textarchive.ru

Главная > Программа


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Проведение Маркетингового исследования социально-экономического развития

Восточно-Казахстанской области

Название позиции: Технические эксперты (национальная аналитическая компания)

Место работы: Восточно-Казахстанская область, гг. Усть-Каменогорск и Семей (Казахстан)

Длительность: 1-2 недели (с возможным продлением)

Начало: (сентябрь - начало октября 2011 года)

Введение

Общая информация:

С января 2011 года в Республике Казахстан началась реализация второй фазы проекта Регионального Бюро ПРООН в Братиславе и ПРООН в Казахстане «Расширенная Европа: Содействие торговли Центральной Азии, Южного Кавказа и западным странам СНГ», целью которого является укрепление экономического роста страны за счет продвижения торговли и повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в Восточно-Казахстанской области. В рамках проекта планируется ряд мероприятий, в числе которых серия тренингов и семинаров, реализации Программы Малых грантов бенефициарам проекта, увеличение потенциала действующих предпринимателей, укрепление взаимодействия государственных служащих с предпринимателями через образовательные семинары, а также разработка модели по развитию региональных торговых отношений в Восточно-Казахстанской области.

Проект «Расширенная Европа». Фаза 2 проекта была инициирована Региональным центром ПРООН в Братиславе в партнерстве с рядом страновых офисов ПРООН как продолжение Фазы 1 проекта, реализованного с октября 2009 по январь 2011 гг. Цель проекта – поддержка инклюзивного роста в регионе через содействие торговле и усиление конкурентоспособности каждой страны для поддержания стран в их попытках снизить бедность и улучшить жизнь населения.

Данное техническое задание связано с реализацией Компонента I (Поддержка экономического развития через торговые коридоры, связывающие страны Центральной Азии, Южного Кавказа, Западные страны СНГ для вывода продукции на внешний рынок).

Цель секторального исследования:

Исследование будет направлено на совершенствование политики местного экономического развития в Восточно-Казахстанской области для последующего определения потенциала развития секторов МСБ и их интеграции в Региональную стратегию развития на 2010-2015 гг..

Задачи:

Секторальный анализ:

  • Определить основные характеристики сектора МСБ Восточно-Казахстанской области (проблемы, тенденции и перспективы их развития);

  • Обозначить перспективные секторы экономики Восточно-Казахстанской области;

  • Определить размеры перспективных секторов их фактический и потенциальный спрос на продукцию на местных и международных рынках;

  • Определить в рамках выбранных секторов товары на которых отразится (предположительно) соответствующие рыночные изменения вследствии либерализации торговли;

  • Определить конкретные механизмы и финансовые инструменты , которые могут быть предприняты государственными властями для содействия росту секторов;

  • Провести оценку существующей инфраструктуры и рынков при возможном расширении сектора;

  • Оценить экспортные возможности приоритетных секторов экономики ВКО;

Человеческое развитие:

  • Оценить воздействие на человеческое развитие посредством рассмотрения новых возможностей, возникающих вслед за ростом торговых потоков и экономическим расширением сектора;

  • Определить региональную специфику зависимости степени человеческого развития от цены и производства;

  • Определить наличие и потенциал инклюзивных моделей, способствующих развитию экономики региона;

  • Определить новые возможности для предпринимательской деятельности, а также создание новых рабочих мест при развитии анализируемых секторов экономики ВКО;

Стратегическое планирование:

  • Оценить существующие методы управления, инструменты и технологии, которые в настоящее время используются на областном уровне в вопросах местного развития;

  • Разработать предложения по укреплению возможностей области в части планирования, бюджетирования, реализации и мониторингу областной стратегии развития;

  • Определить ключевые направления наращивания потенциала через оценку потребностей в обучении для государственных служащих (городские районные и сельские акиматы);

  • Обеспечить взаимодействие с Региональными центрами обучения по организации тренингов;

Финансовые и нефинансовые инструменты поддержки МСБ:

  • Выявить проблемы финансовой и нефинансовой поддержки (консалтинг, семинары/тренинги) со стороны Государственных финансовых институтов;

  • Выявить проблемы финансовой и нефинансовой поддержки со стороны банков второго уровня, микрокредитных организаций, международных организаций;

  • Выявить эффективность и проблемы консалтинговой и информационно-аналитической поддержки предпринимателей и экономически активного населения через Центр по продвижению торговли (Сервисный центр).

  • Обосновать необходимость методики взаимодействия предпринимателей с государственными служащими, участвующих в продвижении торговой и экономической деятельности, путем организации комплексных тренингов.

  • Предложить пути решения выявленных проблем для последующего внедрения в Региональную стратегию развития региона на 2010-2015 гг.

Ожидаемые результат(ы):

Исследование/наблюдение обеспечит текущую экономическую ситуацию, определит возможности и риски развития МСБ, а также станет инструментом оценки воздействия проекта. Результаты данного исследования будут использоваться в ряде последующих мероприятий по проекту.

Основываясь на полученных данных национальный консультант (Командный лидер) построит структурированный концептуальный документ, который в свою очередь послужит дополнительным обоснованием в работе проекта и реализации его мероприятий.

Национальный консультант (Командный лидер) разработает концептуальный документ со следующей структурой:

Резюме работы1 (не больше 2-х страниц) отдельный документ

I. Введение

Основная часть:

Часть I: Секторальный анализ

  • Описание основных характеристик сектора МСБ в Восточно-Казахстанской области;

  • Анализ секторов МСБ Восточно-Казахстанской области с учетом видов деятельности, количества задействованных лиц в данном секторе, гендерного равенства, количество открытых рабочих мест, и пр.

  • Анализ перспективных секторов экономики области включая оценку размера сектора, предложения и динамику развития;

  • Анализ секторальной конкурентоспособности (SWOT анализ, анализ стоимостной цепочки);

  • Проанализировать степень обеспеченности производственными факторами (т. е. капиталом, квалифицированной рабочей силой, инфраструктурой);

  • Ситуационный анализ в рамках выбранных секторов товары, на которых отразятся возможные рыночные изменения вследствие либерализации торговли (поглощение и слияние, новые технологии);

  • Анализ существующей инфраструктуры и рынков при возможном расширении сектора;

  • Выявление потенциальных возможностей рынка приоритетных/выявленных секторов экономики;

  • Оценить способность отраслевых государственных органов (министерств) и других вспомогательных институтов обеспечить техническую помощь для последующего развития сектора;

  • Рекомендация конкретных вмешательств, которые следует предпринять государственным органам для облегчения развития сектора (например: инвестиции в инфраструктуру);

  • Анализ степени фактической осуществимости и эффективности выявленных возможностей расширения рынка;

Часть 2. Человеческое развитие

  • Определение воздействия на человеческое развитие посредством рассмотрения новых возможностей, возникающих вслед за ростом торговых потоков и экономическим расширением сектора;

  • Определить региональную специфику зависимости степени человеческого развития от цены и производства;

  • Наличие инклюзивных моделей при развитии сектора экономики;

  • Определение возможностей для предпринимательской деятельности и занятости населения при развитии анализируемых секторов экономики ВКО;

Часть 3. Стратегическое планирование

  • Существующие методы управления, инструменты и технологии, использующиесяна областном уровне в сфере местного развития (с указанием существующих методов планирования, бюджетирования в области).

  • Предложения по укреплению возможностей области по части планирования, бюджетирования, реализации и мониторингу областной стратегии развития.

  • Рекомендации по наращиванию потенциала, включая через оценку потребностей в обучении для заинтересованных лиц в структуре местных органов власти;

  • Способы взаимодействия с Региональными центрами обучения по реализации тренингов;

  • Разработка механизмов со стороны государства и бизнеса, направленных на развитие МСБ, как основного условия создания транспортно-логистического центра в городе Семей.

Часть 4. Финансовые и нефинансовые инструменты поддержки МСБ:

  • Оценка отношения населения/предпринимателей к финансовой и нефинансовой поддержке (консалтинг, семинары/тренинги) со стороны Государственных финансовых институтов (условия, проблемы, ограничения, льготы и пр.);

  • Оценка отношения населения/предпринимателей к финансовой и нефинансовой поддержке со стороны банков второго уровня, микрокредитных организаций, международных организаций (условия, проблемы, ограничения, льготы и пр.);

  • Оценка отношения населения/предпринимателей к консультативной поддержке МСБ через Центр по продвижению торговли (Сервисный центр). Определение перечня услуг по консалтинговой и информационно-аналитической поддержке предпринимателей и экономически активного населения исходя из реальных потребностей населения;

  • Обоснование необходимости методики взаимодействия предпринимателей с государственными служащими, участвующих в продвижении торговой и экономической деятельности, путем организации комплексных тренингов.

  • Предложить пути решения выявленных проблем для последующего внедрения в Региональную стратегию развития региона на 2010-2015 гг.

  • Заключение (не более 5 страниц) где национальные консультанты предложат полную информацию по секторам экономики, том числе МСБ, принимая во внимание всю информацию, полученную в ходе исследования и обозначенную в основной части исследования (Главах I - VI), а также учитывая рекомендации со стороны Акимата Восточно-Казахстанской области.

Приложения должны содержать в себе список документов, использованных в исследовании, а также список лиц/экспертов, с кем были проведены встречи и экспертные опросы в рамках исследования. Отчет должен быть предоставлен на английском и русском языках и не превышать 50-ти страниц без приложений.

Партнеры:

Акимат Восточно-Казахстанской области и Управление экономики и бюджетного планирования Восточно-Казахстанской области. На местном уровне проект будет сотрудничать со всеми соответствующими учреждениями, включая исполнительные органы (акиматы), избирательные органы (маслихаты), а также неправительственным сектором.

Цель экспертизы:

Основная задачазапрашиваемых услуг- это разработка концептуального документа, основанного на серии консультаций и специализированных опросов государственных служащих и заинтересованных сторон аналитической компанией. Данный документ в свою очередь обеспечит информацией по текущей ситуации в различных секторах экономики Восточно-Казахстанской области и послужит инструментом оценки влияния проекта.

Область работы

Сбор данных

Команда консультантов будет осуществлять:

Задача

Источники

Способы

Сбор данных с учетом видов деятельности, количества задействованных лиц в секторе МСБ гендерного равенства, количество открытых рабочих мест, и пр. Восточно-Казахстанской области

Управление статистики, Управление занятости и социальных программ

Агенство по статистике

Анализ статистических данных

Сбор данных от предпринимателей, участвовавших в государственных программах поддержки МСБ Восточно-Казахстанской области; Определение положительных и отрицательных сторон программы

Предприниматели

Бизнес –ассоциации,

Управление развития предпринимательства ВКО

Районные отделы предпринимательства и сельского хозяйства

Разработка опросного листа, анализ данных по принципу триангуляции (т.е. анализ и сбор данных с различных источников). Проведение интервью и последующий анализ полученных данных

Сбор данных от предпринимателей, получивших финансовую и нефинансовую поддержку (консалтинг, семинары/тренинги) со стороны Государственных финансовых институтов (условия, проблемы, ограничения, льготы и пр.);

Предприниматели

Разработка вопросов, позволяющих выявить проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели. Проведение интервью и последующий анализ институтов

Сбор данных от населения/предпринимателей о консультативной поддержке МСБ через Центр по продвижению торговли (Сервисный центр).

Проведение интервью с предпринимателями

Разработка вопросов, (анкетирование), позволяющих выявить проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели

При работе консультантам рекомендуется использовать следующие методологии2:

SWOT –анализ. Данный анализ включает анализ как внутренних так и внешних факторов и подразумевает организацию ключевых данных информации по четырем главным категориям: преимущества, недостатки, возможности и угрозы.

Проблемный анализ3. Данный анализ применяется для анализа достоверной и качественной информации о состоянии местной экономики, собираемой в процессе участия различных заинтересованных сторон.

Анализ конкурентных преимуществ4. Данный анализ позволяет выявить конкурентноспособность экономики и определить ее функционирование относительно других конкурирующих экономик областей Казахстана, включая:

  • Факторные условия: имеющиеся в распоряжении факторы производства (квалифицированный труд, инфраструктура, капитал);

  • Условия спроса;

  • Структура предприятия/сектора, стратегия, соперничество, степень конкурентности;

  • Смежные и вспомогательные отрасли: возможности и степень взаимосвязи между основной и сопутствующей деятельностью;

Анализ важнейших сильных сторон5 ( местных сравнительных преимуществ). Данный анализ позволяет сравнить/оценить преимущества, связанные с местоположением, включая матричную оценку относительной значимости индивидуальных местных факторов для каждого сектора в сравнении с относительной конкурентноспособностью местной экономики по этим факторам.

Мультисекторальный количественный анализ6. Метод, объединяющий качественные обзоры экспертных точек зрения и количественные примеры для определения возможностей роста в местной/региональной экономике. Данный метод подходит для определения секторальных или групповых возможностей в местной/региональной экономике; включает экспертные обзоры и затем категорийную классификацию секторов в регионе в соответствии с набором критериев эффективности. Каждый сектор определяется как сильный, средний или недостаточный по каждому критерию, частично на основании таблиц «затраты-выпуск», заключения экспертов и других источников. В дальнейшем критерии оцениваются для выведения общих результатов.

Стержневые компетенции белые пятна7 – аналитическая основа, которая включает определение главных конкурентных достоинств региона, а также его «белых пятен» (или неиспользуемых сфер с имеющимся потенциалом), подходит для определения и приоритетизации секторальных возможностей.

Основываясь на данных, полученных в ходе исследования, национальный консультант (Командный лидер) построит структурированный концептуальный документ, который в свою очередь обеспечит обзорной информацией по текущей ситуации в различных секторах экономики Восточно-Казахстанской области и послужит инструментом оценки влияния проекта.

Технические требования в оформлении исследования:

Длина минимум 35 страниц и максимум 60 страниц (не включая библиографию)

Языки Русский и английский

Формат: A4

Шрифт: Times New Roman

Размер шрифта: 12

Поля страницы: 2.54 см (стандартный)

Междустрочный интервал: 1.5

Размер шрифта (для ссылок): 10

Нумерация страниц: Все страницы должны быть пронумерованы в следующем формате: “Страница x из x”, где в начале указана текущая страница, а далее указано общее количество. Подобная нумерация должна проходить либо в самом верху страницы, либо в самом низу каждой страницы.

Запрашиваемый концептуальный документ должен быть соответствующим образом процитирован (сноски), и должен содержать всю необходимую библиографию (вся использованная в исследовании литература).

Основные задачи/мероприятия для аналитической компании:

К запрашиваемой экспертизе будет привлечена национальная аналитическая компания, которая предоставит команду в составе двух национальных консультантов. Один из консультантов будет выступать в качестве Командного лидера. Командный лидер должен специализироваться в вопросах развития сектора малого и среднего бизнеса. Оба консультанта будут работать в команде для обеспечения национальной экспертизы информацией по страновым особенностям в изучаемом вопросе. Командный лидер ответственен перед ПРООН за качественную и своевременную работу, по всем параметрам, указанным в данном техническом задании.

Требования к кандидатам (аналитическим компаниям), проводящим исследование:

  • Опыт проведения маркетинговых/аналитических исследований не менее трех лет;

  • Творческий/интеллектуальный потенциал (наличие профессиональных специалистов в области малого и среднего бизнеса с практическим опыт работы в данной сфере);

  • Наличие документов удостоверяющих юридический статус Участника;

  • Возможность выезда сотрудников организации/команды консультантов в регионы Восточно-Казахстанской области.

Требования к кандидатам (к национальным консультантам), проводящим исследование:

Командный лидер ответственен за исполнение следующих задач:

  • Руководство и управление экспертной командой;

  • Разработку детального плана работ наряду с методологией и подходами, используемыми в исследовании;

  • Гарантию распределения функциональных обязанностей между членами команды;

  • Написание чернового варианта отчета по исследованию, используя рекомендации других консультантов, задействованных в экспертизе;

  • Финализирование отчета на английском и русском языках, принимая во внимание полученные комментарии;

  • Ответственен за сдачу отчета ПРООН.

Второй консультант ответственен за исполнение следующих задач:

  • Принятие участия в разработке методологии исследования;

  • Анализ соответствующих документов;

  • Проведение исследование согласно предложенному плану;

  • Написание чернового варианта своей части исследования;

  • Оказание содействия командному лидеру в финализировании отчета в период получения обратной связи и инкорпорирования их в отчет.

Минимальные требования, Квалификация и Опыт:

Национальный консультант (Командный лидер):

  • Высшее образование в экономических науках

  • Владение ситуацией в вопросах развития сектора МСБ Казахстана, СНГ

  • Опыт работы с/над вопросами поддержка/развитие инклюзивных проектов, моделей торговых отношений

  • Опыт в области проведения количественных и качественных экономических исследований, в особенности в области торговли и торговой политики

  • Способность интерпретировать результаты и готовить практические результаты

  • Отличные аналитические и коммуникативные навыки

  • Отличное владение письменным и устным английским языком является преимуществом.

Национальный консультант:

  • Высшее образование в области экономических наук, экономического развития или аналогичных областях

  • Экспертиза в вопросах развитие сектора МСБ

  • Минимум 3 года опыта в указанной экспертизе на национальном или международном уровне

  • Глубокое знание экономики и институциональной основы Казахстана обязательно

  • Опыт в области проведения количественных и качественных экономических исследований, в особенности в области торговли и торговой политики

  • Опыт проведения исследований по оценке влияния экономической политики для человеческого развития приветствуется

  • Способность интерпретировать результаты и готовить практические результаты

  • Отличные коммуникативные навыки, особенно навыки подготовки письменных документов на английском и русских языках

  • Отличное владение письменным и устным английским языком является преимуществом.

Возможность поездок по регионам Восточно-Казахстанской области

Длительность консультации

Предварительная программа и длительность консультации приведены в таблице ниже

Мероприятие

Время

Место

Ответственные стороны

Подготовителный этап

Сбор всей доступной информации и данных предшествующих исследованию. Определение ключевых заинтересованных сторон

3 рабочих дня

Онлайн

Национальный консультант (Командный лидер)

Привлечение к работе заинтересованные группы и сбор первичной информации. Интервью, консультации, включая визиты в регион и встречи в Астане

До 5-ти рабочих дней

В Казахстане (Астана и Восточно-Казахстанская область )

Национальный консультант (Командный лидер) и второй национальный консультант

Страновой офис ПРООН

Подготовка и сдача чернового варианта отчета

14 рабочих дней

Онлайн

Национальный консультант (Командный лидер) и второй национальный консультант

Обратная связь по черновому варианту отчета со стороны партнеров и ПРООН

До 2-х недель

Онлайн

Страновой офис ПРООН

Финализирование отчета

5 рабочих дней

Онлайн

Национальный консультант (Командный лидер) и второй национальный консультант

Особое внимание обращается на подготовку, сдачу чернового варианта отчета и обратную связь по нему со стороны партнеров и ПРООН. Аналитической компании и консультантам необходимо учесть дополнительное время на обсуждение и утверждение отчета по аналитическому исследованию с партнерами проекта и ПРООН.

Руководство

Национальный консультант (Командный лидер) подотчетен руководителю Департамента Территориального развития и эффективного управления ПРООН в РК и будет работать под общим руководством Заместителя Постоянного представителя ООН в РК.

Материалы для ознакомления:

Для проведения аналитического исследования команда консультантов может использовать любые дополнительные официальные источники информации для понимания общей экономической ситуации в Восточно-Казахстанской области. Вместе с этим консультанты могут использовать следующие материалы:

    1. Программа развития Восточно-Казахстанской области на 2011-2015

    2. Государственная программа «Дорожная карта бизнеса-2020»

    3. Отчет рабочей группы по предварительному технико-экономическому исследованию по созданию транспортно-логистичекого центра в городе Семей

    4. Международные и региональные ресурсы развития:

База данных по торговле товарами (COMTRADE) статистического отдела ООН (UNSD) trade .

UNCTAD –TRAINS –онлайн база по показателям мер по контролю торговли (тарифные, паратарифные и нетарифные меры), Содержит страновые доклады о торговых режимах: /trains_new/index.shtm

Карта продукции – www.p-maps.org. Включает исследования рынка, торговые данные, индикаторы цен, ссылки на другие источники.

«Торговая карта» - Комиссия по международной торговле США. Карта помогает выявить выигравшие или проигравшие секторы экономики, сравнивая эффективность работы национальных секторов с мировыми: www.trademap.org

Условия оплаты:

20 % - после подписания контракта

40 % - после предоставления предварительного отчета

40% - после предоставления финального отчета

1 Примечание: название глав может быть изменено по усмотрению экспертов, однако при этом должны следовать задачам исследования

2 Источники; Assessing Competitiveness Guide. Guide to Strategic Frameworks. LED Resource Guide /ca//files/CA.../9.pdf

3Tools for Policy Impact. Handbook for researches. .uk/resources/download/156.pdf

4 Competitive Advantage of Nations by Michael Porter (New York, The Free Press, 1990)

5 Local Economic Development: Analysis and Practice by J.P.Blair (1995, Sage Publications)

6 Regional Economic Development –Analysis and Planning Strategy by R.J.Stimson, R.R. Stough &B.H. Roberts (2002, Springer)

7 Competing for the Future by G.Hamal and D.K.Prahalad (1994, Harvard Business School)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О стратегическом плане развития городского округа тольятти до 2020 года

    Документ
    ... Программаразвития научно-технического потенциала г.о.Тольятти Цели: - развитие сферы науки, техники и технологий для обеспечения социально-экономического ... риск. В рамках ООН создана ПрограммаОрганизацииОбъединенныхНаций по окружающей среде (ЮНЕП), ...
  2. О стратегическом плане развития городского округа тольятти до 2020 года

    Документ
    ... Программаразвития научно-технического потенциала г.о.Тольятти Цели: - развитие сферы науки, техники и технологий для обеспечения социально-экономического ... риск. В рамках ООН создана ПрограммаОрганизацииОбъединенныхНаций по окружающей среде (ЮНЕП), ...
  3. Социально-экономического развития ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

    Программа
    ... организаций. ГЛАВА 2 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ... объединениями и организациями и участия в разработке и реализации районных программразвития, ... техническое оснащение высокопроизводительной техники для проведения ...
  4. Социально-экономического развития ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

    Программа
    ... организаций. ГЛАВА 2 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ... объединениями и организациями и участия в разработке и реализации районных программразвития, ... техническое оснащение высокопроизводительной техники для проведения ...
  5. Программа социально-экономического развития российской федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

    Программа
    ... мониторинга и анализа экономическогоразвития, проведение обследований предприятий, проведений прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программыразвития региона, консультационная ...

Другие похожие документы..