Главная > Доклад


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 21

ЧАСТЬ I. СТРАТЕГИЯ ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26

Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 26

Введение 26

§ 1. Особенности конституционного партнерства в 2007 году 27

§ 2. Перспективы развития конституционного партнерства:
правотворчество – правоприменение – мониторинг права 31

Глава 2. ПРИОРИТЕТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В 2007 ГОДУ 34

§ 1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год:
преемственность и новаторство 34

§ 2. Реализация основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации 42

§ 3. Приоритетные национальные проекты (правовой аспект) 48

Глава 3. СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 54

§ 1. Государственная региональная политика и ее правовое регулирование 54

§ 2. Задачи правового обеспечения региональной политики на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации 58

Заключение 62

ЧАСТЬ II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В 2007 ГОДУ 63

Глава 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА, ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН 63

Введение 63

§ 1. Совершенствование политической системы и институтов гражданского общества 64

§ 2. Совершенствование структуры и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации 68

§ 3. Законодательное обеспечение реформы местного самоуправления 73

§ 4. Законодательное обеспечение информационного развития России 78

§ 5. Совершенствование финансово-экономической модели обеспечения парламентской деятельности с позиции федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов 82

§ 6. Вопросы совершенствования правосудия 87

Заключение 93

Глава 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРАХ 94

Введение 94

§ 1. Право на труд, его достойную оплату и нормальные условия труда. Право на отдых 95

§ 2. Право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства 104

§ 3. Право на социальное, включая пенсионное, обеспечение и социальное обслуживание 111

§ 4. Право на жилище 119

§ 5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие 126

§ 6. Право на укрепление здоровья, занятия физической культурой и спортом 144

§ 8. Право на свободу литературного, художественного, технического и других видов творчества, участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям 157

Глава 3. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 163

Введение 163

Материал подготовлен Комитетом Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. 165

Материал подготовлен Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу. 180

§ 4. Правовые аспекты создания государственных корпораций 193

§ 5. Законодательное обеспечение развития науки 199

§ 7. Вопросы бюджетно-финансового контроля в Бюджетном кодексе Российской Федерации и других законодательных актах 216

Материал подготовлен Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации. 216

Материал подготовлен Комитетом Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению. 223

§ 9. Законодательное обеспечение развития судостроительной отрасли России 231

§ 10. О нормативно-правовом обеспечении структурного реформирования железнодорожного транспорта в 2007 году 239

Проект «Стратегия развития интеллектуальной собственности в России на 2007–2012 годы» подготовлен коллективом ученых РНИИИС, рассмотрен и одобрен на совместном заседании ученых советов РНИИИС и НИИ системного анализа, Счетной палаты Российской Федерации с участием руководителей ведущих научных центров академической и вузовской науки по проблемам интеллектуальной собственности. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в ежегодном докладе 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» поддержал необходимость реализации проекта в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». 250

Глава 4. СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 256

Введение 256

§ 1. Общие проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации 259

§ 2. Военная безопасность и ее законодательное обеспечение 262

§ 3. Законодательное обеспечение противодействия терроризму 273

§ 4. Законодательное обеспечение борьбы с экстремизмом 278

§ 5. Законодательное обеспечение общественной безопасности 282

§6. Защита прав и свобод человека и гражданина как условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации 287

§ 7.Военно-социальная политика 289

Заключение 299

Глава 5. СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ, УКРЕПЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 302

Введение 302

§ 1. Законодательное обеспечение развития взаимодействия России и Европейского союза в глобализирующемся мире 303

§ 2. Процессы экономической интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств и их договорно-правовое обеспечение 309

Материал подготовлен Комитетом Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств. 309

§ 3. Строительство Союзного государства: модели интеграции и их правовое обеспечение 314

§ 4. Правовое обеспечение гуманитарного сотрудничества и работы с соотечественниками в рамках Содружества Независимых Государств 318

§ 5. Актуальные вопросы законодательного обеспечения взаимоотношений России и НАТО 321

§ 6. Применение и задачи совершенствования нового федерального законодательства в сфере миграции 323

§ 7. Гармонизация законодательства Российской Федерации с международным правом 328

Заключение 332

Глава 6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 333

Введение 333

§ 1. Основные направления правового регулирования государственной региональной политики Российской Федерации 334

§ 2. Законодательное обеспечение новых мер социально-демографической политики 338

§ 3. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией 344

§ 4. Законодательное обеспечение государственной политики по борьбе с бедностью 358

§ 5. Законодательное обеспечение государственной молодежной политики 364

Материал подготовлен Комиссией Совета Федерации по делам молодежи и спорту. 364

§ 6. Законодательное обеспечение национальной морской политики Российской Федерации 370

Материал подготовлен Комиссией Совета Федерации по национальной морской политике. 370

§ 7. Законодательное обеспечение развития арктических и северных территорий Российской Федерации 379

Материал подготовлен Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. 379

§ 8. Законодательное обеспечение мероприятий по подготовке зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году 393

Материал подготовлен при участии Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту. 393

Заключение 396

ЧАСТЬ III. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 397

ВВЕДЕНИЕ 397

Глава 1. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 399

§ 1. Послания высших должностных лиц законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации как форма мониторинга результативности правового обеспечения региональной политики 399

§ 2. Особенности правового обеспечения стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации 403

§ 3. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе 409

Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 414

§ 1. Региональные особенности стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: опыт правового обеспечения 414

§ 2. Опыт стратегического планирования законотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации 419

§ 3. Система мониторинга результативности реализации государственно-правовой стратегии в субъектах Российской Федерации 424

§ 4. Правовые механизмы ответственности всех уровней публичной власти за конечные результаты своей деятельности: опыт, проблемы и перспективы 427

Московская областная Дума. 430

Глава 3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 445

§ 1. Основные итоги и тенденции законодательной деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (за период 2004–2007 гг.) 445

§ 2. Оценка федеральными органами результативности регулирующего воздействия законодательства субъекта Российской Федерации 451

§3. Реформирование и развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации 456

§ 4. Оптимизация избирательного законодательства в субъектах Российской Федерации 463

Глава 4. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 470

§ 1. Мониторинг правового регулирования реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» 470

Материалы Приморского края. (Письмо председателя Законодательного Собрания Приморского края В.В. Горчакова от 20 декабря 2007 года № 07/15-12/1747). 474

§ 2. Опыт и проблемы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» 479

§ 3. Опыт и проблемы реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» 487

§ 4. Мониторинг правового регулирования реализации приоритетного национального проекта «Образование» 496

Глава 5. ЧЕЛОВЕКОФОРМИРУЮЩЕЕ (ЦЕННОСТНОЕ) ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 505

§ 1. Уровень и качество жизни населения как индикаторы результативности правового обеспечения региональной политики 505

§ 2. Оценка эффективности правового обеспечения региональной политики институтом уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 510

Материал предоставлен Законодательным Собранием Тверской области. 514

§ 3. Анализ правового обеспечения региональной политики общественными палатами в субъектах Российской Федерации 516

Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ В 2007 ГОДУ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 519

§ 1. Деятельность Совета законодателей в 2007 году 519

§ 2. Перспективы деятельности Совета законодателей 523

§ 3. Доклады субъектов Российской Федерации о состоянии законодательства как форма мониторинга и конституционного партнерства 526

Заключение 531

ЧАСТЬ IV. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПРАВА: ИТОГИ 2007 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ 538

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2007 ГОДУ 538

§ 1. Динамика законодательного обеспечения государственной политики в 2007 году 538

§ 2. Содержательные особенности законодательного процесса Российской Федерации в 2007 году 572

Глава 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 579

§ 1. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: основные практические итоги пятилетия 579

§ 2. Центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центр мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: цели и перспективы 587

§ 3. Выработка критериев к определению «законов года» 593

§ 4. Оценка регулирующего воздействия законодательства: постановка задачи 600

§ 5. Организация правового мониторинга в органах исполнительной власти 610

§ 6. Мониторинг права: опыт социологического анализа 612

Глава 3. МЕТОДОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 617

§ 1. Методология изучения эффективности действия законодательства в процессе правового мониторинга 617

§ 2. Правовое обеспечение процесса совершенствования законодательства: проекты федеральных законов «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов», «О Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации» 623

§ 3. Использование «досье законов» как механизма мониторинга законотворчества и правоприменения – динамика развития федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О противодействии терроризму» 626

§ 4. Вопросы методики социолого-правовых исследований в процессе осуществления мониторинга права 662

§ 5. Перспективы разработки методологии мониторинга права 665

§ 6. Качество закона: юридико-технические аспекты 672

ЧАСТЬ V. МОНИТОРИНГ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 678

Введение 678

ГЛАВА 1. Основные направления деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина в 2007 году 680

§1. Мониторинг законодательства в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 680

§ 2. Особенности деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина в 2007 году: конституционно-правовые аспекты 683

§ 3. Предложения по совершенствованию законодательства, вытекающие из решений Конституционного Суда Российской Федерации в 2007 году 689

ГЛАВА 2. Основные направления деятельности арбитражных судов по защите прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности 692

§1. Основные направления деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина в 2007 году 692

§2. Мониторинг законодательства в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 694

§3. Предложения по совершенствованию законодательства, вытекающие из обобщения судебной практики арбитражных судов 696

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 701

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 707

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 710

Концепции проектов федеральных законов, подготовленные комитетами и комиссиями Совета Федерации 714

Проекты федеральных законов, подготовленные комитетами и комиссиями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и членами Совета Федерации 727

Проект федерального закона
“О внесении изменений в статью 115
Семейного кодекса Российской Федерации” 727

Проект федерального закона
“Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации” 728

Проект федерального закона
“О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации” 751

ПОЛОЖЕНИЕ 761

о Центре мониторинга законодательства и правоприменительной 761

практики (Центре мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 761

Состав авторского коллектива
по подготовке доклада Совета Федерации 2007 года
«О состоянии законодательства в Российской Федерации» 778

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

(Статья 18 Конституции Российской Федерации)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Доклад Совета Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» базируется на преемственности основных идей и положений аналогичных докладов Совета Федерации 2004, 2005 и 2006 годов. Данный – четвертый по счету – доклад выпускается в знаменательный для нашей страны 2008 год, когда исполняется 15 лет действующей Конституции Российской Федерации, а также созданному на ее основе Федеральному Собранию Российской Федерации.

Мы изначально рассматривали и продолжаем рассматривать базовые ценности Конституции – права граждан – как исходные критерии оценки качества законодательства. В Конституции в основных ценностях заложена гуманитарно-правовая стратегия России как концептуальная основа программы действий на долговременную перспективу и практической деятельности на ближайшие годы. Но для того чтобы состояться как качественная, объединяющая большинство активного населения страны по возрождению России, гуманитарно-правовая стратегия должна быть наполнена ценностями гуманизма, прав и свобод человека и гражданина для деятельности всей системы власти, особенно законодательной.

Ключевым в Конституции является вопрос о том, как построить в России федеративное, демократическое, правовое, социальное государство, в котором все известные сегодня права и свободы будут практически реализованы. Государство, каждый его орган, каждое должностное лицо, каждый чиновник, наделенный властью, должны научиться осознавать свою обязанность перед конкретным человеком, гражданином Российской Федерации. Именно эту ключевую идею мы постарались положить в основу мониторинга законодательства и правоприменительной практики.

Основное внимание в докладе 2007 года уделено правовому обеспечению стратегических приоритетов внутренней и внешней политики государства, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2007 год. Этот год был последним в деятельности Государственной Думы IV созыва и закончился выборами ее нового состава. Поэтому анализ законодательства и правоприменительной практики особенно важен как с точки зрения подведения итогов, так и в качестве рекомендаций будущим законодателям.

Важнейшим критерием оценки законодательства является его соответствие долговременным целям и ценностям развития личности, общества и государства, качественному правовому обеспечению проводимых в стране преобразований. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики (мониторинг права) позволяет выявлять слабые места в механизмах реализации государственной политики, определять проблемные точки законодательства.

При подготовке материалов доклада коллектив, с одной стороны, руководствовался принципом преемственности по отношению к уже сложившейся концептуальной и методической основе доклада как итоговой форме ежегодного мониторинга, его содержательным и структурным особенностям. Вместе с тем четвертый доклад имеет свои отличительные особенности.

В докладе впервые раскрывается позиция органов судебной власти в отношении качества законодательства, принимаемого в последние годы. По нашему мнению, законотворческая работа на высоком уровне невозможна без активного участия в этом процессе судебных органов.

Доклад 2007 года по-новому отражает региональные аспекты законодательной деятельности как в масштабах Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Так называемая региональная часть доклада по традиции готовилась по материалам, поступившим из органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но по уникальной смысловой структуре, в основе которой лежит главный критерий для деятельности государства – качество жизни людей.

Новеллой доклада 2007 года является введение в парламентский оборот и публичный язык понятия «закон года». Такой подход позволяет формировать творчески здоровую, конкурентную среду, которая более строго и ответственно оценивает качество законов. При этом существенно усиливается мотивация к повышению ответственности за результаты деятельности – как законодательной, так и правоприменительной.

Доклад содержит пока только подходы к определению «закон года» и системные критерии, по которым такая оценка может быть проведена, такие, как юридическое совершенство (идеальная модель), глубина и значимость для судеб нашей страны и ее граждан. Оценка законов должна быть сделана и с учетом их некоррупционности, а также вклада в решение проблем бедности, демографии и прав человека. Кроме самых успешных, качественных и значимых необходимо выделять и самые спорные, конъюнктурные, слабо подготовленные, проблемные и бесперспективные законы года по тем же критериям, то есть законы года с противоположной значимостью.

Первая часть доклада традиционно посвящена осмыслению стратегии правового развития Российской Федерации в 2007 году, особенностям и перспективам конституционного партнерства, а также основам региональной политики. Во второй части раскрываются проблемы стратегии развития государства, законодательного обеспечения в 2007 году основных направлений внутренней и внешней политики, а также прав человека в России. В третьей части сформулированы результаты оперативного мониторинга, проведенного в субъектах Российской Федерации по наиболее актуальным проблемам реализации государственной политики, представлены предложения по их решению, демонстрируются результаты деятельности Совета законодателей. В четвертой части даны итоги основных тенденций законодательной деятельности в Российской Федерации, развита концепция создания системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики, а также показан механизм правового мониторинга.

В июне 2007 году состоялась пятая Всероссийская конференция по мониторингу законодательства и правоприменительной практики. Она стала не только общероссийским, но и международным событием, так как в ней принимали участие представители многих стран СНГ. За прошедшие пять лет пройден путь от теоретического обоснования идеи мониторинга правового пространства Российской Федерации до практического развертывания полномасштабной мониторинговой системы на основе важнейших системных критериев оценки законотворческой деятельности и правоприменительной практики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международные отношения (1)

    Библиографический указатель
    ... 2006 г.) Москва 2007УДК 016 ББК я19:Ф4 ... г.: тезисы докладов / Рос. ассоциация политической ... совета Комитета СоветаФедерации по международным делам, 2004 г. / СоветФедерацииФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации. – М.: Изд-ние СоветаФедерации ...
  2. Международные отношения (2)

    Библиографический указатель
    ... 2006 г.) Москва 2007УДК 016 ББК я19:Ф4 ... г.: тезисы докладов / Рос. ассоциация политической ... совета Комитета СоветаФедерации по международным делам, 2004 г. / СоветФедерацииФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации. – М.: Изд-ние СоветаФедерации ...
  3. Международные отношения (6)

    Библиографический указатель
    ... 338 Д63Доклад о мировом развитии 2007. Развитие ... 2007. – 544 с. – (Политология России). 336 Ч-37 Чекушина Т.В. Взаимодействие Центрального банка РоссийскойФе­дерации с федеральными ... – 2007. – № 1. – С. 61–71. Самуйлов С.М. Совет национальной ...
  4. Международные отношения (4)

    Библиографический указатель
    ... с. – Содерж.: доклад Ю.Б. Кочеврина и выступления по докладу. – Посвящ. памяти В.А. Мартынова. 342 Г72 Государственный СоветРоссийской империи ... эксперт, 2007. – 135 с. 3КП1 К65 Конференции РСДРП 1912 года : документы и материалы / Рос. гос ...

Другие похожие документы..