textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

Фельде Юрий Владимирович

Педагогические условия формирования

готовности водителей автотранспорта

к безопасному дорожному движению

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Казань 2012

Работа выполнена в лаборатории специальной и практической подготовки профессионального образования Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доцент

Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей»

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, доктор технических наук, доктор экономических наук, доктор социологических наук, профессор, член- корреспондент ГАН РАО

Волов Вячеслав Теодорович

НАЧОУ ВПО «Современная Гуманитарная Академия» Самарский филиал

кандидат педагогических наук

Чикин Владимир Иванович

ГАОУ НПО «Дорожно-строительный профессиональный лицей № 54»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Защита состоится «15» марта 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования»Российской академии образования по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.

Объявление о защите и электронная версия автореферата размещены на официальном сайте ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования /tat_ru/science/ispo_rao и на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации referat_vak@ «14» февраля 2012 года.

Автореферат разослан «14 » февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Масалимова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время безопасность дорожного движения – одно из направлений государственной политики. Это обусловлено ростом дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых становятся в равной степени все категории участников дорожного движения. По данным официальной статистики, на дорогах мира каждый год гибнет более одного миллиона человек, еще более 50 миллионов получают травмы. Такой уровень дорожного травматизма дорого обходится экономике, поглощая в большинстве стран от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта. В России число нарушений правил дорожного движения примерно в полтора раза превысило количество транспортных средств. На дорогах прослеживается тенденция повышения агрессивности водителей транспортных средств. Превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление транспортным средством в нетрезвом виде стали причиной почти 70 процентов дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Ежегодный ущерб, по оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации, составляет порядка
2,5 процента внутреннего валового продукта. В 2009 г. по инициативе ООН в г. Москве проведена международная конференция по безопасному дорожному движению, главным итоговым документом которой стало подписание Московской декларации, согласно которой период с 2010 по 2020 гг. объявлен «Десятилетием действий по обеспечению безопасному дорожному движению». Это обусловило потребность формирования готовности к безопасному дорожному движению у водителей автотранспорта.

Состояние разработанности проблемы исследования. Изучение нормативно-законодательных актов, специальной литературы свидетельствует о наличии теоретической базы по исследуемой проблеме. В ряде международных и нормативно-правовых актах Российской Федерации регламентируются вопросы обеспечения безопасному дорожному движению (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»; Указ Президента РФ от 22.09.2006 г. «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.»).

Теоретическим основам безопасности посвящены исследования зарубежных (Г. Киссенджер, У. Липпман, Дж. Розентау, К. Уолтц и др.) и российских (О.А. Бельков, И.Н. Глебов, М.И. Дзлиев, Г.В. Осипов,
А.К. Першин, О.В. Писарь, Н.Б. Пугачева, В.П. Сальникова, А.И. Субетто, А.В. Шершнев, А. Хлопьев, А.К. Шаваев и другие) ученых. Механизм формирования культуры безопасности изучен в исследованиях
В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской, М.В. Сорокиной, В.В. Токарева,
Е.И. Тупикина и др. Методика подготовки водителей автотранспорта раскрыта в работах Ж.М. Лям, Э.С. Цыганкова и др. Психологические характеристики водительских профессий составлены Г.М. Левигурович,
В.Н Арбузовым, В.Н. Ланиной, К.В. Старковой и др. Процесс обучения безопасному поведению на дорогах изучен Р.Ш. Ахмадиевой,
Л.Г. Ахметшиной, Б.Е. Боровским, Б.Ф.Венда, И.К. Коршаковым, Е.С.Кузьминым и Ю.П.Степкиным, М.И. Логановым, Р.Н.Миннихановым, Ф.М. Пиир, Р.В.Ротенбергом, Ю.К. Стрелковым, Г.С. Улиханяном и др.

Вместе с тем, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что в научной литературе не обобщен отечественный и зарубежный опыт подготовки водителей автотранспорта к безопасному управлению автомобилем; не разработаны теоретические основания и модель формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью повышения качества подготовки водителей автотранспорта и неразработанностью педагогических условий формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблемуисследования: каковы педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению.

Объект исследования: процесс подготовки водителей автотранспорта.

Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному участию в дорожном движении.

Актуальность проблемы, предмет исследования обусловили выбор темы: «Педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению.

Гипотеза исследования: формирование готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению будет эффективным при:

– мотивационно-фасилитационной направленности преподавательско-инструкторского состава автошкол на формирование у водителей готовности к безопасному дорожному движению;

– реализации устойчивой активности у водителей автотранспорта при решении задач по предотвращению на дороге опасностей и угроз, организации безопасного поведения;

– интеграции общей подготовки водителей автотранспорта, формирования у них готовности к безопасному дорожному движению.

Цель и гипотеза определили задачиисследования, которые обусловили логику изложения научного материала:

1) теоретически обосновать сущность, структуру и содержание готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению;

2) определить принципы формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению;

3) разработать модель формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению;

4) экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению.

Теоретико-методологической основойисследования стали:

– диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особен-ного и общего; единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций); интерпретация целостности (конкретного) как единства много-образия (Д.П. Горский, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Б.М. Кедров,
В.А. Лекторский, Т.И. Хилл, Ф. Энгельс);

– системный подход к изучению педагогических процессов
(В.П. Беспалько, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин и др.);

– теории педагогического моделирования (С.И. Архангельский,
В.Г. Афанасьев);

– теории личностно ориентированного образования (А.Г. Асмолов, Е.В. Бордовская, Э.Ф. Зеер, Г.В. Мухаметзянова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.);

– теории о социальной детерминации содержания и технологий педагогической деятельности (Д.И. Фельдштейн, В.А. Сластенин, В.И. Загвязинский, Т.И. Шамова, М.Н. Скаткин).

– теории и концепции личностного становления человека как активного субъекта, преобразующего мир и себя (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, А.В. Петровский, А.Н. Славская, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн);

– концептуальные идеи о профессиональной подготовке водителей водители Э.С. Цыганкова.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

– теоретические (научный анализ специальной литературы и учебных материалов по рассматриваемой проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, контент-анализ, кластерный анализ, моделирование);

– эмпирические: (наблюдение, опрос, беседы, тестовые испытания, экспертная оценка, эксперимент, анализ случая (Case study), занятия-практикумы на тренажерах).

База исследования: Базой исследования стали 9 автошкол Республики Татарстан («Автоледи», «Форсаж», «Светофор», «Кама - Автошкола», «АГО ТРО-ОО ВОА», «ОСТО», «Авто Престиж», «УК МСХиП РТ», «Автошкола»). Было исследовано 28 преподавателей, 47 инструкторов, 410 водителей. Из них 18 преподавателей, 27 инструкторов, 270 водителей составили экспериментальную группу (автошколы «Автоледи», «Форсаж»,
«АГО ТРО-ОО ВОА», «Автошкола»), 10 преподавателей, 20 инструкторов, 140 водителей составили контрольную группу (автошколы «Светофор», «Кама - Автошкола», «ОСТО», «Авто Престиж», «УК МСХиП РТ»).

Исследование проводилось с 2004 по 2012 годы в три последовательных этапа:

Первый этап (2004-2006 гг.): изучение педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогического опыта подготовки водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению, определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование теоретико-методологической основы исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2006-2008 гг.): теоретическое обоснование сущности, структуры и содержания формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; определение принципов формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; разработка модели и выявление педагогических условий формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению.

Третий этап (2008-2012 гг.): экспериментальная апробация педагогических условий формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; выявление критериев, показателей и уровней сформированности готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; осмысление и обобщение результатов исследования; обработка полученных данных; уточнение теоретических выводов, определение перспектив изучения исследуемой проблемы.

Научная новизнаисследования заключается в следующем:

1) разработана сетевая тренажерно-опорная персонализированная (СТОП) модель формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению, включающая цель, задачи (формирование целостного представления о безопасном дорожном движении и установки на безопасное поведение на дороге; освоение умений и навыков предотвращения опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения; повышение надежности водителей), принципы (конгруэтность, ассоциативность, субъектность, когерентность, открытость), структурообразующие компоненты (сетевое взаимодействие субъектов управления процессом формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; тренажерную подготовку; опорный (схемно-знаковый) метод представления знаний о безопасном поведении на дороге; персонализацию процесса формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению), формы (лекционные и практические занятия, тренировку, практическое вождение в условиях реального дорожного движения, самостоятельную работу), методы (гностические, интерактивные, вождение, мотивационные, диагностические, самостоятельного приобретения знаний), средства (печатные пособия; электронные образовательные ресурсы; аудиовизуальные, наглядные, демонстрационные средства; учебные автомобили; тренажеры), критерии (знаниевый, деятельностный, адекватный), педагогические условия, уровни (виктимный, диатактический, императивный);

2) выявлены и апробированы педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению (мотивационно-фасилитационная направленность преподавательско-инструкторского состава автошкол на формирование готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; устойчивая активность водителей при решении задач по предотвращению на дороге опасностей и угроз и организации безопасного поведения; интеграция общей подготовки водителей и формирования у них готовности к безопасному дорожному движению).

Теоретическая значимостьисследования заключается в том, что:

1) выявлены предпосылки (антропоцентрические, акмеологические, эргономические, эдукологические) формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению;

2) теоретически обоснованы сущность (осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения (ПДД) и установка на безопасное поведение на дороге, умения и навыки по предотвращению опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личности и участников дорожного движения, и обуславливающие безопасное управление транспортным средством), структурообразующие компоненты (когнитивность, конативность, надежность) и содержание (теоретические и практические занятия по основным учебным предметам, обучение вождению, изучение дополнительных тем и упражнений, учитывающих региональные особенности) готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению;

3) проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению и выявлены совокупные тенденции (автоматизированный полицейский контроль за соблюдением правил дорожного движения; пропаганда безопасного дорожного движения; повышение ответственности за нарушение ПДД; оптимизация технологий подготовки водителей, посредством интеграции теоретических и практикоориентированых занятий, применения тренажерных методов; создание программ непрерывного образования по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД); увеличение уровня пассивной безопасности технических средств) и особенности данного процесса за рубежом (интеллектуальные средства контроля за безопасностью на дороге; развитие деятельности автоклубов; совершенствование систем выдачи водительских удостоверений; введение ограничений на вождение после получения водительского удостоверения для начинающих водителей; обновление учебных программ автошкол; принятие законодательных норм, обеспечивающих приобретение начинающими водителей ми опыта в условиях наименьшего риска) и России (создание системы качества подготовки водителей в автошколе; стандартизация образовательных программ; внедрение модели непрерывного образования по обеспечению БДД).

Практическая значимостьисследования состоит в том, что научно обоснованы методические рекомендации по оптимизации отбора и структурирования содержания учебных и методических материалов по формированию готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; представлено научно-методическое обоснование модели формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению и подготовлены методические рекомендации по реализации данной модели в педагогической практике; разработаны учебно-методические комплексы «Основы контраварийной подготовки», «Основы транспортной психологии». Материалы исследования могут быть использованы для обновления содержания учебных курсов в процессах подготовки водителей и повышении квалификации преподавательско-инструкторского состава автошкол.

Достоверность и обоснованностьрезультатовисследования обеспечены опорой на современные педагогические концепции; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; использованием научных методов исследования, адекватных его задачам и логике, качественного и количественного системного анализа; опытно-экспериментальной проверкой основных положений выдвигаемой гипотезы.

Апробация и внедрение результатовисследования в профессионально-педагогическую практику проходили на всех этапах исследования. Результаты исследования отражены в 10 публикациях автора, докладывались на заседаниях лаборатории специальной и практической подготовки и методологических семинарах в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО, республиканских семинарах-совещаниях инспекторов по пропаганде БДД подразделений ГИБДД ОВД по РФ и РТ; международных и российских симпозиумах и конференциях, посвященных проблемам безопасности дорожного движения и профессионального образования: «Stockholm International Fairs & Congress Centre» (г. Стокгольм, 2009 г.), «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах» (г. Санкт-Петербург, 2008, 2010 гг.), «Использование результатов мониторирования общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения в системе совместной деятельности министерств и ведомств с ГИБДД МВД по Республике Татарстан» (г. Казань, 2008 г.), «Качество, эффективность, перспективы БДД» (г. Казань, 2009 г.), «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности опыт, проблемы, поиски решения» (г. Казань, 2010 г.), «Первая всемирная министерская конференция по безопасному дорожному движению» (г. Москва, 2009 г.).

Личное участие автора состоит в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, теоретической разработке основных концептуальных идей и положений исследования. Диссертационное исследование является результатом многолетней научно-педагогической работы автора в системе профессионального образования и в деятельности автошкол.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав, каждая из которых включает несколько параграфов; заключения; 3 рисунков; 4 таблиц; списка использованной литературы; приложений.

На защиту выносятся:

1. Сетевая тренажерно-опорная персонализированная (СТОП) модель формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению, включающая: цель, задачи, принципы, структурообразующие компоненты, формы, методы, средства, критерии, педагогические условия, уровни готовности.

2. Педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению (мотивационно-фасилитационная направленность преподавательско-инструкторского состава автошкол на формирование готовности водителей к безопасному дорожному движению; устойчивая активность водителей при решении задач по предотвращению на дороге опасностей и угроз и организации безопасного поведения; интеграция общей подготовки водителей и формирования у них готовности к безопасному дорожному движению).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении сформулирована проблема исследования и обоснована ее актуальность; определены основные характеристики исследования – объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологические подходы и концептуальные положения; охарактеризованы этапы; сформулированы положения, выносимые на защиту и отражающие основные результаты; определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основания формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению» выявлены предпосылки формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; теоретически обоснованы сущность, структура и содержание готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению; определены принципы формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению.

Установлено, что дорожное движение представляет собой процесс специфических коммуникаций, обуславливающих существование дорожного сообщества. Безопасность дорожного движения – это динамичное образование, своевременно и адекватно реагирующее на меняющиеся опасности и угрозы в процессе дорожно-транспортных отношений, обуславливающее формирование основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях на дорогах и обеспечивающее готовность субъектов дорожно-транспортных отношений к безопасному поведению на дороге.

Выявлены предпосылки формирования готовности водителей к безопасному дорожному движению:

1) антропоцентрические, включающие психологическое обеспечение безопасности дорожного движения, изучение влияния психологических качеств личности на стиль вождения и поведение на дороге, психофизиологический отбор кандидатов на обучение вождению автотранспорта;

2) акмеологические, обуславливающие создание технологий подготовки водителей автотранспорта и повышения их квалификации, механизмов формирования профессиональной надежности и культуры поведения водителей, а также моделей подготовки водителей к обеспечению собственной безопасности и безопасному дорожному движению;

3) эргономические, направленные изучение безопасного дорожного движения в системе "В - А - Д - С" (водитель - автомобиль - дорога - среда) и особенностей дорожного сообщества;

4) эдукологические, отражающие общие закономерности организации и развития безопасного дорожного движения, системы подготовки водителей.

Выяснено, что за рубежом формирование готовности водителей к безопасному дорожному движению – одно из направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. В процессе формирования у водителей готовности к безопасному дорожному движению имеют место общие (автоматизированный полицейский контроль за соблюдением ПДД; интеллектуальные средства контроля за безопасностью на дороге; налоговые стимулы для водителей; технические предписания; оптимизация информационных систем и баз данных по ДТП и травматизму, независимые расследования и научное изучение ДТП; пропаганда безопасного дорожного движения; обучение основам безопасного дорожного движения в рамках школьных учебных программ; контроль за использованием ремней безопасности; улучшение качества медицинской помощи при ДТП; повышение ответственности за нарушение ПДД; развитие деятельности автоклубов) и специфичные (совершенствование систем выдачи водительских удостоверений; введение ограничений на вождение после получения водительского удостоверения для начинающих водителей; расширение учебных программ автошкол; оптимизация технологий подготовки водителей, посредством интеграции теоретических и практикоориентированных занятий, применения продуктивных методов обучения («комментирующее вождение», тренажерные методы); принятие законодательных норм, обеспечивающих приобретение начинающими водителями опыта в условиях наименьшего риска; создание программ непрерывного образования по обеспечению БДД) тенденции.

Анализ отечественного опыта процесса формирования у водителей готовности к безопасному дорожному движению показал, что общие тенденции включают развитие правового сознания и предупреждение опасного поведения участников движения; усиление ответственности водителей за нарушение ПДД; увеличение уровня пассивной безопасности ТС; активное внедрение автоматических систем контроля за соблюдением ПДД; оптимизацию скоростных режимов. В совокупность специфичных тенденций данного процесса включены: создание системы качества подготовки водителей в автошколе; стандартизация образовательных программ; оптимизация технологий подготовки водителей, посредством интеграции теоретических и практикоориентированных занятий, применения тренажерных методов; внедрение модели непрерывного образования по обеспечению БДД.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Часть i вестник

    Решение
    ... готовность ... формированию ... ЮрийВладимирович-водитель ... педагогическим ... фельд ... безопасности на автотранспорте. ... дорожногодвижения и других норм безопасностидвиженияводителями организации. -20 7. Оценочные показатели, связанные с обеспечением безопасныхусловий ...
  2. Информационный бюллетень № 46 (697)

    Информационный бюллетень
    ... Фельда ... Владимирович Каган ... условием привлечения туристов. В связи с этим ключевым приоритетом остается формирование ... Е. И. Рерихов – Юрия и Святослава, шкатулка Н. ... о готовности бизнеса ... автотранспорта ... безопасностидорожногодвижения ... водителем", ... педагогических ...
  3. П роклятые солдаты Предатели на стороне III рейха Сергей Геннадьевич Чуев Оглавление

    Документ
    ... Общенациональное Движение ( ... Фельде ... и водителями по ... Юрий ... боевой готовности своих ... пополненная автотранспортом, ... организаций. дорожных и строительных ... Владимирович ... свои условияформирования подразделения ... педагогической ... безопасности». Помимо формирования ...
  4. К ОСОБЕННОСТЯМ АССОЦИАТОВ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ ОБЪЕКТИВИРУЮЩИХ КОНЦЕПТ SIBIRIEN В НЕМЕЦКОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА

    Документ
    ... водитель ... дорожногодвижения ... . Юрий Александрович ... педагогических задач, включающий в себя задачи формирования ... автотранспорта ... безопасности, ... Владимирович ... условием результативности реализации педагогической ... готовностью ... вахта); начальное фельд- и концовое ...
  5. К ОСОБЕННОСТЯМ АССОЦИАТОВ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ ОБЪЕКТИВИРУЮЩИХ КОНЦЕПТ SIBIRIEN В НЕМЕЦКОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА

    Документ
    ... водитель ... дорожногодвижения ... . Юрий Александрович ... педагогических задач, включающий в себя задачи формирования ... автотранспорта ... безопасности, ... Владимирович ... условием результативности реализации педагогической ... готовностью ... вахта); начальное фельд- и концовое ...

Другие похожие документы..