Главная > Экзаменационные вопросы


Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса.

Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно; ";старые";, ";Вестник образования"; №4 февраль 2006) собраны вместе и размещены в хронологическом порядке.

Желающие что-либо изменить или добавить (как преподаватели, так и сами учащиеся) могут, взяв за основу файл для скачивания, добавить свои материалы и прислать этот вариант на сайт. Ваша новая редакция ответов будет размещена взамен старой.

Это могут быть, например, ссылки на рефераты, сочинения, доклады, статьи, конкретные страницы книг или сайтов по теме каждого из вопросов, или добавленные к этому тексту материалы - другие варианты ответов, краткие фрагменты публикаций и др. Можно добавлять новые вопросы, увеличивая общий список.

Совсем не обязательно, чтобы Ваша редакция касалась всего списка вопросов. Рассматриваются любые полезные дополнения. Другие желающие смогут редактировать далее присланный Вами файл. В этом и есть основное отличие рождающейся глобальной информационной сети от всего того, с чем мы имели дело ранее.

По Вашему желанию будет размещена информация об авторах дополнений, например: имя, класс, школа, город, личный сайт (если он есть) и др.  Вы сами можете сделать известными себя, свою школу, свой поселок.

Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса.

1. «Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра.

2. «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли.

3. «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма.

4. Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказка, былина, песня).

5. Гуманистический смысл трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» (победа истинной любви над предрассудками и враждой).

6. Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».

7. Прославление Родины, просвещения в одах М.В.Ломоносова (на примере одной из них).

8. Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”.

9. Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине в произведениях Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Д.И.Фонвизина (на примере произведения одного из авторов — по выбору учащегося).

10. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести.

11. Романтический герой произведений Дж.Г.Байрона (на примере одного произведения).

12. Басни И.А.Крылова. Русский национальный колорит басен.

13. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть отрывка из комедии.

14. Защитники «века минувшего» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть одного из монологов Фамусова.

15. «Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение ч победа в борьбе с миром Фамусова. Чтение наизусть одного из монологов Чацкого или Фамусова.

16. Стихотворения А.С.Пушкина о любви (Любовная лирика А.С.Пушкина.) Чтение наизусть одного из них.

17. Стихи А.С.Пушкина о природе. Чтение наизусть одного из них.

18. Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из его стихотворений.

19. «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

20. А.С.Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них.

21. Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Чтение наизусть отрывка из поэмы.

22. Общая характеристика главного героя одного из произведений А.С.Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».

23. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду».

24. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Чтение наизусть отрывка из романа.

25. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна. Чтение наизусть отрывка из романа.

26. Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.

27. Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.

28. Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений.

29. Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова. Чтение наизусть одного из его стихотворений.

30. Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Сложность патриотического чувства поэта («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.) Чтение наизусть стихотворения «Родина».

31. Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством.

32. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Обзор романа.

33. Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).

34. Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок.

35. Идея гуманизма в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

36. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести.

37. «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра.

38. Н.В.Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков. Человеческие типы.

39. Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика.

40. Живая Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

41. «Мертвые» и живые души в поэме Н.В.Гоголя.

42. Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (на примере одного-двух из них).

43. Расскажите о произведении И.С.Тургенева, которое вы прочитали. Охарактеризуйте главных героев.

44. Гражданская лирика Н.А.Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений.

45. Произведение Ф.М.Достоевского, которое вы прочитали, его идейный смысл, главные герои.

46. Расскажите о пьесе А.Н.Островского, которую вы прочитали. Охарактеризуйте главных действующих лиц.

47. Основные мотивы лирики А.В.Кольцова или И.С.Никитина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

48. Стихи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета о природе. Чтение наизусть одного из стихотворений.

49. Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина, которую вы прочитали. Реальное и фантастическое в сказке.

50. Н.С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра.

51. Идейный смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

52. Тематика и герои юмористических рассказов А.П.Чехова (на примере двух-трех рассказов).

53. Герои рассказа М. Горького «Макар Чудра».

54. Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг человека во имя людей.

55. Стихи А. А. Блока о Родине. Чтение наизусть одного из них.

56. Стихотворения С.А.Есенина о природе. Чтение наизусть одного из них.

57. Стихотворения С.А. Есенина о Родине. Чтение наизусть одного из них.

58. Тема поэта и поэзии в лирике В.В.Маяковского. Чтение наизусть отрывка из его стихотворения.

59. Сатирические стихотворения В.В.Маяковского. Чтение наизусть одного из них (или отрывка).

60. Один из рассказов А.Грина (по выбору учащегося): сюжет, герои, смысл рассказа.

61. Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

62. Стихи М.И.Цветаевой о Москве. Чтение наизусть одного из них.

63. Герои произведений А.П. Платонова (на примере одного рассказа).

64. Тема и идея рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

65. Стихотворения А.Т.Твардовского о войне. Чтение наизусть одного из них.

66. А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Образ солдата-героя. Чтение наизусть отрывка из поэмы.

67. Образ русского солдата в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

68. Великая Отечественная война в русской прозе (на примере одного произведения).

69. Подвиг человека на войне (по одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войне).

70. Герои рассказов В.М.Шукшина (на примере одного рассказа).

71. Духовная красота героев В.П.Астафьева (на примере одного произведения).

72. Произведение В.Г.Распутина, которое вы прочитали, его идейный смысл.

73. Человек и природа в русской прозе XX века (на примере одного произведения).

74. Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного из стихотворений.

75. Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного из стихотворений.

76. Современная авторская песня (на примере двух-трех произведений).

77. Ваш ровесник в современной литературе (по одному или нескольким произведениям).

78. Основные темы и идеи современной публицистики (на примере одного-двух произведений).

1. «Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра.

     Создание культа Бориса и Глеба, потребовавшее написания житий, им посвященных, преследовало две цели. С одной стороны, канонизация первых русских святых поднимала авторитет церкви (прежде всего перед лицом ревниво следившей за сохранением своего главенствующего положения среди православных стран Византии), свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред Богом» и удостоилась и удвоилась своих «святых угодников». С другой стороны, культ Бориса и Глеба имел чрезвычайно важный и актуальный политический подтекст: он «освящал» и утверждал не раз провозглашавшуюся государственную идею, согласно которой все русские князья — братья, однако это не исключает, а напротив, предполагает обязательность «покорения» младших князей «старшим». Именно так поступили Борис и Глеб: они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его «в отца место», он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми патронами Русской земли.
    
     Особенности жанра жития — исключительная эмоциональность, нарочитая условность сюжетных ситуаций и этикетность речевых формул. Герои поступают вопреки жизненной правде, именно так, как требует их роль святого мученика или мучителя, деталей и подробностей мало, действие происходит как бы «в сукнах», все внимание автора и читателя сосредоточивается на эмоциональной и духовной жизни героев. Пассивность Бориса и Глеба перед лицом Святополка — дань агиографическому канону, согласно кэторому мученик, страшась смерти, одновременно покорно ожидает ее.Судьба Бориса предрешена заранее: он знает об ожидающей его смерти и готовится к ней; все происходящее в дальнейшем — это лишь растянутая во времени гибель обреченного и смирившегося со своей обреченностью князя. Чтобы усилить эмоциональное воздействие жития, агиограф даже саму смерть Бориса как бы устраивает: его пронзают копьями в шатре, затем убийцы призывают друг друга «скончать повеленное» и говорится, что Борис «усьпе, предав душою свою в руце Бога жива» , и наконец, когда тело Бориса, обернутое в ковер, везут в телеге, Святополк, заметив, что Борис приподнял голову (значит, он еще жив?), посылает двух варягов, и те пронзают Бориса мечами.
    
     Чисто этикетным характером отличаются пространные молитвы Бориса и Глеба, с которыми они обращаются к Богу непосредственно перед лицом убийц, и те как бы терпеливо ждут, пока их жертва кончит молиться.
    
     Таким образом, в житие внимание было сосредоточено на изображении страданий святого и прежде всего величия его духа перед лицом смерти. Отсюда и большая скупость деталей, и условность характеристик, и — с другой стороны — большая эмоциональность молитв или обличений.

2. «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли.

    В основе сюжета «Слова...» лежит действительное событие русской истории: в 1185 году новгород-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.
    
     Глубокое идейное осмысление автором этого исторического события и мастерство художественного воплощения позволяют говорить о «Слове...» как о выдающемся памятнике древнерусской литературы.
    
     Ученые не пришли к единому мнению о том, кто был автором этого выдающегося произведения. Известно, что это образованный и эрудированный человек, талантливый поэт и общественный деятель.
    
     Жанр этого произведения свободный. Д. С. Лихачев определяет его как «эпос», в котором соединяется фольклорное и книжное, лирическое и публицистическое начало.
    
     Композиционно «Слово...» делится на три части:
    
     вступление, в котором автор стремится подчеркнуть «торжественную» направленность своего произведения, настроить читателя на «высокий» строй мысли, соответствующей серьезности содержания: «Начать эту песню надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по замышлению Бояна»;
    
     основная (повествовательная) часть, в которой автор не только рассказывает о событиях, но и выражает свое отношение к ним. Исторические эпизоды чередуются с вымышленными (вещий сон Святослава, плач Ярославны), а также с авторскими отступлениями и обращениями: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»;
    
     заключение — образец «славы» — традиционно для эпического жанра древнерусской литературы: «Будьте здравы, князья и дружина, борясь за христиан против поганых полков!»
    
     «Слово...» отличает необыкновенный размах и масштабность изображения: Русская земля от Новгорода на севере до Тмутаракани на юге, от Волги на востоке до Угорских гор на западе. Большую роль в «Слове...» играют картины природы. Настроение природы созвучно происходящим событиям: затмение солнца является предзнаменованием недоброго конца, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: «Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; волки грозу на-вывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на алые щиты».
    
     Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). В отличие от других произведений древнерусской литературы пейзаж в «Слове...» не статичен, а изображается в постоянном движении. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор «Слова...», является гипербола, соответствующая масштабности изображаемого пространства и времени: «Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове».
    
     Изображая конкретные исторические события, автор стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Эта идея заложена в основе произведения, разобщенностью князей объясняются трагические события в жизни Руси. Автор с великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое время настало... Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья... сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
    
     Эта важнейшая для «Слова...» идея единения выражается и в «золотом слове» Святослава, «со слезами смешанном». Святослав упрекает Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей — в разъединенности.
    
     Идея защиты Русской земли и необходимости единения изображена как призыв, идущий как бы от народа (отсюда близость «Слова...» к произведениям фольклора), но обращен он к князьям (отсюда книжная, публицистическая основа произведения).

3. «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма.

    В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
    
     Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».
    
     Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
    
     Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
    
     Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова...». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили... Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись».
    
     Основной в «Слове...» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова...». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
    
     Во-вторых, патриотическая идея «Слова...» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

4. Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказка, былина, песня).

    В былинах воплощаются думы и чувства русского народа. Былины удовлетворяли не только естественное влечение ко всему красочному, необычному, незаурядному, в них по-своему выразилось общественное создание целой исторической эпохи.
    
     Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Судя по былине, Русь открыта для вражеских набегов: под Черниговом стоит чужая «силушка». Илья разбил врагов, освободил город от осады. Благодарные черниговцы позвали Илью к себе воеводой, но он отказался. Его дело — служить всей Руси, а не одному какому-либо городу: для этого Илья едет к великому стольному киевскому князю. В былине утверждается мысль о необходимости единого сильного государства, способного отразить нашествия врагов.
    
     Исторические песни, как и былины, посвящены народным героям, выражают патриотические и освободительные стремления народа («Думы Степана Разина», «Ты звезда ли, моя звездочка...»). В отличие от былин они имеют меньший объем, больше связаны с действительностью. Они посвящены историческим событиям и историческим деятелям определенного времени. А роднит исторические песни с былинами отсутствие рифмы, речитативный стих (песни и былины исполнялись речитативом).
    
     Народные сказки делали людей стойкими, позволяли им справляться с бедами: повествование о Никите Кожемяке, победившем Змея, история Ивана — купеческого сына, которого едва не погубила слабость и спасла верность друзей: орла, сокола и воробья; судьба мальчика, понимавшего птичий язык и не употребившего свои знания во
    
     зло другим. Догадываясь, что сила сказки в особой связи вымысла с правдой, народные сказочники делали все зависящее от них, чтобы выдумка соединялась с правдоподобием. Достоверность подробностей влияла на впечатление от целого.

5. Гуманистический смысл трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» (победа истинной любви над предрассудками и враждой).

    Быт, нравы, обстоятельства, изображенные в его пьесах, подчас далеки от наших, и тем не менее в том, что он изобразил, ощущается та высшая правда, какая доступна только самому великому искусству. Шекспир расширяет наш духовный горизонт. Мы познаем жизнь более драматически напряженную, чем наше повседневное бытие, выходим за рамки своего мирка и попадаем в большой мир.
    
     В трагедиях Шекспира всегда сильны социальные мотивы: общественная несправедливость, неравенство сословий. Вместе с другими гуманистами он видел в человеке «венец природы», богоподобное существо. Чем больше Шекспир познавал жизнь, тем очевиднее становилось для него, что человек далек от совершенства. Откуда берется зло в человеке, как проникает оно в души людей?
    
     Ромео и Джульетта — герои, ставшие символом прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат: Монтекки (Ромео) и Капулетти (Джульетта). Этот сюжет неоднократно встречался в итальянской литературе и использовался для проповеди покорности и смирения перед враждебными обстоятельствами;
    
     смерть героев изображалась как заслуженная кара за заблуждение. Шекспир подошел к этой истории иначе. Его ренессансный идеал — великая любовь, оказывающаяся выше семейных предрассудков и вековой ненависти.
    
     Все события трагедии укладываются в пять дней, начиная от встречи на балу в доме Капулет-ти. Шекспировские герои очень юны, однако глубина поразившего их чувства делает их не по годам взрослыми. Ромео в начале пьесы наивен, он влюблен в некую Розалинду. Все свое время он проводит праздно шатаясь, томно вздыхая и ничего не делая. Джульетта же с самого начала поражает не только чистотой и очарованием расцветающей юности, но и недетской глубиной, трагическим ощущением бытия. Она взрослее Ромео. Он же, полюбив Джульетту, постепенно осознает, сколь все происходящее между ними серьезно и непросто и сколько препятствий на их пути, и как бы дорастает до нее.
    
     Любовь Ромео и Джульетты — не просто нарушение семейных запретов. Это открытый вызов, брошенный ими вековой традиции ненависти, с которой на протяжении многих поколений рождались и умирали многочисленные Монтекки и Капулетти, на которой чуть ли не зиждились государственные устои Вероны. Поэтому так страшит всех безоглядность и глубина охватившего Ромео и Джульетту чувства, потому так стараются из разлучить. Ибо их любовь, их союз подрывает основы, нарушает то, чего нарушать нельзя. Ромео и Джульетта с самого начала знают, что их ждет. «Душа моя полна предчувствий мрачных!» — говорит Джульетта. Мощь и беспредельность их страсти, окончательность принятого ими решения и безоглядная решимость на все, в том числе и на смерть, потрясает даже того, кто. казалось бы, их понимает и им сочувствует, — отца Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен./И смерть их ждет в разгаре торжества».
    
     XIV—XVI века — эпоха Возрождения. Это расцвет антифеодальной в своей основе культуры: ее светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию. Ее отличают вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия. Характерной является фигура Лоренцо, которому духовный сан не мешает быть естествоиспытателем, мыслителем-гуманистом, считающим, что люди должны подчиняться влечению сердца, а не расчету.
    
     В трагедии затронуты такие существенные проблемы Возрождения, как свобода личности и свобода чувств, право выбора, которое приходится завоевывать в жестокой борьбе против косных взглядов феодального общества. Завершается трагедия смертью влюбленных. Герои гибнут, ибо мир произвола, предрассудков и расчета враждебен подлинному чувству.
    
     Оптимистическое звучание пьесе придают прославление в ней силы и красоты земной любви, вера в будущее.
    

6. Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».

    В комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину и дворянину. Мольер обличает новых хозяев жизни, самодовольных буржуа. Сын купца Журден твердо решил обрести лоск, присущий аристократу. Он не жалеет денег на то, чтобы научиться музицировать и танцевать, одеваться подобно светским людям и наряжать своих слуг в ливреи.
    
     Сорок с лишним лет Журден жил в своем мире и не знал, что «говорил прозой». Этот мир был гармоничен, потому что в нем все было на своих местах. Журден был достаточно умен, по-буржуазному сметлив. Стремление попасть в мир дворян разрушает гармоничный семейный порядок. Журден становится самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Лю-силь только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на желании во что бы то ни стало выглядеть дворянином (учитель музыки говорит, что Журден ничего не смыслит в искусстве, а его эстетический вкус «находится в его кошельке»). Учителя льстят Журдену почем зря, лишь бы приохотить «ученика» к своим урокам.
    
     В уста Клеонта автор вкладывает основную идею пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянские звания, — подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо сулило родиться на свет, блистать в обществе с вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости ».
    
     Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим. Журдену не терпится вжиться в роль завзятого придворного, а окружающие подыгрывают герою, преследуя свои меркантильные цели. Даже сопротивляющаяся дорогостоящим безумствам мужа госпожа Журден и ее служанка в конце концов понимают, что «игру» Журдена достаточно направить в нужное русло, чтобы от нее никто не пострадал. Так, в конце пьесы с помощью ряженых домочадцев выходит за любимого дочь Журдена, которую непреклонный папаша прочил исключительно за дворянина. А сам Журден становится «мамамуши» и «приближенным турецкого султана». Этот хитрый план придуман озорными и предприимчивыми молодцами, Клеонтом и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало получить в жены дочь и служанку спятившего буржуа.
    
     Журден, заставляя своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, приспособившись к заблуждению героя.
    
     Неуклюжий буржуа Журден, примеряющий на себе этикетные стандарты дворянства, оказывается в пьесе своеобразным зеркалом, отражающими безыдеальный, лишенный творческого духа образ жизни буржуазии, и жеманный стиль аристократического поведения.
    
     Но темой безосновательных социальных претензий содержание пьесы не исчерпывается. Наряду с ней звучит тема трогательной и вызывающей сочувствие тяги к миру иных ценностей.
    
     Творя для себя иллюзорный мир «высокого вкуса» и изящества, господин Журден упоен не только новым «из индийской ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками головками вверх». Ключевая фраза героя звучит так: «...я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой». Открытие, сделанное Журденом, изобличает, конечно, его безграмотность. Но необразованный, нелепый, невоспитанный торговец, в отличие от своего окружения, оказывается способен увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии, погрязшей в грубых материальных интересах.
    
     Это пьеса об иллюзиях, об иллюзорности и относительности многих человеческих установлений, таких, например, как кастовые правила хорошего тона и принятые формы жизни общества; В этих условиях игра — это последний, а может быть, и единственный способ придать человеку творческую энергию, заставить воспарить в волшебных пространствах мечты.

7. Прославление Родины, просвещения в одах М.В.Ломоносова (на примере одной из них).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    ... Ответынаэкзаменационныевопросыпо истории России 11 класс. Для удобства пользования вопросы и ответы размещены в хронологическом порядке. Источники: 1) Ответынавопросы/билеты по ... массовыми тиражами дешевую литературудля народы. Огромной ...
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по истории россии 9 класс источники

    Экзаменационные вопросы
    ... Ответынаэкзаменационныевопросыпо истории России 9 класс. Источники: Ответынавопросы/билеты по истории России 9 кл. – 48 вопросов ... имело для Руси иго? Ответна первый вопрос очевиден: ... знаменитых постановлений повопросамлитературы, музыки, ...
  3. Ответы на экзаменационные вопросы по истории россии 9 класс источники

    Экзаменационные вопросы
    ... Ответынаэкзаменационныевопросыпо истории России 9 класс. Источники: Ответынавопросы/билеты по истории России 9 кл. – 48 вопросов ... имело для Руси иго? Ответна первый вопрос очевиден: ... знаменитых постановлений повопросамлитературы, музыки, ...
  4. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационные билеты по истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационные ... для Екатерины стало решение «польского вопроса» ... харак­терным явлением как в литературе, так и в кинематографе ...
  5. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационные билеты по истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационные ... для Екатерины стало решение «польского вопроса» ... харак­терным явлением как в литературе, так и в кинематографе ...

Другие похожие документы..