textarchive.ru

Главная > Сборник статей


ОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ:

ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСТОЧНОГО ОРЕНБУРЖЬЯ

Художественные учебные заведения в малых городах России видят свое предназначение не только в роли подготовки будущих специалистов, но и в деле воспитания общей культуры населения. К числу подобных учреждений относится Орский колледж искусств.

Перелистывая страницы истории, заглядывая в прошлое города Орска, не перестаешь удивляться тому, что совсем, казалось бы, недавно, там, где сейчас идут трамваи и маршрутные такси, когда-то передвигались лишь редкие киргизские повозки, запряженные верблюдами. Основанный в 1735 году на юго-восточной окраине Российской империи, в том самом месте, где Орь впадает в Урал, Орск почти 200 лет был захолустным степным городком.

В биографии Орска много тяжелых испытаний: это и события гражданской войны, и голод 1920-х годов, наводнение 1942 года, и, конечно, изнурительная работа у станков эвакуированных сюда предприятий в годы Великой отечественной войны. В те далекие годы в город прибыли десятки тысяч людей, многие из которых остались здесь навсегда. Жить и работать. И можно с уверенностью утверждать, что в судьбе Орска это сыграло значимую роль. В Орске, благодаря им, утвердились и получили развитие культурные традиции крупных российских и украинских городов.

В послевоенные годы город, в котором набирают силу такие отрасли индустрии, как цветная металлургия, тяжелое машиностроение постепенно превращается из уездного городка в индустриальный центр общегосударственного значения. Рост индустриальных объектов в городе увеличил прослойку технической и творческой интеллигенции. Подвижники-энтузиасты, одержимые любовью к творчеству и неравнодушные к искусству, музыке, несмотря на все тяготы послевоенных лет, всегда осознавали свое особое назначение в рабочей среде города-завода. Вместе с заводскими корпусами появлялись Драматический театр, Дома культуры, в которых начали действовать кружки любителей музыки, духовой и народный оркестры. С ноября 1937 года в Орске действует первая музыкальная школа. В 1969 году было открыто Орское музыкальное училище (с 2002 года – Орский колледж искусств).

С начала своей деятельности новое заведение стало центром художественного образования в восточном Оренбуржье, способным оказывать позитивное влияние на социально-культурное развитие региона. Счастливая судьба уберегла его от провинциальной узости, ведь у «колыбели» колледжа стояли музыканты с ясным и глубоким пониманием своей профессиональной и общественной роли. Это – Л.П. Бабенышева, В.А. Григоревский, Л.А. Бледнова, В.А. Попов, Т.В. Солохина. Традиции лучших музыкальных вузов центральных городов России, в которых они получили образование, всегда были живы в педагогической деятельности Орского колледжа искусств. Они стали основой педагогической, концертной, учебно-методической и культурно-просветительской деятельности колледжа.

Около 2000 специалистов вышло из стен этого учебного заведения. Они успешно работают в музыкальных учебных заведениях различных уровней Оренбуржья, городов России, в ближнем и дальнем зарубежье. Более 70% педагогического состава колледжа в настоящее время – его выпускники, вернувшиеся в «alma mater» после окончания высших учебных заведений. 61% руководящих работников (директора и их заместители) музыкальных школ и школ искусств восточного Оренбуржья в разное время обучались в колледже. Художественные учреждения региона на 50% и более укомплектованы его выпускниками. Сформированная колледжем устойчивая система кадров позволяет обеспечивать качественный уровень преподавания и целенаправленное развитие художественной культуры восточного Оренбуржья.

Благодаря кадровой политике Орского колледжа искусств в настоящее время трудно найти в регионе заведение культуры, в котором не работали бы его выпускники. Они – основа педагогических коллективов всех ДШИ, ДМШ восточного Оренбуржья. Творческие коллективы, функционирующие на базе школ и Домов культуры, более чем на 60% скомплектованы из бывших студентов этого учебного заведения.

Гарантом профессиональной работы колледжа является его педагогический коллектив. В настоящее время в нем трудятся 70 преподавателей и концертмейстеров. Пять преподавателей удостоены звания «Заслуженный работник культуры РФ», 90% педагогического состава имеют высшую и первую квалификационные категории.

Со дня открытия Орское музыкальное училище стало методическим центром музыкального образования восточного Оренбуржья, на его основе сформировалось Методическое объединение детских музыкальных школ, детских школ искусств региона. Это инновационное для того времени событие стало яркой страницей в истории художественной культуры Оренбуржья. Сейчас Методическое объединение насчитывает в своем составе восемнадцать детских школ искусств, детских музыкальных школ и три детские художественные школы. Вокруг него концентрируется вся музыкально-просветительская жизнь восточного региона области.

Важнейшей культурной составляющей деятельности колледжа и Методического объединения является развитая фестивально-конкурсная система, способствующая развитию социально-культурный среды региона. В настоящее время на базе Орского колледжа искусств функционируют городской фестиваль виолончельной музыки, одиннадцать зональных конкурсов и фестивалей и Областной (открытый) конкурс-фестиваль авторского творчества «Вдохновение». Старейшим из них является зональный конкурс «Юный музыкант», только в 2009 году в нем приняли участие более 500 юных исполнителей из ДШИ, ДМШ восточного Оренбуржья.

Особенно интенсивно деятельность Методического объединения развернулась в последнее десятилетие. Помимо существующих, появились новые формы работы, среди которых конкурсы и фестивали творческой направленности. Так, в 1996 году состоялся I зональный конкурс «Юный композитор», в 2000 году – I Областной конкурс-фестиваль авторского творчества «Вдохновение», в 2002 году – I зональный конкурс «Юный хореограф», I конкурс концертмейстеров-пианистов восточного Оренбуржья, I зональный конкурс-фестиваль авторского творчества «Зимняя радуга», в 2010 году – I Областной (открытый) конкурс-фестиваль ансамблевого исполнительства, I открытый зональный фестиваль флейтовой музыки памяти О.С. Андреевой.

Каждое учебное заведение сферы культуры и искусства региона обладает особым творческим потенциалом, каждое по-своему интересно, каждое выполняет функцию культурного центра в своей местности. Визитной карточкой ряда школ являются организованные ими конкурсы и фестивали, многие из которых приобрели широкую известность за пределами Оренбургской области. Детские школы искусств поселков восточного Оренбуржья зачастую единственные очаги культуры в своих населенных пунктах.

Наряду с использованием традиционных технологий художественного воспитания детей и подростков в школах художественной направленности активно внедряются и инновационные формы деятельности. Так, в связи с возросшим интересом учащихся к эстрадной песне в школах региона стали формироваться эстрадные отделения. Исполнительские коллективы, созданные на их основе, широко востребованы, особенно в молодежной среде.

Орский колледж искусств не только готовит профессиональных музыкантов, но и выполняет благородную задачу пропаганды музыкального искусства. Он – один из главных духовных и культурных центров восточного Оренбуржья. Его концертная деятельность всегда привлекала внимание жителей, работников городских предприятий, учащихся образовательных и музыкальных школ восточного Оренбуржья. Только за 2009 год, в ознаменовании сорокалетия колледжа, было дано свыше 80 концертов.

За годы своей культурно-просветительской деятельности колледжем, школами искусств, музыкальными и художественными школами восточного Оренбуржья сформирована слушательская аудитория, состоящая из людей различных социальных слоев. Свидетельство этому – стабильный интерес жителей региона к концертным и фестивально-конкурсным мероприятиям учреждений культуры.

Накопленный опыт преподавательской, исполнительской, творческой, организаторской работы, желание позитивно влиять на художественные и социально-культурные процессы в регионе позволяют педагогическому коллективу Орского колледжа искусств сделать его одним из крупных, богатых традициями и достижениями очагов культуры и искусства Южного Урала.

Е.Е. Мареева

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

(НА ПРИМЕРЕ ДЕРЕВЯННОЙ ЗАСТРОЙКИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО МЕСТА «РАЙОН УЛИЦ КОРОЛЕНКО, НОВОЙ, СЛАВЯНСКОЙ»)4

Сохранение историко-архитектурного наследия в структуре современных активно развивающихся городов представляет сегодня одну из наиболее сложных и актуальных проблем мировой культурной политики.

Особой задачей, требующей комплексного подхода к ее решению, является сохранение в городской структуре кварталов, образованных деревянной исторической застройкой. Для России эта проблема стоит наиболее остро, так как средовая застройка провинциальных русских исторических городов традиционно по большей части представлена массивами жилых деревянных домов XIX – начала ХХ вв. Обращаясь к международному опыту, следует упомянуть о странах Северной Европы, где действуют масштабные программы по сохранению исторической деревянной застройки. Существует феномен «деревянных городов Северной Европы» – Раума, Тронхейм, Линдхольмен, Ставангер, Экфьё, Юрмала и другие, застройка которых сохранена целостными массивами.

В отечественной практике подобные примеры пока немногочисленны. Одним из успешных шагов в этой области стала разработанная в 2004 году программа сохранения деревянного зодчества города Томска [2], целью которой является создание комфортной городской среды на базе памятников и средовых объектов исторической деревянной застройки. Программа стала перспективной во многом благодаря тому, что в ней комплексно учитываются как ценностные, так и социально-правовые и экономические критерии. В Петрозаводске была сделана попытка создания на основе наиболее полно сохранивших историческую структуру и постройки кварталов «заповедного места», «кварталов исторической застройки города XIX – начала ХХ веков» с докомпоновкой их домами, перевезенными из других частей города [3]. Однако задачи, намеченные в программе восстановления исторических кварталов, удалось реализовать лишь частично.

Современная деревянная застройка в центре г.Раумы Пример реконструкции квартала деревянной

застройки в г.Томске

Проблема комплексного сохранения и реновации кварталов исторической деревянной застройки с учетом перспектив развития города является остроактуальной и для Нижнего Новгорода. Несмотря на всю противоречивость региональной градостроительной и правоохранительной политики в области сохранения наследия городского деревянного зодчества, полезно проанализировать наиболее существенные шаги, сделанные в этом направлении за последние несколько десятилетий.

С этой целью вновь обратимся к интереснейшему памятнику градостроительной культуры Нижнего Новгорода второй половины XIX – начала ХХ вв. – району улиц Короленко, Новой, Славянской. Исторически этот район представляет собой фрагмент своеобразного пояса окраинной городской застройки, сформировавшегося в результате градостроительных преобразований середины XIX века. Речь идет о территории, ограниченной улицами Горького, Белинского, Костина и западной границей парка имени И.П. Кулибина. Еще совсем недавно ее уникальность определялась большой степенью целостности градостроительного комплекса и сохранности планировочной и объемно-пространственной структуры. Этот колоритный уголок старого города, бывший очагом культурной жизни Нижнего Новгорода рубежа XIX-XX вв., связан с именами А.М. Горького, В.Г. Короленко, Л.Н.Андреева, И.А. Бунина, А.П. Чехова, М.В. Нестерова, Ф.И. Шаляпина, В.И. Немировича-Данченко, В.М. Лемке. Таким образом, исследуемый район отражает не только целый пласт градостроительной культуры Нижнего Новгорода, но и является значимым элементом культурного пространства города. Это во многом отвечает понятию достопримечательного места как объекта культурного наследия в современном его понимании.

По градостроительному замыслу 1970-х годов, застройку уникального района предполагалось практически полностью уничтожить, а территория должна была получить принципиально новое объемно-планировочное решение посредством заново прокладываемой сети улиц, ориентированных на новые высотные акценты вдоль противоположной стороны улицы Горького. Проектировалась застройка с преобладанием 9-ти этажных домов, разделенных просторными дворами. Проект не получил воплощения, однако принципиальный подход, искажавший исторически сложившуюся градостроительную структуру, дал направление ряду последующих разработок по реконструкции района. Кроме того, были построены несколько масштабных сооружений, диссонирующих по отношению к малоэтажной в целом застройке.

В 1984 году московским институтом «Спецпроектреставрация» был выполнен проект зон охраны памятников истории и культуры исторической части Нижнего Новгорода. Предлагалось установить границы восьми заповедных районов, в том числе и для исследуемого района. В границы заповедной зоны вошел перекресток улицы Короленко и участка улицы Новой с образующими их красные линии зданиями – 36 объектами деревянной застройки второй половины XIX-XX вв. (из них 4 являются памятниками истории и культуры). К сожалению, установленная в данном проекте территория заповедной зоны включила формально лишь небольшую часть уникального по своим характеристикам тогда еще целостного градостроительного ансамбля.

В следующем проекте застройки микрорайона между улицами Горького, Белинского, Костина и Ашхабадской, выполненном в 1986 году, были учтены наработки авторов предложения по охранной зоне заповедного района. Был сохранен небольшой участок исторической деревянной застройки вдоль красных линий улиц. Однако он рассматривался здесь совершенно изолированно, вне органической связи с проектируемой плотной современной городской застройкой. Непосредственно за дворовыми фасадами деревянных зданий предполагалась новая линия застройки параллельная исторической, дублирующая ее и создающая второй почти непрерывный фронт домов. Это лишало ансамбль не только его естественного окружения, но и способности к дальнейшему развитию в новом качестве.

Как альтернатива данному проекту молодежной группой архитекторов на общественных началах был выполнен свой вариант, особенность которого заключалась в том, что заповедная зона распространялась на весь микрорайон и охватывала территорию в границах улиц Горького, Белинского, Костина до западной границы парка им. И.П. Кулибина. Сохраняемая и восстанавливаемая историческая среда дополнялась так называемой сверхплотной 3-4 этажной застройкой, позволявшей повысить плотность жилого фонда.

Проект-концепция реконструкции заповедного района дал новый импульс градостроительным поискам и вызвал реакцию самого широкого круга общественности. Так, противостояние различных мнений по поводу целесообразности сохранения исторической застройки развернулась на страницах нижегородских газет. Высоко следует оценить горячее участие и неравнодушие нижегородцев к проблеме культурного наследия. В то же время, бросается в глаза воинствующий негативизм жителей района по отношению к архитекторам, стремящимся к восстановлению исторической застройки XIX века. Как видится, он явился следствием того, что бытовые условия в никогда не получавших ремонта домах с течением времени стали совершенно непригодны для жизни людей. Нигилистический настрой жителей «ветхого фонда», сохраняющийся и по сей день, отражает преобладающее в стране отношение к наследию прошлого.

Несмотря на проведенный в том же году экспресс-конкурс на реконструкцию существующей исторической застройки, задача восстановления ее в качестве историко-архитектурного заповедника так и не была реализована.

В 1997 году район улиц Славянской, Короленко, Студеной получил статус историко-культурной заповедной территории.

Интересный проект реконструкции участка деревянной застройки по улице Короленко был выполнен в 2005 году (1). Основная идея заключалась в восстановлении фрагмента исторической улицы, отражавшего характерный колорит и особенности быта XIX века. Предусматривалась реконструкция малых архитектурных форм, замощения. Но, к сожалению, в жизнь был претворен другой проект. Часть домов по улице Короленко вскоре оказалась демонтирована.

Застройка улицы Короленко Проект реконструкции участка деревянной

застройки по улице Короленко

Вот уже более 30 лет длится борьба за сохранение исторического района. Современная застройка подступает вплотную, вклиниваясь в границы достопримечательного места. Так, на месте трех снесенных домов по улице Короленко выстроено офисное здание, после чего о целостности исторического облика улицы говорить уже не приходится.

Исследуемый район все еще сохраняет признаки, по которым как объект культурного наследия может быть отнесен к категории достопримечательных мест (2). Это дало бы реальные правовые инструменты для сохранения его целостности и перспективу адекватного включения в структуру развивающегося города.

Как показывает опыт, конструктивный диалог между прошлым, настоящим и будущим в архитектурном пространстве города – сложная задача, при решении которой неизбежным становится столкновение целого ряда культурных и социальных интересов. Помимо хорошей архитектурно-исследовательской части, необходима разработка специального социально-экономического проекта, учитывающего специфические проблемы архитектуры в широком социокультурном контексте. Анализ накопленного опыта в принятии градостроительных решений, учитывающих традиции общества, может оказаться полезным для формирования действительно жизнеспособной среды современного города.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лисовская Н.А. Программа сохранения деревянного зодчества Томска // Народное зодчество: Межвузовский сборник. – Петрозаводск, 2007.

  2. Вахрамеева Т.И. «Кварталы исторической застройки» в Петрозаводске: идея и реализация // Народное зодчество: Межвузовский сборник. – Петрозаводск, 2007.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Проект выполнен научно-исследовательским предприятием «Этнос»

  2. Предложение к постановке на Госохрану в качестве объекта культурного наследия – достопримечательного места «Районулиц Короленко, Новой, Славянской» выполнено научно-исследовательским предприятием «Этнос» в 2005 году.

А.Н. Луканов

ВЛАСТЬ И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ

Противостояние молодой советской власти и представителей Русской православной церкви выражалось в конкретных ситуациях жизни страны и, в частности, жизни Нижегородчины. Рассмотрим этот сюжет на отдельном примере.

Священник Михаил Алексеевич Критский из села Автодеева пользовался большим доверием у односельчан («большое доверие среди темного населения», – писал в Заключении по его делу, датированному 10 марта 1921 года, уполномоченный Выксунского политбюро тов. Рипин [1:23].

По инициативе священника было проведено два собрания церковного совета «на почве неподчинения советской власти по отклонению советской школы I и II ступени с лозунгами «Долой советскую школу! Да здравствует советская школа!». Эти собрания (7 ноября 1920 года и 30 января 1921 года) считались незаконными, поскольку были проведены без соответствующего разрешения сельсовета [1:23].

После ареста на допросах в Ардатовской милиции священник вел себя очень уверенно, показывая, что он ничуть не сомневается в своей правоте, заявляя: «Я должен проповедовать Закон Божий» [1:23].

Во время допроса в Выксе сказал: «Я иду на смерть и умру за христианскую веру, что писано в писании» и предрек, что «... в скором времени настанет гонение на христиан». Выксунское политбюро сочло его «вредным элементом как противника советской власти с пребыванием среди крестьянской массы недопустимым» (1).

Дело священника было направлено в Нижегородскую губернскую чрезвычайную комиссию. Но развернуть его власти не смогли, так как М.А. Критскому удалось бежать. Вскоре он был снова арестован Ардатовским политбюро. Препровождение в Выксу арестованного священника было поручено сотруднику политбюро, некоему Д.Г. Рушеву. Передвигались пешком. По дороге присели отдохнуть, и Критский попытался бежать. Рушев выстрелил. Первый выстрел в спину не был смертельным, второй – в голову – лишил священника жизни («протокол осмотра трупа священника Критского от 6 апреля 1921 года» [1:10-11]).

Как объяснял Рушев, «после первого выстрела священник бежать уже не мог», но «он (Рушев – А.Л.) не удержался и выстрелил в голову» [1:13].

По суду Рушев был лишен избирательных прав и не мог занимать ответственные посты в течение трех лет. Но уже вскоре дело решили пересмотреть, объясняя это тем, что содеянное Рушевым – «это не преступление, а исполнение служебных обязанностей», что «суд не учел, что сопровождаемый арестованный представлял собой вполне выявленного врага советской власти, что Рушев должен был быть настороже» [1:55].

Дело было передано в Совет народных судей для пересмотра на предмет отмены меры наказания [1:56].

ИСТОЧНИКИ

  1. ЦАНО, ф. 1099. оп. 2. д. 16. л. 23.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Об активности священника говорит тот факт, что в помещении милиции он сорвал советский плакат на тему: «Как поп помогает капиталистам».

Н.П. Егорова

О НАМЕРЕНИИ ЧИНОВНИКА И КРАЕВЕДА

А.С. ГАЦИСКОГО СТАТЬ СТУДЕНТОМ

Александр Серафимович Гациский (1838-1893 гг.) – виднейший представитель нижегородской провинциальной интеллигенции, краевед, этнограф, статистик, публицист. Вся его деятельность была направлена на всестороннее изучение и развитие родного Нижегородского края. Он содействовал становлению провинциальной периодической печати, развитию медицины и образования.

Важным направлением деятельности Гациского было собирание и публикация историко-статистической информации о Нижегородской губернии. Будучи секретарем Нижегородского статистического комитета с 1865 года, он собирал сведения по истории и современному состоянию Нижегородского края и на этой основе писал краеведческие работы, издавал «Нижегородские сборники», включавшие статистические материалы по различным уездам Нижегородского края, и занимался разбором древних актов из архивов присутственных мест Нижегородской губернии [3: 67; 5: 30-30 об.].

Дневниковые записи Гациского содержат информацию, позволяющую дополнить уже имеющиеся сведения о том месте, которое он стремился занять в деле сохранения письменных источников. Для данной работы была использована одна из дневниковых книг Гациского. Период ее создания – 1 сентября 1876 – 1 июля 1878 гг. Объем – 90 листов. Записи велись черными чернилами, почерк не всегда разборчивый. Источник включает дневниковые записи, тексты писем Гациского разным лицам и воспоминания о 50–60-х гг. XIX века [2].

В дневниковых записях сохранились сведения о том, что в 1877 году Гациский узнал об открытии Археологического института [2: 51]. Положение о нем было утверждено 23 июля 1877 года [4: 10], а 15 января 1878 года Археологический институт был открыт [1: 489]. Директор институтаН.В.Калачев провозгласил главной его задачей подготовку специалистов по русской старине.Обучение в течение двух лет могли пройти лица, окончившие высшее учебное заведение. На этой основе впоследствии предполагалось создать центральную архивную комиссию и, как ее отделения на местах, губернские ученые архивные комиссии. Этот процесс начался в 1884 году.

В дневнике в 1877 году Гациский писал о своем намерении поступить в студенты Археологического института, чтобы приобрести более глубокие знания по археологии, которые были ему необходимы в связи с собиранием материалов для создания исторического очерка «Нижегородки», путеводителя по Нижнему Новгороду [2: 51об.]. Имея высшее юридическое образование, он считал нужным овладеть профессиональными знаниями и навыками и в области архивной деятельности. Придавая большое значение сохранению и обработке письменных источников по истории Нижегородского края, он уже в середине 70-х гг. XIX века считал необходимым создание ГУАК в Нижнем Новгороде, задумывался о том, чтобы занять в ней главенствующее место, а, значит, стать организатором и руководителем краеведческой деятельности в Нижегородской губернии.

Отсутствие возможности прервать свои повседневные занятия и материальный недостаток не позволили Гацискому стать студентом Археологического института [2: 51 об.].

Не смотря на это, неустанный деятель по развитию провинции, выражая отрицательное отношение к тому, что «центральные архивы все интересные дела к себе перетягивают» [2: 7а об.], в 1886 году осуществил издание «Нижегородского Летописца», важнейшего источника по истории Нижегородского края. Также Гациский приложил немало усилий для создания Нижегородской ГУАК в 1887 году и с этого года стал ее председателем, активно содействуя архивной, научной и просветительской деятельности комиссии.

Таким образом, Гациский, являясь продолжателем дела местных историков-любителей П.И. Мельникова и Н.И. Храмцовского по созданию исторического облика родного края, стремился поставить это дело на научную почву, добиться государственного одобрения и поддержки. Нижегородскому краеведу не удалось получить профессионального образования в сфере истории и археологии, но, благодаря своей постоянной упорной деятельности по сохранению древних актов, он сумел занять важное место в деле становления НГУАК, как местного научного исторического учреждения, и на протяжении нескольких лет руководить историко-архивной деятельностью в Нижегородской губернии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Электронный архив лаборатории литературного краеведения i пушкинистика

    Программа
    Электронный архив лабораториилитературногокраеведения I. Пушкинистика Адрианов, ... Ленина, 2008. – 136с. Литературноекраеведение (программа, список литературы, тематика ... Горький, 1985. – 18с. Литературноекраеведение в школах Нижегородского края. Вып ...
  2. Электронный архив лаборатории литературного краеведения i пушкинистика

    Программа
    Электронный архив лабораториилитературногокраеведения I. Пушкинистика Адрианов, ... Ленина, 2008. – 136с. Литературноекраеведение (программа, список литературы, тематика ... Горький, 1985. – 18с. Литературноекраеведение в школах Нижегородского края. Вып ...
  3. Литературная викторина «наполеоновские войны в жизни и творчестве писателей – земляков» александр сергеевич пушкин (1799 – 1837)

    Документ
    Н.М. Лебедев, научный сотрудник лаборатории «Регионального краеведения»Литературная викторина «Наполеоновские войны в жизни и творчестве ... поэме Батюшков вынес суровый приговор литературным славянофилам и писателям-сентименталистам (книги их ...
  4. Iv материалы конференции «краеведение как фактор формирования культурно – нравственного облика современного школьника» пленарное заседание электронные библиографические справочники как источник изучения культуры омска

    Документ
    ... работа и сотрудничество - организации следующие: лаборатория ветроэнергетики, институт аэродинамики, Ботанический сад ... на таких секциях, как: «Лингвистика», «Литературноекраеведение», «Краеведение», «Родословная», «Современная литература», «Земляки». ...
  5. Материалы и исследования по рязанскому краеведению Том 14 Рязань 2007

    Документ
    ... исследования заслуживают книжные памятники литературно-исторического, литургического и четьего ... направления; «Русь» - литературно-политическую консервативно-славянофильскую газету, ... в РИРО, в отделе (лаборатории) по краеведению сидел не Горбунов. Какой ...

Другие похожие документы..