textarchive.ru

Главная > Документ


М.М.Громыко

КЕЛЬЦЕВ Сергей Андреевич (1856 - после 1917), русский писатель и общественный деятель. В 1881 член Священной дружины. В 1913 избран председателем Совета главного правления Русского Монархического союза в Москве и Московского кремлевского отдела Союза Русского народа. Пользовался большим влиянием в патриотическом движении. Секретарь Главного совета съездов монархических организаций (с ноября 1915). В 1916 издавал и редактировал в Москве монархическо-патриотический еженедельник «Коренник» (вестник Русского Монархического союза).

Убит еврейскими большевиками.

О. Платонов

КЕМЕРОВО, центр Кемеровской обл. Расположен в предгорьях Кузнецкого Алатау, на берегу Томи, при впадении в нее р. Искитим. Население 540 тыс. чел.

Кемерово возникло на месте старинных русских поселений, близ опорного пункта освоения этих земель — Верхнетомского острога (осн. в 1657, ныне г. Верхнетомское).

КЕМЬ, город в Карелии. Расположен на р. Кемь, близ ее впадения в Белое море. Население 17,6 тыс. чел.

Кемские поселения впервые упоминаются в XIV в. В 1450 эти земли, принадлежавшие с н. XV в. Марфе Посаднице, перешли во владения Соловецкого монастыря. В к. XVI — н. XVII вв. посад пострадал от польско-шведской интервенции. Город Кемь с 1775. Со 2-й пол. XVIII в. один из центров морского судостроения и мореходства, а также рыбного и морского промыслов.

КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ, раскольничьи, Нижегородской губ., Семеновского у. Основание их относится ко 2-й пол. XVII в.; после осады Соловецкого моря многие старообрядцы удалились в эти места. Старейшими из скитов были близ г. Семенова — Шарпанский, устроенный иноком Арсением, и Оленевский женский, обязанный основанием Анфисе Колычевой.

В первом мире была главная святыня Керженских скитов, древняя икона Казанской Божьей Матери. Оживлению скитской жизни много способствовал указ 1762, разрешивший многим раскольникам возвратиться с западных границ в Россию. К к. XVIII в. Керженских скитов числилось до 54, но в 1826 было их только 28 (гл. обр. поповщинского толка). С этого времени преследования, а затем устройство в тех же местах единоверческих монастырей, разрушили скитские поселения. В к. 1940-х переход скитов к единоверию связан с именем писателя П. М. Мельникова-Печерского, автора романов «В лесах» и «На горах», где изображены многие скитские нравы. В качестве чиновника особых поручений, он, действуя то убеждением, то насилием, много способствовал упадку раскольничьих скитов. В 1849 керженский большой скит, основанный в 1814, был обращен в единоверческий мужской мир; то же случилось и с Осиновским женским скитом, а из Шарпанского скита вывезена высокочтимая раскольниками икона Казанской Божьей Матери и помещена в Казанском Благовещенском единоверческом мире. В 1853 Керженские скиты были окончательно уничтожены.

КЕРЧЬ, русский город в Крыму на берегу Керченского пролива, в древности назывался Пантикапей, основан в VI в. до н. э., в н. V в. до н. э. и до к. V в. н. э. — столица Боспорского царства. В X—XII вв. Керчь (Корчев) входит в состав Тмутараканского русского княжества. В то время Керчь являлась важным звеном в торговых связях Киевской Руси с Крымом, Кавказом, средиземноморскими странами. В период татаро-монгольского нашествия Керчь подчинена Генуе, а после 1475 оккупируется Турцией. В 1774 возвращена России.

КИДЕКША, село во Владимирской обл., в Суздальском р-не, на р. Нерли. В сер. XII в. укрепленная резиденция кн. Юрия Долгорукого, в 1238 разорена монголо-татарами, в XVI в. владение нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. Сохранились; остатки валов XII в.; церковь Бориса и Глеба (XII в., перестроена в XVIII в., фрески XII в.; первая белокаменная постройка Северо-восточной Руси); ограда со Святыми воротами (к. XVII — н. XVIII вв.); церковь Стефана и колокольня (обе XVIII в.). Кидекша входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

КИЕВ, «мать городов русских». Первая столица Русского государства, его название связывают с именем Кия, легендарного основателя города. По археологическим данным, поселения на территории Киева существовали уже в позднепалеолитический период. Киев основан в VI—VII вв. н. э. как центр восточнославянского племени полян. Впервые Киев упоминается в русских летописях под 860 в связи с походом Руси на Византию. В «Повести временных лет» под 862 помещена легенда, связывающая происхождение названия «Киев» с именем Кия (см.: Кий, Щек и Хорив). Возвышению Киева как политического, культурного и торгового центра Киевской Руси способствовало его географическое положение. Через Киев проходили важнейшие торговые пути — «аз варяг в греки», из Европы в Азию, в Польшу, в Царьград (Константинополь), на Дон, на Муром, в Новгород. В IX — н. XII вв. Киев — центр Киевской Руси, место, где подвизались великие русские святые Антоний и Феодосии и сонм других печерских подвижников. Высокого развития в Киеве достигли ремесло, письменность, архитектура, живопись. В сер. XI в. в Киеве построены выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Софийский собор, Киево-Печерская лавра. В 1037 при Софии Киевской основана первая на Руси библиотека; в X—XI вв. появились первые школы. В Киеве был создан первый древнерусский кодекс законов Русская Правда.

С раздроблением Киевской Руси на ряд удельных княжеств, усилившимся в XII в. и приведшим к упадку Древнерусского государства, Киев утратил значение политического центра Древней Руси. Во 2-й пол. XII в. Киев стал центром Киевского удельного княжества. В декабре 1240 Киев после упорной обороны, возглавлявшейся воеводой галицко-волынского кн. Даниила Романовича Дмитрием, был захвачен и разрушен монголо-татарскими завоевателями. С 1240 Киевское княжество было в вассальной зависимости от Золотой Орды. Около 1362 Киев захватил литовский кн. Ольгерд, передавший Киевское княжество в удельное владение своему сыну Владимиру. Во 2-й пол. XIV—XV вв. население Киева вело борьбу как против литовских захватчиков, так и против татарских набегов. В 1399 Киев выдержал осаду татарского войска, в 1416 татарский хан Едигей, захвативший город, не сумел взять княжеский замок, оборонявшийся населением. Окончательная ликвидация удельного княжества литовским правительством (1470) вызвала восстание в городе против литовского наместника Гаштовта в н. 1471. С 1471 Киев стал центром Киевского воеводства Литовского государства. В 1482 Киев был захвачен и разграблен войсками татарского хана Менгли-Гирея. Но вскоре город был восстановлен. В 1494 — 97 литовское правительство, стремясь привлечь на свою сторону зажиточные слои населения Киева, ввело в городе магдебургское городское право. Оживление экономической жизни вызвало рост населения Киева, составлявшего к к. XVI в. ок. 7 тыс. чел., в 1-й четв. XVII в. — до 15 тыс. После заключения Польшей и Литовским государством Люблинской унии 1569 Киев был захвачен Польшей. В к. XVI — 1-й пол. XVII вв. население Киева активно выступало против оккупантов, которые были изгнаны из города в 1648 крестьянским казацким войском во главе с Богданом Хмельницким. 16 января 1654 население Киева торжественно встретило русских послов и принесло присягу на верность России. С 1654 Киев стал центром Киевского воеводства, входившего в состав России (с 1708 — Киевской губернии, с 1781 — Киевского наместничества, с 1797 — Киевской губернии). «Мать городов русских» снова стала одним из главных духовных и культурных центров русского государства, местом поклонения общероссийским святым — печерским чудотворцам.

«КИЕВЛЯНИН», литературная и политическая газета патриотического направления, выходила в Киеве в 1864 — 1918. Издатель-редактор В.Я. Шульгин, с 1873 — А. Андрияшев, далее — М.К. Пихно, редактор — Д.И. Пихно, с 1911 — В.В. Шульгин. Проводила целенаправленную политику на защиту исторических основ русского народа (Православие. Самодержавие. Народность). Выступала с резкой критикой всех антирусских элементов — либерально-масонских, революционных и националистических. Запрещена еврейскими большевиками.

КИЕВО-БРАТСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1654 и находилась в Киеве, в Киево-Братском монастыре, почему так и называется, но прежде была местной в Вышгороде. В 1662, переправившись через Днепр, около Вышгорода, крымские татары, воевавшие в союзе с поляками против России, похитили из церкви вместе со священной утварью и св. иконы; но чудотворная икона была пущена по Днепру. Рекою она доплыла до Киева-Подола. Здесь с радостью приняли ее православные и перенесли в Братский монастырь. Предание говорит, что один татарин хотел переплыть на этой иконе через Днепр. Икона поплыла с ним сама, но вдруг остановилась среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сначала удивился такому плаванию, но затем начал кричать о помощи, боясь утонуть. Тотчас иноки из монастыря приплыли в лодке к нему, взяли икону и спасли его самого. Тогда татарин пожелал креститься и постригся в монахи. Празднество Братской иконе совершается 10/23 мая и 6/19 сентября.

Прот. И. Бухарев

КИЕВО-БРАТСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ мужской монастырь, Киевская еп., в Киеве, на Подоле. Основан в XVI в., в бытность Константинопольского патр. Иеремии в России; состоял в его ведомстве и именовался патриаршим ставропигиальным; в 1620 греческий патр. Феофан учредил в монастыре братство, почему и монастырь назывался братским, и основал здесь училище, которое в 1634 Петром Могилой преобразовано в коллегию; здесь находилась духовная академия. В монастыре свято чтилась чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, которая явилась в 1654 в Вышгороде, но в 1662, во время войны с поляками и татарами, была пущена в Днепр и приплыла в Киев к берегу Подола, где и была вынута из воды и перенесена в монастырь; празднование в честь этой св. иконы совершалось 10 мая, 2 июня, 6 сентября и в субботу 5-й недели Великого поста. В монастыре также хранился Животворящий Крест, выточенный из кипарисного дерева (дар патр. Феофана), частицы св. мощей печерских угодников и серебряный позолоченный крест, данный в 1622 гетманом Петром Сагайдачным.

С. В. Булгаков

КИЕВО-МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ мужской монастырь, Киевская еп., в Киеве, на окраине Старо-Киевской горы, по Трехсвятительской ул. Основание его относят ко времени первого Киевского митр. св. Михаила. Главный храм во имя Архангела Михаила построен в 1108 вел. кн. Киевским Святополком Изяславичем, названным при крещении Михаилом, который скончался в 1113 и погребен в церкви св. Михаила. В 1240 Михайловский монастырь был опустошен монголами, но древний храм его уцелел от разрушения варваров. В XIV в. монастырь подпал под власть литовских князей и пришел в запустение; в XVI в. был восстановлен и обновлен. Иконостас соборного Михайловского храма сооружен гетманом Иваном Скоропадским. Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный имп. Александром I в 1817, был сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями. В главном алтаре сохранилось древнее мозаическое изображение Тайной Вечери, а на столбах, составляющих основание алтарной арки, — изображения прор. Захарии, Самуила и др. Изображения эти уцелели от XII в., а открыты в 1889 под слоями позднейшей масляной живописи. На столпе за правым клиросом находился весьма чтимый список с Новодворской иконы Богоматери. В придельном храме в честь св. вмц. Варвары открыто почивали ее св. мощи. Ежегодно мощи св. вмц. Варвары 4 декабря (в память чудесного избавления всех живущих в монастыре от моровой язвы в 1710 и 1770-71 и холеры в 1830 и 1847) и 11 июля (в воспоминание о торжественном праздновании 800-летия положения в монастырь мощей св. вмц. в 1908) обносились вокруг монастыря при многочисленном стечении народа. Кроме того, в монастыре, в приделе св. вмц. Екатерины, находились еще частицы мощей свв. Харалампия, Пантелеимона, Фоки, митр. Макария, вмч. Димитрия Мироточивого, Спиридона, прп. Ефрема Сирина и др. В монастырской ризнице хранился гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) вмц. Варвара. В монастыре погребены: два правнука вел. кн. Святополка, митр. Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов были покрыты червонным листовым золотом; на кресте среднего купола по приказу Богдана Хмельницкого в память возвращения России Киева укрепили золотой двуглавый орел.

С.В. Булгаков

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ, духовное учебное заведение, основанное в 1631 митр. Петром Могилой в Киеве. Строилось по образцу католических духовных учреждений, откуда брала и учебные программы. Киево-Могилянская Академия стала рассадником беспочвенной католической схоластики, чужебесия и западничества, богословские диспуты велись здесь на латыни в примитивных, неуклюжих формах. Сыграла роковую роль в становлении духовного образования в России, став родоначальницей многих духовных школ конца XVII—XVIII вв., где живое Православие убивалось мертвой западной схоластикой.

О.П.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Название свое он получил, как говорит прп. Нестор летописец, потому что «братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения св. горы», совершая свое великое и святое на Руси дело. Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой св. обители. В 1096 монастырь был подожжен и разграблен половцами; в 1240 разорен и сожжен татарами; в к. XVI в. им пытались овладеть униаты, но безуспешно. В н. XVIII в. монастырь был обнесен крепкой каменной стеной. В 1718 большой пожар истребил весь монастырь. От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона Божией Матери. Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен и благоустроен. С 1592 по 1688 Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха; с 1688 именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандрией; в 1786 утвержден в степени лавры. Здесь над Царскими вратами находилась первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители. С того времени св. икона и пребывала в Лаврской церкви. С 1812 пред сею св. иконою, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горела неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра священноархимандрита лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились. При возобновлении храма после пожара 1718 внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI в. В этом же храме находились: празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у св. кн. Игоря Ольговича, пред которой он молился пред своей мученическою кончиною в 1147 и которая принадлежала ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови св. Иоанна Крестителя и ап. Фомы, частью мира из гроба св. вмч. Димитрия Солунского и частицами мощей свв. пророков, апостолов, святителей и мучеников; частицы мощей свв. печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей св. архидиакона Стефана; мощи прп. Феодосия Печерского под спудом; над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем, предстоящими двумя ангелами и прпп. Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая; мощи св. Михаила, первого митр. Киевского, и глава св. равноап. кн. Владимира, положенная здесь митр. Петром Могилою в 1635; нетленное тело Тобольского митр. Павла (Канюскевича), гробница кн. К.И. Острожского. Кроме того, в лавре находились гробницы: Кирилла (Куницкого), еп. Чигиринского, митр. Петра Могилы, В.Л. Кочубея и И. Искры, а равно и других князей, гетманов и знатных южнорусских панов, благодетельствовавших лаврской обители; рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 в Киеве председатель Совета министров П.А. Столыпин. Лаврская колокольня, в 4 яруса, построена в 1731—45; Обновлена в 1825; 10 ее колоколов имели свои особые названия: Орел, Зосимин, Полиелейный, Благовест, Балык, Успенский, Братский, Ранний, Буденный, Скликун и Часовой; самый большой из них — в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном здании, находились кельи архимандрита лавры — Киевского митрополита, и при них две церкви: в верхнем этаже — Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа — во имя св. Флавиана, патр. Цареградского, слева — св. Митрофана, еп. Воронежского), а в нижнем — св. Михаила, первого митр. Киевского. Далее, к востоку, находилась братская трапеза и при ней церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Влево от св. ворот лавры находился Больничный Троицкий монастырь, основанный прп. Николою Святошей; здесь больница с аптекой, устроенная в 1842. Вблизи лавры находился целый ряд неизвестно когда ископанных пещер, каковы: Варяжские, Кирилловские, Китаевские, Межигорские, Пироговские, Трехсвятительские и Ивановские. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них варягами награбленного ими имущества. Но все названные пещеры остались в безызвестности. Славны же только пещеры свв. угодников Киевских. Пещеры эти находились на крутом берегу Днепра и разделялись на Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы. Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди вечного мрака, освященного лампадами, теплящимися пред иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не выходя на свет. Вся жизнь их была посвящена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною молитвою. Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно безмолвствовавшими и вечно боровшимися со страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по умерщвлению плоти и часам молитвы. Первая, или обыкновенная, степень жития, которой подвергались все пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы; вторая, или исключительная, была избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигам самоотвержения, рыли для себя тесную пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и погребенные, оставались неприкосновенными; эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленным для впуска воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив благословение затворившегося, безмолвно удалялся; когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при прп. Антонии, усилилось в XII в. Самые пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были завалены землей. В XV в. началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья изображение святого и пред ними теплилась лампада; над гробницею или нишей — табличка с именем святого. Ближние пещеры находились на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стояла каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1) большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения; 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым клиросом, пред которой в пятницу вечером читался акафист Божией Матери; 3) надгробия погребенных здесь митр. Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекались иногда меньшими поперечными и шли извилисто. Обозрение их начиналось с востока, направлялось к северо-западу, поворачивало к юго-западу и возвращалось снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают свв. мощи угодников Божиих и устроены церкви: прп. Антония, основателя пещер, прп. Варлаама, первого игумена, и Введенская. Церковь прп. Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами прп. Феодосия находились две каменные церкви: одна — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенной прп. Варлаамом), вторая, небольшая, — во имя Зачатия св. Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном лавре холме, в 90 саженях от нее; они еще более извилисты, чем Ближние. В них почивают свв. мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех местах). В пещерах устроено три церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, прп. Феодосия Печерского и Рождества Христова. Близ церкви прп. Феодосия находилась в стенном углублении, на большом серебряном блюде, мироточивая глава, миром которой помазывались приходящие на поклонение свв. мощам. В Христорождественской церкви находилась в особой раке часть мощей св. младенца, Христа ради убиенного от Ирода, данная в лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620. Между Ближними и Дальними пещерами в овраге сохранялись два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан прп. Антонием, а другой — прп. Феодосием.

С.В. Булгаков

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ, в Дальних пещерах (Феодосиевых) почивающие. Монах, принимая постриг, умирает для мира, оставляет попечение о своей плоти, не позволяет ей властвовать над душой и покоряет свою душу духу — Божественной силе, оживотворяющей человека. Буквальным символом этого умерщвления была жизнь первых отечественных подвижников, похоронивших себя в Киевских пещерах: там они возносились духом к горнему, там положены их нетленные тела в ожидании всеобщего Воскресения.

Как зерна, брошенные в землю, они принесли обильные плоды, произрастив не только себя — новое ангельское человечество, представшее пред Престолом Всевышнего, но и сотни обителей, тысячи подражателей, миллионы духовно и телесно исцеленных. Много имен Киево-Печерских подвижников сохранила нам монастырская летопись, но еще больше осталось сокрытыми — их ведает Господь. Иноки, почивающие в Дальних пещерах, совершали свой духовный подвиг с XI по XV в.: Феодосий Великоименитый, Моисей Чудотворец, Лаврентий Затворник, Иларион Схимник, Пафнутий Затворник, Мартирий Диакон, Феодор, кн. Острожский, Афанасий Затворник, иеромонах Дионисий Затворник, Феофил, еп. Новгородский, Зинон Постник, Григорий Чудотворец, Ипатий Целебник, сщмч. Лукиан, Иосиф Многоболезненный, Павел Послушливый, Сисой Схимник, Нестор Некнижный, Памва Затворник, Феодор Молчальник, Софроний Затворник, иеромонах Панкратий, Анатолий, Аммон, Мардарий, Пиор, Мартирий, Руф, Вениамин, Кассиан Затворники, Арсений Трудолюбивый, Евфимий Схимник, Тит Воин, Ахила Диакон, Паисий, Меркурий Постник, Макарий Диакон, Пимен Постник, Леонтий и Геронтий Канонархи, Захария Постник, Силуан Схимник, Агафон Чудотворец, архимандрит Игнатий, Лонгин Вратарь.

Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, празднуется 28 августа/10 сентября.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЕ «УСПЕНИЕ», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Древнейшая из икон, чтимых в православной России. Икона сия, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о Православной Церкви Российской, дана от Нее Самой четырем грекам, которых Она избрала в строители Киево-Печерского храма. Богоматерь явилась им, имея с собою прпп. Антония и Феодосия, как говорит предание, «чувственне в виде Царицы», во Влахернском Константинопольском храме в 1073 и повелела им идти строить храм в Киеве во имя Ее, и при этом дала им Свою икону — «да наместная будет» в этом храме, и золото на строение; а ими в 1085 принесена эта икона из Царьграда в Киев и вручена прпп. Антонию и Феодосию Печерским. Находилась в Киевской лавре, в соборной церкви над царскими вратами, в богато украшенном окладе, откуда спускалась на шнурах. Прославлена многими чудесами.

Празднуется 3/16 мая.

Прот. И. Бухарев

КИЕВО-СЛУПСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Киевская еп., в Киеве, по Никольской ул. Основан в н. XII в. вел. кн. Мстиславом I и назывался «Пустынным». В 1240 был разорен татарами. В 1713 построена церковь свт. Николая Чудотворца (в виде слупа, т. е. столба), с кельями возле нее, в позднейшее уже время (в 1891 и 1894) расширенная и благолепно украшенная. В этом храме обращали на себя внимание по своей древности: чудотворная икона свт. Николая (древнегреческого письма), две иконы того же святителя (также древнего письма) и рукописное Евангелие в листе 1411. Здесь же хранился крест со св. мощами, пожертвованный митр. Стефаном Яворским. Накануне Великого поста в Прощеный день здесь соблюдался известный монастырский обычай пения: «Христос воскресе из мертвых».

С.В. Булгаков

КИЕВО-ФЛОРОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский монастырь, Киевская еп., в Киеве, на Подоле. Основан в 1566, протопопом Иаковом Гулькевичем при церкви свв. мчч. Флора и Лавра. В 1712 в него переведены монахини Печерского Вознесенского монастыря. Возобновлен в 1812 после пожара. Соборный храм Вознесения построен в 1732. Здесь находилась празднуемая 12 октября чудотворная Рудненская икона Богоматери, явившаяся в 1687 в м. Рудне Могилевской губ. и в 1689 перенесенная в бывший Киево-Печерский женский монастырь, а в 1712 — во Флоровский.

С. В. Булгаков

КИЕВСКАЯ РУСЬ, государственное объединение русского народа вокруг Киевской земли в IX—XI вв. Еще в VIII в. Древняя Русь состояла из земель-княжений, во главе которых стоял князь со своей дружиной.

Среди отдельных земель-княжений Древней Руси уже в IX в. на первое место вышли Новгородское и Киевское княжества. В руках первого был выход на Балтику, связь с народами севера, в частности со Скандинавией, откуда наемные дружины расходились в это время по разным концам Европы. Отсюда наемные варяжские дружины попадают в IX—X вв. и на Русь, продвигаясь по Великому пути «изваряг в греки» до самой Византии. В руках киевского князя находился выход на юг на пути к Византии, богатства которой притягивают к себе народы Восточной Европы, подобно наследию Римской империи на западе. Рядом с Киевом и Новгородом, видимо, рано выделился Полоцк, в силу своего расположения на Западной Двине. Предание о Гостомысле говорит о раннем политическом объединении под главенством Новгорода северных славянских земель и народов Прибалтики. Одновременно южные славянские племена объединились вокруг Киева, откуда уже в 860 Русь предприняла первый крупный поход на Византию. В этот период Новгород, а также близкий к нему Полоцк еще страдали от нападений варяжских дружин, а Киеву и южным землям в IX в. приходилось платить дань Хазарскому царству.

С сер. IX в. происходит последовательный рост политического объединения и укрепления Русской земли. Первые летописные свидетельства и даты окутаны преданиями и легендами, за которыми, однако, проступают определенные исторические события. Если сказание о призвании варягов — лишь бродячая легенда, призванная подкрепить политические притязания киевского князя XI в., то рассказ о занятии Киева Олегом и наложении дани на Новгород говорит уже о действительном факте подчинения Новгорода киевскому князю, объединяющему под своей властью в к. IX в. все земли по Великому пути «из варяг в греки». Объединяющиеся русские земли освобождаются от дани чужеземцам. Растущие мощь и богатство киевского князя к сер. X в. начинают временно распространяться на все русские земли. Быстро расширяются военные предприятия и внешние связи киевского князя. Под 911 и 944 летопись сообщает о договорах киевских князей Олега и Игоря с Византией — итоге больших военных походов. С этими же князьями связаны далекие походы на Каспий, в Закавказье, к древнему Бердаа (913 и 941).

Изменяется и внутренний строй Русской земли. С правлением Ольги (945— 57) связана широкая деятельность по устроению Русской земли. В зависимых от Киева землях местных князей сменяют ставленники киевского князя, его сыновья. Сбор дани регламентируется. Ольга объезжает свои владения, фиксируя «уставы и уроки». Растут и внешние связи Руси, скрепленные личной поездкой Ольги в Византию и принятием ею христианства.

Деятельность сына Ольги Святослава (957 — 73) отмечена главным образом широкими военными предприятиями. Они решительно выводят Киевскую Русь в Окско-Волжское междуречье; на юго-востоке завершается разгром Хазарского царства, и Русь выходит на Дон (г. Саркел) и на Таманский полуостров (Тмутараканское княжество). На юго-западе, по призыву Византии, Святослав вступил в Дунайскую Болгарию и после блестящих военных побед задумал даже обосноваться на Дунае. Однако ему не хватило для этого сил в условиях неожиданно изменившейся конъюнктуры на Балканах. В 972 он вынужден был отойти на Русь и был убит печенегами у Днепровских порогов (973). С именем его младшего сына Владимира, занявшего Киев после 8-летних усобиц и вновь объединившего под своей властью русские земли, связан высший расцвет Киевского государства, духовное обновление Руси. После пятилетней борьбы между братьями Владимир, посаженный Святославом на княжение Новгородское, двинулся на юг, овладел Полоцким княжеством, после упорной борьбы занял Киев и скоро объединил под своей властью все русские земли (978—1015). Продолжая начатое Святославом движение на восток, он окончательно утвердил свою власть в Волжско-Окском бассейне, посадив своих младших сыновей Бориса и Глеба князьями в Ростове и Муроме, и отдал старшему сыну Мстиславу Тмутараканское княжество на Тамани. На западе он активно оборонял русские земли от нападения литовских племен (ятвягов) и скрепил связь Червенских городов (будущая Галиция) с Киевским государством в борьбе со складывавшимся Польским государством. Расширились одновременно международные связи Руси. Византия должна была признать политическую силу Руси и воспользоваться ее военной помощью. Византия укрепила сближение о Русью путем брака царевны Анны с Владимиром. Посольства римского папы и германского императора появились при дворе киевского князя. Изменился и внутренний строй Русской земли. Князь уже не только воин, но и правитель. Летопись говорит о «думе» князя с его дружиной — боярами, «о строе земляном и о ратном» и о судебной деятельности князя. Отдельные земли управлялись сыновьями киевского князя, которых Владимир держал в строгом повиновении.

С именем Владимира связано Крещение Руси (988). Принятие христианства языческой Русью — свидетельство духовно-нравственного роста русского народа; оно укрепило его политическое и культурное единство и утвердило его связи со всем культурным миром современной Европы. Христианская церковь явилась связующим звеном в освоении русским народом культурного наследия античного мира и средневековой культуры Византии. Рост культурной жизни получил свое отражение в литературной и строительной деятельности времени Владимира Святославича.

Дело Владимира продолжил его сын Ярослав, утвердившийся в Киеве после нового периода княжеских усобиц (1019 — 54). Деятельность Ярослава была сосредоточена на внутреннем устройстве Русской земли. Развитие судебно-правовой деятельности нашло свое отражение в краткой редакции Русской Правды. При Ярославе велось большое градостроительство: был основан город Юрьев, названный по христианскому имени Ярослава (нынешний Тарту); в Киеве и Новгороде выросли замечательные памятники русского зодчества — Софийские соборы, Золотые ворота в Киеве; обширное строительство шло и в Киеве, и в Ростове, и в других городах. Окрепла русская церковная организация, превратившаяся в митрополию и уже заявившая свои права на самостоятельность. Ко времени Ярослава относится основание Киево-Печерского монастыря. Во главе церкви появились русские люди, среди них выдающийся представитель русской культуры митр. Иларион. Высказано предположение, что при нем сложилась первая редакция Начальной русской летописи (Шахматов). Развернулась переводная деятельность, и возникла первая княжеская библиотека в Киеве. Одновременно крепли и расширялись международные связи Киевского государства. Обширная семья Ярослава была связана брачными узами с многими правящими дворами Европы; его дочь Анна была французской королевой (Anna-regina); сын Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха. Эти связи сохранились при сыновьях и внуках Ярослава. В то же время рост внутренних сил укреплял политическую самостоятельность Киевской Руси. Это сказалось в борьбе за независимость русской церковной организации от Византии, в попытке утвердить самостоятельность русской митрополии в 1051.

«Не в худе бо и не в неведомой земле владычествоваша, но в Русской, яже ведома и слышима есть всеми концы земля», — говорил о Владимире и Ярославе митр. Иларион.

Расцвет Киевского государства укрепил сознание внутреннего единства русского народа. Политическое единство оказалось менее прочным. Со смертью Ярослава в 1054 Киевское государство стало распадаться на ряд отдельных княжеств, первоначально между пятью его сыновьями: Изяслав получил Киевское княжество и Новгородскую землю, Святослав — Черниговское княжество, Всеволод — Переславское (с разделением между ними Волжско-Окского края), Игорь — Владимиро-Волынское, Вячеслав — Смоленское. Еще раньше обособилось Полоцкое княжество в роде Изяслава Владимировича; особняком держалось и княжество Тмутараканское.

Б.С.

КИЖИ, остров в сев. части Онежского оз., в Карелии, с комплексом деревянных сооружений Кижского (Спасского) погоста (в XIV в. — административный центр деревень, расположенных на островах Онежского оз.). В сер. XVII в. вокруг погоста была возведена деревянная стена со сторожевыми башнями. Сохранились: 22-главая Преображенская церковь (1714), 9-главая Покровская церковь (1764) и шатровая колокольня (1874), которые составляют гармоничный, уникальный ансамбль Кижского погоста. С 1960 музей-заповедник деревянного зодчества и этнографии Карелии. В 1950-80 на остров перевезены карельские деревянные гражданские и культовые постройки, в т. ч. Лазаревская церковь Муромского монастыря (к. XIV в.), часовни из деревень Лелик-озеро (2-я пол. XVIII в.) и Кавгора (XVII—XIX вв.), крестьянские дома из деревень Ошевнево, Серёдка, Логмо-ручей, Волк-остров, мельницы, амбары, рига, кузница, бани (все XIX — н. XX вв.). На восточном побережье о. Кижи — жилые дома и хозяйственные постройки из Южной Карелии (к. XIX — н. XX вв.).

КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон (286 — 299). К к. III в. г. Кизик (в Малой Азии) был преимущественно языческим. Это не могло не огорчать как немногих христиан города, так и тех последователей Спасителя, что попадали в Кизик. К их числу принадлежали и девять мучеников, среди которых были и воины, и крестьяне, и горожане, и духовные лица. Все они, независимо друг от друга оказавшись в Кизике, стали безбоязненно обличать нечестие язычников. Правитель города приказал бросить их в темницу и подвергнуть истязаниям. Но свв. мученики были стойки и непреклонны. Тогда все девять были обезглавлены. Тела их были погребены за городом. При св. равноап. имп. Константине Великом, когда св. Вера восторжествовала в Римской империи, их нетленные мощи были перенесены в храм, построенный в их честь. От св. мощей девяти мучеников стали совершаться многие чудеса, особенно исцеления. На Руси очень чтили и поныне чтут св. мучеников. Под Казанью в их честь был построен монастырь, а в Москве — церковь. Память Кизическим мученикам отмечается 29 апреля/12 мая.

КИЗИЧЕСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ мужской монастырь, Казанская еп., близ Казани. Основан во 2-й пол. XVII в. По мнению некоторых, основателем монастыря был иеродиакон Стефан (Сахаров), который, путешествовавши по св. местам и вынесши из Кизика части мощей св. Кизических девяти мучеников, исходатайствовал у митр. Казанского Адриана основание обители, предложив в составе средств для построения ее и наследственное достояние. Главнейшую святыню монастыря составляли мощи св. Кизических мучеников. Они находились в киоте, вложенные в кипарисную доску и залитые воскомастикой; вверху же часть древа (красноватая) Креста Господня, вделанная в серебряный маленький ковчежец. Здесь же находились: чудотворный Кизический образ Божией Матери (письмо иконы — древнегреческое); Виленская икона Божией Матери — весьма чествуемая многими как чудотворная; крест напрестольный большой, под коим вычеканена надпись об устроении его в 1690 иеродиаконом Стефаном. Ежегодно 25 июня совершался из монастыря крестный ход в Казань.

С.В. Булгаков

КИЗЛЯР, город в Дагестане. Расположен на Прикаспийской низменности, в дельте Терека. Население 43,6 тыс. чел.

В районе современного Кизляра в XVI в. были основаны русские пограничные крепости Терки-1 (1567), Терки-2 (1579), Терки-3 (1589). Поселение Кизляр впервые упоминается в 1652; уничтожено наводнением в 1725. В 1735 генерал-аншефом В.Я. Левашовым основана первая русская крепость Кизляр системы пограничных Кавказских укрепленных линий. Город с 1785. В 1831, во время Кавказской войны, город был разорен горцами, но вскоре отстроен заново. С 1860 центр Кизлярского округа.

С н. XIX в. центр крупного района виноградарства, виноделия (в 1805 открыта первая в России школа виноделия), рыбоводства и рыбной торговли. В крае было также развито садоводство, возделывание овощей, бахчевых культур, риса, разведение шелковичных коконов.

КИЗЛЯРСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ женский монастырь, Владикавказская еп., в г. Кизляре, Терской обл. Основан в 1736 игум. Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908 обращен в женский. Здесь находились особо чтимые иконы Божией матери — Казанская и Грузинская «Знамения» — древнего письма, принесенные сюда основателем обители и бывшие в его роде фамильными.

С.В. Булгаков

КИЙ, ЩЕК и ХОРИВ, по преданиям, отразившимся в русских летописях XI—XII вв., князья в племенном объединении полян, основатели трех поселений, позже составивших город Киев. Существование на территории Киева поселений, к IX—X вв. слившихся в один город, подтверждается археологическими данными. Эта легенда об основании Киева возникла в VII—VIII вв. Сохранились предания о Полянском князе Кии, который был с почетом принят в Константинополе и основал город на Днепре. Акад. Б.А. Рыбаков считает Кия реальным лицом в VI в. Предания о Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди являются отражением в народном сознании нескольких этапов развития русского общества в IX-Х вв.

КИКИМОРА (шишимора), в древнерусской языческой мифологии злой дух дома, маленькая женщина-невидимка. Беспокоит всех живущих, пугает детей, вредит скоту. Свойства кикиморы сходны с мокушей, злым духом, продолжающим образ богини Мокоши.

КИККСКАЯ «МИЛОСТИВАЯ», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Пресвятой Богородицы, которые удостоились благословения Ее. Одна, на которой изображена Пресвятая Богородица без Богомладенца Иисуса Христа, называется «Милостивою», как умоляющая Сына Своего о помиловании грешных людей; другая, на которой Пресвятая Богородица изображена держащею Спасителя с левой стороны, называется «Одигитриею» («Путеводительницею»), как путеводствующая людей к Царству Небесному; третья, на которой Пресвятая Богородица держит Богомладенца с правой стороны, называется также «Милостивою», но для различия от первой иконы называется «Милостивою» Киккскою. Это название она получила от горы Киккос, или Конкос, на Кипре, где икона находится в настоящее время. Сия икона долгое время находилась в Египте, затем в 980 перевезена в Константинополь, где была поставлена в царских чертогах и оставалась до времени имп. Алексея Комнина (XI в.). После чудесного исцеления дочери сего императора Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела послать Свою чудотворную икону на о. Кипр. Здесь император устроил для нее храм и при храме монастырь. Тут св. икона прославилась многими чудесами, и в ее благодатную силу веруют не только христиане, но и иноверцы. Множество чудес совершается от нее и на суше, и на море. В 1365 храм и монастырь были истреблены пожаром, но икона сохранилась невредимою. Впоследствии монастырь и храм были снова выстроены. Неизвестно, с какого времени Киккская икона закрыта до половины пеленою от верхнего левого ее угла до правого нижнего, так что лика Богоматери и Богомладенца на ней не видно, и никто не дерзает видеть, так как за приподнятие пелены многие были строго наказаны. Празднуется 12/25 ноября.

Прот. И. Бухарев

КИМРЫ, город в Тверской обл. Расположен на Волге, при впадении в нее р. Кимерки. Население 60,7 тыс. чел.

Известен с 1546 как значительное торговое и ремесленное село. С XVIII в. был широко распространен сапожный промысел.

КИНГИСЕПП. — См.: ЯМБУРГ.

КИНЕШМА, город в Ивановской обл. на правом берегу Волги. Население 102,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1429, когда была разграблена и сожжена татарами. В 1-й пол. XV в. опорный сторожевой пункт. Город с 1777. Кинешма — один из старейших промышленных центров Верхнего Поволжья. С н. XVIII в. развивалось льноткачество (в 1758 была построена первая полотняная фабрика). В н. XVIII в. возникло хлопчатобумажное производство.

КИОТ. - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (13.03.1782-12.10.1836), живописец и график, представитель романтизма. Из дворовых крестьян.

С детства Кипренский проявил выдающееся дарование рисовальщика. В пятилетнем возрасте получил от своего барина вольную и был определен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств, с1803 по 1809 — стипендиат Академии. В 1805 удостоен золотой медали за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». С 1812 Кипренский — член Петербургской Академии художеств, с 1828 жил в Италии.

Кипренский писал преимущественно портреты. Лучшие из них относятся к 1820-м годам. Среди них: автопортрет (1809), портреты Е. П. Ростопчиной, Е. В. Давыдова, А. А. Челищева, графа Д. И. Хвостова, А. М. Голицына (1808—11), В. А. Жуковского (1816), А. С. Шишкова (1825), А. С. Пушкина (1827 — лучший прижизненный портрет поэта). Работы Кипренского построены на контрасте света и тени и выражают сложный внутренний мир человека, его неповторимую индивидуальность.

В. А. Федоров

КИПРИАН МОСКОВСКИЙ, митрополит (ск. 1406), серб по происхождению, подвизался на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патр. Филофея, который в 1373 послал его в Литву и на Русь для примирения литовских и тверских князей со свт. Алексием. Тогда же Киприан участвовал в прославлении литовских (виленских) мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В 1375, когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовские князья просили патриарха поставить им митрополитом Киприана. Патр. Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского с тем, чтобы по смерти свт. Алексия он объединил обе части митрополии. Заняв в 1390 Московскую кафедру, свт. Киприан проявил себя мудрым блюстителем Церкви Божией, ревнителем государственного единства всей Русской земли. Человек высокой книжной культуры, знаток устава, святитель особенно заботился об упорядочении богослужения и иноческой жизни. Он рассылал по епархиям различные чинопоследования и уставные записки, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевел с греческого языка богослужебник, составлял жития святых, наставления по богослужебной практике, переписывал святоотеческие творения. В то время, при отсутствии книгопечатания, эта работа была настоящим подвигом. В 1472, при постройке нового Кремлевского Успенского собора, были обретены нетленными мощи трех святителей, митрополитов Киевских и всея Руси чудотворцев: Киприана, Фотия и Ионы.

Память свт. Киприану отмечается 16/29 сентября и 27 мая/9 июня (перенесение мощей).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На Пасху 1900 г группа греческих ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими

    Документ
    ... новой гипотезы является Давид Джонсон, бывший ... Этот маленький городок, расположенный на итальянской стороне Альп ... в местечке Селище на северо-западе Белоруссии. По рассказам ... течения. Это похоже нагород 1753 г. (т.е. нагород, о котором шла ...
  2. На Пасху 1900 г группа греческих ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими

    Документ
    ... новой гипотезы является Давид Джонсон, бывший ... Этот маленький городок, расположенный на итальянской стороне Альп ... в местечке Селище на северо-западе Белоруссии. По рассказам ... течения. Это похоже нагород 1753 г. (т.е. нагород, о котором шла ...
  3. Бргу имени (1)

    Учебно-методическое пособие
    ... Е.Ф. Карского, командированного Русским географическим обществом в Белоруссию с целью изучения быта «белорусского племени» ... церковь (1764 г.). Давид-Городокгород в Столинском районе с населением 6,7 тыс. человек. Расположен на реке Горынь ...
  4. Справочник " Освобождение городов

    Интернет справочник
    ... активно помогали советским войскам освобождать города и села Белоруссии. За особые заслуги, стойкость ... . ДАВИД-ГОРОДОК. Оккупирован 7 июля 1941 г. Освобожден 9 июля 1944 г. войсками 1 БФ в ходе наступления на ...
  5. Посвящается памяти митрополита санкт-петербургского и ладожского иоанна (снычева) 20 10/2 11 1995 святая русь энциклопедический словарь русской цивилизации составитель — м православное издательство «энциклопедия русской цивилизации»

    Документ
    ... по Днепру, то увидели небольшой городокна горе. Асколд и Дир ... Федоровою смертию пресеченного, напоминал о Давиде, царе Иудейском, Феодосии Великом, ... ). О. Платонов ГРОДНО, город в Белоруссиина р. Неман. Поселение на территории Гродно возникло в XI ...

Другие похожие документы..