textarchive.ru

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Международные связи 237

ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ XIXXX ВВ.

Плохих Л.А.

Плохих Любовь Анатольевна – аспирант КГПУ очного отделения кафедры всеобщей истории (научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Л.А. Шаферова)

К середине XIX в. в России под влиянием исторических событий усиливается общественный интерес к проблемам «славянского единства» и судеб славянства. На страницах общественно-политических и научных изданий появляется ряд работ по славянской проблематике. Внимание исследователей стали привлекать не только хорошо изученные славянские народы (болгары, сербы, поляки и др.), но и малоизвестные, такие, как полабские славяне, населявшие территорию между Лабой и Одрой.

Начало изучению истории полабских славян в российской исторической науке положил А.Ф. Гильфердинг, видный историк, этнограф, лингвист, публицист и общественный деятель. Его «История балтийских славян» первоначально была опубликована в журнале «Москвитянин» [1] и имела широкий общественный резонанс. В 1874 г. А.Ф. Гильфердинг выпускает первую часть труда, посвященную раннему периоду истории балтийских славян [2]. Остальной материал он использовал в отдельных работах [3].

В своем труде А.Ф. Гильфердинг рассматривает проблемы общественного устройства и быта полабских славян, особенности ведения хозяйства, черты характера, а также причины гибели полабских славян.

Трудности своей работы А.Ф. Гильфердинг связывает с отсутствием «славянских письменных источников». Он вынужден использовать те сведения, которые вышли из-под пера «врагов и губителей славян», то есть письменных источников, созданных немецкими и датскими авторами.

В основу своего исследования А.Ф. Гильфердинг положил противопоставление славянского и германского миров и рассматривал историю полабских славян лишь в неразрывной связи с завоеванием их земель между Лабой и Одрой немецкими феодалами.

Он подчеркивает решающее влияние враждебного немецкого окружения не только на судьбу полабских славян, но и на формирование их «национального характера». Так, изначально добрые и общительные славяне под влиянием внешних обстоятельств стали «чуть ли не воинственнее и свирепее своих противников» [4].

Исследуя вопросы общественной жизни полабских славян, А.Ф. Гильфердинг приходит к выводу о существовании у них «общинной демократии» в противовес «германской аристократии» [5]. Уделяя большое внимание вопросам развития городов и торговли полабских славян, А.Ф. Гильфердинг вновь связывает их с отражением германской агрессии.

Большая часть исследования А.Ф. Гильфердинга посвящена изучению завоевания полабских славян немецкими феодалами и анализу причин их гибели. Он отмечает, что главной причиной гибели и исчезновения полабских славян является их внутренняя неспособность к объединению, отсутствие «единства и жизненной силы, внутреннее разложение, связанное с заимствованием германских обычаев и нравов» [6]. Оплакивая трагическую судьбу полабских славян, Гильфердинг пытается просветить и предостеречь все остальные славянские народы от нарастающей германской угрозы. Таким образом, в выводах А.Ф. Гильфердинга проявляются его политические взгляды.

«История балтийских славян», несмотря на свою ограниченность, имеет большое научное значение. А.Ф. Гильфердингом были впервые затронуты проблемы истории полабских славян, их общественная жизнь, быт и хозяйство, характер и культура этой ветви славянского народа.

Исследование А.Ф. Гильфердинга не осталось незамеченным. Оно привлекло внимание ученых к истории полабских славян.

В качестве преемника и продолжателя дела А.Ф. Гильфердинга выступил его ученик А.И. Павинский. Используя те же нарративные источники, он пишет работу «Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII – XII вв.», в которой все содержание истории полабских славян сводит к процессу сопротивления онемечиванию и гибели славян.

Особое внимание А.И. Павинский уделяет такому фактору, как христианство, видя в нем одну из решающих причин преимущества германцев над славянами: «Они (немцы. – Л.П.) обладали в этом отношении превосходством нравственным, до которого могли подняться славяне только с помощью того же просветительского начала, что и немцы, то есть принятием христианства» [7].

Рассматривая процесс германизации полабских славян в неразрывной связи с насаждением христианства, А.П. Павинский вместе с тем отмечает, что неудачи немцев напрямую зависели от «силы языческого духа». Автор подтверждает это сведениями из источников о долгом сохранении язычества в покоренных землях. Уделив наибольшее внимание борьбе славян с немцами, А.И. Павинский практически не касается вопросов социальной и экономической жизни полабских славян.

Новым этапом в изучении прошлого полабских славян явились работы И. Первольфа [8]. «Германизация балтийских славян» значительно отличалась от работ предшественников своим содержанием. Его интересовали не столько процесс завоевания и подчинения полабских славян, сколько постепенная колонизация уже после присоединения к Германской империи. Впервые, в отличие от своих предшественников, И. Первольф вводит в свою работу значительное число географического и топономистического материала.

По мнению И. Первольфа, главной причиной противоречий между славянами и немцами являлся «религиозный фанатизм». Он полагает, что причина поражения славян заключается прежде всего в «неспособности преодолеть внутренние разногласия, препятствующие объединению в сильное государство» [9].

Весьма интересным представляется и вышедшее в 1876 г. двухтомное сочинение И.А. Лебедева «Последняя борьба балтийских славян против онемечивания» [10]. Отдельные положения этого труда были опубликованы в 1873 году в статье «Крестовый поход немцев против славян 1147 года» [11]. Главной задачей этих исследований ставилось изложение по источникам последней борьбы ободритов и лютичей против немцев и датчан, как эпизод всеобщей истории.

Рассматривая вопросы принятия христианства язычниками-славянами, И.А. Лебедев отмечал, что оно не могло восприниматься славянами положительно, так как насаждалось насильно, на чуждом языке, и, что самое главное, оно было «внешним по самому характеру отношения к славянам» [12]. Говоря о завершении завоевания полабских славян к 1180 г., он признавал, что еще долгое время после завоевания славяне оказывали сопротивление, «жили особняком, не смешиваясь с немецким населением» [13]. Отличительной особенностью труда И.А. Лебедева являлся обширный анализ источников по истории полабских славян, данный им во втором томе своего труда.

Важнейшими источниками по истории полабских славян И.А. Лебедев считал сочинения немецких и датских анналистов, в первую очередь Гельмольда и Саксона Грамматика. Эти авторы, по мнению И.А. Лебедева, заслуживали доверия и ошибки, допущенные в изображении ряда событий Гельмольдом и Саксоном Грамматиком, «почти никогда не носят намеренного искажения или, говоря точнее, весьма редки» [14]. Для изучения истории полабских славян И.А. Лебедев считал необходимым использовать не только хроники, но и актовый материал, а также датские саги.

К концу XIX в. в России вышел ряд небольших работ по истории полабских славян, представляющих собой компиляцию трудов А.Ф. Гильфердинга, А.И. Павинского, И. Первольфа.

Н.Н. Филиппов [15] довел историю остатков одного из племен полабских славян сербов-лужичан до 1848 г., изучая сохранившееся обряды и обычаи.

А.С. Будилович пришел к сомнительным выводам, что полабские славяне исчезли с исторической арены из-за своего «увлекающегося, мечтательного и легкомысленного характера» [16], их страсти к принятию всего чужеродного.

Таким образом, в работах историков XIX в. основное внимание уделялось проблемам взаимоотношений полабских славян с немцами. Вопросы социально-экономического культурного религиозного характера часто оставались за рамками исследований, хотя и были частично освещены в отдельных трудах.

Анализу источников по истории полабских славян, кроме выше указанного сочинения И.А. Лебедева, посвящены работы А. Котляровского [17], О.Я. Фортинского [18], А. Чистякова [19] и В. Макушева [20]. Несмотря на различия, все они пришли к выводу о необходимости критического анализа источников их параллельного изучения и сопоставления [21].

Религиозные представления славянских народов, в том числе и полабских славян, подробно рассматривает А.С. Фаминцын [22] и А. Котляровский [23]. В другой работе [24] А. Котляровский подробно исследовал вопросы права, быта, хозяйственной жизни полабских славян.

Некоторым вопросам развития славянских городов уделял внимание Ф. Фортинский [25]. Рассматривая влияние, которое оказали славянские города (Любек, Росток, Висмар, Стральзунд, Грейфевальд) на образование ганзейского союза, Ф. Фортинский практически не останавливался на развитой славянской культуре, которую застали немцы на этих землях.

В начале XX в. в российской исторической науке произошло некоторое снижение интереса к истории полабских славян. Новые работы появлялись только к началу первой мировой войны в связи с резким обострением русско-германских отношений.

В 1915 г. вышла небольшая брошюра М. Бречкевича [26]. В ней автор вновь возвращается к проблемам взаимоотношений немцев и славян. Он подробно рассматривал этапы германской агрессии по числу ударов, нанесенных славянским племенам германскими императорами.

Наиболее значительным и интересным представляется фундаментальный двухтомный труд Д.Н. Егорова «Колонизация Мекленбурга» [27].

В отличие от своих предшественников Егоров Д.Н. строил свои выводы не на традиционных известных нарративных источниках, а на документальном материале – Десятинном списке Ратцебургской епархии 1229–1230 гг. Опубликованный в Германии еще в начале XIX в., этот список считался простой записью расходов епископства, который не мог дать информации о славянском населении. И только Д.Н. Егоров распознал в нем интереснейший по своей значимости источник, по которому можно проследить процесс колонизации славянского населения.

Первый том Д.Н. Егоров посвятил анализу источников и теоретическим проблемам изучения славян. Он пришел к выводу о том, что такой популярный источник, как хроника Гельмольда, не заслуживает доверия, так как по сути является «историей обращения язычников», а не историей славянских народов. В своей рецензии О.А. Добиаш-Рождественская отметила: «Порывая окончательно с традицией доверия ему (Гельмольду. – Л.П.), он ставит себе требование «подвергнуть анализу не одни лишь фактические данные, как это делалось доныне, но общую его концепцию, писательские приемы и слог» [28].

Именно Д.Н. Егоров широко применял к анализу исторического источника данные других наук – топонимики, генеалогии, геральдики, археологии. Важной частью его труда являлся и подробный историографический обзор исследований по истории полабских славян.

Во втором томе Д.Н. Егоров подробно рассмотрел процесс колонизации и германизации Мекленбурга, одной из крупнейших областей проживания полабских славян.

Он пришел к выводу, что колонизация славян не завершилась сразу после завоевания немцами, а продолжалась еще как минимум два столетия. По его мнению «германизация создалась исподволь, в течение очень долгого времени, по сложным весьма причинам. Не только вследствие существования или преобладания немцев в стране, но и как результат вступления Мекленбурга в более тесное общение с Западом, сообразно с усилением торговли и иных связей, экономических и культурных» [29].

Д.Н. Егоров показал, что внутренняя колонизация земель Мекленбурга осуществлялась не столько немцами, сколько местным славянским населением.

Сделав огромный вклад в изучение истории полабских славян, Д.Н. Егоров вместе с тем не сумел избежать крайностей в своих выводах. В первую очередь это касается недоверия нарративному источнику в целом, гиперкритичному отношению к нему. Кроме того, исследование Д.Н. Егорова явно перегружено вспомогательным материалом.

Тем не менее нельзя не согласиться с мнением О.А. Добиаш-Рождественской о его работе: «с ней влилась в нашу медиевистику (и особенно бедную медиевистику германскую) свежая струя материалов, приемов, точек зрения» [30].

Таким образом, изучение истории полабских славян определялось общим уровнем исторической науки XIX– нач. XX вв. Исследования второй половины XIX в. преимущественно основывались на нарративных источниках, а в начале XX в. широко стал использоваться актовый и документальный материал. В целом, к заслугам Российской дореволюционной историографии следует отнести создание общей картины развития и гибели полабского славянства. Были созданы интересные концепции, не потерявшие своего значения и в наше время.

Библиографический список и примечания

  1. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян // Москвитянин. – 1854–1855 гг.

  2. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. – СПб., 1874.

  3. Он же. Борьба славян с немцами на балтийском Поморье в средние века. – СПб., 1861; Остатки славян на южном берегу Балтийского моря. – СПб., 1878.

  4. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. – СПб., С. 38.

  5. Там же. С. 90.

  6. Там же. С. 195.

  7. Павинский А.И. Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII – XII вв. –СПб., 1871. – С. 89.

  8. И. Первольф. Германизация балтийских славян. – СПб., 1876; Он же. Славяне. Их взаимные отношения и связи. – СПб., 1876.

  9. Там же. С. 3.

  10. Лебедев И.А. Последняя борьба балтийских славян против онемечивания. – М., 1876. Т. 1,2.

  11. Он же. Крестовый поход немцев на славян 1147 года! // Русский вестник 1873. – Т. 108. С. 376-406.

  12. Лебедев И.А. Последняя борьба. С. 30.

  13. Там же. С. 295.

  14. Там же. С. 206.

  15. Филиппов Н.Н. Очерк тысячелетней борьбы балтийско-полабского славянства с немцами до возрождения сербо-лужицкого племени. – СПб., 1897.

  16. Будилович А.С. О причинах гибели балтийского славянства: Сб. учено-лит. об-ва Юрьевского университета. Т.1. – Юрьев, 1898. С. 150.

  17. Котляровский А. Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности. – Прага, 1874.

  18. Фортинский О.Я. Титмар Мерзенбургский и его хроника. – СПб., 1872.

  19. Чистяков А. Жизнь древних славян по хронике Дитмара. – СПб., 1857.

  20. Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян. – СПб., 1861.

  21. «Необходим разбор и осмотр каждого отдельного показания посредством сопоставления с другими однородными и близкими известиями всех наличествующих источников» (Котляровский А. Сказания об Оттоне… С.16).

  22. Фаминцын А.Г. Божества древних славян. – СПб., 1884.

  23. Котляровский А. О погребальных обычаях языческих славян. – М., 1868.

  24. Котляровский А. Древности права балтийских славян. – Прага, 1874.

  25. Фортинский Ф. Вендские города и их влияние на образование ганзейского союза до 1370 г. – Киев, 1877.

  26. Бречкевич М. Полабские славяне. – Казань, 1915.

  27. Егоров Д.Н. Славяно-германские отношения в средние века. Колонизация Мекленбурга в XIII в. Т. I,II. –М., 1915.

  28. Добиаш-Рождественская О.А. Новый труд в области славяно-германских отношений в средние века. –ЖМНП, 1915. С. 90.

  29. Егоров Д.Н. Славяно-германские отношения… Т.II, С. 601.

  30. Добиаш-Рождественская О.А. Новый труд в… С. 350.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отечественная история с древнейших времен до наших дней

    Литература
    ... и силезских славян. В X в. – Вендское королевство. Создано полабскимиславянами (венедами) ... развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв. / В.А. Кучкин // Отечественнаяистория. – 2003. – ... на рубеже XIXXX веков Категории ...
  2. История средних веков в 2-х томах том 1 под ред

    Документ
    ... истории средних веков, в котором авторы стремились отразить достижения отечественной ... направления». На рубеже XIX и XXвв. начался пересмотр классической ... насильственно обращены в католичество полабскиеславяне, а в XIII—XIV вв. — балтийские племена, ...
  3. История средних веков в двух томах под п общей редакцией

    Документ
    ... История готов» Исидора Севильского, «История франков» Григория Турского, «История ... на рубеже XIX и XXвв., что было ... заключил союз с полабскимиславянами-ободритами, восточными ... (государственного покровительства отечественной промышленности и торговле ...
  4. ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН Программа курса

    Программа курса
    ... и отечественной традиций. Полабские и поморские славяне в VIII – XII вв. Территория расселения полабских и поморских славян. Хозяйство ... из историиотечественного славяноведения: 1930-е годы. М., 2000. Актуальные проблемы славянской историиXIX и XX ...
  5. История южных и западных славян типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 03 01 история (по направлениям)

    Программа
    ... наследство. 3. Полабские и поморские славяне. Территория и ... половине XIX – начале XX в. ... Отечественные записки. 1840. Т. 8. Отд. 2. Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян. М., 1994. Любавский М. К. История западных славян. М., 2004. II. история ...

Другие похожие документы..