textarchive.ru

Главная > Документ


Практикум

по безопасности

жизнедеятельности

Тверь 1997

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Тверской государственный технический университет

П Р А К Т И К У М

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Под редакцией С.А.Бережного

Тверь 1997

Практикум по безопасности жизнедеятельности: /С.А.Бережной, Ю.И.Седов, Н.С.Любимова и др.; Под ред. С.А.Бережного. - Тверь: ТГТУ, 1997.- 140 с.

Содержит методики проектирования и расчетов основных средств коллективной защиты по безопасности жизнедеятельности работа­ющих , прогнозирования зон разрушения ударной волной взрыва газовоздушных смесей и гигиенической оценки условий труда в помещениях. Приведены 25 вариантов заданий по всем расчетам для практических занятий. Задания сопровождены методическими указаниями по их выполнению и анализу результатов расчета для принятия и оформления конкретного конструктивного и/или орга­низационного решения.

Предназначено для студентов всех профессиональных направле­ний и специальностей, изучающих дисциплину "Безопасность жизне­деятельности" в ТГТУ.

Подготовлено на кафедре "Безопасность жизнедеятельности и экология" (Б1Э) ТГТУ коллективом авторов под ред.проф. С.А.Бе­режного. Обсуждено и рекомендовано к печати на заседании ка­федры Б«Э ТГТУ 11 декабря 1996 г. (протокол #4).

Рис. 27. Табл. 55. Библиогр.: 23 назв.

Рецензенты: кафедра "Безопасность жизнедеятельности" Тверской государственной сельхозакадемии, руководитель государственной инспекции труда по Тверской области проф. Г.И.Беляков

ПРАКТИКУМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Редактор Т.С.Синицына Технический редактор Г.В.Комарова


Подписано к печати 23.01.97

Формат 60x84 1/16

Физ.печ.л. 8,75 Усл.печ.л. 8,14

Тираж 400 экз. Заказ № 13


Бумага писчая

Уч.- изд.л. 7,61

С - 478


Издательство и типография Тверского государственного

Технического университета

170026, Тверь, наб,Афанасия Никитина, 22


Тверской государственный

технический университет,1997


-3-

ВВЕДЕНИЕ

Технические специалисты в повседневной работе решают воп­росы, связанные с улучшением

технологии, повышением надежности технических систем (оборудование, машины, механизмы и т.п.),безопасности жизнедеятельности (БЖД) работающих и т.д. Значи­тельное место в этой комплексе вопросов занимают решения по охране труда работающих, охране окружавшей среды, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Обоснование этих решений, как правило, соп­ровождается проведением соответствующих расчетов. Последние направлены как на проектирование коллективных средств защиты (СКЗ) работающих от поражающих, опасных и/или вредных факто­ров, действующих в среде обитания человека, так и на прогнози­рование параметров этих факторов во времени и пространстве. Проектирование и прогнозирование в БЖД как правило состоит из трех этапов: 1 - подготовительный этап, на котором определяют исходные данные и осуществляют выбор важнейших параметров, не­обходимых в дальнейшем; 2 - расчетный этап, использующий од­ну - две методики расчета того или иного СКЗ или изменений (во времени и/или в пространстве) негативного(ых) фактора(ов); 3 -конструктивный этап, на котором по результатам расчета прини­мают окончательное решение инженерного и/или организационного плана с показом на соответствующих чертежах.

Поэтому при изучении дисциплины "БЖД" студентами в ТГТУ наряду с лекциями и лабораторными занятиями проводятся прак­тические занятия и выполняется курсовая работа (КР). Последние предназначены для закрепления теоретических знаний студентов по различным темам дисциплины и приобретения умения как расс­читывать (в том числе с помощью ПЭВМ и ЭКВМ) СКЗ работающих, так и прогнозировать возможные неблагоприятные ситуации в сре­де обитания человека. На проведение практических занятий по дисциплине "БЕД" отводится 16...18 аудиторных часов, а на вы­полнение КР - 17...20 часов самостоятельной работы в зависи­мости от профессионального направления и специальности студен­та. Перечень тем практических занятий и темы КР, обязательных для выполнения студентами, устанавливается рабочей программой этой дисциплины по каждому профессиональному направлению и каждой специальности. Лектор доводит их до сведения студентов на первом занятии, а также указывает методики проведения прак­тических занятий и выполнения КР. При этом он сообщает им не-



-4 -

обходимую учебно-методическую литературу этим видам учебных занятий.

В данном учебном пособии написаны: проф. к.т.н. С.А. Бережным; раздел 1 - проф. к.т.н. С.и. Бережным и ст.преп. к.т.н. Н.С. Любимовой; раздел 2 - доц. к.т.н. Н.В. Стрельниковым и доц. к.т.н. В.И. Седовым; раздел 3 - доц. к.т.н. Е.А. Васильевой; раздел 4 - доц. к.т.н. В.А. Мартемьяновым; раздел 5 - проф. к.т.н. С.и. Бережным и ст.преп. к.т.н. Н.С. Любимовой; раздел 6 - проф. к.т.н. С.И. Бережным, доц. к.т.н. П.И. Седовым и ст. преп. Н.С. Любимовой; раздел 7 - проф. к.т.н. С.и. Бережным; раздел 8 - проф. к.т.н. С.И. Бе­режным и доц. Б.С. Аксеновым; раздел 9 - доц. к.т.н Ю.И.Сорокиным; раздел 10 - проф. к.т.н. С,И. Бережным, ст. преп. к.т.н. Н.С, Любимовой и доц. к.т.н. Ю.И. Седовым; приложение -проф. д.м.н. В.В. Романовым. При этом каждый раздел состоит из четырех подразделов: первый - методика проектирования, расчета или прогнозирования; второй - задание на расчет или прогнози­рование; третий - методические указания по выполнению заданий и анализа результатов расчета или прогнозирования; четвертый -конструктивные решения по результатам расчета. Такое построе­ние разделов облегчит работу студентов при выяснении практи­ческих занятий, КР и раздела "Безопасность и экологичность" выпускной аттестационной работы будущего бакалавра и дипломно­го проекта будущего инженера.

1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИИ

Чтобы спроектировать такую осветительную установку, необ­ходимо выполнить светотехнический и электротехнический расче­ты. Светотехнический расчет ведут с целью определения потреб­ного количества светильников и правильного их размещения в по­мещении. Для этого применяют три метода расчета; удельной мощ­ности, светового потока и точечный [1,2]. Метод удельной мощ­ности является методом приближенного расчета. Он применяется для предварительного определения мощности осветительной установки и числа светильников, необходимых для создания требуемо­го уровня освещенности по СНиП П-4-79, СП 512-78 или СанПиН [3...5]. Если не требуется большой точности расчета,

- 5 -

то его применяют и для окончательного расчета. Этот метод 1 может быть применен для расчета локализированного освещения; освещения наклонных и вертикальных поверхностей и помещений площадью менее 10 м . Истод светового потока является бол! точным, чем метод удельной мощности. Он применяется для расчета равномерного общего освещения помещения при освещенное1 только в горизонтальной плоскости.

Точечный метод применяется для расчета локализированного местного и комбинированного освещения, освещения наклони! вертикальных поверхностей, а также для проверки освещенности в точках помещения. Он кропотлив и более сложен, чем мет светового потока; более точен и применим при любом расположении светильника и поверхности. Чаще всего его применяют для определения Е в какой-либо точке (например, в точке А) при конкретном размещении светильников (отраженный свет от стен, потолка и пола является ничтожным).

Электротехнический расчет ведут с целью выбора источника питания, как правило, напряжением 220 В, магистральных и групповых щитков и расчета осветительной сети (по расчетному то нагрузки, по потере напряжения, по механической прочности) ее защиты. Он выполняется инженерами-электриками по методика изложенным в главах 10...13 книги [1], в подразделе 10.3 книги[2] или в электротехническом справочнике.

1. Методики светотехнического расчета

Данный расчет реализуется в три этапа. На первом (подготовительном) этапе устанавливает размеры помещения(й), где необходима осветительная установка, и проводят выбор:

1) системы освещения - общая или комбинированная (общая местная). Она определяется характером и особенностями зрительных работ, выполняемых в помещениях. СНиП [3] рекомендует применять систему комбинированного освещения в производственных помещениях, где выполняются зрительные работы разрядов и подразрядов I, П, III, IV, 5а н 5б. При невозможности устройства местного освещения, наличии технико-экономических или гигиенических обоснований данный СНиП допускает применять общее освещение в помещениях со зрительными работами разрядов и подразрадов П, III, IV, 5а и 5б. В других случаях следует применять только общее освещение, если нет специальных рекомендаций в отраслевых нормах;

- 6 -

2) вида освещения - рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное или дежурное. Рабочее освещение обязательно для всех помещений; аварийное - необходимо для продолжения работы при временной погасании рабочего освещения в помещениях, когда от­сутствие искусственного освещения может вызвать тяжелые пос­ледствия для людей, технологических процессов, оборудования и предприятий в целом. Его освещенность должна быть не ниже 5Х нормируемой (рабочей) освещенности, но не менее 2 лк и не бо­лее 30 лк в помещениях; эвакуационное - служит для безопасной эвакуации людей из помещения при аварийном погасании рабочего освещения. Его освещенность должна быть не менее 0,5 лк на проходах в помещениях;

3) типа источника света - лампа накаливания (ЛН), в том числе галогенная ЛН (ГЛН) или газоразрядная лампа (ГЛ), в том числе люминесцентная лампа (ЛЛ). дуговая ртутная лампа (ДРЛ). металлогалогенная лампа (МГЛ) типа ДРИ, натриевая лампа типов ДНаО, ДНаТ, ДНаТМт и т.д., ксеноновая лампа типов ДКсТ и ДКсШ, импульсная лампа и другие ГЛ (о преимуществах и недостатках всех источников света см. главы 2 книги [1] или раздел 4 книги [2]). При выборе лампы следует исходить из ее светоотдачи, срока служба и других показателей, а также руководствоваться требованиям СНиП [3] и отраслевых норм [4,51. Последние реко­мендуют: а) применять по возможности лампы наибольшей единич­ной мощности, не нарушая при этом нормативных требований к ка­честву освещения; б) использовать преимущественно ГЛ для обще­го освещения помещений; в) применять в одном помещении ЛН и ГЛ при технической необходимости или архитектурно-художественным соображениям; г) не питать ГЛ постоянным током, а также не применять их в случаях, когда возможно снижение напряжения до уровня ниже 302 номинального. Как правило, ЛН применяют для общего освещения в производственных помещениях, где выполняют зрительные работы У1 и НШ разрядов; технологических площа­док, мостиков, переходов и площадок обслуживания крупного обо­рудования; в помещениях с тяжелыми условиями среды при отсутс­твии предназначенных для данных условии светильников с ГЛ; в помещениях вспомогательных, битовых и для временного пребыва­ния людей; в установках архитектурного освещения общественных зданий; в жилых помещениях; для аварийного и эвакуационного освещения в помещениях, освещаемых ДРЛ и ДРИ. ГЛ всех типов, за исключением ксеноновых, для внутреннего освещения обяза­тельны для системы общего освещения в помещениях, где выполня-

- 7 -

ются работы 1...5 и 7 разрядов; для общего освещения в сис­теме комбинированного; в помещениях без или с недостаточным естественным светом, предназначенных для постоянного пребывания людей. Выбор типа ГЛ (ЛЛ, ДРЛ и МГЛ) для освещения производс­твенных помещений (при отсутствии специальных требований по цветопередаче) следует производить по табл. 10.2 книги [2];

4) нормируемых минимального значения искусственной ра­бочей освещенности Еж1п и параметров качества освежения (пока­зателей ослепленности и дискомфорта, цилиндрической освещен­ности, коэффициента пульсации освещенности) по СНиП 11-4-79 [3] или отраслевым нормам [4.5] в зависимости от характера зрительной работы, ее подразряда, источника света и системы освещения. Для ЛН Емin устанавливается примечанием 5 табл.1СНиП П-4-79 [3];

5) типа светильника с учетом его назначения, светотехни­ческих характеристик, конструктивного исполнения и экономичес­кой эффективности. Это достаточно сложный процесс выбора и по­этому следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в книге [2] для основных общепромышленных производств и цехов (раздел 12), общественных зданий и сооружений (раздел 13) и жилых зданий (раздел 14). Можно также воспользоваться главой 3 книги [1], где даны соответствующие рекомендации для светиль­ников (в том числе и снятых с производства в данное время), применяемых в производственных помещениях и общественных зданиях.

Подготовительный этап обязательно выполняется при от­сутствии пяти вышеуказанных сведений по помещению(ям), где предусматривается применение проектируемой осветительной уста­новки. Поэтому он реализуется студентами при выполнении КР по дисциплине "БЕД" и соответствующих разделов аттестационной ра­боты бакалавра и дипломного проекта инженера. На практических занятиях и в контрольной работе заочников этот этап частично не выполняется поскольку в исходных данных заданий многие све­дения даны, кроме нормируемых значения Ем1п и параметров ка­чества освещения.

На втором этапе выполняется расчет потребного количества светильников для конкретного(ых) помещения(й), для чего приме­няют методы удельной мощности и светового потока или только метод светового потока. Точечный метод расчета освещения при­меняют редко и поэтому с ним можно познакомиться в книге [1] на с. 178...211. в книге 12] на с. 173...189 или в практикуме

-8-

[6] на с. 12...17, 23...25. Ниже рассматриваются две вышеуказанные методики расчета освещения.

Первая методика расчета. использует методы удельной мощ­ности и светового потока, когда применяют только один тип лам­пы и светильника. Порядок расчета следующий.

1. Определяют высоту, м, подвеса светильника над рабочей поверхностью по формуле

h= Н - h р- hс. (1.1)

где Н - высота помещения, м; hр - высота рабочей поверх­ности от пола - может быть от 0,0 до 1,0 м; hc - высота свеса светильника от основного потолка - может быть от 0,1 до 2,5 м.

2. Вычисляют освещаемую площадь помещения, м2, по формуле

S= А В, (1.2)
где A и В - длина и ширина помещения, м.

3. Для расчета освещения методом удельной мощности нахо­дят (с учетом h, S Еmin и типа светильника с ЛН, ДРЛ или ЛЛ) табличную удельную мощность Рm по табл. 5-21...5-49 книги [1] и значения величин Кт и Zт (см. в скобках заголовка этих таб­лиц). При этом для светильников с ДРЛ и ЛЛ Рm дана для Е =100 лк, поэтому следует производить ее перерасчет для Еmin по фор­муле

Ру = РmEmin / E100(1.3)

Кроме того, для светильников с ДРЛ величину Рm необходимо уве­личить на 10% согласно примечанию к табл. 5-40 книги [1]. Для светильников с ЛЛ вначале определяют условный номер группы выбранного светильника по табл. 3-2 книги [1], а затем с уче­том h. S, типа и мощности ЛЛ и найденной группы светильника находят Рm по табл. 5-41..5-49 [1].

4. Определяют суммарную мощность, Вт, для освещения за­данного помещения по формуле

Рсуммарное = РmSKз Z / (Кт Zт) или (1.4)

Рсуммарное = Ру SKз Z / (Кт Zт) (1.5)

где Кз - коэффициент запаса, устанавливаемый табл. 3 СНиП [3]; Z - коэффициент неравномерности освещения (по СНиП П-4-79 для зрительных работ 1...Ш разрядов при ЛЛ Z= 1,3, а при других лампах - 1,5; для работ 4...7 разрядов - соот­ветственно 1,5 и 2); Кт и Zт принятые коэффициенты запаса и неравномерности в табл. 5-21...5-49 книги [1].

5. Находят потребное количество светильников, шт. , по

-9-

формуле

Nу =- Рсуммарное/ (РА ) или (1.6)

Nу =- Рсуммарное/ (ni РА) , (1.7)
где РА - мощность лампы в светильнике, Вт; ni - число ЛЛ

в светильнике, шт. (находят по табл. 3-9, 3-11 и 3-12 книги

[1] или табл. 12.4 и 13.1 книги [2]).

Дробное значение Nу всегда округляют до целого большего

числа (например, при расчетном Nу = 10,2 принимают Nу= 11 шт.).

6. Для расчета освещения методом светового потока вычисляют индекс помещения по формуле

i = S / h (A + B) (1.8)

7. С учетом i , коэффициентов отражения потолка (pn ), стен (pc) и пола (Рр ) и типа выбранного светильника с ЛН или ДРЛ находят коэффициент светового потока (в %) по табл. 5-3...5-10 книги [1]. Если принят светильник с ЛЛ, то находят условный номер его группы по табл. 3-2 вышеуказанной книги. Затем с учетом i,pп,рс,Рр и найденной группы све­тильника определяют по табл. 5-11...5-18 книги [1].

8. По табл. 4.4 (ЛН), 4.15 и 4.17 (ЛЛ), 4.23 (ДРЛ), 4.25 (ДРЛ) или 4.28 (ДНаТ) книги [2] находят световой поток задан­ной (принятой) лампы ФА , лм.

9. Определяют потребное количество светильников, шт., по формуле

Nc = 100 Emin S Kз Z / ni ФА K (1.9)

гдеK- коэффициент затенения для помещений с фиксирован­ным положением работающего (конторы, чертежные и др.), равный 0,8...0,9 ; остальные обозначения расшифрованы выше.

Дробное значение Nс также округляют до целого большего числа (например, при расчетном Nс = 20,35 принимают Nс =21 шт.) и сравнивают с Nу, полученным при расчете методом удель­ной мощности. При этом следует помнить, что метод светового потока является более точным. Поэтому значение Н^ принимают к размещению светильников в помещении как величину Н.

Вторая методика расчета освещения использует метод свето­вого потока при применении различных типов источников света (например, ЛН и ДРЛ, ЛН и ДРИ, ЛН и ЛЛ) с соответствующими светильниками. Порядок расчета при этом следующий: в начале определяют величины п, $ и 1 соответственно по формулам (1.1, 1.2 и 1.8), а затем выполняют пункты 7. ..9 (см. выме) для све­тильников с ЛН и ДРЛ, ДРИ иди ЛЛ с целью определения по форму-

- 10 -

ле (1.9) двух величин Nс. Последние округляют до целого боль­шего числа и приступают к определению экономической эффектив­ности проектируемых осветительных установок с ЛН и ГЛ. Для этого определяют суммарные затраты С (капитальные + основные эксплуатационные затраты), руб., на эти установки по формуле

С= Су Р + Ск РТ Кисп, (1.10)

где Су - стоимость установки 1 кВт осветительного обору­дования, руб.; P- расчетная суммарная мощность осветительной установки, кВт, равная произведению величин Nс и принятой (за­данной) мощности соответственно для ЛН и ГЛ, деленное на 1000; Ск - стоимость 1 кВт*ч, руб.; Т - время работы установки в течение года (365 • 24 =8760), ч; Kисп - среднее значение ис­пользования осветительной установки в течение года ( принимают равным 0,6).

В упрощенном современном виде формула (1.10) принимает вид:

для ЛН С= 255 РКи ; (1.11)

для ГЛ С = 405 РКи, (1.12)

где Ки - коэффициент индексации, величину которого сту­дент-дипломник может узнать на кафедре "Экономика и управление производством" ТГТУ для конкретного календарного года; при вы­полнении практического занятия по освещению или расчетов осве­щения в КР, контрольной работе на заочном отделении студент принимает Ки= 10000 (по данным СМИ в 1996.г.).

Сравнивая вычисленные значения Си С, принимают ту проектируемую осветительную установку, у которой затраты наи­меньшие. Расчетное значение Nc по экономически целесообразной установки принимают к размещению светильников как величину N.

На третьем этапе разрабатывается рациональная схема рав­номерного размещения светильников N в помещении(ях). Наилучшими вариантами размещения светильников является шахматное и по сторонам квадрата (расстояние L, м, между светильниками в ряду и между рядами светильников равны).

Размещение светильников с ЛН, ДРЛ, ДРИ или ДНаТ по сторо­нам квадрата следует производить по значениям (табл. 1.1) в зависимости от типа кривой силы света (КCС) светильника, кото­рую находят по табл. 9.5 книги [2]. Расстояние , м, между све­тильниками и рядами этих светильников определяют по формуле

(1.13)

L = h

- 11 –

Таблица 1.1. Значения в зависимости от КСС

Тип КСС по ГОСТ 17677-82*

= L / h

рекомендуемые значения

наибольш допустимые значения

О,4...О,7 О,8...1,2 1.2...1,6 1,4...2,О

1,8...2,6

0,9 1,4 2,1 2,3

3,4

Концентрированная (К) Глубокая Глубокая(Г)

Косинусная (Д)

Полуширокая (Л)

Равномерная (М)

Оптимальное расстояние l, м, от крайнего ряда светильни­ков или от крайнего светильника до стен устанавливается:

а) при размещении у стен рабочих мест (поверхностей) как

l (0,24…0,3)L;(1.14)

б) при отсутствии у стен рабочих мест (поверхностей) как

l (0,4. ..0,5)L . (1.15)

Если длина А и ширина В помещения различны, то эти све­тильники чаще размещают по сторонам прямоугольника. При этом рекомендуют, чтобы и Lа/Lв1,5 (Lа - расстояние между светиль­никами в ряду, а Lв - расстояние между рядами светильников).

При размещении светильников с ЛЛ последние располагают, как правило, рядами - параллельно рядами оборудования или оконным проемам. Поэтому определяют расстояния L иl как указано выше, а в рядах светильники сочленяются друг с другом торцами. Если по конструктивным особенностям помещения предус­матривают разрывы l, м, между светильниками, то l0,5 h. В этом случае размещение светильников лучше вести через сум­марную их длину lпо формуле

l=Nс lc. (1.16)

где lc - длина светильника, м, принимается по табл. 3-9 и 3-11, рис. 3-9 книги [1] или по табл. 12.4 (светильники типа ВЛВ, ЛВП02, ЛВП04, ЛВП31 и ЛВПЗЗ) и 13.1 (для светильников встраиваемых в подвесной потолок, типа ЛВ001, ЛВ002, ЛВООЗ, ЛВ005 и ЛВ031) книги [2].

Значение l сравнивают с длиной А помещения. Если l>>А, то число рядов nр = l/А и округляют его значение до целого

- 12 -

большого числа (при np > 5 шт. и В < 15 м следует компоновать рады из сдвоенных иди строенных светильников). При l= А предусматривают один непрерывный ряд, если будет обеспечена рав­номерность общего освещения; при l < А принимают один ряд с равномерно распределенными вдоль него разрывами lр, м, между светильниками. Зная np, на плане помещения размещают ряды параллельно оконным проемам или рядам оборудования так, чтобы величина lне была выше значений, полученных по формулам (1.14 или 1.15). Затем находят число светильников в ряду по формуле n= Nл / nр и округляет его значение до целого большего числа (если nlс < A, то светильники располагают с раз­рывами между собой). Величину разрыва,м, определяют по формуле

l p= (A- nA lс- 2 lk) / ( nA - 1) . (1.17)
После решения вопросов размещения светильников в помеще­нии определяют общее количество светильников, шт., по формулам
с ЛН или ДРЛ Nн =пнпр; (1.18)

с ЛЛ NA= пAпр,(1.19)
где nн или nA - количество светильников с ЛН и ДРЛ или ЛЛ в ряду, шт., nр- число рядов светильников по ширине помеще­ния, шт.

Значение Nн или NA сравнивают с принятым значением N. Если Nн или NAN, то размещение светильников выполнено пра­вильно при фактической освещенности, лк:

E = (1.20)

где N - количество светильников, шт., которое принимает

значение Nн или NА в зависимости от типа используемой лампа.

При Nм или NA < N рассчитывают потребный световой поток лампы (в лм), обеспечивающий нормируемую освещенность Еmin поформулам

для ЛН или ДРЛ Ф= (1.21)

для ЛЛ Ф= (1.22)
По расчетному значению Фп в табл. 4.4 (ЛН), 4.15 и 4.17(ЛЛ). 4.23 (ДРЛ), 4.25 (ДРИ) или 4.28 (ДНаТ) [2] подби­рают ближайшую стандартную лампу, световой ноток которой не



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по направлению 280700 «техносферная безопасность»

    Отчет
    ... Уч. пособие. М.Высшая школа, 1997 Савельев И.В. Курс общей физики. ... воздействий на окружающую среду. Учебник. Тверь, Вита-Пресс, 2000 9 5 2 ... . М.: Форум, 2009 Васильев П.П. Практикумпобезопасностижизнедеятельности человека, экологии и охране труда. ...
  2. Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)

    Методические рекомендации
    ... Психолого-педагогический практикумпо подготовке вожатого ... города Твери N 1773 ... Коморин С. - Н.Новгород, 1997. Дневник вожатого. Практическое ... безопасности в повседневной жизни. /book/export/html/1001 - сборник памяток побезопасностижизнедеятельности ...
  3. 1 1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью

    Основная образовательная программа
    ... и Твери. Процесс ... В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикумпо социологии молодежи. М., 2000 ... Е.И. Холостовой. Т. 1. – М., 1997. Луначарский А.В. Ф.Э. Дзержинский в Наркомпросе ... структуру процесса побезопасностижизнедеятельности; профессиональную лексику ...
  4. 1 комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «москвоходы»

    Основная образовательная программа
    ... прогулка вокруг здания МГУ. Практикумпобезопасностижизнедеятельности в городе (на улицах ... «Комсомольская». Тема 12. Тверь. Поездка в Тверь. Знакомство с застройкой и ... : пособие к экзаменам. Задачник-практикум. – М., 1997. 19. Рюмина Т. История ...
  5. Www diplomrus ru ® (45)

    Автореферат диссертации
    ... 722). 5. Практикумпобезопасностижизнедеятельности: /С.А. Бережной, Ю.И.Седов, Н.С. Любимова и др.; под ред. Бережного С.А. - Тверь: ТГТУ, 1997 (шифр ...

Другие похожие документы..