Главная > Документ


Итоговый протокол (бланк) контент-анализа

выпуска

Публикации

Общая площадь

Направленность

Иллюстрированные публикации

Жанровая направленность

Изобразительные средства

+

0

Число

Коли-чество

%

%

%

%

Коли-чество

Код

Коли-чество

Следует отметить, что количественный контент-анализ, в некоторых случаях, предполагает использование элементов качественного анализа. Например, при анализе политических памфлетов требуется учитывать смысловую направленность, поскольку под маской позитивных отзывов скрывается негативная оценка и издевка.

Контент-анализ представляет собой эффективный исследовательский инструмент, который специалист по связям с общественностью может использовать в ходе анализа информационной политики. Особенно большую роль контент-анализ может сыграть в условиях информационной войны.

Ниже приведем, в качестве примера, контент-анализ публикаций по теме жилья в СМИ Сургута (затрагивающие вопросы строительства, покупки, продажи или эксплуатации жилья, а также ценовой и тарифной политики), осуществленный студентки специальности «Связи с общественностью» О.А. Пилипенко.

Методика качественного (смыслового) контент-анализа

Качественный (смысловой) контент-анализ представляет собой изучение текста с фиксацией повторяющихся значимых идей.Значимая идея, в данном случае, используется в качестве единицы анализа. Она может также выражается словом или устойчивым сочетанием слов. Но анализ не частотный, а смысловой. Он направлен на выявление смысла сообщения, на выяснение того, что хочет внушить автор текста и определение мотивы создания им этого текста.

Этапы качественного контент-анализа представляют собой структуризацию информационного массива по следующим смысловым уровням (обозначенных ярлыками, например, в виде заглавных букв):

0-й уровень – содержательно-установочный, где ярлык А фиксирует название текстового массива;

1-й уровень – тематический, где ярлыки Б1, Б2, Б3 … фиксируют основные темы;

2-й уровень – проблемный, где ярлыки В1, В2, В3 … фиксируют проблемы, рассматриваемые автором в рамках отдельных тем;

3-й уровень – атрибутивный, где ярлыки Г1, Г2, Г3 … фиксируют конкретные характеристики, составляющие проблему.

Результаты заносятся в таблицу, представляющую собой мат-ричный классификатор. Используя его, исследователь затем может построить «дерево смыслов» изучаемого текста, наглядно иллюстрирующего структуру информационного массива. После этого можно приступать к аналитической части исследования и выводам.

Задание 1

Прочитайте статью «Сургутский университет на страницах местной прессы». Объясните, каким образом используется количественный контент-анализ в информационной политике.

Задание 2

Познакомьтесь с результатами количественного контент-ана-лиза проблем жилья в городе, осуществленного студентами специальности «Связи с общественностью».

Задание 3

Познакомьтесь с результатами качественного контент-анализа этой статьи «Сургутский университет на страницах местной прессы». Какие темы, проблемы, состояния и их характеристики использованы при подготовке матричного классификатора, «дерева смыслов»?

Задание 4

Познакомьтесь со статьей «Кредит доверия дважды не получишь». Создайте матричный классификатор, постройте «дерево смыслов» и сделайте выводы по результатам контент-анализа статьи.

Задание 5

Самостоятельно выполните качественный «контент-анализ» статьи «Методология саморазрушения».

Методика ивент-анализа

Ивент-анализ – это событийный или ситуационный анализ массовых коммуникаций. Это, своего рода досье, описывающее хронику неких событий с указанием действий их участников. Событийный анализ позволяет выделить этапы развития ситуации и влияние на ее развитие различных участников. Ивент-анализ особенно эффективен для анализа конфликтных ситуаций.

Особенность ивент-анализа заключается в необходимости накопления значительного банка данных. Методика основана на слежении за ходом и интенсивностью событий. Обычно сбор данных осуществляется по следам важных или внезапных событий. Фактически, инвент-анализ выступает и как средство накопления, и классификации информации, которую может использовать и оперативно, и в последующем, в долгосрочной перспективе.

Методика ивент-анализа предполагает обработку информацию по критериям:

  1. Кто говорит или делает? Субъект-инициатор.

  2. Как говорит или делает? Характер действий (вербальные или невербальные).

  3. Что говорит или делает? Сюжет.

  4. Когда говорит или делает? Дата события.

Систематизированные таким образом события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и подсчитываются.

Основными этапами ивент-анализа выступают:

  1. Составление банка данных, источниками которого могут являться, например: публикации, выступления, отчеты, сообщения, обзоры новостей и т.д.

  2. Расчленение информационного массива на отдельные элементы. Их кодировка по принципу «кто» (свои/чужие), «как» (вербальные или невербальные, физические действия), «что» (вражда, нейтралитет, сотрудничество), «кому» (в адрес какого субъекта) и «когда» совершаются те или иные действия.

  3. Классификация фактов с помощью рабочей таблицы.

Например, нам необходимо выяснить, какие субъекты участвуют в дискуссии о характере застройки ядра центра г. Сургута и какую позицию при этом занимают, т.е. узнать кто, что и когда говорил или делал по этому поводу. В качестве субъектов, позиция которых нас может интересовать, могут выступать органы власти и управления, средства массовой информации, общественные организации и т.д.

Мы предполагаем, что управление архитектуры – с одной стороны и общественность – с другой стороны, были противниками, оппонировали друг другу по вопросам стратегии застройки города, при нейтральном отношении к проблеме представительного органа власти города и администрации. Для проверки данной гипотезы проводим инвент-анализ.

Примерная схема исследования в этом случае будет выглядеть следующим образом:

1. Определяем субъекты действия: управление архитектуры, общественность.

2. Классифицируем их по характеру действия, подразделив на вербальные и физические:

  • вербальные (В):публикации, выступления,пресс-конферен-ции, объявления, сообщения;

  • физические(Ф): принятие решений представительным орга-ном (думой), постановления мэра, брифинг, массовые мероприятия (демонстрации, митинги).

3. Для оценки характера сообщений классифицируем их по направленности или видам действий.

Виды действий:

  • нейтрально-негативные, информационные;

  • негативные, враждебные;

  • нейтрально- позитивные, информационные;

  • позитивные, дружеские, кооперативные (поиск консенсуса).

Проанализируем, например, статьи специалистов управления архитектуры и присвоим каждому сообщению оценку (можно – и степени индекса) позитивности-негативности.

4. Обозначим в адрес (против) кого направлено действие (например, общественность, обозначив ее в скобках).

5. Обозначим дату и место действия (публикации).

6. Просуммируем наши этапы работы в рабочей таблице (дневнике наблюдения) по действиям каждого субъекта. Например, рабочая таблица для анализа действий управления архитектуры по отношению к позиции университета и общественности будет выглядеть так:

Рабочая таблица 11

Дневник наблюдения

Субъект, актор – управление архитектуры

Дата

Негативные

Нейтрально-негативные

Описание

действия

Нейтрально- позитивные

Позитивные

В (общественность)

Статья специа-листа управле-ния архитекту-ры («Сургутская трибуна» от … )

В (общественность)

Статьи главного архитектора

(«Сургутская трибуна» от …)

В рабочей таблице по действиям СурГУ по отношению к управлению архитектуры (УА) составим рабочую таблицу, например, митинга в поддержку строительства молодежного комплекса. Проанализируем число и степень их позитивности/негативности в адрес УА.

Рабочая таблица 12

Дневник наблюдения

Субъект, актор – управление архитектуры

Дата

Негативные

Нейтрально-негативные

Описание

действия

Нейтрально- позитивные

Позитивные

Ф (УА),

Брифинг (акто-вый зал СурГУ)

В (УА),

Статья ректора СурГУ («Север-ный университет» от…)

Митинг (площадь перед университетом 18.09.04.)

Ф (УА)

7. Обработка результатов наблюдения по действиям (акциям) управления архитектуры «чужие» и университета, и общественности «свои». Для этого используем кодировочный бланк.

Кодировочный бланк

Общественность в адрес управления архитектуры

Управление архитектуры в адрес общественности

Тип акций

Тип акций

вербальный

физический

вербальный

физический

Негативные

Нейтрально-негативные

Негатив-ные

Нейтрально-негативные

Негативные

Нейтрально-негативные

Негатив-ные

Нейтрально-негативные

8. Подсчет результатов заполнения кодировочного бланка и проведение аналитических сравнений всех акторов. Анализ действий по временным интервалам с помощью кодировочного бланка. Определение заинтересованных сторон в дискуссии о застройке и эффективность их действий.

Точно также осуществляется сбор информации об отношении неких субъектов к вашему департамента, бизнесу, компании, кандидату в депутаты. Например, анализируя динамику негативных высказываний в адрес кандидата можно определить согласование действий со стороны других участников предвыборной борьбы, образование коалиций.

Ивент-анализ – эффективный инструмент анализа информационной политики. На его основе можно сделать вывод о готовящейся атаке со стороны того иного СМИ. Например, с его помощью можно отследить эскалация критики, агрессии, когда отдельные сообщения, отдельные высказывания, отдельные статьи выстраиваются в преднамеренную систему акций со стороны того или иного субъекта.

Задание 1

Прочитайте статью М.Ю.Мартынова «Фаллический символ в центре Сургута: архитектурный китч или административная прихоть?». Классифицируйте его и внесите в рабочую таблицу ивент-анализа. Какие приемы использовал автор для дискредитации официальных планов застройки ядра центра города?

Задание 2

Сделайте подборку публикаций в прессе о ходе дискуссии по застройке ядра центра города Сургута. Используя текст статьи М.Ю. Мартынова «Зачем Сургуту расширяться?», составьте рабочую таблицу, кодировочный бланк и подготовьте аналитическое сравнение позиций субъектов дискуссии на основе ивент-анализа.

Методика когнитивного картирования

Разновидностью инвент-анализа в исследовании массовых коммуникаций выступает когнитивное картирование. При анализе массовых коммуникаций большую роль играет позиция отдельных авторов. Это субъективное измерение массовых коммуникаций, измерение личностного фактора в коммуникационных процессах.

Данный метод базируется на составлении особого операционного кода, на основе которого можно сравнивать мышление авторов различных коммуникационных сообщений, анализировать, как тот или иной воспринимает проблему. Когнитивное квотирование позволяет выявлять познавательные базовые конструкции, в которых происходит осознание действительности тем или иным автором (жесткость или конформизм, склонность обращаться к историческому опыту или научному прогнозу).

Центральным понятием при использовании данного метода выступает карта: графическое изображение причинных связей между переменными (стрелки и точки). Карты могут быть индивидуальные и групповые.

Этапы когнитивного квотирования:

  1. Формирование информационной базы и отбор материалов. Выступления, речи, интервью, автобиографии. Проблемой здесь иногда является то, что текст, приписываемый, например, политическому деятелю, на самом деле – результат работы спичрайтеров, которые иногда так вживаются в образ, что абсолютно точно копируют стиль речи своего хозяина.

  2. Выявление основных понятий, которыми оперирует автор, связь и плотностьл между ними. Уровень значимости каждой из тем фиксируется в соответствии с количеством причинно-следственных связей.

  3. Количественные подсчеты, характеризующие особенность графической схемы.

  4. Интерпретация результатов. Выделение ключевых понятий авторской логики. Самое простое здесь: а) общая оценка логичности, способность выразить мысль; б) построение текста – ра-циональное и твердое или неуверенное; в) аргументированность; г) эмоциональность, образность.

  5. Соответствие текста жанру. Наличие основных понятий и связей. Для этого необходимо указать тип карты: обозрение или проблема, критика, поддержка.

  6. Широта связей основных понятий. Вывод о симметричности или асимметричности текста (на основе соотношения количества причинно-следственных связей у развернутого и неразвернутого понятия).

  7. Степень, глубина разработки понятий. Например, первое понятие охватывает только два уровня. Второе – ключевое гораздо глубже – до 5 уровней и т.д.

  8. Количество обратных связей. Например, небольшое количество обратных связей говорит о низком эмоциональном уровне текста и т.д.

Задание 1

Прочитайте статью М.Ю. Мартынова «Миграция или колонизация?» Составьте примерную карту, которая легла в ее основу.

Задание 2

Осуществите самостоятельно когнитивное картирование статьи М.Ю. Мартынова «Основы православной культуры в системе образования».

Качественные исследования массовых коммуникаций,

основанные на использовании метода интервьюирования

Ряд качественных методов исследований массовых коммуникаций основан на использовании интервьюирования. К таким методам относится: углубленное интервью, экспертный опрос и «фокус-группа».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комитет по средствам массовой информации и полиграфии Ханты-Мансийского автономного округа Писатели Югры биобиблиографический указатель 2003

    Библиографический указатель
    Писатели Югры: Биобиблиогр. указ. / Комитет по СМИ и полиграфии, Гос. б-ка ХМАО; Сост.: С. Ю. Волженина и др.; Авт. вступ. ст. Н. И. Коняев.– Екатеринбург: , 2003.
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (6)

    Документ
    Краеведческий календарь: юбилейные и памятные и даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2011 года / Департамент культуры Ханты-Манс. авт. окр.
  3. Ханты-мансийского автономного округа – югры (9)

    Документ
    Краеведческий календарь: юбилейные и памятные и даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2011 года / Департамент культуры Ханты-Манс. авт. окр.
  4. Ханты-мансийского автономного округа — югры отчёт

    Автореферат диссертации
    Стариков В.П., доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой зоологии и экологии животных СурГУ — ответственный исполнитель разделов «Млекопитающие», «Пресмыкающиеся» и «Земноводные».
  5. ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2006 г

    Документ
    Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, распоряжения Правительства автономного округа от 26 июня 2006 года N 246-рп ";О проведении научно-исследовательской
  6. Государственная центральная ХАНТЫ-МАНСИЙСК

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель включает литературу (книги, статьи из сборников и периодических изданий) о городе Ханты-Мансийске. В основу легли публикации окружной газеты за период с 7 июля 1931 г.
  7. Государственная центральная ХАНТЫ-МАНСИЙСК

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель включает литературу (книги, статьи из сборников и периодических изданий) о городе Ханты-Мансийске. В основу легли публикации окружной газеты за период с 7 июля 1931 г.

Другие похожие документы..