Главная > Доклад


Существующая программа по предмету «Физическая культура» для высших учебных заведений в недостаточной мере учитывает профессиональную деятельность будущих специалистов в современных условиях рынка труда [6, 9]. В месте с тем при разработке новых государственных стандартов специалисты в области физической культуры отмечают необходимость изменения системы и практики физического воспитания студентов вузов на спортивно-ориентированное направление с правом выбора вида двигательной активности [1, 2, 4].

Не смотря на это, до настоящего времени в научной литературе практически отсутствуют материалы, касающиеся вопросов содержания, организации и методики профессионально-прикладной физической подготовки ( ППФП) студентов математических специальностей. Кроме того, известно, что для профессионального развития и роста во многих специальностях необходимы не только хорошая физическая подготовленность, но и координационная, которая в значительной мере определяет степень реализации двигательных возможностей человека [5, 7].

Одним из таких видов спорта, который способствует развитию выносливости, быстроты, силы, гибкости и ловкости, включая координационные способности, является футбол. При этом в игре создается атмосфера здорового соперничества, присущая соревновательной деятельности, которая способствует формированию еще и волевых, нравственных, психологических качеств личности, что должно быть присуще специалисту-профессионалу [8, 9].

Вместе с тем научно обоснованные методические разработки по использованию средств футбола в ППФП практически отсутствуют. В этой связи в системе знаний о путях решения задач ППФП возникает ряд противоречий:

1) между современными требованиями к качеству профессионального образования и существующим уровнем методического обеспечения ППФП в системе физического воспитания студентов в вузе;

2) между очевидной для специалистов целесообразности использования в процессе ППФП студентов вузов средств футбола и отсутствием соответствующих методик и спортивно-ориентированных учебных программ.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему, суть которой заключается в необходимости организации процесса ППФП студентов математических специальностей с использованием средств футбола.

Структурное построение экспериментальной программы «Физическое совершенствование студентов математических специальностей на основе футбола» осуществлено в соответствии с концепцией А.И. Загревской [6]. Это модульное обучение и рейтинговый контроль, организующий учебный процесс на основе тренировочных занятий и обеспечивающий эффективность ППФП студентов и их позитивную мотивацию к двигательной активности. При построении программы мы воспользовались тремя основными подходами: познавательным, деятельностным и субъектным. Наполнение содержания модулей программы определялось взаимодействием комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Авторская программа ППФП студентов с использованием средств футбола состоит из пяти модулей: общетеоретического, технико-тактического, организационно-методического, самоорганизационного, нравственного. Отдельные модули содержат материал в соответствии с дидактическими целями: содержание учебного материала, пояснение к нему, указание на углубление изучения, используя дополнительные литературные источники, практические задания к их выполнению. В нашем модульном обучении наиболее значимы: комплексная дидактическая цель, интегрирующие и частные цели. В построении программы интегрирующие цели выступают как выход на комплексную дидактическую цель. Задачи в нашем исследовании формулируются на основе взаимодействия образования, оздоровления, обучения, воспитания, развития. В начале 1 семестра студентов информировали о том, что они должны знать и уметь после изучения учебных элементов. В зависимости от целей и задач разрабатывалась тематика отдельных модулей и распределялось количество часов по семестрам. Формирование учебных модулей осуществлялось на следующих принципах: целевое назначение информации, сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей, содержательность учебного материала, самостоятельность каждого модуля, оптимальная передача информационного и методического материала.

Модуль общетеоретической подготовки включает в себя информацию о здоровье, различных видах самостоятельных упражнений и их использование, основах педагогического контроля в процессе индивидуальных тренировок, аутогенный тренинг, сведения о человеке как о биологической системе, физиологию спорта, основы спортивной тренировки на примере футбола.

Технико-тактический модуль представлен деятельностью преподавателя и студента по усвоению элементарных технических навыков, тактическую подготовку, общую физическую подготовку комплексного воздействия по методике, разработанной профессором Г.И. Барышевым [3], специальную физическую подготовку, соревновательную игру. Техническая подготовка в футболе состоит из 4-х серий упражнений для развития координационных способностей с постепенным усложнением : на технику передвижения; удары по мячу ногой; удары по мячу головой; удары на точность; остановка мяча; ведение мяча; обучение обманным движениям (финтам); отбор мяча; вбрасывание из-за боковой линии.

Тактическая подготовка включает в себя обучение тактике нападения и тактике защиты. Обучение тактике нападения представляет собой освоение индивидуальных и групповых действий без мяча и с мячом; Тактика защиты включает освоение индивидуальных и групповых действий игрока в защите. При реализации экспериментальной программы с использованием средств футбола особое внимание уделялось обучению, совмещенному с показом технико-тактической ситуации через видеопроекцию с остановкой кадра в определенный момент.

Организационно-методический модуль определяет самостоятельную деятельность студента по организации и проведению соревнований, их судейство. Самоорганизационный – проектирование индивидуальных программ, моделирование и подбор методов физического воспитания для совершенствования физических качеств.

Выявлено, что организационно-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности физического воспитания студентов математических специальностей представляют собой:

– организацию процесса физического воспитания с использованием средств футбола по экспериментальной программе ППФП студентов модульно-рейтингового содержания в совокупности с программой индивидуального развития физических качеств студентов;

– организацию рейтингового контроля студентов (входного, текущего, итогового);

– организацию и проведение контроля уровня физической подготовленности, физического здоровья и потребностно-мотивационной сферы студентов с целью коррекции учебного процесса.

Экспериментально подтверждена эффективность программы модульно-рейтингового содержания, разработанной для студентов математических специальностей с учетом интересов и профессиональной специфики развития необходимых физических качеств. Использование средств футбола в экспериментальной программе ППФП студентов за счет вариативной части в объеме 50% от 136 часов годового планирования позволило оптимизировать процесс физического воспитания студентов. Использование в процессе физического воспитания экспериментальной учебной программы ППФП студентов в комплексе с индивидуальным развитием физических качеств способствовало значительной динамике тестовых результатов физической подготовленности в экспериментальной группе в отличии от контрольной: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (p < 0,05); сгибание и разгибание туловища (p < 0,05); прыжок в длину с места
(p < 0,05); бег 12 мин (p < 0,05).

Эффективность структуры разработанной методики ППФП студентов которая построена на диагностическом, программном, технологически-проектировочном и контрольно-коррекционном блоках обеспечивается использованием в учебно-тренировочном процессе в совокупности двух учебных программ: экспериментальной, модульно-рейтингового содержания с индивидуальной, развития физических качеств студентов. Первое занятие микроцикла включает четыре серии технико-тактических упражнений по футболу для развития координационных способностей и упражнений ОФП (сгибание и разгибание рук в упоре, сгибание и разгибание туловища, прыжок в длину с места) с увеличением числа повторений в зависимости от режимов деятельности (умеренного, субмаксимального, максимального); легкоатлетические задания на выносливость (бег за 6 минут от 2 до 4 повторений) во второе, с контролем результатов развития физических качеств в каждом мезоцикле и коррекцией физических нагрузок для тренировки отстающих.

Экспериментальная методика ППФП студентов, характеризующаяся целесообразной структурой, нетрадиционным содержанием, аргументированными методическими подходами к ее реализации, более эффективна по сравнению с традиционными, что подтверждается результатами специальной, технической и физической подготовленности студентов. В ЭГ улучшились показатели по 12 испытаниям в отличии от двух – в контрольных: бег 6 м – стартовая скорость увеличилась на 7%; бег 30 м – дистанционная скорость увеличилась на 17%; скоростная выносливость – на 11%; скоростно-силовые качества – на 1,7 %; гибкость – на 28 % ; ловкость – на 41,8 % ; 6-минутный бег – на 19,4%; дриблинг – на 18,1%; ведение мяча 30 м в коридоре 0,5 м – на 18,1%. Улучшились показатели силы (подтягивание на перекладине – на 26%; становая – на 3,2%; прыжок вверх – на 1,7%). У студентов КГ повысились только силовые значения (подтягивание на перекладине – на 18% и становая – на 1,3%).

В результате опытной проверки разработанной программы в комплексе с методикой ППФП студентов выявлено позитивное изменение потребностно-мотивационной сферы студентов математических специальностей В экспериментальной группе к концу исследования повышается интерес к проблеме влияния спорта, физических упражнений на здоровье и физическое развитие человека с 85% до 91%; процент студентов, позитивно относящихся к спортивным зрелищам – с 53% до 58%, возрастает число юношей, участвующих в спортивных соревнованиях с 2 до 38%, дополнительно занимающихся в спортивных секциях или фитнесс-клубах с 48 % до 58%, самостоятельно играющих в футбол от 12% до 56% .

Литература:

1. Базилевич, М. В.Моделирование спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе на основе баскетбола: дис. … канд. пед. наук / М. В.Базилевич. Малаховка. 2009. 24с

2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4. С. 21.

3. Барышев, Г.И. и др. Направленность и пути формирования мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности / Г.И. Барышев, О.В. Гаркуша // Мониторинг физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения: матер. Всерос. научн. практ. конф. Нальчик. 2003. С. 29–31

4. Васильева, Т.В. Оптимизация процесса физического воспитания девочек в общеобразовательной школе на основе спортизации (футбол): дис. … канд. пед. наук / Т.В. Васильева. Майкоп. 2009. 138 с.

5. Давиденко, А.И. Организация и содержание профессионально прикладной физической подготовки студентов технических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2005. 23 с.

6. Загревская, А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии / А.И Загревская. Томск: Томский государственный университет. 2007. 144 с.

7. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 с.

8. Неверкович, С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис. … д-ра пед. наук / С.Д. Неверкович. М., 1988. 31 с.

9. Черняев, А.А. Теоретические и методические основы совершенствования методики обучения студентов технике футбола / А.А. Черняев, Н.Х. Кудряшов // Теория и практика физического воспитания, 2009. № 10. С. 87–89

9. Шилько, В.Г. Методология построения личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов. / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. 2003. № 9. С. 45–49.

ОРГАНИЗАЦИЯ физического воспитания студентов В ВУЗЕ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Зайцев А.А. профессор, д.п.н. зав. кафедрой физической культуры Калининградского государственного технического университета,

Целью настоящей работы стало выявление и анализ противоречий, возникающих при организации физического воспитания студентов и обоснование путей их разрешения. Контент-анализ программ физического воспитания студентов вузов общероссийского, отраслевого и вузовского уровней и сопоставление его данных с реальным опытом организации этого процесса выявил следующие противоречия: - между требованиями программ к распределению студентов по учебным отделениям на основе медицинских показаний и реальным планированием учебной нагрузки кафедр, исходя из общеуниверситетских требований; - между требованиями к организации физического воспитания в специальной медицинской группе, разработанными специалистами лечебной физической культуры и отсутствием необходимых кадровых и материальных ресурсов на кафедрах, - между требованиями включения в физкультурную деятельность лиц, освобожденных от практических занятий и отсутствием каких-либо рекомендаций по ее методическому обеспечению, - между необходимостью организации профессионально-прикладной подготовки на учебных занятиях, огромным количеством рекомендаций по проблеме и реальными требованиями большинства профессий к физической подготовленности специалиста, - между перечнями компетенций в сфере физической культуры, определяемыми различными учебно-методическими объединениями для направлений подготовки бакалавров и реальными возможностями учебного процесса, - между признанием новым ГОСТом обязательности дисциплины «Физическая культура» с выделением ее в самостоятельный блок и отсутствием в большинстве учебных планов вузов этой дисциплины по очно-заочной и заочной формам обучения.

В течение десяти лет на кафедре физической культуры Калининградского государственного технического университета разрабатывались и апробировались пути разрешения выявленных противоречий. Согласно исходным данным ФГОС ВПО раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется (при очной форме обучения), как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов. Вместе с тем ФГОС ВПО не определяет часовой эквивалент зачетной единицы. Руководители УМО рекомендуют устанавливать его в пределах от 30 до 36академических часов, более того «есть мнение», что данный показатель может быть разным в разных учебных планах. При таком подходе теряется смысл зачетной единицы как меры трудоемкости учебной работы. Поэтому представляется целесообразным установить в вузе единый часовой эквивалент зачетной единицы (или достаточно узкий диапазон изменения его).При разработке учебного плана подготовки бакалавра по ФГОС ВПО по разделу «Физическая культура» приемлемым является вариант, при котором они проводятся в течение первых шести семестров по 60-70 часов в семестре. Однако, зачетные единицы по физической культуре (их всего 2) могут войти в «бюджет» не более двух семестров.

Предлагается следующее решение по разделу «Физическая культура»:

- семестр 1– 72 часа (1 з.е.), в т.ч. 12 часов – начальный лекционный курс по физической культуре «Основы физической культуры», 60 часов – практические занятия; - семестры 2,3,4,5 – по 64 часов практических занятий (без зачетных единиц); - семестр 6 – 72 часа (1 з.е.), в т.ч. 12 часов – завершающий лекционный курс по физической культуре «Физическое самосовершенствование», 60 часов – практические занятия.

Общий объем физической культуры составит 400 часов, в т.ч. 376 часов практической подготовки, что соответствует ФГОС ВПО. Практические занятия могут проводиться по 4 часа в неделю в течение 15 недель каждого семестра (в течение первых 15-ти недель, если семестр имеет большую продолжительность).

Организация физического воспитания в специальной медицинской группе предлагается не на основе объединения студентов по сходным диагнозам в подгруппы, а проведение занятий, с использованием оздоровительных упражнений, установив принцип «от общих эффектов к частным». В этом случае в содержание первой половины основной части занятий специальной медицинской группы можно рекомендовать включение упражнений для активации вестибулярного анализатора, упражнений на осанку, упражнения для развития мелкой моторики мышц кисти, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Во вторую половину основной части включаются комплексы упражнений ЛФК, рекомендуемые врачом, конкретному студенту.

Включение студентов, освобожденных от практических занятий, в реальную физкультурную практику, возможно путем организации обучения по теоретическому и методическому разделам программы. Для этого предлагается вне рамок учебного расписания (в вечернее время) проводить обучение данного контингента навыкам организации и проведения спортивных мероприятий. После соответствующего обучения студенты, освобожденные от практических занятий, привлекаются к судейству соревнований, к оформлению и подготовке мест соревнований и т.п.

О профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) можно говорить лишь тогда, когда специализированный педагогический процесс составляет по своему содержанию определенный курс специальной физической подготовки к конкретной деятельности. Для многих профессий задачи ППФП решают самые разные виды двигательной деятельности студентов. Поэтому имеют право на существование различные формы организации учебного процесса: по спортивным специализациям, поточно-круговая, ОФП на основе видов спорта и др.

Новый образовательный стандарт ориентирует преподавателей на формирование общекультурных и профессиональных компетенций у будущих специалистов.Компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Анализ перечня компетенций, формируемых в процессе освоения физической культуры, согласно рекомендациям различных УМО позволил нам унифицировать их и сформулировать в виде одного определения: «Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Исходя из такой формулировки универсальной физкультурной компетенции, нами было предложено ввести дисциплину «Физическая культура» в качестве обязательной для студентов очно-заочной и заочной форм обучения в первом и шестом семестрах по теоретическому разделу (2 зачетные единицы.) Внедрение предлагаемых путей разрешения существующих противоречий при изучении студентами дисциплины «Физическая культура» дает возможность сохранить эффективность при сокращении учебной нагрузки (соответственно сокращении штатной численности профессорско-преподавательского состава кафедры).

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в деятельности заведующих кафедрами

Доцент Касатова Людмила Васильевна, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Сегодня отсутствует единая теоретико-методологическая база общевузовской программы с использованием научно обоснованных «измерителей» качества обучения (его организации), рассмотрим некоторые рекомендации, положения и принципы построения такой системы, исходя из результатов анализа современной специальной литературы и опыта работы нашей кафедры по отдельным направлениям управления образовательным процессом (проектирования, организации и контроля).

Деятельность заведующих кафедрами физического воспитания и спорта по научно-методическому обеспечению образовательного процесса охватывает: проектирование перспектив развития кафедры, разработка основных концептуальных документов, определяющих стратегию ее деятельности, разработка системы управления качеством образовательного процесса посредством мониторинга программного обеспечения, ориентированного на формирование физической культуры личности.

При подготовке специалистов высшей школы огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса (планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) научно-методической документации и учебно-методических средств обучения). Они необходимы для полного и качественного образования в рамках времени и содержания, определенных учебными планами и программой дисциплины.

Разработка такого комплекса включает: Комплекс научно-методической документации и средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексный подход к обеспечению образовательного процесса требует, чтобы научно-методическая документация и средства обучения в комплексе способствовали реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций учебного процесса. Комплексность в дидактическом обеспечении образовательного процесса предполагает реализацию через научно-методическую документацию и средства обучения всех основных этапов учебного процесса.

Для успешного решения данных вопросов необходима: - активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего; - повышение квалификации преподавателей по новым технологиям обучения;

- организация и регулирование научно-методической работы преподавателей; - оказание методической помощи преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы; - обеспечение единства требований к студентам (они изложены в понятиях «понимать», «знать», «владеть системой практических умений и навыков»; - систематизация научно-методических материалов и создание специальных подборок (кейсов, папок и др.), которыми преподаватели должны своевременно обеспечиваться; - внедрение научной организации труда, оснащение учебного процесса техническими средствами обучения, компьютерной техникой, тренажерами и наглядными пособиями).

Библиографический список:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 01.12.1999 № 1025

  2. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений от 26.07.1994 № 777.

  3. Аргунова Т.Г. Комплексное научно-методическое обеспечение предмета. М., 1999.

  4. Ахметов С.М. Инновационные процессы в системе профессионального образования по физической культуры // М.: Издательство «Теория и практика физической культуры», 2004. – 283 с.

  5. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного научно-методического обеспечения образовательного процесса. // Среднее профессиональное образование, 2003. №3.

  6. Садовников В.А. Комплексное научно-методическое обеспечение и содержание дисциплины регионального компонента. // Среднее профессиональное образование, 2003. №11.

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ

АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Калманович В.Л. кандидат педагогических наук заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Битшева И.Г.старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Казанского федерального университета

Анализируя специфические особенности преподавания физической культуры в развитых европейских странах, мы натолкнулись на разницу в постановке цели физического воспитания. Целью данного предмета в ВУЗах Европы является приобретение знаний, умений и навыков здорового образа жизни своего, своей семьи и своего потомства. Исходя из цели преподавания, программа предмета в Европе насыщенна теоретическим – лекционным материалом, который читают студентам: профессора специализированных ВУЗов по медицине, психологии, возрастной физиологии, специалисты по видам спорта, спортивные судьи, журналисты, менеджеры. Материал лекций закрепляется на семинарских групповых занятиях. Занятия же практические в большинстве проходят в самостоятельном режиме, с использованием и применением полученных знаний на лекциях и семинарах. Образовательный вектор направлен не на развитие основных физических качеств студента, а на обучение его умению организовывать, создавать здоровьесберегающую, здоровьетворческую атмосферу в профессиональной деятельности, в своей семье и личной жизни, что и является, по сути, культурой физической.

Осознание цели и задач, стоящих перед современным выпускником в области изучения и приобретения культуры физической привело нас к необходимости кардинальных изменений структурно-логической схемы преподавания дисциплины физическая культура в сторону увеличения объема лекционных часов и пропорционального введения семинарских занятий. Современный интеллигентный, образованный человек обязан не только быть организатором здоровьесберегающего климата в своей профессиональной среде (выполняя социально-ориентированную функцию руководителя), но и активно следовать природосообразности развития своей личности и своей семьи (выполняя личностно-деятельностную, телесно-ориентированную функцию родителя).

Критериями оценивания по предмету физическая культура будущих специалистов, должны стать: оптимальное состояние здоровья, гармоничное физическое развитие, и главным образом физкультурно-оздоровительные знания, умения, навыки.

Руководствуясь вышеизложенной концепцией преподавания предмета «культура физическая» и осознавая, что действенность любого управленческого процесса, как известно, зависит не только от используемых средств, но и во многом от ме­тодических особенностей их применения, мы разработали методическое обеспечение семинарских занятий, а именно инновационное активное обучение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сведения о наиболее значимых научных результатах нир

    Отчет
    ... и оздоровительной работе в ВУЗах// О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г ...
  2. Сведения о наиболее значимых научных результатах нир (1)

    Отчет
    ... и оздоровительной работе в ВУЗах// О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г ...
  3. Список публикаций сотрудников

    Документ
    ... работа как средство формирования физическойкультурыличности // О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции. – М.: Казан.ун-т, 2011 ...
  4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 

    Документ
    ... . Педагогика физическойкультуры и спорта. Рольфизическойкультуры и спорта в развитииличности; педагогические процессы в сфере физическойкультуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физическойкультуре и спорту; формы ...
  5. « согласовано » « » заместитель министра заместитель министра российской федерации по образования российской физической культуре федерации

    Государственный образовательный стандарт
    ... . Педагогика физическойкультуры и спорта. Рольфизическойкультуры и спорта в развитииличности; педагогические процессы в сфере физическойкультуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физическойкультуре и спорту; формы ...

Другие похожие документы..