Главная > Доклад


Существенную помощь будущим выпускникам могут оказать методы активного обучения, которые по сравнению с традиционны­ми имеют ряд преимуществ: — обучение происходит в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности обучаемых; — методы активного обучения основаны на коллективной выработ­ке решений; — игровая деятельность при использовании данных методов постро­ена на моделях реальных систем; — игра обеспечивает достаточно щадящий режим для принимающих решение; — методы активного обучения позволяют специальными средствами создать так называемое управляемое эмоциональное напряжение обучаемых, иными словами, игры происходят в атмосфере эмоци­онального подъема.Использование активных методов обучения предполагает повышение интенсивности процесса обучения.

Игровой деятельности характерны длительно не угасающая мотивация обучаемых и постоянно изменяющиеся ситуа­ции, поддерживающие доминанту ориентировочного рефлекса. При этом устойчиво проявляется активизирующая функция ретикуляр­ной формации ствола мозга, отодвигающая момент развития тормо­жения, что обеспечивает высокий тонус ЦНС и высокую работоспо­собность обучаемых на занятиях.

Игровые методы не только являются фактором психологической разрядки, но и могут быть использованы как средство для решения практических задач обучения. Кроме того, по нашему мнению, специальные игры во многом способствуют увеличению вариа­тивности выполнения различных заданий. Игровая форма проведе­ния занятий позволяет моделировать различные ситуации в практи­ческой деятельности, что, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для формирования навыков и психологического сте­реотипа адекватного выполнению обязанностей будущего специалиста.В процессе занятий по физической культуре использовались игро­вые методы активного обучения: — ролевые игры; — метод анализа конкретных ситуаций; — имитационные игры.

Ролевые игры. Для формирования указанных качеств в процессе обучения не­обходимо моделировать специальные управляющие системы. Поэто­му возникает потребность и в использовании методов обучения, ос­новывающихся на моделях двух подсистем: общения и совместной деятельности. Такими методами являются ролевые игры. Модели подсистем общения и совместной деятельности образу­ют структуру игрового комплекса, элементами которой будут роли, а связями — взаимоотношения между ролями, определяемые ролевы­ми целями, предписываемыми в игре.

Социально-психологические и профессиональные портреты участников ролевого общения подбираются так, что найти рацио­нальные пути разрешения вопроса непросто.Выбор своих систем и стратегий каждым участником игры по­рождает многовариативность решений.

Для ролевых игр характерными признаками являются: наличие игрового комплекса; наличие ролей; различие ролевых целей участ­ников игр; наличие общей цели у всего игрового коллектива; много­вариантность решений; наличие системы группового или индивиду­ального оценивания деятельности участников игры.

Метод анализа конкретных ситуаций. При использовании метода анализа конкретных ситуаций студентам предлагается си­туация, связанная с определенным моментом функционирования, конкретной системы (отдела, секции, бригады и т.п.), и ставится задача принять управленческое решение в указанной си­туации. Для активизации занятия может быть образовано несколько соревнующихся групп, каждая из которых вырабатывает собствен­ный вариант решения. Характерные признаки метода анализа конкретных ситуаций: — наличие модели управляемой системы; — отсутствие индивидуальных ролей руководителей, наличие лишь одной коллективной роли; — многовариантность решений; — единая цель при выработке решения (всей группе предлагается одна ситуация, по которой и предстоит принять решение); — наличие системы групповой оценки деятельности обучаемых.Использование в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у обучаемых умения и навыки ре­шения профессиональных задач.

Имитационные игры. Одним из наиболее значимых ИМАО являются имитационные игры, в которых сочетаются характерные признаки метода ана­лиза конкретных ситуаций и ролевых игр. Это делает их наиболее эффективным методом активного обучения, но и наиболее трудоем­ким при разработке. Для ее разыгрывания требуются роли. Итак, первое, что выделяет имитационную игру из других методов активного обучения, это то, что ее основой может быть только цель­ная модель системы, а не отдельные, ее элементы (объект управле­ния или управляющая система).

Второе принципиальное отличие состоит в том, что в имитационной игре динамичность моделируемой системы проявляет­ся в наличии ";цепочки решений";. Решение, принимаемое участни­ками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, изменяя его начальное состояние. Сведения об этих изменениях через систему оценивания деятельности участни­ков поступают в игровой комплекс. Основываясь на полученной информации, на следующем этапе управления игроки вырабатывают решение, которое снова воздействует на объект и т.д. В промежут­ках осуществляются деловое общение и совместная деятельность участников игры.

Одним из важнейших признаков, характеризующих имитационную игру, является коллективная выработка решения. Коллек­тивность решений в имитационных играх находит отражение в предусмотренной структуре игры. Защита собственных решений, критика решений принятых другими участниками, обязательное об­суждение высказанных критических замечаний позволяют подойти к рациональному (оптимальному) решению и сформировать подхо­ды игровой группы на последующих этапах выработки и обсуждения решений.

Может быть предложено множество различных ва­риантов проведения семинарских и практических занятий. Однако в любом случае все они должны быть ориентированы на повышение активности студентов, а значит и проводиться с использованием активных ме­тодов обучения.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Колясов Р.Р., доцент, к.п.н., Колясова В.Н., ст. преподаватель, к.п.н.

Кафедра физического воспитания и спорта Казанского федерального университета

Необходимость модернизации процесса физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования продиктована не только не снижающимся уровнем заболеваемости студентов, но, исходя из объективных исследований, и ухудшением за период обучения в вузе функционального состояния, как одного из интегральных показателей физического здоровья. Данная проблема свидетельствует о крайне низкой эффективности применяемых средств и методов двигательной активности, что является основанием для пересмотра существующих учебных планов и рабочих программ. Особенно этот вопрос стоит актуально в отношении студентов, отнесенных к специальным медицинским группам (СМГ).

Несмотря на наличие большого количества научно-исследовательских работ в данном направлении, до сих пор не сформировано общее представление: о способах организации и комплектования СМГ; о формах занятий; о средствах и методах; об объеме и контроле допустимой физической нагрузки и, о строго последовательном планировании учебно-оздоровительного процесса с учетом физиологических механизмов воздействия упражнений.

С медицинской точки зрения для больных студентов наиболее приемлемым является нозологический принцип организации занятий в СМГ и использование средств и методов лечебной физической культуры (ЛФК), более благоприятен. Но, в настоящее время диапазон отклонений в состоянии подростков и молодежи очень значителен - в среднем приходится от 2,5 нозологической формы заболеваний до 4,2 диагнозов на одного обследуемого. Это вызывает трудности в подборе средств и методов физической культуры, соответствующих уровню функциональных возможностей всей группы занимающихся, именно из-за большого количества нозологических форм, и требует специальной подготовки преподавателей по ЛФК. Практический опыт применения ЛФК в вузе убедительно показывает невозможность преподавателя выполнять обязанности медицинского персонала (С.Б. Бондарь, 2007) (также надо добавить, что на осуществление ЛФК как вида медицинской деятельности требуется лицензия и соответствующий сертификат специалиста). Кроме того, нозологический принцип организации занятий СМГ вызывает «функциональный перекос», из-за сочетания перегрузки одних и недогрузки других морфофункциональных систем. В биологическом смысле такая ситуация становится специализацией, которая ухудшает состояние организма и ограничивает его возможности (Э.Г. Булич, И.В. Муравов, 2003).

В результате анализа и синтеза многочисленной (порой разрозненной) информации были выбраны приоритетные биологические системы, которые составляют, так называемое «ядро здоровья».

Гипотеза исследования состояла в том, что физические воздействия: на кардио-респираторную систему (обеспечивающую аэробные способности организма); на аппарат центральной нейрогормональной регуляции (обеспечивающий анаболические способности организма); на иммунную систему (обеспечивающую защиту организма от чужеродной генетической информации); на спинной мозг и позвоночник (обеспечивающие вегетативные функции организма);на мышечную систему, которая является средством воздействия на все остальные системы – улучшают функционирование, как самих систем, так и увеличивают уровень биологического здоровья студентов СМГ.

Модуль 1

«Формирование нормальных морфо-функциональных свойств опорно-двигательного аппарата ».

Модуль 2

«Увеличение аэробной производительности организма».

Модуль 3

«Усиление анаэробной производительности организма».

Модуль 4

«Стимуляция иммуномодулирующих процессов в организме».

Рис.1. Модульная структура оздоровительной программы

Для обеспечения комплексности физических воздействий на различные системы организма и для максимальной индивидуализации в обучении, предлагается воспользоваться модульной технологией, основными задачами которой являются: стимуляция собственных оздоровительных сил организма (саногенез); функциональная адаптация основных систем к стимулирующему воздействию; обеспечение компенсаторно-приспособительных реакций организма и перехода на более высокий уровень психологической активности.

На основе модульной технологии была создана унифицированная оздоровительная программа, основанная на последовательном прохождении 4 модулей (рис.1.) в течение учебного года. Порядок расположения модулей опирается на биогенетический закон Геккеля, который утверждает, что эмбриогенез – краткое повторение филогенеза и закономерность морфо-функциональной дезинтеграции организма соответствует выводу из II закона термодинамики, утверждающего, что наиболее организованные системы (филогенетически более молодые) во время болезни разрушаются в первую очередь, а наименее организованные (филогенетически более древние) системы разрушаются, в последнюю очередь. Восстановление структур и функций происходит в обратном порядке, а именно в той последовательности, которая наблюдается при развитии организма в онтогенезе вообще и в эмбриогенезе в частности. На этой закономерности основан принцип строгой последовательности в реабилитации и оздоровлении (Качесов В.А.,1999). В развитии нервной системы существует последовательность: от примитивной к вегетативной и от вегетативной к соматической. Именно поэтому, любая программа физической реабилитации и оздоровления должна начинаться с воздействия на спинной мозг и позвоночник, а также на мышечную систему. Затем необходимо воздействие на следующие приоритетные для оздоровления системы: кардиореспираторную; аппарат центральной нейрогормональной регуляции; и иммунную систему.

Продолжительность каждого модуля основывается на принципах структурно-функционального ответа на физические воздействия. Так значительные структурные изменения в опорно-двигательной системе происходят при применении концентрированной (однородной) физической нагрузки в течение 3 месяцев, между тем, функциональный ответ сердечно-сосудистой системы происходит уже через 20 дней определенного режима нагрузок.

В зависимости от назначения и содержания модуля разрабатывались и применялись определённые комплексы физических упражнений. Основу применяемых средств и методов физического воздействия составила классификация, предложенная Аухадеевым Э.И. (1998). Средствами сбалансированной двигательной активности, явились: общеоздоровительные и общеразвивающие упражнения для стимуляции самовосстановления организма; специально-оздоровительные упражнения, разгружающие повреждённую функциональную систему, для устранения или ограничения действия патологического процесса; специально-оздоровительные упражнения для обеспечения восстановления клеток и тканей, и стимулирования повреждённой функциональной системы; специально - развивающие упражнения, которые тренируют физические качества и формируют прикладные бытовые и профессиональные двигательные навыки, для повышения адаптации и резистентности организма.

Состояния здоровья и болезни находятся в тесном диалектическом единстве, и представляют хотя и различные, но неразрывно связанные между собой формы проявления жизни. Способом лечения и предупреждения не каждой болезни в отдельности, а воздействие на них как на единую группу, является усиление неспецифических и специфических защитных свойств организма, увеличение его резервных возможностей, используя разнообразные стрессовые воздействия на регуляторные, обеспечивающие и исполняющие системы организма человека, основанные на уникальных физиологических механизмах оздоровительного действия физических упражнений. Данные основополагающие принципы и стали фундаментом оздоровительной программы, которая объективно оказывает положительное воздействие, как на отдельные системы организма студентов, так и на физическое здоровье в целом.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗОВ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Коновалова М.П., зав.кафедрой физического воспитания и спорта СГСЭУ, доцент, кандидат педагогических наук

Для изучения мотивационно-потребностной сферы в занятиях по физической культуре проведен опрос общественного мнения 902 студентов вузов Саратовской области.

Задачи опроса предусматривали сравнение и анализ изменения мнений студентов от младших к более старшим курсам, (опрос и заполнение анкет проводились методом неформализованного интервью на занятиях физической культурой и спортом непосредственно в вузе).

В выборочной совокупности это составляет 1,27% от числа всех студентов вышеперечисленных вузов, обучавшихся на курсах, на которых проводился опрос (на период опроса). При разработке и реализации методики исследования учитывались и условия, в которых организован процесс занятий физической культурой и спортом непосредственно в вузах.

Наибольшее количество студентов всех форм обучения из вузов Саратовской области на январь 2010 года обучалось - 19 566, из них на дневном отделении - 60%. 52% студентов посещали занятия физической культурой и спортом (1-3 курс), 18 % студентов принадлежали к спецмедгруппе. В вузе действует 14 собственных спортивных объектов для организации занятий физической культурой и спортом, в том числе спортивных залов, стадионов, лыжных баз, спортивно-оздоровительных лагерей, спортивных площадок.

На январь 2010 года в СГТУ обучалось 18 486 студентов, из них на дневном отделении - 49,6%, из них 96,2% студентов посещали занятия физической культурой и спортом (1-3 курс), 14,7% студентов принадлежали к спецмедгруппе (один из самых высоких показателей среди вузов).

В СГУ на январь 2010 года обучалось 14 086 студентов, них на дневном отделении - 61,4%, из них 38,2% студентов посещали занятия физической культурой и спортом (1-3 курс), 13,2% студентов принадлежали к спецмедгруппе (один из самых высоких показателей среди вузов). В данном вузе действует 4 собственных спортивных объекта для организации занятий физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительный лагерь. В рамках учебной (4) и внеучебной работы (11) функционируют 15 секции.

Наиболее популярными видами спорта среди студентов являются такие виды как: настольный теннис, футбол, армспорт, ритмическая гимнастика, мини-футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон.

В 2010 году в СГАПобучалось 12 240 студентов, из них на дневном отделении -48,2%, из них 29% студентов посещали занятия физической культурой и спортом (1-3 курс), 16 % студентов принадлежали к спецмедгруппе. Действует 17спортивных секций, в которых в учебное и свободное от учебы время занимаются 97% студентов вуза.

В СГСЭУ количество студентов всех форм обучения на январь 2010 года составляло 6 492 студентов, них на дневном отделении - 77%, из них 58% студентов посещали занятия физической культурой и спортом (1-3 курс), 13% студентов принадлежали к спецмедгруппе.

В вузе действует 5 собственных спортивных объектов для организации занятий физической культурой и спортом, в том числе спортивный зал, лыжная база, спортивно-оздоровительный лагерь, спортивная комната в общежитии, открытая игровая площадка, функционирует 14 спортивных секций. В результате опроса по каждому вузу наблюдались и систематизировались две группы респондентов: 1. занимаются спортом в учебное и внеучебное время; 2. не занимаются спортом в учебное и внеучебное время.

Это позволило получить представление о ценностях и мотивациях каждой группы в сфере физической культуры и спорта, а также определить, каковы претензии респондентов к условиям, в которых проходят занятия физической культурой и спортом.

Периодичность посещений студентами занятий по физической культуре различна для вышеназванных вузов. Так, максимальное число респондентов посещают занятия на 1 курсе СГУ (60,7%). Наименьшее посещение наблюдается среди респондентов 2 курса СГАП (13%). В общем, положительная динамика (рост числа посещений на старших курсах) наблюдается только у студентов СГТУ (на 8%). По остальным вузам замечен спад посещаемости, в том числе СГУ (на 0,5%), СГАУ (на 1%), СГСЭУ (на 23%), СГАП (на 30,2%).

При анализе мотивации посещения занятий физической культурой в различных вузах наблюдался следующий фактор: на старших курсах возрастает критичность оценки респондентов по всем вопросам анкеты. Только для студентов СГАУ мотивация «Получение физического и психологического удовольствия» как цель посещения учебных занятий по физической культуре к третьему курсу возрастает (на 15,8%).

Для респондентов в качестве положительной динамики характерно уменьшение значимости мотивации как цели посещения учебных занятий по физической культуре «Необходимость получения оценки» (СГАП на 11,6% и СГАУ на 17,1%). У респондентов некоторых вузов необходимость получения оценки превалирует над остальными целями, взятыми суммарно (2 курс СГТУ, 3 курс СГСЭУ). Таким образом, мотивация «Необходимость получения оценки» несколько превалирует над мотивацией «Получение физического и психологического удовольствия» (на 0,98%):

При определении ценности физической культуры и спорта наблюдается общая тенденция: главными ценностями названы «Хорошая физическая форма» и «Здоровье», эти ценности имеют практически одно выражение в количественном показателе. «Самоутверждение» большей частью превалирует над «Эстетическим удовольствием».

В результате опроса определилась степень влияния ниженазванных причин на вынесение неудовлетворительной оценки условий для занятий спортом на базе спортивных площадей отдельно взятого вуза: отсутствие спортзала максимально по сравнению с респондентами других вузов волнует 1 курс СГАУ- 41,1% от общего числа опрошенных студентов 1-го курса; состоянием помещений не доволен 3 курс СГУ - 35.6%; отсутствием спортинвентаря максимально не удовлетворены студенты 3 курса СГАУ - 29,4%; квалификацию преподавателей как причину, влияющую на
нежелание заниматься на спортивных объектах вуза, указали больше
всего респонденты 1 курса СГУ - 2,8%.

По итогам проведенного опроса общественного мнения была получена иерархическая структура ценностей, определяющая мотивацию студентов к занятиям физической культурой в учебное и свободное от учебы время. Структура ценностей была построена на основании оценки респондентами степени важности каждой из предложенных в анкетном перечне ценностей. По итогам опроса возможно разработка и планирование методической и информационной работы в каждом вузе на основе данной структуры ценностей.

Оценку преимуществ, которые даются занятиями спортом в свободное от учебы время для каждого отдельно взятого респондента, можно определить по максимальному количеству ответов в каждом отдельно взятом вузе: -«хорошая физическая форма» максимально названа респондентами 1 курса СГУ-70,1%; «хорошее настроение» максимально названо респондентами 3 курса СГСЭУ- 38%; «психологическая разгрузка» и «эстетическое удовольствие»
максимально названы респондентами 3 курса СГАУ - по 26 %.

К старшим курсам у большинства респондентов того или иного вуза заметно увеличение значимости определенных ценностей: -«психологическая разгрузка» - у респондентов СГАУ выросло
на 5,2%, у респондентов СГСЭУ увеличилось на 5 %, СГТУ - возросло
на 1,6% и у студентов СГАП - на 0,3%; - «хорошее настроение» - СГАУ (на 21,2%), СГТУ (на 10,4%), СГСЭУ (на 7 %) и СГАП (на 5,7%).

Предложения по улучшению условий занятий физической культурой и спортом в вузе, полученные от студентов, во многом являются традиционными. Основная суть их сводится к стремлению респондентов заниматься спортом в современных условиях, на современном спортивном оборудовании.

Результаты опроса продемонстрировали наличие в каждом вузе общих для всех проблем и тенденций: - снижение у студентов интереса к занятиям спортом от младших курсов к более старшим; рост критического настроения, связанного с негативной оценкой условий для занятий спортом в вузе и на других спортивных объектах, принадлежащих вузам; -стремление заниматься спортом во внеучебное время на
площадках, не имеющих отношения к вузу.

Только 35,56 % процентов из числа опрошенных студентов занимаются спортом во внеучебное время, 36,8% процентов могли бы заниматься при наличии необходимых условий (оборудованных спортивных залах, спортивных площадках, приемлемой ценовой политике в спортзалах за пределами вуза и т.п.). Сегодня в студенческом спорте Саратовской области (как впрочем, и на общероссийском уровне) имеется ряд факторов и комплекс проблем, отрицательно влияющих на вовлечение студентов в занятия физической культурой и спортом, требующих неотложного решения.

Мониторинг результативности образовательного процесса по физической культуре в вузе

Круглий А. В., зав. каф. физвоспитания ФГБОУ ВПО «УГТУ»

Цель работы заключается в попытке оценить результативность образовательного процесса на основе динамики физической подготовленности студентов и анализа внедрения балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний.

В 2010-2011 учебном году осуществлен контроль учебного процесса с применением модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов первокурсников. Согласно положению о БРС максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по дисциплине «Физическая культура», составляет 60. Количественным критерием качества подготовленности студента является индивидуальный рейтинговый показатель, который включает в себя теоретическую подготовленность, физическую подготовленность (тесты по общей физической подготовке и по специализации), посещение учебных занятий, физкультурную активность (участие в соревнованиях, выступления в составе сборных команд УГТУ).

Семестр разделяется на 3 учебных модуля, итоги, которых подводятся соответственно на 6, 12, 17(18) неделях семестра.

Таблица 1. Распределение рейтинговых показателей работы студентов

Показатели

6 неделя

12 неделя

17(18) неделя

Конец семестра

Контр. тесты

10

5

15

30

Посещение практических

занятий и лекций

10

10

10

30

Всего

20

15

25

60



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сведения о наиболее значимых научных результатах нир

    Отчет
    ... и оздоровительной работе в ВУЗах// О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г ...
  2. Сведения о наиболее значимых научных результатах нир (1)

    Отчет
    ... и оздоровительной работе в ВУЗах// О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г ...
  3. Список публикаций сотрудников

    Документ
    ... работа как средство формирования физическойкультурыличности // О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции. – М.: Казан.ун-т, 2011 ...
  4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 

    Документ
    ... . Педагогика физическойкультуры и спорта. Рольфизическойкультуры и спорта в развитииличности; педагогические процессы в сфере физическойкультуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физическойкультуре и спорту; формы ...
  5. « согласовано » « » заместитель министра заместитель министра российской федерации по образования российской физической культуре федерации

    Государственный образовательный стандарт
    ... . Педагогика физическойкультуры и спорта. Рольфизическойкультуры и спорта в развитииличности; педагогические процессы в сфере физическойкультуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физическойкультуре и спорту; формы ...

Другие похожие документы..