Главная > Государственный образовательный стандарт


ОПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНА

ПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД

НАНОВЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ

ОСНОВНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 г. № 01-14/08-01

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о том, что подготовлены новые комплекты примерных билетов по 14 предметам федерального базисного учебного плана для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобра­зовательных учреждений Российской Федерации.

Новые комплекты экзаменационных билетов разработаны для общеобразовательных учреждений, осуществивших переход на но­вый государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Они позволят проводить государственную (итоговую) аттестацию выпуск­ников 9 классов общеобразовательных учреждений с учетом уста­новленных требований к уровню подготовки учащихся.

Примерные экзаменационные билеты разработаны по следую­щим общеобразовательным предметам:

  1. Русский язык 9. Химия

  2. Литература 10. Биология

  3. Иностранный язык 11. География

  4. История России 12. Технология

  5. Обществознание 13. Основы безопасности

  6. Геометрия жизнедеятельности (ОБЖ)

  7. Информатика и ИКТ 14. Физическая культура

  8. Физика

Февраль, 2007 • 5

Вестникобразования № 3-4

Русский язык, IX

Каждый экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 20 билетов. При необходимости билеты дополняются практи-ко-ориентированными заданиями. Один из вопросов выявляет не только овладение содержанием данной предметной области, но и сформированность предметной компетентности, т.е. способности выпускников к практическому применению знаний и умений.

К экзаменационным билетам по всем предметам разработаны краткие пояснительные записки. В них разъясняется принципиаль­ная разница между старыми и новыми примерными билетами, со­ставленными с учетом государственного образовательного стандар­та 2004 года, поясняются особенности проведения устного экзаме­на по предмету, указывается примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, даются разъяснения по использова­нию предложенного экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреж­дения, описываются подходы к оцениванию ответа выпускника, но­сящие рекомендательный характер. В пояснительной записке также дается характеристика структуры экзаменационного билета в це­лом, комментируется специфика первого, второго и третьего вопро­сов билета, в общем виде формулируются подходы к оцениванию устного ответа выпускника и выставлению отметки за экзамен по пятибалльной системе. В комплекты примерных билетов по каждому предмету включаются рекомендации по оцениванию ответа выпус­кника, предлагаются критерии оценивания с учетом разных типов вопросов и заданий.

Общеобразовательным учреждениям, не перешедшим на новый государственный образовательный стандарт, для проведения итого­вой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреж­дений в устной форме рекомендуются примерные экзаменационные билеты, опубликованные в предыдущие годы (например, в журнале «Вестник образования», издательство «Просвещение»*, и на сайте журнала ).

Билеты всех предложенных комплектов носят примерный харак­тер. Общеобразовательное учреждение имеет право внести в экза­менационный материал изменения, учитывающие региональный компонент, особенности программы, по которой строилось обуче­ние: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями. Общеобразовательное учреждение может разработать собственные экзаменационные материалы для проведения устных экзаменов по выбору.

Руководитель В.А. БОЛОТОВ

* «Вестник образования». - 2005. - № 4; 2006. - № 4. 6 Февраль, 2007

РУССКИЙЯЗЫК

В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений девяти­классники сдают обязательный письменный экзамен по русскому языку (изложение с элементами сочинения) и по желанию могут выбрать устный экзамен по этому же предмету. Форму проведения устного экзамена уста­навливает общеобразовательное учреждение из числа названных в Положе­нии: собеседование, защита реферата, ответы на вопросы экзаменацион­ного билета.

Наиболее распространенной формой итоговой аттестации за курс ос­новной школы является проведение устного экзамена с использованием билетов.

Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального обще­го, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

Предлагается два комплекта билетов. Первый предназначен для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреж­дений с русским языком обучения, второй комплект отражает специфику программ школ с родным (нерусским) языком обучения. Оба комплекта билетов ориентированы на указанные выше нормативные документы и не ориентированы на какую-либо конкретную авторскую программу. В основу обоих комплектов заложены общие подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету, а также специфические направления в обучении русскому языку в каждом из названных типов школ.

Каждый экзаменационный билет включает два вопроса, содержание и форма предъявления которых определяются общими задачами обучения русскому языку в основной школе.

Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы, по которой велось обучение в 5-9 классах. При формировании комплекта экзаменационных билетов можно по-другому сгруппировать или переформулировать вопросы, заме­нить какие-то вопросы новыми, дополнить экзаменационный материал, а также разработать свои варианты билетов. В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в экзаме­национный комплект более 25 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20). Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экза­менов по выбору выпускников устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассмат­риваются на методическом совете и утверждаются директором школы).

Примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, -25-35 минут (первый вопрос - 15-20 минут, второй вопрос - 10-15 минут).

Февраль, 2007 7

Вестникобразования № 3-4

Русский язык, IX

Ha экзамене по русскому языку выпускник имеет право пользоваться словарями различного типа.

Содержаниеэкзаменационныхбилетов

Каждый экзаменационный билет включает два вопроса. Содержание вопросов определяется целями обучения русскому языку в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразователь­ных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) язы­ком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения требований к уровню подготовки выпускников и соответствуют обязательному минимуму содержания образования по русскому языку.

Первыйвопросбилета по своему характеру является комплексным: он позволяет оценить уровень сформированности умений, связанных с комму­никативной, языковой и лингвистической компетенцией учащихся. Выпуск­ник должен продемонстрировать следующие умения:

  • понимать смысл прочитанного текста, отвечать на вопросы экзаме­
    наторов по его содержанию;

  • проводить речеведческий анализ текста (определять тему, основ­
    ную мысль; обосновывать принадлежность текста к определенному
    стилю и типу речи);

  • осмысленно применять на практике орфографические и пунктуаци­
    онные правила и обоснованно объяснять выбор написания;

  • проводить разные виды языкового анализа;

  • создавать высказывание на лингвистическую тему, используя
    в качестве иллюстрации примеры из текста.

Таким образом, комплекс задач, которые решает выпускник, отвечая на первый вопрос билета, связан с текстом. Ученик должен: прочитать и ос­мыслить текст, ответить, если потребуется, на вопросы экзаменаторов по его содержанию; провести речеведческий анализ текста; вставить пропу­щенные буквы и знаки препинания и объяснить свой выбор написания в каждом случае; провести указанный в билете вид (или виды) языкового разбора; проанализировать представленное в тексте языковое явление и рассказать о нем в своем устном высказывании.

Примерныйплананализатекста

  1. Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль
    текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному
    стилю и типу речи.

  2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
    Объясните выбор написания.

  1. Проведите указанные виды разбора.

Проанализировав текст по данному плану, выпускник приступает ко второй части вопроса, которая требует создания речевого высказывания на лингвистическую тему с использованием того языкового материала, кото­рый содержится в тексте. Формулировка этой части вопроса может быть представлена, например, в таком виде: Используяпримерыизтекста, рас­скажитео...; Охарактеризуйте..., иллюстрируякаждоеположениесвоего высказыванияпримерамиизтекста; Расскажитео..., проанализируйтесо­ответствующиепримерыизтекстаи т.п.

Таким образом, текст становится объектом многоаспектного анализа и источником языкового материала, иллюстрирующего речевое высказыва­ние учащегося на лингвистическую тему. Именно поэтому при подборе тек­ста для первого вопроса билета нужно учитывать, что текст должен:

  • представлять собой связное, законченное в смысловом отношении
    высказывание, содержащее четко выраженную основную мысль;

  • соответствовать определенному стилю и функционально-смыслово­
    му типу речи;

  • учитывать возрастные возможности, жизненный опыт выпускника;

  • содержать в достаточном количестве те языковые явления, кото­
    рые подвергаются анализу в соответствии с заданием первого
    вопроса билета;

  • не превышать по объему 200 слов;

  • содержать для решения вопросов правописания не менее 5 орфо­
    грамм и 5 пунктограмм.

Первый вопрос для школ с родным (нерусским) языком обучения про­веряет тот же комплекс лингвистических знаний, коммуникативных и язы­ковых умений учащихся, что и для школ с русским языком обучения. Вместе с тем в билеты для данного типа школ включены специфические вопросы, связанные с межъязыковой интерференцией. При подборе тестов рекомен­дуется учитывать, что их объем не должен превышать 100-150 слов и что для решения вопросов правописания текст должен содержать не менее 3 орфограмм и 2 пунктограмм.

Возможныйвариантпервоговопросабилета дляшколсрусскимязыкомобучения

Прочитайте текст, проведите его анализ по предложенному плану и под­готовьтесь к выразительному чтению текста.

Костеругасал.

Внемедватеплиласьжизнь, ончувствовал, чтонепройдетичаса, как отнегоостанетсягоркапепла - иничегобольше. Маленькаягоркапепла средиогромногодремучеголеса.

Костерслабопотрескивал, взываяопомощи. Красныйязыч..клихо­радочнооблиз..валпочерневшиеуглииРучейпробегавшиймимосчел нужнымосведомится,ться):

- Вамводы?

Костерзашипелотбессильнойзлости. Емунехваталотольководыв егоположении! Очевидно, поняв (не)уместностьсвоеговопроса, Ручейпро-журчалкакие-тоизв..ненияизаспешилпрочь.

ИтогданадугасающимКостромсклонилиськусты. (Не,ни) говоря (не, ни) слова, онипротянулиемусвоиветки.

КостержадноухватилсязаветкиипроизошлочудоОгонькоторый казалосьсовсемвнемугасвспыхнулсновойсилой.

ВотчтозначитдляКострапротянутаявовремяветкапомощи!

(По Ф. Кривину)

8 • Февраль, 2007

Февраль, 2007 9

Вестникобразования № 3-4

Русский язык, IX

  1. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте
    принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

  2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
    Объясните выбор написания.

  3. Проведите фонетический разбор выделенного слова и синтаксичес­
    кий разбор предпоследнего предложения текста.

  4. Используя примеры из текста, расскажите, в чем сходство и в чем
    различие причастий и деепричастий.

Возможныйвариантпервоговопросабилета дляшколсродным (нерусским) языкомобучения

Вслух прочитайте текст, соблюдая правильную и выразительную ин­тонацию. Проведите его анализ по предложенному плану.

Нетязыкакоторыйбылбыодинаковопего., илиодинаковотрудендля всех.

Конечнотрудноовладетьрусскимсклонениемчеловеку, вязыкекото­роговообщенетпадежей. Гораздолег..есправитьсясшестьюрусскими падежамитому, укоговязыкеониесть.

УнекоторыхнародовРоссиинетразличиямягкостиитвердостисо­гласных. Этозначит, им (не)простопривыкнутькмысли, чтоврусском языкеестьмягкиеитвердыесогласные. Нодлябелорусаэтолег..елегкого. Ведьвбелорусскомязыкетожеестьмягкиеитвердыесогласные.

Англичанинуиамериканцунетак-топростоосвоитьсясмыслью, что неодушевленныепредметыврусскомязыкебываютмужскогоиженского рода. Адляпапуасаэтосамособойразумеется.

Дело, значит, совсемневтом, труденливообщерусскийязыкилинет. Длялюбогочеловека, накакомбыязыкеоннип.ворил, естьвдругомчто-тотрудноеичто-толегкое.

(По А. Леонтьеву)

  1. Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его. Определите,
    к какому стилю и типу речи относится этот текст. Докажите.

  2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
    Объясните выбор написания.

  3. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

  4. Расскажите, как обозначается мягкость согласных в русском языке.
    Приведите примеры из текста.

Второйвопросбилета для школ с русским языком обучения проверяет коммуникативные умения, связанные со способностью создавать речевое высказывание на предложенную тему с учетом заданной речевой ситуации (в ситуации ученической конференции, перед учениками начальных классов, в разговоре с родителями и т.п.), а также способность активно участвовать в диалоге, адекватно воспринимая вопросы экзаменаторов и отвечая на них. Вопрос сформулирован таким образом, что учащиеся получают не только тему высказывания, но и информацию о том, в какой воображаемой речевой ситуации должен прозвучать монолог, какому жанру и стилю речи он должен соответствовать. В связи с этим основными характеристиками

10 • Февраль, 2007

типовых коммуникативных ситуаций, которым должны соответствовать уст­ные высказывания выпускника, являются следующие:

  • доминирующая функция высказывания: информативная; функция
    воздействия; информативная и функция воздействия;

  • жанр: рассказ, сообщение (доклад), монологический фрагмент
    разговора, беседы и др.;

  • стиль: учебно-научный, научно-популярный, разговорный, офици­
    ально-деловой, публицистический;

  • адресат: хорошо знакомые люди, незнакомые люди, взрослые, ро­
    весники, дети младшего школьного возраста и т.п.

Второйвопросдля школ с родным (нерусским) языком обучения про­веряет коммуникативные умения учащихся создавать устные монологичес­кие высказывания на актуальные социокультурные, нравственно-этические, учебно-научные темы различных типов в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особеннос­тям учащихся 9 классов.

Оценивание ответа учащегося

Оценка ответа ученика на экзамене выводится как среднее арифметичес­кое из оценок, определяемых отдельно по каждому из двух вопросов билета.

При оценке ответа прежде всего рекомендуется руководствоваться общимикритериямиоценивания:

  1. содержательность ответа;

  2. соответствие языковым нормам;

  3. выразительность речи;

  4. успешность речевого взаимодействия с собеседниками (экзаменаторами).
    Приложение (см. таблицы 1 и 2) содержит информацию о том, как при

выставлении школьной отметки конкретизируются общие критерии и какое количество ошибок и недочетов может допустить учащийся в своем выска­зывании применительно к той или иной школьной отметке. Критерии оце­нивания, представленные в таблицах, ориентированы как на школы с рус­ским языков обучения, так и на школы с родным (нерусским) языком обу­чения. При этом учитываются особенности преподавания предмета в школах второго типа: курсивом выделены те требования, которые не предъявляются к учащимся этих учебных заведений.

Билет I

  1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.
    Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков
    русского языка и особенностях их произношения в потоке речи.

  2. Речеваяситуация. В вашей школе проходит фестиваль народов Рос­
    сии. Вас попросили выступить перед пятиклассниками. Расскажите им о
    роли русского языка в нашем государстве.

Билет2

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте примеры суффиксального и приставочного способов об­разования слов. Расскажите о других способах словообразования, приве­дите собственные примеры.

Февраль, 2007 • 11

Вестникобразования № 3-4

Русский язык, IX

2. Речеваяситуация. В вашем округе проходит ученическая конферен­ция. Выступите с небольшим сообщением перед ее участниками. Тема сооб­щения «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике?».




Похожие документы:

  1. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (6)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  2. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (1)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  3. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (3)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  4. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (4)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  5. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (5)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...

Другие похожие документы..