Главная > Документ

1

Смотреть полностью

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 21 января 2011 г. N 16-1/10/2-441

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет

программу дополнительного профессионального образования (усовершенствования) преподавателей

";Медицинская помощь по отказу от потребления табака и лечение курящего человека";,

рекомендованную для использования Координационным советом по медицинскому и

фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России.

Заместитель министра

В.И.СКВОРЦОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ";ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО

АГЕНСТВА";

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ";РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ";

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ) ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ";МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПО

ОТКАЗУ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА И ЛЕЧЕНИЕ КУРЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА";

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В данной программе представлены знания и умения, которыми должен овладеть преподаватель,

читающий курс ";Медицинская помощь по отказу от потребления табака и лечение курящего человека";.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Преподавание курса тематического усовершенствования осуществляется путем чтения лекций,

проведения практических и семинарских занятий, самостоятельной работы слушателей (курсантов) с

рекомендованной литературой.

Лекционный курс имеет систематический характер и знакомит слушателей с новейшими

достижениями современной медицины в области диагностики и лечения зависимости от табака,

оценки состояния курящего человека и формирования индивидуальных планов лечения лиц с

табачной зависимостью. При чтении лекций обращается внимание на эффективные методы

диагностики и патогенетические методы лечения табачной зависимости, механизмы развития

заболеваний, связанных с потреблением табака, а также механизмы формирования мотивации к

отказу от курения, вопросы поведенческой терапии, проведения мотивационных и поддерживающих

бесед врача, методики их использования применительно к условиям поликлиники, стационара

медицинских учреждений.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя и включают овладение

основными психокоррекционными методиками и технологиями, формирующими установки на отказ

от курения табака, участие курсантов в клинических обследованиях и составлении индивидуальных

планов лечения курящего человека, работу в лабораториях и диагностических кабинетах, участие в

утренних, научно-тематических и клинических конференциях.

На семинарских занятиях разбираются вопросы этиологии, патогенеза, дифференциальной

диагностики, лечения и профилактики аддиктивного поведения, связанного с курением табака, а

также заболеваний у курящего человека.

Контроль за успеваемостью слушателей проводится во время практических, семинарских и

зачетных занятий, клинических разборов. Для проверки знаний обучающихся используется тестовый

контроль, ситуационные задачи и другие формы активного обучения и контроля.

Тестовые задания составлены в соответствии с разделами и темами программы, имеют разный

уровень сложности и избыточный объем, что позволяет использовать их дифференцированно (с

учетом контингента обучающихся, для проведения вступительного испытания и итогового контроля).

В конце программы представлен список основной и дополнительной литературы, основных

директивных и нормативных документов с учетом всех разделов ее, позволяющих преподавателю

ориентироваться в основных и дополнительных материалах, которые должны изучаться во время

обучения на цикле, а также при самостоятельной подготовке.

Программа дает преподавателю возможность построить учебный процесс, пользуясь всей

заложенной в ней информацией и в зависимости от контингента обучающихся и уровня их базовых

знаний, маневрировать объемом ее изложения, определять содержание, процедуру и форму

вступительных испытаний и контроля полученных знаний. Программой могут пользоваться

слушатели с целью самостоятельной подготовки по тому или иному ее разделу.

Программа разработана сотрудниками ФГОУ ";Институт повышения квалификации

Федерального медико-биологического агентства"; (ректор - доктор медицинских наук, профессор Рева

В.Д.) и дополнена сотрудниками Российской медицинской академии последипломного образования

Росздрава (ректор - академик РАМН Л.К.Мошетова).

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

N Фамилия, имя, Ученая  Занимаемая    Место работы     

п/п отчество   степень, должность    

звание 

1. Антонов Н.С. д.м.н.,   Заведующий        ФГОУ ";Институт повышения

профессор кафедрой          квалификации федерального

пульмонологии     медико-биологического   

агентства";              

2. Сахарова Г.М. д.м.н.,   Заместитель       НИИ пульмонологии ФМБА  

профессор директора НИИ     России                  

пульмонологии ФМБА

России           

3. Савченко Л.М. к.м.н.,   Профессор кафедры ГОУ ДПО ";Российская     

доцент    наркологии        медицинская академия    

последипломного         

образования";            

4. Астанина С.Ю. к.п. н.,  Начальник учебно- ГОУ ДПО ";Российская     

доцент    методического     медицинская академия    

отдела            последипломного         

образования";            

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ) ВРАЧЕЙ

";МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА И

ЛЕЧЕНИЕ КУРЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА";

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Код Наименование раздела, темы                    

1.   Законодательные основы и стратегические меры по борьбе против     

табака                                                            

1.1. Российское законодательство в области борьбы против табака и его  

реализация                                                        

1.2. Статьи Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака, меры по    

оказанию медицинской помощи по отказу от табака                   

1.3. Закон о присоединении Российской Федерации в Конвенции и разработка

Национальной стратегии по борьбе против табака                    

2.   Распространенность употребления табака в мире и в Российской      

Федерации                                                         

2.1. Распространенность потребления табака в мире                      

2.2. Распространенность потребления табака в Российской Федерации      

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

2.3. Распространенность заболеваний, вызываемых табаком, и связанная с 

ними смертность в мире и в Российской Федерации                   

3.   Роль медицинских работников в снижении распространенности         

потребления табака                                                

3.1. Распространенность потребления табака среди медицинских работников

3.2. Роль медицинских работников в профилактике и лечении заболеваний, 

вызываемых употреблением табака                                   

3.3. Международный опыт вовлечения врачей в борьбу против табака       

4.   Организация медицинской помощи по отказу от потребления табака    

4.1. Оказание помощи в центрах здоровья                                

4.2. Организация медицинских учреждений, свободных от табака           

5.   Табачные изделия, их состав и выделяемые вещества                 

5.1  Классификация табачных изделий и распространенность и употребления

5.2. Состав табачных изделий и выделяемые ими веществ в процессе       

употребления                                                      

5.3. Информирование потребителей о составе табачных изделий и          

последствиях их потребления для здоровья                          

6.   Механизмы развития заболеваний, связанных с потреблением табака   

6.1. Психосоциальные и биологические факторы риска формирования табачной

зависимости                                                       

6.2. Патогенетические механизмы формирования табачной зависимости      

6.3. Механизмы развития сердечно-сосудистых, легочных и других         

заболеваний                                                       

7.   Методы исследования курящего человека                             

7.1. Исследование статуса курения                                      

7.2. Методы исследования органов дыхания курящего человека             

7.3. Методы исследования других систем и органов курящего человека     

7.4. Обследование курящих людей в центрах здоровья                     

7.5. Скрининговые методы исследования                                  

8.   Мотивирования к отказу от употребления табака                     

8.1. Принципы мотивирования                                            

8.2. Психокоррекционные методики и технологии, мотивирующие к          

формированию внутриличностной установки, направленной на отказ от 

курения                                                           

8.3. Принципы проведения групповых и популяционных мотивационных       

программ                                                          

8.4. Формирование индивидуальных программ мотивирования для пациентов  

поликлиник, стационаров и центров здоровья                        

9.   Лечебные программы по отказу от потребления табака                

9.1. Принципы оказания психологической поддержки при отказе от         

употребления табака                                               

9.2. Принципы оказания фармакологической помощи при отказе от          

употребления табака                                               

9.3. Программы по лечению курящего человека                            

9.4. Программы профилактики и лечения бронхолегочных, сердечно-        

сосудистых, гастроэнтерологических и других сопутствующих         

заболеваний при отказе от курения                                 

9.5. Формирование индивидуальных программ лечения курящего человека    

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

9.6. Индивидуальные психокоррекционные программы в комплексном         

лечении курящего человека                                         

9.7. Организация адекватного семейного функционирования, способствующего

отказу от табакокурения                                           

10.  Профилактические программы, направленные на предотвращение        

потребления табака                                                

10.1. Концептуальные основы и принципы профилактики табакокурения       

10.2. Профилактика аддиктивного поведения, связанного с курением табака 

10.3. Целевые группы и субъекты антитабачной профилактической           

деятельности                                                      

10.4. Пассивное курение и профилактика риска формирования позитивного   

отношения к курению у детей и подростков                          

11.  Эпидемиологические исследования по табаку                         

11.1. Методология формирования опросника и проведения                   

эпидемиологического исследования                                  

11.2. Обзор эпидемиологических исследований в России и за рубежом       

12.  Методика преподавания на циклах тематического усовершенствования  

преподавателей ";Медицинская помощь по отказу от потребления табака

и лечение курящего человека";                                      

12.1. Современные технологии обучения                                   

12.2. Актуальные вопросы андрагогики                                    

12.3. Психолого-педагогические проблемы обучения                        

12.4. Информационно-коммуникационные технологии в обучении              

12.5. Специфика преподавания на циклах тематического                    

усовершенствования ";Медицинская помощь по отказу от потребления   

табака и лечение курящего человека";                               

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

цикла тематического усовершенствования (ТУ) преподавателей

";Медицинская помощь по отказу от потребления табака и

лечение курящего человека";

Цель: освоение теоретических знаний и профессиональных умений, необходимых для участия в

реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни граждан

Российской Федерации, овладение умениями по организации циклов для врачей, участвующих в

реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни граждан

Российской Федерации.

Категория слушателей: преподаватели медицинских академий последипломного образования,

ГИДУВов и ФУВов.

Срок обучения: 72 часа, 2 недели, 0,5 мес.

Режим занятий: 6 часов в день.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Форма обучения: очно-заочная.

N Наименование   Всего В том числе                  

разделов дисциплин часов Заочное обучение Очное обучение       

и тем       Самостоя- Форма  Лекции Практические, Форма 

тельная  контроля семинарские контроля

работа  

1 2         3  4    5    6   7      8   

1. Законодательные   6  6    Тестовый

основы и          контроль

стратегические   

меры по борьбе   

против табака    

2. Распространенность 6  6    Тестовый

употребления      контроль

табака в мире и в

РФ               

3. Роль медицинских  4  4    Тестовый

работников в      контроль

снижении         

распространенности

потребления табака

4. Организация       7  7    Тестовый

медицинской       контроль

помощи по отказу 

от потребления   

табака           

5. Табачные изделия, 3  3    Тестовый

их состав и       контроль

выделяемые       

вещества         

6. Механизмы         2  2    Тестовый

развития          контроль

заболеваний,     

связанных с      

потреблением     

табака           

7. Методы            8  4   4      Тестовый

исследования      контроль

курящего человека

8. Мотивировния к    5  3   2      Тестовый

отказу от         контроль

употребления     

табака           

9. Лечебные программы 16  12  4      Тестовый

по отказу от      контроль

потребления табака

10. Профилактические  5  3   2      Тестовый

программы,        контроль

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

направленные на  

предотвращение   

потребления табака

11. Эпидемиологические 3  2   1      Тестовый

исследования по   контроль

табаку           

12. Методика          5  3    Тестовый 2   Тестовый

преподавания на   контроль контроль

циклах           

тематического    

усовершенствования

преподавателей   

";Медицинская     

помощь по отказу 

от потребления   

табака и лечение 

курящего человека";

Итоговый          2  2     

контроль         

ИТОГО:            72  36    23  13     

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

цикла тематического усовершенствования (ТУ) преподавателей

";Медицинская помощь по отказу от потребления табака и

лечение курящего человека";

Цель: освоение теоретических знаний и профессиональных умений, необходимых для участия в

реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни граждан

Российской Федерации, овладение умениями по организации циклов для врачей, участвующих в

реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни граждан

Российской Федерации.

Категория слушателей: преподаватели медицинских академий последипломного образования,

ГИДУВов и ФУВов.

Срок обучения: 72 часа, 2 недели, 0,5 мес.

Режим занятий: 6 часов в день.

Форма обучения: очно-заочная.

N  Наименование   Всего В том числе                  

разделов дисциплин часов Зачное        Очное обучение       

и тем       обучение      

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Самостоя- Форма  Лекции Практические, Форма 

тельная  контроля Семинарские  контроля

работа  

1  2         3  4    5    6   7      8   

1.   Законодательные   6  6    Тестовый

основы и          контроль

стратегические   

меры по борьбе   

против табака    

1.1. Рамочная конвенция 3  3   

ВОЗ по борьбе    

против табака,   

закон о          

присоединении РФ к

Конвенции        

1.2. Меры по борьбе    1  1   

против табака    

1.3. Законодательные   2  2   

основы по борьбе 

против табака и их

реализации в РФ  

2.   Распространенность 6  6    Тестовый

употребления      контроль

табака в мире и в

РФ               

2.1. Распространенность 2  2   

потребления табака

в мире           

2.2. Распространенность 2  2   

потребления табака

в РФ             

2.3. Распространенность 2  2   

заболеваний,     

вызываемых табаком

и связанная с ними

смертность в мире

и в РФ           

3.   Роль медицинских  4  4    Тестовый

работников в      контроль

снижении         

распространенности

потребления табака

3.1. Распространенность 1  1   

потребления табака

среди медицинских

работников       

3.2. Роль медицинских  2  2   

работников в     

профилактике и   

лечении          

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

заболеваний,     

вызываемых       

употреблением    

табака           

3.3. Международный опыт 1  1   

вовлечения врачей

в борьбу против  

табака           

4.   Организация       7  7    Тестовый

медицинской помощи контроль

по отказу от     

потребления табака

4.1. Оказание помощи в 3  3   

центрах здоровья 

4.2. Организация       4  4   

медицинских      

учреждений,      

свободных от     

табака           

5.   Табачные изделия, 3  3    Тестовый

их состав и       контроль

выделяемые       

вещества         

5.1. Классификация     1  1   

табачных изделий и

распространенность

и употребления   

5.2. Состав табачных   1  1   

изделий и        

выделяемые ими   

веществ в процессе

употребления     

5.3. Информирование    1  1   

потребителей о   

составе табачных 

изделий и        

последствиях их  

потребления для  

здоровья         

6.   Механизмы развития 2  2    Тестовый

заболеваний,      контроль

связанных с      

потреблением     

табака           

6.1. Психосоциальные и 0,5 0,5  

биологические    

факторы риска    

формирования     

табачной         

зависимости      

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

6.2. Патогенетические  0,5 0,5  

механизмы        

формирования     

табачной         

зависимости      

6.3. Механизмы развития 1  1   

сердечно-        

сосудистых,      

легочных и других

заболеваний      

7.   Методы            8  4   4      Тестовый

исследования      контроль

курящего человека

7.1. Исследование      1  1     

статуса курения  

7.2. Методы            2  1   1     

исследования     

органов дыхания  

курящего человека

7.3. Методы            3  1   2     

исследования     

других систем и  

органов курящего 

человека         

7.4. Обследование      1  1  

курящих людей в  

центрах здоровья 

7.5. Скрининговые      1  1  

методы           

исследования     

8.   Мотивирования к   5  3   2      Тестовый

отказу от         контроль

употребления     

табака           

8.1. Принципы          1  1  

мотивирования    

8.2. Психокоррекцион-  1  1  

ные методики и   

технологии,      

мотивирующие к   

формированию     

внутриличностной 

установки,       

направленной на  

отказ от курения 

8.3. Принципы          2  1   1     

проведения       

групповых и      

популяционных    

мотивационных    

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

программ         

8.4. Формирование      1  1     

индивидуальных   

программ         

мотивирования для

пациентов        

поликлиник,      

стационаров и    

центров здоровья 

9.   Лечебные программы 16  12  4      Тестовый

по отказу от      контроль

потребления табака

9.1  Принципы оказания 3  2   1     

психологической  

поддержки при    

отказе от        

употребления     

табака           

9.2. Принципы оказания 3    Тестовый

фармакологической контроль

помощи при отказе

от употребления  

табака           

9.3. Программы по      2  2  

лечению курящего 

человека         

9.4. Программы         3  2   1     

профилактики и   

лечения          

бронхолегочных,  

сердечно-        

сосудистых,      

гастроэнтерологи-

ческих и других  

сопутствующих    

заболеваний при  

отказе от курения

9.5. Формирование      5  4   1     

индивидуальных   

программ лечения 

курящего человека

9.6. Индивидуальные    2  2  

психокоррекционные

программы лечения

от табакокурения 

9.7. Организация       1  1     

адекватного      

семейного        

функционирования,

способствующего  

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

отказу от        

табакокурения    

10.  Профилактические  5  3   2      Тестовый

программы,        контроль

направленные на  

предотвращение   

потребления табака

10.1. Концептуальные    2  1   1     

основы и принципы

профилактики     

табакокурения    

10.2. Профилактика      1  1  

аддиктивного     

поведения,       

связанного с     

курением табака  

10.3. Целевые группы и  1  1  

субъекты         

антитабачной     

профилактической 

деятельности     

10.4. Пассивное курение 1  1  

и профилактика   

риска формирования

позитивного      

отношения к      

курению у детей и

подростков       

11.  Эпидемиологические 3  2   1      Тестовый

исследования по   контроль

табаку           

11.1. Методология       2  2  

формирования     

опросника и      

проведения       

эпидемиологическо-

го исследования  

11.2. Обзор             1  1     

эпидемиологических

исследований в   

России и за      

рубежом          

12.  Методика          5  3    Тестовый Тестовый

преподавания на   контроль контроль

циклах           

тематического    

усовершенствования

преподавателей   

";Медицинская     

помощь по отказу 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

от потребления   

табака и лечение 

курящего человека";

12.1. Современные       1  1   

технологии       

обучения         

12.2. Актуальные вопросы 1  1    Тестовый

андрагогики       контроль

12.3. Психолого-        1  1  

педагогические   

проблемы обучения

12.4. Информационно-    1  1    Тестовый

коммуникационные  контроль

технологии в     

обучении         

12.5. Специфика         1  1  

преподавания на  

циклах           

тематического    

усовершенствования

врачей           

";Медицинская     

помощь по отказу 

от потребления   

табака и лечение 

курящего человека";

Итоговый контроль 2  2     

ИТОГО:            72  36    23  13     

ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

цикла тематического усовершенствования (ТУ) врачей

";Медицинская помощь по отказу от потребления табака и

лечение курящего человека";

Выберите один наиболее правильный ответ

1. К какой группе веществ относится никотин?

1. опиаты

2. химический элемент

3. органическое вещество

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

4. алкалоид растительного происхождения

5. нитрозамин

2. Клинически важные свойства никотина

1. короткий период полураспада

2. развитие толерантности

3. развитие зависимости

4. все перечисленные

3. Основным механизмом действия никотина, приводящим к положительной стимуляции ЦНС,

является:

1. стимуляция вегетативной нервной системы

2. высвобождение дофомина

3. стимуляция симпатической нервной системы

4. С какими рецепторами соединяется никотин?

1. бетта-2-рецепторы

2. альфа-рецепторы

3. альфа-2-бетта-4-рецепторы

5. Положительным стимулирующим воздействием никотина на ЦНС являются:

1. увеличение ЧСС

2. ощущение удовольствия

3. расслабление

4. вазоконстрикция

5. повышение кислотности желудочного сока

6. Период полураспада никотина составляет:

1. 30 минут

2. 40-60 минут

3. 90-120 минут

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

4. 24 часа

5.

7. Какой основной метаболит никотина?

1. котинин

2. мочевина

3. вода

8. Какое количество веществ находится в табачном дыме?

1. 1500 веществ

2. 3000 веществ

3. около 3500 веществ

4. более 4000 веществ

9. Основным цитогенетическим механизмом воздействия СЩ на организм являются:

1. соединение с гемоглобином

2. повреждение эпителия бронхов

3. повышение кислотности желудочного сока

4. повышение агрегации тромбоцитов

10. Курение табака это (может быть несколько):

1. вредная привычка

2. хобби

3. психологическая поддержка

4. фактор риска

5. болезнь

11. Для каких заболеваний курение табака является фактором риска?

1. болезни глаз

2. ХОБЛ

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

3. рак пищевода

4. рак легкого

5. все перечисленные

12. Является ли пассивное курение фактором риска?

1. да

2. нет

13. Как на бронхолегочную систему влияет табакокурение?

1. вызывает замедление развития легких

2. вызывает преждевременное начало падения функции легких

3. ускоряет темп падения функции легких

4. все перечисленные

14. Для каких онкологических заболеваний курение табака является фактором риска?

1. рак пищевода

2. рак молочной железы

3. рак легкого

4. рак 15 органов

15. Какая распространенность табакокурения среди всего населения в РФ?

1. около 30%

2. около 40%

3. более 50%

16. Какие факторы наиболее сильно влияют на распространенность табакокуреня в РФ?

1. возраст

2. пол

3. уровень образования

4. доход

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

5. все перечисленные

17. С какого возраста начинают курить в РФ?

1. с 5 лет

2. с 8 лет

3. с 10 лет

4. с 13 лет

18. Какие формы табака являются более безопасными?

1. бездымный табак

2. кальян

3. жевательный табак

4. все формы табака являются вредными

19. Как часто в мире умирают люди от болезней, связанных с употреблением табака?

1. каждые 6,5 секунд

2. каждые 10 секунд

3. каждые 30 секунд

4. каждый час

20. Сколько в среднем лет жизни теряет курящий человек?

1. 3-5 лет

2. около 10 лет

3. 14 и более лет

21. Падение какого показателя ФВД является диагностически важным для ХОБЛ?

1. FEV1

2. PEF

3. FVC

4. FEV25

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

22. Какие основные синдромы нарушения функционального состояния легких развиваются у

курящих людей?

1. обструктивный синдром

2. гиперреактивность

3. гипервентиляция

4. нарушение дыхания во время сна

23. Какие изменения функционального состояния сосудов развиваются у курящих людей?.

1. парадоксальная вазоконстрикция

2. парадоксальная вазодилятация

3. стойкий вазоспазм

4. стойкая вазоконстрикция

5. все перечисленные

24. Какие заболевания сердечно-сосудистой системы наиболее часто развиваются у курящего

человека?

1. артериальная гипертензия

2. ишемическая болезнь сердца

3. инсульт

4. облитирующий эндартериит

5. все перечисленные

25. Какие основные симптомы депрессии?

1. снижение настроения, тоска

2. утрата интересов, способности получать удовольствие

3. повышенная раздражительность

4. головная боль

26. Какая длительность отказа от табакокурения соответствует эффективному лечению табачной

зависимости?

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

1. 1 месяц

2. 3 месяца

3. 6 месяцев

4. 12 месяцев

27. Какие методы лечения никотиновой зависимости являются эффективными?

1. акупунктура

2. лазерная терапия

3. поведенческая терапия

4. гипноз

28. Какие фармакологические препараты являются эффективными для лечения никотиновой

зависимости?

1. никотинзаменительная терапия

2. варениклин

3. витамин С

4. антидепрессанты

5. глюкоза

29. Наиболее эффективной терапевтической комбинацией для лечения никотиновой

зависимости являются:

1. гипноз + поведенческая терапия

2. групповые занятия + физическая реабилитация

3. фармакотерапия + физическая реабилитация

4. фармакотерапия + поведенческая терапия + профилактика сопутствующих заболеваний

30. Как скоро после отказа от табакокурения появляются симптомы отмены?

1. через 6 часов

2. через 12 часов

3. через 24 часа

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

31. Механиз действия варениклина:

1. частичный агонист никотиновых рецепторов

2. антагонист никотиновых рецепторов

32. Влияет ли степень мотивации к отказу от табакокурения на эффективность лечения?

1. да

2. нет

33. При какой степени никотиновой зависимости (по тесту Фагерстрема) обязательно требуется

назначение фармакологической терапии?

1. при любой

2. выше 3 баллов

3. выше 5 баллов

34. Перечислите основные положительные изменения после отказа от табакокурения:

1. улучшение обоняния

2. повышение переносимости физической нагрузки

3. улучшение вкуса

4. нормализация сна

5. все перечисленные

35. При формировании индивидуального плана лечения необходимо учитывать:

1. степень никотиновой зависимости

2. сопутствующие заболевания

3. степень мотивации к отказу от курения

4. мотивация к курению

5. все перечисленные

36. Выберите наиболее эффективные меры, приводящие к снижению распространенности

потребления табака среди населения:

1. увеличение цены на сигареты и другие табачные изделия за счет увеличения налогов

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

2. запрет/ограничение курения в общественных и рабочих местах

3. предоставление более полной информации для потребителя, включая общественные

информационные компании, средства массовой информации и публикации научных данных

4. запрет любой рекламы и продвижения всех табачных изделий, логотипов и торговых марок

5. крупные, прямые предупредительные надписи о здоровье на пачках сигарет и других

табачных изделий

6. организация медицинской помощи по отказу от курения, включая увеличение доступности

медицинских препаратов

7. все перечисленные

37. Какой основной международный документ направлен на снижение потребления табака в

мире?

1. Варшавская декларация по снижению потребления табака

2. Европейская стратегия по борьбе против табака

3. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака

38. Какие законы РФ направлены на борьбу против табака?

1. Федеральный закон об ограничении курения табака

2. технический регламент по табаку

3. закон о рекламе

4. административный кодекс

5. все перечисленные

39. В каких процентах случаях ХОБЛ является результатом табакокурения?

1. 50%

2. 70%

3. 90%

4. 100%

40. Во сколько раз истинная распространенность ХОБЛ превышает данные официальной

медицинской статистики?

1. в 2 раза

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

2. в 5 раз

3. в 10 раз

41. Сколько процентов населения РФ подвергается ежедневному пассивному курению?

1. 20%

2. 30%

3. 40%

4. 50%

5. 60%

42. Какую площадь пачки сигарет должны занимать предупреждающие надписи о вреде табака?

1. передняя сторона - 4%, задняя сторона - 10%

2. передняя сторона - 30%, задняя сторона - 30%

3. передняя сторона - 50%, задняя сторона - 50%

43. Какая эффективность самостоятельного отказа от потребления табака?

1. 3-5%

2. 5-10%

3. 10-15%

44. Какое предельно допустимое содержание смолы в одной сигарете с фильтром принято в

РФ?

1. 10 мг

2. 12 мг

3. 14 мг

45. Формы никотиносодержащих препаратов

1. жевательная резинка

2. пластырь

3. ингалятор

4. все перечисленные

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

46. Побочные эффекты действия варениклина?

1. сухость во рту

2. тошнота

3. необычные сновидения

4. головокружение

47. Какова длительность приема варениклина?

1. 2 недели

2. 6 недель

3. 12 недель

48. Возможно ли применение никотинозаменительной терапии при лечении беременных

женщин и детей?

1. да

2. нет

49. Тактика ведения пациента при неудачной попытке отказа от курения

1. запретить отказ от курения

2. назначить повторный курс лечения

3. направить пациента к психиатру

4. увеличить дозу лекарственных препаратов

50. Ассертивное поведение:

1. позволяет добиться цели любой ценой

2. присуще большинству пациентов до развития болезни

3. учитывает интересы всех участников взаимодействия

4. дает возможность управлять другими людьми

5. свойственно, преимущественно, представителям власти

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Выберите правильный ответ по схеме:

А - если правильные ответы 1; 2; 3

Б - если правильные ответы 1; 3.

В - если правильные ответы 2; 4.

Г - если правильный ответ 4.

Д - если правильные ответы 1; 2; 3; 4; 5.

51. Для состояния острой интоксикации табаком (никотином) характерно:

1. повышенная возбудимость, усиление бессонницы;

2. тошнота или рвота;

3. временное учащение пульса, повышение кровяного давления, ударного объема сердечного

выброса коронарного кровотока;

4. кашель, затрудненное шумное дыхание;

5. тремор рук.

52. Синдром отмены табака при сформировавшейся табачной зависимости проявляется:

1. тягой к курению;

2. недомоганием, слабостью, чувством тревоги;

3. раздражительностью;

4. двигательным беспокойством;

5. Нарушением способности концентрировать и удерживать внимание.

53. Комплекс стратегий ВОЗ по борьбе с табачной эпидемией включает:

1. повышение налогов на табачные изделия;

2. предупреждение об опасностях, связанных с курением табака;

3. предложение помощи в целях прекращения употребления табака;

4. защита людей от табачного дыма;

5. мониторинг потребления табака и стратегий профилактики.

54. Курильщики табака с высокой долей вероятности подвержены таким заболеваниям как:

1. бронхопневмония;

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

2. облитерирующий эндартериит;

3. ишемическая болезнь сердца;

4. заболевания зубов и десен;

5. язвенная болезнь желудка.

55. У злостных курильщиков наиболее высока вероятность развития рака:

1. Кожи;

2. желудка и поджелудочной железы;

3. почек;

4. легких;

5. предстательной железы.

56. Методики психической саморегуляции:

1. аутогенная тренировка

2. прогрессивная мышечная релаксация

3. сознательное самовнушение

4. тренинг ассертивности

5. проблемно-ориентированная психотерапия

57. Компоненты алгоритма упражнений по методике ";Прогрессивная мышечная релаксация";:

1. напряжение определенной группы мышц

2. полное расслабление определенной группы мышц

3. сосредоточение на расслаблении определенной группы мышц

4. аудиализация и визуализация ощущений

5. сканирование ощущений

58. Компоненты алгоритма проблемно-ориентированной психотерапии:

1. ориентация в проблеме

2. определение и формулировка проблемы

3. генерация альтернатив

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

4. принятие решения

5. выполнение избранного решения и проверка

59. Аутогенная тренировка по И.Шульцу включает:

1. вызывание тяжести в руках, ногах

2. вызывание прохлады в области лба

3. вызывание тепла в области ";солнечного сплетения";

4. вызывание ";гусиной кожи"; в руках, ногах

5. снижение болевой чувствительности

60. Основные принципы проблемно-ориентированной психотерапии:

1. ориентированность на проблему

2. ориентированность на пациента

3. плюрализм методов

4. структурированность

5. все перечисленные выше

61. Выбор тактики и конкретных методов психокоррекции непосредственно связан:

1. с личностными особенностями пациента

2. с требованиями родственников пациента

3. с мишенями психотерапии

4. с возможностями психотерапевта

5. с бытовыми условиям наркологического учреждения

62. Стратегический путь профилактики:

1. знать свои потребности

2. быть в состоянии удовлетворить потребности

3. быть в состоянии воспользоваться ресурсами социального окружения

4. уметь сублимировать потребностные состояния

5. все перечисленные выше положения

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

63. Санитарно-просветительская работа является направлением:

1. педагогического воспитания

2. социального воспитания

3. правового воспитания

4. гигиенического воспитания

5. патриотического воспитания

64. Принципы профилактической работы с созависимой семьей:

1. индивидуальный подход

2. доверительные отношения

3. уважение семейных норм и ценностей

4. постоянный контакт в течение длительного времени

5. привлечение широкого спектра методов и подходов

65. Компоненты программы преодоления созависимости:

1. информирование по вопросам зависимости от табака и созависимости

2. представление о семье как о системе

3. тренинг и освоение навыков здоровых взаимоотношений в семье на основе уважения других

4. зрелые способы реагирования, выражения любви к детям и другим членам семьи

5. все перечисленные выше компоненты

Установите соответствие:

66. Определение представленных видов деятельности:

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

А) Первичная профилактика   1) Образ жизни отдельного человека с целью 

заболеваний наркологического укрепления здоровья и профилактики болезней

профиля                    

Б) Профилактика             2) Комплекс превентивных мероприятий,      

табакокурения               направленных на предупреждение формирования

негативных ценностей и мотивов употребления

табака, пропаганду здорового образа жизни  

В) Здоровый образ жизни     3) Комплекс государственных, общественных и

медицинских мероприятий, направленных на   

предотвращение систематического употребления

табака                                     

67. Фокус воздействия и направления санитарно-просветительской работы:

А) Объект (привычка, средства 1) Пропаганда медицинских знаний о здоровом

и способы профилактики)      образе жизни, путях и методах сохранения  

здоровья                                  

Б) Субъект (подросток,       2) Агитация населения в необходимости     

психолог, педагог, врач)     соблюдения правил и методов здорового     

образа жизни и профилактики болезней      

68. Обучение - это:

а. Вооружение обучающихся методами учебной деятельности, в результате которой будет

осуществляться их развитие

б. Систематическая работа преподавателя, направленная на передачу обучающимся знаний,

умений, подготовку их активной жизненной деятельности

в. Двусторонний процесс деятельности преподавателя и обучающегося, направленный на

развитее обучающегося, овладение знаниями, умениями, навыками

69. Технология обучения - это:

а. Воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на

определенную цель

б. Организация учебного процесса с помощью активных методов обучения

в. Область педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы

обучения

г. Совокупность методических приемов, средств обучения

70. Системообразующим фактором в технологии обучения является:

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

д. Методы обучения

е. Учебные цели

ж. Формы обучения

з. Результаты обучения

71. Компетентность - это:

и. Форма существования профессиональных знаний, умений и навыков

к. Совокупность профессиональных умений

л. Система профессиональных знаний, умений и навыков

м. Способность реализации знаний, умений и конкретного типа поведения в конкретной

ситуации

н. Форма поведения специалиста в конкретной ситуации

72. В основе построения современной технологии обучения, ориентированной на

индивидуализацию в обучении, активизацию познавательной деятельности обучающихся,

преобразование функций контроля лежит:

о. Системный подход

п. Комплексный подход

р. Компетентностный подход

с. Проблемный подход

т. Интеграционный подход

73. В основе построения технологичного процесса обучения лежит:

у. Системный подход

ф. Комплексный подход

х. Компетентностный подход

ц. Проблемный подход

ч. Интеграционный подход

74. К технологии обучения, построенной на основе эффективности организации и управления

процессом обучения, относятся:

ш. Модульное обучение

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

щ. Лекционное обучение

ы. Традиционное (информационное) обучение

э. Активные методы обучения

75. Какова доминирующая роль преподавателя в учебном процессе построенного на основе

модульного обучения?

а. Консультирующая

б. Контролирующая

в. Управляющая

г. Информационная

76. Учебный модуль - это:

а. Информационный блок, состоящий из ведущих понятий учебного курса и основных

источников информации

б. Информационный блок, состоящий из структурной единицы учебного материала и

методических рекомендаций для обучающегося

в. Функционально законченный фрагмент учебного курса, программы, учебного материала

г. Часть содержания учебного курса, программы и списка необходимых источников учебной

литературы

77. Достоинствами модульной системы обучения являются:

а. Четкая структура курса; системность, определяемая методикой обучения; доминирующая роль

выходного (итогового) контроля

б. Четкая структура курса, наглядность, фундаментальность; осознание перспективы;

доминирующая роль итогового контроля

в. Четкая структура курса, наглядность, доступность; системность, определяемая методикой

обучения

г. Четкая структура курса; наглядное осознание перспективы; индивидуальный подход к

обучению слушателя; постоянная возможность самоконтроля и самооценки

78. Цели модульной системы обучения:

а. Повышение качества обучения за счет увеличения доли ответственности преподавателя за

результат учебного процесса

б. Повышение качества обучения через развитие рефлексивной культуры обучающегося

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

в. Повышение качества обучения с помощью увеличения объема учебного материала

г. Повышение качества обучения за счет увеличения в учебном процессе методов рецепции,

воспроизведения

79. Во ";Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические

меры";, принятой на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Париже в 1998 году, отмечено: ";Высшие

учебные заведения должны обеспечить такое образование учащихся, которое воспитывает в них

хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому

мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем,

стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность";.

Объясните, критическое мышление - это:

а. Рефлексивное мышление

б. Системное мышление

в. Творческое мышление

г. Отвергающее мышление

80. Метод проектов - это:

а. Метод проведения лекции на основе проблемного подхода

б. Метод достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы

в. Метод создания некоторой системы

г. Метод развития конструкторских умений

81. Андрагогика - это:

а. Научно-практическая область, которая исследует и определяет закономерности

образовательной деятельности взрослых

б. Область медицины, изучающая мужскую анатомию и физиологию, заболевания мужской

половой сферы и методы их лечения

в. Область педагогики, исследующая недостатки образования взрослых

г. Область психологии, исследующая психологические особенности взрослых

82. Предмет андрагогики - это:

а. Воспитание взрослой личности

б. Физиологические особенности мужского организма

в. Воспитание и образование взрослой личности

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

г. Психологические особенности взрослой личности

83. К основным требованиям системы образования взрослых относят:

а. Прогностичность, вариативность, адаптивность, доступность

б. Прогностичность и доступность

в. Вариативность, интегративность, доступность

г. Вариативность, адаптивность, политичность

84. К признакам андрагогического процесса относят:

а. Трехсторонний характер взаимодействия: обучающий - обучающийся - учебная группа

б. Двусторонний характер взаимодействия: обучающий - обучающийся

в. Односторонний характер взаимодействия: доминирование целей обучающего

г. Односторонний характер взаимодействия: доминирование целей обучающегося

85. Применение полученных знаний в андрагогической модели обучения:

а. Отсроченное

б. Немедленное

в. Отложенное

г. Прогностическое

86. В обучении взрослых цель формулируется:

а. Преподавателем

б. Администрацией

в. Совместно с обучающимся

г. Только обучающимся

87. Учебная деятельность в андрагогической модели обучения осуществляется с помощью:

а. Технологий передачи знаний

б. Технологий поиска новых знаний на основе опыта

в. Технологий развития творческого мышления

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

г. Технологий моделирования профессиональной деятельности

Правильные ответы

N вопроса Ответ N вопроса Ответ N вопроса Ответ    N вопроса Ответ

1.       26.   51.   Д      76.   б  

2.       27.   52.   Д      77.   г  

3.       28.   53.   Д      78.   б  

4.       29.   54.   Д      79.   а  

5.       30.   55.   Г      80.   б  

6.       31.   56.   А      81.   а  

7.       32.   57.   А      82.   в  

8.       33.   58.   Д      83.   а  

9.       34.   59.   А      84.   а  

10.      35.   60.   Д      85.   б  

11.      36.   61.   Б      86.   в  

12.      37.   62.   Д      87.   б  

13.      38.   63.   Г     

14.      39.   64.   Д     

15.      40.   65.   Д     

16.      41.   66.   А)2; Б)3; 

В)1    

17.      42.   67.   А)1; Б)2 

18.      43.   68.   в     

19.      44.   69.   а     

20.      45.   70.   б     

21.      46.   71.   г     

22.      47.   72.   в     

23.      48.   73.   а     

24.      49.   74.   а     

25.      50.   3   75.   а     

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов Н.С., Сахарова Г.М., с соавт. ";Научное обоснование и разработка национальной

стратегии Российской Федерации по борьбе против табака";. Отчет к государственному контракту на

выполнение прикладных научно-исследовательских работ в области здравоохранения для нужд

Минздравсоцразвития России N 185-ПД от 10.08.2007.

2. Астанина С.Ю. Дидактические игры в системе непрерывного медицинского образования. -

М: Изд-во СГУ, 2009. - 160 с.

3. Белов А.А., Данилогородская Ю.А., Лакшин А.А. Основные методы функциональной

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

диагностики в клинике внутренних болезней. Руководство для врачей, Издание ММА им.

И.М.Сеченова, 2003.

4. Василькова Т.А. Основы андрагогики: учебное пособие / Т.А. Василькова. - М.: КНОРУС,

2009. - 256 с.

5. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-

деятельный подход). М.: Изд-во ИП РАН, 2003 - 318 с.

6. Герасименко Н.Ф., Заридзе Д.Г., Сахарова Г.М. Здоровье или табак: цифры и факты. М, 2007,

с. 80.

7. Комплекс мер по борьбе с табачной эпидемией MPOWER. Всемирная организация

здравоохранения, 2009.

8. Курпатов А.В.. Депрессия: от реакции до болезни. Пособие для врачей общей практики, 2003.

9. Макеев А.Г. Не допустить беды: педагогическая профилактика наркотизма школьников.

Пособие для педагогов / М.: Просвещение, 2004, 191 с.

10. Новиков К.Ю., Сахарова Г.М., Чучалин А.Г. Респираторный статус у больных с хроническим

бронхитом во время отказа от табакокурения. Пульмонология 2002, 4, 78-81 с.

11. Оганов Р.Г. (ред.). Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. М., ГЭОТАР-Медиа,

2009.

12. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М.: Изд-во Института психотерапии,

2001, 352 с.

13. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции. СПб, Изд-во Лань, 2003, 32 с.

14. Сахарова Г.М., Антонов Н.С. с соавт. Распространенность и характерные особенности

табакокурения у подростков г. Чапаевска Самарской области. Пульмонология, 2007, N 6, с. 58-63.

15. Сахарова Г.М., Антонов Н.С., Андреева С.А. Табакокурение как фактор риска болезней

человека. В кн. Респираторная медицина. М: Издательская группа ";ГЭОТАР-Медиа";, 771-778 с.

16. Сахарова Г.М., Антонов Н.С. Функциональное исследование легких у курящего человека.

Практическая медицина, Медико-фармацевтический вестник Татарстана Т. 04(23), 74-76 с. Татарстан,

2007.

17. Сахарова Г.М., Антонов Н.С, Андреева С.А., Верига А.(Литва), Базарджанян А. (Армения).

Сравнительный анализ распространенности табакокурения среди студентов 3-го курса медицинских

университетов в России, Армении и Литве. В кн. Современные здоровьесберегающие технологии в

обеспечении здоровья населения. Волгоград: Издательство ";ПринТерра";, 2008. с. 398-416.

18. Ситаров В.А. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.

В.А.Сластенина. - М: Издательский центр ";Академия";, 2002. - 368 с.

19. Сирота Н.А. Программы формирования здорового жзненного стиля М: 2000 - 84 с.

20. Хроническая обструктивная болезнь легких. В кн.: А.Г.Чучалин (ред.) Клинические

рекомендации. Пульмонология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005: 171-222 с.

21. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебно-методическое

пособие / Под ред. Л.В.Баль, С.В.Баркова. - М, 2002, 191 с.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

22. Чучалин А.Г., Сахарова Г.М. Болезни легких курящего человека. В кн.: Чучалин А.Г. (ред.).

Хронические обструктивные болезни легких. М: ЗАО ";Изд-во БИНОМ";, 1998, 338-365 с.

23. Чучалин А.Г., Сахарова Г.М., Новиков К.Ю. Практическое руководство по лечению

табачной зависимости. М: Рус.мед.журн., 2001: 904-912 с.

24. Чучалин А.Г., Сахарова Г.М., Антонов Н.С., Зайцева О.Ю., Новиков К.Ю. Комплексное

лечение табачной зависимости и профилактики хронической обструктивной болезни легких,

вызванной курением табака. Методические рекомендации Министерства здравоохранения и

социального развития, 2003, N 2002/154, с. 48.

25. Чучалин А.Г., Антонов Н.С., Сахарова Г.М., Андреева С.А. Гиперреактивность бронхов у

курящих людей и ее коррекция с помощью Форадила во время отказа от курения. Пульмонология,

2006: 49-57 с.

26. Шестак Н.В. Словарь ";Высшая школа. Технология обучения";, 2-е изд. - М.: Вузовская книга,

2006.

27. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования

в здравоохранении. - М.: Изд-во СГУ, 2007, 366 с.

28. Шестак Н.В., Астанина С.Ю., Чмыхова Е.В. Андрагогика и дополнительное

профессиональное образование. - М.: Изд-во СГУ, 2008, 200 с.

НОРМАТИВНЫЕ, ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

29. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

ВОЗ: 2003.

30. Федеральный закон ";Об ограничении курения табака";. - 3-е изд.-М.: Ось-89";, 2008, 24 с.

31. Федеральный закон ";Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья

граждан";. - 5-е изд. М.: ";Ось-89";, 2008, 64 с.

32. Федеральный закон ";Об охране окружающей среды";. - 4-е изд. М.: ";Ось-89";, 2008, 64 с.

33. Федеральный закон ";О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";. - 7-е изд.

М.: ";Ось-89";, 2008, 48 с.

34. Приказ Минздравсоцразвития России N 152н от 16 марта 2010 г. ";О мерах, направленных на

формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение

потребления алкоголя и табака";. .

35. Приказ Минздравсоцразвития России N 597н от 19 августа 2009 г. ";Об организации

деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской

Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака";, .

36. Приказ Минздравсоцразвития России N 222н от 7 апреля 2010 г. ";Об утверждении порядка

оказания медицинской помощи больным с бронхолегочными заболеваниями пульмонологического

профиля";. .

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

37. Бочкарев Н.П., Воробьев А.И., Насонова В.А. и др., под ред. Палеева Н.Р. Справочник

терапевта, в 2-х т., М., Медицина, 1995.

38. Врачи России против табака. Ежеквартальное издание, 2007-2009 гг.

39. Оганов Р.Г., Калинина А.М., Шальнова С.А., Максимова М.А., Попович М.В., Гамбарян

М.Г., Приезжева О.Н., Вихирева О.В. Организация помощи лицам, желающим отказаться от курения.

Организационно-методическое письмо, 2003.

40. Красовский К.С. Как стать некурящим. Казанский общественный фонд ";Выбор";, 2004.

41. Помощь курильщикам в прекращении курения. Практическое руководство для работников

здравоохранения, Киев, 2002.

42. Оганов Р.Г., Калинина А.М., Мартынчик С.А., Сырцова Л.Е. Разработка, реализация и

оценка программ профилактики неинфекционных заболеваний. Методическое письмо, Лурия Р.А.

Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. 4-е Изд. - М., Медицина, 1997.

43. Чучалин А.Г. (ред.) Респираторная медицина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

44. Машковский М.Д. Лекарственные средства (в 2-х частях), 2-е Изд-во. - М, Медицина, 1994.

45. Ригельман Р.К. как избежать врачебных ошибок (перев. с англ.) М., Медицина, 1994.

46. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания. Под общей редакцией

Чучалина А.Г.: М., Литера, 2004, 873 с.

47. Шулутко Б.И. Внутренняя медицина. Руководство для врачей в 2-х томах. Спб, Левша,

РЕНКОР, 1999.

48. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Р.Флетчер, С.Флетчер,

Э.Вагнер. Пер. с англ. М., Медиа Сфера, 1998.

49. Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств

(формулярная система), выпуск 1. М., ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. От 5 мая 2011 г N 127-П на 2011-2012 годы" (с изменениями от 9 июня 2011 г )

    Программа
    ... регионального развития Российской Федерации от21января2011 года N 8 " ... Володарская ЦРБ" Новинская ВА 1186 441 1088 416 п. Володарский ... СМИ направляются информационные письма и тематические материалы ... 25 физические лица 1010101016161616 23 23 ...
  2. От 21 декабря 2011 г n 180н об утверждении указаний

    Документ
    ... ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от21 декабря 2011 г. N 180н ОБ ... государственной регистрации. Письмо Минюста России от 13 января 2012 г. N ... назначения и имущества. 441 Бюджетные инвестиции на ... районов 000 1 16 25074 10 0000 140 Денежные ...
  3. От 21 декабря 2011 г n 180н об утверждении указаний (1)

    Документ
    ... ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от21 декабря 2011 г. N 180н ОБ ... государственной регистрации. Письмо Минюста России от 13 января 2012 г. N ... назначения и имущества. 441 Бюджетные инвестиции на ... районов 000 1 16 25074 10 0000 140 Денежные ...
  4. От 21 декабря 2011 г n 180н об утверждении указаний (2)

    Документ
    ... ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от21 декабря 2011 г. N 180н ОБ ... государственной регистрации. Письмо Минюста России от 13 января 2012 г. N ... назначения и имущества. 441 Бюджетные инвестиции на ... районов 000 1 16 25074 10 0000 140 Денежные ...
  5. От 21 декабря 2011 г n 180н об утверждении указаний (3)

    Документ
    ... ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от21 декабря 2011 г. N 180н ОБ ... государственной регистрации. Письмо Минюста России от 13 января 2012 г. N ... назначения и имущества. 441 Бюджетные инвестиции на ... районов 000 1 16 25074 10 0000 140 Денежные ...

Другие похожие документы..