textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.П. ШАМЯКИНА»

ПРОГРАММЫ

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ И КУРСОВ ПО ВЫБОРУ

для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским (белорусским) языком обучения

ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА и ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

художественное ТОЧЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

МИНСК 2009

Автор-составитель:Астрейко Сергей Яковлевич,заведующий кафедрой методики технологического образования,кандидат педагогических наук, доцент учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина”.

Учебное издание

ПРОГРАММЫ

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ И КУРСОВ ПО ВЫБОРУ

для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования,

с русским (белорусским) языком обучения с 11-летним сроком обучения

ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

художественное ТОЧЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА4

ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ5

Пояснительная записка 5

Примерный тематический план 7

Программа 8

Литература 11

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТОЧЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ14

Пояснительная записка 14

Примерный тематический план 15

Программа 16

Литература 18

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ20

Пояснительнаязаписка 20

Примерный тематический план 22

Программа 22

Литература 25

ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программы факультативных курсов и курсов по выбору для учащихся 5-9 классов разработаны с целью расширения и углубления общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков школьников, полученных ими на занятиях по техническому труду.

С учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при изучении факультативных курсов и курсов по выбору решаются следующие основные задачи:

- ознакомление учащихся школ с историей и современностью декоративно-прикладного искусства;

- эстетическое, экологическое и экономическое воспитание учащихся через культурные ценности, бережное отношение к общественному достоянию и живой природе;

- развитие творческих способностей в процессе различных видов художественно-конструкторской и технологической деятельности.

Представленные программы предусматривают преемственное развитие знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках технического труда. Вместе с тем, содержание отдельных программ является базой для последующего профессионального обучения учащихся.

Основное содержание программ составляют практические работы (примерно 70-80 % учебного времени), остальное время отводиться на изучение теоретического материала (основы материаловедения; графическая документация; технологическая документация; сведения об инструментах, приспособлениях и учебном оборудовании; технологии изготовления и др.).

Объём факультативных курсов и курсов по выбору определяется на местах с учётом желаний учащихся и их родителей, материально-технических возможностей школы, профессионально-педагогического уровня подготовки учителей, а также возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Количество часов и классы, указанные в программах, являются примерными, которые могут изменяться в зависимости от содержания курсов.

Данные программы в основном рассчитаны на изучение в объёме 2 часов в неделю в каждом классе на протяжении учебного года. В свою очередь тот или иной курс можно изучать в объёме 1 часа в неделю. Можно также в одном классе изучать два или более курсов, разделяя их в отдельности по четвертям или полугодиям.

Учитывая индивидуальные особенности развития учащихся, местные условия, интересы школьников, учитель может самостоятельно изменять количество часов, отведённых на изучение разделов и тем курсов, выбирать в каждом разделе наиболее важный материал, не рассматривать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом.

Особое внимание в процессе изучения курсов необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасной работы, санитарно-гигиенических условий труда. Перед изучением каждой новой темы необходимо знакомить школьников с общими требованиями охраны труда, а в процессе занятий объяснять правила безопасности работы при выполнении отдельной технологической операции. Учителя технического труда должны обучать школьников безопасным: и рациональным приемам работы, знакомить учащихся с мерами предупреждения травматизма.

ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА и ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

Пояснительная записка

Пропильная резьба и выжигание по древесине – одни из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложное оборудования, наличие инструментов, приспособлений и материалов, доступность работы для учащихся различных классов позволяет заниматься выпиливанием и выжиганием с 5 по 9 классы.

Занятия по пропильной резьбе и выжиганию по древесине, сочетающие искусство с технологическими операциями по ручной обработке древесины, существенно влияют на трудовое и эстетическое воспитание учащихся, учат их рационально использовать свое свободное время. Они состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения учителя по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки художественного и технического творчества, на предприятия, которые способствуют воспитанию у учащихся интереса к творческой деятельности.

Практическая часть занятий должна состоять из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются отдельно приемы работы по выпиливанию и по выжиганию. Это должны быть небольшие по объему работы, выполняемые как по образцу, так и творческие работы. Наиболее важным этапом в работе с учащимися является выполнение школьниками комплексных коллективных работ.

В работе со школьниками всех классов необходимо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, черчения и других учебных предметов. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержать в порядке учебное место, экономно расходовать материалы, аккуратно пользоваться инструментом и хранить его в соответствии с правилами безопасности труда.

Правильно организованная работа с учащимися способствует развитию у них интереса к активной творческой деятельности, трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию, объединению их в дружный коллектив. Программой предусмотрены как индивидуальные, так и коллективные учебные задания.

Коллективные работы можно выполнять лабораториями, состоящими из 7-8 человек, бригадами – 5-6 чел., звеньями – 3-4 чел., парами – 2 чел. Организованная таким образом трудовая деятельность значительно повышает эффективность технологического процесса при изготовлении изделий, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого школьника. Коллективной работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления уголка игр для учащихся младшего школьного возраста, учебных помещений, изделия бытового назначения и др. Совместная разработка эскизов, обсуждение и реализация их на практике воспитывает у школьников чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствует качественному исполнению изделий.

Сочетание в изделиях элементов пропильной резьбы и выжигания по древесине различной по сложности рисунка и исполнения предоставляет возможности участвовать в коллективной работе почти всем учащимся.

В процессе занятий у школьников необходимо развивать художественный вкус, понимание композиции, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя материалы из древесины соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, прямоугольнике, орнаменты симметричные и асимметричные, выполненные по народным мотивам или по собственному замыслу.

Учитель должен направлять внимание учащихся на восприятие, осмысление и последующее умение воспроизвести и выявить красоту природной текстуры древесины, свилеватости, сучков, наплывов и т.п.

Занятия можно проводить как в школьных учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошим освещением, вентиляцией, где имеются для работы удобная мебель и розетки с безопасным напряжением.

Для организации работ по пропильной резьбе и выжиганию по древесине необходимо следующие инструменты, приспособления и материалы: лобзики с пилками, выпиловочные столики, приборы для выжигания, стамески, рашпили по древесине, рубанки, кисти, шлифовальная шкурка (крупно- и мелкозернистая), клей ПВА, бумага чертежная и копировальная, калька, циркуль, краски акварельные, альбомы для рисования, фанера (2-5 мм), обрезки досок и плит.

Особое внимание в работе со школьниками должно быть уделено вопросам охраны труда, правил безопасной работы и санитарно-гигиенических условий труда при пилении лобзиком и выжигании по древесине.

При пилении лобзиком в школьной учебной мастерской необходимо сидеть прямо, не горбясь и дышать через нос. Прочно закреплять в верстаке выпиловочный столик. Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками. Надёжно закреплять пилку в рамке. Не работать изогнутой пилкой. Пилить по всей длине пилки. Не наклонять лобзик влево или вправо. Пилить строго под прямым углом к заготовке из древесины. Не нажимать на лобзик при движении вперёд. Не спешить и не увеличивать частоту движений. Прижимать заготовку из древесины к выпиловочному столу. Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой. Не сдувать опилки, а убирать их щёткой-смёткой.

При выжигании по древесине учащийся должен включать электроприбор для выжигания в сеть только с разрешения преподавателя. Использовать только исправный электроприбор. Сидеть за верстаком во время выжигания надо прямо, как при письме. Свет должен падать на рисунок спереди и слева (если выжигаешь правой рукой). Рука, держащая ручку с пером, должна твёрдо опираться на крышку верстака. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскалённого пера. Не следует слишком наклоняться над изделием при выжигании, потому что в результате обугливания древесины образуется едкий дым. Периодически проветривать помещение, в котором происходит выжигание по древесине. Не выжигать вблизи горючих веществ. Обязательно вставлять в держатель электроприбора ручку с пером в промежутках между работой. Не оставлять прибор включённым при покидании учебного места.

На изучение факультативного курса «Пропильная резьба и выжигание по древесине» отводится 140 ч из расчёта 2 ч в неделю в 5-6 классах (табл. 1). Этот курс может осваиваться учащимися и на протяжении трех лет, т. е. в 5-7 кл., в этом случае содержание расширяется за счет практических работ.

Таблица 1 – Примерный тематический план факультативного курса «Пропильная резьба и выжигание по древесине»

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Количество часов

5 кл.

6 кл.

1

РАЗДЕЛ 1 ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА ПО ДРЕВЕСИНЕ

26

1.1 Пропильная резьба по древесине (общие сведения)

4

2

1.2 Выпиливание лобзиком по внешнему контуру

(индивидуальная работа по образцу)

10

3

1.3 Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру

(индивидуальная работа по образцу)

12

4

РАЗДЕЛ 2 ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

12

2.1 Выжигание по древесине (общие сведения)

4

5

2.2 Выжигание по древесине

(индивидуальная работа по образцу)

8

6

РАЗДЕЛ 3 ВЫПИЛИВАНИЕ И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

32

70

7

3.1 Выпиливание и выжигание по древесине

(индивидуальная комплексная работа)

32

8

3.2 Выпиливание и выжигание по древесине

(индивидуальная творческая комплексная работа)

34

9

3.3 Выпиливание и выжигание по древесине

(коллективная творческая комплексная работа)

36

Всего

70

70

ИТОГО

140

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы школьников, учитель может самостоятельно изменять количество часов, отведенное на изучение разделов и тем курса, отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом.

РАЗДЕЛ 1 ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА ПО ДРЕВЕСИНЕ (26 ч)

Тема 1.1 Пропильная резьба по древесине (4 ч) (общие сведения)

Общие сведения о резьбе по древесине и её видах. Понятие о пропильной резьбе по древесине ручным лобзиком.Виды контуров: замкнутый и незамкнутый, внешний и внутренний. Плоские и объёмные изделия. Экономное использование материалов.

Графическая и технологическая документация на изготовление изделий из пиломатериалов и фанеры с элементами пропильной резьбы. Чтение и разработка эскизов и маршрутных карт для пропильной резьбы по древесине.

Учебное место для пропильной резьбы по древесине ручным лобзиком. Технология выполнения пропильной резьбы по древесине для изготовления плоских и объёмных изделий: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выпиливание ручным лобзиком прямых и волнистых линий, тупых и острых углов; выпиливание по внешнему и внутреннемуконтурам; шлифование, отделка. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для пропильной резьбы по древесине. Качество изделий. Правила безопасной работы.

Практические работы. Организация учебного места для пропильной резьбы по древесине ручным лобзиком. Чтение и выполнение эскизов для пропильной резьбы по древесине. Чтение и разработка маршрутных карт для пропильной резьбы по древесине. Выбор заготовок из пиломатериалов и фанеры с припуском на обработку. Выполнение пропильной резьбы по древесине с простым узором: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выпиливание ручным лобзиком прямых и волнистых линий, тупых и острых углов; выпиливание по внешнему и внутреннемуконтурам; шлифование, отделка. Определение качества изделий из пиломатериалов и фанеры.

Примерный перечень изделий. Рамки для фотографий (настенные, настольные и др.); полки и подставки для книг, цветов, украшений, дисков, кассет; крышки стульев; плоские и объёмные изделия с элементами пропильной резьбы и др.

Тема 1.2 Выпиливание лобзиком по внешнему контуру (10 ч)

(индивидуальная работа по образцу)

Ознакомление с породами древесины, пиломатериалами и листовыми древесными материалами. Общие понятия свойств, определяющих внешний вид древесины: цвет, текстура, а также их использование при выборе заготовок для выпиливания ручным лобзиком.

Лобзик ручной, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания лобзиком. Приемы выпиливания. Правила безопасной работы.

Практические работы. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Индивидуальная работа по образцу (выпиливание по внешнему контуру).

Тема 1.3 Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру (12 ч)

(индивидуальная работа по образцу)

Выпиливание по внутреннему контуру. Инструменты для получения отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, сверло, дрель, сверлильный станок. Приемы работы. Правила безопасной работы.

Практические работы. Индивидуальная работа по образцу: подготовка основы для выпиливания; перевод рисунка на основу; исполнение задания (выпиливание по внутреннему контуру).

РАЗДЕЛ 2 ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ (12 ч)

Тема 2.1 Выжигание по древесине (4 ч) (общие сведения)

Общие сведения о художественной обработке материалов. Виды материалов: конструкционные и природные. Экономное использование материалов.

Понятие о выжигании по древесине. Виды изображений: контурное, светотеневое, силуэтное. Понятия “фон”, “контур” и “силуэт”. Способы выжигания: плоское, глубокое. Виды штриховки при выжигании: параллельными линиями, пересекающимися линиями, непересекающимися отрезками, точками.

Графическая и технологическая документация на изготовление изделий из пиломатериалов и фанеры с элементами выжигания. Чтение эскизов и маршрутных карт для выжигания по древесине.

Учебное место для выжигания по древесине. Технология выжигания по древесине: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выжигание по древесине, шлифование и отделка поверхности заготовки. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для выжигания по древесине. Прибор для выжигания, устройство и принцип действия. Качество изделий. Правила безопасной работы.

Практические работы.Организация учебного места для выжигания по древесине. Чтение эскизов для выжигания по древесине. Чтение маршрутных карт для выжигания по древесине. Выбор заготовок из пиломатериалов до 20 мм и фанеры до 5 мм с припуском на обработку. Выполнение выжигания по древесине: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выжигание по древесине, шлифование и отделка поверхности заготовки. Определение качества изделий из фанеры.

Примерный перечень изделий. Декоративные рисунки на изделиях из фанеры с изображением цветов, птиц, зверей, парусников; художественно оформленные наборы разделочных досок для кухни и др.

Тема 2.2 Выжигание по древесине (8 ч)

(индивидуальная работа по образцу)

Выбор материалов из древесины с учетом особенностей рисунка. Прозрачная отделка готового изделия (лакирование).

Сборка деталей из древесины на клею. Клеи для склеивания древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке деталей из древесины на клею. Приемы сборки и склеивания деталей из древесины. Правила безопасной работы.

Практические работы. Подготовка основы для выжигания при индивидуальной работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками. Сборка деталей из древесины на клею.

РАЗДЕЛ 3 ВЫПИЛИВАНИЕ И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ (102 ч)

Тема 3.1 Выпиливание и выжигание по древесине (32 ч)

(индивидуальная комплексная работа)

Выбор рисунка для комплексной работы. Выбор материалов из древесины с учетом особенностей рисунка. Правила безопасной работы.

Практические работы. Подготовка основы для выжигания и выпиливания при выполнении индивидуальной комплексной работы. Подготовка и перевод рисунка на основу. Изготовление изделия. Отделка изделия.

Тема 3.2 Выпиливание и выжигание по древесине (34 ч)

(индивидуальная творческая комплексная работа)

Создание рисунков для выпиливания и выжигания по древесине. Выбор материала, формы, функций для изделия из пиломатериалов и листовых древесных материалов. Приемы непрозрачной отделки (росписи) отдельных элементов выжженного рисунка. Правила безопасной работы.

Практические работы. Индивидуальная творческая комплекснаяработа над эскизом изделия по собственному замыслу. Разработка рисунков для выпиливания и выжигания по древесине. Выпиливание деталей из пиломатериалов и листовых древесных материалов. Сборка деталей из древесины на клею. Шлифование древесины. Перевод рисунка для выжигания. Выжигание по древесине. Роспись и покрытие готового изделия лаком.

3.3 Выпиливание и выжигание по древесине (36 ч)

(коллективная творческая комплексная работа)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Физическая культура здравоохранение и образование материалы всероссийской научно-практической конференции

    Документ
    ... развитие ученика для выбора обучающих программ и элективных курсов. Одним из таких курсов является «Спортивная ... год функционирует факультативныйкурс «Химические основы здоровья», адресованный студентам второго курсапо специальности «Преподавание ...
  2. ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    Доклад
    ... Для этого в школе проводились факультативные занятия по английскому языку в 3-м классе ... 10 и 11 классах - элективные курсыповыбору, которые посещали все учащиеся в ... с учащимися. Предложения: Продолжить работу попрограмме. Привлекать учащихся в ОЗШ и ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (2)

    Отчет
    ... по специальности. С 2007 г. на факультете введен факультативныйкурс ... и курсыповыбору студента ... повыбору студента. 3. Педагогика ч.1 включена в ГСЭ компонент, ч.2 - в дисциплины дополнительной квалификации 4. *Сведения по учебным программам ...
  4. Образования Российской Федерации «10» марта 2000 г Номер государственной регистрации 82 гум/маг

    Документ
    ... стандарта магистра. Дисциплины "повыбору" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным ... осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсовпопрограммам, составленным на основе результатов исследований ...
  5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки о т ч е т

    Закон
    ... подготовки, а также факультативные и специальные курсыпо специальности и направлению подготовки ... образовательных программах и учебных планах. Дисциплины и курсыповыбору, дополнительные и факультативные дисциплины распределены по годам ...
  6. 7-11 классы программы факультативных и элективных курсов

    Автореферат диссертации
    С.И. Львова Русский язык 7-11 классы Программыфакультативных и элективных курсов ББК74-261.3 Л89 Серия основана ... являются курсамиповыбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся. Элективные (факультативные) курсы ...

Другие похожие документы..