textarchive.ru

Главная > Сборник статей


Романсы Алябьева достаточно сложны и близки к европейской арии, то есть это классические романсы. В то же время в мелодию некоторых из них искусно вплетены фольклорные мотивы. Это определяется поэтическим текстом, к которому композитор проявляет удивительную чуткость, тем самым следуя новой тенденции развития романса, согласно которой в чисто мелодическую фактуру начинают вливаться элементы декламационные [1:56].

Единство классического и фольклорного звучания характерно для романса «Дубрава шумит» на стихи В.А. Жуковского (вольный перевод «Жалобы девушки» Ф. Шиллера). Партия фортепиано в романсах Алябьева нередко становится самостоятельным произведением, раскрывающим настроение текста, и в «Дубраве» это особенно заметно в музыкальном вступлении.

Оно состоит из двух частей: первая, динамическая, очень живописна. Она предвосхищает картину бури, о которой пойдет речь в начале текста. Вторая, лирическая часть вступления, представляет собой вариацию основной мелодической темы романса, подготавливая таким образом слушателя к восприятию собственно текстовой части.

Живописность мелодии в вокальной партии получает очень необычную интерпретацию. Куплет состоит из двух частей: зачина и развития темы. В зачине рисуется основная картина:

Дубрава шумит,

Сбираются тучи.

На берег зыбучий

Склонившись, сидит (2 р.)

Мелодия зачина представляет собой непрерывную линию с неровной ступенчатой структурой. Эта линия – своего рода силуэт пейзажа, мрачной природы, на фоне которой происходит действие. Кроме того, плавность, неспешность, распевность мелодии подчеркивают фольклорную специфику текста (дубрава, сбираются, берег зыбучий). Вслед за Жуковским Алябьев актуализирует в тексте ретардацию, используя в последней строке повтор, отделяющий сказуемое от подлежащего.

Развитие темы неожиданно строится совершенно иначе:

В слезах, пригорюнясь, девица-краса;

И полночь, и буря мрачат небеса;

И черные волны, вздымаясь, бушуют;

И тяжкие вздохи грудь белу волнуют.

В тексте образ девушки, отделившись от глагола, активного действия, тем самым утрачивает самостоятельность и рациональность и становится частью все более неспокойной природы, причем беззащитной частью. Полночь, буря, волны активны, они выполняют определенные и очень опасные действия, а в отношении девушки далее используются метонимические переносы: упоминаются вздохи, грудь бела, слезы, сердце, но не сама героиня. Цельность личности утрачена, осталось только страдание. Это усугубляется и параллелизмом двух последних строк, содержащим скрытую метафору: черные волны и тяжкие вздохи отождествляются, что тонко передано в мелодии, где используется аналогичный прием.

Сама мелодия второй части куплета меняет неспешное течение на речитативный ритм. Это приближает ее к европейской арии, тем более что здесь используются рулады, украшающие мелодическую ткань. Примечательно, что эти украшения не снижают драматического пафоса произведения, а, напротив, подчеркивают его. Интересно и то, что одна и та же мелодия в романсе Алябьева во втором куплете выражает противоположное настроение.

Состояние природы отвечает состоянию героини, но пережив его, девушка вступает в диалог с дубравами и успокаивается, принимая потерю. Та мелодия, что в первом куплете звучала трагически и безысходно, во втором принимает интонацию спокойной печали. Гармония музыкального и поэтического текстов в данном романсе очевидна.

Абсолютно европейским, близким по драматизму к арии представляется романс на стихи Д.В. Давыдова «Сижу на берегу потока» («Вольный перевод из Парни»). Лирический герой мучим ревностью и жаждой мщения: рефрен романса, дважды повторяющийся в конце каждого куплета – И меч в руке моей мутит струи потока. Первый раз фраза поется тихо и отрывисто, при этом имитируется ритм сердцебиения. В результате создается интонация сомнения, которое практически «тонет» во втором повторе, звучащем, напротив, непрерывно и мощно.

В противоположность рефрену, протяжно и монотонно, на одной ноте звучит анафорическое начало каждого куплета: Сижу на берегу потока. Лишь в конце фразы звук «скатывается» вниз и звучит в следующих строках на нижних нотах. Благодаря такому звучанию создается интонация тягостного раздумья.

К тому же и в этом романсе заметна пейзажность мелодии: музыкальная фраза Бор дремлет в сумраке – по тесситуре самая низкая, и этим обеспечивается наиболее темная цветовая гамма. В следующих куплетах в этой гамме поются фразы Снедаем ревностью, задумчив, молчалив и Вздохнешь ли ты о нем, о друг, неверный друг? В них отражаются наиболее мрачные моменты раздумий героя и также используется параллелизм природного и человеческого состояния.

Для этого романса также характерно семантическое многообразие. В каждом куплете раскрывается настоящая палитра чувств – от ярости до задумчивости и сожаления: герою непросто дается мысль о мести, тем более что, как становится ясно из текста, измена – лишь подозрение. Тем более драматичным оказывается этот романс, в котором чувство, эмоция одерживают победу над разумом. Композитор трепетно и бережно относится к тексту, прислушиваясь к его внутренней мелодии и настроению, поэтому романс отличается необычайным интонационным богатством.

Романс А.А. Алябьева «Иртыш», пожалуй, наиболее близок к классическому. По композиции, четкой сюжетной линии и авторскому голосу он напоминает песню, но по эмоциональному содержанию, передающему «глубоко индивидуальные, зачастую сокровенные переживания» [4:10] это романс. Стихотворение «Иртыш» написано И.И. Веттером – офицером, который жил в Тобольске с 1822 года и служил переводчиком на Сибирском почтамте. Алябьев, друживший с Веттером, написал музыку к трем его стихотворениям – «Иртыш», «Прощание с соловьем на Севере» и «Сибирская песня».

В сюжете обобщается судьба представителей прогрессивной интеллигенции, вынужденных жить в ссылке, но по-прежнему преданных родине драгой. По сравнению с двумя предыдущими романсами «Иртыш» отличается уравновешенностью, однородностью, даже некой монотонностью звучания, которая достигается анафорой в первых двух строках куплета, а в последующих строчках имеет лишь незначительное повышение тона. В то же время в целом куплет звучит довольно динамично, поскольку темп мелодии имитирует быстрое течение реки.

В этом романсе также важно природное начало, посредством которого раскрывается и интерпретируется состояние героя, причем здесь Алябьев снова идет за текстом. Это изначально текстовой прием: герой доверяет свои переживания природе, говоря с ней о сокровенном:

Шуми, Иртыш, струитесь, воды,

Несите грусть мою с собой,

А я, лишенный здесь свободы,

Дышу для родины драгой.

В противоположность монотонности куплета припев сосредоточивает всю динамику, скрытую экспрессию текста, которую раскрывает музыка. Фраза Шуми, Иртыш повторяется в фортепианной, а затем – на тон выше – сразу же в вокальной партии. Если учесть, что самостоятельная партия фортепиано создает звуковой образ шумящей реки, то получается, что мысли героя не только созвучны с течением реки, но даже предвосхищены им. Происходит эмоциональное единение героя с природой, которое вместе с тем подчеркивает его одиночество. Наверняка это было очень созвучно настроению тогдашних слушателей и ценителей этого романса.

Сам припев также состоит из своеобразного зачина и кульминации: две первые строчки поются сдержанно, а затем ритмический рисунок резко меняется, принимая ступенчатую структуру. Фраза А я, лишенный здесь свободы поется от низких нот к высоким и на слове свобода заканчивается самой высокой нотой в романсе, экспрессия которой усиливается руладой.

Интересно, что при повторе этой фразы ступенчатая структура зеркальна: повышение тона сменяется понижением, что иллюстрирует всю гамму чувств, которые переживает герой, лишенный здесь свободы: в первом случае это возмущение, протест, во втором – достойное принятие. Тем не менее, в слове свобода высокая нота, экспрессия и рулада сохраняются, утверждая приоритетность этой нравственной категории для героя независимо от остальных обстоятельств. Эта находка, возможно, делает романс программным произведением представителей ссыльной интеллигенции.

Если судить по созданным в ссылке произведениям, пребывание в Сибири стало для А.А. Алябьева своего рода Болдинской осенью. Это вовсе не значит, что все было благоприятно. Обстоятельства появления в Сибири самых талантливых людей, как правило, трагичны, и тем более поразительно, что эти люди оставили столь значительный след в истории края. Это свидетельствует об их силе духа и любви к искусству, благодаря которой им удавалось преодолеть психологический дискомфорт, наверняка приносивший даже больше страданий, чем бытовые неудобства.

Возможно, в этом парадоксе и состоит суть «тобольского типа культуры»: музыка была реальным способом примириться с трагизмом судьбы, с тяжелыми и в моральном, и в бытовом отношении условиями жизни. Романс с его демократичностью и жанровой пестротой внутри одного жанра отвечал потребности любого человека в красоте чувств и окружающего мира и был понятен каждому. Быть может, поэтому музыкальная жизнь в Сибири отличалась достаточным разнообразием и не ограничивалась мононациональными тенденциями: слишком много было людей, находивших в музыке свое спасение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асафьев Б.В. Русский романс XIX в. // Асафьев Б.В. Русская музыка. – Л.: Музыка, 1968. С. 55-99.

  2. Иванова М. Мир без звукозаписи: Публикации Русского музыкального общества. – Электронный ресурс, код доступа: .

  3. История музыкального образования: программа / ИГПУ; Иваничкина О.Н. – Иркутск, 2007. – 20 с.

  4. Харченко В.К., Хорошко В.Ю. Язык и жанр русского романса. – М.: Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2005. – 167 с.

  5. Ярков А.П. О судьбе немцев в Западной Сибири в контексте событий первой половины ХVIII в.: Интернет-проект «Путь в Сибирь» – Электронный ресурс, код доступа: /siberianway

  6. Simic M., Чубка Н.А., Ярков А.П. Попытка реконструкции европейской музыкальной традиции в Тобольске в первой четверти XVIII в.: Интернет-проект «Путь в Сибирь» – Электронный ресурс, код доступа: /siberianway

Т.И. Глухова

ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И.М. ШИЛЯЕВОЙ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ

Жизнь провинции определяется духовным развитием, потому что это единственный путь приобщения горожан к достижениям цивилизации, открывающий определенные возможности для самореализации. Вероятно поэтому в настоящее время можно говорить о широком распространении самодеятельного творчества в Нижнем Новгороде. Ярким примером этого процесса служит образцовый коллектив оркестра русских народных инструментов Детской школы искусств № 9 г. Н. Новгорода под управлением преподавателя школы, Заслуженного работника культуры РФ – Ирины Михайловны Шиляевой.

За годы своей педагогической деятельности Ирина Михайловна смогла создать оркестр, который можно считать уникальным явлением в культуре города. В 2007 году коллектив отметил свой 25-летний юбилей.

Оркестр ведёт активную концертную деятельность, что отражено и в «географии» его выступлений (по России: г. Москва /2004, 2005, 2007; г. Санкт-Петербург /2009; г. Анапа /2002, 2003; г. Владимир; г. Волгоград /2008; г. Иваново/2002; г. Набережные Челны; г. Н.Новгород /1994-1997 , 1999, 2001-2010; г. Радужный /2007; г. Саратов /2005; г. Ярославль /2001, 2003//; г. Кстово /1999; г. Саров /1999; г. Павлово /2006; за рубежом: г. Добрич-Албена (Болгария) /2004; г. Гренобль (Франция) / 2010), и в уровне мероприятий (городские, областные, всероссийские и международные), и в разнообразии форм работы коллектива (конкурсы, фестивали, концертные программы, специализированные выступления, сольные программы некоторых участников), и в освоении музыкального наследия отечественной и зарубежной культуры. Отметим некоторые из наиболее значимых конкурсов и фестивалей, в которых принимал участие оркестр: Нижегородский открытый конкурс юных исполнителей на балалайке и ансамблей народных инструментов им. М.Ф. Рожкова (г.Н.Новгород, 2001, 2004, 2007); фестиваль благотворительной программы «Новые имена» (г. Н. Новгород, 1997, 2005); V международный фестиваль оркестров и ансамблей русских народных инструментов «Струны России» (г. Ярославль, 2003); IV Всероссийский фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей русских народных инструментов им. Н.Н. Калинина (г. Н. Новгород, 2005), Открытый фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей русских народных инструментов России (г. Анапа, 2002, 2003); IV Международный молодёжный фестиваль-конкурс «Фольклор без границ» (г. Добрич-Албена (Болгария), 2004) и др. Ярким событием в творческой деятельности оркестра, проявившем все его достоинства, явилась поездка с концертной программой в г. Гренобль (Франция) в июне 2010 г.

Участники многочисленных мероприятий в городе и стране могли наслаждаться игрой оркестра. Оркестр принимал участие в праздновании таких событий как 50-летие и 60-летие Победы в Великой Отечественной войне (г. Н. Новгород, 1995, 2005); 60-летие Нижегородской государственной академической филармонии (г. Н. Новгород, 1997); Областной праздник народной музыки (г. Н. Новгород, 2002); 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина; 20-ти и 25-летие создания оркестра (г. Н. Новгород, 2002, 2007); Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» (г. Москва, ВВЦ, 2005); XIII слёт участников партизанского движения (г. Н.Новгород, 2008); фольклорные праздники «Покров», «Троица», «Колядки» в школе № 14 им. В.Г. Короленко (г. Н. Новгород, 2008); Торжественные мероприятия, посвящённые 50-летию начала Космической Эры (г. Н. Новгород, 2007); цикл концертов «Играет оркестр русских народных инструментов», проводимых в рамках просветительской деятельности (средняя школа № 14 им. В.Г.Короленко, г. Н. Новгород, 2007) и др.

Оркестр сотрудничал и продолжает поддерживать связи со многими деятелями искусства (Н.Н. Калинин (1944-2004) – художественный руководитель и главный дирижёр Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова, лауреат государственной премии, Народный артист России, профессор; В.А. Понькин – Народный артист России, обладатель Национальных театральных премий «Золотая маска», профессор; А.Я Винокур – Художественный руководитель и Главный дирижёр оркестра русских народных инструментов «Виртуозы Кубани», профессор, Народный артист России; В.А. Кузнецов – Художественный руководитель и дирижёр Нижегородского народного оркестра, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор и др.) и с разными государственными и общественными организациями (Всероссийское музыкальное общество (Творческий союз), Фонд «Культура и общество» (г. Москва), Нижегородский областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, Нижегородский областной Дом ветеранов; Дворец Творчества Юных им. В.П. Чкалова, средняя школа № 14 им. В.Г. Короленко и др.). И все они подчёркивают профессионализм и мастерство оркестра. Но эти качества проявляются у оркестрантов, прежде всего, из-за исключительных способностей к организации его жизнедеятельности у руководителя оркестра. Профессионалы высокого уровня мастерства и общественные деятели своими оценками в адрес дирижёра и руководителя оркестра показывают значимость и результативность их общей работы. В документах, которые отмечают деятельность И.М. Шиляевой, даются такие оценки, как: добросовестный труд, профессионализм, высокое исполнительское мастерство, творческие успехи; а также – «активное участие в общественных мероприятиях и конкурсах», «личный вклад в развитие музыкального искусства г. Н. Новгорода», «активная концертная деятельность», «большой личный вклад в развитие творческого потенциала оркестра народных инструментов», «большой личный вклад в развитие музыкального искусства», «пропаганда отечественной музыкальной культуры», «большой вклад в развитие национальной культуры» и «творческие достижения и выдающиеся успехи в области эстетического образования и воспитания подрастающего поколения». Творческая деятельность оркестра и его руководителя получила высокую оценку со стороны Законодательного собрания Нижегородской области, Администрации г. Н. Новгорода, Комитета по культуре Нижегородской области, Администрации Нижегородского района, что свидетельствует об успешности его работы и значимости вклада в развитие культуры города.

Именно руководитель побуждает участников оркестра к творчеству, самосовершенствованию, развитию; воспитывает в них взаимную ответственность и взаимопомощь. Благодаря продолжительной совместной работе члены коллектива являются сплочённым организмом, что позволяет при необходимости осуществлять их замену или расширять функции. Некоторые участники оркестра могут играть на нескольких инструментах, как, например, Екатерина Садовская.

После завершения образования в школе многие выпускники ДШИ № 9 продолжают музыкальное образование в Нижегородском музыкальном училище и консерватории. Более 20 выпускников школы стали профессиональными музыкантами. Но, даже работая в других сферах, они сохраняют связь с коллективом и иногда принимают участие в юбилейных концертах. Степень уважения участников коллектива к своему руководителю особенно проявляется во время крупных общественных мероприятий, в которых очевидна абсолютная слаженность работы всех. Но такие качества, безусловно, рождаются в кропотливой повседневной работе.

Можно говорить о том, что образцовый коллектив оркестра русских народных инструментов под управлением Заслуженного работника культуры РФ Ирины Михайловны Шиляевой является не только уникальным, но и самостоятельным образованием в системе Детской школы искусств № 9.

В наградных документах отмечаются такие характеристики в деятельности оркестра как высокое исполнительское мастерство – безукоризненная чёткость игры, необыкновенная слаженность, демонстрация выразительных возможностей оркестра; обширный, разнообразный репертуар; популярность у слушателей; большой вклад в развитие музыкальной культуры, развитие и сохранение русского народного искусства, национальной культуры в целом.

Многие оркестранты являются не только профессионалами своего дела, но и наставниками подрастающих поколений, готовыми передавать своё мастерство детям. Оркестр – настоящий инкубатор молодых талантов.

В составе оркестра в разное время выступали такие солисты, как лауреат Всероссийских конкурсов, стипендиат программы «Новые имена», обладатель Гран-при телевизионного конкурса «Щелкунчик» Даниил Беликов (ксилофон); лауреат международного конкурса Наталья Кириллова (сопрано); дуэт домристов – Алла Труничкина и Лариса Бойченко; унисон балалаечников (класс профессора С.П. Малыхина); лауреат международных конкурсов Анатолий Шиляев (фортепиано), лауреат международного конкурса Геннадий Мамайков (баян).

Причем «уникальное» в нём создаётся из ординарного материала. Дети приходят из обычной среды с присущими подросткам девиациями, но Ирина Михайловна умеет их понять, простить, принять и помочь в преодолении проступков и освоении нравственных норм. И обычные дети в результате заботы о них и пристального внимания к их творческому росту начинают стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Важно подчеркнуть особенности этических норм, сложившихся в коллективе. Руководитель относится к детям как к развивающимся личностям: учитывает их возможности при подготовке к концертам; насколько возможно рационализирует составление расписания подготовки к мероприятиям; спрашивает, может ли ученик выбрать время для репетиций, если он солист; «подстраивается» под него; облегчает детям участие в концертной деятельности.

Внутри коллектива сформировалась сложная система отношений (в хорошем значении этого понятия) между учащимися разных музыкальных специальностей и предпочтений, возрастов и внемузыкальных интересов. Сила притяжения музыки и профессиональных и личных качеств руководителя ансамбля удерживает всех в противоречивом единстве, позволяя каждому удовлетворять свои интересы, благотворно влиять своей индивидуальностью на обогащение социального опыта всех и развиваться за счёт участия в общем деле.

Испытав в детстве чувство глубокого эмоционального подъёма от участия в концерте в составе оркестра, Ирина Михайловна понимает детей, которые стремятся попасть в оркестр народных инструментов, и поддерживает их стремление к профессиональному мастерству и личностному росту. Она создала и продолжает растить коллектив, умело сочетающий личные интересы его членов и общие цели оркестра; коллектив, сплочённость которого определяется многими факторами: любовью к музыке, уважением к руководителю, межличностными связями, участием в общественных мероприятиях, совместным проведением досуга.

Важно подчеркнуть, что в развитии оркестра заинтересованы не только учащиеся, но и их родители. Именно они сообща принимают важные для жизни оркестра решения. Родители договариваются о финансировании поездок на конкурсы и фестивали, ищут и находят спонсоров, выбирают базу летнего отдыха оркестрантов, помогают им сочетать учёбу в общеобразовательной и музыкальной школе, поддерживают интерес к музыкальной культуре у своих детей.

Совместный летний отдых имеет чрезвычайно большое значение и для восстановления сил после трудного учебного года, и для подготовки к предстоящему учебному году и концертному сезону. Именно в летних лагерях удачно сочетается отдых и творчество. При наличии свободного совместно проводимого времени появляются творческие идеи, планы и мечты, возникает состязательность в овладении мастерством, которая поднимает некоторых участников оркестра на новый уровень исполнительской культуры. После лагеря оркестр в качестве творческого отчёта всегда представляет новую концертную программу. Так было всегда, и в этом году традиция продолжена (2010): в программе были представлены популярные музыкальные произведения из известных отечественных и зарубежных кинофильмов, что свидетельствует о новых интересах и возможностях членов коллектива.

В репертуаре оркестра сочетается музыка разных жанров и стилей: произведения русских композиторов (М. Глинка, А. Лядов, А. Глазунов, П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, А. Аренский, С. Рахманинов, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Р. Щедрин, Е. Светланов); известных зарубежных классиков (А. Вивальди, Й. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, К. Сен-Санс, Э. Григ, Ж. Бизе, Д. Россини, Ф. Крейслер, И. Штраус, Д. Гершвин, И. Альбенис); оригинальные сочинения и обработки народных мелодий.

В перспективе хотелось бы видеть этот уникальный оркестр на собственной площадке. Чтобы у оркестрантов было просторное помещение для репетиций и концертов. Чтобы были изысканы возможности для финансирования его деятельности из муниципальных средств. Чтобы внимание к его работе со стороны Администрации Нижегородского района и города Н. Новгорода было выражено не только в моральных поощрениях, но и в организационной и материальной помощи. В городе имеется потребность в создании института для проявления творческой активности молодёжи. Наряду с Дворцом творчества юных им. В.П. Калова в городе мог бы появиться Центр музыкальной культуры молодёжи с открытыми возможностями для профессионального и творческого развития многих категорий детей и молодёжи.

История оркестра – коллективный опыт его участников. Через руководителя сохраняется преемственность в его развитии. Каждый новый участник приобщается к тем событиям, которые были до него, и поднимается до уровня достоинств коллектива. Тем самым формируется гордость за участие в общем деле, причастность к жизни общества.

Оркестр пользуется «широкой популярностью» среди любителей музыки, известен в городе, мелодии оркестра записаны на диски. И, тем не менее, этого недостаточно для того, чтобы потенциал его участников проявился в полной мере. В современных условиях распространения рыночных отношений на все сферы жизни общества, включая образование и культуру, оркестр нуждается в финансовой помощи и продюсерской поддержке, направленной на формирование его имиджа в Н. Новгороде и позиционирование в музыкальной среде. В этом случае деятельность оркестра по формированию культурной среды в Н. Новгороде могла бы стать более эффективной. Но в любом случае оркестр уже сейчас является яркой страницей в музыкальной жизни города, претендуя оставить память в его истории.

В.Р. Пименова,

Л.П. Ясь



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Электронный архив лаборатории литературного краеведения i пушкинистика

    Программа
    Электронный архив лабораториилитературногокраеведения I. Пушкинистика Адрианов, ... Ленина, 2008. – 136с. Литературноекраеведение (программа, список литературы, тематика ... Горький, 1985. – 18с. Литературноекраеведение в школах Нижегородского края. Вып ...
  2. Электронный архив лаборатории литературного краеведения i пушкинистика

    Программа
    Электронный архив лабораториилитературногокраеведения I. Пушкинистика Адрианов, ... Ленина, 2008. – 136с. Литературноекраеведение (программа, список литературы, тематика ... Горький, 1985. – 18с. Литературноекраеведение в школах Нижегородского края. Вып ...
  3. Литературная викторина «наполеоновские войны в жизни и творчестве писателей – земляков» александр сергеевич пушкин (1799 – 1837)

    Документ
    Н.М. Лебедев, научный сотрудник лаборатории «Регионального краеведения»Литературная викторина «Наполеоновские войны в жизни и творчестве ... поэме Батюшков вынес суровый приговор литературным славянофилам и писателям-сентименталистам (книги их ...
  4. Iv материалы конференции «краеведение как фактор формирования культурно – нравственного облика современного школьника» пленарное заседание электронные библиографические справочники как источник изучения культуры омска

    Документ
    ... работа и сотрудничество - организации следующие: лаборатория ветроэнергетики, институт аэродинамики, Ботанический сад ... на таких секциях, как: «Лингвистика», «Литературноекраеведение», «Краеведение», «Родословная», «Современная литература», «Земляки». ...
  5. Материалы и исследования по рязанскому краеведению Том 14 Рязань 2007

    Документ
    ... исследования заслуживают книжные памятники литературно-исторического, литургического и четьего ... направления; «Русь» - литературно-политическую консервативно-славянофильскую газету, ... в РИРО, в отделе (лаборатории) по краеведению сидел не Горбунов. Какой ...

Другие похожие документы..