Главная > Основная образовательная программа


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ гимназии № 625

__________ /О.И. Русскова/

«31» августа 2012 г.

Образовательная программа ГБОУ гимназии № 625

на 2012/13 учебный год

Принята Педагогическим советом гимназии

Протокол № 1 от « 30 » августа 2012 года

МОСКВА

2012

Оглавление

I. Информационная справка о гимназии

II. Аналитическое обоснование программы:

- анализ состояния здоровья детей,

- результаты образовательного процесса,

- уровень профессионального мастерства,

- уровень обученности,

- уровень воспитанности,

- уровень познавательного интереса,

- анализ учебно-материальной базы.

III. Цели, задачи, направления.

IV. Приоритетные направления.

V. Учебный план.

VI. Программное, учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

VII. Особенности внеурочной деятельности, система дополнительного образования.

VIII. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

IX. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

X. Управление реализацией программы через мониторинг.

Общие положения

Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Назначение программы:

Обеспечить доступность, качество, эффективность, конкурентоспособность образования.

Основной результат деятельности педагогического коллектива: умело и грамотно сочетать высокое качество образования с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ученика.

Цель:

- предоставить каждому ученику возможность для самореализации, самовыражения;

- оптимизировать созданную модель гимназии, обеспечив быстрое реагирование на изменение социума, удовлетворения образовательных запросов учащихся и их родителей.

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Созданные в ГБОУ гимназии № 625 условия

• соответствуют требованиям Стандарта;

• обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

• учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;

• предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы ГБОУ гимназии № 625, характеризующий систему условий, содержит:

• описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;

• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;

• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

• систему оценки условий.

Система условий реализации основной образовательной программы ГБОУ гимназии № 625 базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:

• анализ имеющихся в ГБОУ гимназии № 625 условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;

• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;

• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;

• разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

• разработку сетевого графика создания необходимой системы условий;

• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика.

Информационная справка о гимназии

  1. Полное название учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 625

2. Юридический адрес: 117449, Москва, улица Шверника, дом 17, корпус 2

  1. Директор гимназии: Русскова Оксана Ивановна

  1. Деятельность гимназии регламентируют следующие нормативно-правовые документы:

- Устав, утвержденный Департаментом образования города Москвы и зарегистрированный 22 ноября 2011 года в межрайонной инспекции ФНС России №46 по г. Москве;

- лицензия (регистрационный №026864 от 19 апреля 2010 г., серия В № 000079), действует до 19 апреля 2016 года;

- Свидетельство о государственной аккредитации ГА001195, регистрационный №008272 от 30.01.2008 г.

  1. ГБОУ гимназия находится на территории Академического района ЮЗАО города Москвы.

  1. Гимназия работает с 1964 года, первый выпуск сделан в 1967 году.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №625 Департамента образования города Москвы

ГБОУ гимназия №625 находится на территории Академического района ЮЗАО города Москвы по адресу улица Шверника, дом 17, к.2.

Школа основана в 1964 году.

Здание гимназии состоит из двух корпусов. Начальная школа почти полностью автономна: отдельный вход в школу, своя раздевалка, 12 кабинетов, игровая, спортивный зал, зал для занятий хореографией, кабинет психологов, 2 кабинета английского языка, кабинет ОБЖ.

В основном корпусе 29 кабинетов: физики, химии, биологии, географии, математики -5; истории – 2; технологии, домоводства, иностранного языка – 6; русского языка и литературы – 5; музыки, МХК. Спортивный зал, актовый зал, столовая, библиотека, читальный зал, два компьютерных класса, музей Боевой славы, медицинский кабинет, административные кабинеты.

Количество классов в гимназии 28: 12 – в начальной школе, 14 – в основной и 2 – в старшей. Гимназия находится в районе «Академический», количество учащихся увеличивается:

2005/2006 учебный год – 558 учеников,

2006/2007 учебный год – 569 учеников,

2007/2008 учебный год – 589,

2008/2009 учебный год - 598,

2009/2010 учебный год – 636,

2010/2011 учебный год – 652,

2011/2012 учебный год- 680,

2012/2013 учебный год- 695.

Одним из важнейших показателей успешной работы гимназии в современных условиях, признаком ее популярности среди населения, является комплектование первых классов. Каждый год начальная школа без труда за неделю набирает три полных первых класса (увеличивать количество классов не позволяют условия).

Интересна история развития гимназии.

С 1967 года школа перешла в ведение Академии педагогических наук и стала экспериментальной.

В 60-е годы впервые в стране на базе 625 школы были разработаны, экспериментально исследованы модели кабинетов химии, биологии, физики и опорные классы-кабинеты начальной школы. Параллельно начались разработки моделей всех кабинетов по естественно-математическим и гуманитарным дисциплинам.

В 70-е годы была завершена разработка оборудования всех учебных кабинетов в соответствии с дидактическими целями, требованиями эргономики и эстетики. По заказу Министерства просвещения по материалам 625 школы был создан фильм «Кабинетная система в средней школе» и разослан почти в каждую школу.

В конце 70-х, в 80-х годах, совместно с Вычислительным центром имени Стеклова АН СССР была разработана и внедрена программа по информатике и программированию для 9, 10-х математических классов.

В 1978 году был создан кабинет, оборудованный персональными учебными компьютерами «Агат-7», затем «Агат-9», это послужило началом широкого внедрения новой дисциплины в учебные заведения страны. Сотрудники НИИ с благодарностью отмечали в своих трудах учителей-экспериментаторов школы, многие из них работают до сих пор.

В 1991 году школа получила статус гимназии.

В 2004/2005 году ГБОУ гимназия №625 стала экспериментальной площадкой Российской академии образования. Администрацией и педагогическим коллективом в сотрудничестве с сотрудниками Института содержания и методов обучения были отработаны основные направления по задачам эксперимента, определен план совместных действий участия в эксперименте, в тои числе и по профильному обучению.

В 2004 году был подписан Договор о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе с ИСМО РАО. В течение трех лет проводился мониторинг, отрабатывались вопросы и тесты по ЕГЭ, технология заполнения ответов.

Также на основе Договора о сотрудничестве и совместной деятельности с ГНУ Институт инновационной деятельности в образовании Российской академии образования осуществляется совместная деятельность по развитию гимназии и модернизации системы ее инновационной деятельности.

В 2008 году под руководством научных сотрудников Института инновационной деятельности в образовании педагоги гимназии участвовали в реализации программы апробирования модели деятельности образовательного учреждения в условиях введения новых Федеральных государственных стандартов нового поколения по теме «Разработка и апробация Требований к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения, условиям реализации и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение введения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».

Гимназия тесно сотрудничает с МИОО, кафедрой психологии по проблеме «Профилирование и профориентация», форма сотрудничества – проведение тестов, анкетирование, мониторинги, выступления на педсоветах, проводились круглые столы.

С июля 2005 года гимназия была передана в Москву и является учреждением городского подчинения.

ГБОУ гимназия № 625 реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, реализует общеобразовательную программу начального общего образования, ориентированного на расширенное изучение предметов гуманитарного цикла. На третьей ступени обучения учащиеся сами выбирают индивидуальную образовательную траекторию (не менее двух профильных предметов).

Основными задачами гимназии являются:

  • обеспечение учащимися универсального образования, позволяющего адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, интегрироваться в систему мировой и национальной культуры;

  • реализация идеи общего, интеллектуального, нравственного развития личности через гуманитаризацию содержания образования;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • формирование личности с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных программ.

Основные формы обучения: классно-урочная, лекционно-зачетная, практикумы, семинары, проектная деятельность, обучение в парах, группах.

Гимназия работает в режиме шестидневной рабочей недели (7-11 классы), с 1 по 6 класс – в режиме пятидневной рабочей недели, шестой день развивающий, экскурсионный, проводятся спецкурсы и занятия по выбору учащихся. Продолжительность урока во 2-11 классах 45 минут, с 1 по 9 класс обучение проводится по триместрам, в 10-11 классах – по полугодиям.

Начиная с 7-го класса, вводится второй иностранный язык. Ведётся предпрофильная подготовка, основной целью которой является пробуждение интереса у ребёнка к тому или иному предмету. Всё большее значение приобретает наличие у каждого учащегося «портфолио» (портфеля личных достижений).

С введением единого государственного экзамена в выпускных классах возрастает роль промежуточной аттестации в гимназии, которая является одним из направлений внутришкольного контроля образовательного учреждения.

Ежегодно в мае, сентябре и декабре проводятся административные контрольные работы по математике, русскому языку во всех классах гимназии. В начальной школе систематически проходят проверки устного счёта, таблицы умножения, техники чтения. В 7 – 11-х классах проводятся зачёты по отдельным предметам. Содержание аттестации, форма, сроки проведения и система оценок предлагаются методическими объединениями и утверждаются на методическом совете.

Существенный вклад в совершенствование интеллектуальной жизни гимназии вносят творческие контакты на договорной основе с ВУЗами МВТУ им. Баумана, МИСиС, НОУ Современной гуманитарной академией, кафедрой психологии МИОО, контакты в форме участия учащихся в олимпиадах, пробных экзаменах и т.д. Эта форма деятельности даёт возможность педагогическому коллективу сверять планку успехов своих учащихся и готовности их к поступлению в ВУЗы. На получение высшего образования нацелены 100% одиннадцатиклассников. Более 98% выпускников гимназии ежегодно поступают в лучшие Вузы страны на бюджетное обучение. Высокому уровню поступления способствуют такие основные факторы, как хороший уровень обученности, серьёзная профориентационная работа, проводимая в гимназии, работа методических объединений учителей-предметников, кружков, факультативов. Разработаны и апробированы программы занятий по базовым, образовательным областям, нацеленные на развитие индивидуальных особенностей ученика, на развитие его мышления, речи, логики и т.д. Большое внимание уделяется организации и проведению олимпиад, разного уровня предметных декад, участию в интеллектуальных марафонах. Каждый ученик имеет «портфолио», что является стимулом и мотивацией для его успешности.

Одним из важнейших показателей успешной работы гимназии в современных условиях, признаком её популярности среди населения является комплектование первых и десятых классов. Исходя из динамики численности обучающихся в школе, можно сделать вывод, что гимназия стабильно функционирует. Важным показателем потенциала гимназии является готовность первоклассников к обучению в школе. С этой целью в гимназии формируются группы дошкольников по адаптации детей к школьной жизни. С каждым годом число желающих посещать такие группы увеличивается.

Большое значение в учебно-воспитательной работе гимназии имеет здоровьесберегающее направление, поэтому очень важны показатели физического здоровья детей. Ежегодная диспансеризация в районной поликлинике, профилактический осмотр в здании школы врачами, в том числе и стоматологами, позволяет улучшить показатели физического здоровья детей. Задача педагогов учреждения – работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников. И на своих уроках, и в общей программе работы школы основная цель – сохранять, формировать и укреплять здоровье учащихся.

Кадровый состав:всего в гимназии работают 103 сотрудника, непосредственно связаны с учебным процессом 53 педагога, в гимназии работают 20 ее выпускников.

  • Педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию - 28

  • Педагогов, имеющих первую квалификационную категорию - 7

  • Имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» - 5,

  • Имеющих знак «Почетный работник общего и среднего образования», «Отличник народного просвещения» - 7

  • Молодых специалистов - 1

  • Возрастной ценз: средний возраст 45 лет

Участие в конкурсе «Учитель года» ( 2007 г., 2009 г., 2010 г.);

Участие в конкурсе лучших учителей в национальном проекте «Образование» (победители: Топорова Н.В., учитель русского языка и литературы, - 2006 г., Дудкевич М.В., учитель начальных классов, - 2008 г., Косорукова Л.Б., учитель начальных классов, Зюбина И.В., учитель физики, - 2009 г. Рыжих Е.Л., учитель истории и обществознания,- 2011 г.).

Приоритетными направлениями инновационной деятельности гимназии, определёнными Государственной программой развития образования города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.), а также «Концепцией развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования города Москвы на 2012-2016 годы» являются следующие:

  1. управление качеством образования;

  2. использование новых технологий обучения;

  3. информатизация образовательного процесса;

  4. создание здоровьесберегающей среды;

  5. профориентация и профилизация;

  6. общественный характер управления образованием.

Реализация этих направлений осуществляется гимназией как городской экспериментальной площадкой, так и в сотрудничестве с учреждениями РАО.

Инновационная деятельность Государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии № 625 в реализации пилотного проекта по развитию общего образования с 1 апреля 2012 года

С 01 апреля 2012 года гимназия включена в реализацию пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве. Составлен и выполняется «План развития Государственного бюджетного образовательного учреждения

гимназии № 625, участвующего в реализации пилотного проекта по развитию общего образования с 1 апреля 2012 года» (см. Приложение). Основными направлениями реализации пилотного проекта стали следующие:

развитие профессионального сообщества, повышение уровня квалификации, компетенций и уровня оплаты педагогических работников;

повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к учащимся, внедрение системы учёта их индивидуальных достижений;

информатизация учебного и коммуникационного процессов;

повышение вовлечённости родителей (законных представителей) и общественности в развитии школы, оценка перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов;

расширение финансовой самостоятельности для эффективного управления ресурсами.

Инновационная деятельность по внедрению ФГОС НОО в образовательное пространство начальной ступени гимназии

На основании Приказа Департамента образования г. Москвы № 1187 от 16.07.2010 г. «Об эксперименте по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы» организовано поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в практику деятельности гимназии. С 1 сентября 2010 года в пилотном режиме гимназия перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В 2011/2012 учебном году в гимназии обучались по ФГОС НОО учащиеся 1-х и 2-х классов. С целью обеспечения условий для перехода на ФГОС НОО Департамент образования осуществил поставку компьютерной техники и других средств ИКТ, которые эффективно используются в гимназии. Учителя и администрация гимназии активно используют систему информационной поддержки Департамента информационных технологий города Москвы. Московским институтом открытого образования разработана система курсовой подготовки учителей начальной школы к введению ФГОС НОО, в которую включились педагоги гимназии. Осуществляется стажировка и курсовая подготовка учителей первых и вторых классов. Проводятся регулярное консультирование, методическая поддержка и повышение квалификации учителей гимназии на базе МИОО и Центра информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО). Ведется систематическая деятельность, связанная с организацией открытых мероприятий (серии уроков, мастер-классов, семинаров, работа творческих педагогических объединений учителей начальных классов).

Экспериментальная и научно-исследовательская деятельность стала объединяющим системообразующим элементом всего образовательного учреждения. В соответствии с Приказами Департамента образования г. Москвы № 366 от 10.06.08 г., № 2058 от 13.10.2009 г., № 636 от 12.09.2011 г. гимназия включена в состав следующих городских экспериментальных площадок второго уровня:

1. ГЭП «Создание развивающего пространства образовательных учреждений через сочетание различных форм экскурсионно-просветительной деятельности и вовлечение в него историко-культурного потенциала города Москвы и Московской области»

Тема экспериментальной работы: «Создание интерактивной модели изучения культурно-исторического наследия Москвы и Московской области в образовательной школе».

Цели экспериментальной работы:

  • Обеспечение непрерывного процесса исторического образования, нравственного и патриотического воспитания от плановых уроков до мероприятий во внеурочное время (выставки, конкурсы, экскурсии, конференции, публикации исследовательских работ учащихся, создание молодежного экскурсионного бюро).

  • Создание алгоритма оптимального сочетания школьного компонента и дополнительного образования в системе исторического образования, нравственного и патриотического воспитания.

В результате эксперимента осуществлялась разработка и апробация новых педагогических технологий, формирование современного педагогического профессионализма.

В соответствии с Концепцией и Планом работы ГЭП экспериментальная деятельность гимназии осуществлялась по следующим приоритетным направлениям: апробация экскурсионно-просветительских программ с учётом разработок методических объединений.

В гимназии проводились экскурсии по темам: военно-патриотические; производственные; литературно-исторические.

В течение года было проведено около 170 образовательных экскурсионных программ. Особенно популярными стали экскурсии в следующие музейные комплексы: Москва, Подмосковье (Политехнический музей, Дарвиновский музей, Музей В.В. Маяковского, Музей М.А. Булгакова, Музей А.Н. Островского, Музей М.Ю. Лермонтова, Музей Пожарной охраны, Музей леса, Музей «Огни Москвы», Музей космонавтики, Палеонтологический музей, Музей игрушки, Ботанический сад, Музей героев, Музей Декоративно-прикладного искусства, Дом-музей В. Васнецова, Красная площадь, Соборы Московского Кремля, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Музей киностудии «Союзмультфильм», Оружейная палата, Коломенское - фольклорные праздники, Усадьба Царицыно, Усадьба Узкое, Кузьминки - фольклорные праздники, Измайлово).

Экскурсионная деятельность способствовала развитию у детей чувства патриотизма, иллюстрировала школьные программы по гуманитарным дисциплинам, открыла возможности установления внутрипредметных и межпредметных связей курсов по истории, литературе, москвоведению и МХК. Были созданы условия для обобщения и закрепления знаний, полученных в учебном процессе. Особое внимание в работе ГЭП уделялось духовно-нравственному воспитанию гимназистов. В рамках программы профилизации были проведены производственные экскурсии на предприятия ЮЗАО: хлебозавод №9, пожарную часть №38 МЧС, киностудию «Мосфильм», кондитерский комбинат «Черёмушки», кондитерский комбинат «Коломенское», московский агрокомбинат. Экскурсионная деятельность освещалась в газете «Гимназист». Оформлен стенд «Я шагаю по Москве», который регулярно пополняется отзывами учащихся об экскурсиях и новыми фотографиями.

  • организация работы кружков гуманитарного цикла.

В рамках дополнительного образования в гимназии действуют кружки гуманитарного цикла: «Юный москвовед», «История в лицах», «Боевая слава Отечества», «Русская словесность».

  • проведение тематических конкурсов, выставок, научных конференций.

В рамках работы ГЭП были проведены следующие тематические мероприятия: окружной концерт-встреча с ветеранами Великой Отечественной войны; литературно-музыкальные композиции с приглашением ветеранов ВОВ; митинг для жителей района с приглашением ветеранов ВОВ - почётных работников автокомбината №23; встречи с ветеранами на классных часах; конкурс газет.

За прошедший учебный год продолжал работу музыкально-литературный лекторий Московской Государственной Академической Филармонии для учащихся 1-3; 4-6; 7-9 классов.

В 2012 году гимназия стала дипломантом Окружного фестиваля детского и юношеского творчества «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ МОСКОВИИ» (номинация «Науки о Земле», проект «История и развитие села Троицкое-Черемушки»), а также Открытого городского молодежного эколого-краеведческого фестиваля «Родная земля» (серебряная медаль), руководители: Е.А. Рыжих, Т.Н. Сарамова.

  • организация работы школьного пресс- центра.

В рамках работы ГЭП школьный пресс- центр проводил комплексную экспериментальную работу: публикация тематической страницы «Я шагаю по Москве» - приложения к газете «Гимназист»; разработка литературного материала для журнала «Туризм в школе»; подготовка статей для публикации в газетах ЮЗАО.

  • организация проектно-исследовательской деятельности



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год общая характеристика учреждения

    Доклад
    ... осуществления образовательного процесса Образовательный процесс организован в соответствии с образовательнойпрограммой школы. Учебный план в 2011-2012учебномгоду был составлен на ...
  2. Анализ учебно-воспитательной работы педагогического коллектива средней общеобразовательной школы №197 юзоуо г москвы за 2010-2011 учебный год

    Документ
    ... образовательныхпрограмм соответствуют Пояснительным запискам ФБУП и МБУП. 1.6. Учебный план ГОУ СОШ №197 на 2011-2012учебныйгод ... учебном плане гимназии в полном соответствии с московским базисным учебным ... 13. Подведение итогов ПП и ПО за учебныйгод ...
  3. План работы оо и «имц» (5)

    Документ
    ... образовательнымпрограммам СПбАППО ... до 13.04) ... 2012учебномгоду и плана работы на2012-2013 учебныйгод (см. информацию на сайте «ИМЦ») «ИМЦ» Заместители директоров ГБОУ ... преподавании физики» ГБОУ625 Невского ... 7 класс ГБОУгимназия №21 ...
  4. План работы оо и «имц» (6)

    Документ
    ... образовательнымпрограммам СПбАППО ... до 13.04) ... 2012учебномгоду и плана работы на2012-2013 учебныйгод (см. информацию на сайте «ИМЦ») «ИМЦ» Заместители директоров ГБОУ ... преподавании физики» ГБОУ625 Невского ... 7 класс ГБОУгимназия №21 ...
  5. Информационный бюллетень № 24 (775) от 2 июля 2012 г

    Информационный бюллетень
    ... гимназии № 451 Колпинского района, профессионального лицея № 110 «Автосервис», специального учебно- ... на право получения субсидий в 2012году негосударственными образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательныепрограммына ...

Другие похожие документы..