textarchive.ru

Главная > Рабочая программа курса

Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

  2. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

  3. 7 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

-приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа департамента образования администрации Владимирской области от 25.07.2007 г. № 528 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Владимирской области, реализующих программы общего образования»;

- письма департамента образования от 03.03.2008 г. № ДО – 935-02-07 « Об организации изучения истории в учреждениях общего образования»;

- Примерной программы основного общего образования по обществознанию, авторской программы истории, авторской программы"Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. - М.:"Просвещение", 2007 год.

  1. Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю.

Цели и задачи:

—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.


Используемый учебно-методический комплект:

  • Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2011 год.

  • Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2010 год.

  • Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2011 год.

  • "Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель. Волгоград. 2007год

  • ЭОР

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры-обсуждения, тренинги.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, проверочные работы в форме тестирования, выполнения заданий с развернутым ответом.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации

Содержание программы по курсу

ТЕМА1. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (15 часов)

Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.

Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок.Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.

Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Виновен- отвечай. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает нарушителя.

Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. "Моя милиция меня бережет..."

ТЕМА2. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (15 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики.

Производство, производительность труда. Что и как производить.

Затраты, выручка, прибыль.

Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.

Каким бывает труд. Почему необходимо в наши дни повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда.

Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.

Виды и формы бизнеса.

Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.

Деньги. Появление денег как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков.

Деньги в прошлом и настоящем. Функции денег. Инфляция.

Экономика семьи. Понятие "бюджет". Семейный бюджет,реальные и номинальные доходы семьи.

Личное подсобное хозяйство.

7 класс (35 ч)

Тема 1. Человек и другие люди (5ч)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв – 5 часа

Календарно-тематическое планирование

(обществознание,7 класс)

Разделы, главы,темы уроков

Оборудование,

основные понятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

Домашнее

задание

1.

Курс обществознания:особенности и формы работы

Учебники, презентация

1

введение

РАЗДЕЛ 1. Человек и закон (16 часов)

2-3

Социальные ценности и нормы

Учебники, слайды.

О.П.: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры.

2

§1,подготовить пословицы и поговорки по теме

4-5

Понятие прав, свобод и обязанностей граждан.

Учебники, слайды, Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка.

О.П.: права человека, гражданские права, политические права.

2

§2, вопросы к нему, сделать подборку статей из газетных материалов по теме.

6-7

Почему важно соблюдать законы?

Учебники , слайды, Конституция РФ.

О.П.: свобода, закон, справедливость

2

§3, вопросы к нему.

8-9

Защита Отечества

Учебник, презентация, Конституция РФ, Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе».

О.П.: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность.

2

§4. Нарисовать картинки по теме, создать презентации, подготовить сообщение.

10-11

Что такое дисциплина?

Учебник, презентация,

О.П.: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль

2

§5. привести примеры из литературных произведений.

12-14

Виновен - отвечай.

Учебник, презентация, УК РФ,

О.П.: преступление, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники.

3

§6.Сделать подборку из газетных статей.

15-16

Кто стоит на страже закона?

Учебник, презентация

О.П.: правопорядок, прокуратура, суд, полиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности.

2

§7. Составить словарик темы.

17.

Повторительно-обобщающий урок

Тестовые задания.

1

РАЗДЕЛ 2. Человек и экономика ( 15 часов)

18-19

Экономика и ее основные участники

Учебник, презентация,

О.П.: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель

2

§8. Творческие задания по теме (рисунки, эссе, презентации)

20-21.

Золотые руки работника

Учебник, презентация,

О.П.: квалификация, труд, зарплата, виды зарплат.

2

§9.подобрать пословицы и поговорки о труде.

22-23.

Производство, затраты, выручка, прибыль

Учебник, презентация,

О.П.: издержки, производство, выручка, прибыль

2

§10, вопросы к нему

24-25

Виды и формы бизнеса

Учебник, презентация,

О.П.: бизнес, предпринимательствовиды бизнеса, формы бизнеса, акции

2

§11, вопросы к нему

26-27

Обмен, торговля, реклама.

Учебник, презентация,

О.П.: обмен, торговля, реклама, услуги.

2

§12.

придумать и представить рекламу своего товара.

28-29

Деньги и их функции

Учебник, презентация,

О.П.: деньги, бартер

2

§13, вопросы к нему.

30-31

Экономика семьи

Учебник, презентация,

О.П.: семейный бюджет, формы семейного бюджета

2

§14, составить семейный бюджет на месяц.

32.

Человек и экономика. Урок обобщения.

Карточки с заданиями

1

повт.§1-7

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

33-35

Человек и закон.

Человек и экономика.

Итоговая контрольная работа по теме: «Правовая и экономическая системы общества»

Защита проектов, проверочная работа

3

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

  2. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

  3. 10 КЛАСС

  4. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

-приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа департамента образования администрации Владимирской области от 25.07.2007 г. № 528 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Владимирской области, реализующих программы общего образования»;

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, авторской программы"Обществознание. 10 - 11 класс. Профильный уровень" под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Ю.Лазебниковой - М.:"Просвещение", 2007 год.

        1. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
      Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
      Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.


      Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
    

  Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
      • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
      • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
      • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
      • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
      • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на профильном уровне ученик должен

  1. знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

  1. уметь

  • характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливатьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • освоения типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критического восприятия и осмысление актуальной социальной информации, получаемой в межличностном общении и поступающей из разных источников массовой коммуникации, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • анализа современных общественных явлений и событий; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

      Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ПРОГРАММА

Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

      Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
      Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
      Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
      Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.
      Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
      Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Т е м а  2. Общество и человек

      Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
      Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
      Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
      Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
      Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
      Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
      Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
      Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
      Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей

      Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
      Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
      Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
      Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Т е м а  4. Сознание и познание

      Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
      Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
      Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
      Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
      Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
      Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
      Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения

      Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
      Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
      Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
      Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
      Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
      Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
      Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
      Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
      Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
      Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
      Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
      Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
      — работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
      — критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
      — анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
      — решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
      — участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
      — участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
      — осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
      — подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
     — осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:

Учебник - Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл.
общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. – М.: Просвещение, 2010

Методическая литература:

  1. Дидактические материалы по курсу «Обществознание» / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М: Просвещение, 2010 г.;

  2. Школьный словарь по обществознанию/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;

  3. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2011г.

Для проверки уровня подготовки и качества знаний учащихся предусмотрены следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тематическое тестирование, тематические зачетные и проверочные работы, обобщающие уроки; подготовка и защита учащимися рефератов, проектных и исследовательских работ.

Литература для учителя

  1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека: Пособие для учителя. М.,2005.

  2. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

  3. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство, общество. М., 1997.

  4. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».- М., 2005.

  5. Единый государственный экзамен 2011, 2012: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Ми­нистерство образования РФ. - М., 2011.

  6. Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М., 2008.

  7. Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. - М., 2008.

  8. Кармин А.С. Философия. М., 2010.

  9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2007.

  10. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1997.

  11. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. - М., 2007

  12. Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь. М., 2004.

  13. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для ст. кл. М., 2000.

  14. Права человека. История, теория, практика. М., 2005.

  15. Религии народов современной России: словарь. /Ред.-колл. М.П. Мчедлов и др. М., 2002.

  16. Сборник кодексов РФ. М., 2010.

  17. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2009.

  18. Философия. Человек и жизнь. /Под ред. Н.С. Кожеуровой. М., 2002.

Литература для учащихся

Тема 1. Общество.

  1. Глазычев С.Н., Козлова О.Н., Экологическая культура. М., 2008.

  2. Друянов Л.А. Законы природы и их познание. М., 2002.

  3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

  4. Природа и дух. Мир философских проблем. СПб., 1995.

Тема 2. Человек.

    1. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993.

    2. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М., 1997.

    3. Волков Ю.Т. Человек как космопланетный феномен. М., 1997.

    4. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.

    5. Иванов А.В. Виртуализация общества. СПб., 2002.

    6. История философии в кратком изложении. М., 1991.

    7. Семёнов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1996.

Тема 3. Духовная культура.

  1. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.

  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация. Т. 1-3., М, 1986-1992.

  3. Романов В.М. Историческое развитие культуры: проблемы типологии. М., 2001.

  4. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб.,2009.

Тема 4. Экономическая сфера.

    1. Агапова И.И. История экономической мысли. М., 2008.

    2. Березин И.С. Краткая история экономического развития. М.. 1998.

    3. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. М., 2004.

Тема 5. Социальная сфера.

  1. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.

  2. Голод С.И. Семья и брак. СПб., 1998.

  3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М., 2002.

  4. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. М., 2002.

  5. Социальная стратификация: Сб. ст., //Отв. ред. С.А. Балановский, М., 1992.

  6. Фролов С.С. Социология. М., 2003.

  7. Черняк Е.М. Социология семьи. М., 2003.

Тема 6. Политическая сфера.

  1. Азаров А.Я. Права человека. М., 2005.

  2. Гаджиев К.С. Введение в политологию. М., 2008.

  3. Певцова Е.А. Мир вокруг права. М.. 2000.

  4. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для ст. кл. М., 2006.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа курса (27)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ИСТОРИЯ КОНЦА XVI - XVIII ВВ. 7 КЛАСС Пояснительная записка к программеРабочаяпрограмма составлена на ... крестьян и горожан. РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ИСТОРИЯ 10 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе ...
  2. Рабочая программа курса

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной специальной ... семестр 1 I. Пояснительная записка. Предметом курса «Патрология» являются жизнеописания, творения и ... Дополнительная учебная литература Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности.- ...
  3. Рабочая программа курса (1)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной дисциплины федерального ... семестр 1 Пояснительная записка 1. Цель курсаПрограммакурса «Основы источниковедения» для Вузов, ведущих ... работы с ними. 2. Задачи курса Данный курс знакомит студентов с основными группами ...
  4. Рабочая программа курса (2)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной дисциплины ... семестр 2 1.Пояснительная записка Предлагаемая программакурса “История философии” рассчитана на студентов ... историческом раскрытии. Структура курса. Метод построения курса можно назвать “проблемно ...
  5. Рабочая программа курса (3)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной специальной дисциплины ... язык в его современном состоянии. Курс включает в себя знакомство учащихся с ... и семинарских занятий совпадают. 2. Содержание курса 1. История. Деятельность Кирилла (Константина) ...

Другие похожие документы..