textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


3.7. Концепция Л. Гумилева (1912–1992)

(Основная суть: всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил космоса. Занимался вопросами этносов, этногенеза. Основные работы: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России: очерки этнической истории», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации».)

История культуры – это история народов и их творений, история достижений человеческого духа и история великих разрушений. Культуры зарождались, расцветали и погибали, но ни одна культура не исчезла бесследно. Каждая погибшая культура давала ростки нового.

Возникновение культуры связано с появлением человечества. Лев Гумилев – историк, географ, этнолог, философ, представитель русского космизма. Он представлял, что всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил космоса. Считал, что человечество существует как особое явление природы, часть биосферы. Основная категория его концепции – этнос: «специфические человеческие целостности, противопоставляющие себя другим, обладающие едиными стереотипами поведения и имеющие собственную структуру». Считал, что возникновение новых этносов обусловлено космическими энергетическими (пассионарными) толчками, порождающими «пассионариев». Все этносы проходят несколько стадий развития: возникновение и подъем, фаза наибольшей этнической активности, фаза рассеивания пассионарной энергии, ее кристаллизация в памятниках культуры; фаза жизни этноса по инерции и фаза деградации этноса. Любая культура генетически связана с другими культурами. Жизненный цикл этноса составляет примерно 1200–1500 лет, за которые он развивает свою культурную традицию. Затем появляются новые пассионарии и возникает новый этнос. Гумилев представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.

Тема 4

Культура первобытности

4.1. Общая характеристика первобытности

Эпоха первобытности длилась с 2 млн. лет до н. э. до 1 тыс. до н. э. По найденным орудиям труда археологи делят эпоху первобытности на каменный век (свыше 2 млн. – IV тыс. до н. э.), медный век (IV–II тыс. до н. э.), бронзовый век (конец II – начало I тыс. до н. э.), железный век (начало I тыс. до н. э.). Каменный век состоит из палеолита (древнекаменный век), мезолита (среднекаменный век), неолита (новокаменный век). Палеолит имеет свою структуру: нижний, средний, верхний.

Можно выделить четыре фактора, связанных с возникновением культуры: 1) Появление орудий труда. Древнейший период в истории человечества, когда орудия труда изготавливались из камня. Орудия труда сделали человека человеком: ищзменился не только его внешний облик, но и образ жизни. Орудия труда способствовали развитию сознания. Это, в свою очередь, способствовало развитию речи, появлению новых способов организации труда; 2) Установление табу. Первые запреты связаны с орудиями труда. Появился запрет на убийство. Самое важное последствие этого табу – ценностное отношение к жизни. Однако ценной считалась жизнь соплеменника: все, что было за пределами племени, не считалось ценностью. Следующее табу касалось регуляции отношений между полами. Изменение межличностных отношений легло в основу моногамии; 3) Возникновение захоронений. От древнейших эпох – нижнего и среднего палеолита – захоронений не сохранилось. В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы по сторонам света, в направлении восток – запад. Умершие не исключались из человеческого общества, их связь с живыми сохранялась. Человека после смерти окружали предметами, которые были у него при жизни.

Погребения делятся на два основных вида: погребения грунтовые, без надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения – мегалитические, т. е. погребение в гробницах, сооруженных из больших камней – дольменов, менгиров. В Западной Европе, на юге России распространены дольмены (от бретонского tol – стол, men – камень). Менгиры (от бретонского hiz – длинный, men – камень) – отдельные каменные столбы. Иногда встречаются кромлехи (от брет. crom – круглый, lex – камень). Эти культовые сооружения располагались в виде круга.

4.2. Специфика архаического сознания

В период, когда степень зависимости людей от природы была высока, развивалась такая форма архаического мышления, как анимизм – одушевление природы. Человек отождествляет себя с природой. Древние считали одушевленными все предметы, явления природы. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих мир. Все духи вызывались с помощью определенных ритуалов. Одно из частных проявлений анимизма – фетишизм (амулет, идол, талисман). Фетишизм – это вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетиш, по мнению древних, был вместилищем души. Разновидностью фетиша были идолы, когда предмету придавался какой-нибудь внешний образ, чем-то напоминающий человека.

Следующим шагом в развитии архаического сознания становится антропопатизм (antropos – человек, pater – отец) – представление о своем родстве с природой. Это отношение с миром лежит в основе тотемизма.

Важной стадией архаического сознания становится персонификация сил природы, которые начинают выступать как боги. Так складывается языческий политеизм.

Архаическое сознание, образное и эмоциональное, воспринимало мир как целостную, неразделимую систему, в нем не разделялись внутренние и внешние элементы. Сознанию древнего человека был свойствен синкретизм. В синкретических оценках смешивались различные критерии: утилитарный, религиозный, нравственный, эстетический.

4.3. Искусство первобытного общества

В первобытном обществе выживание зависело от накопленного опыта. Поэтому все так называемые произведения создавались с одной утилитарной целью – передать известную информацию. В период матриархата существовали особые, утилитарные, представления о женщине. Первобытное общество ценило способность женщины к деторождению.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства (период позднего палеолита) – это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела. Это были так называемые «Венеры». В этих образах была зафиксирована идея плодородия. Палеолитические Венеры были связаны с культом матери-прародительницы. В эпоху палеолита зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки на стенах пещер), живопись (изображение в цвете, выполненное в минеральных красках), скульптура (поделки из кости, камня, глины), архитектура (первые постройки).

Первые графические изображения имеют отношение к пиктографии (рисуночное письмо). Первые изображения были связаны и с магическим мышлением, когда нарисованное животное давало возможность быть уверенным в том, что оно будет поймано. Сохранились рисунки, где изображались не только животные, но и танцы, музыкальные инструменты.

Настоящим новшеством стали керамические изделия, которые изготавливали женщины. В эпоху неолита появляются пластические изделия из камня, рогов, глины. Возникают другие виды искусства: музыка, танцы, пантомима. В это же время стали создаваться религиозные мифы. В мифах человек объединял все сведения о мире. В эпоху неолита люди уже обладали определенными знаниями: астрономическими, медицинскими.

4.4. Концепция Й. Хейзинги (1872–1945)

(Основная суть: игра – есть источник культуры. «Культура первоначально разыгрывается». В русском переводе были опубликованы следующие работы: «Осень Средневековья», «Homo Ludens» («Человек играющий»), «В тени завтрашнего дня».)

Йоханн Хейзинга – нидерландский историк, философ, теоретик культуры – считал, что человеческой природе присущи игровые инстинкты. Именно игра является знаком восхождения к более высоким формам культуры. Игра является необходимым способом социальной жизни.

Человек играющий выражает такую же существенную функцию, как человек созидающий. Любая человеческая деятельность является не более чем игрой. Человеческая культура возникает и развивается в игре. Важнейшие виды первоначальной деятельности человека сопряжены с игрой: охота, удовлетворение жизненных потребностей. Й. Хейзинга первый игровой элемент видел в человеческой речи. «За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов». Игровой элемент заметен в создании мифов, в священнодействии, в художественной культуре, в науке, в общении. Игра способствует развитию свободной деятельности, она выполняет культурную функцию. Й. Хейзинга уточнял различие: «культура как игра, а не культура из игры». В этом двуединстве культуры и игры игра является первичным фактом, однако по мере развития культуры игровой элемент отступает на задний план. По мнению исследователя, подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания. Однако для того, чтобы это игровое содержание культуры могло быть созидающим, оно «должно быть чистым».

Тема 5

Культура древних цивилизаций

Как известно, история культуры началась на Востоке. В плодородных долинах и предгорьях Ближнего Востока зародились древнейшие очаги мировой цивилизации. Некоторые ученые (Л. С. Васильев) считают, что именно здесь около 40 тысячелетий назад появились первые люди типа homo sapiens. По мнению К. Ясперса, древние культуры возникли почти одновременно в трех областях земного шара. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и эгейская культуры VI тысячелетия до н. э.; во-вторых, доарийская культура долины Инда III тысячелетия до н. э.; в-третьих, архаическая культура Китая II тысячелетия до н. э.

5.1. Культура Месопотамии (Двуречья)

Месопотамия – территория древнейшей цивилизации, возникшей в VIII тысячелетии до н. э. Так называли равнину между Тигром и Евфратом (территория современного Ирака), северная часть которой называлась Ассирия, а южная – Шумер. В центральной части находился Вавилон. Среди народов, населявших Междуречье и говоривших на разных наречиях, были шумеры, семиты, вавилоняне, амореи, кутии, хурриты, арамейцы, халдеи, хетты. Культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений разных этносов и народов, потому была многослойна.

Самые ранние очаги цивилизации обнаруживаются в южной части Двуречья с IV тысячелетия до н. э., когда здесь появились спустившиеся с предгорий Ближнего Востока земледельцы, племена шумеров и семитов. Они основали первые поселения, которые представляли собой города-государства: Шумер, Вавилон, Аккад, Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др. В центре городов возвышался храм-зиккурат, возглавляемый жрецом. В период появления древневосточных цивилизаций складывались классовые общества и государства.

5.1.1. Культура Шумера

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Эта культура была речной. Основным занятием населения Шумер было ирригационное земледелие. Необходимо было объединить усилия для содержания в порядке сложной оросительной системы. Объединение населения Шумер впервые было осуществлено политическими средствами. Появление публичной власти привело к увеличению налогов. На этой почве участились восстания, в результате чего шумерское государство просуществовало недолго. Шумеры оказались под влиянием семитского города Аккад. Аккадский царь Саргон, создавший первую в истории человечества армию, в которой было более 5000 воинов, объединил под своей властью всю Месопотамию. Значение аккадского периода в истории Шумер было настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Краткий расцвет Шумеро-Аккадского царства (II–I тыс. до н. э.) принес миру новые элементы цивилизации: появилась денежная единица из серебра – сикль. Вместе с установлением товарно-денежных отношений появилось долговое рабство и первые законы. Возникает суд. Государство было с централизованной властью, поля жрецов и царей обрабатывались рабами.

Основу экономики Шумера составляли земледелие и скотоводство. В Шумерах была развита металлургия, изготавливались бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н. э. вступили в железный век. В производстве посуды применялся гончарный круг. Успешно развиваются ткацкое, камнерезное, кузнечное ремесла. Между шумерскими городами и другими странами – Египтом, Ираном, Индией – развивается торговля. Шумеры изобрели свое письмо. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н. э. финикийцами, она составила основу письма почти всех современных алфавитов.

Шумер представлял собой систему городов-государств, во главе каждого стоял покровитель, приравненный к Богу. В системе религиозно-мифологических верований главным был миф об умирающем и воскресающем боге (таковым был бог Думузи). Шумеры одушевляли силы природы, за которыми стояло отдельное божество – неба (Ан), земли (Энлиль), воды (Энки). Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Некоторые мифы шумеров – о сотворении мира, о всемирном потопе – оказали сильное влияние на мифологию других народов. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог».

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. Все сооружения сооружались не из камня, а из кирпича. В строительстве широко использовались арки и своды. Храмы воздвигались в честь богов, украшались рельефами. В Шумере сложился особый тип культовой постройки – зиккурат, который представлял собой ступенчатую башню, прямоугольную в основании. На верхней площадке зиккурата находилось «жилище бога». Большое развитие в Шумере получила скульптура. Как правило, она имела культовый, «посвятительский» характер: верующий ставил сделанную по его заказу статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. В аккадский период скульптура становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым большим шедевром этого времени является портретная голова из меди царя Саргона. Известным открытием в области шумерской литературы стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытал, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

За кратким расцветом Шумерско-Аккадского государства наступила пора упадка. Во II тысячелетии до н. э. при царе Хаммурапи начал возвеличиваться Вавилон.

5.1.2. Культура Вавилонии

История Вавилонии делится на древнюю (II тыс. до н. э.) и новую (середина I тыс. до н. э.). Самым большим достижением вавилонской культуры стали законы Хаммурапи – выдающийся памятник древневосточной правовой мысли. 282 статьи охватывают почти все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Законы об имущественных отношениях строго карали за кражу, скупку, укрывательство краденого (то, что позже будет изложено в религиозных заповедях). В законах отражались отношения между кредиторами и должниками в пользу последних (если кредитор наносил ущерб здоровью должника, то он сурово наказывался). Подробными были законы о семье, в которых предусматривалось наказание за измену, оговаривалось право на развод, право наследования. Законы Хаммурапи, обладающие несомненными литературными достоинствами, были изложены на каменном обелиске, на котором был изображен сам Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Хамашем. Они демонстрировали высокий уровень понимания места человека в государстве, степени и формы его отношения с государством и членами общества. Законы выражали основы морали, господствующей в обществе.

Новая Вавилония достигла своего расцвета при царе Навуходоносоре (605–562 гг. до н. э.). Он подчинил Сирию и Палестину. При нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим и знаменитый Иерусалимский храм. Однако при нем Вавилон стал процветающей столицей древнего мира. При Навуходоносоре были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света (наряду с другими: пирамида Хеопса в Гизе, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Фаросский маяк в Александрии). Римский историк Квинт Курций Руф описывал, что деревья в садах были 4 м в окружности и 16,5 м в высоту. Эти сады можно назвать и гимном любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины Мидии (северо-западный Иран). Сады покоились на каменных колоннах, к которым на высоту 100 м была подведена система питания и орошения.

Не менее известным памятником является Вавилонская башня – ступенчатое сооружение высотой 91 м, имевшее квадратное основание. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат, который, как известно, упоминается в Библии.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли на земле Иннар равнину и поселились там.

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу свей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие.

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город.

Посему дано имя ему: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (34, Быт., 11:1–9).

Особого расцвета достигли в Вавилонии астрономия и математика. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Звездочеты подарили астрологию и гороскопы. Математики заложили основы арифметики и геометрии, умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы.

5.1.3. Культура Ассирии

Третья могущественная держава Месопотамии – Ассирия – возникла в III тысячелетии до н. э. Оказавшись на перекрестке караванных путей, своего могущества она достигла благодаря торговле. Столицей Ассирии в разные времена были Ашшур, Калах, Ниневия. Укрепление Ассирии произошло при правителе Тиглатпаласаре, создавшем сильную армию. Были организованы конница, саперные части, арсеналы с искусными мастерами-оружейниками, рекрутский набор, разведка, переводчики, военные музыканты. Это государство за сравнительно небольшой отрезок времени прошло путь от примитивного общества до империи.

При царе Ашшурбанипале достигает расцвета градостроительство. Красоты столицы Ниневии описаны в Библии. Наиболее значительным архитектурным памятником стал дворец Ашшурбанипала в Ниневии. Широкую известность приобрели ассирийские рельефы, украшавшие дворцы, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события. Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, где сцена, изображающая умирающих львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией. В Ниневии находилась самая большая библиотека древности, в которой было 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека была самой большой на Ближнем Востоке. В табличках были записаны мифы, некоторые из них были прочитаны лишь в наше время.

5.1.4. Древние мифы Месопотамии

На основе древнейших мифов Междуречья впоследствии возникали мифы, легенды, сказания у других народов древности, с ними перекликаются библейские истории. Как известно, жители этой территории поклонялись разным богам, связанным с природными явлениями: боги неба, земли, воды, луны, солнца, других небесных светил, боги различных стихий. В Двуречье каждая община имела свое божество. Чаще всего это были божества плодородия: Адад-бог, олицетворяющий как губительные, так и плодоносные силы природы, часто изображался в виде быка – символа неукротимости и плодородия; Бау – божество плодородия и врачевательница; Думузи – бог подземного царства; Энки – владыка пресноводного подземного океана.

У народов Междуречья существует миф о создании мира. Первоначально все то, что составляло самые различные явления природы, было объединено в единую гору, которая плавала в океане. Океан – праматерь всего сущего. Она произвела из себя самой Ан (небо) и Ки (низ), поселив их раздельно: Ан – на вершину горы, Ки – у подножия. Ан и Ки стали мужем и женой и произвели на свет детей: Энлиль – бог воздуха и еще 7 стихий, без которых не было бы ни света, ни тепла, ни влаги, ни процветания. Затем гору разделили на две части, разорвав ее. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо в виде свода, а Энлиль опустил часть горы вниз – появилась земля.

Отголоском древнейших легенд стал миф о всемирном потопе. Бог воздуха Энлиль, возмущенный людской мелочностью и суетой, решил уничтожить людей. Он насылает на людей потоп, который длится семь дней и ночей. Гибнут все, кроме Атрахасиса, предупрежденного другим богом – Энки. Атрахасис строит ладью, на которую погружает семью, ремесленников и животных: так должна сохраниться жизнь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культурология учебно-методический комплекс

    Методические указания
    ... КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Специальность: 080115 Таможенное дело Москва 2009 Автор-составитель: Ефимова И.Н., к.ф.н., доцент Учебно-методическийкомплекс «Культурология» ...
  2. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  3. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  4. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...
  5. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...

Другие похожие документы..