textarchive.ru

Главная > Доклад


Сегодня кафедры физического воспитания работают по утвержденным типовым примерным программам, где определено общее количество учебно-тренировочных занятий, тематика теоретических занятий и т. д. Но уже сегодня в условиях бакалавриата количество часов снижается и заложено всего два кредита на трехлетний курс физкультуры. Одним из острых вопросов в организации физического воспитания является совмещение тренировок в спортивных секциях с регулярными учебными занятиями по физической культуре. Существует полярные мнения, первое - полностью перейти на занятия в спортивных клубах по интересам студентов, выделяя предмет «Физическая культура» из расписания, другое – продолжать занятия в учебных группах, стимулируя занятия зачетными требованиями. Конечно, сейчас сложилась система, объединяющая оба направления, часть студентов регулярно посещают занятия по физкультуре, другая, занимающаяся в секциях спортклуба или в сборных командах города или региона, получает зачеты под руководством руководителей спортивного клуба вуза. Формирование групп спортивного совершенствования существенно зависит от финансовых возможностей университетов. Напрямую из бюджета эти группы не финансируются, поэтому оплата труда тренеров-преподавателей проходит либо за счет увеличения студентов в группах, либо за счет внебюджетных средств вуза.

Возможность заниматься физкультурой с учетом спортивных интересов является мощным мотивационным фактором, поэтому во многих учебных заведениях используют эффект спортизации учебного процесса для повышения эффективности учебных занятий. Видимо пришло время при формировании новых учебных программ включать в планы не только стандартную составляющую, но и формулировать условия, при которых преподаватель может значительно изменить организацию учебного процесса.

В университете сложились четыре направления: по силовой подготовке на базе армспорта и некоторым видам борьбы, по общефизической подготовке на базе многоборий, по аэробике и фитнесу для девушек и по игровым видам спорта на базе двух видов – по футболу и баскетболу. Учебные занятия дополняются вечерними секциями, которые ведут те же преподаватели, что позволяет вести контролирование всех параметров физического и психологического состояния студентов. Это стало возможным, благодаря наличию хорошей материальной базы, а также оплаты тренерской работы в вечерние часы. В университете действует Программа «Кадры» из внебюджетных фондов университета с условиями дополнительной оплаты за работу со сборными командами вуза.

Сейчас ставятся задачи – не научить движениям, а сформировать у молодого поколения устойчивый интерес к здоровому образу жизни, к пониманию необходимости физического здоровья в овладении профессиональными навыками и компетенциями. Сегодня такой подход становится главным в организации учебного процесса физического воспитания.

КОМПЕТЕНЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ахмадуллина Р.М., доцент кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат педагогических наук

Проблема здоровьесбережения учащихся стала в настоящее время одной из причин, обусловивших реформу отечественного образования. Неэффективность системы общего образования, снижение качества подготовки во многом были обусловлены перегруженностью и ухудшением состояния их здоровья. Эта проблема отнюдь не является исключительно российской.

Разработка стандартов третьего поколения в компетентностном формате актуализировала проблему отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей. При этом исследователи по-разному решали не только задачи, связанные с понятием ключевые компетенции, но и задачи, связанные с основаниями их разграничения, классификации. Однако, компетенции, связанные с сохранением здоровья, были отмечены практически в каждой из наиболее распространенных классификаций.

Так, например, Хуторской А.В.среди ключевых компетенций называет компетенции личностного самосовершенствования,направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. При этом реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [3].

И.А.Зимняя, выделяя десять основных компетенций, на первое место ставит компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Среди этих них названы: «…компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни…»[2].

В проекте ФГОС среднего (полного) общего образования, разработанного в категориях компетентностного подхода, вопросы здоровьесбережения рассматриваются во всех разделах. Так в разделе «Общие положения» среди прочих указывается такая личностная характеристика выпускника как: осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей. А к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования предъявляется требование отражать принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий. Знания и умения в области сохранения и укрепления здоровья также отражаются в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в таких предметных областях, как «Естественные науки», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» и других. В 3 разделе стандарта «Требования к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» в Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования указывается, что она должна быть направлена в числе прочего на: - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося; - формирование у обучающихся ценностей здорового и безопасного образа жизни, устойчиво определяющих их поведение по отношению к себе и окружающему миру; - формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;- формирование устойчивой потребности в занятиях физическим трудом, физической культурой и спортом на протяжении всей жизни; - формирование устойчивой негативной позиции по отношению к сквернословию, табакокурению, употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;- формирование мотивации самостоятельно поддерживать и укреплять своё здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование оздоровительных систем и навыков личной гигиены [5] .

Ключевая роль в области сохранения и укрепления здоровья школьников, приобщения их к здоровому образу жизни принадлежит педагогам. Выпускник по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями: общекультурными:- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. В области педагогической деятельности: - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Личностно-ориентированная образовательная парадигма, реализуемая через компетентностный подход, будет способствовать укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся, формированию у них ценностей здорового и безопасного образа жизни. А это, в свою очередь, потребует от педагогических вузов подготовки студентов к решению следующих задач: создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности; создание здоровьесберегающей образовательной среды; освоение здоровьесберегающих педагогических технологий; формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.

Литература

  1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище [Электронный ресурс]: Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века//МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». 2007. URL: /library/book201.pdf (дата обращения 10. 09. 2011).

  2. Зимняя И.А.Компетентность человека – новое качество результата образования /Проблемы качества образования: Книга 2. Компетентность человека – новое качество результата образования //Материалы XIII Всероссийского совещания – М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – С.10.

  3. Хуторской А.В.Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]: Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002г.//Центр дистанционного образования «Эйдос». URL: /news/compet/htm (дата обращения 10.08.2011).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – Москва, 2010. Проект (доработка 15 февраля 2011 года). URL: /files/materials/7956/11.02.15-proekt.10-11.pdf

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ

Батоцыренова Т.Е., профессор кафедры физического воспитания, д.б.н., доцент; Иванов С.В., зав. каф. физического воспитания, к.б.н., доцент

Наиболее широко сегодня мониторинг физического здоровья проводится в общеобразовательных школах, а также в системе высшего профессионального образования. В большинстве случаев содержание мониторинга включает показатели физического развития и физической подготовленности учащейся молодежи. В отдельных случаях ограничиваются только показателями физической подготовленности, другие авторы используют в своей работе различные показатели функционального состояния организма студентов и школьников, а также теоретические знания по дисциплине «Физическая культура».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает мониторинг функциональных резервов организма, донозологическую диагностику на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременную коррекцию функционального состояния в качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья здоровых. Применение в этих целях новых высокоинформативных методов оценки функционального состояния может существенно изменить ситуацию в ранней диагностике и профилактике. Несомненно, что своевременное выявление ранних стадий функциональных нарушений и начальных признаков возникновения различных заболеваний является и экономически более целесообразным.

Кафедра физического воспитания и Центр содействия укреплению здоровья студентов ВлГУ, проводят мониторинг физического здоровья молодежи. Оценка физического развития студентов проводится по показателям, рекомендованным ВНИИФК для мониторинга. Так, проведенные исследования позволили составить центильные таблицы основных показателей физического развития юношей и девушек студенческого возраста, проживающих постоянно во Владимирской области. Эти таблицы могут быть использованы как региональные ориентиры нормы для оценки физического развития молодежи студенческого возраста.

Оценка уровня физической подготовленности студентов проводится в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений. Ежегодно в начале и конце учебного года проводятся следующие контрольные испытания: бег на 100 м, бег на 2000 м у девушек и 3000 м у юношей, подтягивание на высокой перекладине (юноши), поднимание-опускание туловища из положения лежа на спине (девушки).

Оценка функционального состояния организма студентов проводится методами донозологической диагностики [1], при этом большое внимание уделяется методу математического анализа ритма сердца, или методу анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР). Эта методика, которая применяется в нашей стране с 60-х годов прошлого столетия в космической медицине [4], в последние десятилетия в связи с развитием компьютерных технологий приобрела «второе дыхание» и необычайно популярна во всем мире. Для записи ЭКГ и анализа ВСР используется серийно выпускаемый 4-х канальный комплекс «Варикард» с программным обеспечением «Иским 6» [6], который позволяет обследовать за пару две учебные группы по 15 человек. ЭКГ регистрируется в положении сидя, в одном из стандартных отведений, в течение 5 мин. Комплексная оценка ВСР проводится по показателю активности регуляторных систем (ПАРС). При оценке значений ПАРС условно выделяют три зоны функциональных состояний. Для наглядности они представлены в виде «светофора». АПК «Варикард» позволяет формировать по данным анализа ВСР комплексное заключение в виде Паспорта здоровья с оценкой функционального состояния по значениям ПАРС и других показателей ВСР, который выдается каждому желающему студенту на бумажном или электронном носителе (рис. 1).

Рис. 1. Образец Паспорта здоровья студента

В осеннем семестре каждого учебного года проводится скрининг первокурсников по ВСР. Так, в 2008 году было обследовано 1034 первокурсника (468 девушек и 566 юношей); в 2009 г. – 983 (467 дев. и 516 юн.); в 2010 г. – 1137 (572 дев. и 565 юн.). Распределение студентов по группам функциональных состояний организма, принятых в донозологической практике, показало, что 34-35% первокурсников, независимо от года приема в вуз, находятся в состоянии удовлетворительной адаптации; 36-38% испытывают напряжение регуляторных систем, характерное для донозологических состояний; у 16-19% отмечались преморбидные состояния; а у 3-4% - срыв адаптации. Отмечены нарушения ритма сердца различной степени у 6-9% обследованных первокурсников.

Повторное обследование студентов на втором и третьем курсах позволяет проследить динамику их функционального состояния в процессе обучения в вузе. Проводимые исследования позволяют провести сравнительный анализ адаптационных возможностей и функциональных резервов организма студентов разного пола, различных факультетов и специальностей, прибывших из различных районов области и других регионов страны и т.д.

Особенно актуальным представляется выявление студентов с нарушениями ритма сердца различной степени, которые занимаются в основной медицинской группе, для обеспечения адекватной физической нагрузки в целях предупреждения несчастных случаев на практических занятиях по физической культуре. Центр СУЗС и кафедра физического воспитания работают в тесном контакте с учебно-научно-медицинским центром и санаторием-профилакторием университета, городской поликлиникой, организуя студентам из группы риска своевременные консультации и углубленные обследования у кардиолога и других специалистов.

Проведенные исследования свидетельствуют об актуальности массовых скрининговых обследований студентов, организации системы мониторинга уровня здоровья и адаптационных возможностей организма студентов в процессе обучения в вузе методами донозологической диагностики в целях своевременного выявления лиц с напряжением регуляторных систем, профилактики перенапряжений механизмов адаптации и соответствующей коррекции.

Список литературы:

  1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: РУДН, 2006. – 284 с.

  2. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика. – М.: Советский спорт, 2005. – 196 с.

  3. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности: монография. – М.: Советский спорт, 2006 – 184 с.

  4. Парин В.В., Баевский Р.М., Волков Ю.Н. и Газенко О.Г. Космическая кардиология. – М.: Медицина, 1967. - 206 с.

  5. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. – М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.

  6. Семенов Ю.Н., Баевский Р.М. Аппаратно-программный комплекс "Варикард" для оценки функционального состояния организма по результатам математического анализа ритма сердца. Вариабельность сердечного ритма. - Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 1996. - С. 160-162.

Физическая культура как учебная дисциплина в высшей школе:

современный подход к ее содержанию и реализации

Борисов Э.И. - доцент, канд.тех.наук, Нечушкин Ю.В. - декан Физкультурно-оздоровительного факультета, заведующий кафедрой «Физическое воспитание», доцент, Соловьев А.И.- проректор по воспитательной работе, доцент, канд.техн.наук МГТУ им. Н.Э.Баумана

К настоящему времени человечество достигло впечатляющих результатов в изучении материального мира. Техника и технология существенно изменили условия труда и быта. Мораль, нравственность, духовность оказались на второстепенных ролях. Человек «отягощен» знаниями о внешней природе вещей и безграмотен в отношении своей внутренней сути, что отражается на его здоровье, в отношении которого он слишком полагается на достижения цивилизации (фармакология, медицина).

Анализ слагаемых повседневной жизни человека показывает, что почти все он делает себе во вред /1/. Он не знает, что такое естественный образ жизни, живет в системе ошибочных представлений, причем не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общества.

Смыслом жизни объявлено «удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей». Большинство людей увлекается удовлетворением в основном физических потребностей, достижением материального благополучия, престижа в ущерб здоровью. А между тем достижение материальных целей в жизни и сохранение здоровья не противоречат друг другу. Наоборот, от состоянии здоровья во многом зависят достижение целей в жизни и возможность воспользоваться достигнутым. Пугающая статистика состояния здоровья современников, в том числе молодежи, хорошо известна. С каждым годом увеличивается количество студентов, имеющих слабое физическое развитие и отклонения в состоянии здоровья. По данным многих вузов количество студентов специального медицинского отделения составляет около 30% студентов.

Среди приоритетов молодежной политики России в настоящее время важное место занимает развитие массового спорта, физической культуры, формирование здорового образа жизни молодежи. Поэтому весьма актуальны высказываемые предложении о необходимости разработки новых концептуальных позиций и направлений образования, перехода к парадигме здоровья как средства повышения качества образования и воспитания и одного из критериев его результативности, о необходимости введения в образовательные программы новой обязательной дисциплины /2/. Условно называем ее «Мировоззрение здоровья».

Это означает, что выпускник ВУЗа должен иметь «мировоззрение здоровья», понимать, что здоровье, счастье, успешность определяются мировоззрением человека. Выпускник ВУЗа должен иметь необходимые познания о своем организме, обладать необходимыми знаниями в области физической культуры. Регулярные занятия физическими упражнениями должны стать важной составляющей его образа жизни. А единство содержания, формы, средств и методов образования должны стимулировать физическое и духовное развитие будущего специалиста.В свете сказанного большая роль принадлежит теоретическому курсу учебной дисциплины «Физическая культура». В лекциях надо исключить избыточные сведения. Лекции должны содержать практически полезные конкретные сведения.

Для улучшения физического развития и физической подготовленности студент должен регулярно посещать практические занятия по физической культуре. Решению этой задачи способствует модульно-рейтинговая система.

Суть ее состоит в следующем: каждый семестр состоит из трех модулей. Необходимым условием положительной аттестации студента по дисциплине является получение такого числа баллов за каждый модуль, которое обязательно должно превышать минимальное число баллов для соответствующего модуля.Рейтинг студента по результатам освоения модуля определяется как сумма баллов, набранная за текущую успеваемость в течение данного модуля и личностные качества, а именно:

Обязательные мероприятия: 1. Посещение лекций.- вводной лекции (для студентов 1 курса) - 4 балла; - лекции по программе кафедры - 3 балла.

2. Посещение практических занятий: - по расписанию Университета - 2,5 балла;- не по расписанию Университета (отработка) - 2 балла.

В качестве отработки студенты 1-4 курсов могут посещать лишь одно практическое занятие в неделю. Отрабатывать пропущенные занятия можно только в течение того же модуля. Остальные пропущенные занятия отрабатываются в хвостовую сессию.

3. Выполнение контрольных нормативов по программе кафедры.

Согласно рекомендациям специалистов двигательная активность молодежи должна составлять 5-5,5 часов в неделю. Поэтому двух занятий в неделю студентам I-II курсов и одного занятия в неделю для студентов III и IV курсов, предусмотренных программой, недостаточно. Как и по другим дисциплинам по учебной дисциплине «Физическая культура» студенту рекомендуется заниматься и во внеучебное время. Эти занятия студент отражает в дневнике самоконтроля и самоподготовки, что может быть оценено преподавателем в 3 балла. Кроме того дополнительные баллы студент может набрать за участие в качестве судьи или участника в различных соревнованиях, кроссах, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и прочих мероприятиях, проводимых в Университете или вне его. При подведении итогов за семестр преподаватель может начислять студенту от 1 до 5 баллов за личные качества (трудовую дисциплину, ответственность, инициативу, самостоятельные занятия во вне учебное время, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и др.).

Все баллы, набранные свыше 90 баллов, учитываются при определении рейтинга студента в следующем семестре только текущего учебного года.

Реализация модульно-рейтинговой системы зависит от исполнительской дисциплины преподавателей, единства требований, предъявляемых преподавателями, от информированности студентов о требованиях модульно-рейтинговой системы, что зависит и от качества воспитательной работы. В результате должны формироваться: положительная моральная нравственность; высокий уровень нравственного сознания и его поведенческой моральной готовности; глубина положительных моральных суждений обучающихся; умение выполнять основные социально-нравственные обязанности; готовность выпускника к труду и служению Родине.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ

В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

Валеева Е.Д. старший преподаватель

Валеева Г.В. доцент, кандидат педагогических наук

Оздоровительная физическая культура является составной частью общей физической культуры и одним из важнейших методов комплексного лечения, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий. К оздоровительной физической культуре относятся методы лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанные на использовании лечебной гимнастики, состоящей из специально подобранных и методически разработанных физических упражнений [4].

Занятия проходят два раза в неделю по общему расписанию. Кроме того, проводятся беседы и лекции. Также студенты готовят теоретические задания, рефераты, самостоятельно составляют комплексы лечебной гимнастики. В конце семестра студенты выполняют контрольные тесты и получают зачёт.

Для занимающихся в оздоровительных группах двигательные режимы в течение всего учебного года проводятся при частоте пульса 120-130 ударов в минуту, так как, именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения, не предъявляя ослабленному организму повышенных требований.

Основными задачами физического воспитания студентов, занимающихся в оздоровительных группах, являются:

– укрепление здоровья;

– повышение функционального уровня органов и систем организма, ослабленного болезнью;

– повышение физической и умственной работоспособности;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сведения о наиболее значимых научных результатах нир

    Отчет
    ... и оздоровительной работе в ВУЗах// О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г ...
  2. Сведения о наиболее значимых научных результатах нир (1)

    Отчет
    ... и оздоровительной работе в ВУЗах// О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г ...
  3. Список публикаций сотрудников

    Документ
    ... работа как средство формирования физическойкультурыличности // О повышенииролифизическойкультуры и спорта в развитииличностистудентов: материалыдокладов всероссийской научно-практической конференции. – М.: Казан.ун-т, 2011 ...
  4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 

    Документ
    ... . Педагогика физическойкультуры и спорта. Рольфизическойкультуры и спорта в развитииличности; педагогические процессы в сфере физическойкультуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физическойкультуре и спорту; формы ...
  5. « согласовано » « » заместитель министра заместитель министра российской федерации по образования российской физической культуре федерации

    Государственный образовательный стандарт
    ... . Педагогика физическойкультуры и спорта. Рольфизическойкультуры и спорта в развитииличности; педагогические процессы в сфере физическойкультуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физическойкультуре и спорту; формы ...

Другие похожие документы..