textarchive.ru

Главная > Доклад


В основу построения целевой математической модели психофизической готовности будущего специалиста были положены следующие критерии: 1.Основные психофизические качества и их стороны, определяющие структуру психомоторики профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации (для каждой конкретной профессии в отдельности). 2.Тесты, с помощью которых измеряются данные качества (инструмент измерения). 3.Нормативная база показателей, входящих в модель. 4.Уровни взаимосвязей между ними, рассчитанные на основе корреляционных взаимосвязей.

Еще одним необходимым условием при построении модели является то, что такая математическая модель должна быть представлена относительно небольшой батареей тестов, характеризующей структуру психомоторики. И еще, все тесты, входящие в батарею, должны отвечать требованиям математической теории тестов (валидности, надежности, объективности и др.), а форма распределения показателей подчиняться закону Гаусса (2,3).

В основу предложенного способа диагностики текущего состояния психофизической готовности студентов была положена известная теория Н. А. Бернштейна (4,5) о регуляции кибернетических систем, основными элементами которой являются программирование, сличение, коррекция. Таким образом, оценка психофизической подготовленности каждого конкретного индивида состоит в сличении его индивидуальных характеристик, полученных в процессе тестирования, с моделью - эталоном, и определении различий в уровне отдельных показателей от модельных характеристик. Это симптомы, которые сами по себе являются выразителями качественных и количественных отклонений определенных психомоторных функций от нормы. В итоге полученные величины отклонений можно рассматривать как коррекции. Именно они должны служить базовой основой при выборе методики совершенствования тех или иных сторон психомоторики студентов с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного индивида. С помощью коррекций в ходе спортивно-технической подготовки можно оказывать влияние на качественные изменения в самой структуре.

Математическая модель высокого уровня психофизической готовности специалиста высшей квалификации конкретной профессиональной деятельности является ее моделью - эталоном. Она характеризует как качественную, так и количественную стороны данной системы. Качественная же сторона модели – это факторы, отображающие суть формирования ее количественных характеристик. При этом индивидуальная модель текущего состояния психофизической подготовленности каждого конкретного индивида характеризует его отличительные особенности относительно модели-эталона. Диагностика состояния заключается в сличении этих двух моделей и определении различий между ними. Это в значительной степени основывается на выявлении признаков, отстающих в развитии, но в то же время столь необходимых в данной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Данилов Ю.Г. Структура, измерение и пути совершенствования физической подготовленности студентов. Кандидатская дисс, М.,1976 г.

  2. Зациорский В.М., Бондаревский Е.Я., Петросян А.Н. Спортивная метрология. Проблемы оценки спортивных достижений (лекции для студентов). Изд. «Методический кабинет ГЦОЛИФК», М., 1975 г.

  3. Бондаревский Е.Я., Парнас В.П., Данилов Ю.Г. Статистическое распределение результатов физической подготовленности студентов. Журн. «Теор. и прак. физической культуры», 1975 г., №8.

  4. Бернштейн Н. А. Проблемы кибернетики. Сборник, вып.6, М, 1960 г.

  5. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Изд. «Медицина», М., 1966 г.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

Деревлева Е.Б., к.п.н., доцент, Московский городской педагогический университет

Вопросы здоровья подрастающего поколения были и остаются приоритетными направлениями современного развития России. В практике же физической культуры в последние годы стал подниматься вопрос о том, что спорт, и в частности разновидности гимнастики, негативно влияют на здоровье занимающихся. На международном конгрессе «Спорт и мир», организованном Международным Олимпийским комитетом, отмечено, что за период Олимпийских игр в Афинах зафиксировано более 10 000 обращений спортсменов к медицинским работникам с различными хроническими заболеваниями. Все чаще родители, обеспокоенные состоянием здоровья своих детей, задаются вопросом о пользе тех или иных видов спорта, тех или иных видов гимнастики. Стала заметной тенденция снижения количества детей в гимнастических секциях. Спорт, который изначально, по своему происхождению и определению, был ориентирован на укрепление здоровья, гармоничное и физическое развитие, в процессе эволюции превратился к настоящему времени в детский, зачастую отрицательно сказывающийся на здоровье юных спортсменов из-за чрезмерных нагрузок на еще не сформировавшийся организм ребенка.

Каждому типу спорта, определяемому характером соревнований, соответствуют определенные функции. Так для спорта высших достижений обозначенные ведущие функции – соревновательная, престижная, зрелищная и воспитательная [2]. Оздоровительная функция в этой иерархии появляется в детско-юношеском спорте, занимая пятое место, и лишь в массовом спорте выходит на лидирующие позиции. При этом все помнят высказывания Пьера Кубертена о значимости спорта для всестороннего гармоничного развития человека. Основываясь на этом, мы решили исследовать проблему влияния различных видов гимнастики на здоровье занимающихся. С этой целью проведен анализ тематики докторских и кандидатских диссертационных работ по различным видам гимнастики.

Ретроспективный анализ тематики диссертационных исследований предпринимался неоднократно российскими и советскими учеными с целью поиска необходимой информации, определения наиболее значимых научных проблем и т.д. Так, из работы специалистов Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры В.Н. Баранова и Б.Н. Шустина (2008) [1] по анализу тематики работ, отнесенных к спорту высших достижений и к подготовке спортивных резервов, защищенных за период около 70 лет, видно, что по проблемам в сложно-координационых видах спорта, куда включены гимнастика спортивная, художественная, акробатика спортивная, аэробика спортивная, прыжки на батуте и спортивные танцы, выполнено 635 работ, из которых 19 – докторских.

Авторами отмечено, что наибольшее число работ приходится на 70-80-е годы (спортивная, художественная гимнастика), причем в последние годы наблюдается уменьшение количества выполненных работ по изучению проблем сложно-координационных видов спорта, особенно это заметно в спортивной гимнастике. Анализ направленности этих работ показал, что вопросам отбора и начальной спортивной подготовки в акробатике уделено 38,3% всех работ, в спортивной гимнастике – 36,6%, в художественной – 23%. Большое количество работ посвящено рассмотрению проблем подготовки спортсменов различной квалификации (45,5%), в том числе – подготовке высококвалифицированных спортсменов; в художественной гимнастике эта цифра составляет 57,5%, в спортивной аэробике – 55,0%. Развитию физических качеств посвящено не более 6% работ. Работы, оценивающие воздействие на состояние здоровья спортсменов, сгруппированные как медико-биологическое обеспечение, являются защищенными по медицинским и биологическим специальностям и составляют 7,2%.

Последнее десятилетие прошлого века охарактеризовано внедрением в практику физической культуры и активным распространением различных видов оздоровительной гимнастики, необходимость научного обоснования которых привела к появлению диссертационных работ в этом направлении исследования. Их тематический анализ выполнен с помощью электронного каталога диссертаций Российской Государственной Библиотеки за период с 1993 по 2010годы. Наибольшее количество защищенных работ связано с многообразием видов аэробики (59), ритмической гимнастики (35) и шейпинга (10), как наиболее популяризированными вследствие высокой эмоциональности, доступности и эффективности. Распределение работ по годам написания представлено на рисунке 1.

Рассматривая проблематику, отраженную в темах исследований, можно заключить, что основному вниманию подвергались вопросы, связанные с организационно-методическими формами проведения занятий, их содержанием, использованием в физическом воспитании и воздействием на развитие физических качеств и способностей (таблица 1). Заметно увеличение количества работ с акцентированным вниманием к проблеме оздоровления, формирования здорового образа жизни, рационального телосложения и физического развития. Для определения места оздоровительных видов гимнастики в системе образования была произведена оценка диссертационных работ по возрастному составу занимающихся и их принадлежности к образовательному учреждению.

Количественный анализ диссертационных работ по основным проблемам в оздоровительных видах гимнастики

Проблема

Аэробика

Ритмическая гимнастика

Количество работ

%

Количество работ

%

Содержание, методика, технология занятий

29

49,1

8

22,8

Использование в физическом воспитании

6

10,1

6

17,6

Развитие физических качеств, способностей, физическое развитие, подготовленность

8

13,5

9

25,7

Влияние на состояние здоровья

4

6,7

6

17,1

Медико-биологические аспекты

3

5,1

2

5,7

Подготовка специалистов по ФК, будущих учителей

2

3,3

4

11,4

Прикладная направленность

5

8,4

1

2,8

Психологическая подготовка

1

1,7

-

-

Оценка соревновательных программ

1

1,7

-

-

Всего

59

35

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о преимущественном использовании оздоровительных видов гимнастики в высших учебных заведениях, а также со взрослой категорией населения, причем, в основном, с женщинами различного возраста. Очевидно, это связано с потребностью и возможностью для реализации основных задач, поставленных для данного вида физической активности. Наибольшее количество работ, связанное с детьми дошкольного возраста, защищено на материале ритмической гимнастики, что можно объяснить ее высокой эффективностью для воспитания основных двигательных способностей и развития физических качеств в этом возрасте. Предварительный анализ диссертаций по всем видам гимнастики показывает, что проблема оздоровительной направленности стоит далеко не на первом месте и изучена недостаточно.

Таблица 2.

Количественный анализ диссертационных работ по возрастному составу занимающихся оздоровительными видами гимнастики

Возраст

Аэробика

Ритмическая гимнастика

Шейпинг

Количество работ

%

Количество работ

%

Количество работ

Дошкольники

-

-

10

28,6

Школьники младших классов

2

3,3

3

8,6

Школьники средних классов

2

3,3

1

2,8

Школьники старших классов

4

6,7

4

11,4

Студенты

20

33,9

11

31,4

2

Студенты ИФК

2

3,3

4

11,4

Взрослые

15

25,4

2

5,7

8

Спортсмены

14

23,7

1

2,8

Всего

59

35

10

Глобальные изменения в пространстве физической культуры и спорта [3], связанные с доминированием экономических отношений, приоритетом зрелищности, стремлением к достижению результатов любой ценой, повлекли за собой принципиальные изменения в методике тренировки (интенсификация тренировочного процесса, нарушение принципов спортивной тренировки, невнимательное отношение к врачебному и педагогическому контролю и т.п.), что, в результате, негативно сказывается на здоровье спортсменов и является сдерживающим фактором в притоке спортивного резерва.

Литература:

  1. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. «Научные основы спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов». Основные направления научных исследований и тематика диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта. М.: Мир атлетов, 2008. – 544с.

  2. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка. – 2-е издание., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.

  3. Филимонова С.И., Гостева С.Р. Экономическое поле – «Черная дыра» в пространстве физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье, № 4. – 2010.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В.В. Дорошенко Преподаватель кафедры физического воспитания Кубанского государственного университета



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сведения о наиболее значимых научных результатах нир

    Отчет
    ... и оздоровительной работе в ВУЗах// О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г ...
  2. Сведения о наиболее значимых научных результатах нир (1)

    Отчет
    ... и оздоровительной работе в ВУЗах// О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г ...
  3. Список публикаций сотрудников

    Документ
    ... работа как средство формирования физическойкультурыличности // О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции. – М.: Казан.ун-т, 2011 ...
  4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 

    Документ
    ... . Педагогика физическойкультуры и спорта. Рольфизическойкультуры и спорта в развитииличности; педагогические процессы в сфере физическойкультуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физическойкультуре и спорту; формы ...
  5. « согласовано » « » заместитель министра заместитель министра российской федерации по образования российской физической культуре федерации

    Государственный образовательный стандарт
    ... . Педагогика физическойкультуры и спорта. Рольфизическойкультуры и спорта в развитииличности; педагогические процессы в сфере физическойкультуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физическойкультуре и спорту; формы ...

Другие похожие документы..