textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Оглавление

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

5

Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования

12

Базисный учебный (образовательный) план начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы № 21

45

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

53

Программа отдельных учебных предметов, курсов

72

Обучение грамоте

74

Русский язык

76

Литературное чтение

103

Математика

133

Окружающий мир

153

Технология

167

Изобразительное искусство

178

Музыка

194

Физическая культура

204

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования

215

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

240

Программа коррекционной работы

250

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

256

Приложения

271

Паспорт

Основной образовательной программы начального общего образования

Муниципальное образование

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №21

Название программы

Основная образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы № 21

Разработчики программы

директор МОСШ № 21 Побединская Е.Г.,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

начальной школы Юркевич О.Н.

Цели

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Задачи

  • Проектирование содержания образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта (разработка учебного плана, программ по отдельным учебным предметам, инструментария оценки планируемых результатов освоения обучающимися муниципальной общеобразовательной средней школы № 21 основной образовательной программы начального общего образования).

  • Формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативныхуниверсальных учебных действий как основу умения учиться.

  • Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  • Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

  • Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Сроки и этапы реализации программы

  • Базовый этап: 2010-2011 г.

  • Основной этап: 2011-2015 г.г.

  • Завершающий этап: 2014 – 2015г.г.

Направления программы

  • Обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС

Ожидаемые результаты

освоения основной образовательной программы начального общего образования

  • Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные - усвоение обучающимися универ- сальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные – освоенный обучающимися в ходе изуче- ния учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его применению, а также система основополага- ющих элементов научного знания.

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы №21 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, согласована на Управляющем совете МОСШ № 21, определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

  • Закон «Об образовании» ( ст. 9,13, 14, 15, 32);

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Типовые положения об образовательном учреждении разных типов и видов

  • ( Постановление Правительства РФ);

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 );

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).

  • Приказ Минобразования РФ от 22.12.2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Устав школы и локальные акты МОСШ № 21;

  • Лицензия образовательного учреждения.

При разработке образовательной программы учтены уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ и материально-техническое обеспечение учебного процесса (83% учебных кабинетов оборудованы мультимедийным и интерактивным оборудованием).

Миссия муниципальной общеобразовательной средней школы № 21 заключается в создании психолого-педагогических и организационных условий, способствующих личностной самоактуализации и будущему профессиональному самоопределению обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей и предполагает создание условий, обеспечивающих общедоступное, качественное образование, совершенствование образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий, развитие системы повышения профессиональной компетентности учителя, обеспечение необходимых научно-методических, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательной системы школы, способствующих самоопределению личности.

Целевое назначение образовательной программы:

  • обеспечение благоприятных условий развития для всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекционной поддержке;

  • поддержание личности воспитанника в различных жизненных обстоятельствах;

  • результаты образования должны обеспечить успешную жизнедеятельность выпускника школы;

  • основной ценностью образования является не столько сумма научных знаний, которую приобретает в стенах школы ученик, сколько его компетентность в различных видах деятельности, а также умение самостоятельно решать проблемы;

  • образовательный процесс необходимо построить так, чтобы он обеспечивал психологически комфортные условия обучения для всех школьников;

  • развитие инициативы и самостоятельности учащихся в урочных и внеурочных видах деятельности;

  • создание условий для творческого саморазвития каждого учителя, его самореализации в профессиональной деятельности.

Цель основной образовательной программы начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы № 21: достижение выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи основной образовательной программы начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы № 21:

  1. Проектирование содержания образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта (разработка учебного плана, программ по отдельным учебным предметам, инструментария оценки планируемых результатов освоения обучающимися муниципальной общеобразовательной средней школы № 21 основной образовательной программы начального общего образования).

  2. Формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативныхуниверсальных учебных действий как основу умения учиться.

  3. Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  4. Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

  5. Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Главный акцент в своей деятельности МОСШ №21 делает на учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Образовательный процесс строится, технологии подбираются так, чтобы каждый обучающийся в силу своих возможностей был вовлечён в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно.

Принципы, лежащие в основе образовательной программы соринтированы на личность ребёнка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и обучающихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам:

  • принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач);

  • принцип целостности образа мира ( осознание ребёнком разнообразных связей между объектами и явлениями, сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет);

  • принцип культуросообразности (создание условий для наиболее для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Сочетание, взаимосвязь и взаимозаменяемость федерального, и регионального компонентов содержания образования);

  • принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение инвариативного минимума образования).

Характеристика обучающихся,которым адресованаобразовательная программаначального общего образования

Возраст:

6,5 – 11 лет

Состояние здоровья:

1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в I классе общеобразовательной школы

Уровень готовности к освоению программы:

школьная зрелость по результатам медицинского заключения

Технология комплектования:

заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в первый класс МОСШ № 21)

Продолжительность обучения

4 года

Процедура выбора образовательной программы предполагает:

  • ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемой образовательной программой (родительские собрания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях 15 микрорайона ( № 2, 14, 48, 80), дни открытых дверей в школе, сайт школы, печатная информация (буклеты), информационный стенд, беседа с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителями, социальным педагогом);

  • выступления учителей начальной школы перед родителями детей, посещающих близлежащие МОДУ, по вопросам преемственности дошкольного и начального школьного образования;

  • выступление психолога с рекомендациями по профилактике трудностей у детей и родителей в период адаптации к школе;

  • ознакомление с Уставом школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации образовательного процесса;

  • анализ уровня здоровья детей (на основании медицинских документов);

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Нацелено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы:

    • программы к УМК «Начальная школы ХХI века»;

    • рабочие программы учебных курсов, разработанные педагогами с учётом ФГОС НОО;

    • учебники и рабочие тетради для учащихся;

    • методические пособия для педагогов;

    • комплекты таблиц и наглядных пособий, мультимедийные пособия.

Внешние связи:

В целях расширения дополнительных образовательных услуг школа активно взаимодействует с ДЮСШ, детской музыкальной школой № 2, центром детского творчества, центральной детской библиотекой и другими учреждениями.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменениями, при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющий общественный характер и являющийся социальный по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающийся в формировании внутренней позиции школьника, определяющий новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

  • Учтены характерные для младшего школьного (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:

  • словесно-логическое мышление;

  • произвольная смысловая память;

  • произвольное внимание;

  • письменная речь;

  • анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий;

  • планирование и умение действовать во внутреннем плане;

  • знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов.

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

  • При определении стратегических характеристик основной образовательной программы начального общего образования учитываются:

  • существующий разброс в темпах и направлениях развития детей;

  • индивидуальные различия в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:

  • личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные - усвоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его применению, а также система основополагающих элементов научного знания.

  • В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования МОСШ № 21 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающегося;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего. Основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    ... программыначальногообщегообразования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияОсновнаяобразовательнаяпрограмма ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальноеобщееобразованиеосновное и среднее (полное) об­щееобразование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основнойоб­разовательнойпрограммыначальногообщегообразования в контексте ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    ... Основное содержание образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 1.1. Назначение образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 2.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования является основным нормативным ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования определяет требования к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммы. К числу ...

Другие похожие документы..