Главная > Доклад


Глава 2. ПРИОРИТЕТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В 2007 ГОДУ

§ 1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год:
преемственность и новаторство

Обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации реализует свои полномочия определяющего субъекта гуманитарно-правовой стратегии, гаранта Конституции. Статус Послания определяется тем, что оно выступает как система критериев законодательной деятельности, включая в себя базовые, принципиальные идеи главы государства и своеобразный план законодательной деятельности.

Учитывая особый конституционный статус Послания, которое не случайно направляется Федеральному Собранию, законодателям необходимо научиться адекватно реагировать на импульсы Послания. С помощью Послания создается прямая содержательная связь главы государства и парламента, которая определяет дальнейшее развитие правового пространства.

Для Федерального Собрания ежегодное Послание Президента выступает системой приоритетов для оценки итогов года в сфере законодательства и правоприменения.

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год является сбалансированным, обобщенным документом, охватывающим практически все сферы жизнедеятельности страны. Особенность Послания на 2007 год в том, что оно является последним, восьмым в нынешнем правлении Президента Российской Федерации В.В. Путина и функционировании Государственной Думы IV созыва. Поэтому в нем диалектично переплетаются элементы преемственности с предыдущими посланиями и элементы новаторства.

Президент дает не только оценку ситуации в стране и ее положения в мире, но и определяет долгосрочные приоритеты в экономике, социальной сфере, науке, во внешней и внутренней политике, в области обороны и безопасности, а также подводит первые итоги реализации приоритетных национальных проектов. Послание Федеральному Собранию на 2007 год в большей своей степени направлено на сохранение духовных и нравственных ценностей России, поскольку «…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений»1.

В качестве приоритетных направлений государственной политики определены:

духовное единство народа и моральные ценности;

реализация национальных проектов2;

формирование Фонда национального благосостояния;

создание конкурентной, основанной на интеллекте и знаниях экономики;

реформа электроэнергетики;

создание эффективной транспортной системы;

развитие железнодорожных, воздушных, водных путей сообщения;

использование природных ресурсов России;

развитие инновационной экономики;

подъем отечественной науки;

дальнейшее укрепление и модернизация Вооруженных Сил;

совершенствование работы во внешней политике.

В качестве предпосылок формирования дееспособного, сильного государства, эффективно обеспечивающего достойную и безопасную жизнь людей, Президент в своем Послании назвал прохождение по новой избирательной системе предстоящих выборов в Государственную Думу, в которых отныне будут участвовать только политические партии.

Переход к пропорциональной системе выборов, безусловно, повысит качество российской политической системы, создаст здоровую конкуренцию между политическими партиями, снизит лоббирование региональными влиятельными группами лиц, выгодных местным администрациям и криминальным структурам, а у оппозиции появится возможность расширять свое представительство в законодательных органах власти.

Одним из регуляторов взаимодействия федеральных, региональных и местных властей В.В. Путин назвал усиление взаимодействия Совета Федерации с регионами Российской Федерации, поддержав предложение законодателей, касающееся представления субъекта Федерации в Совете Федерации гражданами, проживающими на территории этого субъекта в течение десяти лет. Это действительно необходимый шаг, поскольку сенатор должен не понаслышке владеть ситуацией в субъекте Федерации, знать проблемы, возможности и перспективы развития территории, и «продвигать» эти вопросы в центре.

Сделаны первые шаги по реализации норм, предусмотренных 131-м Федеральным законом о местном самоуправлении, который впервые расширил компетенцию и возможности местных органов. Президент справедливо заметил, что необходимо укреплять экономические основы местного самоуправления, и в первую очередь за счет формирования достаточной доходной базы. Законодатели, в свою очередь, принимая Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» старались учитывать пожелания и предложения, поступающие из субъектов Федерации муниципальных образований и декларированных главой государства. К сожалению, пока еще сохраняются правовые коллизии: например, бюджеты муниципальных образований «сбалансированы по доходам и расходам», но не по финансовым возможностям и обязательствам. Отсутствуют социальные стандарты. Системный характер имеет недофинансирование из бюджетов субъектов Федерации государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям. В расходах бюджетов муниципальных образований годами не предусматривались расходы на капитальный ремонт и обновление основных фондов бюджетных учреждений муниципального уровня, что привело к их катастрофической изношенности. В таком же состоянии находится муниципальное имущество, используемое структурами федеральных органов, и тому подобное.

В настоящее время, после проведения выборов в органы местного самоуправления, количество муниципальных служащих значительно увеличилось, что повлекло за собой и увеличение расходов на муниципальное управление. Парламент России, в свою очередь, поддержал реформу местного самоуправления и принял Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который призван регулировать отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств – участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, а также с определением правового статуса муниципальных служащих.

В Послании были высказаны опасения, касающиеся экстремистских действий, ведущих к разрушению стабильной политической и экономической системы России. Президент призвал законодательный орган страны ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающее ответственность за столь тяжкие преступления. Федеральное Собрание приняло Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму», которым предусмотрело ужесточение наказания за экстремизм. Кроме того, закон дал более детальную расшифровку понятия экстремизма, указав, что под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Помимо этого, законодатели предусмотрели наказание и за распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Большое внимание в Послании 2007 года уделено культурному и духовному наследию России. Президент подчеркнул, что 2007 год не случайно объявлен Годом русского языка, поскольку наш язык является «хранителем целого пласта поистине мировых достижений,.. живым пространством многомиллионного «русского мира». Президент поддержал идею лингвистов о создании национального Фонда русского языка, цель которого – популяризация русского языка, культуры и литературы в дальнем и ближнем зарубежье.

Кроме того, глава государства обратил внимание на ситуацию в творческой среде, подчеркнув, что в России ввели систему грантов для ряда театральных, музыкальных, художественных и иных творческих коллективов, призвав к сотрудничеству бизнес, предложив ему оказать действенную помощь по возрождению российского театра и кино, живописи, книгоиздания, литературы и искусства и особенно поддержать народное творчество, национальный колорит русской культуры.

Опасения Президента вызвало неудовлетворительное положение российских библиотек. Он заявил о необходимости приведения библиотечного дела в соответствие с современными технологиями и потребностями общества, упомянув при этом о создании Президентской библиотеки с региональными и местными центрами, обратив внимание на то, что она будет информационным связующим звеном для всей библиотечной системы государства. В.В. Путин сказал также о целесообразности создания мировой библиотеки на основе цифровых технологий, которая была бы великолепной площадкой для международного гуманитарного проекта, направленного на создание и укрепление культуры, искусства и истории народов мира.

В Послании Президента Федеральному Собранию на 2007 год особое внимание уделено проблеме инвестиций в человека, повышению качества жизни. Актуализация данной темы связана с реализацией приоритетных национальных проектов. В качестве положительных результатов, достигнутых на данном направлении, Президент отметил, что удалось ориентировать бюджетные расходы на конечный результат; что реализация целого ряда программ обеспечивается партнерством федерального правительства, региональных и местных властей совместно с бизнес-структурами. Позитивной особенностью нацпроектов стала их инновационная направленность. Одним из достижений в реализации национального проекта «Здоровье» стало сокращение смертности и увеличение рождаемости.

Президент напомнил, что следующий год объявлен Годом семьи в России и его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. В целях консолидации усилий всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны Президент подписал Указ от 9 октября 2007 года № 1351, утверждающий Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с этой Концепцией демографическая политика Российской Федерации должна быть направлена на стабилизацию численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В качестве позитивного момента реализации национального проекта в области агропромышленного комплекса было отмечено принятие важного закона, регулирующего вопросы сельского хозяйства. Президент обратил внимание Правительства страны на необходимость срочной разработки пятилетней программы развития отрасли.

В национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» Президент выделил в качестве приоритета активизацию строительства – как малоэтажной, так и комплексной застройки отдельных районов и городов, подчеркнув необходимость принятия долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан, а также стратегии развития строительной отрасли в целом, используя энерго- и ресурсосберегающие технологии. Президент акцентировал внимание на том, что поставленная в данном национальном проекте задача ежегодного строительства 80 млн. кв. метров жилья уже не удовлетворяет потребности российского общества, и предложил увеличить сдачу в эксплуатацию жилых помещений до 100–130 тыс. кв. метров в год. Президент напомнил и о поправках, внесенных законодателями в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающих полную ответственность за содержание жилых домов собственниками. В связи с этим он обратил внимание представителей органов федеральной власти на проблемы, связанные с ветхим жильем, высказав недовольство состоянием дел, связанных с ремонтом ветхого жилья и расселением аварийного. Президент поручил Правительству оказать финансовую поддержку запуску механизма создания объединений эффективных собственников жилья. Кроме того, глава государства предложил создать специальный фонд по реформированию ЖКХ, отметив, что в управлении этим фондом должны принять участие не только представители Правительства, но и парламента, и общественных организаций.

В Послании Президент России напомнил и о созданном в 2002 году Стабилизационном фонде, подчеркнув значимость и полезность данного института. В частности, благодаря ресурсам этой структуры государство добилось последовательного снижения инфляции, что позитивно сказалось на росте реальных денежных доходов граждан, привело к устойчивому развитию экономики. В.В. Путин предложил скорректировать работу Стабилизационного фонда, обозначив новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов, упомянув об образовании внутри данного фонда Фонда национального благосостояния, где планируется формировать «пенсионный капитал» граждан. Данные параметры уже нашли свое отражение в принятых поправках в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Президент подчеркнул, что для решения задач достойного пенсионного обеспечения не требуется увеличивать пенсионный возраст. Владимир Путин еще раз обратил внимание Правительства на четкость, прозрачность и своевременность сборов налогов, необходимость вывода зарплат из «тени» и рекомендовал принять соответствующие меры в указанной сфере. В Послании нашли отражение и коллизии, связанные с «северными» пенсиями. Президент поручил Правительству разрешить этот вопрос в текущем году.

В Послании остро поставлен вопрос о развитии экономики, основанной на интеллекте, знаниях, научном и творческом потенциале. Отмечено, что ряд задач, поставленных в экономике – устранение инфраструктурных ограничений роста; повышение эффективности использования природных ресурсов; модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств, – должны решаться не только за счет бюджетных средств, но и путем привлечения частных инвестиций. Основной задачей государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний. В Послании дано поручение принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса.

Послание затронуло и такой важный вопрос, как заключение государственных контрактов. Президент предложил перейти на систему государственных контрактов, при которой стоимость государственного заказа не изменялась бы в течение всего периода исполнения, а при распределении государственных заказов постепенно переключаться на аукционную систему.

Приоритетному направлению – электроэнергетике – в Послании было уделено большое внимание, говорилось о предстоящей глобальной структурной реформе отрасли. Для реализации грандиозных изменений в электрификации страны Президент предложил создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности. Для продуктивного функционирования данного органа Президент поручил подготовить нормативную правовую базу.

Отрицательную оценку в Послании получило состояние транспортной системы; в частности, были упомянуты разрушающиеся мостовые переходы, перегрузка трасс, ДТП и так далее. Правительству поручено утвердить программу развития дорожной сети до 2015 года, разработать и принять инвестиционные программы развития российских портов, проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала. Приоритетным выбрано направление по строительству высококачественных федеральных трасс и реконструкции дорог, формирующих международные транспортные коридоры, по развитию и модернизации судостроения и гражданских воздушных судов, созданию Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций. В Послании законодателям предложено обратить внимание на недостаточную правовую базу, регулирующую современные способы финансирования строительства и эксплуатации дорог, аэропортовой сети, морских портов и реализации законодательных инициатив депутатов Госдумы и Правительства в данной сфере. Так, во исполнение поручения Президента, обозначенного в Послании, принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; подготовлены ко второму чтению проекты федеральных законов «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», «О морских портах в Российской Федерации», подготовлен проект федерального закона «О государственном регулировании развития аэродромной сети и аэропортов» и так далее.

Важной, приоритетной задачей в Послании Президента России Федеральному Собранию на 2007 год названо использование природных ресурсов: нефти, газа, других минеральных ресурсов, лесных богатств, водных биологических ресурсов. Решение этой задачи потребует разработки системы мер, стимулирующих увеличение переработки сырья; оперативного создания соответствующей системы учета; увеличения экологических штрафов; ужесточения лицензионных требований к недропользователям; развития собственной перерабатывающей базы; снижения пошлин на технологическое оборудование; ускорения предоставления лесных участков; совместное финансирование создания необходимой инфраструктуры; прекращения выдачи квот иностранным компаниям и оказания предпочтения отечественным предприятиям, развивающим собственную переработку.

В Послании также обращено внимание Правительства на необходимость разработки системы мер, обеспечивающих эффективный таможенный контроль и пресечение незаконной ловли и контрабанды.

В Послании на 2007 год нашла отражение и тема российской науки. Президент отметил позитивные моменты начатой реформы в данной сфере. Он подчеркнул, что парламентом принят закон, определяющий принципы научной работы в государственных академиях на основе пятилетней программы фундаментальных исследований. Президент отметил важность конкуренции в научной среде, которой можно добиться благодаря проведению открытых конкурсов среди программ развития научно-исследовательских институтов и разработке государственных заказов на прикладные научные исследования.

Особое внимание Президент обратил на создание эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании. В качестве первоочередных мер по развитию данной области Президент поручил завершить разработку и принятие соответствующего федерального закона. Президент призвал представителей обеих палат Федерального Собрания войти в руководство Российской корпорации нанотехнологий и всем странам СНГ принять участие в реализации проекта по нанотехнологиям.

В Послании на 2007 год была поставлена цель дальнейшего укрепления Вооруженных Сил России. Президент отметил важность для достижения этой цели конструктивного сотрудничества всех органов государственной власти, основных политических сил, институтов гражданского общества, подчеркнул, что Вооруженные Силы становятся контрактно-профессиональными, постепенно модернизируются образцы вооружения и военной техники, повышаются социальные гарантии для военнослужащих и членов их семей, военных пенсионеров.

Приоритетом в проведении обоснованной внешней политики Президент Российской Федерации обозначил культуру международных отношений, свободную от навязывания моделей развития и форсирования естественного хода исторического процесса. В данном контексте Президент предложил укрепить общее гуманитарное пространство в рамках Содружества Независимых Государств, повысить уровень работы с соотечественниками, проживающими, как в республиках бывшего Советского Союза, так и в дальнем зарубежье, активно использовать в этом формы сотрудничества по линии гражданских обществ, широко применять молодежные, образовательные, культурные, научные, профессиональные, деловые и иные обмены и формы интеграции.

Президент России обратил внимание на вопросы строительства Союзного государства России и Белоруссии, подчеркнув направленность политики России на всемерное развитие отношений с Белоруссией в области транспорта, экономики, социальной политики, здравоохранения, гуманитарного сотрудничества и на других направлениях.

Послание Президента Российской Федерации на 2007 год содержит краткий анализ развития партнерских отношений между Россией и Европейским союзом, перспективное направление которых Президент России видит в новом базовом договоре о стратегическом партнерстве Россия – ЕС, который создаст первоначальную легитимную основу свободному перемещению капиталов, товаров, услуг, трудовых ресурсов на европейском и азиатском континентах. Президент призвал укреплять интеграционные процессы в Шанхайской организации сотрудничества и ЕврАзЭС, подчеркнув, что в современных условиях именно экономика является синонимом безопасности.

В целом Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год явилось стратегической основой законодательной и законотворческой деятельности парламента России в 2007 году, оно также заложило основы для последующего правового развития нашей страны. Во второй части настоящего доклада отмечены законодательные акты, принятые парламентом России во исполнение прозвучавших в Послании Президента поручений по основным направлениям внутренней и внешней политики, а также даны оценки соответствующих правовых решений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международные отношения (1)

    Библиографический указатель
    ... 2006 г.) Москва 2007УДК 016 ББК я19:Ф4 ... г.: тезисы докладов / Рос. ассоциация политической ... совета Комитета СоветаФедерации по международным делам, 2004 г. / СоветФедерацииФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации. – М.: Изд-ние СоветаФедерации ...
  2. Международные отношения (2)

    Библиографический указатель
    ... 2006 г.) Москва 2007УДК 016 ББК я19:Ф4 ... г.: тезисы докладов / Рос. ассоциация политической ... совета Комитета СоветаФедерации по международным делам, 2004 г. / СоветФедерацииФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации. – М.: Изд-ние СоветаФедерации ...
  3. Международные отношения (6)

    Библиографический указатель
    ... 338 Д63Доклад о мировом развитии 2007. Развитие ... 2007. – 544 с. – (Политология России). 336 Ч-37 Чекушина Т.В. Взаимодействие Центрального банка РоссийскойФе­дерации с федеральными ... – 2007. – № 1. – С. 61–71. Самуйлов С.М. Совет национальной ...
  4. Международные отношения (4)

    Библиографический указатель
    ... с. – Содерж.: доклад Ю.Б. Кочеврина и выступления по докладу. – Посвящ. памяти В.А. Мартынова. 342 Г72 Государственный СоветРоссийской империи ... эксперт, 2007. – 135 с. 3КП1 К65 Конференции РСДРП 1912 года : документы и материалы / Рос. гос ...

Другие похожие документы..