textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


2.2. Духовная культура

Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой есть все: от эмоционального мира отдельного человека до гениальных открытий для всего человечества. Духовная культура – это мир идей, знаний, научных открытий, религиозных верований, художественных образов, воплощенных в разных видах искусства. Создание духовной культуры – это свойство человеческой личности. Наиболее значимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная, художественная культура, наука, религия.

2.2.1. Интеллектуальная культура

Необходимо различать два понятия: сознание и интеллект. Сознание – это особый способ отражения мира в виде оценок, эмоций, понятий, суждений, умозаключений, образов, возникших на основе ощущений. В сознании выделяют два уровня: конкретно-чувственный и абстрактно-логический. Именно сознание человека создает те феномены, которые и составляют сущность культуры. Интеллект (лат. «intellectus» – познание, понимание, разум, ум, рассудок), интеллектуальная культура – это культура мышления, речи. Разум – творческая, активная способность мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей. Культура мышления предполагает умение сопоставлять друг с другом различные формы действительности, находить сходства и различия между ними, умение анализировать, вскрывать сущность явлений. Культура мышления не сводится к многознанию и даже к процессу познания, хотя без знания невозможна. «Многознание не научает премудрости», – говорил древнегреческий философ Гераклит Эфесский. Залог развития мышления – знание о незнании. Знаменитая фраза «Я знаю, что ничего не знаю» принадлежит Сократу, одному из самых мудрых мыслителей.

Культура речи – проявление интеллектуальной культуры. В речевой культуре человека проявляются три момента: основные качества его мышления, манера речи, отношение к слушателю. Слова употребляются не только для построения речи, но прежде всего для построения мысли. К слову сказать, словарный запас А. С. Пушкина составлял 21 тыс. слов, словарный запас современного человека составляет 5–6 тыс. слов. Можно привести много примеров того, как человек, придавая своим мыслям высокую культурную форму, становился автором непревзойденных художественных произведений. Например, Роберт Бернс был неграмотным деревенским человеком. Выросший в нищете, он мог стать грубым и неинтересным, либо просто обыкновенным пьяницей. Но он стал человеком, придавшим живой мысли поэтическую форму, выпестовавшим розу там, где прежде рос чертополох. Культуре речи свойственна простота – умение сделать доступным для понимания любые, даже очень сложные положения. Настоящая простота речи – признак глубокого мышления.

В целом культура интеллекта строится на единстве мыслительного и речевого начал, умения понимать и умения объяснять. (Процесс достижения знаний – уже признак культуры.)

2.2.2. Нравственная культура

Среди явлений духовной культуры мораль – наиболее древнее образование (от лат. «moralis» – относящийся к нраву, характеру, привычкам). На заре человеческой истории потребовалось создавать не только орудий труда, но и нормы взаимодействия между людьми. Одно из первых табу – был запрет на убийство. Усложнение отношений между людьми привело к появлению новых запретов. Запрет предопределил появление моральных норм. Мораль – вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Моральные нормы – это требование должного, безусловного. Мораль поддерживается общественным мнением. Мораль имеет характерные черты:

1) выработанные представления о добре и зле, долге, совести, справедливости, воплощенных в неписаных нормах и правилах;

2) реальные поступки людей;

3) этикет.

По сути, мораль – это кодекс категорических императивов. Самым лучшим образом нормы человеческой морали, нравственности изложены в Библии.

2.2.3 Художественная культура

В древних мифах говорится о том, что возникновение искусства в человеческом обществе закономерно (миф об Орфее, Аполлоне). Искусство началось с ритуальных танцев, с росписей на стенах пещер, с игрищ. Такие философы, как Ф. Шиллер, Й. Хейзинга считают, что в основе первобытного искусства лежит игра, как один из факторов развития культуры в целом. В любом случае, искусство – это целый мир, созданный человеческим духом. Искусство воссоздает в своих творениях всю Вселенную, человека. Оно несет в себе огромный мир фантазии, а с другой – воплощает Истину, Красоту, Доброту.

Произведение искусства и отражает мир, и вскрывает глубинную суть человека, его взаимоотношений с миром, и раскрывает сущность связей с прошлым, может быть прорицателем для будущего. Искусство, соединяя в себе реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективный взгляд на него человека, становится особой формой знания, способного воссоздать целостную картину мира. В искусстве есть своя знаковая система – выразительные средства разных видов. В искусстве отражаются ценности и идеалы своего времени. Важное понятие в искусстве – художественный образ, который существует как элемент, как часть произведения или как целая художественная система. Художественное произведение – это целостность, в которой все элементы находятся во взаимосвязи. Художественный образ – сплав реальности и фантазии. Это воплощение идеи в авторской интерпретации с использованием специфических выразительных средств. В художественном образе воплощается и объективное, и субъективное, рациональное и эмоциональное. Человек, не воспринимающий искусство, лишен целой Вселенной.

2.2.4. Религия как явление культуры

Религия – одно из древнейших проявлений культуры. В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира, с пониманием мира, человека в мире, человека человеком, с пониманием Космоса. Основой религии становится поиск смысла.

С помощью религии человек пытается понять смысл там, где есть тайна: смерть, страдания, нравственный выбор. Среди факторов возникновения религии определяют: а) зависимость человека от внешнего мира; б) зависимость каждого человека от существующих общественных отношений; в) психологические факторы, связанные с отдельным человеком и обществом в целом.

В религии взаимосвязаны три элемента: культ, вера, ритуалы. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам, конфуцианство), как и религии этноса (индуизм, иудаизм) связаны с происхождением и становлением всего человечества.

2.2.5. Наука как явление культуры

Научные знания стали формироваться еще в древних культурах Востока и Египта. Чаще всего появление науки датируют VI в. до н. э., когда в Древней Греции произошло разделение между умственным и физическим трудом. С одной стороны, наука дает знания о мире, с другой – всю совокупность знаний. Наука предлагает систему причинно-следственных связей любого явления, поиск закономерностей. Формой выражения этих связей для науки является логический закон. Наука – сфера теоретического знания, хотя и выросла из практической необходимости. В науке идут два процесса: дифференциация знаний по отраслям и интеграция. Наука выработала различные методы познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, идеализация, формализация.

2.3. Материально-духовные виды культуры

Есть такие виды культуры, которые объединяют в себе и материальную культуру, и духовную.

Экономическая культура, в которую входит знание общих законов экономического развития общества. Уровень экономической культуры общества определяется тем, как его члены участвуют в производственной структуре, в процессах обмена деятельностью и распределением продуктов этой деятельности, в каком отношении находятся к собственности.

Политическая культура включает степень развития различных сторон политической структуры общества: социальных групп, классов, наций, партий, общественных организаций и самой государственности. Политическая культура касается характера деятельности каждого отдельного элемента в системе государственной целостности. Политическая культура проявляется и в том, как отражаются политические явления в сознании масс и каждого отдельного человека, каким образом представляет человек свое место в политических процессах.

Правовая культура связана нормами права, созданными в том или ином обществе. Возникновение права относится к периоду возникновения государственности. В древности существовали своды правил, например, варварские правды, которые включали только систему наказаний за нарушение обычаев. Правовые нормы впервые были сведены в систему вавилонским царем Хаммурапи. Основные статьи законов должны были закрепить складывающиеся имущественные отношения: вопросы наследственности, охраны собственности. Впервые в истории человечества к подданным государства предъявлялись зафиксированные требования, которым должен был следовать каждый. Правовые нормы являются обязательными для всех, они выражают волю государства.

Экологическая культура несет в себе проблемы взаимоотношения человека и общества с окружающей средой, она рассматривает различные формы влияния на нее производственной деятельности и результат этого влияния на человека – его здоровье, генофонд, психическое и умственное развитие. Проблемы экологии были поставлены еще в XIX в. американским ученым Д. Маршем, который, отметив факт уничтожения человеком окружающей среды, предложил программу ее сохранения. Однако самые значительные научные исследования по взаимоотношениям человека и окружающей среды были разработаны в ХХ в. В. И. Вернадский создает учение о биосфере и ноосфере как факторах человеческой деятельности. Различные экологические теории предлагают также способы организации производственной деятельности людей, которые отражают не только новые взгляды на проблемы культуры отношений человека и природы, но и те, которые были выработаны прежде. Например, встречаются идеи, близкие тем, которые предлагал Руссо: враждебность техники природе человека.

Эстетическая культура пронизывает практически все сферы деятельности человека. Человек действует не только по законам пользы, но и по законам красоты. Они вбирают в себя огромный мир оценок, субъективных представлений. В эстетическом сознании различаются эстетический вкус, эстетическое чувство, эстетический идеал, которые вырабатываются в процессе общественной практики. Эстетическая деятельность – это воплощение эстетического сознания и знаний об эстетическом в действительности и в творчестве.

* * *

И материальная, и духовная культура не существуют отдельно друг от друга. Множеством различных связей они проникают друг в друга и взаимодействуют. Между этими видами существует и связь, и различия. Материальная культура имеет тенденцию морального и физического старения. Духовная культура обладает формой долговечности: ее истинные ценности не подвержены старению.

2.4. Функции культуры

Важнейшие функции культуры:

  1. Адаптивная (функция социализации), или функция трансляции человеческого опыта. Все культурные завоевания адаптируют человека в обществе, мире. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают его с окружающей действительностью. Культура есть социальная память человечества. Общество перед лицом катаклизмов черпает свои силы в культуре.

  2. Познавательная (гносеологическая). Каждая вещь, созданная человеком, есть определенное знание. Любая деятельность человека – предмет познания.

  3. Коммуникативная. Общение между поколениями, народами, временами. Именно культура делает это общение наиболее продуктивным. Культура сохраняет формы и способы общения и передачи информации.

  4. Регулятивная (нормативная). Культура несет нормативы, выработанные человечеством, которые касаются всех сфер существования человека в мире.

  5. Гуманистическая. Главным объектом и субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же, как и человек вне культуры.

  6. Семиотическая (знаковая). Культура – определенная знаковая система. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

  7. Ценностная (аксиологическая). Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности.

  8. Воспитательно-творческая. Культура – та среда, которая сама по себе обладает мощным воспитательным эффектом, создавая новые ценности, знания, нормы и правила.

  9. Компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, психологической разрядкой.

Тема 3. Культура и цивилизация

Понятия «культура» и «цивилизация» часто воспринимаются как тождественные. В них действительно есть много общего, но вместе с тем существуют и заметные различия.

Термин «цивилизация» возник в XVIII в. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации (под цивилизацией понималась высшая ступень человеческого развития). По другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями. Особое значение этот термин приобрел в Европе в эпоху Просвещения, когда цивилизацией называли такое государственное устройство, которое было основано на разумности, справедливости, религиозной терпимости. Все чаще цивилизация рассматривалась в сопоставлении с культурой. Иногда эти понятия выступали как синонимы, иногда выражали различия, а иногда резко противопоставляли цивилизацию и культуру.

Вопрос об антагонизме цивилизации и культуры был поставлен еще Руссо и Кантом. Размышляя о человеке, его природе, месте в мире, Руссо приходит к мысли, что человек как «естественное» существо обладает всеми возможностями для труда во благо самого себя. Но государство становится между возможностями человека и результатами его деятельности. Государство враждебно человеку. Культура, существующая в обществе, по мнению Руссо, отчуждает человека. Отчужденной культурой становится каждый ее элемент: разум, который не возвышает душу, а утомляет ее, материальная среда, мораль, право. Идеи Руссо, как известно, разделял впоследствии художник Поль Гоген.

3.1. Понятие цивилизации

Цивилизация – это крупные социально-культурные системы, не совпадающие ни с нацией, ни с государством, ни с какой-нибудь социальной группой. Цивилизация выходит за пределы географических или расовых границ. Н. Данилевский называл их культурно-историческими типами, О. Шпенглер – развитыми культурами, А. Тойнби – цивилизациями, П. Сорокин – метакультурами.

Проблема цивилизаций ставит сегодня не только важные теоретические проблемы, но и главную проблему – выживание человечества. Сущность кризисов, переживаемых отдельными культурами, усиление культурной идентичности и всплеск национализма, взаимоотношения Востока и Запада, религия и человек – вот важные «цивилизационные» проблемы, находящиеся сейчас в центре внимания.

История в глазах современных людей – уже не чередование событий, определяющих судьбы отдельных народов, их возникновение, расцвет и исчезновение. Мы воспринимаем теперь историю как чередование крупных целостных образований. Цивилизация становится одной из основных категорий современной исторической науки. Цивилизация – оправданная, но условная единица трактовки истории. Цивилизации внутренне динамичны. Их облик постоянно формируется. Мы только зафиксировали какие-то особенности цивилизации, но она их уж сбросила. Уже сейчас развертывается драматический процесс взаимодействия западнических и почвеннических импульсов, рационализма и традиционализма. В исламском мире эсхатологически грозный облик приобретает фундаментализм. С культурологической точки зрения, фундаментализм – попытка активной перестройки традиционного религиозного сознания в условиях несбалансированного западноцентричного мира. Понятию «цивилизация» трудно дать однозначное определение. Это скорее всего культурная общность людей, обладающих неким социальным генотипом, социальным стереотипом, при этом освоившая большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе.

Цивилизация может означать тот процесс, который заканчивает развитие культуры (Н. Бердяев), цивилизацию можно воспринимать как последнюю стадию культуры (О. Шпенглер), она может рассматриваться как целостная культурная система (А. Тойнби).

3.2. Классификация цивилизаций

В развитии общечеловеческой цивилизации выделяют основные стадии: 1) аграрно-традиционная, характерная для рабовладельческого и феодального обществ; 2) индустриальная, характерная для капитализма; 3) постиндустриальная, характерная для эпохи научно-технических революций и высоких технологий, для информационного общества.

В зависимости от масштаба цивилизация может быть глобальной, континентальной (европейская), национальной (русская, японская), региональной (североафриканская, ближневосточная).

Ученые-востоковеды разделили цивилизацию на Восток и Запад. «Естественным» признается восточный путь дальнейшего развития, западный рассматривается как отклонение. Другие ученые предлагают иной подход: все цивилизации делятся на два вида. Одна – техногенная, характерная для Западной Европы, Америки. Другая – психогенная, характерная для восточных стран (китайская, индийская). К цивилизации часто относят материальную культуру, а под собственной культурой понимают духовную культуру.

Наиболее важными чертами и признаками цивилизации являются: 1) наличие государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение ремесла от земледелия; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Современные технологии способствуют процессам универсализации цивилизации (идея глобальной цивилизации).

Что касается собственно культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность, оригинальность, неповторимость, уникальность, изменчивость и новизна, творческое начало. В современном обществе наблюдается преобладание цивилизации над культурой, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала.

3.3. Концепция А. Тойнби (1889–1975).

(Основная суть: между цивилизацией и культурой нет противоречий. Цивилизация – естественный ход развития человечества. Основной труд – «Постижение истории»).

Арнольд Тойнби – английский историк, философ, социолог, дипломат. Создатель концепции всеобщей истории развития культуры, теории круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Единой истории человечества не существует, а есть лишь история отдельных своеобразных цивилизаций. Все цивилизации – биологические виды, имеющие только им свойственную сферу обитания («ареал»). Географические условия имеют существенное значение в создании облика цивилизации. История – движение отдельных цивилизаций.

А. Тойнби указывает на 4 остановившиеся в своем развитии цивилизации – эскимосскую, момадическую, оттоманскую, спартанскую. Генезис цивилизации, по Тойнби, нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни наличием «творческого меньшинства». Механизм рождения цивилизаций сформулирован как механизм «вызова» и «ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической и природной ситуации. Время, когда человечество стало способно создавать цивилизации, составляет лишь 2 % от времени существования на Земле человека. В этом смысле все цивилизации современны, эквивалентны по ценностям. До настоящего времени сохранилось лишь 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская, западная. Они не обречены, если объединятся в одну мировую цивилизацию на основе единой мировой религии будущего – Вселенской религии, которая должна возникнуть в результате объединения существующих мировых религий.

3.4. Концепция П. Сорокина (1889–1968).

(Основная суть: развитие, целостность культуры зависит от единой доминанты. Основные работы: «Социокультурная динамика», «Общество, культура, личность», «Кризис нашего времени»).

Питирим Сорокин – русско-американский социолог, философ, культуролог. Культура, по Сорокину, – совокупность всего сотворенного или признанного определенным обществом на той или иной стадии его развития, в ходе которого общество создает определенные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, правовые. В результате развития образуются культурные суперсистемы, каждая из которых «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знаний, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом “святости”, собственным типом личности, обладающей своим менталитетом и поведением». Эти культурные суперсистемы представляют собой единство, в основе которого фундаментальный принцип – мировосприятие, мировоззрение. Культура не детерминируется экономикой. Сорокин выделяет несколько тенденций развития современных цивилизаций: 1) перемещение центра творческих сил; 2) постепенный упадок сенсуалистической культуры.

П. Сорокин определяет три социокультурные суперсистемы, из которых две (идеациональная и чувственная) являются основными, а третья (идеалистическая) – переходной, и представляют типы культуры: а) идеациональный, т. е. способный к формированию идей; б) идеалистический, когда в качестве идеи выбирается мир; в) чувственный, когда объективная реальность воспринимается с помощью чувств (сенсорное восприятие мира).

3.5. Концепция Н. Бердяева (1874–1948).

(Основная суть: культура – это то, что имеет отношение к духу. Цивилизация губительна для культуры. Основные работы: «Смысл творчества», «Воля к жизни и воля к культуре», «Кризис искусства», «Человек и машина»).

Николай Бердяев – русский философ, публицист. Выступал за возрождение православной духовной культуры в противовес бездуховной машинной цивилизации. По Бердяеву, когда рождается напряженная воля к жизни, к наслаждению ею, господству над ней, тогда возникает смерть культуры. Эпоха культурного расцвета предполагает ограничение воли к «жизни». Высшая духовная культура всегда аристократична и качественна, а не количественна. Когда в обществе слишком широко распространяется жадность к жизни, то культура не становится целью. Жизнь пытается осуществить цивилизация. Во всякой культуре на определенной стадии ее развития начинают обнаруживаться начала, подрывающие ее духовные основы. Всякая культура, по Бердяеву, есть культура духа. Цивилизация по природе технична. Цивилизация, в противоположность культуре, не религиозна, в ней побеждает прагматический разум. Организованная техника жизни окончательно освобождает человечество от иллюзии и обманов культуры. В противоположность культуре цивилизация не символична, не иерархична, не органична, а реалистична, демократична, механична. Ей нужны не символические, а реалистические достижения жизни, не подобия и знаки, а сама реальная жизнь. Освобождение личности, которую несет цивилизация имеет не природную, не духовную, а машинную основу. Она технична. В ней техника торжествует над духом. Победоносное вхождение машин в человеческую жизнь явилось началом эры цивилизации.

По Бердяеву, у культуры – благородное происхождение. В ней не реалистически, а символически выражена духовная жизнь, даны символические знаки бытия. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культуры. Культура – явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация – явление общее и повторяющееся. Культура имеет душу, цивилизация – лишь орудия.

3.6. Концепция О. Шпенглера (1880–1936)

(Основная суть: история носит дискретный характер. Противопоставлял понятия «культура» и «жизнь». Основные работы: «Закат Европы», «Человек и техника»).

Освальд Шпенглер – немецкий философ и культуролог. Утверждал, что не существует поступательного развития культуры, а есть лишь круговорот локальных культур. Жизненный цикл каждой культуры с фаталистической неизбежностью заканчивается смертью. Выделял 8 типов культуры, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западноевропейская, культура народов майя. В особый тип выделил «русско-сибирскую» культуру.

Под культурой Освальд Шпенглер понимал внешнее выражение внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. В этом смысле культура тождественна космичности, она передается в «такте», «ритме», «тональности» переживания коллективной души. В культуре не существует исторической преемственности, влияния или «заимствования» культуры самодостаточной, а потому диалог невозможен. Единства человечества не существует.

Понимал культуру как организм, который проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти. Мертвая культура и есть цивилизация. Для каждого организма отмерен свой жизненный срок, который складывается из трех этапов: 1) наиболее длительный, подготовительный период. Это первоначальное состояние хаоса, период детства, накопления сил; 2) фаза собственно культуры, период интенсивного творчества: создаются все духовные ценности; 3) период упадка, эпоха цивилизаций: духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера падает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается. Наступает эра сухого рационализма и материализма. Внешние стороны берут верх над внутренними.

Весь период жизни каждой культуры определяется Шпенглером приблизительно в 1000 лет. Стадия цивилизации продолжается 200–300 лет. Переход культуры в цивилизации произошел для западного мира в XIX в. С наступлением цивилизации искусство делается человеку внутренне ненужным. Цивилизация выступает в концепции О. Шпенглера как застывшее состояние социума, основанное на вещных и формальных отношениях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культурология учебно-методический комплекс

    Методические указания
    ... КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Специальность: 080115 Таможенное дело Москва 2009 Автор-составитель: Ефимова И.Н., к.ф.н., доцент Учебно-методическийкомплекс «Культурология» ...
  2. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  3. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  4. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...
  5. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...

Другие похожие документы..