Главная > Методические рекомендации


Приложение

к приказу

ГУ МЧС России

по г. Санкт-Петербургу

от 19.04.2010 N 189

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Введение

Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации, Санкт-Петербурга и предназначены для оказания методической помощи должностным лицам и специалистам муниципальных образований Санкт-Петербурга, занимающихся организацией и ведением гражданской обороны, защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга.

Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности страны. Решение определенных задач в области ГО и защиты населения от ЧС возложены на муниципальные образования Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ ";Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; перечень вопросов местного значения в Санкт-Петербурге определяется законом Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ ";О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; полномочия органов местного самоуправления Санкт-Петербурга в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются законом Санкт-Петербурга.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 6 и 7 пункта 1 статьи 10.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 ";Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"; к вопросам местного значения муниципальных образований относятся:

- организация в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации...;

- проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Следует помнить, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Рассмотрим ведение этих, а также других вопросов, решаемых руководителями и должностными лицами органов местного самоуправления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Оповещение и информирование населения

Определенная роль в решении вопросов обеспечения своевременного оповещения и информирования населения Санкт-Петербурга принадлежит внутригородским муниципальным образованиям. Основными направлениями деятельности в этой области являются следующие:

- создание на территории МО зоновых (на определенной территории МО) систем оповещения в местах массового пребывания (проживания) населения;

- создание и обеспечение функционирования систем оповещения социально значимых организаций (предприятий, учреждений) в соответствии с Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга N 182-р от 22.02.2000 (образовательные заведения, учреждения здравоохранения, детские дома, интернаты, детские сады, оздоровительные лагеря, дома ребенка, престарелых, детского и юношеского творчества, дома культуры, клубы подростковые и т.п.);

- создание и обеспечение функционирования сегментов региональной подсистемы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в местах массового пребывания людей на территории МО (гипермаркеты, торгово-развлекательные комплексы, вокзалы, спортивные сооружения и комплексы, рынки, станции метрополитена, автовокзалы, парки отдыха, пляжи, музеи, объекты здравоохранения, образования и т.п.);

- приобретение передвижных пунктов оповещения, оснащение их специальным оборудованием и мобильными средствами оповещения населения (звукоусилительные станции, системы громкоговорящей связи, мегафоны).

Основанием для создания сегментов ОКСИОН является статья 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ ";О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";, которая гласит: ";... органы местного самоуправления ... обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них";. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и(или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения.

В соответствии с Положением о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей, в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, утвержденным приказом МЧС России N 428, МВД России N 432, ФСБ России N 321 от 31 мая 2005 г., зарегистрированным в Минюсте РФ 09.06.2005 за N 6700 (п. 10), технические средства информации в местах массового пребывания людей, находящиеся в собственности органов местного самоуправления, рекомендуются для использования в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.

Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:

а) наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие или размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные экраны;

б) внутренние (располагаемые внутри помещений) полноцветные плазменные или жидкокристаллические панели и текстовые дисплеи типа ";бегущей строки";.

Система должна устойчиво функционировать в трех режимах, определяемых внешней обстановкой:

а) в режиме повседневной жизнедеятельности;

б) в режиме угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических акций;

в) в послекризисном режиме.

В режиме повседневной жизнедеятельности система выполняет следующие функции: информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.

В режиме повседневной деятельности в перерывах между проведением информационных операций в целях оповещения и информирования населения средства системы используются для распространения информации органа местного самоуправления, в том числе коммерческой рекламной информации, с целью привлечения средств на оплату эксплуатационных расходов.

В режиме угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических акций осуществляется оповещение населения и доведение информации по правилам безопасного поведения, маршрутам эвакуации, наличию систем обеспечения безопасности (противопожарной службы, инженерной защиты, медицинских учреждений и т.д.), телефонам и местонахождению служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и т.п.).

В период окончательной стадии ликвидации ЧС и ее последствий осуществляется информирование населения в целях его социальной реабилитации, морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных психологических осложнений, повышения морального уровня и возвращения к полноценной жизни.

По вопросу организации оповещения и информирования населения в МА МО должно быть разработано постановление.

В постановлении указывается:

- основание для организации оповещения и информирования;

- состав сил и средств;

- руководство организацией оповещения и информирования;

- ответственность за организацию оповещения и информирования;

- разрабатываемые МА МО документы;

- места расположения и элементы системы оповещения и информирования;

- решение о финансировании системы;

- другие сведения.

Образец постановления по оповещению и информированию населения МО приведен в приложении N 1.

3. Организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Еще одним вопросом местного значения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является организация сбора и обмена информацией. Нормативными актами, регулирующими данный вопрос, являются:

- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ ";О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 ";О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";;

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2008 N 120 ";О порядке сбора и обмена в Санкт-Петербурге информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";.

Обязанностью органов управления ГО МА МО является непрерывный сбор, анализ и обобщение данных по обстановке, которая сложилась или может сложиться в результате чрезвычайной ситуации, ее оценка, подготовка выводов, предложений и своевременное их представление взаимодействующим структурам.

Взаимодействие может осуществляться с дежурными службами города, района, Главным управлением и управлением МЧС России по району, диспетчерскими службами жилищно-эксплуатационных управлений, объектами на территории МО, на которых используются химически опасные вещества, медицинскими учреждениями, кабельным телевидением и местным радиовещанием.

Для получения данных об обстановке используются: данные разведки всех видов; информация взаимодействующих органов управления; донесения и сводки учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля и другие источники.

Поступившие данные анализируются, оцениваются, представляются в единую дежурно-диспетчерскую службу района, города, заносятся в журнал учета. В результате вырабатывается решение о мерах, которые необходимо принять МА МО немедленно и в последующем, задачи по уточнению и сбору дополнительной информации.

По вопросу организации сбора и обмена информацией в МА МО должно быть разработано постановление.

В постановлении указывается:

- основание для организации сбора и обмена информацией;

- какие сведения подлежат сбору и обмену;

- руководство организацией сбора и обмена информацией;

- ответственность за организацию сбора и обмена информацией;

- разрабатываемые МА МО документы;

- с какими органами организуется взаимодействие;

- решение о финансировании системы;

- другие сведения.

Образец постановления по организации сбора и обмена информацией в МО приведен в приложении N 2.

4. Обучение неработающего населения

Следующим вопросом местного значения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обучение неработающего населения.

Этот вопрос подробно рассмотрен в организационно-методических указаниях по подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы (от 28.11.2005 N 07-104/9308) и в методических рекомендациях по обучению населения Санкт-Петербурга, не занятого в сфере производства и обслуживания, в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, приведенных в приложении N 3.

В данных методических рекомендациях приведен образец основного документа, организующего обучение неработающего населения в МО, - постановление по порядку обучения неработающего населения, а также примерные программы по обучению неработающего населения.

В постановлении указывается:

- основание для организации обучения неработающего населения;

- какими методами осуществляется обучение;

- руководство организацией обучения;

- ответственность за организацию обучения;

- разрабатываемые МА МО документы по порядку обучения неработающего населения;

- где проводится обучение;

- решение о финансировании обучения;

- другие сведения.

Примерный образец постановления приведен в приложении N 4.

5. Вопросы ГО и ЧС, относящиеся к ведению МА МО

Кроме вопросов местного значения муниципальных образований необходимо учитывать вопросы ГО и ЧС, необходимые для исполнения, относящиеся к ведению МА МО.

5.1. Положение об объектовом звене единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 ";О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав сил и средств территориальной подсистемы РСЧС входят:

- силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды;

- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами сил и средств РСЧС являются:

- осуществление наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций и своевременного доведения информации до органов управления и населения;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- проведение временного отселения населения и эвакуация персонала организаций из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;

- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;

- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций;

- пребывание в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- обучение и повышение профессиональной квалификации персонала;

- подготовка к действиям в составе группировки сил гражданской обороны.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальной подсистемы Санкт-Петербурга определяются Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2006 N 1359 ";О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";.

В соответствии с п. 8 Положения объектовый уровень Санкт-Петербургской подсистемы включает учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории Санкт-Петербурга, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в организациях в соответствии с их полномочиями.

Одной из основных задач Санкт-Петербургской подсистемы является обеспечение согласованности действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организаций при решении вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

В МА МО создается объектовое звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Образец распоряжения приведен в приложении N 5.

5.2. Назначение уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 ";О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны"; в каждом муниципальном образовании назначается работник, уполномоченный на решение задач в области ГО. Он является должностным лицом и назначается из персонала местной администрации.

Основными задачами работника являются:

- планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне;

- обучение персонала местной администрации и неработающего населения муниципального образования способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских средств и средств радиационной, химической и биологической защиты.

В соответствии с основными задачами работник по гражданской обороне:

- осуществляет методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны;

- разрабатывает проекты документов, регламентирующих работу МА МО в области гражданской обороны;

- ведет учет объектов (УКП, элементов ОКСИОН) гражданской обороны, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляет контроль за их состоянием;

- организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения МА МО;

- организует прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководящего состава;

- организует оповещение персонала МА МО об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- планирует и организует подготовку по гражданской обороне руководящего состава МО;

- организует обучение персонала МА МО способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- планирует и организует проведение учений по гражданской обороне;

- разрабатывает предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны;

- вносит на рассмотрение соответствующему руководителю предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны;

- привлекает в установленном порядке к работе по подготовке планов, директивных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения МА МО.

Работник по гражданской обороне подчиняется непосредственно руководителю МА МО.

На должность работника по гражданской обороне назначается лицо, имеющее соответствующую подготовку.

Образец должностной инструкции уполномоченного приведен в приложении N 6.

5.3. Создание резервов материальных ресурсов

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 ";О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создавшим их органом.

Существуют минимальные требования, определенные нормативными документами, для СИЗ и МедСИЗ, которые приведены в рекомендациях.

В соответствии с Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 ";Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты"; МА МО определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах, создают и содержат запасы, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов.

Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах, распределению и использованию СИЗ готовятся работником, уполномоченным на решение задач в области ГО и защиты населения.

МА МО ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах, распределении СИЗ, находящихся в запасах, и использовании СИЗ из запасов направляют в территориальные органы МЧС России - Управление по району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных

    Методические рекомендации
    ... В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙОТЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЙПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГОХАРАКТЕРА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1. Введение Методическиерекомендации разработаны в соответствии с нормативными ...
  2. Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Статья
    ... территорийотчрезвычайныхситуаций Обязанности организаций в сфере защитынаселения и территорийотчрезвычайныхситуаций установлены Федеральным законом "О защите населения и территорийотчрезвычайныхситуацийприродного и техногенногохарактера" ...
  3. Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации и выполнению и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечения пожарной

    Методические рекомендации
    ... на территории поселения 2. Внесение изменений в уставы муниципальных образований в области гражданской обороны, защитынаселения и предупреждения отчрезвычайныхситуацийприродного и техногенногохарактера ...
  4. Постановление Правительство РФ от 7 июля 2011 г N 555 " О федеральной целевой программе " Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

    Документ
    ... экспериментальной научной базы в области защитынаселения и территорийотчрезвычайныхситуацийприродного и техногенногохарактера; разработка в полном объеме методических, экономических, организационных основ ...
  5. Типовые нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пожарной безопасности и обеспечения безопасности на водных объектах ярославль

    Автореферат диссертации
    ... и территории поселения отчрезвычайныхситуацийприродного и техногенногохарактера организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территориимуниципального района отчрезвычайныхситуацийприродного и техногенного ...

Другие похожие документы..