textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


5.2. Культура Древнего Египта

Египет представляется в виде пространства, остановленного во времени, пространства неизменности и постоянства. Символами этого времени представляются пирамиды, сфинксы. Египет – это необозримая пустыня, где никогда не бывает ни снега, ни тумана, ни обильной влаги. Египет, как и Месопотамия, стал образцом классической речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил, берущий начало в тропиках Судана. Поселения в долине Нила, одной из самых длинных рек мира, существовали за 5 тысяч лет до н. э. Древний Египет был расположен в нижнем течении Нила, где река не имеет притоков. Египтяне считали его единственной рекой в мире. («Нил» в переводе с семитского «нагал» – река). Нил не только воспевался в стихах, ему поклонялись в молитвах, приносились жертвы («Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту… твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влаги. Ты – творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда ты утомляешься, все живое гибнет. Ты даешь всякому счастье. Ты – царь…»). Египет называли «даром Нила». Сами египтяне называли свою страну «Та Каме» – «черная земля», в отличие от пустыни – «красной земли». Культура Древнего Египта существовала с конца IV тысячетелия до н. э. до 332 г. до н. э.

В истории Древнего Египта выделяют несколько периодов. Первый из них именуется додинастическим (IV тысячелетие до н. э.). Последующие периоды, в течение которых правили 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон предложил называть Древним (III тысячелетие до н. э.), Средним (конец III – начало II тысячелетия до н. э.) и Новым (II тысячелетие до н. э.) царствами.

Египетская культура существовала по тем же законам, как и любая речная цивилизация: необходимо было заниматься орошением, строительством каналов. Управление оросительной системой должно было осуществляться централизованно. Для древнего общества централизация выражается в создании государства во главе с обожествленным монархом. Название титула царя «фараон» произошло от египетского «пер-о» («большой дом»). В первоначальном смысле это означало «царский дворец». В слове «фараон» заключено и имя бога Гора (Хора), считавшегося первым мифическим властелином Египта. Царь имел не только отца земного, но и небесного – бога солнца Ра. Он был правителем Верхнего и Нижнего Египта: двойная принадлежность выражалась в бело-красной короне. Именно фараон каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона стали знаменитые египетские пирамиды. Пирамиды были у других народов, например, у майа. Но только в Египте пирамиды служили усыпальницами фараонов, будучи символом власти и государственного устройства. Пирамида для египтян – образ жизни и смерти. Пирамида – это усложненное мастаба («каменная скамейка», культовое сооружение) – одно из самых первых сооружений заупокойного культа.

Пирамид множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса – первой столицы Египта. Первым осуществил строительство пирамиды зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера (который объединил Верхний и Нижний Египет). Первая пирамида представляла собой шесть поставленных друг на друга мастаб и имела высоту 60 м.

Все государственное устройство Египта напоминало пирамиду: вверху – фараон – «большой бог», чуть ниже – верховный жрец, который одновременно был и верховным судьей, и главным администратором в стране. Следующую ступень занимали другие жрецы, посредники между людьми и богами. Высокое место отводилось писцам, зодчим, художникам. (Имхотеп был обожествлен, в его честь построили храм.) Зодчие сооружали только храмы и пирамиды. Обычное жилье считалось временным перед лицом вечности, строилось из непрочных материалов. Во времена Древнего царства появляется и другая должность – инженер, человек, который был способен рассчитать и организовать строительство. У подножия государственной пирамиды располагались ремесленники, торговцы, крестьяне. Еще ниже – рабы.

Самая большая – пирамида Хеопса (по-египетски Хуфу). Ее высота – 146 м, сложена из 2,3 млн блоков по 2,5–3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с пирамидами находится гигантский сфинкс (57 м длиной) в образе льва с портретной головой фараона. Наклонные стороны пирамиды символизируют лучи солнца, стороны света. Площадь пирамиды такова, что на ней могли бы разместиться вместе собор Св. Петра в Риме, Вестминстреское аббатство, собор Св. Павла в Лондоне. Строительство продолжалось около 20 лет. Вход в пирамиду находился с северной стороны, был обращен к Полярной Звезде. Внутри гробницы ветвятся и расходятся многочисленные коридоры. Всего было построено 80 пирамид. До сих пор они хранят много тайн и загадок и являют символ всего Востока.

Из других архитектурных памятников заслуживает упоминания храм бога солнца Ра в Абусире.

5.2.1. Религиозно-мифические верования Древнего Египта

Древнеегипетская мифология, в отличие от греческой, большую популярность не приобрела. Это произошло, во-первых, потому, что когда египетская культура к началу нашей эры пришла в упадок, то не нашлось народа, который был бы ее продолжателем, как, например, у греков – римляне, а культуру античности воскресила в свое время эпоха Возрождения. К IV в. н. э. никто уже не умел ни говорить, ни читать по-египетски. Только в 20-х гг. XIX в. смогли разгадать тайну египетских иероглифов и раскрыть древние письмена. Во-вторых, выяснилось, что древнеегипетская мифология не похожа ни на одну другую, в ней много неясного, непонятного, неоднозначного.

У египтян по-разному изображались одни и те же боги: одного и того же бога они показывали то в виде животного, то в виде человека со звериной или птичьей головой. В разных городах богов называли по-разному, а у некоторых имена менялись в течение суток. Например, бог солнца в утренние часы назывался Хепри и изображался в виде жука-скарабея, катящего перед собой диск солнца; в дневное время – Ра в виде человека с головой сокола, в вечернее время – Атум. Ра, Атум, Хепри были тремя разновидностями одного и того же бога солнца. Это было главное божество, которое еще называли Амон-Ра. Пирамиду тоже считали окаменевшим лучом солнца. Египтяне, изображая солнце, рисовали его лучи в виде треугольников. Пирамида представляла собой одновременно и путь на небеса, и солнечный луч. В Египте сооружались стеллы – мемориальные обелиски в виде суживающихся кверху гранитных столбов с пирамидально заостренной верхушкой. Египтяне представляли свою землю в виде треугольного камня, плавающего в большом океане.

В древнеегипетской мифологии были божества для обозначения «абстрактных» понятий – «воля», «разум», «энергия», «вечность». Египтяне могли по-разному относиться к одному и тому же богу. Весь Египет почитал доброго бога Осириса и одновременно его убийцу – бога зла Сета. Осирис олицетворял некогда плодородие, был связан с земледелием. Его убил брат Сет, бог пустыни, и бросил ящик с телом убитого брата в воды Нила. Исида, супруга Осириса, богиня семейной верности, родила сына Гора, который отомстил Сету за убийство отца и на суде богов получил власть над Египтом. Исида и Гор оживили тело Осириса, но он не пожелал вернуться на землю и стал богом загробного мира. Среди свиты Осириса находился бог Анубис с головой собаки. Считалось, что если повторить все заклинания над трупом фараона, сказанные некогда Гором для оживления отца, то он получит ту же жизнь, которая была дана Осирису. Чтобы получить загробную жизнь, нужно было сохранить тело усопшего. В связи с этим возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий.

Египтяне были первым народом, которые предложили миру великую идею – бесконечность жизни. После смерти, по верованию египтян, начиналась новая жизнь, где человек обретает состояние единства и нераздельности с богом. Это могло осуществляться после суда Осириса, через который проходил всякий попавший в загробный мир. Перед судом покойный как бы обращался с речью, рассказывая о своих грехах. Заупокойными признаниями расписывались стены пирамид, а затем была составлена «Книга мертвых» – свиток папируса, в котором насчитывалось 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги.

В древнеегипетской мифологии было заметно влияние тотемизма. Сакральным смыслом наделялись дикие и домашние животные, птицы, насекомые, рыбы. Например, власть фараонов охраняла богиня Нарит в образе змеи. Важным символом был образ жука-скарабея. Амулеты в виде скарабея служили магическим средством защиты. Скарабей представлял солнечную, мужскую эмблему зарождения жизни, он воплощал всепобеждающую жизненную силу.

В верованиях древних египтян воплотилась идея слияния с природой, со всем живым, приятия раз и навсегда заведенного мудрого порядка, подчинения этому порядку, невозможность и нежелание менять узаконенные основы жизни.

5.2.2. Нравственные основы жизни древних египтян

Важной, значимой чертой в истории мировой культуры, впервые проявившейся в Древнем Египте, был гуманизм. До наших дней дошли надписи: «Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего…». Большое количество подобных текстов говорит о гуманистических основах жизни, пронизывающих культуру этой страны. Древние египтяне смогли выработать высокие принципы нравственного поведения человека – «маат». Богиня Маат воплощала особое качество мира, запечатленное в таких понятиях, как «порядок», «истина», «справедливость», «добродетель». Человек старался действовать в соответствии с божественной волей, потому что это был единственный способ гармонизировать отношения с богами. По установленному порядку, все люди были равны. Человека определяло имя его родителей и титул, соответствующий месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом. Правила маат предписывали имущим помогать неимущим, они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, к дисциплине. Человек должен был подчиняться законам, кроме того, он должен был уметь быть счастливым. Египтянам не был чужд гедонизм. Жизнь и ее ценности ценились так высоко, что были распространены и на загробный мир. В философской мысли древних египтян, основанной на наблюдении и рациональном познании, утверждалось, что весь мир создан богом ради людей. Египтяне были первыми, утвердившими в своем учении антропоцентризм («Поучение гераклеопольского фараона»).

5.2.3. Развитие науки в Древнем Египте

Одним из величайших научных достижений гения древних египтян было мумифицирование, которое невозможно представить без достижений в области химии, физики, медицины. Для мумификации человеческого тела они использовали химические характеристики натрона. В процессе мумификации тело помещалось в натрон на 70 дней.

Древние египтяне умели делать точные математические расчеты, открыв десятичную систему исчисления. Достижением древнеегипетской культуры являются открытия в области астрономии. В процессе астрономических наблюдений они смогли создать карту звездного неба, рассчитать циклически повторяющиеся затмения солнца. Государственное делопроизводство обусловило развитие письменности. В Древнем Египте существовал такой специфический институт, как «Дом жизни». Там обрабатывали и редактировали теологические трактаты и все произведения, касающиеся проблем философии, власти; систематизировались, делались доступными «магические» книги, в которых хранились медицинские знания, заклинания; вырабатывались директивы для деятельности художников, скульпторов, архитекторов, астрономов.

5.2.4. Искусство Древнего Египта

Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности: мифы, сказки, басни, философские диалоги, гимны, молитвы, лирическая поэзия. У древних египтян было особенно развито чувство красоты. Однако искусство как художественная форма, предназначенная для украшения и удовольствия, не было развито. Скульптура, рельефы, росписи были подчинены прагматичным целям. Великолепные произведения служили не для красоты, а для того, чтобы быть погребенными в пирамидах, гробницах, где они могли бы быть полезными для умерших. Этой же цели служила настенная живопись. Во всех предметах обихода обнаруживается удивительная пластичность, правильное соблюдение пропорций.

Египет является родиной световой религии, эстетики света. Обожествленный солнечный свет считался и высшим благом, и высшей красотой. Свет и красота выступают «жизнедателями», началом и основой жизни. Прекрасное в древнеегипетской эстетике связано с благом, добром. За красотой богов, всего видимого у древних египтян ощущается любовь к жизни. Они любовались красотой человеческого тела, лица. Художественному мышлению египтян было свойственно следование канонам: каноны пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Их миропонимание основывалось на определенной дихотомии: соединение верха и низа, жизни и смерти, материального и духовного. Все пластическое искусство Древнего Египта передает идею незыблемости, вечности и одновременно – изменчивости и подвижности. В творениях египтян люди конкретно индивидуализированы и в то же время отрешены от всего житейски привычного. В скульптурных портретах нет ничего лишнего, все второстепенные детали устранены. Два начала – наблюдение натуры и правильность целого – столь уравновешены, что живые лица предстают в своей отрешенности от бытия, погруженности в вечность.

Они во всем следовали канонам, которые предполагали соблюдение четкости всех изобразительных элементов. Их метод был ближе к картографии, чем к живописи. На портрете зодчего Хесиры заметно, как каждый элемент изображен в наиболее характерном виде. Формы головы лучше видны в профиль: так они и показаны. Но глаз мы всегда видим мысленно в анфас: профиль лица дополняется изображением глаза анфас. Верхняя часть тела наиболее полно воспринимается с фронтальной позиции, но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Поэтому герои на древнеегипетских росписях, рельефах одновременно идут и стоят. Художники исходили не из принципа моментального видения, а из мысленного представления об изображаемом объекте. В древнеегипетском художественном письме реальность передается абсолютно условным стилем. Шедевром древнеегипетского искусства считается изображение царицы Нефертити (скульптор Тутмес) – воплощение человеческой красоты и одухотворенности.

Не менее значительным достижением египетской культуры является знаменитый Александрийский маяк – первый в истории человечества – высотой в 128 м (высота сорокаэтажного здания).

* * *

В 332 г. до н. э. Египет оказался под властью македонян. В честь Александра Македонского был основан город Александрия, который впоследствии стал центром греко-восточного мира. В Египте распространилась эллинистическая культура.

5.3. Культура Древней Индии

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных среди других мировых культур. Культура Древней Индии существовала с середины III тысячелетия до н. э. до VI в. н. э. Современное название «Индия» возникло лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый – это время хараппской цивилизации (2500–1800 гг. до н. э.), второй – арийский – охватывает всю последующую индийскую историю. Хараппская цивилизация имела главные центры в городах Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро около р. Инд. Здесь была своя письменность, язык, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. После заката Хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но, поселившись на индийской земле, стали земледельцами и скотоводами. Арии были неспокойным народом. Они соблюдали немногие табу, имели приверженность к хмельным напиткам. Любили музыку, играли на флейте, лютне, арфе под аккомпанемент барабанов. Увлекались азартными играми. Племенами правили вожди, которые носили титул «раджа» («король»). Арии рассматривали вождя как военачальника, он не считался божественным лицом и не исполнял религиозных функций.

Для понимания культуры Индии не менее важным является понимание государственной власти, которая была создана во второй половине I тысячелетия до н. э. в эпоху империи Маурьев. Эта империя имела высокоразвитую систему государственной администрации, совершенную организацию секретной службы, сфера деятельности которой охватывала все сословия, начиная с высших министров и кончая городскими бедняками. Держава Маурьев достигла расцвета при царе Ашоке. Важная информация об этом времени содержится в надписях (эдиктах) Ашока. Это свод правил поведения, указания чиновникам и подданным. Можно выделить три черты политики Маурьев. Прежде всего они стремились ограничить привилегии старинной аристократии, сосредоточить в своих руках финансовое управление. Второй отличительной чертой было покровительство нетрадиционным религиям (например, буддизму). Ашока хотел всему миру показать свою праведность, отказавшись от агрессивных форм правления. Третья особенность правления Ашоки заключалась в смягчении сурового правосудия. Ашока заявил, что все подданные – его дети, тем самым поддерживая учение об ахимсе (непричинение вреда людям и животным). Он отменил судебные пытки, однако сохранил смертную казнь. Таким образом, основным содержанием реформ Ашоки было человеколюбие во внутреннем управлении, отказ от агрессивных войн. (История Индии после маурийского периода – это история бесконечной междоусобной войны, политическое единство Индии было утеряно почти на две тысячи лет.)

5.3.1. Социальная структура Индии

Индийскую культуру нельзя понять без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия-варны (с санскр. – «качество», «цвет»).

Первый высший социальный слой индийского общества – брахманы (правители), далее кшатрии (военные) и вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Низшая варна – шудры – первоначально включала в себе аборигенов, чей цвет кожи отличался от более светлых ариев. Шудры – это рабы, военнопленные. Четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более 2 тысяч).

Каждая из каст регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Каста – это результат тысячелетнего взаимодействия и развития расовых и других групп. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий.

Основой социальной структуры древнеиндийского общества была семья. Семья всегда представляла в Индии большое сообщество, где не только родители и дети, но и дядья, двоюродные братья и сестры, племянники все были тесно связаны друг с другом. Они жили все вместе и часто вместе владели имуществом рода. Сплочению семьи в единое целое способствовал ритуал повиновения. Жизнь семьи была упорядоченной. Поскольку культура Индии была мужская, то, в основном, это касалось мужчин. Каждый мужчина должен был пройти четыре ступени своего существования. Сначала это ученик брахмана (брахмачарин), набирающийся мудрости. Затем юноша должен был жениться, стать домохозяином (грихастха). После рождения сына он мог стать лесным отшельником (ванапрастха), размышляющим о смысле жизни. Так поступали легендарные основатели буддизма и джайнизма. Период отшельничества заканчивался возвращением умудренного старца (саньяси) к семье. Такова же градация ценностей человеческого существования. Жизненная энергия – дхарма – определяет поведение человека. Далее человек осознает цель жизни. Достижение цели невозможно без мокши – освобождения от суеты. Высшей ценностью становится нирвана – успокоение дхарм, слияние с вечностью.

5.3.2. Религиозные верования Древней Индии

О культуре Древней Индии хорошо сказал арабский автор IX в. Аль-Джахиз: «Что касается индийцев, то мы обнаруживаем, что они преуспели в астрономии, арифметике, медицине, овладели тайнами врачебного искусства. Они высекают скульптуры и изображения, имеется у них богатое буквами письмо… У индийцев – богатая поэзия, развитое ораторское искусство, медицина, философия, этика. Наука астрономия происходит от них, и прочие люди ее заимствовали. От них пошла наука мыслить».

Самобытность древнеиндийской культуры заключается в многообразии религиозно-философских учений. Герман Гессе по этому поводу замечал: «Индия – страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением».

С приходом ариев в Индии главным источником сведений являются созданные ими Веды. Это сборник религиозных текстов – гимнов, песнопений, магических формул, написанных на ведийском языке – древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части: 1) Ригведа (религиозные гимны); 2) Самаведа (песнопения); 3) Яджурведа (жертвенные формулы); 4) Атхарваведа (магические заклинания). Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии, науки. Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них был ведизм. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди божеств был Индра – бог грозы, воин, покровитель ариев. За ним следуют: Варуна – бог неба и космоса; Сурья – бог солнца; Вишну – олицетворяющий круговращение солнца; Агни – бог огня.

На новом этапе (I тысячелетие до н. э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Именно брахманизм внес существенный вклад в разделение общества на касты, именно он акцентировал внимание на переселении душ. Потом в брахманизме выдвинулась неортодоксальная религия – джайнизм, сыгравшая немалую роль в истории Индии и ее культуры; исходя из мировоззренческого фундамента брахманизма, джайнизм, подобно зороастризму, сделал явственный акцент на этику, на нравственные нормы поведения человека.

В середине I тысячелетия до н. э.) брахманизм переходит в индуизм, который явился самой распространенной религией Индии, охватывая более 80 % верующих. Основу индуизма составляет вера в триединого бога: Брахму, Вишну, Шиву. Эти божества представляют космические силы творения (Брахма), сохранения (Вишну) и уничтожения (Шива). Брахма как творец изображается с цветком лотоса в четырех руках обычно вместе со своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну – это порядок, гармония природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Сири – богиня любви. Вишну появляется во многих воплощениях (через аватару). Одно из них – Рама (герой одноименного эпоса), другое – Кришна, обычно является ребенком или юношей, третье – Будда. Всего существует десять воплощений Вишну, главным из которых являются седьмая, восьмая, девятая. Шиву обычно изображают в виде йоги или аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в руке держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет страшный вид. Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Индуизм существует в виде трех главных направлений: вишнуизм, шиваизм, кришнаизм. Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» («господня песня») – одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI в. до н. э. в Индии появляется буддизм. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). Основа учения буддизма – жизнь есть страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, власти и т. д. Уничтожить эту жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты – вот путь избавления от страданий. Путь к спасению лежит через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние – нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. В буддизме существует два направления. Первое – хинаяна («малая повозка») – предполагает полное вхождение в нирвану. Хинаяна предлагает путь освобождения, доступный лишь тем, кто принимает обет аскетизма и отшельничества, отказываясь от всяких мирских радостей. Второе – махаяна («большая повозка») – означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других. Махаяна открывает путь к спасению для многих людей, соблюдающих основные заповеди буддизма: 1) не убивай (запрещено убивать все живое, не исключая животных и насекомых, причинять кому-либо вред); 2) не кради (полагается, что кража – это не только присвоение чьего-либо достояния, но и создание предпосылок, провоцирующих кражу, напр., хвастовство своими благами, отказ от подаяния); 3) не лги (ложью считаются сплетни, зависть, интриги); 4) соблюдай целомудрие (правильным считается отношение к женщине как матери, если она старше, как к сестре, если она ровесница, как к дочери, если она младше); 5) не употребляй хмельных напитков.

В XVI в. из индуизма выделилась отдельная религия сикхизм, выступившая против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед богом. В сикхимзе велика роль учителя – гуру.

Таким образом, в буддизме впервые в истории человечества судьба человека стала зависеть от него самого, человек выступает не только как объект всевозможных мистических сил, но и как субъект, способный проявить активное действие, по крайней мере, к самому себе. Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых разных форм религии – фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным. В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые, в отличие от коров, используются в хозяйственных работах). Особое внимание уделяется обезьянам. Они тысячами живут в храмах. Еще большим поклонением пользуются кобры. В Индии существует настоящий культ змей. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят на обе стороны входной двери своего жилища. Им возводят храмы. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Некоторые животные связываются с божествами: корова – с Кришной, кобра – с Шивой, гусь – с Брахмой.

5.3.3. Древнеиндийская философия

Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигла философия. К числу ортодоксальных, т. е. признающих Веды, относятся шесть философских школ: вайшемика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья.

Философские системы ньяя и вайшемика тесно связаны между собой. Их роднит тенденция к рационалистическому объяснению явлений природы. Ньяя акцентировала внимание на гносеологию, выражая интерес к такому инструменту познания, как логика. Вайшемика уделяла внимание учению о бытии. Санкхья предложила учение о материальной природе мира и происхождению всего сущего из саморазвивающейся материи. Санкхья, исследуя два противоположных начала мира материю и дух, отдает предпочтение духу, исследуя одновременно пути и возможности его освобождения.

Самой популярной является философская школа йоги, которую основал Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель – достижение нирваны, освобождения от закона кармы. Средством выступают специальные физические и духовно-интеллектуальные упражнения.

Не менее популярными были материалистические учения локаята и чарвака. Локаята (др.-инд. loka – «мир», «свет») была основана в I тысячелетии до н. э. Эта философия признавала существующим лишь то, что можно воспринимать при помощи органов чувств. Когда человек умирает, он умирает полностью, не переселяясь ни в какое другое существо. Цель жизни, по этому учению, забота о благополучии настоящего. Чарвака признавала основанием мира четыре субстанции – землю, воду, огонь и воздух, разнообразные сочетания которых образуют все, что существует, в том числе жизнь и сознание. Чарвака разрабатывает этику, в которой считается, что добро и зло – иллюзии, только страдание и наслаждение реальны. Поэтому главная цель человечества – достижение наслаждения. Чарвака – единственная школа в Индии, последовательно проповедовавшая теорию наслаждения – гедонизм (от греч. «hedone» – наслаждение).

Специфика духовной культуры Индии в том, что она стремилась к упорядочению мира, приданию определенности бытию человека, делая акцент на нравственном начале.

5.3.4. Искусство Древней Индии

Искусство Индии неразрывно связано с тремя религиями – индуизмом, буддизмом, джайнизмом. Особое место занимает литература. Самый древний литературный памятник – Веды. Позднее появились еще два великих литературных памятника – «Махабхарата» и «Рамаяна». Главные герои всех событий – Арджуна и его возничий и наставник Кришна. Содержание «Рамаяны» – это подвиги царя Рамы в поисках похищенной возлюбленной Ситы. Рама, например, ломает лук бога Шивы, который никто не мог даже согнуть. Этот мотив можно найти в мифах других народов.

Не менее важным и значительным был другой вид искусства – архитектура. Многие сооружения не сохранились, поскольку основной строительный материал был дерево. Позже (III в. до н. э.) стали строить из камня. Удивительным образцом буддистского искусства стали пещерные храмы и ступы – сооружения в виде перевернутой чаши, напоминающей холм. Эти сооружения не имели внутренних помещений. Лишь на вершине из драгоценного металла сооружался реликварий. Над ним устанавливался стержень с несколькими дисками, символизирующими ступени в небо. Ступа была символом высшего уровня освобождения – нирваны. Рядом сооружались столбы – стамбха с высеченными буддистскими мудростями и несущие на себе главные символы буддизма – крылатых львов и колесо закона.

Индийские мастера позже стали использовать мрамор, например, мавзолей Тадж-Махал (XVII в.) – гимн любви и скорби Шах-Джахана к своей жене Арджуманд Банно Бегум, по прозвищу Мумтаз Махал («высокая избранница дворца»).

Приход в Индию в XII веке мусульман несколько изменил пространственные искусства. Скульптура оказалась неприемлемой, в украшении стен стал использовался орнамент, стены стали строгими и плоскими.

Индийское искусство невозможно представить без музыки, танца и театра, которые представляют собой единое целое. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат «Натьяшастра». В нем написано: «Музыка – дерево самой природы, его цветение – танец». Творцом танца считается бог Шива. Как танцор известен и Кришна.

Индийскому искусству присущи динамичность, пластичность, чувственность, религиозность, символичность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культурология учебно-методический комплекс

    Методические указания
    ... КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Специальность: 080115 Таможенное дело Москва 2009 Автор-составитель: Ефимова И.Н., к.ф.н., доцент Учебно-методическийкомплекс «Культурология» ...
  2. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  3. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  4. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...
  5. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...

Другие похожие документы..