в области развития, сформулированными в Декларации Тысячелетия ООН, на Индекс развития человеческого потенциала и конституционный принцип Российской Федерации – социальности государства, ориентированного на гражданина, претворяя в действие его основополагающие моменты, государство в целях обеспечения реализации приоритетных национальных проектов создало подконтрольный Президенту России орган – Совет по национальным проектам и демографической политике.

Для успешной реализации национальных проектов необходимо учитывать четыре основных аспекта:

правовой аспект;

цели проекта;

ресурсы, выделяемые и используемые для реализации проекта;

PR-обеспечение проекта, вопросы образования (подготовка кадров для проекта и тому подобное).

Правовое закрепление национальных проектов как социального нововведения было регламентировано указом Президента Российской Федерации в 2005 году; национальные проекты выступали способом реализации функций государства как института власти, решая наиболее общие жизненно важные проблемы взаимодействия государства и гражданского общества, государства и гражданина. При этом функционирование приоритетных национальных проектов неразрывно связано с сохранением, развитием и упрочением российского социума, повышением уровня и качества жизни граждан.

К сожалению, надо отметить серьезное запаздывание правового обеспечения приоритетных национальных проектов. Отсутствуют долговременные программы законопроектных работ. Основными направлениями деятельности системы национальных проектов являются: воздействие государственных структур на определенную Конституцией Российской Федерации систему социальных институтов и правил их взаимодействия; мониторинг, выявление и управление социальными проблемами, затрагивающими фундаментальные базовые интересы населения, такие как здравоохранение, агропромышленный комплекс, образование, ЖКХ.

Одним из остро стоящих перед Россией вопросов был демографический кризис, вызванный спадом рождаемости, детской и материнской смертностью, сокращением продолжительности жизни, миграцией, вызывавший колоссальную естественную убыль населения России. Среди наиболее простых и приемлемых мер в сфере семейной политики, принятых Российским государством, стали выплата универсального пособия в связи с рождением второго и последующих детей, достойно оплачиваемый отпуск по беременности и родам, увеличение суммы пособия на детей и так далее.

Проанализировав сложившуюся в стране демографическую обстановку, государство приняло комплекс мер по внедрению политики оздоровления этого направления, приняв в 2006 году и продолжая в 2007 году реализацию национальных проектов, в частности проекта «Здоровье». По реализации этого приоритетного национального проекта государством в 2007 году планируется (а частично уже осуществлено) повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, повышение уровня квалификации участковых врачей и доступности диагностических медицинских исследований; обновление санитарного автотранспорта; снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией, гепатитами, краснухой, гриппом и другими заболеваниями; снижение материнской и младенческой смертности, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью и так далее. На реализацию этого проекта выделено порядка 131,3 млрд. рублей.

Основными направлениями реализации приоритетного национального проекта «Образование» выбраны способные «аккумулировать» молодежь и лиц средней возрастной группы в сфере интеллектуальной жизнедеятельности, имеющей гуманитарно-стратегическое значение для развития современного общества: поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; создание федеральных бизнес-школ и университетов; повышение уровня воспитательной работы в школах; развитие системы профессиональной подготовки в армии; приобретение сельских школьных автобусов; государственная поддержка регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Предусмотрены расходы на реализацию проекта в сумме 48,88 млрд. рублей. Все это направлено на подъем престижа образования и науки, внедрение образовательных технологий в систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов различных направлений, привлечения талантливой молодежи, публичной демонстрации ее возможностей и потенциала. В связи с этим субъекты конституционного партнерства, в том числе и верхняя палата парламента, совместно с научными, образовательными, международными организациями и бизнес-структурами, представителями студенческих советов и кружков разных вузов и регионов проводят конференции, «круглые столы», парламентские слушания, дебаты, выставки-презентации, лекции, конкурсы, олимпиады, семинары, стимулируют получение грантов, премий, патентов и так далее.

Самая сложная и болезненная программа – приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Неоднократно в своих посланиях Президент России делал акцент на вопросах качества жилья, от чего во многом зависит здоровье граждан, их семейное благополучие и благосостояние. За год реализации национального проекта значительно возрос объем жилищного строительства. В бюджете страны на 2007–2009 гг. предусмотрено выделение средств из бюджетов всех уровней на оснащение инженерной инфраструктуры, общественного транспорта и связи, на строительство жилья молодым семьям, военнослужащим, улучшение жилищных условий ветеранам войны, инвалидам, «чернобыльцам» и другим социально незащищенным слоям населения.

В ходе реализации данного национального проекта парламентом страны внесены соответствующие поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающиеся услуг в системе ЖКХ и тарифов на эти услуги.

Одним из приоритетных направлений реализации национального проекта «Доступное жилье – гражданам России» является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг., которой предусмотрено обеспечение жильем льготных категорий граждан. Свыше 70 % от объема государственных капиталовложений, предусмотренных на жилищное строительство, направлено на обеспечение жилплощадью кадровых военнослужащих и лиц, уволенных с воинской службы. К льготным относятся также следующие категории граждан: участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, вынужденные переселенцы, граждане, переселяющиеся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.

В ходе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предусматривается повышение доступности жилья; увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; увеличение объемов жилищного строительства; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Расходы по проекту на 2007 год предусмотрены в сумме 50,9 млрд. рублей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международные отношения (1)

    Библиографический указатель
    ... 2006 г.) Москва 2007УДК 016 ББК я19:Ф4 ... г.: тезисы докладов / Рос. ассоциация политической ... совета Комитета СоветаФедерации по международным делам, 2004 г. / СоветФедерацииФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации. – М.: Изд-ние СоветаФедерации ...
  2. Международные отношения (2)

    Библиографический указатель
    ... 2006 г.) Москва 2007УДК 016 ББК я19:Ф4 ... г.: тезисы докладов / Рос. ассоциация политической ... совета Комитета СоветаФедерации по международным делам, 2004 г. / СоветФедерацииФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации. – М.: Изд-ние СоветаФедерации ...
  3. Международные отношения (6)

    Библиографический указатель
    ... 338 Д63Доклад о мировом развитии 2007. Развитие ... 2007. – 544 с. – (Политология России). 336 Ч-37 Чекушина Т.В. Взаимодействие Центрального банка РоссийскойФе­дерации с федеральными ... – 2007. – № 1. – С. 61–71. Самуйлов С.М. Совет национальной ...
  4. Международные отношения (4)

    Библиографический указатель
    ... с. – Содерж.: доклад Ю.Б. Кочеврина и выступления по докладу. – Посвящ. памяти В.А. Мартынова. 342 Г72 Государственный СоветРоссийской империи ... эксперт, 2007. – 135 с. 3КП1 К65 Конференции РСДРП 1912 года : документы и материалы / Рос. гос ...

Другие похожие документы..