textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


* * *

Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Вся Юго-Восточная Азия восприняла многое для своей культуры из Индии. Буддизм способствовал формированию культуры Китая, Кореи, Японии, Тибета. Будучи восточной, индийская культура обогатила западную культуру. Под влиянием индийской культуры находились Гёте, Шопенгауэр, Гессе, художники Рерихи, англоязычные писатели: Уолт Уитмен, Киплинг.

Тема 6

Культуры Древнего Востока

6.1. Культура Древнего Китая

Самые ранние памятники, найденные на территории Китая, относятся к V–III тысячелетиям до н. э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека – синантроп. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте, Шумере и Индии – лишь во II тысячелетии до н. э.

Название «Китай» пришло к нам через тюркские языки по созвучию с одним из племен – кидань. Сами китайцы называли свою страну иначе: Тянься (Поднебесная), Чжэнь-дань (Восточная заря), Чжун-хуа (Срединный цветок), Чжунго (Срединное государство). Император считался сыном неба, которому другие племена – варвары – должны были платить дань.

Самые первые находки относятся к культуре Яншао (название местности в районе среднего течения р. Хуанхэ) – культура позднего неолита. На этой стадии китайцы возделывали поля, строили жилища, осваивали пиктографическое письмо. Высокого уровня достигла керамика. Керамические вазы, похожие на амфоры, были изящно украшены. Все китайское искусство впоследствии отличалось особой изящностью и утонченностью. Орнаменты на изделиях связаны с верованиями. Китайцы почитали культы Солнца и Луны, гор и других явлений природы, у них был культ предков.

Во II тысячелетии до н. э. происходит распад первобытного общества и образование первых раннеклассовых государств. Одним из них стал город-государство Шан. В эпоху Шан китайцы изобретают технологию бронзового литья (появляются бронзовые орудия, военная техника – колесницы, арбалеты, мечи), строятся пышные дворцы и гробницы. Появляется иероглифическая письменность. Именно в этот период складываются все основные религиозно-философские представления о мире и формы управления обществом. Усиливается вера в загробную жизнь. Более сложными становятся погребения. Правитель назывался «ван». Гробница правителя Шана была двухярусная. Каждый ярус охранялся тотемными стражами.

В это время в культуре Китая окончательно складывается культ обожествленного правителя. Согласно представлениям китайцев, весь мир являл собой первоначально хаос, состоящий из мельчайших частиц, которые разделились на легкие и светлые. Светлые, олицетворяющие мужское начало – ян – поднялись наверх и образовали небо. Темные, олицетворяющие женское начало – инь – опустились вниз и образовали землю. Небо для китайцев было всегда верховным божеством, правитель – ван – считался сыном Неба, которому оно вручило разрешение на царство. Но право на правление вручается только добродетельному человеку. Это была первая социально-политическая теория, согласно которой не сила завоевателей, а именно моральные качества становились основанием для получения власти, поэтому власть считалась неоспоримой: она давалась Небом за мудрость и доброту. Так в политическую систему вносится моральное начало, которое декларируется и сохраняется во все последующие времена.

В I тысячелетии до н. э. государство Шан завоевывается племенами чжоу. Появляется новое государство – Западный Чжоу. В это время завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоуских ванов, которое исходило из чжоуского культа неба как верховного божества. Чжоуский Ван был провозглашен сыном Неба и Единственным его земным воплощением. Он наделялся силой дэ, делавшей его Владыкой Поднебесной. К VII в. до н. э. Чжоуское государство раздробилось на множество других. Борьба между ними привела к победе династии Цинь и объединила Китай в централизованную империю. С этого момента древних китайцев стали называть циньцами. Слово «цинь» послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.

6.1.1. Источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм

Основатель даосизма – мудрец Лао-цзы, живший в конце VII – начале VI в. до н. э. Прожил 160 (по некоторым источникам, 200) лет, в старости встретился с Конфуцием, написал книгу «Даодэцзин» («Книга о Пути и Добродетели»). Основное понятие даосизма – дао (этот иероглиф состоит из двух частей: шоу – голова, цзоу – идти). Его переводят как «путь, дорога, средство, способ, говорить, вести за собой». Философы трактовали это понятие как «путь природы», «источник жизни». Дао невидимо и вездесуще, оно неотделимо от мира. Дао порождает все вещи в мире, оно соединяет все возможные противоположности мира. Главный принцип дао – ничего не менять во Вселенной, не прибегать ни к каким насильственным методам. Вселенная сама придет к порядку. Мудрый правитель, следующий дао Вселенной, не делает ничего, чтобы управлять. Тогда, развиваясь свободно, страна спокойно и гармонично процветает. Если усилия противоречат закону мира, то они представляют собой пустую трату сил и ведут к гибели. Все искусственное, связанное с суетой и повседневностью, считается лишним, мешающим осуществлению дао. Лао-цзы считал, что ничего не нужно вносить в естественное течение жизни. По философии дао, не надо гнаться за богатством, надо более всего ценить жизнь, природу и свое предназначение, которое каждый должен познать в этом мире. Лао-цзы утверждал равенство всех вещей, всех людей. Он предлагал путь деятельного познания, которое бы не нарушало дао Вселенной, чему должны следовать и правители, и подданные.

Основатель конфуцианства Кун-цзы (551–479 гг. до н. э.) избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, а отношения между людьми. Конфуций был из обедневшей аристократической семьи чиновников и военных. Он умер в возрасте 73 лет. Конфуций всегда отдавал дань традициям, называя началом начал Небо, а также высшую духовную силу, образующую и направляющую природу и человека. Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений. Между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцами и детьми. Дао Конфуция – моральная величина, моральный закон, путь долга, которому человек должен следовать в своих поступках. Он считал, что Небо наградило человека натурой, поэтому поступать нужно в соответствии с волей Неба – это и есть дао, которое у каждого человека неповторимо.

Для Конфуция познание самого себя – это самосовершенствование, целью которого становится достижение статуса благородного мужа – цзюньцзы (идеальный образ человека, обладающего совершенством поведения честного, бескорыстного, мудрого, справедливого). Благородный муж развивает в себе добродетели: и – долг, ли – этикет, нравственность, чжи – знание, синь – верность, сяо – сыновняя почтительность. Основой, на которой все эти добродетели существуют, является главное понятие конфуцианства – жэнь (гуманность). Проявлениями жэнь являются справедливость, искренность, милосердие, доброта, сдержанность. Это понятие многозначно, в него входят: культура в целом, идеальные отношения в семье, обществе, государстве.

Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни.

Более поздняя философская теория – фацзя или легизм – касалась преимущественно политической сферы и искала пути обретения стабильности в обществе. Его создатель Шан Ян – главный министр Циньского царства, узаконивший право частной собственности и лишивший аристократию права наследования государственных постов. Легизм во многом был противоположен даосизму и конфуцианству. Легисты превыше всего ставили закон, сила и авторитет которого должны держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях.

6.1.2. Социальная структура и особенности китайской этики

По древнекитайским воззрениям считалось, что мир возник от взаимодействий светлых (ян) и темных (инь) частиц. Они породили пять стихий – землю, воду, огонь, дерево и металл, от которых произошло все во Вселенной: пять видов погоды – дождь, холод, жара, ветер, ясная погода; пять видов злаков – просо, конопля, рис, пшеница, бобы; пять благ – долголетие, богатство, здоровье, добродетель, естественная смерть, пять вкусов, пять цветов, пять металлов и т. д. Среди божеств, кроме Неба, почитались божества Солнца, Луны, Звезд. Поклонение звездам сочеталось с сохранившимися тотемными представлениями. Звездное небо было поделено на 12 частей, каждая из которых носила имя тотема: обезьяна, бык, мышь, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, курица, собака, свинья, дракон. Такие же культы были связаны с месяцами, неделями, днями. Кроме этого, мир для каждого китайца был наделен огромным количеством злых и добрых духов.

Социальная структура Китая выглядела следующим образом. На высшей ступени находилась наследственная аристократия, получившая свои владения от правителей – ванов. Разветвленной бюрократической системе Китая нужны были чиновники – ши. Они не имели титулов, но были образованны и вхожи в высшие слои общества. Они создали свой кодекс чести – аристократическую этику, главной сутью которой была преданность своему господину. Отбор кандидатов на ту или иную высокую должность осуществлялся с помощью экзаменов. Высшая ученая степень – цзиньши – давала право на высокий государственный пост. Блага производили земледельцы, организованные в общины, где все было регламентировано, даже личная жизнь.

6.1.3. Искусство Древнего Китая

Художественная культура Китая сложилась из удивительно поэтичной космогонической картины мира, основанного на этических нормах, религиозно-философских теориях, бережном отношении к традициям, в котором новое возникает не путем ломки прошлого, а в процессе использования всех ценностей. Искусство в Китае становится способом проникновения в сущность вещей, однако способом не столько логическо-рациональным, сколько чувственно-интуитивным. Во всех видах и формах китайского искусства поражает стремление к совершенству сложного, многомерного.

К началу новой эры была изобретена бумага, что привело к распространению литературы. Самую большую значимость имели древние книги. Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись, каллиграфия представляют единое художественное целое. Иероглифическое письмо имеет одну особенность: оно несет не только смысловую нагрузку, но является одновременно художественным изображением. Здесь важно все: как двигалась рука мастера, какое состояние он передал в начертании иероглифов, какой образ несет в себе этот знак. Поэтому литература в Китае – это еще и изобразительное искусство. Квинтэссенцией искусства считается поэзия. Она преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук. Проникнутая идеями даосизма и конфуцианства, китайская поэзия объединяет разум и отрешенность, она стремится передать дух жизни, «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность, присущая многотональному китайскому языку. Не случайно древнекитайская поэзия неотделима от музыки (поэты Ли Бо, Цюй Юань). Китайская культура неповторима в изобразительном искусстве с его желанием передать временные изменения, с его прозрачными, почти незаметными переходами оттенков цвета. В китайском искусстве показывалась не статика, а действие, где выявляются не характеры, а типы, где боги больше людей, где чувствуется поиск Абсолюта. Главная особенность – недосказанность, незавершенность, дающая зрителям возможность включиться в творчество.

Невиданный подъем переживает архитектура. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая Китайская стена (длина – 6 тыс. км). Значительного уровня достигает скульптурный рельеф. Появляется станковая живопись.

Цель китайской эстетики заключается в том, чтобы достичь истинной сути животворных источников гармонии жизни: искусство и искусство жизни – одно и тоже. Как в живописи, так и в поэзии каждый штрих, изображающий ветку дерева или человека, всегда должен быть живой формой, именно это стремление к выявлению сути присуще всем видам искусства.

* * *

Китай во многом явился первооткрывателем. Древние китайские ученые впервые изобрели мореходные приборы, компас, многоярусные мачты, возможно, без них не было бы впоследствии великих географических открытий. Через Китай пришли в Европу стремена, без которых не наступил бы век рыцарства. В Китае изобрели пушки и порох. Без китайской бумаги не было бы грамотности. В Китае открыли систему кровообращения, законы механики, изобрели механические часы, шелкоткачество. Современные врачи убедились в эффективности таких старинных способов лечения, как иглоукалывание, прижигание, массаж. Сейчас и в Китае, и в других странах мира все большее внимание уделяется лечебной гимнастике ушу, которая одновременно является и спортивной борьбой, и формой самообороны, и формой познания своего «я» и природы. В современной европейской культуре до сих пор популярны не только открытия, но и художественные образы, первоначально возникшие когда-то в Китае, например, знаменитая сказка «Золушка» – не что иное как западный вариант легенды «Ю Ян Цза Цзу», написанной когда-то китайским автором Дуань Ченши.

6.2. Культура Японии

Япония размещается на множестве мелких и четырех больших островах (Хонсю, Кюсю, Хоккайдо, Сикоку). Морские пространства стали преградой для завоевателей. С VIII тысячелетии до н. э. японцы жили здесь обособленно. Хозяйственную основу первобытного японского общества составляли охота, рыболовство, собирательство. Первыми религиозными представлениями японцев были магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Период неолита в Японии назван «Дзёмон» (след веревки), поскольку были найдены керамические изделия, украшенные орнаментом из глиняного жгута.

В середине I тысячелетии до н. э. в Японии возникает сельское хозяйство, и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Этот период носит название «культура Яёй» (по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры). В этот период складываются основные элементы древнеяпонской цивилизации. На культуру Японии большое влияние оказала китайская культура. В IV–V вв. н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают научные знания, конфуцианство и буддизм. Однако в Японии, в отличие от Китая, представители аристократии (сёгуны) имели большую власть, чем «сын Неба». В отличие от китайцев, где к власти допускались те, кто прошел экзамены, в Японии власть захватывали представители наиболее сильных домов. В период складывания феодальных отношений все чаще и чаще вспыхивали восстания. Для борьбы с восстаниями и массовым уходом крестьян со своих земель стали создаваться отряды профессиональных военных из людей, искавших покровительства у знати. Так появилось сословие самураев. В их среде выработался особый кодекс чести, своя этика, требовавшая беспрекословной верности, самопожертвования, в крайнем случае – добровольной смерти (харакири). Так в Японии складывается особый менталитет – подчинение по вертикали.

Японская государственность образуется в начале VII в. В официальных документах это государство впервые упоминается в 607 г., когда принц-регент Умаядо в послании китайскому императору назвал свою страну китайским словом «Жибэнь», что в японском произношении звучит как «Ниппон» или «Нихон» – страна Солнечного Восхода.

6.2.1. Верования и чувство красоты в японской культуре

Японцы живут в тесной связи с природой. У них никогда не было стремления, свойственного европейцам, подчинить себе природу. Напротив, они постоянно ищут точки соприкосновения с природой, способы гармонизировать свои отношения с природой. Такой подход во многом определил эстетическое отношение к миру вообще, проявление чувства прекрасного во всем.

Тонкое чувство природы породило древнейшую религию Японии – синто («путь богов»). Возникновение синтоизма связано с земледелием, его магией, в которой заложены действия, которые должны благоприятствовать получению урожая. Среди магических обрядов главное место занимают весенние и осенние: действо испрашивания урожайного года, действо пробы нового хлеба. Божества не отделялись от природы, что наделяло природу в глазах японцев еще большей ценностью.

Синтоизм во многом близок мифологии. В этой религии утверждается, что в мире сначала царил хаос. Потом он упорядочился, небо отделилось от земли, мужское начало от женского. В результате соединения этих начал – богини Идзанами и ее мужа Идзанаги – родилась богиня солнца Аматарэсу, богиня луны Цуклёми и бог воды и бури Сусаноо. Спустя долгие годы Аматарэсу осталась на небе, а ее внук Ниниги сошел с неба и стал управлять государством. Символами его власти были зеркало (божественность), меч (могущество) и яшма (верность подданных). От Ниниги будто произошел первый японский император. Происхождением от божеств объясняют японцы свою особую миссию в мире.

Существует пять главных принципов синто:

  1. Мир сам по себе хорош, совершенен.

  2. Вера в естественную силу жизни.

  3. Представление о единстве природы и человека. Синтоизм не делит мир на живой и неживой. Во всем, что окружает человека, есть дух.

  4. Признание многобожия. В списке богов синто их оказалось 3132.

  5. Дух «нами» породил только японцев: синто может быть только у японцев, но японцы могут веровать и в других богов.

На синтоистском мировоззрении основываются многие обряды и праздники: праздник любования сакурой, снегом, горой Фудзи, луной. Японский поэт Догэн писал:

Цветы – весной.

Кукушка – летом.

Осенью – луна.

Холодный чистый снег – зимой.

На территории Японии широкое распространение получил буддизм, особенно такое явление, как дзен-буддизм (с санскр. «дзен» – сосредоточение, созерцание) – самоуглубление, в результате чего происходит озарение – сантори. На основе дзен появилась чайная церемония, икебана, искусство создания садов и парков. Все религиозные верования в Японии можно свести к следующему: сам мир с его формами, красотой становится выражением божественного присутствия.

Японская эстетика выделяет 4 типа прекрасного: саби, ваби, сибуй и югэн. Саби – патина – красота естественного: трещины на посуде, шероховатости. Почувствовать красоту естественного можно в состоянии внутренней сосредоточенности, при отсутствии шума, толпы. Ваби – красота повседневного, обыденного. Сибуй – соединение естественности, функциональности и красоты. «Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара». Югэн («внутренняя глубина, сокровенное») – воплощает прелесть недоговоренного.

6.2.2. Художественная культура Японии

В I тыс. до н. э. с возникновением сельскохозяйственного уклада жизни возникали и первые храмы. Вначале это были деревянные амбары для хранения урожая. В них устраивались торжества по случаю уборки урожая. При строительстве зданий японцы всегда обращали внимание на окружающий ландшафт. Чувство природы станет основной особенностью архитектурных сооружений. Японцы мало внимания уделяют внутреннему убранству помещений: все просто и естественно. Простота планировки, ощущение пространства, возможность менять размеры жилища с помощью перегородок подчеркивали значимость каждого элемента. Для любого типа постройки важным было передать настроение. Природное начало заметно во всем: в материалах, формах, принципе асимметрии.

Япония – страна миниатюры, в которой любому творению придается мягкий, лирический оттенок. С приходом буддизма строятся пагоды (с санскр. бхагават – «священный»), монастыри. Появляются скульптуры, изображающие богов, полубогов, в чертах которых передается воинственный самурайский дух и эмоции, свойственные крайнему напряжению.

Высокого уровня развития достигла литература. Искусству Японии свойственен символизм. Символика, как правило, связана с природой. Поскольку в Японии не была антропоморфного божества, то божеством стала сама природа. Японское стремление увидеть и воспринимать гармонию природы в гармонии с человеческим существованием создает особую эмоциональность в восприятии. Каждое состояние мира поэт воспринимает как собственное состояние. Умение чувствовать скрытый смысл приводит к особой лаконичности. Все подробности, замеченные поэтом, передают ощущение целостности мироздания, красоты и покоя.

Один из древнейших жанров японской поэзии – танка, нерифмованные пятистишия.

Все озарилось. Поистине так светла

Эта лунная ночь,

Что сердце уплыло ввысь.

Там и живет – на небе.

Сайгё, буддийский монах. XII в.

Стихи писались иероглифами, поэтому мы, не видя изобразительной стороны иероглифа, воспринимаем лишь слабую тень образа. Другой жанр – хокку, трехстишие.

И осенью хочется жить

Этой бабочке: пьет торопливо

С хризантемы росу.

Басё, XVII в.

Появляется особый жанр в прозе – дзуйхицу, что значит «писать, следуя кисти». Это означало писать легко, повинуясь движениям души.

«Солнце всего прекрасней на закате. Его гаснущий свет еще озаряет алым блеском зубцы гор, а по небу тянутся облака, чуть подсвеченные желтым сиянием. Какая грустная красота!» (Сб. «Классическая японская проза XI–XIV веков». М., 1988. С. 578).

В Х в. японская проза разделилась на мужскую и женскую. Мужчины, как правило, продолжали писать по-китайски, а женщины – на японском языке.

Особым видом поэтического творчества было изобразительное искусство. Тонкая техника, изысканная цветовая гамма, особое пространственное решение – все передавало гармонию мира, восторг перед природой. Живопись поначалу носила декоративно-прикладной характер: росписи ширм, вееров, украшений домашнего быта. Особая выразительность сложилась в японской гравюре (XIII–XIX вв.). Например, каждая из героинь Китагавы Утамары – воплощение изысканности, хрупкости. С помощью удлиненных линий художник достигает особого эффекта грациозности. Всемирной славы достигло творчество Кацусики Хокусая. Он ищет знаки величия мира в вечном источнике – природе.

Известен в мире японский национальный театр, который совмещает в себе поэзию, прозу, живопись. Театр возник из земледельческих мистерий, сопровождавших сезонные праздники. В синтоистских храмах создавались всевозможные действа, связанные с поклонениями солнцу, духам предков. В XII в. представление было в виде пантомимы, текста, музыки, танцев. Это стало основой для возникновения нового театра. В XIV в. его создал драматург Каньами Киёцугу. Этот театр стал называться Но – «умение, мастерство». Сюжеты для спектаклей черпались из синтоистских мифов, легенд, преданий. Все действие в нем носит характер музыкального представления, в котором актеры в масках совершают движения, сходные с ритуалом; каждое движение символично, каждый жест выверен. Действие идет в масках, некоторые из них являются традиционными: старец (ситэ), старуха, воин, молодая женщина, демонические существа. Действующим лицом был хор и музыканты: флейтист и три барабанщика. Декораций не было, все основывалось на внутренней силе актерской игры.

В XVII в. как чисто городское зрелище появился театр кабуки. Актеры выступали без масок, зато применялся грим, каждый элемент которого был символичен. Например, красные полосы на лице изображали гнев, резко поднятые брови – решительность. В театре кабуки рассказывалось о сильных страстях, в нем соединялись фарс и трагедия. Спектакли могли идти либо день, либо несколько дней. Японский театр требовал особого вчувствования в мир, в глубинное состояние героев.

* * *

Эффективность воздействия японской культуры обусловлена присущим ей механизмом заимствования – универсальным принципом, суть которого состоит в том, что приращение чужих культурных ценностей происходит на основе своих существующих культурных традиций, но не отрицая их.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культурология учебно-методический комплекс

    Методические указания
    ... КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Специальность: 080115 Таможенное дело Москва 2009 Автор-составитель: Ефимова И.Н., к.ф.н., доцент Учебно-методическийкомплекс «Культурология» ...
  2. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  3. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  4. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...
  5. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...

Другие похожие документы..