textarchive.ru

Главная > Задача


Советы учителям

 

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая

характеристика

 

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.

Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

На этапе подготовки.

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.

Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Во время проведения экзамена.

 Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

 

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая

характеристика

 

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

На этапе подготовки.

Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время экзамена.

Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» – и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение.

 

Что делать?

Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.

С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.

Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.

Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

 

О роли учителя в сохранении

 психического здоровья школьников

 

Так сложилось, что если речь идёт об успехах и достижениях школьника, то эти заслуги приписываются учителю, а если - о проблемах, то в этом виноваты ученик, семья, обстоятельства, но не учитель. Ребёнок должен быть главным субъектом сохранения, поддержания и укрепления своего соматического здоровья. А вот роль учителя в сохранении психического здоровья ребёнка на уроке доминирующая.

Под словосочетанием «психосберегающие технологии» мы понимаем совокупность приёмов, методик, средств обучения и подходов, при котором выполняются требования:

1.     учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамента, характера восприятия им учебного материала, возможностей его памяти, характер асимметрии полушарий головного мозга и т.п.)

2.     недопустимость чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала

3.     обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в классе

4.     следует также обучить ребёнка средствам психологической самозащиты.

Одной из основ выбора методики обучения является знание возможностей детей. Методика – это тот же инструмент, как писал классик, который подбирается под материал. Параметров, характеризующих ребёнка, много, начинать нужно с учёта главных, постепенно увеличивая их число. Назовем эти параметры:

1.     тип восприятия учебного материала (визуалы, аудиалы, кинестетики)

2.     сколько првополушарных и левополушарных детей в классе

3.     как дети делятся по темпераменту

4.     в каком периоде полового развития находятся и т.д.

Поскольку личность имеет половую принадлежность, учебно-воспитательный процесс необходимо рассматривать в контексте гендерного подхода. Основная идея гендерного подхода в образовании – учёт особенностей мальчиков и девочек в учебном процессе.  Рассмотрим несколько параметров:

  

Параметр

Особенности

юноши

девушки

Внимание

• Высокая скорость концентрации внимания, особенно вкритической ситуации; • при работе обращают внимание на точность ее исполнения

• Теряется концентрация внимания в критических ситуациях; - при выполнении заданий внима­ние ориентировано на быстроту выполнения

Мышление

• Образное мышление имеет более высокий уровень развития. Кон­фигурация мозга способствует концентрации только на одной за­даче в отдельный промежуток времени, так как правое и левое полушарие мозга соединены ма­лым количеством нервных окон­чаний (могут либо слушать, либо писать)

• Образное мышление развито слабее. Мозг запрограммирован на одновременное управление сразу несколькими делами, не связан­ными между собой (могут слушать речь и выполнять письменное задание)

Память

• Небольшой объем кратковремен­ной памяти: преимущества при запоминании цифр; лучше запо­минают описания технических процессов

• Долговременная память; преиму­щества при запоминании слов; лучше запоминают имена людей, описание предметов туалета

Моторика

Развита лучше крупная

моторика

Развита лучше мелкая моторика

Восприятие цвета

• Хуже различают цвета; предпоч­тение синему, коричневому, оран­жевому

  Лучше различают цвета; предпоч­тения сиреневому, бежевому, са­латовому, желтому

Словарный запас

 Меньший словарный запас

• Большой словарный запас, высо­кая беглость и ясность речи

Устная речь

• Превосходство мужчин по артику­ляции, словарю устных распоря­жений, скорости и пониманию прочитанного

• Превосходство по уровню развития, декорированию речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, имитирование необычных слов

Письменная речь

   Письменная речь изобилует чис­лительными, предлогами, вопро­сительными знаками и местоиме­ниями, особенно местоимением «я»; пишут главным образом о спорте, телевидении, деньгах

• В письменной речи обращают внимание на изобразительные средства (подчеркивание, выде­ление текста другим цветом), предпочитают тексты, связанные с душевными переживаниями

Почерк

• Мужской почерк более неравно­мерный, размашистый, индивиду­ально-оригинальный, иногда с элементами недописанных букв, менее похожий на принятые стан­дарты

* Женский почерк обычно более «правильный», красивый, стан­дартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями

Подход к изучению материала

 Качественный

Количественный

Восприятие ин­формации

 Доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, хорошо воспринимают информацию, расположенную на классной доске столбцами;  труднее воспринимают и запоми­нают словесную информацию

• Визуальное восприятие информа­ции происходит по горизонтали, что позволяет им легко восприни­мать длинные строчки текста во всю ширину классной доски; труднее воспринимают и запоминают числовую и музыкальную инфор­мацию

Интересы к деятельности

• Предпочитают деятельность ис­следовательского характера

• Нравится выполнять то, что хоро­шо знакомо, т.е. стереотипную деятельность

Предпочтение в формах работы

• Хорошо работают в парах, в оди­ночку

Хорошо работают в коллективе

Самооценка

- Более объективна, так как юноши анализируют реальные события и явления; зависит от успеха в делах

• Более субъективна, так как упор делается девушками в основном на испытанные чувства, пережи­вания, мечты и конфликты

Стиль общения

  Авторитарный

 Демократичный

Доминирующий тип мотивации

 Ориентация на успех

 Ориентация на избегание неудачи

Отношение к оценке и похва­ле

• Мальчик убежден в том, что лю­бовь окружающих надо заслужить. Эмоции, высказываемые учитель­ницей, для него не имеют притяга­тельной силы, для него важно ма­териальное поощрение успеха, т.к. это есть доказательство его силы, авторитета, власти. Эмоции учителя через краткий промежуток времени уже не будут восприни­маться им. Можно сказать, что он ожидает смысла, текста в оценке его успехов. Фраза «Тобой недо­вольна» для мальчика не несет никакой смысловой нагрузки, ему важно знать, чем именно

• Среднестатистическая девочка ждет безусловной симпатии со стороны окружающих, эмоцио­нальной поддержки и внимания. Она ориентирована на межлично­стные отношения, в оценке учите­ля слышит не столько текст, сколько то, как она выглядит со сторо­ны, как к ней теперь будут отно­ситься. Для девочки важно эмоциональное поощрение успеха, его подтверждение через слова, прикосновения, жесты, взгляд. Для девочки важно быть хорошей в глазах учителя и подруг

                          

 Опираясь на все вышесказанное, можно сформулировать некоторые принципы работы учителя с мальчиками и девочками.

 

Для мальчиков:

 высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;

 большое количество нестандартных, логических заданий;

 использование групповых форм работы с элементами соревновательности, обязательной сменой лидера;

 дозированная эмоциональность подачи материала;
 игры проводить со строгими правилами; для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов. Как только становится скучно, они не только перестают воспринимать учебный материал, но начинают и нарушать порядок в классе;
 при ответе с места требуется дополнительное время для выражения мыслей;
 подбор творческих заданий;
 при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности .

 

Для девочек:

 неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала;

 достаточное количество повторений для лучшего усвоения;

 большое количество типовых заданий;

 использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;

 использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память;

 предпочтительны игры-импровизации;

 эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспектив;

 чаще хвалить, похвала для девочек – движущая сила.

 

 Обучение и воспитание без учета особенностей личности, при выполнении ею социальных ролей, делает образование безликим. Учет гендерных особенностей обеспечивает равную успешность обоих по­лов. Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Цель усилий в том, чтобы помочь и мальчикам, и девочкам стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои способности и особенности, получающими удовлетворение от своей жизни, уверенных в себе и своем будущем.

 

Рекомендации психолога

по работе с «Трудными подростками».

 

Типичные педагогические ошибки в перевоспитании детей с отклонениями в поведении:

Процесс перевоспитания практически начинается с конца, а не с начала. Мы все сидим и ожидаем, когда ученик совершит тот или иной поступок, и тогда начинаем его воспитывать.

Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление внешних проявлений трудновоспитуемости, а не на искоренение причин, их вызывающих.

В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспитания («нажимы», назидания, наставления и т.д.) и ощущается острый дефицит практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.

Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутствием четкой целенаправленной программы перевоспитания.


Общаясь с подростком, помните:

-      Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.

-      При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

-      В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

-      Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.

-      Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

-      В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.

-      Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

-      Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.


Рекомендации классному руководителю по профилактической работе

с трудными подростками

 

-      Проведение каждодневной аналитической деятельности.

-      Систематическое письменное фиксирование педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимся.

-      Выделение нравственных проблем, существующих в классе у отдельных учеников.

-      Определение результативных мер воздействия.

-      Анализ запланированных и неплановых мероприятий.

-      Систематический учет взаимодействия с семьей.

-      Выяснение проблем семейного воспитания.

-      Подбор результативных форм работы с семьей.

-      Обобщенный анализ работы за четверть.

-      Анализ классным руководителем собственной педагогической деятельности.


Рекомендации

классным руководителям по составлению плана работы с трудным подростком

 

1.     Определение объективных трудностей воспитания в семье, и школе.

2.     Анализ нравственных и психологических особенностей его личности.

3.     Выявление положительных интересов и увлечений.

4.     Перечень средств формирования положительных качеств.

5.     Перечень конкретных мер по устранению отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового процесса.

 

Педагог-психолог!!!

-         Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

-         Явно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

-         Предоставьте подростку самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, не подменяйте воспитание опекой.

-         Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

-         Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

-         Своевременно делайте замечание, оценивайте поступок сразу.

-         Главное – оценивать поступок, а не личность.

-         Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибкам; верьте в него, несмотря на оплошности; дайте понять (но не обязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки – не одно и тоже.

-         Будьте строгим, но добрым.

-         Не превращайте класс в театр одного актера.

-         Стремитесь к раскрепощению мысли и слова у своих учащихся.

-         Исключайте из практики работы педагогический диктат.

-         Дайте каждому учащемуся право на личное отношение к различным явлениям в искусстве, науке, культуре и в целом к окружающей действительности.

-         Уважайте каждое мнение ученика, даже если оно вам кажется ошибочным.

-         Умейте слушать и слышать ученика.

-         Поощряйте учащихся, отстаивающих свою точку зрения.

-         Не бойтесь признать свои ошибки.

-         Не ругайте детей утром – солнце покажется им серым. Не ругайте днем – небо покажется хмурым, не ругайте ночью – луна покажется черной. Вообще не ругайте!

-         Критикуйте детей не с удовольствием, а с болью.

-         Страдание калечит психику ребенка. Особое внимание – страданиям ребенка.

-         Ставьте себя почаще на место счастливых и особенно несчастных ребят.

-         Любите всех детей, а больше всех – самых для вас неприятных.

-         Учитель, запрет – чаще всего признак слабости, а не силы.

-         Старайтесь чаще говорить «можно». Ребенок в борьбе против несправедливости чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги остаются иногда на всю жизнь».

-         Добрый учитель – это не только то, кто умеет делать добрые дела, а, прежде всего, тот, кто не способен делать детям зло.

-         Жалок учитель, лишенный чувства юмора. Юмор – наш главный помощник в воспитании.

-         Знайте: детей привлекают у учителя высокая квалификация, служение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, не многословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

 

Педагог-психолог!!! 

-         Учись быть учителем и начинай с себя.

-         Учиться нужно не только у тех, кто опытнее, умнее и мудрее тебя, но и у своих учеников, и даже у тех, кто ошибается, помня, что на ошибках учатся.

-         Если у тебя на работе что-то не получается, основная причина – в тебе. Ищи ее!

-         Новое поколение – это новое время. И не надо тянуть детей в свое. Надо самому учиться жить в том времени, в котором живут они, твои ученики. Надо помочь им найти себя, не потеряться, не отстать.

-         Надо за все и всем быть благодарным, в том числе и своим ученикам, за то, что они доверились тебе как учителю, что какую-то часть жизни они были с тобой, в твоей судьбе.

-         Учись любить своих учеников – всяких! Они менее обязаны любить тебя, чем ты их.

-         Всегда сомневайся, проверяй себя: то ли я говорю, важно ли им это сейчас, правильно ли мыслю, туда ли веду, сумею ли убедить в том, что им это нужно.

-         Не завидуй другим, а радуйся их успехам.

-         Не предавай тех, кто были твоими учителями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сто советов учителю

    Документ
    Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия.
  2. Сто советов учителю

    Документ
    Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия.
  3. Городской методический совет учителей русского языка и литературы примерный перечень учебно – методических комплектов по русскому языку и литературе на 2004 – 2005 учебный год

    Методические рекомендации
    Муниципальное учреждение. Центр информационно – методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений департамента образования г.
  4. Берегите голос советы учителям

    Документ
    Педагогическая деятельность требует от человека большой самоотдачи, так как она построена на общении, которое должно быть искренним, убедительным. Урок, беседа или другая форма занятий с детьми требует не только глубоких профессиональных
  5. Берегите голос советы учителям

    Документ
    Педагогическая деятельность требует от человека большой самоотдачи, так как она построена на общении, которое должно быть искренним, убедительным. Урок, беседа или другая форма занятий с детьми требует не только глубоких профессиональных
  6. Совета школы

    Пояснительная записка
    Муниципальное образовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2 обеспечивает необходимые условия для получения основного и общего среднего образования,

Другие похожие документы..