textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование).

ISBN 978-5-358-02633-9

Пособие подготовлено на основе примерных программ по следующим дисциплинам: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» для всех специальностей педагогического образования, а также для специализаций «Организация информатизации дошкольного образования», «Организация информатизации специального образования».

В учебном пособии использованы результаты, полученные в ходе выпол­нения научно-исследовательских работ в области информатизации образования, и опыт преподавания курсов, ориентированных на использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовании, в ведущих отечественных педагогических вузах.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, а также для учителей-предметников и преподавателей высших и средних учебных заведений, использующих средства информационных и коммуникационных тех­нологий в своей профессиональной деятельности.

УДК 372.800.2 ББК 74.263.2

© Институт информатики РАО, 2006 © Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузне­цов А. А., Кравцова А. Ю., 2006

Оглавление

Оглавление 45

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) — программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; информационные сети; устройства ввода-вывода информации; средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией; средства архивного хранения больших объемов информации; устройства для преобразования данных из , текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики; программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.); современные средства связи, обеспечиваю­щие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет); электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации [23, 24, 30]. 57

Информационное взаимодействие в учебном процессе 67

Глава III 79

Технологии мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность» в образовании 79

§ 1. Использование технологии мультимедиа в образовании 79

Направления использования технологии 87

телекоммуникации в образовании 87

2. Дистанционный доступ к информационным ресурсам 90

US Обучение с использованием ресурсов Интернета приводит к следующим изменениям в деятельности учителей и учащихся:роль учителя становится менее авторитарной ;учителя вынуждены творчески подходить к учебному процессу и экспериментировать с традиционными учебными планами ;увеличивается доля свободного времени учителя, что ос­вобождает его от рутинных операций и позволяет сосредото­читься на помощи ученикам ;развивается процесс взаимопомощи учеников в учебной группе, учителей и учеников ;учащиеся используют разнообразные внешкольные ин­формационные ресурсы для выполнения домашних заданий, при этом традиционные источники информации используют­ся учащимися на более качественном уровне ;увеличивается доля самостоятельной работы, выполняе­мой учащимися, что способствует развитию учебных навы­ков, умения планировать и организовывать свою работу ;учащиеся уделяют больше внимания процессу созида­ния, у них возникает интерес к решению проблемных ситу­аций .Рассмотрим еще один важный аспект использования школьниками глобальной сети Интернет во в не учебной де­ятельности: возможность самовыражения и само представле­ния. Общеизвестно, что любой пользователь Интернета может найти себе собеседника, единомышленника, партнера по ин­формационному взаимодействию, представив себя как лич-весьма разнообразной интерпретации, реализуя воз­можности технологий телекоммуникации и мультимедиа. Ра­ботая в сетях, обучаемый может представлять себя как личность различными способами. Свою индивидуальность он может выразить путем простой текстовой регистрации или имитировать свое «я» с помощью виртуальных образов. На­пример, ребенок, используя средства технологии мультиме­диа, может представить себя в виде аудиовизуального ряда или в любом другом текстовом, графическом или анимацион­ном виде, затем разместить свое самопредставление в глобаль­ной сети и искать себе друзей среди тех, кого это представле­ние заинтересует. Отметим возможность преодоления по­ловых, национальных, возрастных, внешних, социальных различий в качестве важной для самоопределения личности особенности работы в электронной среде. В частности, выска­зывается мнение о том, что освобождение от физических оков, от собственных телесных форм, которое происходит в вирту­альной среде, создает определенные преимущества в осозна­нии индивидуумом своего «я». В то же время это не может не вызывать опасений как психологов, педагогов, так и родите­лей.Второй вид доступа к электронным ресурсам из классной комнаты — доступ дистанционно к CD-ROM. Там, где ис­пользуются CD-ROM, обычно применяются два подхода. Первый подход простой, но достаточно эффективный, состо­ит в том, что участники учебного проекта обмениваются от­дельными CD-ROM, когда возникает такая необходимость, при помощи обычной почты. Другой подход заключается в том, что диски находятся в одном месте, а доступ к информа­ции, когда возникает необходимость, осуществляется элек­тронным способом. Современные технологии позволяют осу­ществлять информационное взаимодействие не только с уда­ленным CD-ROM, но и со всеми ресурсами удаленного компьютера. Свободный доступ ко всем ресурсам конкретно­го удаленного компьютера позволяет использовать этот вид взаимодействия в процессе осуществления самостоятельной деятельности ученика, расширяя его право выбора информа­ции и обогащая его контакты с информационными источни­ками.Отметим, что CD-ROM образовательного назначения яв­ляются носителями информации, полезной для использова­ния в учебном процессе. При этом информация на них, как правило, лучше структурирована, чем в Интернете, и зачас­тую ими более удобно пользоваться как учащимся, так и учи­телям. Информацию с CD-ROM можно использовать в ка­честве дополнения к традиционным учебным материалам и информационному ресурсу Интернета или сведениям, полу­чаемым в обычных библиотеках.Третий вид доступа к электронным ресурсам из классной комнаты — интерактивное телевидение. Относительно ис­пользования интерактивного телевидения отметим, что эта технология также имеет большие возможности, но в настоя­щее время больше рассматривается как экспериментальная .Перечисленные выше виды доступа к информационным ресурсам сети Интернет и соответствующие им виды информа­ционного взаимодействия на основе телекоммуникационных сетей (при реализации определенных методических подходов) способствуют развитию у обучаемых :умения в сжатой форме представлять в различном виде (в том числе и аудиовизуальном) передаваемую информацию, составлять краткие, информационно емкие сообщения, отра­жающие существенные признаки передаваемой информации, вычленять существенные признаки содержательного аспекта информации, отсортировывая ее по определенным признакам;коммуникативных способностей, играющих важную роль в развитии социальной адаптации индивидуума к изме­няющимся условиям современного информационного общест­ва массовой глобальной коммуникации. 92

3. Создание информационных ресурсов 94

В каждом образовательном учреждении, имеющем воз­можность самопредставления во всемирной мультимедийной среде, ученики могут приобщиться к всемирному информаци­онному ресурсу, что очень важно с точки зрения развития личности обучаемого и возможности продемонстрировать свой научный, практический и социальный потенциал. Рассмотрим деятельность учащихся по созданию различ­ных видов информационных ресурсов, которые они могут ис­пользовать сами или совместно с другими учащимися, а так­же распространять через Интернет или другими традицион-ными средствами. Особенно привлекательным для учеников является создание разнообразных программных продуктов, запись их на CD-ROM, разработка Web-страниц, информаци­онных баз (в том числе путем объединения сведений из раз­личных источников) для их распространения через интерак­тивное ТВ. К этому виду деятельности могут быть привлечены учащиеся различных возрастов. Даже младшим школьникам по силам создание материалов Web-страниц. Соответственно ученикам средних и старших классов вполне по силам созда­ние значительных по объему и сложных по исполнению сай­тов при соответствующей помощи учителя.Использование средств ИКТ в образовании приводит к си­туации, при которой продукты учебной деятельности учени­ков и методические разработки учителей становятся доступ­ными миллионам пользователей. Отметим, что создание уче­никами электронных информационных ресурсов, безусловно, является очень важной деятельностью. В связи с этим возни­кает необходимость пересмотра правовых норм, которые регу­лировали бы ответственность за размещенную в сети инфор­мацию. В настоящее время не вполне ясны права учеников и учителей, которые разместили свои работы в Интернете. Вместе с тем идет активная научная и правовая работа в об­ласти защиты авторских прав разработчиков 94

Примеры использования технологии 95

телекоммуникации в образовании 95

Темы и вопросы для обсуждения 97

§ 3. Технология «Виртуальная реальность» 97

Программно-аппаратные средства технологии 97

«Виртуальная реальность» 97

Возможности системы «Виртуальная реальность» 100

Перспективы использования системы «Виртуальная реальность» 103

использовать Темы и вопросы для оосуждения 103

§ 4. Зарубежный опыт использования образовательных порталов в профессиональной деятельности работников образования 104

Портал Everything Education 104

Великобритании 105

Для региональных органов управления образованием 109

. Информационные peiypiDi образовательного назначении. 109

§ 1. Типизация информационных ресурсов образовательного назначения 109

Типология информационных ресурсов образовательного назначения 110

' Программное средство (ПС) учебного назначения (ПС УН) — 114

1/1/еЬ-приложения образовательного назначения 118

ПРИМЕР 119

Базы данных и базы знаний учебного назначения 121

Экспертные обучающие системы 122

Интеллектуальные обучающие системы 123

Темы и вопросы для обсуждения 126

§ 2. Проектирование и разработка информационных ресурсов образовательного назначения 126

Современные подходы к разработке электронных средств 126

образовательного назначения 126

Первый подход. 127

Использование универсальных прикладных 127

программных средств 127

Графический 3D плоттер Autograph 128

Пакет динамической геометрии 129

Cabri Geometry 129

Второй подход. Использование языков программирования 132

Третий подход. Использование специализированных 133

инструментальных систем для создания 133

педагогических приложений 133

Система HyperStudio 134

Система ToolBook 137

ToolBook является продуктом компании Asymetrix (/, ). Это 137

Этапы создания авторских разработок 139

Рекомендации 140

Темы и вопросы для обсуждения 141

§ 3. Оценка качества электронных средств учебного назначения 141

Набор показателей для оценки качества 141

электронного средства учебного назначения 141

Оценочный лист качества электронного средства 142

учебного назначения[23] 142

Набор показателей для характеристики ЭСОН 143

Оценочный лист качества ЭСОН 143

4. Уровень интерактивности. 144

Итоговая оценка 146

Зарубежный опыт оценки и подбора электронных средств 148

учебного назначения (на примере Великобритании) 148

Темы и вопросы для обсуждения 149

Глава V 150

§ 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 151

§ 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 152

§ 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 153

Тестовые задания могут быть следующих основных ви­дов: 156

Основные возможности систем для создания тестов 157

Темы и вопросы для обсуждения 159

§ 3. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических занятиях 160

Рекомендации для учителя, 161

разрабатывающего контролирующие 161

(тестирующие) программы 161

Методика проведения практического занятия 163

с использованием средства обучения, 163

функционирующего на базе ИКТ 163

Рекомендации по разработке методики 165

проведения практического занятия 165

Темы и вопросы для обсуждения 165

Методика проведения лабораторного занятия 169

Таблица 2 172

Методика проведения лабораторного занятия 172

с использованием средства обучения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий 172

Рекомендации по разработке методики проведения 185

лабораторного занятия 185

Темы и вопросы для обсуждения 186

t 187

§ 5. Из зарубежного опыта: Curriculum Online — методическая помощь учителю 187

Темы и вопросы для обсуждения 189

§ 6. Возможные негативные последствия использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании 189

Темы и вопросы для обсуждения 194

Глава VI 194

Автоматизация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и управления учебным заведением 194

Темы и вопросы для обсуждения 197

Темы и вопросы для обсуждения 198

Темы и вопросы для обсуждения 232

§ 4. Зарубежный опыт использования систем автоматизации управления школой 232

Глава VII 238

Оборудование и использование кабинетов, оснащенных персональными электронно-вычислительными машинами 238

§ 1. Назначение кабинета 240

Темы и вопросы для обсуждения 241

§ 2. Оборудование кабинета 241

Темы и вопросы для обсуждения 242

§ 3. Организация работы в кабинете, основные виды деятельности учителя и учащихся 242

Темы и вопросы для обсуждения 243

§ 4. Гигиенические требования к кабинету 243

Темы и вопросы для обсуждения 254

§ 6. Рекомендации по технике безопасности в кабинете 254

§ 7. Функциональные обязанности специалиста в области организации информатизации образования в учебном заведении 254

Разработки программ Глава VIII 256

§ 1. Методические рекомендации по организации и проведению семинарских занятий 256

Примерный список семинарских занятий 257

Семинарское занятие № 3 «СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ 257

УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ» 257

Семинарское занятие № 4 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ 258

И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 258

В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 258

УЧАЩИХСЯ» 258

Примерная тематика рефератов 258

§ 2. Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий 259

Примерный список лабораторных работ 259

§ 3. Лабораторный практикум 260

Лабораторная работа № 1 260

Изучение возможностей использования педагогических 260

программных средств различного назначения 260

Название программного продукта 260

243 Методические указания для студентов 16

Лабораторная работа № 2 16

Изучение возможностей применения инструментальных 16

программных средств для разработки педагогических 16

приложений 16

Выводы по лабораторной работе: I 16

Лабораторная работа № 3 16

Разработка программных средств учебного назначения 16

этапы разработки программных средств учебного на­значения, 16

основные требования к программным средствам учеб­ного назначения. 16

методическое и функциональное назначение программ­ного средства, которое будет разработано на занятии. 16

Лабораторная работа № 4 17

Изучение возможности реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ 17

Лабораторная работа № 5 17

Создание контролирующих, тестирующих программ 17

Лабораторная работа № б 17

Оценка качества программного средства 17

учебного назначения 17

Методические указания для студентов 18

Методические указания для студентов 18

Лабораторная работа N2 7 18

Использование коммуникационных технологий в учебных и воспитательных целях 18

Лабораторная работа № 8 18

Изучение оздоровительных и профилактических 18

рекомендаций для работы с компьютером 18

Лабораторная работа N° 9 19

Изучение информационно-методического обеспечения учебного заведения 19

Заключение 19

Словарь терминов [30] 22

Автоматизированная система лабораторного практикума — 22

Виды обучения 24

Возможности средств ИКТ: 26

Глобализация современного информационного общества, 27

Информационно-коммуникационная предметная среда — 31

Кабинет информатики образовательного учреждения — 33

Компьютерная визуализация учебной информации: 33

Компьютерная зависимость (патологический гемблинг) — 33

Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учеб­ной деятельности на основе информационных технологий — 35

Персональная электронно-вычислительная машина (ПЭВМ) — 37

Программное средство (ПС) учебного назначения (ПС УН) — 40

Протокол передачи файлов (FTP — File Transfer Protocol) — 40

Протокол Telnet. 41

Система автоматизированного проектирования (САПР) — 42

Сценарий электронного издания учебного назначения — 44

Технология «Виртуальная реальность» (Virtual Reality) — 45

Электронное издание образовательного назначения (ЭИОН) 50

Электронное издание учебного назначения (ЭИУН) или электронное средство учебного назначения (ЭСУН) — учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориенти­рованное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспита­тельного процесса и организационного управления учебным заведением. 50

НотеРаде («Домашняя страница»): 52

Глава IV

Информационные ресурсы

образовательного назначения 93

  1. Типизация информационных ресурсов

образовательного назначения 93

  1. Проектирование и разработка информационных ресурсов образовательного назначения 116

  2. Оценка качества электронных средств

учебного назначения 138

Глава V

Методы и организационные формы обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий 150

    1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении

учебного материала 152

    1. Тестирование с использованием специальных систем, функционирующих на базе информационных

и коммуникационных технологий 154

    1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических

занятиях 165

    1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при проведении лабораторных экспериментов 170

    2. Из зарубежного опыта: Curriculum Online — методическая помощь учителю 185

    3. Возможные негативные последствия использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании 187

Глава VI

Автоматизация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

и управления учебным заведением 196

      1. Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационной деятельности и организационного управления 198

      2. Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками учебного заведения среднего уровня образования 201

      3. Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационно- методического обеспечения и организационного управления учебным заведением 203

      4. Зарубежный опыт использования систем автоматизации управления школой 212

Глава VII

Оборудование и использование кабинетов, оснащенных персональными

электронно-вычислительными машинами 224

§ 1. Назначение кабинета 225

§ 2. Оборудование кабинета 227

§ 3. Организация работы в кабинете, основные виды

деятельности учителя и учащихся 230

§ 4. Гигиенические требования к кабинету 233

§ 5. Учебно-материальная база, ориентированная на использование средств информационных

и коммуникационных технологий 241

§ 6. Рекомендации по технике безопасности в кабинете 248

§ 7. Функциональные обязанности специалиста

в области организации информатизации образования в учебном заведении 249

Глава VIII

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» 252

§ 1. Методические рекомендации по организации

и проведению семинарских занятий 252

§ 2. Методические рекомендации по организации

и проведению лабораторных занятий 256

§ 3. Лабораторный практикум 257

Заключение 264

Список использованной литературы 267



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

    Учебно-методическое пособие
    ... об­щества. Цели и задачи использования информационных и ком­муникационныхтехнологий в образовании. Опыт использования информационных и коммуникаци­онныхтехнологий в учебном процессе. Семинарское занятие ...
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (1)

    Документ
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Иванова Л.А. Бугурусланский филиал «Оренбургский государственный ... и не столько как процесс овладения информационно-коммуникационнымитехнологиями или его результат, но и как ...
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    ... учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Информационные и коммуникационныетехнологии в образовании: от теории к практике ...
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    ... учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Информационные и коммуникационныетехнологии в образовании: от теории к практике ...
  5. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «информатизация образования» («информационные и коммуникационные технологии в образовании»)

    Программа
    ... новых образовательных технологий. Цель курса «Информационные и коммуникационныетехнологии в образовании» — привить навыки обращения с новыми информационнымитехнологиями. В курсе рассматриваются ...

Другие похожие документы..