textarchive.ru

Главная > Документ


-103-

Определяют по формулам (8.3…8.8) для вычисления величин ho,rx1,rx2,ro,а также по нижеуказанным формулам :

При зоне типа А , когда Lh

hc=ho rcx=rx и rc=ro (8.9)

при зоне типа А когда h< L 2h

hc=ho-(0,17+3 10h)(L-h) (8.10)

rc=ro rcx=ro(hc-hx)/hc (8.11)

при зоне типа А когда 2h< L 4h

hc=ho-(0,17+3 10h)(L-h) (8.12)

rc=ro[1-] (8.13)

rc=ro rcx=rc(hc-hx)/hc (8.14)

При L>4h для построения зоны А молниеотводы рассматривают как одиночные. Габаритные их размеры определяют по формулам (8.3…8.5) и нижеуказанным формулам :

При зоне типа Б когда Lh

hc=ho rcx=rx rc=ro (8.15)

rc=ro rcx=ro(hc-hx)/hc (8.17)

Величину h определяют, если известны hcс и L (при rcх= 0). При L > 6h для построения зоны Б молниеотводы рассматривают как одиночные. Габаритные их размеры определяют по формулам (8.б.,.8.8).

Зона защиты двух стержневых молниеотводов разной высоты h1 и h2 150 м приведена на рис. 8.3. Ее габаритные размеры, м, определяют по формулам (8.3...8.8) для вычисления величин ho1, ho2 ,ro1.ro2,rx1 и rx2 а также по нижеуказанным формулам:

Rc=(ro1+ro2)/2 (8.18)



- 104-

hc=(hc1+hc2) / 2 ; (8.19)

rxc=rc(hc-hx),/hc (8.20)

где значения hc1 и hc2 определяют по формулам (8.9, 8.10, 8.12, 8.15 и 8.16) для hc.

Для двух молниеотводов разной высоты построение зоны типа и двойного стержневого молниеотвода выполняют при L4hmin, а зоны типа Б - при L 6hmin, (где hmin- минимальная высота одного из двух молниеотводов, м). При соответствующих больших L молниеотводы рассматривают как одиночные. Габаритные их раз­меры определяют по формулам (8.3...8.5),


Зона защиты многократного стержневого молниеотвода приве­дена на" рис.8.4 Она определяется как зона защиты попарно взятых соседних стержневых молниеотводов высотой h150 м (см. рис. 8.2 и 8.3). Поэтому габаритные их размеры вычисляют по формулам (8.9...8.20). Основным условием защищенности одного или нескольких объектов высотой hx с надежностью, соответст­вующей надежности зон типов А и Б, является выполнение нера­венства rсх> 0 для всех попарно взятых молниеотводов. В противном случае построение зон защиты должно быть выполнено для одиночных или двойных стержневых молниеотводов в зависи­мости от выполнения условий, приведенных при рассмотрении фор­мул (8.3...8.20).

На третьем этапе осуществляют конструктивные решения по проектируемой молниезащите рассматриваемого объекта, строго руководствуясь материалами и указаниями подраздела 8.4. Однов­ременно студенты принимают следующие решения.

Во-первых, выбирают конструкцию молниеотвода (опоры, мол-ниеприемника, токоотвода и заземлителя) с учетом требований пп. 3.1...3.8 РД 34.21.122-87 [191. При этом для производственных объектов чаще используют двух или многократный, и стержневоймлниеотводы А в качестве_зазтемлителя следует принимать .только железбетонние Фундаменты зданий сооружений, на­ружных установок и опор молниеотводов если они удовлетворяют требованиям п. 1.8 данного РД. При невозможности использования фундаментов применяют сосредоточенные или все рекомендуемые ПУЭ [151 заземлители ЗУ, за исключением нулевых проводов воздушных ЛЭП напряжением до 1 кВ. Наиболее приемлемые конструк­ции заземлителей (их выбирают без расчета) для молниеотводов приведен* в табл. 8.2, а минимальные сечения (диаметры) элект­родов и токоотводов.- в табл. 8.3.


Молниеприемная сетка чаще применяется при молниезащите общественных и жилых зданий. Она должна быть выполнена из стальной проволоки диаметром не менее 6 мм и уложена на кровли сверху или под несгораемые, трудносгораемые утеплитель или гидроизоляцию. Шаг ячеек сетки должен быть не более 6х6 или 12х12 м соответственно для II или III категории по молинезащите объекта. Узлы сетки должны быть соединены сваркой. Выступа­ющие над крыжей металлические элементы (трубы, шахты, вентиля­ционные устройства) должны быть присоединены к молниеприемной сетке, а выступающие неметаллические элементы оборудованы дополнительными молниеприемникамн, также присоединенными к этой сетке. Токоотводы от металлической кровли или молниепри­емной сетки должны быть проложены кратчайшим путем к заземли­те лям нереже чем через 25 м (не ближе 3 м от входов или в местах, недоступных для прикосновения людей) по периметру зда­ния. В качестве токоотводов следует использовать металлические конструкции зданий и сооружений (колонны, фермы, рамы, пожар­ные лестницы и т.п., а также арматура железобетонных конструк­ций) при условии обеспечения непрерывной электрической связи в соединениях конструкций и арматуры с молниеприемниками и заземлиталями, выполняемых сваркой; в противном случае. - искусс­твенные токоотоды с размерами, указанными в табл. 8.3. При этом заземлителями должны быть железобетонные фундаменты зда­ний, а в противном случае - искусственные заземлители в виде наружного контура (по периметру здания) конструкции, указанной

- 108 -

в пп. 2.13 и 2.26 РД 34.21Л22-8 [19] соответственно II и III категорий по молниезащите.

Во-вторых, для объектов I или II категории молниезащиты определяют мероприятия по защите от вторичных проявлений мол­нии, которые должны соответствовать требованиям пп. 2.7 или 2.20 и 2.21 РД 34.21.122-87 [191.

В-третьих, для объектов всех категорий по молниезащите определяет мероприятия по заносу высокого потенциала через на­земные (надземные) и подземные металлические коммуникации (ЛЗП, сети телефона, радио и сигнализации, трубопроводы, кабе­ли в наружных металлических оболочках или трубах). Они должны соответствовать пп, 2.5, 2.8...2.10, 2.21...2.24, 2.32 и 2.33 РД 34.21.122-87 [191. Соответственно для объектов I, II и III категорий.

8.2. Задания на расчет

Задание Н8.2.1. Спроектировать молниезащиту здания по данным табл. 8.4. При этом ввод электроэнергии, телефона и ра­дио принят кабельный, а назначение здания (административное с ЗВМ, общественное, жилое или памятник истории, архитектуры и культуры) указывает преподаватель, выдающий данное задание.

Задание N8.2.2. Рассчитать и построить молниезащиту про­изводственного объекта по данным табл. 8.5. При этом ввод электропитания, телефона и радио принят кабельный, кроме скла­дов ГСМ и открытых складов, где ввод осуществлен через воздушную ЛЭП.

8.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета

Перед выполнением задания(й) студент изучает технические способы и средства защиты зданий и сооружений от разрядов и воздействий атмосферного электричества (средства молниезащиты) по учебному пособию [7, с. 121...124], методику проектирования молниезащиты (см. выше подраздел 8.1) и инструкцию по устройс­тву молниезащиты зданий и сооружений или РД 34.21.122-87 [191, а также он знакомится со своим вариантом задания(й) из подраз­дела 8.2.

При выполнении задания N8.2.1 студент определяет по карте (см. рис. 3 РД 34.21.122-87 [191) среднегодовую продолжитель-

- 111 -

ность гроз n в часах по местонахождения здания и вычисляет N по формуле (8.2). Затем он находит по табл. 8.1 (или табл. 1 РД 34.21.122-87) требуемую категорию по молниезащите, по ко­торой устанавливает требования по ее устройству (см. п.2 под­раздела 8.1 или п.1.2 РД 34.21.122-87). После этого студент вы­бирает средство защиты от прямых ударов молнии или молниеот­вод, который в данном задании будет состоять из мояниеприемника, металлической кровли или молниеприемнюй сетки; токоотвода круглой формы с указанием его диаметра (см. табл. 8.3) и коли­чества токоотводов (в зависимости от периметра здания); заземлителя - фундамента здания (если он удовлетворяет требования п. 1.8 РД 34.21.122-87) или искусственного заземлите ля конс­трукции, указанной соответственно в пп. 2.13 или 2.26 данного РД. При этом он должен указать тип соединения (болтовое или сваркой) в выбранной конструкции молниеотвода и способ защиты выступающих неметаллических элементов здания (шахт, труб и т.п.). Затем студент определяет мероприятия по защите от вто­ричных проявлений молнии (если это необходимо по РД) и по за­носу высокого потенциала через различные металлические конс­трукции здания, строго руководствуясь требованиями пп. 2.7 или 2.20 и 2.21. 2.5, 2.8...2.10, 2.21...2.24, 2.32 и 2.33 РД 34.21.122-8 [19]. Как видим, в этом задании реализуются сту­дентом пп. 1...3 второго этапа и полностью третий этап проек­тирования молниезащитн, в том числе конструктивные решения по проектируемой молниезащите здания (о них см. в подразделе 8.4). Анализ результатов расчета в этом задании ведется в направлении строгого выполнения требований по устройству молние­защитн здания, установленных РД 34.21.122-87 [19].

.При выполнении задания N8.2.2. студент определяет n по карте, представленной на рис. 3 РД 34.21.122-87, N по формуле (8.2), категорию по молниезащите объекта и тип зоны ее защиты по табл. 8.1 (или табл. 1 данного РД) и устанавливает требова­ния по устройству молниезащитн данной категории, т.е. реализу­ет пп. 1-го и 2-го этапа проектирования, приведенные выше в подразделе 8.1. Затем он выбирает стержневой молниеотвод (оди­ночный, двойной или многократный).


Примечания. 1. При больiих размерах защищаемого объекта оди­ночный стержневой молниеотвод будет значительных размеров по высоте, двойной - огромных размеров, что создаст трудности в их монтаже и обеспечении устойчивости. Поэтому чаще применяют многократный стержневой молниеотвод, не имеющий данных недос­татков

-112 -

2. Количество молниеотводов устанавливается в зависимости от длины и ширины объекта а также его конфигурации.

После выбора типа и количества стержневых молниеотводов студент выполняет расчет зон их защиты по соответствующим фор­мулам (8.3...8.8, 8.9...8.17 или 8.8...8.20). При этом он за­дается высотой молниеотвода h (при многократных стержневых молниеотводах она равна высоте объекта или hx плюс 4...7 м) и вычисляет все параметры зон защиты для возможных идентичных пар молниеотводов.

Примечание. В четырехстервнэвом молниеотводе возможными иден­тичными парами является N1 - N2, N1 - N4 и N1 - N3 при разме­щении их по прямоугольнику, а по квадрату - N1 - N2 и N1 - N3.

Правильность выбранной величины h студент проверяет после определения hс. Если hchx, то молниеотвод высотой h обеспе­чивает защиту объекта по его высоте; в противном случае сту­дент увеличивает h на 2.. .3 м и вновь вычисляет все параметры зон защиты для идентичных пар молниеотводов. Так он действует до тех пор, пока не будет hсhх у всех пар молниеотводов. За­тем студент, руководствуясь рис. 8.1, 8.2, 8.3 или 8.4 (на них показаны теоретические зоны защиты), вычерчивает в масштабе зону защиты Хна боковом виде и на плане) рассчитанного стерж­невого молниеотвода для заданного объекта. После этого он ана­лизирует полученную зону защиты на рисунке (чертеже) на пред­мет полной защиты объекта от прямого удара модниц. Если все части объекта как в плане, так и по высоте находятся внутри зоны защиты, то обеспечена полная защита от прямого удара мол­нии на этом объекте; в противном случае студент увеличивает количество молниеотводов или их высоту и вновь ведет расчет всех параметров зон защиты для идентичных пар молниеотводов (см. выше) до достижения полной защиты объекта.

На третьем этапе проектирования студент дооформляет рису­нок (чертеж), строго руководствуясь, материалами и указаниями подраздела 8.4. Затем он выбирает конструкцию молниеприемника, токоотвода и заземлителя с учетом требований пп. 3.1...3.8 РД 34.21.122-87 [191 и принимает решения по защите от вторичных проявлений молнии и по заносу высокого потенциала через раз­личные металлические конструкции объекта, строго выполняя требования нижеуказанного РД (о них см. выше в конце под­раздела 8.1.).

анализ результатов расчетов в данном задании , как видим, сводится к проверке обеспечения полной защиты объекта от пря-

- 113 -

мых ударов молнии и выполнения требований по устройству всех элементов молниезащиты на объекте, которые установлены РД 34.21.122-8 [19].

8.4. Конструктивные решения по результатам расчета

Такими решениями являются изображение (в соответствующем масштабе) молниезащиты здания или производственного объекта с показом ее отдельных элементов, а также детальных решений по соответствующим узлам защищаемого объекта. При этом следует руководствоваться рис. П. 4.2...П 4.9 РД 34.21.122-87П91, рис. 7.4, 7.7...7.9 и 7.11...7.16 справочника [18] и нижепри­веденным.

На практических занятиях ив контрольных работах заочни­ков студентам рекомендуется оформлять конструктивные решения по заданию N8.2.1 как показано на рис. П. 4,4 РД 34.21.122-8 [19], а по заданию N8.2.2 - на рис. 8.5 или 8.6.

При оформлении этих решений на ватманском листе формата Й1 фронтальный и боковой виды и план молниезащиты здания или объекта, а также отдельные ее элементы показываются студентом в соответствующих масштабах и с крайне необходимыми пояснениями.

Студенты направления "Электроэнергетика" и специальности "Электроснабжение" при рассмотрении молниезащиты подстанций должны приводить схему молниезащиты, которую выбирают по табл. 7.2 справочника [18]. При решений молниезащиты воздушных ЛЭП следует руководствоваться табл. 7.3 того же справочника.

9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗОН РАЗРУШЕНИЯ УДАРНОЙ ВОЛНОЙ И ВОЗМЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЗРНОЙ ГАЗОВОЗДУШНЫХ СМЕСЕЙ

Одним из основных направлений в решений задач обеспечения безопасности жизнедеятельности является прогнозирование и оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Осо­бенно .важно предусмотреть и учесть опасность возникновения ЧС еще на стадии проектирования машин и оборудования, технологи­ческих процессов и в целом производственно-промышленных и иных объектов. В данном разделе рассматривается одна из ЧС - это взрыв газовоздушных смесей (ГВС), образуемых в результате утечки на промышленном предприятии или при несоблюдении правил


Рис. 8.5. Молниезащита здания III категории многократными стержневыми молниеотводами (1...6), установленными на здании



и норм безопасной эксплуатации и обслуживания газонаполнитель­ных, газобаллонных станций и др.

9.1. Методика прогнозирования

Прогнозирование возможных последствий взрыва ГВС прово­дится в три этапа. На первом (подготовительном) этапе устанав­ливают:

1) возможное место взрыва ГВС (предприятие, объект экономики, жилое и иное здание);

2) возможную массу газа (жидкости), создающую взрывоопасную ГВС;

3) виды зданий, сооружений и оборудования и расстояния до них от места возможного взрыва ГВС;

4) количество людей, находящихся в этих зданиях и сооружениях,



-115-



Рис. 8.6. Молниезащита склада ГСМ II категории с помощью четы­рех (1...4) стержневых молниеотводов, установленных на прожекторных металлических мачтах; 5 - цистерны с дизтопливом

или плотность населения (тыс. чел/км2) в городе или населенном пункте.

Этот этап не выполняется студентами на практических заня­тиях, так как эти данные приведены в задании; в других случаях (в курсовой работе, выпускной работе будущего бакалавра или дипломной работе будущего инженера) он выполняется студентами, но применительно к рассматриваемому объекту экономики или предприятию. На последнем студенты берут необходимые данные по подготовительному этапу прогнозирования.

На втором этапе ведут необходимые расчеты. В частности, определяют избыточное давление во фронте ударной волны и радиусы зон разрушения очага взрыва (0В). После этого строит схему 0В в выбранном масштабе или наносят зоны 0В на план тер-

- 116 -

ритории с указанным расположением производственно-промышлен­
ных, жилых или иных объектов. Как известно [20], при взрывах
ГВС образуется 0В, ударная волна (УВ) которого способна пора­
зить людей и вызвать разрушения и повреждения производствен-
но-промышленных или жилых объектов на территории, охваченной
взрывом.
В наземном очаге взрыва ГВС подразделяют три полусфери­ческие зоны (рис 9.1).

Зоны детонационной волны (зона 1) находятся в пределах облака взрыва. Начальный ее радиус r1,м,определяется по формуле [20]

r1=17,5 (9.1)

- 117 -

где Q - количество углеводородного сжиженного газа, м3; Кн - коэффициент перехода жидкого продукта в ГВС (обычно Кн=0.6...0.8).

Избыточное давление фронта детонационной УВ считает­ся постоянным и равным 1700 кПа.

Зона 2 как и зона 1 является зоной полных разрушений. Ее радиус определяется из соотношения [20]:

r2= 1,7r1. (9.2)

= 1300(r1/r3) + 50 кПа , (9.3)

где r3- расстояние от центра взрыва до данного объекта .м. На внешней границе зоны 2 = 300 кПа [20]. В этой зоне происходит разлет продуктов взрыва.

В зоне 3 воздушной УВ формируется ее фронт, в котором уменьшается от 300 кПа до нуля (рис. 9.1).Эта зона в зависи­мости от величины УВ может являться зоной полных (а), сильных (б), средних (в) и слабых (г) разрушений, а также зо­ной повреждений (д) (рис. 9.1 и табл. 9.1). Закон падения давления, кПа. в этой зоне зависит от безразмерного радиуса ударной волны [20]:

= 0.24 r3/r1 (9.4)

При = (9.5)

При >2 = (9.6)

где r3 - расстояние от центра взрыва до рассматриваемого объекта, м.

Представленные соотношения позволяют спрогнозировать си­туацию, вызванную воздействием УВ при наземном взрыве извест­ного количества ГВС, т.е. вычислить радиусы соответствующих зон 0В и на заданном расстоянии производственно-промышлен­ного или жилого объекта от центра взрыва.

На третьем этапе по найденному значению Р студенты про­изводят оценку возможных последствий УВ на незащищенных людей, определяя тяжесть поражения их, на характер и степень разруше­ния промышленно-производственных и жилых объектов, попавших в эту зону. Тяжесть поражения незащищенных людей зависит от ве­личины , Р. Например, при Р = 10...20 кПа люди могут полу

чить легкие ранения и ожоги кожи; при = 20...30 кПа насту­пают легкие поражения - скоропреходящие нарушения функций ор­ганизма (звон в ужах, головокружение, головная боль, ушибы и вывихи). Легкие поражения не связаны с опасностью для жизни или угрожающей инвалидностью. Пораженные не нуждаются в неот­ложной врачебной помощи, около 502 [21] из них могут передви­гаться пежком и могут быть возвращены к труду в срок от 1 до 60 суток. При = 30...50 кПа - поражения средней тяжести (контузии, вывихи, кровотечение из носа и ужей). Такие пораже­ния в большинстве случаев не опасны для жизни, но 10...122 из этих пораженных нуждаются в неотложной врачебной помощи. Срок госпитализации составляет 2...3 месяца [21] с непродолжительной потерей трудоспособности. При = 50...100кПа - тяжелые поражения (сильная контузия всего организма, потеря сознания, переломы костей, повреждение внутренних органов); при > 100 кПа - крайне тяжелые поражения (тяжелые контузии и травмы, разрывы внутренних органов, особенно содержащих большое коли­чество крови, газов или имеющих полости с жидкостями, длитель­наяпотеря сознания, переломы костей). Тяжелые и крайне тяже­лые поражения нередко сопровождаются осложнениями и заканчива­ются в большинстве смертельным исходом. Примерно 50...602 [21] из числа этих пораженных нуждаются во врачебной помощи в ближайшее время, а около 502 пораженных - медицинской эвакуации из-за их нетранспортабельности. Срок стационарного лечения до 12 месяцев с продолжительной потерей трудоспособности. Характеристика разрушений объектов от УВ следующая. При слабом разрушений, как правило, объект не выходит из строя; его можно эксплуатировать немедленно или после незначительного ремонта. При среднем разрушений обычно разрушаются второсте­пенные элементы объекта, а основные могут деформироваться или

- 120 -

частично повреждаться. Восстановление возможно силами предпри­ятия проведением среднего или капитального ремонта. Сильное разрушение объекта характеризуется разрушением или деформацией его основных элементов, в результате чего объект выходит из строя и не может быть восстановлен. При полном разрушении раз­рушаются все основные и несущие конструкции. Здания и сооруже­ния использовать невозможно в дальнейшем. При сильных и полных разрушениях могут сохраняться подвальные помещения. Конкретные сведения о вероятных разрушениях зданий, сооружений, транспор­та, оборудования и энергетических сетей в зависимости от во фронте УВ приведены в табл. 9.1, а также в учебнике [221 на с. 112...116.

Для определения возможного характера разрушений от 9В и установления объема спасательных и неотложных аварийно-восста­новительных работ (СНАВР) в 0В зону 3 условно делят на пять зон (см. рис. 9.1). Характеристика этих зон следующая.

Зона полных разрушений (За) возникает там, где А во фронте УВ достигает 300 кПа и более. В ней полностью разруша­ются жилые дома и промышленные здания (особенно вокруг центра взрыва), убежища и подземные сети коммунально-энергетического хозяйства получают различные повреждения. Большинство же убе­жищ (75%) в этой зоне сохраняются. При этом в результате таких разрушений образуются сплошные завалы. Пожары в зоне полных разрушений не возникают, так как воспламенившиеся от различных источников предметы и постройки будут разбросаны и засыпаны обломками, а пламя сбито УВ. Однако будет наблюдаться тление в завалах. Характерны массовые поражения незащищенных людей. Ха­рактер поражений и разрушений определяет основное содержание спасательных работ.

Зона сильных разрушений (36) образуется при = =300..100 кПа. В ней наземные здания и сооружения в основном будут иметь сильные разрушения: разрушение части стен и перек­рытий верхних этажей, трещины и деформации нижних этажей. Убе­жища, подземные сети, подвалы и большинство противорадиационных укрытий (ПРУ) сохраняются. Однако образуются местные зава­лы, возможны пожары. Среди незащищенных людей могут быть зна­чительные безвозвратные потери. Люди, оставшиеся в разрушенных зданиях, могут быть завалены, травмированы и обожжены. Основ­ное содержание спасательных работ в этой зоне заключается в расчистке завалов, тушении пожаров, спасении людей из завален­ных убежищ, укрытий, разрушенных и горящих зданий.

- 121 -

Зона средних разрушений (Зв) =100...50 кПа. Наблюдаются разрушения проемам оконных и дверных заполнений, появление трещин в стенах ее пределах деревянные здания будут сильно или полгностью раз­рушены, каменные получают средние и слабые разрушения. Однако
убежища, ПРУ, подвальные помещения полностью сохраняются, но
требуют расчистки входов. На улицах образуются отдельные зава­
лы; от воздействия светового излучения возникают сплошные по­
жары. Среди незащищенных людей ожидаются массовне санитарные
потери. Спасательные и другие неотложные работы в этой зоне
заключаются в тушении пожаров, спасении ладей из под завалов,
из разрушенных и горящих зданий
. Зона слабых разрушений (Зг) создается при= 50...20 кПа. В ней здания получают слабые разрушения - разрушения пе­регородок, оконных и -дверных заполнений» остекления, но образу­ются отдельные завалы и возникают отдельные пожары. Незащищен­ные люди могут получить ожоги, легкие травин. Поэтому в этой зоне проводятся работы по тушению пожаров и спасению людей из горящих и частично разрушенных зданий. ;

Зона повреждений (Зд), где = 20... 10 кПа. В этой зоне здания и сооружения могут получать незначительные повреждения: разрушение остекления, повреждение кровли, дверей. Возможны отдельные пожары. Поэтому в зоне Зд проводится ликвидация выз­ванных последствий.

Согласно полученным результатам прогнозирования второго этапа по литературным источникам [7,20...22]' студен* должен пред­ложить необходимые мероприятия и примерный объем СЙЙВР по лик­видации последствий рассмотренного в задании взрнва ГВС. Де­тально об этом см. на с. 226...238 учебного пособия [7].

9.2. Задание на прогнозирование

Задание Н9.2.1. Спрогнозировать зоны разраиения УВ при
возможном наземном взрыве ГВС по исходным данями, приведенным
в табл. 9.2, и оценить степень поражения незащищенных людей, а
также характер возможных разрушений производствввво-промышленных, милях и иных объектов, указанных в задании. Предложить необходимые мероприятия и примерный объем СНАВР по ликвидации последствий взрыва ГВС.

- 123 -

9.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов прогнозирования

Перед выполнением задания студент изучает теоретический материал, изложенный на с. 57, 58, 208, 209 и 226...238 учеб­ного пособия [73, и методику прогнозирования зон разрушения УВ и возможных последствий взрыва ГВС См. выше подраздел 9.1), а также он знакомится со своим вариантом задания из под­раздела 9.2.

Задание на прогнозирование студент выполняет в последова­тельности, приведенной во втором и третьем этапах подраздела 9.1. При этом он вначале выполняет расчеты по формулам (9.1..,9.6), а затем по найденному расчетом значению ДР0 сту­дент производит оценку возможных последствий воздействия УВ на незащищенных людей и объекты.

Результаты прогнозирования такой ЧС следует представлять в текстовом и графическом видах. В тексте студент указывает степень (тяжесть) поражения незащищенных людей и характер раз­рушения заданных (существующих) объектов. На чертеже он приво­дит радиусы трех зон разрушения и их значения в метрах, а так­же объекты (в принятом условном обозначении) и характер их разрушения. При выполнении такого прогнозирования на практи­ческих занятиях графические его результаты могут быть предс­тавлены рис. 9.2; в других случаях - на генплане предприятия, карте города или населенного пункта и показом цветами зон со­ответствующих разрушений существующих объектов вблизи места взрыва ГВС. Затем приводятся в табличной форме необходимые ме­роприятия по СНАВР и сроки их выполнения в ближайшие сутки после взрыва ГВС.

10. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТР9ДА В ПОМЕЩЕНИЯХ

Условия труда (УТ) - это совокупность факторов производс­твенной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. В раз­личных помещениях параметры производственной среды и трудового процесса, как известно, изменяются, что сказывается не только на здоровье работающих, но и на их потомстве.

Госкомсанэпидемнадзор России ввел в действие с 1994 года

-124-



Рис. 9.2, Результаты прогнозирования и оценки возможных пос­ледствий наземного взрыва ГВС: r1, r2- радиусы зон 1 и 2; r3- радиус зоны 3 (расстояние от центра взрыва до объекта, заданное в варианте); 1, 10, 13, 14, 21, 23, 24 и 25 - номера объектов по табл. 9Л; а, б, в, г, д - виды разрушений объектов


гигиенические критерии оценки и классификации УТ или Р 2.2.013-94 [231. Последние основаны на принципе дифференциации УТ по степени отклонения параметров (факторов) производствен­ной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов в соответствии с выявленным влиянием этих отклоне­ний на функциональное состояние и здоровье работающих.

Гигиенические критерии подразделяют УТ на четыре класса: 1-й - оптимальные, 2-й - допустимые, 3-й - вредные и 4-й -опасные или экстремальные УТ, а 3-й класс - еще на четыре сте­пени, т.е. 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4. Более конкретную характеристи­ку классов и степеней вредности см. в нормативном акте [23].


Данные критерии предназначены для гигиенической оценки существующих НТ в зависимости от наличия вредных факторов на

- 125 -

рабочих местах (РМ) или в рабочих зонах (РЗ). Она необходима для: 1) установления приоритетности в проведении оздоровитель­ных мероприятий; 2) создания банка данных существующих НТ на уровне предприятия, района, города, региона и РФ; 3) определе­ния административно-экономических санкций в связи с неблагоп­риятными НТ; 4) аттестации РМ. Как видим, гигиеническая оценка существующих НТ крайне необходима при реализации оздоровитель­ных и других мероприятий на РМ, в РЗ и помещениях.

10.1. Методика гигиенической оценки существующих НТ

Данная методика реализуется в три этапа. На первом (под­готовительном) этапе осуществляется идентификация существующих производственных факторов в конкретных помещениях. Она выпол­няется в строгом соответствии с практическими рекомендациями, изложенными в приложении данного пособия.

На практических занятиях данный этап студент не выполня­ет, так как в задании даны исходные данные; в других случаях (в курсовой работе, выпускной работе будущего бакалавра и дип­ломном проекте будущего инженера) первый этап подлежит обяза­тельному выполнению каждым студентом.

На втором этапе гигиенической оценки студент определяет класс существующих НТ в помещениях, а для 3-го класса - и сте­пень вредности. Для этого по каждому заданному (идентифициро­ванному) производственному фактору он проводит предварительную обработку соответствующих данных в направлении правильного ис­пользования классификационных табл. 1...10 нормативного акта [231. Ее следует представлять только в табличной форме: табл. ЮЛ - по химическому фактору; табл. 10.2 - по вибрациям, шумам и производственным излучениям. Другие таблицы должны иметь графы: по микроклимату - категории работ по ГОСТ 12.1.005-88 и общие энергозатраты по ним, показатели микроклимата и единицы их измерения, фактическое и нормативное (классификационное для 3 и 4-го классов НТ) значения этих показателей, класс НТ (и степень вредности для 3-го класса) как для теплого, так и холодного периодов года; по освещению - показатели световой среды, единицы их измерения, фактические и нормативные (клас­сификационные- для 3-го класса НТ) их значения, класс НТ и степень вредности; по тяжести и напряженности трудового про­цесса - показатели тяжести или напряженности, единицы их изме­рения, фактические и классификационные значения показателей

- 127 -

классы УТ и степень вредности по каждому показателю тяжести или напряженности трудового процесса.

Затеи студент приступает к анализу заполненных таблиц (например, табл. ЮЛ, 10.2 и др.) в направлении итоговой оценки каждого из существующих (идентифицированных) факторов. Последняя должна выполняться им в строгом соответствии с Р 2.2.013-94 [23] следующим образом.

1. При анализе таблицы с УТ по химическому фактору сту­дент выявляет наличие вредных веществ однонаправленного дейс­твия. Если последние имеются, то он определяет суммарную без­размерную концентрацию этих веществ по формуле

С= (10.1)

где С1. С1..... Сn - фактические концентрации вредных веществ однонаправленного действия (например, остронаправлен­ного, раздражающего, фиброгенного, аллергенного или канцеро­генного действия), мг/м3; ПДК1, ПДК2... ПДКn, - предельно до­пустимые концентрации этих веществ, мг/м3.

При С1 классы УТ и степени вредности остаются те же, которые записаны в анализируемой таблице; в противном случае (когда Сх > 1) студент определяет по величине Сновый класс УТ или новую степень вредности этих ЗТ. При одновременном со­держании в воздухе РЗ или РМ двух и более вредных веществ разнонаправленного действия ^ итоговую оценку ЗТ студент проводит по наиболее высокому классу и степени вредности, а при нали­чии: а _любого числа веществ класса 3.1 он не увеличивает вредность. б) трех и более веществ класса 3.2 он переводит НТ в следующую ступень вредности, т.е. 3.3; в) двух и более вредных веществ класса 3.3 - в класс 3.4, а класса 3.4 - в 4-й класс, т.е. опасных или экстремальных 9Т.

2. При анализе таблицы с УТ по уровню шума и вибрации на РМ или в РЗ студент осуществляет итоговую оценку УТ по наибо­лее высокому классу и степени вредности для всех случаев, кро­ме локальной вибрации. Последняя в сочетании с охлаждающим микроклиматом и/или статическим напряжением повышает класс УТ на единицу [23].

3. При анализе таблицы с УТ при действии электромагнитных полей и излучений (соответственно ЭМП и ЭМИ) студент проводит итоговую оценку УТ по наиболее высокому классу и степени вред­ности. Для лиц, работающих в экранированных (при снижении ес­тественного

- 128 -

класс УТ он устанавливает в соответствии с уровнями всех имею­щихся факторов среды и трудового процесса, увеличивая ее на одну ступень вредности [23].

4. При анализе таблицы с УТ по показателям микроклимата студент устанавливает итоговую оценку УТ по наиболее выражен­ному показателю: WBGT - индексу (определяется по показаниям сухого, влажного и радиационного термометров в строгом соот­ветствии по Р 2.2.013-94 [231) или тепловому излучению. При воздействии на работающих двух этих факторов одной ступени УТ переводит он в следующую ступень вредности. При тепловых излу­чениях > 1200 Вт/м2студент должен характеризовать УТ как вред­ные и опасные вне зависимости от величины WBGT - индекса [231.

5. При анализе таблицы с УТ по параметрам освещения он проводит итоговую оценку УТ только по наиболее высокому классу и степени вредности.

6. Оценку тяжести трудового процесса студент осуществляет по всем показателям, а итоговую оценку тяжести труда он уста­навливает по наиболее чувствительному показателю, получившему наибольший класс. При наличии 3-х и более показателей, относя­щихся ко 2-у классу, тяжесть труда должна оцениваться студен­том на одну ступень выше, т.е. класс 3.1, а при наличии 2-х и более показателей 1-й либо 2-й степени 3-го класса вредности тяжесть труда оценивается им на одну ступень выше (соответс­твенно 3.2 и 3,3 классы),

7. Оценку напряженности трудового процесса студент проводит по 16-и показателям, а итоговую оценку напряженности труда он осуществляет в соответствии с табл. 10 Р 2.2.013-94 [231.

Завершив итоговую оценку УТ по каждому из факторов, сту­дент приступает к общей оценке УТ. Вначале он вносит в табл. 10.3 (она приводится студентом полностью) все результаты по итоговой оценке каждого фактора, имеющего в рассмотренном по­мещении. Затем студент устанавливает по заполненной табл. 10,3 общую оценку УТ в данном помещении, строго руководствуясь тре­бованиями Р 2.2.013-94 [231. Последние рекомендуют осущест­влять общую оценку УТ по наиболее высокому классу и степени вредности. При наличии 3-х и более факторов, относящихся к классу 3.1, УТ соответствуют классу 3.2, а двух и более факто­ров классов 3.2, 3.3 и 3.4 УТ оценивают соответственно на одну ступень выше, т.е. классов 3.3, 3.4 и 4-й.

На третьем этапе гигиенической оценки студент выявляет факторы, кардинально влияющие на общую оценку УТ. К ним отно-

- 129 -

Таблица 10.3. Общая гигиеническая оценка УТ (указать его название)

Фактор

Класс УТ

1 класс опти­маль­ный

2 класс допус­тимый

3 класс - вредный

4 класс опас­ный

3.1 1 степень

3.2 2 сте­пень

3.3 3 сте­пень

3.4 4 сте­пень

Химический Биологический

Физи ч е с к и и е

аэрозоли-ф

шум

Вибрация ло­кальная Вибрация об­щая Инфразвук Ультразвук ЗИП и ЗМЙ Ионизирующие излучения Микроклимат Освещенность

Тяжесть труда Напряженность труда

Общая оценка УТ

сятся факторы, оцениваемые классами 4-и, 3.4, 3.3 и 3.2 соот­ветственно. По этим факторам он выбирает методы и средства, повышающие уровень безопасности жизнедеятельности (БЕД) рабо­тающих.

Более эффективным является А-метод, предусматривающий пространственное и/или временное разделение гомосферы (место нахождения работающего) и ноксосферы (помещения или РЗ, где наблюдаются вредные факторы). Пространственное разделение (за­щита расстоянием) может быть реализовано: 1) установкой вместо работника(ов) промышленного(ых) робота(ов); 2) дистанционным управлением технологическим(и) процессом(ами) и оборудованием с пульта, находящегося в зоне с оптимальными УТ (1-й класс); 3) возведением стен между участками в здании пролетного типа. Первые два средства защищают работников почти от всех химичес­ких и физических существующих факторов в данном помещении, а третье средство уменьжает (в 2 раза и более) как количество, так и интенсивность факторов, действующих на работников каждо-

- 130 -

го участка. Временное разделение может быть осуществлено путем сокращения продолжительности действия фактора, нахождения ра­ботника в РЗ при действии этого фактора и стажа работы отдель­ным профессиональным группам работников. Данные мероприятия обеспечат сокращение времени контакта работников с вредными факторами, т.е. создадут защиту их временем. Подпункт 4.6.2 Р 2.2.013-94 Г231 оценивает такую защиту как менее вредные УТ, но не ниже класса 3.1.

При необходимости дальнейшего повышения уровня БЖД следу­ет применять Б-метод, который способствует сокращению интен­сивности и повторяемости воздействия производственного фактора на работающих. Для его реализации применяет средства коллек­тивной защиты (СКЗ) работающих. Так, для защиты работающих от воздействия вредных веществ применяют .вначале герметизацию и локализацию источников, местную вытяжную вентиляцию, а затем (если этого недостаточно) и общеобменную приточно-вытяжную ме­ханическую вентиляцию. Последняя совместно с местной вытяжной вентиляцией, как правило, обеспечивает поддержание и требуемых параметров микроклимата на РМ и в РЗ. Для защиты от ЗМП, ЭМИ, шума и вибраций применяют СКЗ, детально изложенные на с. 119...121, 159...163 учебного пособия [7].

При необеспечении требуемого уровня Б1Д работающим в рассматриваемом помещении А- и Б-методами применяют В-метод. Последний направлен на повышение защищенности работающих с по­мощью использования ими соответствующих средств индивидуальной защиты (СИЗ). Как правило, для достижения требуемого уровня Б1Д работающих в реальных условиях используют вышеназванные методы в том или ином сочетании.

10.2. Задание на гигиеническую оценку УТ

Задание НЮ.2.1. Выполнить гигиеническую оценку УТ на участках N1 и N2, а также в целом по цеху, размещенному в зда­нии пролетного типа, по исходным данным табл. 10.4 и 10.5. При этом в течение смены эти концентрации (табл. 10.4) действуют на работников не более 15 (участок N1) и 30 (участок N2) минут и не чаще 4 раз в смену. Предложить методы и средства защиты работников цеха, подвергающихся комбинированному и сочетанному действию производственных факторов и показать их эффективность/ при реализации А-метода.

- 133 -

10.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов оценки

Перед выполнением задания студент изучает теоретический материал по оценке и нормированию рабочей нагрузки и 9Т (в том числе и параметров микроклимата помещений) по учебному пособию [?] на с. 15...21, ГОСТ 12.1.005-88 и нормативному акту [233 и методику гигиенической оценки НТ (см. выше подраздел ЮЛ), а также он знакомится со своим вариантом задания из под­раздела 10.2.

При выполнении задания НЮ.2.1 студент по своим исходным данным с учетом нормативного акта [231 и ГОСТ 12.1.005-88 про­водит предварительную их обработку по участку N1, а затем по участку N2 и составляет по этим участкам таблицы (форма их да­на в табл. ЮЛ). После этого он анализирует составленные таб­лицы с целью выявить вредные вещества одного характера дейс­твия на организм человека. При их наличии студент определяет С по формуле (10.1) и по этой величине устанавливает в классифи­кационной табл. 1 Р 2.2.013-94 [23] новый класс УТ или новую степень вредности 3-го класса. Затем он приступает к итоговой оценке производственного (химического) фактора по участкам N1 (вредные вещества находятся в паровом или газообразном состоя­нии) и N2 (вредные вещества и N2 (вредные вещества находятся в аэрозольном состоя­нии) руководствуясь материалами подраздела 10.1. В конечном счете студент определяет итоговый класс УТ и степень вредности по химическому фактору для участков N1 и N2. Оба участка (сог­ласно исходным данным) размещены в здании пролетного типа и на них действуют также и другие производственные факторы (см. табл. 10.5), поэтому студент обязан выполнить общую оценку УТ по всему цеху, состоящему из двух этих участков. Для этого он составляет таблицу (см. ее форму в табл. 10.3) и приступает к ее анализу как указано выше в подразделе 10.1. Такой анализ, во-первых, устанавливает общую гигиеническую оценку 9Т в цехе, а, во-вторых, выявляет какие производственные факторы преиму­щественно влияют на эту оценку. Последнее обстоятельство поз­воляет студента перейти к выполнению

3-го этапа данной оценки УТ, т.е. определить приоритетные методы и средства БЖД по сни­жению класса и степени вредности УТ в цехе.

Как известно, радикальным методом БЖД является А-метод. Поэтому студенту следует доказать это следующим образом. При­няв средства и мероприятия по БЖД, вытекающие из защиты расе-

- 134 -

тоянием или временем, он задается степенью сокращения произ­водственных факторов (полностью ликвидированы или в 2 раза) или времени контакта с ними (в 2 или 3 раза). Затем студент вновь составляет таблицу (см. ее форму в табл. 10.3) общей ги­гиенической оценки УТ по каждому участку (а не по цеху) и сно­ва ее анализирует для определения нового класса УТ или новой степени вредности 3-го класса УТ, но теперь по участкам N1 и N2.

На заключительной стадии гигиенической оценки студент указывает основные ее результаты и конкретные методы и средс­тва, их эффективность в повышении уровня БЖД работников данно­го цеха. При этом он должен указать экономическую целесообраз­ность принятых средств и мероприятий по БЖД. В дипломном про­екте она, как правило, подтверждается конкретным расчетом.

Приложение

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Идентификация опасных и вредных факторов на производстве включает выявление негативных факторов, определение их локали­зации, времени появления и продолжительности действия, вероят­ных последствий, а также путей и методов защиты С?]. При этом используются результаты инспектирования предприятий, данные измерений конкретных условий труда (освещенности, микроклима­та, акустических факторов, производственных излучений и т.д.), которые проводятся работниками соответствующих служб предприя­тия или лабораториями санитарно-эпидемиологического надзора (СЗС). Используются также материалы по травматизму и заболева­емости, расчеты риска несчастных случаев, ожидаемых концентра­ций вредных примесей воздуха и вероятности возникновения пожа­ров. Нормативы пожарной безопасности и методики оценки вероят­ности возникновения пожаров регламентированы ГОСТ 12.1.004-91.

Первым этапом по идентификации является уточнение перечня существенных опасностей для конкретного вида деятельности или производства по методу предварительного анализа опасностей (ПАО). При этом в самом начале этой работы устанавливают опре-

- 135 -

деленные ограничения на этот перечень (например, исключаются опасности, обусловленные социальными факторами, терроризмом и т.д.). Результаты ПАО рекомендуется оформлять в виде табл. П.1...П.5.

При идентификации электрических опасностей учитывается более высокий риск электротравматизма при переменном токе и напряжении > 1000 В. Наличие хотя бы одного из перечисленных в графах 6...10 табл. П.З условий труда дает основание считать, что помещение характеризуется повышенной опасностью; при нали­чии 2-х и более опасных условий, 100Х относительной влажности воздуха или химически активной среды помещение считается особо опасным по поражению электротоком. Идентификация опасности интенсивного теплового облучения проводится с учетом доли об­лучения поверхности тела (детально см. п. 1.8 ГОСТ 12.1.005-88),

Помимо перечисленных в табл. ПЛ...П.5 опасностей могут выделяться опасности, связанные с работой в трудно доступных изолированных объемах (например, в емкостях), с обрушением сырья (например, в хранилищах и силосах) и т.д.

При заполнении табл. П.1...П.5 наличие опасности отмечают знаком 'Ч" или 1, а отсутствие нулем или знаком "-".

После заполнения таблиц проводится сравнительная оценка выявленных опасностей, в результате которой выделяются наибо­лее существенные из них. Для одной-двух существенных опаснос­тей дается более детальная характеристика по следующей схеме:

1. Точное название опасности.

2. Последствия ее воздействия на работающих.

3. Локализация опасности в цехе (помещении) и на РМ.

4. Частота появления опасности (постоянное присутствие, ежед­невное или еженедельное появление и т.д.).

5. Время появления (в начале смены, при каких-то определенных работах и т.д.) и продолжительность действия.

6. Ориентировочная вероятность реализации опасности. ?. Масштабность воздействия опасности при ее реализации.

8. Возможность прогнозирования реализации опасности.

9. Возможность реализации опасности по вине работающих.

10. Мероприятия по предупреждению опасности (изменения в тех­нологии, совершенствование производственного оборудования, повышение обученности и тренированности работников).

И. Наиболее рациональные средства и методы предупреждения опасности и защиты от нее. В случае опасности возникновения пожара проводится коли-

чественная оценка его вероятности по методике, изложенной в ГОСТ 12.1.004-94. Детальный анализ причин реализации опаснос­ти, обусловленных человеческим фактором, приведен в [24].

Идентификация вредных факторов проводится по аналогичной методике, но с использованием табл. 10.1 (без последних двух граф) для характеристики вредных химических веществ (газов, паров и аэрозолей); табл. 10.2 (без последних трех граф) -вибраций, шумов и различных излучений; таблиц по микроклимату и освещении (без последних двух граф), описание которых даны в подразделе 10.1 (см. выше). Как видим, в этих таблицах дается не только перечень вредных факторов, но и интенсивность их. Ибо отнесение этих факторов к вредному или опасному классу за­висит от интенсивности и времени воздействия их на организм человека. Это следует учитывать при идентификации вредных фак­торов.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Справочная книга для проектирования электрического освеще­ния / Под ред. Г.М. Кнорринга.- Л.: Энергия, 1976.

2. Справочная книга по светотехнике / Под ред. Ю.Б. Айзенбер­га.- И.: Энергоатомиздат, 1983.

3. СНиП П-4-79. Естественное и искусственное освещение.- М.: Стройиздат, 1980 (с изменением от 4.12,85 г. за Н205).

4. СН 512-78. Инструкция по проектированию зданий и помещений для электронно-вычислительных машин,- П.: Стройиздат, 1979 (с изменением от 27.02.88 г. за N33),

5. СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплей­ным терминалам, ПЭВМ и организации работы.- М.: ИИЦ Госком-санэпидемнадзора России, 1996.



- 138 -

6. Практикум по безопасности жизнедеятельности: Часть 1 / Под ред. С.А. Бережного,- Тверь: ТвеПИ, 1991.

7. бережной С.А., Романов В.В., Седов В.И. Безопасность жиз­недеятельности: Учебное пособие,- Тверь: ТГТН, 1996.

8. Освещение открытых пространств / Н.В. Волоцкой, М.С. Дади-онов, Л.Д. Николаева и др.- Л.: Энергоиздат, 1981.

9. СНиП 2.04.05-91. Отопление, вентиляция и кондиционирование/ Госстрой СССР.- М.: АПП ЦИТП, 1992.

10. Калинужкин М.П. Вентиляторные установки,- М: Высшая мкола, 1979.

11. Рысин С.А. Вентиляторные установки мажиностроительных за­водов,- М.: Мажиностроение, 1964.

12. Справочник проектировщика промышленных, жилых и обществен­ных зданий и сооружений: в 2-х ч. / Под ред. И.Г. Старове­рова. Ч. 2. Вентиляция и кондиционирование воздуха.- И.: Стройиздат, 1978.

13. Охрана окружающей среды: Учебник / Под ред. С.В. Белова.-К.: Высшая школа, 1991.

14. Бережной С.А. Охрана труда в вычислительных центрах: Учеб­ное пособие.- Калинин: КПИ, 1989.

15. Правила устройства электроустановок (П93) / Минэнерго СССР.- М.: Энергоатомиздат, 1986.

16. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустанов­ках.- М.: Знергоатомиздат, 1984.

17. Карякин Р.Н., Солнцев В.И. Заземляющие устройства промыж-ленных электроустановок: Справочник электромонтажника / Под ред. А.Д. Смирнова и др.- М.: Энергоатомиздат, 1989.

18. Справочник по электроснабжение и электрооборудованию: в 2-х т. Т. 1. Электроснабжение / Под ред. А.А. Федорова.-М.: Энергоатомиздат, 198?.

19. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений. РД 34.21.122-87 / Минэнерго СССР - М.: Энергоатомиздат, 1989.

20. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. Ч. 2 / П.Г, Белов, А.Ф. Козляков, С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова.- М.: ВАСОТ, 1993.

21. Мальцев В,А. Методика оценки обстановки на промышленном предприятии при чрезвычайных ситуациях: Учебно-метод. по­собие.- М.: ИПК госслужбы, 1993.

Гражданская оборон6ы М.: Высшая школа,

22. Атаманюк В.Г., Ниржев Л.Г., Акимов Н.И. на: Учебник / Под ред. Д.И. Михайлика, 1986.


- 139 –

Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям

вредности и опасности факторов производственной среды, тя­жести и напряженности трудового процесса: Руководство Р. 2.2.013-94.- М.: ИИЦ Госкомсанэпидемнадзора РФ, 1994. Расследование и учет несчастных случаев на производстве: Метод разработка к деловой игре. / С.А. Бережной, Е.А. Васильева, В.В. Романов, |.И. Седов - Тверь: ТГТЭ, 1996.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ-———————-—---———-———--------------------------- 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСТАНОВКИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПОПЕЧЕНИЙ--------------------------------------------4 Методики светотехнического расчета---------------------------------------- 5

Задания на расчет————------------------——-—————————— 13 Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета-------------------------------------------------------------— 13

Конструктивные решения по результатам расчета----------------------- 17 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ПР0ЕКТОРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОТКРЫТЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННИК 1ШЩАДОК---------------17

Методика светотехнического расчета----------------------------------------- 20

Задания на расчет--————-———————------------------------------- 25

Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета-————————————-—------------------------29 Конструктивные решения по результатам расчета----------------------- 29 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИТОЧНОЙ И ВНТЯ1НОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ------------------------------------------ 30

Методика проектирования—————————————————-----30 Задания на расчет----------------—————————————————-39 Методические указания ПО выполнению заданий,----------------------- 39 Конструктивные решения по результатам расчета----------------------- 42

ВЫБОР И РАСЧЕТ СРЕДСТВ

ПО ПЫЛЕГАЗООЧИСТКЕВОЗДУХА--------------------------------------- 43 Методики выбора и расчета средств———————————----------43 Методика расчета циклона———————————————----------43 Методика расчета скрубберов Вентури———————------------------47 Методика расчета адсорбера———————————————------- 48Задания на расчет———————————————————----------51

Методические указания по

выполнении заданий и анализу-------------------------------------------------54

Конструктивные решния по результатам расчета———--------------55

- 140 -

5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕСТНОЙ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗ­ДУХА ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ НА АВТОНОМНЫХ КОНДИЦИОНЕРАХ-----------------------------------------56

5.1. Методика проектирования-------------------------------------------- 56

5.2. Задание на расчет---------------------------------------------------------59

5.3. Методические указания по выполнению задания и анализу

результатов расчета------------------------------------------------------59

5.4. Конструктивные решения по результатам расчета------------ 61

6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК. ----------------------------------------------------------64 Методика проектирования-------------------------------------------------------- 64

6.2. Задания на расчет-------------------------------------------------------- 72

6.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу

результатов расчета----------------------------------------------------- 74

6.4. Конструктивные решения по результатам расчета------------ 77

7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНУЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК---80

7.1. Методика проектирования---------------------------------------------80

7.2. Задания на расчет---------------------------------------------------------89

7.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу

результатов расчета----------------------------------------------------- 89

7.4. Конструктивные решения по результатам расчета------------ 94

8. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОЛНИЕЗА1ШЫ ЗДЙНИЙ И СООРУЖЕНИЙ---------------------------------------------------------------------97

8.1. Методика проектирования-------------------------------------------- 97

8.2. Задания на расчет-------------------------------------------------------108

8.3. Методические указания по выполнению задания и анализу

результатов расчет------------------------------------------------------108

8.4. Конструктивные решения по результатам расчета---------- 113

9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗОН РАЗРН1ЕНИЯ УДАРНОЙ ВОЛНОЙ И ВОЗ-МОШХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЗРЫВА ГАЗОВОЗД31ННХ СМЕСЕЙ-----------------------------------------------113

9.1. Методика прогнозирования----------------------------------------- 114

9.2. Задание на прогнозирование-----------------------------------------121

9.3. Методические указания по выполнению задания и анализу

результатов прогнозирования---------------------------------------123

10. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПОМЕЩЕНИЯХ-------------------------------------------------------------------123

10.1. Методика гигиенической оценки существующих условий

труда (НТ)----------------------------------------------------------------- 125

10.2. Задание на гигиеническую оценку УТ--------------------------- 130

10.3. Методические указания по выполнению задания и анализу

результатов оценки---------------------------------------------------------- 133 Приложение.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ-------134 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК----------------------------------------137



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по направлению 280700 «техносферная безопасность»

    Отчет
    ... Уч. пособие. М.Высшая школа, 1997 Савельев И.В. Курс общей физики. ... воздействий на окружающую среду. Учебник. Тверь, Вита-Пресс, 2000 9 5 2 ... . М.: Форум, 2009 Васильев П.П. Практикумпобезопасностижизнедеятельности человека, экологии и охране труда. ...
  2. Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)

    Методические рекомендации
    ... Психолого-педагогический практикумпо подготовке вожатого ... города Твери N 1773 ... Коморин С. - Н.Новгород, 1997. Дневник вожатого. Практическое ... безопасности в повседневной жизни. /book/export/html/1001 - сборник памяток побезопасностижизнедеятельности ...
  3. 1 1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью

    Основная образовательная программа
    ... и Твери. Процесс ... В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикумпо социологии молодежи. М., 2000 ... Е.И. Холостовой. Т. 1. – М., 1997. Луначарский А.В. Ф.Э. Дзержинский в Наркомпросе ... структуру процесса побезопасностижизнедеятельности; профессиональную лексику ...
  4. 1 комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «москвоходы»

    Основная образовательная программа
    ... прогулка вокруг здания МГУ. Практикумпобезопасностижизнедеятельности в городе (на улицах ... «Комсомольская». Тема 12. Тверь. Поездка в Тверь. Знакомство с застройкой и ... : пособие к экзаменам. Задачник-практикум. – М., 1997. 19. Рюмина Т. История ...
  5. Www diplomrus ru ® (45)

    Автореферат диссертации
    ... 722). 5. Практикумпобезопасностижизнедеятельности: /С.А. Бережной, Ю.И.Седов, Н.С. Любимова и др.; под ред. Бережного С.А. - Тверь: ТГТУ, 1997 (шифр ...

Другие похожие документы..