Главная > Основная образовательная программа


Основная образовательная программа

начального общего образования

МОУ Гаютинской СОШ

Утверждена на заседании

педагогического совета школы

протокол № 61 от 20 июня 2011 г.

Сроки реализации программы: 2011-2015 гг.

1. Пояснительная записка

Данная основная образовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования школы, рассмотрена и принята педагогическим советом образовательного учреждения (протокол № 61 от 20 июня 2011 года).

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников на основе Примерной образовательной программы начального общего образования, а также проекта образовательной программы системы «Начальная школа XXI века».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

МОУ Гаютинская СОШ берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.

    1. Цели, задачи, принципы реализации

основной образовательной программы

МОУ Гаютинская СОШ осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

- Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями:

1)дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающейдеятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальнаяметодика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальнаяшкола XXI века»;

2) организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

- Развитие личности школьника как приоритетная цель начальнойшколы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

-сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

- умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;

-осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

-изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

-сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

- Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программ внеклассной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремесла народов России»», «Азбука добра».

- Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой целиобеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых вобразовательном учреждении (см. Программу формирования здорового образа жизни). В рамках внеклассной деятельности предусмотрен факультативный курс «Юный турист: изучаю родной край».

- Формирование учебной деятельности школьника. Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается использованием средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться

(«умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В школе пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Образовательный процесс в МОУ Гаютинской СОШ подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя надемократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся;предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выборучебного задания и партнера по деятельности. В начальной школеиспользуются разные формы организации обучения, в процессе которыхдети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность(парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В школе устанавливаются преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

1.2. Характеристика образовательной среды школы

1.2.1.Полное название образовательного учреждения

Муниципальное образовательное учреждение Гаютинская средняя общеобразовательная школа.

Учредитель школы − Администрация Пошехонского МР в лице управления образования.

Обучение и воспитание в школе носят общедоступный и светский характер, ведутся на русском языке.

1.2.2.Структура образовательной среды, внутренние и внешние связи школы

МОУ Гаютинская средняя общеобразовательная школа открыта 15 мая 1971 г. В школе на начальной ступени обучается 24 человека, 3 класса-комплекта. Средняя наполняемость – 6 чел. Количество девочек и мальчиков примерно равное. 8 учеников (30%) проживают от школы на расстоянии свыше 5 км. Подвоз учащихся осуществляется школьным автобусом.

Микрорайон, в котором расположена школа, – это достаточно большое село, в котором проживают преимущественно семьи рыбаков (т.к. село находится на берегу Рыбинского водохранилища), многие семьи живут за счет подсобного хозяйства. Родители, имеющие высшее образование, составляют 20% от общего числа; 8% учеников из неблагополучных семей, 84% из малоимущих. Расположение школы не позволяет использовать возможности городских культурно-спортивных учреждений, на близлежащей территории находятся Гаютинская сельская библиотека, ДК с. Гаютино и д. Зинкино, с которыми школа поддерживает сотрудничество. В условиях недостаточности возможностей для содержательного проведения досуга, занятий спортом, творческой деятельностью школа как образовательное учреждение вынуждена взять на себя особые социально-педагогические функции по созданию условий для всестороннего развития детей.

Школа представляет собой уникальное пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей. Любое дело – это яркое событие, участвуя в котором, ребенок становится частью классного и общешкольного коллектива. Школа пытается создать благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, таких как общешкольные спортивные соревнования, дни здоровья, спортивные игры и спортивные часы, экскурсии, походы. Деятельность педагогов направлена на формирование позитивных личностных качеств учащихся, на уроках и во внеурочной деятельности соблюдается комфортный психоэмоциональный режим. Для повышения эффективности образовательного процесса педагоги используют активные формы и методы обучения, современные педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, дифференцированное и индивидуализированное обучение, обеспечивающее индивидуальный подход к каждому ребенку.

1.2.3. Используемые системы обучения

- система развивающего обучения «Начальная школа XXI века»

- коррекционно-развивающая система обучения.

1.2.4. Характеристика педагогического коллектива

Общее число педагогов на начальной ступени обучения – 3 человека. Педагогический коллектив достаточно стабилен. Более 66 % учителей имеют высшее образование. Все педагоги имеют стаж работы свыше 15 лет. Все педагоги аттестованы.

1.2.5.Источники социального заказа

  • государство;

  • муниципальные органы власти;

  • учащиеся школы;

  • педагоги школы;

  • родители учащихся школы;

- общественность микрорайона

1.3. Структура программы

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Формирование универсальных учебных действий.

Дается характеристика разных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Приводятся конкретные примеры вклада каждого учебного предмета в развитие УУД. Выделяются различия между предметными и метапредметными универсальными действиями.

Предметные результаты обучения.

С учетом авторских программ системы учебников «Начальная школа XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета.

3. Учебный план школы.

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в неделю (общая часть), а также основные направления внеурочной деятельности (вторая половина дня).

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), как метапредметных УД, которыми должен овладеть ребенок, закончивший обучение в начальной школе.

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов

Программы учебных предметов представляются в авторском варианте системы учебников «Начальная школа XXI века». Кроме указанных программ в документе раскрывается содержание следующих программ образования младших школьников:

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

8. Программа коррекционной работы

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Этот раздел документа характеризует содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития МОУ Гаютинской СОШ.

МОУ Гаютинская СОШ обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом школы.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и школой договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ Гаютинской СОШ – один из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание раздела отражает ожидания, связанные с уровнем достижения обучающимися основных результатов начального общего образования (предметных, метапредметных и личностных), конкретизирует требования Стандарта (в том числе к объему изучаемого учебного материала и глубине его освоения учащимися) с учетом заказа потребителей образовательной услуги.

Планируемые результаты

- обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом целей их освоения, возрастных особенностей обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

- являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, которая даёт представление о том, какими именно действиями овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса:

Виды целей

Цели‑ориентиры

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета

Место целей в общей структуре учебной программы

Представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам курса

Приводятся в блоках «Выпускник научится»к каждому разделу программы учебного предмета

Приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы и выделяются курсивом.

Что определяют и на что ориентируют

Определяют ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения учебной программы, такие как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.

Ориентируют на то, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система знаний и учебных действий, которая необходима для успешного обучения в начальной и основной школе может быть освоена большинством детей.

Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.

Как осуществляется оценка достижения целей

Оценка достижения этих целей осуществляется при проведении неперсонифицированных исследований и диагностик.

Осуществляется как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки, или портфолио), так и в конце обучения. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку. Оценка освоения опорного материала ведётся с помощью заданий базового и повышенного уровней.

Проводится в ходе текущего и промежуточного оценивания, полученные результаты фиксируются в накопительной системе оценки (в форме портфолио).

На что влияют результаты достижения целей

Полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Примечание.

Задания базового уровня сложности – это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, способность справляться с которыми целенаправленно формировалась и отрабатывалась в ходе учебного процесса со всеми учащимися.

Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника самостоятельно выбрать способ их выполнения из набора уже освоенных или самостоятельно сконструировать, привлекая знания из других предметов и имеющийся жизненный опыт.

На ступени начального общего образования в МОУ Гаютинской СОШ устанавливаются планируемые результаты освоения:

- программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общеобразовательной школы

    Программа
    В связи с переводом школы в качественно новое состояние, представленное в государственной стратегической инициативе Президента Российской Федерации Д.

Другие похожие документы..