textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


6.3. Культура арабского Востока

Множество соединившихся случайно племен создали к востоку от Индии два крупных государства – Бактрию и Парфию. Бактрия образовалась в III в. до н. э., распалась через столетие. Дольше всех просуществовало Парфянское царство, занимавшее территорию от Двуречья до р. Инд. Другая ветвь арабской культуры сложилась на Аравийском полуострове. Там обитали семитские племена, которые впоследствии стали называться бедуинами.

В религиозном центре языческих племен Аравии в городе Мекка на главной площади находился храм кубической формы кааба (араб. – куб), в наружной стене которого находилась ниша с черным камнем, упавшим, по преданию, с неба. Каждый год, еще до ислама, арабы совершали паломничество к камню. Уже тогда среди родовых богов Аллах (араб. – аль-Илах) считался самым могущественным из богов.

Одной из первых религий языческих арабских племен был зороастризм – учение Заратустры. Они поклонялись верховному божеству, олицетворявшему Добро и Свет. Путь к единобожию нашел проповедник из Мекки Мухаммед. Проповедуя веру в единого бога Аллаха, он призывал к уничтожению идолов.

Уникальность арабской культуры обусловлена исламом. К концу 630 г. большая часть Аравии была обращена в ислам. После смерти Мухаммеда новое государство, имевшее в своей основе исламскую веру, стало называть Арабским Халифатом. Мусульмане считали, что есть три территории: правоверные (мусульмане), неверные (те, кто не проповедует единобожие) и та территория, где есть другие монотеистические религии.

6.3.1. Ислам как культурный феномен

Самая поздняя из мировых религий – ислам – возникла в VII в. По-арабски это означает «послушание», «покорность». Слово «мусульманин» происходит от слова «муслим» – «предавший себя Аллаху». Священными книгами ислама считаются Коран («чтение») и Сунна («пример для подражания»). Официальная версия возникновения Корана традиционна: считается, что Аллах через своего ангела Джабраила (ср.: архангел Гавриил) во время видений передал откровения, записанные Мухаммедом со слов ангела. В Коране содержатся представления о судьбах мира, о земной и загробной жизни, трактуются житейские мудрости, притчи. Для ислама не существует триединства бога. Аллах един и Мухаммед – пророк его.

В исламе возникли два течения: суннизм и шиизм. Суннизм остался официальной религией Арабского Халифата, в которой в качестве главных притч выделяются притчи о жизни пророка Мухаммеда. Считалось, что после смерти Мухаммеда посредников между людьми и Аллахом не осталось и власть должна принадлежать тем, кто получил согласие общины. Шиисты считают, что только прямые наследники родственника Мухаммеда – его двоюродного брата Али – могут обладать властью. Они признают право на власть 12 имамов Алидов – потомков Али от брака с дочерью Мухаммеда Фатимой. 90 % мусульман до сегодняшнего дня остаются суннитами, последователи шиизма живут в основном в Иране (здесь шиизм является государственной религией), Ливане, Азербайджане.

Ислам – это не просто религия, а образ жизни – воинствующее учение, один из принципов которого – объединение всех мусульман в единую общину. Ислам – молодая религия, не исчерпавшая своих возможностей, потому под знаменем ислама объединяются все новые силы.

В ходе эволюции ислама возник суфизм – мусульманский мистицизм, который означал реакцию верующих пуритан на десакрализацию ислама. Исламские мистики, исполняя особые обряды, входили в определенное состояние: от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения (путь любви и мудрости дает возможность суфию достигнуть власти над своим телом, мыслями и чувствами, создать в себе свой рай, в котором он может испытывать блаженство до тех пор, пока не погрузится в океан вечности).

Ислам способствовал развитию философии, искусства, утонченной культуры, науки. Главные центры арабской культуры находились в Багдаде, Каире, Кордове (Испания).

Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. В связи с необходимостью комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Арабский язык за короткое время превратился из языка бедуинов пустынной Аравии в официальный язык ученых, поэтов, философов. Арабский язык и Коран – два основных элемента молодой арабо-мусульманской цивилизации. В IX–XII вв. арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне развития, оставив позади европейскую культуру.

Первыми центрами науки были мечети – своеобразные университеты. (Мечеть Омейядов в Дамаске, Каирская Мечеть Аль-Азхар.) Ислам способствовал развитию науки. Огромны достижения арабских ученых в области точных наук. Арабская система счета была принята в Европе. Арабские ученые (Мухаммед-аль-Хорезми) внесли большой вклад в развитие алгебры, тригонометрии, физики, оптики, астрономии, химии (алхимии). (Слово алкоголь Al-Kohl – мельчайший порошок – арабского происхождения.) Весьма высокий уровень у арабов имела медицина. Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки. Он стал применять антисептические средства при лечении ран. Арабским ученым мир обязан созданием фармацевтики (Ибн Сина – Авиценна). Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию, лечебную диету.

6.3.2. Мировоззрение и нравственные ценности арабо-мусульманского Востока

Ислам считается одной из религий, в которой строго соблюдаются нормы поведения. На основе священных книг создан свод правил, охватывающий все стороны жизни, – шариат («надлежащий путь»). Все поступки разделены на обязательные (фарз), желательные (суннат), добровольные (муххоб), нежелательные (макрух), запретные (харом). Такая система разделения привела к появлению многочисленных запретов: на употребление вина, на украшение дома картинами, скульптурами, вступление в брак с иноверцами. Запрещено самоубийство, поощряется гостеприимство, помощь беднякам. Коран призывает объединяться для блага, но не для вражды. Детально разработана бытовая этика: во время трапезы хозяин первым приступает к еде, все приборы передаются только правой рукой, пищу можно есть руками (тремя и больше пальцами, но не двумя), можно облизывать пальцы, но нельзя обгладывать кости. Первым подается хлеб, его нельзя резать ножом. Нельзя есть свинину. Упавший хлеб надо обязательно поднять и отдать птицам. Умершего человека надо похоронить в течение суток. Особое место занимает отношение к женщине. Нет браков между родственниками, но разрешено многоженство. Безбрачие – преступление. Понятие «гарем» исключительно восточное.

6.3.3. Художественная культура арабского Востока

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств: ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи или скульптуре. Поэтому эти виды искусства были заменены орнаментальными мотивами. Эквивалентами пластических искусств в этой культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством. Она выполняла функцию, схожую с функцией икон – представлять видимое божественное слово. Каллиграфия широко использовалась в архитектуре: и как средство передачи текста, и как украшение. Иногда стены дворцов, мечетей покрывались затейливой вязью, стилизованными мотивами из растительного мира, геометрическими узорами. Во внутренних помещениях выкладывали богатые мозаики, похожие на ковры. Симметрия в орнаменте, узорах – стремление к упорядочению жизни.

На Востоке были созданы особые жанры поэзии – касыда, газель, рубаи. Касыда – небольшая стихотворная форма, состоящая из двустиший – бейтов (Рудаки, Саади). Более изысканной формой стихосложения является газель, состоящая из 5–12 бейтов (Шамседдин). Особенно популярными были рубаи – стихотворная миниатюра, в которой заключалась законченная мысль, имеющая глубокий смысл (Омар Хайям). Имена таких поэтов, как Рудаки, Фирдоуси, Саади, Хафиз, Низами, Хайям составили славу поэзии не только исламской, но и мировой культуры.

И все искусство исламского мира во всем многообразии форм постоянно стремилось к поискам счастья, красоты, истины.

* * *

Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. Исламской культуры не коснулся скепсис европейских культурологов. Действенность этой культуры проявляется в сильном противостоянии мира ислама вестернизации, идущей от западных культур. Противостояние Востока и Запада сейчас нередко принимает агрессивные формы. Наиболее яростные адепты ислама, активно внедряя принципы исламской морали в общественное сознание, требуя неукоснительного следования этим принципам, проявляют воинственную нетерпимость к инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными». Стоит полагать, что дальнейшее развитие этой культуры не будет разрушительным.

Тема 7

Античная культура

7.1. Культура Древней Греции

В течение многих веков классическая культура Древней Греции до сих пор очаровывает и привлекает внимание. Она была преемницей древневосточных культур и стала колыбелью европейской культуры. Культура Древней Греции существовала с ХVIII в. до н. э. до середины II в. до н. э. Именно в это время в Грецию с севера и северо-запада прибыли ахейцы и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах свои царства, а около XVI в. до н. э. завоевали Крит. Ахейцы назвали свою страну Элладой (Hellas).

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор говорят о «греческом чуде». Суть чуда состоит в том, что только грекам почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Греки многое позаимствовали у народов Древнего Востока, однако все заимствованное они использовали как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства. Греки не знали равных себе в художественной культуре, духовной жизни. Кроме того, Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления, прежде всего – республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла.

7.1.1. Периодизация греческой культуры

У основания классической древнегреческой культуры находилась крито-микенская культура. В XVI в. до н. э. ахейские царства, крупнейшим из которых были Микены на полуострове Пелопоннес, достигли высокого экономического и культурного развития. В XVIII в. до н. э. объединяются критские племена. Центром объединенного государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник критского зодчества – Кносский дворец (площадь 20 тыс. м2). Его сложная система переходов и коридоров послужила поводом для создания мифа о Минотавре. Согласно мифу, критский царь Минос отдавал на растерзание Минотавру юношей и девушек. Тесей, сын афинского царя Эгея, убил Минотавра и выбрался из лабиринта с помощью клубка ниток, врученного ему дочерью Миноса Ариадной. Критяне не возводили укреплений. В строительном искусстве они стремились к красоте, украшая сооружения фресками. Критяне поклонялись природным (хтоническим) божествам, не возводя храмы и монументальные скульптуры. С XV в. до н. э. Крит завоевывали ахейцы. С этого времени возникла крито-микенская культура.

Прошли столетия, прежде чем эллины создали свою великую культуру. В ее развитии можно выделить три этапа: становление, расцвет, упадок или соответственно – архаика, классика, эллинизм.

Архаика (VIIIVI вв. до н. э.). Это время появления городов-государств – полисов. Распространяется общегреческая письменность, появляются исторические труды, географические описания, рождается лирическая поэзия, театр, сооружаются храмы.

Классика (VVI вв. до н. э.) – пора высшего расцвета греческой культуры, период утверждения античной демократии. Длившаяся почти полвека война с персами объединила греков, утвердила их в патриотических чувствах. В это время появляется театр Эсхила, Софокла, Эврипида, великие произведения искусства, прославившие человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и нравственное совершенство.

Эллинизм (конец IVIвв. до н. э.). Александр Македонский завоевал в своих походах огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Управлять такой державой было сложно. Возникали новые города, особенно на Востоке. Сохраняя восточные традиции, эти города восприняли и греческое влияние. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественных наук, математики, медицины.

7.1.2. Культура греческого полиса

Полис – это административный центр с крепостным укреплением (акрополем) и окрестные крестьянские поселения. Полисы были разобщены и постоянно соперничали друг с другом. Существовала особая полисная система управления. Долгое время у власти были аристократы (греч. aristos – «лучший», kratos – «власть»). Постепенно бразды правления перешли к тиранам (этруск. tiran – «господин»), выбранным из среды народа правителям, вершившим свою власть единолично. Были и такие полисы, где власть принадлежала группе богатых и значительных людей – олигархов (греч. oligos – «немногие», arche – «власть»).

В Афинах возникает величайшее изобретение греческой античности – демократия (власть народа). У истоков греческой демократии стоял Солон, которого можно назвать основателем политической культуры. Его реформы были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Солон начал реформы с отмены долгового рабства. Он ввел закон, позволяющий делить имущество после смерти отца семейства. При Солоне закончилась власть «благородных» аристократов: к участию в управлении стали допускаться и те, кто находился на самой низкой ступени среди свободных граждан. Главное место в полисе еще занимали богатые люди, на них лежали и обязанности.

Символом афинской демократии был Перикл. Все мужское население – община равных. Все пользовались равным избирательным правом и могли быть избраны на любую должность. Главным органом управления было общее собрание. Руководство осуществлял Совет четырехсот (потом Совет пятисот). Стать членом Совета считалось делом почетным. Избранные в него люди носили миртовые венки, имели особые места на всех празднествах. Оказаться тем, кто не оправдал надежд, было позором. За проступки виновные подвергались остракизму (греч. ostrakon – «черепок») – осуждению на десятилетнее изгнание. Решение принималось так: каждый, обладавший правом голоса, писал на глиняном черепке имя человека, по его мнению, опасного для народа, и тот, чье имя встречалось чаще, изгонялся.

Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже на искусство. У греков существовал особый кодекс чести, где главным понятием была доблесть («арете»). По степени проявления «арете» человеку давалась позитивная или негативная оценка. Плод геройской доблести – честь («тиме»). Другая норма, которой руководствовался грек – стыд («айдос»). К. Леви-Строс считал, что поведение человека можно определить по его основной мотивации – это может быть «культура стыда» или «культура вины». « “Культура вины”, характерная более для христианства, обращена к “голосу совести”, т. е. к внутреннему суду над собой, тогда как “культура стыда” ориентирована на оценку поведения человека извне, членами той или иной социальной группы. В этом случае в качестве основных мотивов поведения… выступают подражания лучшим и соперничество… Чувство внутренней греховности было чуждо грекам. Но им было в высшей степени присуще чувство стыда перед согражданами. Боязнь стыда, страх показаться глупым или смешным принадлежали к числу важнейших мотивов, определявших поведение древнего грека в обществе. Другой стороной этого было стремление к первенству, к тому, чтобы стать лучшим среди многих» (О человеческом в человеке. М., 1991. С. 284.).

Это объясняет и спортивные традиции греков, многие из которых имели культовый характер. Олимпийские игры, посвященные Зевсу, впервые состоялись в 77 г. до н. э. Победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельного человека, а полиса.

Дух соревновательности царил и в области науки, риторики, политики. Все особенности отношений между людьми греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизма, которое никогда не было показным.

В Афинах практически все граждане были грамотны. Образование было трехступенчатым. Сначала шестилетние дети в сопровождении домашнего раба – педагога (букв. «ведущий ребенка») ходили к учителю. Изучали три предмета: грамматику (чтение, письмо, счет), музыку, гимнастику. Отроки поступали в гимнасии (спортивные школы) для физического совершенства и воспитания мужества, позднее ввели другие обязательные предметы – «мусические искусства» (покровителем считался Аполлон Мусагет): поэзия, музыкальная теория, умение играть на музыкальных инструментах (кифаре, лире, флейте), танец, пение. Греки считали, что человека, не понимающего музыку, нельзя брать в воины, воспитатели, т. к. он может предать, он не сможет сопереживать, сочувствовать. Греческая культура была преимущественно мужской, потому что собственностью владели мужчины, избирались мужчины, воевали мужчины. Греческое искусство прославляло образ героя, воина.

7.1.3. Искусство Греции

Искусство Греции развивалось в атмосфере вольности, свободы. Еще Гегель сказал, что греческое искусство – «второй рай человеческого духа, который в своей прекрасной естественности, свободе, глубине и веселости выступает, как невеста из своей светелки… Его глубина не в запутанности, унынии, надменности, а в непринужденной ясности; его веселость не детская игра, она простирается над печалью, что знает тяжесть судьбы, но не вытесняется ею из свободного парения над ней и знания меры» (Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М., 1970. Т. 1. С. 402.).

Греческое искусство во всех видах стремится к человеку. Во всем видна ясная простота и целесообразность. Весь секрет «греческого чуда» в искусстве состоит в сочетании чувственной непосредственности и рациональной конструктивности.

Греки, в отличие от египтян, не следовали канонам. Их произведения отличаются от египетских, как хрупкий цветок от пальмы («Юноша, увенчанный лилиями»). Однако именно они вывели канон прекрасного. Греки полагали, что только в прекрасном теле может быть прекрасный дух. Греческий идеал определяется словом «калогатия» (греч. kalos – «прекрасный», agathos – «добрый»). Так как калогатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных в мраморе, неповторимо прекрасными.

Еще в период архаики были созданы те удивительные образы, которые до сих пор покоряют мир своей простотой, живостью и бесконечной глубиной.

Архаический Аполлон. В нем виделся человек. Мускулистые ноги могут сгибаться, мышцы живота напрягаться. Улыбка – намек на радость бытия.

Архаические статуи были раскрашены. На фоне голубого неба Эллады все это выглядело празднично. Художники изучали тело человека. Пифагорейцы стремились уловить числовые отношения в музыкальных созвучиях, в пропорциях тела человека.

Был популярен такой вид творчества, как роспись на вазах. Эксекий «Аякс и Ахилл, играющие в кости». Склоненные спины вторят округлости стенок сосудов. Щиты, расположенные по бокам, еще раз подчеркивают эту округлость. Кубообразный столик помещен в центре, подчеркивал устойчивость амфоры, это центр тяжести. Во всем чувствуется прелестная свежесть мироощущения.

Искусство архаики архитектурно, оно строит, мерит, соразмеряет, уравновешивает. Оно утверждает, что в мире должен царить порядок. Оно смотрит на мир радостным взглядом.

В архитектуре сложилась система ордеров: дорический, ионийский, коринфский.

Основой архитектурных сооружений была стоечно-балочная конструкция. Роль балок выполняли колонны. Желобки на колоннах – каннелюры.

Дорический ордер – архитектурная деталь без дополнительных украшений. Дорическое искусство стремилось к мужественности, ясности.

Ионийский ордер – капитель украшена завитками (волютами).

Коринфский ордер – капитель украшена в виде листьев аканфа.

В качестве скульптурных украшений создавались фигуры стройных юношей (куросы), девушек (коры), на лицах которых были запечатлены улыбки.

Греки ценили разумность, простоту, меру, красоту. Они были художниками, считавшими, что ничто не должно противоречить природе человека.

Дуализм тела и духа не был им знаком. Они ценили силу страстей и чувственную радость. Искусство было не музейным. Оно заполняло собой все живое пространство.

В архитектуре выработались такие правила возведения сооружений, которые соотносили их с человеком, его мировосприятием, позволяли человеческому взгляду наслаждаться гармонией и совершенством пропорций.

Акрополь. Комплекс Акрополя связан с ландшафтом. Так египетские пирамиды хороши в пустыне, а Акрополь хорош в сочетании с просторами Средиземноморья. Он был и святилищем, и общественным местом, и укреплением. Здесь было все: государственная казна, библиотека, картинная галерея. Здесь проводились ежегодные празднества. Во время празднеств осуществлялось шествие на Акрополь. Все заканчивалось пиром.

Западный вход Акрополя – Пропилеи. По сторонам портика Пропилей – 2 крыла. Правое – в виде выступающего постамента, увенчанного маленьким изящным храмиком Ники Аптерос (бескрылая). Левое – массивное с глухими стенами – Пинакотека. Сразу за Пропилеями видна была восьмиметровая скульптура Афины-воительницы со шлемом, копьем, щитом (скульптор Фидий).

Воплощение чистоты и строгости – Парфенон (зодчие Иктин, Калликрат). 40 колонн дорического ордера, на фронтоне – изображение спор Посейдона и Афины, расстояние между колоннами разное. Возникает впечатление одушевленности, колонны в центре как бы расширяются. Горизонтальные линии не совсем горизонтальны. Во всем – тонкий расчет и чувственное жизнеподобие. В скульптурной группе ни одно изображение не повторяется. У греков не было индивидуальной психологии. В каждом движении тела видится аналог духовной жизни.

Эрехтейон. Причудливый, небольшой храм. В западной части – колонны на высоком цоколе, северная часть – глухая, в восточной – портик, южная – глухая стена, которая служит фоном для маленького портика с колоннами в виде кариатид.

Апофеозом празднеств было шествие к алтарю Афины, внутри которого скульптура Афины из слоновой кости и золота. Афина опиралась на круглый щит с изображением битвы с амазонками. Один из воинов – Перикл, другой – Фидий.

Первая диагональ этого архитектурного целого: храм Ники Аптерос Эрехтейон. Другая диагональ: Пинакотека – Парфенон. Ансамбль уравновешивается.

У древних греков была настоящая математика храма, выверялось соотношение диаметра и высоты колонн, количество колонн вдоль стены фасада и боковых стен, планировка внутренних помещений и отделка каждой части сооружения. Например, угловые колонны делались чуть шире остальных (освещение сделало их несколько тоньше, чем в реальности); колонны были чуть-чуть скошены внутрь, т. к. зрительно абсолютная правильность нарушала гармонию. Именно в этом и заключается гуманизм греческого искусства: оно ориентировалось на человека, соотносило себя с ним, устанавливало особую связь человека с миром.

7.1.4. Культура эпохи эллинизма

Были разрушены прежние нормы в повседневной жизни, в традициях, государственности, искусстве. Александр Македонский повернул жизнь от демократии к рабовладельческой монархии. В повседневности человек оказался незащищенным от воздействия стихий общественной жизни. Искусство все более обращает внимание на человека в его обыденной жизни. Искусство лишается гармонии духа и тела, оно всматривается в облик страдания.

Эпохе эллинизма принадлежат статуи, которые представляются символом античности – Ника Самофракийская, Афродита Милосская (Скульптор Агесандр). Как будто в этой Афродите воскрес дух высокой фидиевской классики. Она возвышенна.

Ника Самофракийская – утро эллинского мира. Радостный пафос. Когда-то она стояла на утесе, трубя в рог, открытая ветру и брызгам морской пены. Сейчас она встречает посетителей Лувра. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, но не менее одухотворенная.

Эллинизм далеко ушел от классики. Эллинизм не создал целостной концепции.

Искусство эллинизма, исчерпав свою прежнюю форму, не смогло создать богоподобного человека, поскольку он стал жить жизнью частного лица. В эпоху эллинизма популярной была философия Эпикура, утверждавшего, что получение удовольствия является главным принципом жизни (ранее утверждалось, что удовольствие – причина страха смерти).

Архитектуре этого периода присущи гигантские формы. Например, в Галикарнасе зодчий Пифей создал впервые в истории архитектуры мавзолей для правителя и его жены. Это была пирамида из 24 ступеней, на вершине которой высилась четверка коней в упряжке (квадрига).

В литературе преобладал жанр сельской идиллии – буколики, уводящие в царство удовольствия и наслаждения.

* * *

Культура Греции завершила свой цикл развития. Ее увядание было пышным. Эллинизм оставил взгляд на мир, лишенный целостности и гармонии, но наполненный новой мудростью, которая найдет свое продолжение во многих культурах Европы последующих веков.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культурология учебно-методический комплекс

    Методические указания
    ... КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Специальность: 080115 Таможенное дело Москва 2009 Автор-составитель: Ефимова И.Н., к.ф.н., доцент Учебно-методическийкомплекс «Культурология» ...
  2. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  3. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  4. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...
  5. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...

Другие похожие документы..