textarchive.ru

Главная > Документ


Документ N14

ИСТОЧНИК: Газета (Москва)

ДАТА: 16.11.2007

ЗАГОЛОВОК: ВЫНОС - ИНФЛЯЦИЯ КИТАЙ БРАЗИЛИЯ

ТЕКСТ:

Инфляция в Китае и Бразилии В октябре потребительские цены в Китае выросли на 6,5% по сравнению с таким же показателем в этом же месяце 2006 года. Об этом свидетельствуют данные Национального бюро статистики. В сентябре рост цен составил 6,2%, а в августе - также 6,5%. Это самые высокие показатели за последние 11 лет.

Для сравнения, в 1996 году ежегодная инфляция составила 7%.

Особенно сильно повышаются цены на продукты питания - только за этот год они выросли на 17,6%. Так, цены на мясо поднялись на 38,3%, а овощи подорожали на 30%. В целом же с января по октябрь инфляция составила 4,4%, тогда как власти планировали, что этот показатель не превысит 3%.

В качестве примера борьбы с инфляцией показателен пример Бразилии.

Правительству удалось снизить инфляцию с 600% в 1994 до 50% в 1997. В 2002 году контроль за инфляцией стал приоритетной задачей бразильского правительства. Тогда ее уровень достигал уже 12,53%. В последующие годы удалось заметно уменьшить инфляцию - до 9,3 и 7,6% соответственно в 2003 и 2004 годах. Сделано это было за счет удержания центробанком базовой процентной ставки на минимальном уровне - примерно 16% годовых.

А по итогам 2006 года рост уровня потребительских цен в Бразилии замедлился до 3,14% по сравнению с аналогичным показателем 2005 года, составлявшим 5,7%.

ИВАН СОТНИКОВ

Документ N15

ИСТОЧНИК: Нефть России (Москва) - электронная версия

ДАТА: 13.11.2007

ЗАГОЛОВОК: БЫВАЕТ ЛИ ЭНЕРГИЯ ЧИСТОЙ?.

ТЕКСТ:

БЫВАЕТ ЛИ ЭНЕРГИЯ ЧИСТОЙ?.

Всю ли правду говорят потребителям сторонники альтернативных источников энергоресурсов?

Евросоюз на одном из своих саммитов в Брюсселе принял решение о развитии экологичной энергетики , то есть такой, в которой основное место занимают различные альтернативные способы получения электроэнергии: ветровые установки, солнечные станции, водородное и биологическое топливо и т.д. Уже в 2008 г. в странах ЕС доля биотоплива в общем балансе моторных топлив должна составить 5,75%.

Пропаганда экологичной энергетики ведется уже давно и достаточно настойчиво, в том числе и в России. Однако до сих пор альтернативные способы выработки энергии не получили широкого распространения, несмотря на все приписываемые им достоинства.

В настоящее время в мире только 1% энергопотребления приходится на альтернативные источники, тогда как в государствах ЕС, лидирующих в этом направлении, данный показатель составляет 6%. По прогнозам Мирового энергетического конгресса, к 2020 г. доля альтернативных источников в мировом энергопотреблении будет всего лишь 5,8%, а в Великобритании и США может достичь 20%. Но ЕС взял на себя повышенные обязательства - выйти уже к 2010 г. на уровень 20%.

Однако многие эксперты утверждают, что при всех усилиях доля альтернативной энергетики к 2020 г. не поднимется существенно выше 1%. Основание для скепсиса заключаются в том, что в технологиях экологичной энергетики есть ряд технических моментов, которые обычно умалчиваются их сторонниками и пропагандистами либо по незнанию, либо с умыслом.

Пятна на Солнце

Энергия Солнца рекламируется экологами как наиболее чистая и безвредная для природы. Частично правда в этом есть. Солнце действительно представляет собой мощный и универсальный источник энергии, и 0,5% падающего на Землю солнечного излучения, будь оно превращено в энергию, хватило бы человечеству. Поэтому многие страны активно внедряют солнечные батареи.

Так, в сентябре нынешнего года компания Avanzalia Solar (Испания) ввела в эксплуатацию в городе Саламанка солнечную батарею, ставшую самой большой в мире по количеству вырабатываемой электроэнергии. Батарея состоит из 70 тыс. модулей, расположенных на площади в 36 га, и в конечном счете ее мощность будет доведена до 25 мегавольт. На данный момент она производит 13,8 мегавольт - этого достаточно для снабжения 5 тыс. жилых помещений , - говорится в пресс-релизе компании. В сообщении также отмечается, что Avanzalia Solar побила рекорд в 12 мегавольт, принадлежавший до этого немецкой фирме Erlasee/Amstein, чья солнечная батарея находится в городе Бавиера в Германии Предполагается, что вырабатываемая батареей электроэнергия позволит сэкономить около 3,8 тыс. т нефти в год и сократит на 6,1 тыс. т количество выбрасываемого в атмосферу углекислого газа.

Avanzalia Solar, являющаяся испанским лидером по производству фотовольтной энергии, реализовала проект совместно с крупнейшей корпорацией по выпуску солнечных батарей - японской Kyocera Corporation.

Однако с точки зрения потребителя у солнечной энергетики есть серьезнейший и неустранимый недостаток. Солнечное излучение обогревает землю только часть суток, в то время как энергопотребление - круглосуточно, и для целого ряда предприятий с непрерывным циклом это критично. Кроме того, люди активнее всего пользуются транспортом утром и вечером, когда интенсивность солнечного излучения низкая.

Чисто теоретически возможно строительство системы солнечных электростанций (СЭС), которая будет опоясывать Землю и создаст возможность передачи энергии из одной части мира в другую. Но это нереально в обозримом будущем. При современных технологиях это означает необходимость сооружения гигантских аккумуляторов.

Самые распространенные из них - свинцово-киспотные - обладают удельной энергией 25-30 Вт/ч на 1 кг, а самые лучшие - серебряно-цинковые и перезаряжаемые цинк-воздушные -до 150 Вт/ч на 1 кг. В то же время обычный бензиновый двигатель имеет большую удельную энергию - около 400 Вт/ч на 1 кг. Так что если использовать для создания системы СЭС свинцово-киспотные аккумуляторы мощностью в 1 тыс. кВт, то их вес будет порядка 34 т. Можете себе представить вред, который будет наноситься природе при массовом производстве и применении свинца и кислот.

Более того, производство основы для солнечных элементов - кремния - тоже весьма вредно для окружающей среды. Современная фторидно-гидридная технология, на основании которой сейчас получается большая часть кремния (например, завод МЕМС в г. Пасадена (США) выпустил в 2005 г. 2,7 т этого вещества), дает 4т натрийалюмофторида на 1 т кремния. То есть одно только вышеупомянутое предприятие накопило за год 10,8 тыс. т этих отходов. Правда, в последнее время они стали использоваться при производстве алюминия в качестве флюса, но накоплено слишком большое количество этого опасного вещества. Фтор токсичен, и при синтезе фторосодержащих соединений возможно отравление с поражением кожи, слизистых оболочек, раздражением дыхательных путей. Другие технологии получения кремния также связаны с использованием фтористых соединений, что и создает парадокс солнечной энергетики: чистая энергия требует грязного производства.

Кроме того, при создании СЭС требуются огромные затраты материалов и площадей на единицу вырабатываемой энергии. К примеру, 1 кВт установленной мощности солнечной электростанции - это 10 м. кв. солнечных элементов. А 1 тыс. кВт - это уже 10 тыс. м. кв. А если вспомнить об аккумуляторах весом в десятки тонн, становится понятно, что это не самые эффективные энергетические установки. Потому-то и не рвутся их производить. Так, в 2000 г. было выпущено солнечных элементов всего на 26 тыс. кВт установленной мощности. К 2020 г., согласно прогнозам, этот показатель может вырасти до 130 тыс. кВт. Всего в мире действуют солнечные электростанции общей мощностью 5 млн кВт. В масштабах современной энергетики, которая оперирует сотнями миллионов кВт, это ничтожная величина, примерно 0,1% от мирового баланса выработки электроэнергии.

Но и этим недостатки солнечной энергетики не исчерпываются. СЭС по-настоящему эффективны в районах с высокой инсоляцией, а это не самые населенные районы Земли. Лучшее место для них - пустыни. Но и там есть серьезные проблемы с эксплуатацией, связанные с неизбежным запылением и повреждением солнечных элементов песчаными бурями. Это означает огромный расход жидкости на их отмывание (в регионах с дефицитом пресной воды!) и невероятные трудозатраты.

Этот опасный водород

Водород рекламируется как отличное и экологически чистое топливо, и он действительно является таковым. В результате его сгорания образуются водяные пары - и никаких парниковых газов. Благодаря своей атомарной массе он -потенциально наилучшее горючее.Но и этот источник энергии не без недостатков. Начнем с его получения. Главная проблема в том, что этот газ в чистом виде в природе не встречается. Многие российские химики утверждают, что водород нельзя сделать более дешевым, чем углеводородное топливо, путем пиролиза углеводородов или электролиза воды (основные способы получения водорода). Они считают, что дешево его можно произвести только путем термоядерной реакции либо с помощью биотехнологий, но последние существуют больше на бумаге, чем в железе .

Также совершенно не отработана технология сжигания водорода в топливных элементах. В лабораторных условиях это не составляет труда, но в крупных энергетических установках, а тем более в транспортных двигателях, представляется крупной проблемой.

Самая же главная загвоздка, сопоставимая по сложности с производством водорода, - его транспортировка. Благодаря атомарной массе он имеет свойство отлично просачиваться через баки и емкости, из-за чего в лабораториях его хранят в связанном или сжиженном виде. Чаще всего это жидкий водород в специальных криогенных сосудах.

Трудно себе представить крупные криогенные хранилища для водорода на больших энергостанциях. Их сооружение будет по стоимости сопоставимо с ценой производства самого топлива. И, наконец, при хранении водорода велика вероятность техногенных аварий из-за его утечек. Если он просочится из емкостей, то образует газовоздушную смесь, более известную как гремучий газ, воспламеняющуюся от малейшей искры. Чтобы понять, что это такое, можно посмотреть на хронику гибели дирижабля Гинденбург , сгоревшего в считанные секунды. Но тут будут еще более серьезные последствия, поскольку взрыв гремучего газа произойдет рядом с емкостями сжиженного водорода, которые, разумеется, сдетонируют. Воспламенение гремучего газа может произойти от чего угодно: от замыкания в электропроводке, от перегоревшей лампочки, от тайком запаленной сигареты или искры, высеченной подковкой. И если это будет крупная энергетическая установка, то мощность взрыва может исчисляться десятками килотонн тротилового эквивалента.

Можно создать и автомобиль на водородном топливе, но очень уж опасно будет на нем ездить.

Бегство от ветряка

Ветряные энергоустановки (ВЭУ) с некоторых пор стали символом альтернативной и экологичной энергетики . Как правило, когда хотят продемонстрировать будущее в экологическом раю , то показывают поле, уставленное ветряками, машущими лопастями.

Но ветровые энергоустановки также несвободны от технических недостатков. Дело в том, что ВЭУ помимо производства электроэнергии генерирует еще и колебания различных частот как в слышимом диапазоне (шум), так и в низком, неслышимом (инфразвук). Рядом с крупными установками уровень шума - 104 дБ. Это больше, чем звук автомобиля, идущего со скоростью 100 км/ч (80-90 дБ), но меньше, чем шум при взлете самолета (130 дБ).

Инфразвук - звук с частотой ниже 25-16 Гц, источниками которого являются компрессоры, двигатели, движущийся транспорт, промышленные кондиционеры, мосты и эстакады, железная дорога и те же ветровые энергоустановки. Поскольку для него характерна малая поглощаемость, он распространяется на большие расстояния, плохо экранируется и оказывает вредное влияние на живые организмы. Инфразвук вызывает расстройство разных отделов центральной нервной системы человека и животных. Воздействие инфразвука частотой 4-5 Гц в течение одной-двух минут вызывает панический страх, через четыре-пять минут появляется сильная головная боль, через восемь-десять наступает смерть от повреждений легких и сердца.

Подмечено, что в районах размещения ВЭУ сначала исчезают птицы, потом животные, разъезжаются люди и дело доходит даже до исчезновения некоторых видов растений. К крупным недостаткам ВЭУ стоит отнести и то, что они существенно ухудшают радиосвязь, прием телесигнала, работу радиолокаторов...

ВЭУ обладают тем же минусом, что и солнечные установки. Выработка электроэнергии никак не сочетается с нуждами производства. Из-за непредсказуемых колебаний силы ветра количество генерируемой энергии непостоянно, что требует включения в энергосистему других электростанций, которые играют роль базовых (то есть вырабатывают постоянное количество электроэнергии, обычно это ТЭС или АЭС).

Мощность одного ветряка зависит от многих параметров -от скорости ветра до длины лопастей. Для того чтобы получить ВЭУ мощностью в 1,4 тыс. кВт, нужны ветер не слабее 50 км/ч и общая длина двух лопастей - не менее 60 м. Это будет огромная башня с гигантскими крыльями , которая развивает наибольшую мощность при почти штормовом ветре (при 50 км/ч большие деревья раскачиваются и трудно идти против ветра). При скорости ветра свыше 58 км/час использование ВЭУ невозможно: происходит повреждение генератора либо установка входит во флаттер (самовозбуждающиеся колебания частей) и разрушается.

Вообще, вся конструкция ветряка подвергается сильным нагрузкам, металл устает , что может привести к серьезным поломкам. Чем крупнее ВЭУ, тем больше трудностей. Поэтому ветряки мощностью свыше 2,5 тыс. кВт - большая редкость. Средняя производительность таких установок -0,5-0,8 тыс.

кВт.

Ветровая энергия помимо всего прочего еще и достаточно дорого стоит, превышает по цене энергию, получаемую из других источников. Первоначально она обходилась в 40 центов за 1 кВт-ч, но при нынешних технологиях эта планка опустилась до 5 центов. В США ветровая энергия стоит 8 центов, что сопоставимо с уровнем атомной электроэнергии (7,8 центов за 1 кВт-ч).

Все перечисленные обстоятельства обусловливают тот факт, что в мире общая мощность ВЭУ не столь велика, как принято считать. В 1994 г. она составляла 3,2 млн кВт, в 2005 г. - 59,3 млн кВт. На фоне установленной мощности мировой энергетики (3365 млн кВт) это всего лишь 1,7%. Наиболее разумные люди в ЕС начинают бороться с засильем ветряков. В 2005 г. Министерство энергетики ФРГ (в Германии работает 15 тыс. ВЭУ разной мощности) выпустило доклад, в котором признало энергию ветроэлектростанций слишком дорогой.

Губит людей вода

Как известно, температура земной коры возрастает на 10°С на каждые 30-40 м глубины.

Поэтому одним из перспективных направлений альтернативной энергетики считается использование энергии геотермальных источников. К их числу относятся: геотермальная вода и пар, сухие горячие горные породы. В перспективе к ним, возможно, добавится и энергия раскаленной магмы.

Геотермальные источники используются как для производства энергии, так и для отопления. В 2004 г. в мире за счет них было получено 27,8 млн кВт энергии, в том числе 8,9 млн кВт - электрической. Лидерами в эксплуатации геотермальных источников являются США, Исландия, Индонезия и Мексика.

Но и в этой сфере есть масса технических проблем. Начнем с того, что соленость геотермальных вод составляет 10-35 г/л и приближается к солености морской воды. Это делает крайне трудным ее использование в парогенераторах, потому что выпариваемая соль быстро забивает котлы и даже турбины. Подсчитано, что 40% аварий на ГеоЭС происходят вследствие остановки или разрушения турбины из-за забивания солями или коррозионного разрушения.

В котлах современных электростанций используется би - и тридистиллированная вода, фактически не содержащая солей. Это и понятно - на стенках котлов не должно быть солевых осадков. Но обессоливание геотермальных вод - это серьезная задача, сопоставимая по сложности с опреснением морской воды.

К тому же после отработки воды образуется концентрированный рассол, который пока никак не перерабатывается и является загрязнителем окружающей среды. Сброс такого рассола полностью уничтожает все живое в водоеме или на участке грунта.

Кроме того, в геотермальной воде содержатся газы - как правило, двуокись углерода, сероводород и метан. Это очень токсичные вещества, которые нельзя просто выпускать в атмосферу. Например, сероводород (или сернистый водород) взрывоопасен в смеси с воздухом, реагируете металлами и их оксидами. Он также ядовит, вызывает поражение центральной нервной системы человека, а при тяжелых отравлениях - паралич дыхания и повышенное сердцебиение.

Поэтому геотермальная вода проходит предварительную дегазацию.

Существует также опасность, что отбор воды из геотермальных источников вызовет землетрясения (поскольку почти все ГеоЭС находятся в зоне вулканической и сейсмической активности) или просадку грунта. Кроме того, выход геотермальных вод сопровождается большим шумом.

В общем, проблемы использования геотермальных вод настолько существенны, что строительство ГеоЭС ведется с большим трудом. Практически под каждое месторождение геотермальных вод требуется отдельный проект станции, более сложный, чем для обычной ТЭС. Потому данный источник энергии применяют, в основном, для обогрева.

Биотопливо-убийца

Планета переживает биотопливный бум. Биоэтанол - это жидкое спиртовое горючее, вырабатываемое из зерновых культур, сахарного тростника или свеклы. Оно используется как моторное топливо с содержанием этилового спирта до 85% (так называемые смеси Е85) для специальных двигателей, как компонент (от 5 до 24%) горючего для обычных моторов и т.п.

Если в 2005 г. в мире было произведено 35,3 млрд л этого вида горючего, то к 2010 г. планируется достичь уровня 56 млрд л. В результате все большие объемы сельскохозяйственной продукции изымаются из производства продуктов питания и направляются на изготовление биотоплива - этанола и биодизеля. В 2006 г. на эти цели ушло 20% мирового урожая кукурузы. Кроме того, в это горючее перерабатываются рапс, зерновые, сахарный тростник. Количество предприятий по выпуску этанола удваивается каждый год. И оно будет и дальше расти.

Например, в начале сентября нынешнего года правительство Латвии одобрило предложение Министерства земледелия по увеличению объемов господдержки производителей биотоплива. За биогорючее предприятия-изготовители получат 260 латов за 1 тыс. литров, за биоэтанол - 290 латов. В начале года эти цифры составляли, соответственно, 190 и 230 латов. В целом на данные цели в 2007 г. планируется истратить 3,719 млн латов. Квота на биотопливо, под которую выделяется финансирование, ежегодно устанавливается в зависимости от его доли в общем потреблении горючего. К 2010 г. она в соответствии с требованиями ЕС должна составлять для Латвии 5,75%.

Не отстает и Украина. Экс-глава Укртранснафты Александр Тодийчук считает, что через год-два в стране будет ежегодно производиться до 500 тыс. т биодизеля и этанола. А в перспективе - до 6 млн т топлива. Плюс еще и переработка украинской нефти, объемы добычи которой, по прогнозам, увеличатся. .. Наша зависимость от внешних поставщиков энергоносителей может стать сугубо символической , - заявляет А. Тодийчук. По его мнению, цена альтернативного топлива является постоянной и достаточно прогнозируемой. Если, например, взять биотопливо, то оно стоит около трех гривен за литр , - отмечает он. По словам экс-главы Укртранснафты , в настоящее время на Украине уже производится несколько сотен тысяч тонн биотоплива как на мини-заводах, так и в сараях, гаражах и подвалах, то есть кустарно.

Концерн Стирол близок к завершению разработки проекта крупного завода на Украине по производству биодизеля мощностью 35-40 тыс. т в год. Переход на биотопливо позволит снизить затраты Стирола на импортируемый газ где-то на 30%, - заявил почетный председатель правления Стирола Николай Янковский. - У нас есть возможность запустить предприятия до конца года. К тому времени нужно решить много организационных вопросов, прежде всего на уровне государства. Ведь сегодня на биотопливо даже нет государственного стандарта . Н.Янковский отметил, что с такими объемами выпуска биодизеля концерн может начать его экспорт, поскольку на Украине этот рынок практически не развит.

Но бурное развитие производства биотоплива приводит, с одной стороны, к сокращению общего объема продовольствия в мире, а с другой - к резкому росту цен на упомянутые выше сельскохозяйственные культуры. После заявления президента США Дж.

Буша о намерении довести к 2017 г. выпуск этанола до 132,7 млрд л в год стоимость кукурузы подскочила на 200%. Мировые цены на пшеницу в июне нынешнего года оказались самыми высокими за десятилетие.

Все это бьет, прежде всего, по беднейшим странам мира, народы которых и без того влачат жалкое существование. Речь идет в первую очередь о черной Африке, где от голода и болезней умирает каждый третий младенец. Рост мировых цен на упомянутые виды продовольствия еще больше ограничивает возможности его импорта этими государствами и подрывает усилия международных благотворительных организаций по борьбе с голодом, ведь за те же деньги теперь можно купить меньше продуктов. Именно это имел в виду Фидель Кастро, когда говорил о том, что была принята зловещая и циничная идея о переработке продуктов питания (зерна) в топливо (это обрекает на преждевременную смерть 3 млрд человек).

По меткому выражению британского эксперта в этой области доктора Л. Брауна, мы оказались перед лицом эпохального соревнования за зерно между 800 млн автомобилистов планеты и двумя миллиардами бедняков . Кто победит в этой схватке? Пока выигрывают производители автомобилей. Например, на недавнем автосалоне во Франкфурте-на-Майне было представлено 18 моделей Mercedes, работающих на альтернативных видах топлива, большинство из которых появятся на рынке в период с 2008 по 2010 гг. Так, в 2009 г. начнется выпуск двух новинок, первая - гибрид ML450, вторая - новый S400 на ионо-литиевых батареях. Еще ранее, в 2008 г., покупателям будут предложены дизельные универсалы ML и GL, а также мини-вэн R-класса. Порадует новыми моделями на альтернативных видах топлива и компания Smart, запланировав выпуск версии ForTwo с электрическим приводом. Первым пунктом назначения для электрического мини станет Великобритания, а вслед за этим новинка будет отдана на суд автолюбителей США.

Под угрозой оказалось и пивоварение. Высокий спрос на сырье для изготовления этанола заставляет американских фермеров увеличивать посевные площади под кукурузу, соевые бобы и рапс в ущерб ячменю, который необходим для производства солода. Генеральный директор Heineken Жан-Франсуа Боксмеер выступил с заявлением о том, что бурное расширение сектора биотоплива привело к структурному сдвигу на сельскохозяйственном рынке. Одним из последствий этого в долгосрочной перспективе может стать подорожание пива, 7-8% затрат на изготовление которого приходится на ячмень и хмель.

Весь этот биоэтанольный бум, скорее всего, просто дань моде, или деградация западной научной и изобретательской мысли. Перегонять кукурузу в этанол - это, конечно, не инновационный подход. Да и отдаленные глобальные экономические последствия, похоже, просто не просчитаны или, напротив, просчитаны с большой долей цинизма. Тем не менее и российские предприятия, и чиновники пошли на поводу у мировой тенденции. Широко известны проекты нескольких компаний по строительству заводов по производству этанола и биодизеля.

В настоящее время по инициативе губернатора и Законодательного собрания Ростовской области разрабатывается законопроект, стимулирующий выпуск и использование биоэтанола в стране. В частности, предлагается освобождение этого вида топлива от акцизов, а также введение обязательной нормы его добавки в моторное горючее (не менее 2%).

В 2005-2006 сельскохозяйственном году экспорт российского зерна составил 12,5 млн т. В этом году он может быть еще выше. Вот и родилась в некоторых головах идея замещения этих поставок вывозом биотоплива. Правда, его еще надо произвести. Предполагается, что возможная доля России в мировом выпуске биоэтанола составит 10-15%. Наиболее перспективные рынки сбыта для российского биотоплива - это Китай, Индия и страны ЕС.

Но, например, Европа вовсе не ждет на своих рынках иностранное биотопливо. Вот свежий пример. Президент Бразилии выступил против таможенных барьеров, мешающих продвижению бразильского биотоплива на европейские рынки , - сообщила пресс-служба главы этого государства. Европа навязывает нам тарифы, доходящие до 55% от стоимости этанола. Достаточно сравнить их с пошлинами, которые ЕС берет за импорт бензина - всего 5%, - чтобы понять, что нас ставят в заведомо невыгодное положение , - цитирует пресс-служба Луиса Инасиу Лулы да Силвы на семинаре по биотопливу в Стокгольме. По мнению бразильского лидера, это неравенство мешает распространению на рынках Европы экологически чистого органического топлива, получаемого из возобновляемых источников.

***

Таким образом, если рассмотреть альтернативные энергетические технологии со всеми присущими им недостатками, то становится понятно, почему они до сих пор не завоевали львиной доли в мировом производстве энергии. Технические тонкости представляют собой труднопреодолимые препятствия для широкого распространения альтернативной энергетики.

Конечно, у всех этих технологий есть свои области применения, где они с блеском выигрывают конкуренцию. Например, солнечные батареи и ветряки используются в качестве автономных источников энергии в тех местах, куда невозможно обеспечить доставку других видов энергоресурсов. Есть регионы, где количество солнечных дней позволяет строить более или менее крупные СЭС. Ветровые установки могут с успехом функционировать в ненаселенных местах, где всегда дует сильный ветер, например на острове Кергелен в Южном полушарии, который постоянно находится под воздействием антарктических штормов.

Но построить на их основе базовую энергетику не получилось до сих пор. Все эти технологии проигрывают куда более надежным и мощным тепловым и атомным электростанциям, которые могут вырабатывать электроэнергию круглосуточно и круглогодично.

А что касается биотоплива, то понятно, что начало массового мирового производства того или иного продукта обусловлено экономической, рыночной необходимостью. Но ведь никто на этом основании не ставит вопроса о легализации и наращивании производства сельхозкультур, служащих сырьем для наркотиков - самых рентабельных, между прочим.

Иллюстрации:

Законы об обязательной доле биоэтанола в топливе



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Документ N1 ИСТОЧНИК Профиль (Москва)

    Документ
    ДокументN1ИСТОЧНИК: Профиль (Москва) ДАТА: 18.02. ... Латинской Америке по поддельным документам. Документ N109 ИСТОЧНИК: Компания (Москва) - электронная версия ДАТА ... моему, — напрасный труд. Документ N129 ИСТОЧНИК: Профиль (Москва) ДАТА: 26.02.2007 ...
  2. Документ N1 ИСТОЧНИК Время и деньги (Казань) - электронная версия

    Документ
    ДокументN1ИСТОЧНИК: Время и деньги (Казань) - электронная версия ... (Москва) ДАТА: 10.05.2006 15:28 ЗАГОЛОВОК: Выплаты врачам узкого профиля ... руб. возмещения. Источник: Вслух.ру Документ N147 ИСТОЧНИК: ИА " / Россия. Регионы" (Москва) ДАТА: 06 ...
  3. Документ N1 ИСТОЧНИК Время и деньги (Казань) - электронная версия

    Документ
    ДокументN1ИСТОЧНИК: Время и деньги (Казань) - электронная версия ... (Москва) ДАТА: 10.05.2006 15:28 ЗАГОЛОВОК: Выплаты врачам узкого профиля ... руб. возмещения. Источник: Вслух.ру Документ N147 ИСТОЧНИК: ИА " / Россия. Регионы" (Москва) ДАТА: 06 ...
  4. Документ N1 ИСТОЧНИК Все новости Санкт-Петербурга - (Санкт-Петербург)

    Закон
    ДокументN1ИСТОЧНИК: Все новости Санкт-Петербурга ... читайте в завтрашнем номере. Документ N183 ИСТОЧНИК: Вечерняя Москва (Москва) ДАТА: 06.06. ... перспективная специальность — дизайнер. Специалистов такого профиля в Брянске недостаточно, а потребность в ...
  5. Документ N1 ИСТОЧНИК ФОНТАНКА

    Документ
    ДокументN1ИСТОЧНИК: ФОНТАНКА.РУ - Информационный ... перспективная специальность — дизайнер. Специалистов такого профиля в Брянске недостаточно, а потребность в ... департамента АПК. Источник: Вслух.ру Документ N38 ИСТОЧНИК: ИА Regnum (Москва) ДАТА: ...

Другие похожие документы..