textarchive.ru

Главная > Документ


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Под общей редакцией доктора

экономических наук, профессора

Л.Б. Вардомского

Москва

2009

Аннотация

Сборник посвящен анализу проявления глобального финансово-экономического кризиса в постсоветских странах. Страны бывшего СССР в целом наиболее сильно пострадали от кризиса. Делается попытка объяснить эту ситуацию, которую создала совокупность глобальных, региональных и национальных факторов. В ряде статей сборника исследуются вопросы взаимовлияния экономического сотрудничества в регионе СНГ и кризисных явлений. Отмечается, тесная взаимосвязь экономического спада в России с ухудшением экономического положения большинства постсоветских стран. Дается оценка перспектив развития экономического сотрудничества в регионе в послекризисный период.

Annotation

The collection is devoted to the analysis of manifestation of the global financial and economic crisis in the Post-Soviet countries. As a whole the countries of the former USSR have most strongly suffered from the crisis. Attempt to explain this situation, which the aggregate of the global, regional and national factors has created, is undertaken. In a number of the collection articles questions of interference of economic cooperation in the CIS region and the crisis phenomena are investigated. The close interrelation of economic recession in Russia with deterioration of an economic situation of the majority of the Post-Soviet countries is marked. The estimation of prospects of economic cooperation development in the region during the postcrisis period is given.

Рецензенты:

Шмелев Б.А., доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН

Вашанов В.А., доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя СОПС

Введение 5

КРИЗИС ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И УРОКИ ДЛЯ РОССИИ И СНГ 8

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И СИТУАЦИЯ НА ТОПЛИВНЫХ РЫНКАХ 24

24

РОЛЬ ГЛОБАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В СТРАНАХ СНГ 40

МЕРЫ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РЕГИОНЕ СНГ 60

ЭКОНОМИКА АЗЕРБАЙДЖАНА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА 67

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД В АРМЕНИИ: ФАКТОРЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 81

КРИЗИС В БЕЛОРУССИИ В КОНТЕКТСТЕ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ 94

ОСОБЕНОСТИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЗАХСТАНЕ 110

*Кузьмина Елена Михайловна – к.пол.н., с.н.с. Сектора стран СНГ и Балтии Института экономики РАН 110

 Замедление мировой экономики усиливает суверенные риски Казахстана – Fitch Москва. // "Казахстан Сегодня". 2009. 12 янв. 110

Замедление мировой экономики усиливает суверенные риски Казахстана – Fitch Москва. // "Казахстан Сегодня". 2009. 12 янв. 110

Валовый внешний долг Казахстана за январь - сентябрь 2008 года вырос на 9% - Нацбанк. Алматы.// Казахстан Сегодня. 2009. 12 янв. 110

Аксютиц А. Не упустить время и эффективно использовать государственные деньги. // Хабар (ТВ). 2009. 11 янв. 111

Акишев Д. Своевременные меры НБК, АФН и правительства обеспечили «мягкую» посадку отечественных банков. // Деловой Казахстан. 2009. 9 янв. 114

Акишев Д. Своевременные меры НБК, АФН и правительства обеспечили «мягкую» посадку отечественных банков. // Деловой Казахстан. 2009. 9 янв. 115

Хасенова Б. Карт-бланш для стабилизации. // Деловой мир. 2009. №6. 8 янв. 115

Там же. 117

Хасенова Б. Карт-бланш для стабилизации. // Деловой мир. 2009. №6. 8 янв. 117

Аксютиц А. Не упустить время и эффективно использовать государственные деньги. // Хабар (ТВ). 2009. 11 янв. 118

Акишев Д. Своевременные меры НБК, АФН и правительства обеспечили «мягкую» посадку отечественных банков. // Деловой Казахстан. 2009. 9 янв. 119

Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса.// Российская газета. 2009. 2 февр. 123

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ МОЛДАВСКОГО КРИЗИСА ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ? 128

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ ТАДЖИКИСТАНА 155

Вашингтон использует противоречия между Москвой и Душанбе. // /cis/2008-11-13/6_duchanbe.html 168

УЗБЕКИСТАН – ОСТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ 174

Волосевич А. Деньги. // Фергана.Ру, 2009, 13 января 178

Узбекистан: в 2009 г экспорт хлопка может снизиться на 40%. // ИА «Regnum», 2009, 6 февраля 180

«УЗИНФОИНВЕСТ»: перспективные проекты для новых инвестиций. // Новости Узбекистана. 2009, 2 февраля 186

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В УКРАИНЕ: ПРИЧИНЫ ГЛУБОКОГО СПАДА И ОСОБЕННОСТИ АНРТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ 192

КРИЗИС В СТРАНАХ БАЛТИИ: ПРИЧИНЫ ГЛУБОКОГО СПАДА И ПОЛИТИКА ЕС 209

О ЗАДАЧАХ СНГ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА 228

УЧАСТИЕ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ 234

СОТРУДНИЧЕСТВО В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 242

В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА: РЕАЛЬНОСТЬ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 242

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТРАНАМИ ЕВРАЗЭС 252

Введение

Особенностью текущего финансового кризиса является то, что он зародился в главном полюсе мировой экономики – США, а затем, перекинувшись из финансового сектора в сферу производства, довольно быстро распространился по всему миру. Глобальный кризис показал, что сложившийся мировой экономический порядок далеко не идеален. Как его улучшить, сделать более предсказуемым и справедливым? На эти вопросы пока нет однозначных ответов. Ряд исследователей полагает, что отрыв финансовой сферы от производственной связан с ожиданием нового технологического рывка. Однако, на мой взгляд, это одно из многих объяснений происходящей мировой рецессии. Вместе с тем вполне очевидно, что турбулентность финансовых рынков тесно связана с перепадами на мировом энергетическом рынке.

Другая особенность мировой рецессии выражается в том, что постсоветские страны значительно сильнее пострадали от финансово-экономического кризиса, чем мир в целом. По последним оценкам Мирового банка в конце июня 2009 г., глобальный ВВП в этом году сократится на 2,9%. Причем наиболее сильно он ударил по странам Балтии. Ожидаемое падение их ВВП превысит 10%. Довольно близки к ним по масштабам спада Украина и Россия. Менее сильно от кризиса в оценке Мирового банка пострадают Узбекистан и Азербайджан, которые сохранят положительную динамику экономики1.

То, что кризис в разной степени охватывает отдельные страны, а также их регионы, объясняется структурными и институциональными причинами. Анализ кризисных явлений в отдельных странах и национальных методов борьбы с ними позволяет лучше понять их природу, механизмы распространения, а также экономические последствия. Особый интерес представляет то, как кризис распространяется в интеграционных группировках разного уровня, реакция на него стран-участниц, возможности и эффективность проведения согласованной антикризисной политики. Этому посвящено большинство статей сборника.

В целом кризис сильнее ударил по более развитым странам, широко включенным в международные экономические отношения и сравнительно слабее по менее развитым странам с ограниченным участием в глобальной экономике.

В связи с падением цен на основные экспортные товары и мировой рецессией в конце 2008 г. и первой половине 2009 г. происходило сокращение экспорта у всех рассматриваемых стран. Одновременно еще сильнее сокращается импорт, как потребительского, так и инвестиционного назначения.

Экономики страны-экспортеров рабочей силы оказались сильно уязвимы к понижению инвестиционной активности в России и Казахстане, главных потребителях рабочей силы.

Кризис сказался на торговом и платежном балансах стран, а, следовательно, на состоянии их бюджетов, валютных курсов, вызвал девальвацию национальных валют и в связи с этим рост цен на импортные товары, вызвал рост безработицы. У многих постсоветских стран в 2009 г. сильно вырастет внешняя задолженность.

Сборник сдается в печать в период (конец июня 2009 г.), когда мировая рецессия дошла, по многим оценкам, до своей низшей точки. Далее, по мнению многих авторитетных экспертов, нас ожидает медленное восстановление экономического роста. Однако большинство страны постсоветские страны достигнет «дна», несколько позже, вероятно к концу 2009 – первой половине 2010 гг. К сожалению, этот наиболее интересный период окажется вне поля зрения настоящего сборника. Однако анализ начального этапа кризиса, факторов его развития в отдельных странах, эффективности национальных антикризисных мер представляет большой интерес.

В странах СНГ и ЕС приняты национальные антикризисные программы. Кроме того в рамках интеграционных группировок проводятся антикризисные консультации, приняты некоторые документы. В некоторых случаях в разработке мер по преодолению кризиса и их финансированию принимает активное участие МВФ и другие международные финансовые институты. Соотношение данных составляющих борьбы с финансово-экономическим кризисом довольно сильно различается, отражая глубину поражения национальной экономики и существующие у стран финансовые возможности.

Одним из важных инструментов борьбы с экономическим спадом для большинства стран СНГ становится тарифная и нетарифная защита национального производителя, а также национального рынка некоторых товаров, прежде всего продовольственных.

Текущий кризис показал, что региональные группировки не гарантируют защиту от паралича национальной банковской системы и мировой рецессии. Причем это касается как продвинутого ЕС, так и застрявшего на начальной стадии экономического сплочения СНГ.

Для нашего сборника особое значение имеет оценка того, как, с одной стороны, региональное сотрудничество влияет на национальные проявления кризиса, а, с другой, как кризис скажется на развитии существующих на постсоветском пространстве интеграционных группировок. Этому посвящен третий блок статей сборника. В течение первого полугодия 2009 г. мы наблюдали ряд конфликтов между странами СНГ. Все наиболее резонансные с участием России: российско-украинский и российско-туркменский – «газовые» и российско-белорусский – «молочный». Кроме того, был и российско-таджикский «гидроэнергетический». Не совсем безоблачны российско-узбекские отношения. Обострились отношения между странами Центрально-азиатского региона. В подоплеке этих событий свое место занимает ухудшение экономического положения стран в ходе глобального кризиса.

Что в этих сложных условиях выступает фактором сплочения постсоветских стран? В рамках Союзного государства и ЕврАзЭС определенную роль в этом плане играет сохранение линии на создание таможенного союза в рамках «тройки» и выделение Россией ряду стран крупных кредитов. Следует считать перспективным проект создания в рамках ЕврАзЭС «антикризисного фонда», который при его реализации может сыграть позитивную роль в качестве подстраховки в период кризиса и конструктивную роль на этапе посткризисного развития. Каким потенциалом сплочения располагает недавно принятая Стратегия экономического развития стран СНГ до 2020 г. пока сказать трудно. Реализация ее положений потребует от стран определенных бюджетных расходов, на что они в текущем и следующем году вряд ли будут готовы.

Экономический кризис создает шансы для усиления консолидации стран путем координации национальных политик. Важным толчком для координации могут стать совместные антикризисные действия. В то же время кризис несет в себе большие риски усиления дальнейшего разобщения. Его проявлением стало усиление протекционизма во взаимных связях и резкое сокращение объемов взаимной торговли. В целом 2009 г. станет моментом истины для интеграционных группировок и для многих стран - их участниц. В интересах России, которая оказалась в незавидной роли одного из лидеров мирового экономического спада, сохранить и по возможности укрепить свои позиции на постсоветском пространстве. Для этого, безусловно, нужны новые идеи и подходы.

Настоящий сборник подготовлен в секторе стран СНГ и Балтии Центра сравнительных исследований трансформационных процессов Института экономики РАН. В нем также использованы материалы участников расширенного заседания Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ и Института экономики РАН «Сотрудничество России со странами СНГ в условиях мирового финансового кризиса», состоявшегося 25 февраля 2009 г.

Л. Вардомский

А. Н. Быков

КРИЗИС ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И УРОКИ ДЛЯ РОССИИ И СНГ

Поразивший мир небывалый в послевоенный период по характеру и размаху кризис, больно ударивший и по постсоциалистическим странам, неразрывно связан с развернувшемся процессом глобализации, особенно его финансовой составляющей. Именно она, стимулируя массовое перемещение по всему миру огромных потоков капитала и денежных средств в различных формах в поиске сверхприбылей, укрепляет взаимозависимость мировых финансовых рынков, сочетаемую с периодическими разрушительными кризисами регионального и глобального характера, неизбежными для нерегулируемой рыночной экономики.

В прошлые эпохи развития капитализма финансы следовали за перемещением товаров, опосредуя их трансграничное перемещение. Сегодня же финансовая сфера стала по существу «вещью в себе и для себя», оторвавшись от материального производства и товарных обменов как в национальных, так и в глобальном масштабах. С международным об­меном товарами и услугами непосредственно связано лишь 30%непомерно возросших глобальных денежных потоков, тогда как 70% обслуживают фактически саму финансовую сферу, обеспечивая сверхдоходы ТНК от глобализации, реализуемой по принципам Вашингтонского консенсуса, превратив весь мир в гигантское финансовое казино.

Мировая финансовая система представляет собой наиболее неустойчивый сегмент мирового хозяйства, подверженный повышенной волатильности, выражающейся в изменениях валютных курсов и процентных ставок, всей доходности операций в зависимости от меняющейся конъюнктуры на различных рынках. Это, в свою очередь, вызывает массовый приток или отток средств с соответствующих рынков, а также периодические финансовые кризисы локального, регионального и даже глобального характера. Именно так и получилось в настоящее время, когда спровоцированный ипотечным кризисом в США финансовый кризис стремительно распространился по всему миру, обрушив и его экономику.

Все это свидетельствует о том, что в условиях современного финансового капитализма трейдер-спекулянт, торгующий активами (прежде всего, инвестиционные ихедж-фонды), одержал верх над производителем1. Вся финансовая сфера предс­тавляет

собой, с одной стороны, двигатель глобализации, а с другой – ее звено, которое на данном этапе оказалось наиболее уязвимым.

Послевоенная мировая финансовая система была создана по инициативе США на Бреттонвудской экономической конференции 1944 г. На конференции, проходившей под влиянием кейнсианских идей, было принято решение о создании Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка. Созданная мировая финансовая система (из тогдашних держав-победителей в ней не участвовали лишь СССР и Китай), обеспечивала жесткую привязку валют стран-участниц к доллару США, ставшему основной резервной валютой, золотое содержание которой было установлено по довоенной цене. МВФи Мировой банк, где ведущая роль принадлежала США, обеспечивали функционирование созданной системы, следя за установленными валютными паритетами и оказывая содействие в их поддержании. Кроме того, они оказывали помощь в восстановлении экономики и развитии мировой тор­говли и связанных с этим расчетах.

Положение стало кардинально меняться в 70-е годы. Тогда президент США Р. Никсон в результате возросшего торгового и платежного дефицита, огромных расходов на вьетнамскую войну и гонку вооружений сначала поднял цену золота, а затем вообще отказался от обмена доллара на золото. Это в 1975 г. было закреплено в уставе МВФ на конференции на Ямай­ке. Тем самым был положен конец твердым обменным курсам валют и обеспечен их перевод в режим свободного плавания. С тех пор восторжествовала система дерегулирования международных финансовых отношений и экономического развития в целом. При этом США де-факто сохранили за долларом положение главной резервной мировой валюты, в которой производятся расчеты по экспортно-импортным операциям, хранятся валютные резервы стран. В результате США позволяют себе пускать в мировой оборот столько долларов, сколько сочтут целесообразным, обеспечивая их стоимость своим авторитетом и могуществом.

Поскольку мировые валюты стали плавать, т.е. изменять произвольно свой курс, постольку увеличился риск валютных операций и потребовалось создание инструментов хеджирования. Автором этой инновации в 1972 г. стал чикагский юрист Л. Меламед. На реализации его идей специализировалась Чикагская товарная биржа, сформировавшая мировой центр сделок с фьючерсами. За ними последовали другие производные финансовые инструменты, наводнившие мировые финансовые рынки и оказавшиеся из-за слабого правового регулирования одной из причин их волатильности и разгула спекулятивных операций.

В том же Чикаго М. Фридмен и его ученики создали школу экономистов, не согласных с кейнсианской теорией и провозгласивших примат свободного рынка как наиболее благоприятого условия финансового и экономического роста. Американский президент Р. Рейган и английский премьер-министр М. Тэтчер поддержали эти идеи, провозгласив курс на неоконсервативный либерализм, сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление режим частной собственности. Такой курс привел к неоднозначным результатам, то стимулируя экономический бум, то обращая его в результате перегрева экономики и создания финансовых пузырей в стремительное её падение.

Всемерная либерализация финансовых операций, сопровождаемое стремительным расширением биржевых оборотов и спекуляций, смещением традиционного банковского кредитования в сферу секьюритизации, быстрым развитием инвестиционной деятельности на мировых рынках, многократным возрастанием оборота все но­вых производных финансовых инструментов (деривативов), периодически приводило к финансовым сбоям. Достаточно указать на так называемый Big Bang и стагфляцию 70–80-х годов или финансовые кризисы конца 90-х годов.

Хотя и в этот период видные ученые и специалисты выражали тревогу, в эффективность нового курса продолжали верить крупнейшие представители финансового мира, включая ныне резко критикуемого руководителя Федераль­ной резервной системы США в 1987–2006 гг. А. Гринспэна. Признавая рискованность новых заемных операций, приносящих высокую прибыль, он, тем не менее, считал действеннымиприменяемые механизмы распределения риска, пусть даже в ущербэкономической стабильности, особенно в глобальном измерении2.

Открытие национальных экономик длядвижения капитала, которое признается неолибералами важнейшей предпосылкой оптимизации его использования в глобальных масштабах, усиливает уязвимость национальной и всей мировой экономики. После относительно благополучного периода начала 90-х годов разразилась череда финансовых кризисов. От них пострадали многие страны и, прежде всего, развивающиеся, уплатившие тяжелую дань активному вовлечению в процессы финансовой глобализации.

Наиболее крупными и тяжелыми из них стали мексиканский (1994), азиатский (1997–1998), российский (1998), бразильский (1999), турецкий (2000) и аргентинский (2001) кризисы, для которых характерны общая природа при национальной специфике. В основе каждого из них лежит сочетание ошибочной внутренней экономической политики и изъянов национальных финансовых систем с неуправляемостью и произвольностью международного движения капитала, особенно краткосрочного. Спекулятивный по природе, он способен под влиянием ожидаемой высокой доходности либо реальных или мнимых угроз как массово притекать на данный рынок, так и покидать его, обрекая на неминуемый спад.

Финансовые кризисы в странах с развивающимися рынками не приняли глобального характера и их удалось локализовать. В то же время сохраняет­ся опасность трансформации локальных сбоев в глобальные катаклизмы, что продемонстрировал ипотечный кризис 2007 г. в США. Уверовав в свою исключительность, они долгое время жили в долг, покрывая огромный пассив торгового и платежного балансов за счет притока капитала извне от стран с избыточными золотовалютными резервами. Средства этих стран – КНР, Японии, нефтедобывающих, включая Россию, – вкладывались в признанные надежными американские казначейские облигации, а также в частные долговые обязательства.

Аналитики выделяют ряд общих черт таких кризисов. Например, гарвардский профессор, бывший главный экономист МВФ К. Рогофф назвал следующие: наличие банков, использующих забалансовые займы для финансирования высокорискованных проектов, новые экзотические финансовые инструменты и опасный оптимизм в отношении новых рынков. В этой связи отмечался мощный приток долларов в США из ряда стран, в том числе с развивающимися рынками, позволяющий взвинчивать цены на активы и снижать процентные ставки, способствуя ослаблению стандартов регулирования, что и привело к кризису. Правда, важнейшие индикаторы –перегрев фондового рынка и рынка недвижимости, дефицит торгового баланса, рост государственного долга и задолженности домохозяйств, замедление экономического роста – давно уже служили сигналом тревоги3.

Специфика американского кризиса – огромная задолженность, накопленная под влиянием низких процентов и игнорирования риска возврата ипотечных кредитов, переоформленная в ценные бумаги инвестиционных институтов, широко распространившихся по всему миру. Именно поэтому крах созданной пирамиды сильно ударил как по крупнейшим американским банкам и инвестиционным институтам, таки по их партнерам в других странах, придав кризису характер глобальной катастрофы, обрушившей фондовые биржи сначала в развитых странах, а затем ив странах с формирующимися рынками, которые поначалу рассматривались как «тихие гавани».

Американский кризис сказался, прежде всего, на ЕС, несмотря на то,что тот, критически относясь к англосаксонской модели неоконсервативного либерализма, пытался сохранить свою идентичность, подкрепив еевалютным союзом на основе евро. Достал кризис и другие мировые регионы, включая Китай и Россию, что продемонстрировало эффект финансовой глобализации. Неудивительно, что схожими в общих чертах оказались и меры антикризисного регулирования в отдельных странах. Наиболее показательно то, что в роли спасителя выступают государство и его бюджетные и другие ресурсы, а никак не «невидимая рука рынка», о которой быстро забыли.

Признавая источником нынешнего финансового кризиса обилие дешевых денег на американском фондовом рынке, либеральный лондонский журнал «Экономист» предупреждает об опасности скороспелых выводов и решений, основанных на критике «рыночного фундаментализма», отказе от доллара как резервной валюты, преимуществ глобализации и свободных рынков. В то же время он признаёт необходимость глубокой трансформации финансовой системы с учетом очевидных пороков финансовой глобализации и всего миропорядка, а также меняющегося соотношения сил и теоретических подходов к решению глобальных проблем человечества4.

Когда летом 2007 г. начался ипотечный кризис в США, никто не предполагал о его превращении в событие всемирного масштаба. Однако год спустя под его ударом содрогались и рушились фондовые биржи и финансовые институты практически всех стран, а связанные с ним убытки стали исчисляться триллионами долларов. Государственный долг США достиг 12 трлн долл., причем никто не знает, как и когда его удастся погасить, если только США, сохранив доллар как основную резервную валюту и свое казначейство как надежнейшее хранилище валютных резервов всех стран, не продолжат наводнять мир ассигнациями с изображением своих президентов.

Не удалось, как предполагалось ранее, ограничиться банковским или финансовым кризисом, который ударил по реальной экономике и социальной сфере, сопро­вождаясь массовым падением производства иторговли, закрытием и банкротством предприятий, ростом безработицы и сокращением потребления как основного двигателя экономического развития. Неудивительно, что нынешний кризис стал все чаще сравниваться с мировым кризисом 1929 г. и признаваться наибольшим экономическим потрясением после Великой депрессии.

Нарастающий размах бедствия вызвал принятие различных мер противодействия, прежде всего в Евросоюзе, тесно связанном с США экономически и политически. Наиболее мощная из стран ЕС Германия выделила 5 млрд евро на поддержку банков и еще 50 млрд – экономики в целом, Великобритания превзошла США по остроте ипотечного кризиса, Испания – по уровню безработицы, а Венгрия, Исландия, Латвия, наиболее пострадавшая в ЕС от кризиса, вызвавшего массовый протест, оказались на пороге дефолта. Обеспокоенные поспешными и нескоординированными антикризисными мерами отдельных стран, органы ЕСпредприняли усилия по налаживанию их координации, пошли на сокращение ставок рефинансирования для стимулирования экономического роста, игнорируя опасность инфляции, больше опасаясь труднопреодолимой дефляции, с которой целое десятилетие пришлось сражаться Японии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Россия и армения в мировой и региональной политике проблемы и перспективы аналитический доклад

    Автореферат диссертации
    В аналитическом докладе «Армения и Россия в мировой и региональной политике: проблемы и перспективы», подготовленном авторским коллективом из Москвы и Еревана, оценивается динамично развивающаяся ситуация в регионе Южного Кавказа
  2. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины (129)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Политика и экономика стран постсоветского пространства» для направления 030700.
  3. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" (53)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Постсоветское пространство: политико-экономические проблемы»
  4. Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу с 01 04 11 по 30 06 11 библиотечное дело библиография

    Бюллетень
    Хлыпенко Г.Н.Хлыпенко Г.Н. Литературное, техническое и библиографическое оформление научной работы: Практическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов/ Г.
  5. Мировые финансовые кризисы_ p

    Автореферат диссертации
    Якунин В.И., Сулакшин С.С., Аверкова Н.А., Багдасарян В.Э., Богдан И.В., Вершинин А.А., Генюш С.В., Деева М.В., Коробкова А.Ю., Куропаткина О.В., Орлов И.
  6. Национальная экономика беларуси потенциалы хозяйственные комплексы направления развития

    Документ
    Сегодня в высшей экономической школе изучается достаточно много общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это позволяет формировать специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и умеющего решать весьма нестандартные проблемы

Другие похожие документы..