textarchive.ru

Главная > Список учебников


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по истории. Программа общеобразовательных учреждений «Обществознание. История» 5-11 классы. Просвещение, 2007 год

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 года;

  • Учебного плана МОУ Павловской основной общеобразовательной школы, утверждённого педагогическим советом (протокол №1 от 16.08.2010).

  • Положения о рабочей программе, утверждённой приказом директора школы от 20.08.2008г.

Рабочая программа по истории составлена на основе стандартов первого поколения для 5-9-х классов.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки, список дополнительной литературы, календарно-тематическое планирование.

Учебно-методический комплект.

5 класс.

Учебник История Древнего мира для 5 класса. Автор: А.А Вигасина, Г.И. Годер. Допущен Министерством образования Российской федерации.

Рабочая тетрадь по Истории Древних Веков, 5 класс, выпуск 1 и 2. Автор Е.А.Крючкова.

Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта Министерство Образования Российской Федерации – М. Дрофа 2006 год.

6 класс.

Учебник авторов Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков. 6 класс», Москва, Просвещение, 2006 год;

Рабочая тетрадь по истории Средних веков, 6 класс автора Е.А.Крючковой;

Рабочая тетрадь. История России. С древнейших времён до конца XVI века, 6 класс, Москва, Просвещение, 2006 год.

7 класс.

АА Данилов, ЛГ Косулина. История России конец 16-18 век.

АЯ Юдовская, ПА Баранов, ЛМ Ванюшкина. Новая история.

Рабочая тетрадь.

8 класс.

АА Данилов, ЛГ Косулина. История России 20 век.

АЯ Юдовская, ПА Баранов, ЛМ Ванюшкина. Новая история.

Рабочие тетради АА Данилов, ЛГ Косулина. К учебнику «История России 20 век».

АЯ Юдовская, ПА Баранов, ЛМ Ванюшкина. К учебнику «Новая история».

9 класс.

АА Данилов, ЛГ Косулина, МЮ Брандт. История России 20-начало 21 века.

ОС Сороко-Цюпа, АО Сороко-Цюпа. Всеобщая история.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа составлена на основе учебного плана МОУ Павловская ООШ. Базисный учебный план отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5, 6, 7, 8 классах. В 9 классе – 105 часа.

Рабочая программа рассчитана на 385 учебных часов.

В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени основного общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтичном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 5-9 класса:

Классы

Объем учебного времени (феде-ральный

компонент)

Разделы программы

Резерв
учебного
времени

История России

Новая история

5

70 x

История Древнего мира

4 ч

6

70 ч

История России (с древности до XV в.)

40 часа

История Средних веков

28 часов

2 ч

7
класс

70 ч

История России

(первая половина 19 века) – 40 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в.) – 22 ч

8 ч

8

класс

70 ч

История России

(19 век) – 40 ч

Новая история

(1800-1913гг) – 26 ч

4 ч

9 класс

105 ч

История России

(20-начало 21 века) – 60 ч

Всеобщая история (XX век) – 40 ч

5 ч

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» в 5-9 классах приведены в разделе «Требования к уровню подготовки», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов. Овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент рабочей программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся 7-9 классов и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

5 КЛАСС.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (8)

Первобытные собиратели и охотники (4)

Первобытные земледельцы и скотоводы (3)

Счёт лет в истории (1)

ДРЕВНИЙ ВОСТОК (41)

Древний Египет (8)

Западная Азия в древности(7)

Индия и Китай в древности (5)

Древняя Греция (5)

Полисы Древней Греции и их борьба с персидским нашествием (7)

Возникновение Афин и рассвет демократии (5)

Македонские завоевания в 4 веке до н.э. (4)

ДРЕВНИЙ РИМ (17)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3)

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3)

Гражданская война в Риме (4)

Римская империя в первые века нашей эры (4)

Разгром Рима германцами и падение римской империи(3)

Резервное время (4)

В результате изучения истории ученик должен

Знать/ понимать

  • Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития,

  • Изученные виды исторических источников;

Уметь

  • Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

6 класс.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 часа)

Р1. Раннее Средневековье (12 ч)

Западная и Центральная Европа в V-XI вв. (7 ч)

Древние германцы и Римская империя. Франкское государство и его распад. Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв. Феодальная раздробленность. Англия в раннее Средневековье. Образование славянских государств. Культура Западной и Центральной Европы.

Византийская империя и Ближний Восток в VI-XI вв. (3 ч)

Византия при Юстиниане. Возникновение ислама и объединение арабов. Культура Византии.

Арабский мир. (2 ч)

Культура стран Арабского халифата.

Р2. Расцвет Средневековья (10 ч)

Феодальное общество (5 ч)

Крестьяне и сеньоры. Рыцарство: на войне и дома. Возникновение и расцвет средневековых городов. Ремесло и торговля средневековой Европы.

Католическая церковь (2 ч)

Католическая церковь. Крестовые походы.

Страны Западной Европы в XI-XIV вв (3 ч)

Франция: объединение страны. Англия: от норманнских завоеваний до парламента. Германия в XII-XIV вв.

Р3. Позднее средневековье. (6 ч)

Страны Западной Европы в XIV-XV вв. (3 ч)

Крестьянские восстания в Англии и Франции. Столетняя война. Усиление королевской власти В Франции, в Англии.

Центральная и Юго-восточная Европа в XVI-XV вв. (3 ч)

Гуситское движение в Чехии. Завоевания турками-османами Балканского полуострова.

ИСТОРИЯ РОССИИ (38 часа)

Р1. Возникновение и развитие. (22 ч).

Русь Древняя (12 ч)

Восточные славяне. Соседи восточных славян. Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Рассвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.

Политическая раздробленность Руси (10 ч)

Начало раздробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие с Востока. Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией. Русь и Золотая Орда. Культура русских земель в XII-XIII вв.

Р 2. Возникновение русского единого государства (16 ч).

Русь Московская (6 ч)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Соединение единого русского государства. Конец ордынского владычества.

Россия в XVI в (10 ч)

Московское государство в конце XV-начале XVI века. Церковь и государство. Начало правления Ивана Грозного. Реформа Избранной рады. Внешняя и внутренняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. Опричнина. Русская культура и быт в XVI веке.

Резервное время 4 ч.

В результате изучения истории ученик должен

Знать/ понимать

  • Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития,

  • Изученные виды исторических источников;

Уметь

  • Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • Использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

7 класс

Россия в XVIII в. (37 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

История нового времени (33 ч)

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

Великие географические открытия и их последствия. Возрождение. Реформация. 13 ч.

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.

Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Реформация. Утверждение абсолютизма

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.

Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

Ранние буржуазные революции. 5 часов.

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка статус документа рабочая программа составлена на основе

    Пояснительная записка
    ПояснительнаязапискаСтатусдокументаРабочаяпрограммасоставленанаоснове: Примерной программы основного общего образования по истории. Программа общеобразовательных учреждений «Обществознание. История» 5-11 ...
  2. Пояснительная записка (773)

    Пояснительная записка
    ... ПояснительнаязапискаСтатусдокумента. Рабочаяпрограммасоставленанаоснове федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и программы ... теорий на аксиоматической основе; значение ...
  3. Рабочая программа сорока натальи владимировны по учебному курсу «география материков и океанов»

    Пояснительная записка
    ... 2011 - 2012 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКАСтатусдокументаРабочаяпрограммасоставленанаоснове: стандарта основного общего образования по ... в неделю 2 час. Планирование составленонаоснове примерной программы для основного общего образования по ...
  4. Рабочая программа (164)

    Рабочая программа
    ... Шафигуллович 2010 – 2011 учебный год Пояснительнаязаписка. Статусдокумента. Рабочаяпрограммасоставленанаоснове Государственного стандарта общего образования, в соответствии ...
  5. Рабочая программа по учебному курсу «география материков и океанов» 7 класс

    Рабочая программа
    ... 1 категории РАБОЧАЯПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Базовый уровень) ПояснительнаязапискаСтатусдокументаРабочаяпрограммасоставленанаоснове: -примерной программы основного общего ...

Другие похожие документы..