textarchive.ru

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Молодежь и наука XXI века: Доклады и тезисы докладов студенческой конференции, посвященной 50-летию КГТУ и 10-летию УИФ КГТУ. Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006.

СОДЕРЖАНИЕ

Т. В. Сережкина Психологическое консультирование ……………………

С. Г. Широких Психотерапия …………………………………………….…

А. С. Козлова Психотерапия …………………………………………….…..

О. В. Онищенко Взаимосвязь ценностных ориентаций и удовлетворенностью карьерой ……………………………………………………………....

Е. Ю. Иваненко Влияние типологических особенностей на стили руководства менеджеров ………………………………………………………..…

О. В. Заноздра Психологическая самозащита онкологических больных

Д. С. Беликова К вопросу утилизации лесопромышленных отходов ……

В. Г. Драган Характеристика качества воды Усть-Илимского водохранилища ………………………………………………………………………...

А. В. Дружинин, А-др В. Дружинин, В. Ю. Андрющенко, Н. В. Павловец,С. Е.Сафронов Способ разделения зерен минералов в водной среде с

использованием гидроциклона ………………………………………………

К. Н. Ковтун Создание управляющей компании для предприятий маши-

ностроительного комплекса ООО «Тимокс» ………………………………..

М. А. Антипов Самооценка On-Line ………………………………………..

М. А. Антипов Регулятор частоты вращения кулеров …………………….

А. В. Даренских Электродвигатель асинхронный много-статорный ….....

А. В. Зарубицкий, Д. Н. Потапов Анализ методов экспериментального ис-следования деформированного и напряженного состояний конструкций …….

А. В. Дружинин, А-др В. Дружинин, В. Ю. Андрющенко, Н. В. Павловец,С. Е.Сафронов Комбинированный способ передвижения малотоннажных судов ……………………………………………………………………...

3

8

15

17

18

25

29

31

34

36

39

42

45

48

51

Т. В. Сережкина, студентка ПИП-03 УИФ КГТУ

Психологическое консультирование

Методологические основы психологического консультирования

Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же, как и для любого другого вида психологической помощи.

Цель психологического консультирования: культурно-продуктивная лич-ность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных неглобальных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

При этом, психолог, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

Рассмотрим два направления психологического консультирования:

– бихевиориальное направление – социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия и др.;

– гуманистическое направление – гештальттерапия, групповая терапия, логотерапия, психодрама.

Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

Интервью как основной метод психологического консультирования

Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает

3

диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом – диагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента.

Существует пятишаговая модель процесса интервью.

Первая стадия интервью – структурирование, достижение взаимопонимания или, как ее часто маркируют, – «Привет!».

Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его вза-имодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и куль-турных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, т. е. задачи эмоционального и когнитивного принятия си-туации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие пси-холога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о кон-тексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в ро-ли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осоз-нание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить как «Желаемый результат». Маркировка этой стадии: «Чего вы хотите добиться?».

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.

4

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?».

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента.

Пятая стадия интервью – обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа: «Вы будете делать это?».

Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство.

Интервью является основным методом психологического консультирования, т. к. оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога – личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные интеракции с клиентом во время интервью. При этом необходимо учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.); информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.

Естественно, что самым важным показателем успешности интервью будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так: «Я стал другим».

Работа психолога-консультанта требует постоянной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психической устойчивости.

5

Индивидуальное консультирование

Естественно, что содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Точная работа на заказ отличает профессионального психолога от непрофессионального.

Анализ работы практического психолога в ситуации индивидуального консультирования показывает, что этот вид профессиональной работы требует направленной рефлексии психолога на два важнейших научных понятия – на понятие нормы психологического развития и на понятие позиции во взаимодействии. Остановимся на причинах актуализации содержания этих понятий в работе практического психолога.

Основную причину мы видим в том, что профессиональное взаимодействие с клиентом требует принятия решений о его содержании. Кроме заказа клиента это содержание структурируется возможностями психолога ориентироваться в актуальных и потенциальных свойствах внутреннего мира клиента. Эта ориентация невозможна, на наш взгляд, без рефлексивной проработки психологом понятия нормы психического развития.

Содержание этого понятия позволяет дифференцировать задачи взаимодействия (социальные, этические, нравственные, психологические) с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с клиентом. Понятие нормы психического развития требует использования в индивидуальном консультировании теоретического представления о периодизации психического развития.

При индивидуальном консультировании практический психолог должен проверить выраженность акцентуации у клиента и принять обоснованное решение о возможной совместной работе с врачами (терапевтом, психиатром, психоневрологом, невропатологом, сексологом и другими).

В практике широко применяется тест-опросник Шмишека, который учитывает эту особенность проявления акцентуаций, а также методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э. Г. Эйдемиллер). Сочетание этих методик с прямыми вопросами о возможных неблагоприятных наследственных факторах позволяет психологу решить вопрос о некоторых природных особенностях человека.

В практической работе с детьми и подростками широко используется классификация акцентуаций, разработанная А. Е. Личко (1977); она может быть применена и в работе со взрослыми людьми.

Согласно этой классификации, можно выделить следующие типы акцентуации характера: 1) астеноневротический вариант; 2) сензитивный; 3) пси-хоастенический; 4) эпилептоидный; 5) неустойчивый; 6) инфантильно-зави-симая акцентуация; 7) шизоидный тип; 8) гипертимный вариант.

Кроме анализа акцентуаций характера практический психолог, обращаясь к своим представлениям о механизмах психического развития, должен

6

исследовать такую важнейшую природную характеристику человека, как состояние его соматического здоровья.

В нее входят четыре уровня отражения болезни заболевшим человеком:

– чувственный уровень ощущений;

– эмоциональный, связанный с различными видами реагирования на отдельные симптомы заболевания в целом и его последствия;

– интеллектуальный, связанный с представлением, знанием больного о сво-ем заболевании;

– мотивационный, связанный с отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

В процессе индивидуальной работы с клиентом психологу (особенно в ра-боте со взрослыми) приходится обращаться к пониманию им сущности человека при формулировке для клиента психологической задачи. Психолог должен четко уметь выразить свой подход к сущности человека – сформулировать свою философскую позицию, в которой он раскрыл бы смысл жизни человека.

Итак, индивидуальное консультирование ставит перед психологом проблемы осознания таких понятий, как норма психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья.

Групповое консультирование

Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, – это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.

7

С. Г. Широких, студентка ПИП-03 УИФ КГТУ

Психотерапия

Психотерапия как профессия психолога

Термин «психотерапия» (от греч. psyche – душа и therapeia – лечение) в большинстве случаев воспринимается как медицинский. Под психотерапией понимается система психических воздействий, используемая для лечения нервных, психических и других заболеваний.

Методы воздействия, которые классифицируются, как психотерапевтические, основываются на данных психологии, педагогики, социологии, физиологии, медицины и других наук. Это междисциплинарный характер методов особенно ярко проявляется в современных формах психотерапии.

Психотерапия территориально покидает стены клиник и начинает занимать место во внебольничной среде. Многие психотерапевты находят применение своим силам в других государственных и негосударственных структурах: кабинеты социально-психологической помощи семье, телефон доверия и т. д. Практика оказания психологической помощи начинает опережать теоретические знания в области психотерапии.

Психолог-психотерапевт может территориально работать как в медицинском учреждении, так и в немедицинском. Допуском к психотерапевтической работе является диплом или сертификат о соответствующей квалификации.

Становление профессии практического психолога требует от самого психолога не только работы на социальный заказ, но и формирование со-циального заказа, на долю психолога-психотерапевта ложится огромная личная ответственность за становление профессии.

Психолог-психотерапевт работает практически с категорией психического здоровья и категорией нормы психического развития, которые для каждой личности имеют огромное значение. Занимаясь реконструкцией личности клиента, психотерапевт берет на себя роль создателя элементов личности другого человека, разделяя с ним ответственность за изменение в его внутреннем мире.

В работе психотерапевт в индивидуализированной, персонифицированной форме воплощает представление об индивидуальной норме психического развития, содержащей в себе характеристики психического развития. Существенное отличие профессиональных действий психотерапевта и психолога-консультанта можно обозначить так: психотерапевт работает с больным человеком и отвечает за его выздоровление, а психолог-консультант работает со здоровым человеком и создает ему условия для личностного роста, за осуществление этого роста отвечает клиент.

8

Почему психотерапию можно отнести к психологической профессии?

Главным аргументом являются свойства объекта, на который направлены усилия психолога, – это характеристики внутреннего мира человека, модальности этого внутреннего мира: мысли, чувства, желания, возможности, интегральные свойства образа «Я». Аргументы связаны с содержанием и ме-тодами воздействия на параметры внутреннего мира человека. Общее в них то, что они не предполагают использования никаких других инструментов, кроме вербальных и невербальных средств коммуникации психолога и клиента. Предметом взаимодействия психотерапевта и клиента становятся модальности внутреннего мира клиента, отраженные психологом.

Психолог играет самую активную роль в построении предметов взаимодействия, он динамизирует всю эту ситуацию, структурирует ее время и прост-ранство.

Результат психотерапии можно описать следующим образом: до взаимодействия с психологом клиент выделял одно содержание своего внутреннего мира, после взаимодействия с психологом это содержание переструктурировалось.

В зависимости от того, на какие характеристики внутреннего мира человека оказывается воздействие, можно выделить четыре основные модели психотерапии:

1. Психотерапия как метод лечения, воздействующий на состояние функ-циональных систем организма в сфере психических и соматических функций.

2. Психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения.

3. Психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля.

4. Психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми.

Психотерапевт работает вместе с терапевтом и другими специалистами, которые применяют симптомоцентрированную лекарственную терапию и дру-гие непсихологические воздействия.

Для построения предмета взаимодействия с клиентом психологу необходимы точные знания о том, какие изменения во внутреннем мире человека, в содержании его субъективных модальностей вызваны заболеванием. Для этого он должен обладать конкретными клиническими знаниями и обобщенной клинической теорией, что отличает содержание подготовки психолога-психотерапевта от подготовки психолога-психодиагноста. Понятие нормы психического развития и содержания клинической картины болезни являются содержанием профессионального мышления психотерапевта, т. е. именно они влияют в большей степени на построение предмета взаимодействия с клиентом.

9

Предметом взаимодействия психолога и клиента больного неврозом яв-ляется эмоциональный конфликт. Психолог будет работать на разрешение конфликта, на придание ему характера конструктивного с точки зрения задач развития личности.

Психолог не ставит медицинский диагноз, он работает с его содержанием, с основной симптоматикой. Работая с неврозом, психолог анализирует причины, вызвавшие личностные конфликты, определяющие состояние клиента.

Психолог, работающий с ипохондриком, сталкивается с необходимостью изменить его в выгодную позицию – позицию больного.

В том случае, если психолог работает с клиентом, у которого есть клинический медицинский диагноз, его позиция предполагает использование научного материала двух самых основных категорий: категории психического здоровья и категории норм психического развития.

Реконструкция личности клиента осуществляется психологом успешно только в том случае, если он четко рефлексирует содержание своего воздействия, его обоснованность и эффективность, т. е. использует в своей работе научные данные психологии и психиатрии. Чтобы выбрать наиболее эффективный путь лечения, психолог должен уметь сориентироваться в психологических механизмах как в особенностях личности клиента. Психолог-пси-хотерапевт – это один из представителей профессии типа «Человек–Чело-век», который работает с «материалом» человеческих отношений, строя их и непосредственно в них участвуя.

Основные методы психотерапевтического воздействия

Классификация методов психотерапии разнообразна, в рамках каждой классификации представлена та или иная психотерапевтическая теория. В рам-ках каждого психологического направления возникают новые методы, которые призваны отразить уникальность психотерапевта, создавшего их, т. к. ус-пех психотерапии определяется содержанием профессиональной позиции психолога, его научными взглядами.

Цели и задачи психотерапии при разных заболеваниях определяются теоретической позицией автора относительно природы и механизмов психических расстройств. Для их лечения могут применяться одни и те же психотерапевтические приемы, имеющие в разных теоретических концепциях свою направленность и специфическое содержание.

Основные методы по форме психотерапевтического воздействия можно разделить на две группы:

1) индивидуальная психотерапия;

2) групповая психотерапия.

Для описания основных методов психотерапевтического воздействия воспользуемся следующей классификацией:

10

1. Метод личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.

2. Метод суггестивной психотерапии.

3. Метод поведенческой психотерапии.

Основным инструментом психотерапевта является интерпретация связей между состоянием клиента и его жизненной ситуацией, особенностями его системы отношений и мотивации. Интерпретация осуществляется как в ви-де прямых вопросов, так и в виде косвенных вопросов, замечаний и т. д.

Одна из основных задач психотерапевта состоит в том, чтобы возможно более полно отдавать себе отчет в изменениях, происходящих в значимых личностных структурах клиента, во всех параметрах его субъективной модальности.

Групповая (патогенетическая) психотерапия основана на применении следующих принципов: группа должна, до известной степени, являться моделью естественных социальных групп клиента, отношения между членами группы должны в процессе работы постоянно изменяться, на это направлена активность психотерапевта.

Как и в индивидуальной психотерапии, основным средством воздействия является вербальная и невербальная коммуникации между участниками группы, включая и самого психолога.

Главной формой взаимодействия в группе является групповая дискуссия, где происходит фокусирование на обсуждении биографии и проблематики отдельных членов группы. Вспомогательные формы групповой психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисунок и музыкотерапия. Эти формы занятий решают психотерапевтические задачи, давая дополнительный материал для дискуссий, а также задачи психодиагностические.

Разыгрывание ролевых ситуаций представляет группе материал для понимания проблем отдельных участников группы. Эта форма оказывается полезна, когда группа начинает излишне «интеллектуализировать» решение проблемы. Оно бывает также полезно, если участникам группы трудно вербализировать эмоции и проблемы.

Психогимнастика может быть одной из форм, где предмет взаимодействия строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на две цели: уменьшение напряжения, сокращения эмоциональной дистанции участников группы; выработка умения выражать чувства, мысли и желания свои и другого человека. Все переживания участников группы и результаты их действий являются предметом обсуждения в группе – предметом группового взаимодействия.

Проективный рисунок. Его тема задается или же дается свободная, на рисование отводится 30 минут, затем рисунки обсуждаются (сначала говорит группа, а потом – автор).

11

Музыкотерапия. Этот метод более эффективен, если музыку исполняет сам психотерапевт, возникает обстановка спонтанного взаимодействия, боль-шей доверительности. Применяющие этот метод считают, что у него есть положительные стороны и отрицательные – клиенты отмечают повышенную тревожность, утомляемость, раздражительность.

Имаготерапия как использование в целях терапии игры образами. Боль-шую роль при имаготерапии играют ассистенты психотерапевта.

Цели и задачи имаготерапии:

1. Создание для клиента условий, способствующих развитию у него способности адекватного реагирования на возникающие неблагоприятные ситуации, способности входить в роль, соответствующую реальности; таким образом, развивается образ «Я»;

2. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов человека, его ком-муникативных возможностей;

3. Развитие у клиента творческих возможностей по освоению новых ресурсов своего «Я»;

4. Тренировка способности к мобилизации жизненного опыта, развитие саморегуляции;

5. Обогащение жизни клиента новыми переживаниями.

Арттерапия – терапия искусством. Часто используются прикладные ви-ды искусства. Занятия осуществляются в виде двух вариантов: задания на определенную тему при работе с заданным материалом и занятия на произвольную тему с произвольным материалом.

Логотерапия – разговорная психотерапия. Психолог разговаривает с кли-ентом, вербализируя для него его эмоциональное состояние, с помощью этого клиент сам справляется с трудной ситуацией.

Основные понятия, используемые в этом методе, отражают содержание предмета взаимодействия клиента и психолога: самоэкслорация (мера включенности клиента в беседу, содержание субъективной модальности в предмете взаимодействия с психологом), вербализация (словесное описание эмоциональных переживаний пациентов психотерапевтом), положительная оценка и эмоциональная теплота (признание ценности личности другого человека и забота о нем, как о самостоятельном человеке, готовность к сопереживанию с ним), самоконгруэнция (совпадение внешней, словесной аргументации и внутреннего состояния человека – клиента или психолога), самовыражение (акцентирование на личных переживаниях, чувствах в высказываниях психолога или клиента).

Гештальттерапия. Часто понимается как набор эффективных методов воздействия (Ф. Перлз). Основная цель – увеличить потенциал личности, повысить ее силы, возможности человека путем интеграции и развития. Основной психотерапевтической процедурой является создание для клиента

12

условий переживания контакта с самим собой, с окружением, повышения осознания различных установок, способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость в настоящем, а также проверка, каковы их значения и функции в настоящее время.

Главная форма работы – добровольное участие в группе, где психолог индивидуально, поочередно работает с каждым, много внимания уделяя преобразованию рассказа в действие клиента. Приемы делятся на принципы и игры.

Принцип: «здесь и теперь». Клиента просят определить, что он делает сейчас, что чувствует, что думает, что хочет. События прошлого просят излагать так, как будто они разворачиваются сегодня.

Игры. Это упражнения, направленные на конфронтацию клиента со сво-ими переживаниями, дающие ему возможность экспериментировать с собой и другими людьми.

Основные методы психотерапевтического воздействия направлены на соз-дание предмета взаимодействия клиента и психолога, в котором на конкретном фактическом материале были бы представлены различные модальности внутреннего мира клиента. Психолог работает на воссоздание в этих модальностях – мыслях, чувствах, действиях, переживаниях, желаниях клиента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ ХХXVII САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

    Тезисы
    ... ТЕЗИСЫДОКЛАДОВ ХХXVII САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ... : ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В XXIВЕКЕ Малыкова К.А., научный руководитель ... ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ... инвестициям; развитие науки и научного обеспечения, ...
  2. ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ ХХXVII САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

    Тезисы
    ... ТЕЗИСЫДОКЛАДОВ ХХXVII САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ... : ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В XXIВЕКЕ Малыкова К.А., научный руководитель ... ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ... инвестициям; развитие науки и научного обеспечения, ...
  3. Список литературы к выставке «студенческая медицинская наука xxi века»

    Документ
    ... р. 61(063) С88 Студенческая медицинская наукаXXIвека : материалы YII междунар. ... . конф. (2003; Брест). Студенческаямолодежь в меняющемся обществе: Материалы республиканской. ... р. 61(063) Т299 Тезисыдокладовконференции студентов и молодых ученых, ...
  4. Молодежь и наука

    Документ
    ... на передовых рубежах наукиXXIвека, не имея ... повышении качества образования: Доклады и тезисыдокладов 2-го регионального научно- ... //Российская молодежь – будущее науки: Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции с ...
  5. образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в xxi веке

    Документ
    ... . Тезисыдокладов Всесоюзной научно-практической конференции (октябрь ... динамика религиозно-этнических представлений студенческоймолодежи г.Красноярска в 1988 – ... науки в XXIвеке. Трансформация парадигмы университетского образования / Научный доклад. ...

Другие похожие документы..