textarchive.ru

Главная > Документ


Назым  Якупов

Трагедия народов

ББК 63.3(3)64
Я497

УДК 94(47+57)“1991/2000”

Предлагаемая научно-популярная публицистика профессора
Н. М. Якупова «Трагедия народов» является логиче­ским продолжением его книг «Куда мы шли? Кто нами правил?» (1998) и «­Почему распалась дер­жава?» (1999). В новой книге автор делится с чита­телями своими размышлениями о социально-экономических и на­циональных проблемах и поисках в период перехода к рыночной экономике.

Рассчитана на преподавателей школ и вузов, студентов и аспи­ран­тов, широкий круг чита­телей.

К читателю

Дорогой читатель, мы являемся очевидцами и участ­никами исторических событий, привлекающих внимание всего мира. В конце двадцатого столетия распалась одна из великих держав, против которой ее народ не восстал и не было нападений извне. Без войны, ­мирными методами было демонтировано крупнейшее государство. ­Произошла тихая контрреволюция сверху, куда проникли перевер­тыши, предатели, оказавшиеся под влиянием внутренних и внешних антисовет­ских сил. Внутренняя теневая эко­номика, носители которой мечтали отмывать наворован­ное, буржуазно-бюрократиче­ское чиновничество, наха­павшее богатство распавшейся страны. Внешняя сила — спецслужбы Запада, сумевшие подчинить своим интере­сам внутреннюю контрреволюцию. Интересы внутренней контрреволюции — растащить достояние народа, создан­ное трудом многих поколений. Цель Запада — ли­квидиро­вать великое государство, являющееся препятствием для США, финансовым олигархиям для мирового господства. Раздробить державу, простиравшуюся от Балтики до Ти­хого океана на мелкие государства, превратить их в ры­нок сбыта для инду­стриальных стран.

Буржуазно-бюрократическая контрреволюция своей цели достигла. Страна распалась на мелкие государства, ее экономика разрушена, десятки миллионов людей пре­вратились в безработных, ­нищих. Трагедию эту оценивают по-разному, одни считают Божьим наказанием, другие — трагедией всемирного значения, пытаются осмысливать действительность, ищут ответы на вопросы, возникшие в ­связи с развалом страны. Вопросы, как и ответы, самые разные. Удивитель­ного, впрочем, в этом ничего нет. Во-первых, каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, если он даже жил и «созрел» среди едино­мышленников. Во-вторых, уровень общего образования и политической культуры людей резко отличается, общество состоит из граждан разных поколений, с различным житейским опытом и образом жизни.

О чем спорят люди в конце века, какие вопросы их волнуют? Прежде всего дискуссии идут вокруг вопроса: социальная справедливость — это утопия или возможная реальность? Какое общество было создано и почему оно распалось? О причинах развала СССР бытуют самые раз­личные взгляды. Широкая дискуссия, развернувшаяся в связи с событиями последних лет, показала, что мало кому известно о существовании многих разновидностей теорий ­социализма. Немало людей даже с высшим обра­зованием теорию социализма связывают только с име­нами Маркса и Ленина. Конечно, Маркс и Ленин — са­мые выдающиеся социалисты и коммунисты. Между тем, теорией социальной справедливости до и после них увле­кались многие мыслители разных стран. Продолжаются дискуссии о том, что в на­шей стране социализм был по­строен по схеме Маркса или ­Ленина. Лишь немногие осознали, что никаких готовых схем и рецептов не было. Монографии вроде «Ленинский план строительства социализма в СССР» или сборник речей Л. И. Брежнева «Ленинским курсом» и т. п. лишь вводили в заблуждение общественное сознание. Шли мы в стороне от ленинско­го курса, его заветы и концепция были отброшены в конце 20-х гг. Навязанная Сталиным модель государ­ственного социализма строилась форсированными тем­пами и любой ценой, а это привело к отчуждению тру­дящихся от собственности и власти. По мнению автора, в этом главная причина распада раннесоциалистического общества, не успевшего еще преодолеть переходный пе­риод. Объектом обсуждения является вопрос о роли ру­ко­водителей бывшего СССР в кризисе и развале об­щест­ва, спецслужб Запада.

К сожалению, обществоведы и историки не уделяют долж­ного внимания анализу исторической обстановки, в которой мы жили. В XX веке народы нашей страны два­жды спасли Европу — от германского милитаризма и германского фашизма и, добившись равновесия сил, обеспе­чили человечеству мир на протяжении полувека. За эту услугу Европе и миру народы нашей страны оплатили жизнью миллионов своих сынов и благами жизни живых поколений.

Неоднозначно оцениваются достижения и недос­татки распавшегося общества. Следует подчеркнуть, что преобладает тенденция перечеркнуть семидесяти­летнюю нашу историю, вроде бы этого периода не бы­ло, не жили многие поколения, создавшие могучую державу, перед которой в неоплатном долгу спасенные народы Европы. Пока лишь немногие осмеливаются подать голос в защиту поколений, на долю которых выпали великие испытания. Это в основ­ном ветераны и разглядевшие сущность реформаторов, «новых рус­ских», «новых украинцев» — жирных котов, ворующих по-черному, люди мыслящие, прежде всего голодные учителя, деятели ­культуры и науки. Ветераны сравни­вают уровень жизни при «застое» и в наши дни, когда растаскивают достояние народа. Безработные и рабо­тающие в «кредит» и нищие пенсионеры и студенты раньше других стали извлекать уроки из прошлого и приходят к выводу, что такое не может длиться долго, люди создадут общество социальной справедливости, где выс­шим принципом явится «от каждого по спо­соб­ностям, каждому по труду».

В последние годы, особенно после выхода в свет моих книг «Спасшие Отчизну», «Куда мы шли? Кто нами правил?», «Почему распалась Держава?» я получил десятки писем от читателей. Пишут препо­даватели, ветераны войны и труда, люди, которых я не знал. В своих письмах они пишут, что разделяют эти взгляды, что я выражаю в моих книгах их думы и мысли. К примеру, старый партизан, воевавший под командованием дважды Героя Советского Союза С. А. Ковпака, кавалер многих боевых наград Черток Петр Андреевич, проживающий в Одесской ­области, пишет: «В своих книгах Вы ­выразили думы и чаяния нашего народа». Он от имени своих земляков, ­которые тоже читали эти книги, благодарит и желает продолжать ­поиски ответов на непростые во­просы, волнующие широкие слои населения. Такие пожелания содержатся во многих письмах. Эти добрые ­советы побудили меня продолжать работу над темой о проблемах и поисках нашего ­времени. В результате появилась новая книга.

Конечно, мои рассуждения, высказывания не являются попыткой предвосхитить будущее, а только посредством критического осмысления прошлого и настоящего искать дорогу в новый мир. Непред­взятая критика, анализ существующих порядков и небоязнь собст­венных выводов и столкновения с власть предержащими, среди кото­рых немало неправедных, далеких от интересов простых людей, — вот что руководит помыслами автора. Это главное, определяющее мотивы новой моей работы, которую я представляю читателям.

Заглядывать слишком далеко вперед не всегда дальновидно. Что следует делать непосредственно в какой-либо определенный момент, целиком зависит от конкретных исторических условий, в которых придется действовать. Поэтому выдвигать готовые предложения и схемы на все случаи жизни — дело неблагодарное. Будущее новое общество социальной справедливости будет создано не по указам сверху и готовым рецептам и схемам, его создадут люди труда ­своим творчеством, своими поисками. Поиски путей к такому обществу ­ведутся в течение многих столетий и всегда происходили в противо­борстве разных общественных сил, классов и политических партий.

Сталкивались самые разные взгляды, мировоззрения, выдвигались программы о строительстве общества социальной справедливости. Человечество накопило грандиозные теоретические наследия и практический опыт поиска лучшей жизни. Возникший на огромной терри­тории бывшей российской империи Советский Союз являлся результатом труда миллионов людей — тружеников, ученых и полити­ков. Многое из намеченных программных положений было ­осуществлено: ликвидированы противостоящие общественные классы, эксплуатация человека человеком, полная занятость, бесплатное образование, здравоохранение, право на отдых, пенсионное обеспечение, ­идеология дружбы народов и их равноправие и т. д.

Однако модель общества (на наш взгляд, государственный социализм) и режим тоталита­ризма были далеки от истинных идеалов социальной справедливо­сти. И это го­сударство распалось. На территории бывшего Советского Союза ныне существуют независимые государства и они ищут дорогу в луч­шую жизнь. Политическая самостоятельность, многоукладная рыноч­ная экономика для них могут быть предпосылкой для строительства общества нового образца. Страны СНГ находятся на переломе, их наро­ды переживают огромные трудности и лишения, ищут ­тропинки, чтобы выйти на дорогу и преодолеть перевал. В поисках лучшей доли и достижения целей им поможет собственный опыт и его величество Труд.

Не претендуя на истину последнего слова, я решил ознакомить читателя со взглядами многих мыслителей разных времен на социаль­ную справедливость, о пер­вом крупномасштабном опыте всемирно-исторического значения создания такого общества, о причинах его распада. За многие века народы накопили гигантский опыт и этот опыт явится основой и указателем дороги, по которой люди пойдут и найдут в себе силы постро­ить справедливое общество. Люди, счастливой вам до­роги в будущее! Пусть у вас будут добропорядочные и мудрые вожди!

Долгие поиски
справедливости

Люди начали думать о справедливости тогда, когда осознали, что они — люди. На заре человеческой цивили­зации начались поиски путей к справедливости, прежде всего социальной. Искали по-разному: одни — духовными приемами, другие прибегали к силе. Истории известны многочисленные восстания рабов, крепостных крестьян, мастеровых, разных слоев и прослоек населения, классов и движений. Искали решения сложных проблем челове­ческого общежития духовные лица, мыслители, общест­венные и государственные деятели. Уже раннее христиан­ство проповедовало презрение к богатым, Биб­лия осуж­дает жажду наживы. «Каждому давалось, в чем кто имел нужду», — говорится в Деяниях апостолов, характе­ризующих одну из первых христианских общин. Религия мусульман Ислам также содержит немало положений о помощи бедным. Одним из пяти столпов Ислама являет­ся уплата закята, смысл которого состоит в том, что обеспеченные мусульмане ежегодно отдают часть своего имущества в пользу бедных и немощных в виде налога или милостыни.

В феодальном обществе религия являлась господ­ствующей идео­ло­гией. Религия являлась знаменем анти­феодальных восстаний. Мно­го­численные религиозные войны в сущно­сти велись за экономиче­ские интересы. Реформация в XVI в., движение, принявшее форму борьбы против католической церкви, в своей основе носившее анти­феодальный характер, охватило ряд стран Ев­ропы. Участники ­этого движения выступали за установ­ление на земле справедливого царства Божьего.

О справедливом обществе мечтали многие мысли­тели всех времен. Английский гуманист, политический и религиозный деятель Томас Мор (1478—1535) в книге «О наилучшем устройстве государства», широко известной под названием «Утопия», описывает рес­публи­ку, в которой нет ни богатых, ни бедных, и все жители обеспечены жизненными благами, все распределяется поровну и по справедливости, у них нет собственности, руководители избираются демократическим путем. Утопийцы презирают богатство, золото и серебро у них ис­пользуется для изготовления ночных горшков.

Итальянский философ монах Томмазо Кампанелла (1568—1639) в книге «Город Солнца» описывает страну, в которой нет ни богатых, ни бедных, а труд является обязанностью всех жителей, жизнь строго регламенти­рована, подавляющая человеческую личность. Кампанелла отрицает необходимость семьи, считая, что се­мья представляет собой источник частнособствен­нических стремлений. Кампанелла проповедовал общ­ность жен и детей. Мудрые вожди подбирают юношам девушек, чтобы результатом их половых связей было здоровое потомство.

Аскетический и уравнительный образ жизни, предложенный утопистами средневековья, свидетельствует о примитивных представлениях о справедливости. Но тем не менее это этапы в поисках путей к такой справедли­вой жизни. Идейный вождь неимущих масс в период Английской буржуазной революции середины XVII в. Джеррадо Уингтенли проповедовал аграрный коммунизм, основанный на общинной собственности на землю, без мелочной регламентации общественной и личной жизни царства «первозданной справедливости и мира».

Выдающийся представитель утопического коммунизма в эпоху Просвещения француз Жан Мелье (1664—1729) отрицал частную собственность, настаивал, чтобы люди объединялись для совместного труда и насильственного свержения тиранов.

Новым этапом в поисках справедливости было вступ­ление на историческую арену представителей утопиче­ского социализма в первой половине XIX века в услови­ях утверж­дения в Западной Евро­пе капитализма. Тогда возникли различные виды социализма. Сторон­ники фео­дального социализма, критикуя порядки буржуазного общества, призывали вернуться к «добрым старым време­нам» феодализма. Одним из видных представителей фео­дального социализма был Т. Каралейль (1795—1881) — анг­лийский историк и философ. В своих ранних сочинениях «Чартизм», «Теперь и прежде» (Перевод с англ. — М., 1906) Томас Каралейль, критикуя капитализм, призывал к вос­становлению феодально-иерархических общественных от­ношений. Существовали проповедни­ки мелкобуржуазного и других разновидностей ­социализма.

В истории социалистической мысли видное место за­нимает Сен-Симон (1760—1825), французский мыслитель, социолог. Сен-Симон, объясняя решающие факторы раз­вития общества, важную роль отводил экономической деятельности людей и формам собственности, за кото­рыми стояли классы. Подчеркивая поступательное, про­грес­сивное развитие общества, он доказывал, что путь создания нового общества («промышленной системы») лежит через развитие производительных сил общества и искоренения живущих за счет труда других. Предложен­ная Сен-Симоном «промышленная система» — это ассо­циация людей, где для всех обязательный производительный труд, где создаются равные для всех возможности применить свои способности. В этом обществе государ­ство планирует промышленное и сельскохозяйственное производство. Государственная власть является орудием организации производства и управления вещами, а не людьми. По мнению Сен-Симона, со временем утвер­дится всемирная ассоциация народов, исчезнут нацио­нальные границы, восторжествует всеобщий мир. Сен-Симон объединял пролетариат и буржуазию в единый класс «индустриалов», проповедовал классовый мир и сотрудничество. Однако он считал, что предприниматели обязаны вывести из нищеты беднейшие классы общества и обеспечить для людей труда рост национального богат­ства. В своей последней работе «Новое христианство» Сен-Симон прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» 1. Религиозная концепция, раз­работанная Сен-Симоном в «Новом христианстве», до­полняла материальные стимулы «промышленной систе­мы» с моральными моти­вами «все люди — братья». Сен-Симон первым из проповедников идеи социальной спра­ведливости переходил от при­митивных представлений о социалистическом обществе, основанном на общинном патриархальном производстве и аскетическом уравни­тельном распределении, к идее социалистического обще­ства, основанного на расцвете науки и производительных сил. Социализм Сен-Симона предполагал располагать изобилием материальных благ, иметь возможности удов­летворять все потребности личности и осуществления принципа распределения по способностям. Сен-Симон, один из гени­альных мыслителей, внес огромный вклад в идеологию ­социализма. Учение Сен-Симона оказало большое влияние на развитие социалистических идей в Европе, в ряде стран появились его последова­тели. Вид­ными уче­никами и последователями Сен-Симона во Франции были Б. П. Анфантен (1796—1864) и С. А. ­Базар (1791—1832) и другие. Они образовали школу сен­симонизма, систематизировали и продолжали разработку учения Сен-Симона, развивали его социалистиче­ские тенденции. Анфантен более глубоко, чем другие сен­симонисты, понимал природу капиталистического обще­ства и доказывал, что наемный труд есть лишь новейшая форма эксплуатации. Анфантен развивал идеи Сен-Симона об установлении гармонии и порядка в обществе с помощью религии «Нового христианства», основанной на любви к ближнему и на новой морали, стремился осуществить свои доведенные до крайности ми­стические идеи свободных брачных отношений и равенства полов. Анфантен подвергался судебному преследованию и про­вел год в тюрьме «за оскорбление нравственности» и «за проповедь опасных идей».

С. А. Базар в сенсимонизме развил ряд новых идей: выдвинул положения о чередовании в истории разруши­тельных и созидательных эпох, об историческом процес­се как постепенном убывании антагонизма и росте со­трудничества в обществе, о делении произво­дительного класса — «индустриалов» — на владельцев средств про­из­водства и пролетариев, между которыми существует ан­тагонизм. Причину противоречий между классами и экс­плуатации человека человеком Базар видел в существова­нии частной собственности на средства производства. Для ликвидации эксплуатации человека человеком, делал вывод Базар, необходимо заменить частную собствен­ность государственной собственностью. А способом дос­тижения этого он считал отмену права наследования. Вполне социалистические ­черты носили возвещение им об общественной собственности на средства прои­з­водст­ва, регулирование и планирование хозяйства центра­лизо­ванными органами руководства экономикой (банками), распределение материальных благ между членами ассоциации по способностям и по делам. Решение сложных социальных проблем Базар видел ни в политической борьбе и революции, а в религии. Сен-Симон и его уче­ники внесли определенный вклад в развитие социали­стической мысли. Положения сенсимонизма о значении развития производства, промышленности, основанного на использовании до­стижений науки и технических изобретений для социали­стических преобразований и про­гресса человечества, были по достоинству оценены мыс­лителями последующих поколений. Выводы о необхо­димости коренных мирных социальных реформ постави­ли Сен-Симона и его последователей в ряды видных мыслителей-социалистов.

Выдающийся французский мыслитель Шарль Фурье (1772—1837) в своей социальной философии дал острую критику «цивилизации» как общества, основанного на эксплуатации трудящихся паразитиче­скими классами и разработал план грядущего общественного строя «гар­монии», развил «тео­рию всемирного единства», уче­ние о законо­мерной смене периодов исторического раз­вития, отличающихся организацией методов ведения хо­зяйства. Согласно Фурье, будущее обще­ство будет осно­вано на крупном хозяйстве, всеобъемлющей организа­ции свободного коллективного труда, которая ­обеспечивает всем пол­ное удовлетворение потребностей и прогресс человечества. ­Фурье писал, что «строй цивилизации зани­мает в последовательном ряду ступеней движения важную роль, потому что именно он создает дви­жущие силы, не­обходимые для того, чтобы направиться по пути к ассо­циации: он создает крупное производство, высокие науки и изящные искусства». Здесь заложены зачатки ис­тори­ческого подхода к за­да­чам экономического преобразова­ния мира и достижения всеобще­го благосостояния и со­циальной гармонии. Фурье обосновал требова­ние права на труд для всех граждан, без этого ему не остается ниче­го иного, кроме голодной смерти. В своем представлении о социа­лизме Фурье исходил из убеждения, что человек по природе своей стремит­ся к сотрудничеству с другими людьми, если это сотрудниче­ство не превращается в экс­плуатацию и унижение. Социалистиче­ское общество Фу­рье изображал как добровольный союз между об­щинами, ко­торые производят все необходимое для жизни своих членов, находят­ся в постоянном общении друг с другом, обмениваясь продуктами производства. Фурье, отрицая политическую борьбу, обращался к просвещенным представителям имущих классов и наде­ялся ­добиться соци­альной справедливости путем «слияния классов», предла­гал сохранить нетрудовые доходы. Он полагал, что противоположность между интересами капиталистов и ра­бочих будет преодолена в результате социалистических преобразований, в грядущем общественном строе «гар­монии». Ш. Фурье принад­лежит к величайшим умам всех времен, влияние его идей испытали социали­сты во многих странах. В России петра­шевцы изучали идеи ­Ш. Фурье. Участники круж­-ка петрашевца Н. С. Каш­кина 7 апреля 1849 г., в день рождения Ш. Фурье, уст­роили торжественный обед в честь ­великого социалиста, явившийся политической демонстрацией. Петрашевцы провозгласили себя борцами за социалистическое об­ще­ство. Петрашев­ский подчерк­нул необходимость в русских условиях соединения пропаганды социалистических идей с политической пропагандой против само­державия. Петрашевцы решили перевести и издать основное сочине­ние Фурье — «Тео­рия всеобщего единства», однако аре­сты петрашевцев 23 апреля 1849 г. не позволили осуществить это намерение.

Мыслители искали пути к справедливости, незрелому состоянию капиталистического общества и незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые тео­рии. Посредством пропаганды и примерами опытов иска­ли новые системы, которые были обречены и оставались утопиями, оставляя открытым шлагбаум столбовой до­роги фантазии, мечты к социальной справедливости.

Одним из великих искателей путей к справедливому обществу — к социализму — был англичанин Роберт Оуэн (1771—1858). Он в течение сорока лет искал путь к социа­лизму в теоретических разработках и на практике, стал популярнейшим человеком в Европе.

Роберт Оуэн родился в мелкобуржуазной семье, с 10-летнего возраста самостоятельно зарабатывал средства к существованию. От природы умный, смекалистый и трудолюбивый юноша к 20 годам стал директором фабри­ки. С 1800 г. управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Успехи предприятия принесли ему широкую известность, почет и славу. К его голосу прислушивались фабриканты, общественные деятели и монархи. Однако его нововведе­ния в интересах рабочих встретили сопротивление со стороны предпринимателей. Оуэн сократил на фабрике рабочий день с пятнадцати до десяти с половиной часов. Облегчения труда рабочих он добивался на предприятиях всей страны. В январе 1815 г. на большом публичном собрании в Глазго Оуэн предложил ряд мер для облегче­ния положений детей и взрослых рабочих на фабриках. В июне 1815 г. Оуэн предложил билль, который был принят парламентом в качестве закона лишь в июле 1819 г., и то в сильно урезанном виде. Закон запрещал работу детей моложе 9 лет на хлопчатобумажных фабри­ках, ограничивал 12 часами рабочий день лиц моложе 18 лет и устанавливал для всех рабочих два перерыва — на завтрак и на обед — общей продол­жительностью в пол­тора часа. В 1817 г. Оуэн представил ­доклад­ную запис­ку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею ­трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. В тридцатилетнем возрасте Оуэн уже имел вполне сложив­шиеся социальные идеи. Путь к преобразованию обще­ства, по его мнению, преграждали три препят­ствия: частная собственность, религия и существующая форма ­брака.

Оуэн подверг резкой критике принципы буржуазного общества: частную собственность, конкуренцию, капиталистическое распределение труда. Пауперизм и нищету трудящихся Оуэн считал естественным порождением капитали­стиче­ского общества. «Частная собственность от­чуждает человеческие умы друг от друга, служит по­стоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она слу­жит причиной войн во все существующие эпохи извест­ной нам истории человечества и побуждала к бесчислен­ным убийствам».

Проекты будущего социалистического общества Оуэна строились на утопической мечте. Будущее общество он представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющих общин, состоящих из не более трех тысяч человек. Община организует сельскохозяйственное и промышленное производство. В об­щине — общее владение и общий труд, следовательно, не может быть экс­плуатация человека человеком. Граждане работают в интересах общины в соответствии со своими способностями, продукты распределяются в соответствии с потребностями. Коо­перативная организация труда, по мнению Оуэна, радикально пре­образует условия жизни людей. Социализм создаст новый нравственный мир, ис­чезнут причины социального зла. Правильное воспитание и здоровая среда искоренят в человеке эгоистические привычки. Суды, тюрьмы и наказания станут не нужны.

Оуэн считал безнадежными попытки разрешить общест­венные противоречия революционным путем, классовым противостоянием. Он считал, что положе­ние народа не может быть улучшено политическими преобразованиями. Он был председателем первого конгресса, на котором тред-юнио­ны всей Англии объе­динились в один большой всеобщий про­фессиональ­ный союз, организовал потребительские и про­изводст­венные кооперативные общества, рабочие базары, на которых продукты труда обменивались при помощи бумажных денег. Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества убедят дру­гих в необходимости организовать такие общины. Стремясь показать преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 г. в США, чтобы организовать там опытную колонию. В 1825 г. Оуэн организовал в Америке общину ­«Новая гармония» («коммунистическую колонию»), пожертвовав для этого все свое состояние. Об­щина насчитывала до тысячи человек, просуществовала до 1828 г. В 1826—1827 гг. Оуэн создал такие коммуны в штатах Нью-Йорк, Огайо, Индиана. Все они распались, опыты Оуэна не оправдались. Вернувшись в Англию, Оуэн принимал участие в кооперативном и профсоюзном движе­нии, выступал с пропагандой организации меновых базаров, которые рассматривал как один из шагов к переустройству всего общества. Для перехода к социалистическому строю Оуэн считал необходимым также реорганизацию производ­ства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Голод 1932-1933 годов «геноцид украинского народа» или общая трагедия народов ссср?

    Документ
    Открывая нашу встречу, я хочу объяснить ее особенности. Задача встречи с одной стороны очень простая и прагматична. Это не исследовательская встреча, но это круглый стол, продиктованный потребностями преподавания истории Украины на
  2. Заседание клуба « Я в этом мире » Направление « Я- гражданин России » Тема « Афганистан Чечня Трагедия народа Подвиг солдата»

    Заседание
    Слова ведущего: Здравствуйте. Сегодняшняя встреча проводится в рамках 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., посвящена настоящим мужчинам, защитникам Отечества, участникам «горячих точек» - войнам-интернационалистам.
  3. Олег Анатольевич Платонов История русского народа в XX веке Серия Терновый венец России – 4 Аннотация

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  4. Олег Анатольевич Платонов История русского народа в XX веке Серия Терновый венец России – 4 Аннотация

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  5. Фридрих вильгельм ницше рождение трагедии или эллинство и пессимизм

    Документ
    Время работы над этой книгой охватывает период с осени 1869 по ноябрь 1871 г. Наука, искусство и философия, писал Ницше в январе 1870 г. Э. Роде, столь тесно переплелись во мне, что мне в любом случае придётся однажды родить кентавра .
  6. Фридрих Вильгельм Ницше Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм Ницше Фридрих Вильгельм Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм

    Документ
    Время работы над этой книгой охватывает период с осени 1869 по ноябрь 1871 г. Наука, искусство и философия, писал Ницше в январе 1870 г. Э. Роде, столь тесно переплелись во мне, что мне в любом случае придётся однажды родить кентавра.

Другие похожие документы..