textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


ЭКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

ЭКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

док. биологических наук, профессор А.М. Псарев

Рецензент:

канд. педагогических наук, доцент Г.С. Петрищева

Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 69 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 03.09.00. «Дошкольная педагогика и психология»

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

 Сост.: Беликова Р.М., 2008.

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________




Рабочая программа

Кафедра _________________Биологии и химии_______________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины ____________________________ ДДС. 04. Экология___________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _______________________________обязательная___________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)_______________03.09.00. «Дошкольная педагогика и психология»_____

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения__________________________________заочная_______________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ____________________80 часов______________________________

(общий объем дисциплины, час.)



Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов

Форма итоговой аттестации

Общий объем

в том числе:

самостоят. работа

аудиторные

всего:

из них:

лекции

практич

лаборат

3

80

8

6

-

-

72

-

4

-

2

-

-

зачет

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДДС. 04. Экология.

Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Основные законы и принципы экологии: пути воздействия живых организмов на среду обитания, адаптация организмов к экологическим факторам; жизненные формы. Адаптивные ритмы. Принципы экологических классификаций. Биотическая среда и типы взаимодействия организмов. Популяции. Структура и динамика. Законы роста популяции, зависимость от плотности. Биоценозы. Видовое разнообразие. Концепция экологических ниш. Роль трофических отношений и конкуренции в устойчивости сообщества. Механизмы регуляции численности популяции в биоценозе. Законы экологической сукцессии. Экосистема и биогеоценоз. Потоки вещества в экосистемах. Биологический круговорот веществ как основа стабильности. Биосфера как глобальная экосистема. Структура биосферы. Основные геохимические функции жизни. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы.

Разработчик доцент Р.М. Беликова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

биологии и химии

Заведующий кафедрой _____________________ А.М. Псарев

Одобрена Ученым советом естественно-географического факультета

«_______»_____________________ Председатель ______________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время остро стоит вопрос об отношениях человека и окружающей его среды, их взаимодействия и взаимного влияния друг на друга, об ответственности нынешнего поколения людей перед потомками за сохранение живой и неживой природы. Решение данной проблемы состоит в рациональном природопользовании и охране природных ресурсов, основанных на знаниях важнейших экологических процессов и закономерностей.

Важная роль здесь принадлежит экологическому образованию, которое на сегодняшний день должно стать системообразующим фактором образования в целом и определять его стратегические цели и направления. Минимально необходимый уровень экологических знаний закладывается в средней школе. Независимо от преподаваемой дисциплины учитель должен через изучение отдельных вопросов учебной программы формировать у учащихся экологическую культуру, ответственное отношение к природе, чувство понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. Для осуществления этой педагогической задачи будущий учитель сам должен владеть основами экологических знаний, уметь использовать их в учебном процессе.

Если в период своего возникновения экология была лишь составной частью биологии, то на современном этапе своего развития она связана с целым рядом смежных наук: географией, физикой, химией, медициной.

Целью курса является вооружение студентов необходимыми экологическими знаниями. Данный курс разработан с учетом требований к объему и содержанию учебного материала. Обучение основывается на полученных ранее в школьном курсе знаниях по дисциплине.

Задачи курса:

- знакомство с основными факторами среды и их влиянием на живые организмы;

- знакомство с основными средами жизни на Земле;

- формирование понятия о многофункциональной организации живых организмов;

- формирование понятий о здоровье и здоровом образе жизни, "рациональном природопользовании";

- формирование представлений о мерах, направленных на сохранение естественной среды обитания животных и растительных организмов.

В ходе изучения материала курса, студенты знакомятся с некоторыми общими экологическими понятиями и законами, характеризующими взаимоотношения живых организмов с окружающей средой. Последовательно рассматриваются различные типы сообществ, их состав структура и различные формы биотических связей между образующими их организмами.

При чтении курса широко используются материалы краеведческого и регионального характера для формирования у студентов понимания ответственности каждого члена общества за глобальные, макросоциальные процессы, формирующие современный облик планеты.

Ожидаемыми результатами обучения по курсу являются:

- знание студентами основных экологических понятий (экологический фактор, среда обитания, основные закономерности влияния факторов среды на живые организмы; понятие жизненной формы; понятие о сообществах живых организмов);

- осмысление студентами материала о загрязнителях среды, их классификации, мерах борьбы с загрязнением основных геологических оболочек Земли и биосферы;

- мотивация студентов на здоровый образе жизни;

- развитие практических умений, формирование умений планировать и организовывать самостоятельную работу;

- развитие способностей к системному анализу явлений, происходящих в природе;

- умения применять полученные знания по экологии в процессе своей педагогической деятельности;

Итогом курса является зачет. При проведении зачета в билет включается два вопроса из различных разделов курса экологии. Кроме того, предусмотрен итоговый контроль в форме тестирования. Студенты, набравшие по итогам тестирования от 40 до 68 баллов, получают зачет.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется контроль ведения терминологического словаря, написание эссе, выполнение творческих заданий, посещаемость лекционных и семинарских занятий. При условии выполнения студентами указанного выше, преподавателем выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от зачета, если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает зачет.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(рабочая модульная программа)

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

В курсеэкологии раскрываются сущностные понятия и явления экологии: среды жизни; взаимодействие экологических факторов, природы и человека; экологические закономерности, основные правила.

Целью курса является вооружение студентов необходимыми экологическими знаниями. Данный курс разработан с учетом требований к объему и содержанию учебного материала. Обучение основывается на полученных ранее в школьном курсе знаниях по дисциплине.

Задачами курса являются:знакомство с основными факторами среды и их влиянием на живые организмы;знакомство с основными средами жизни на Земле;формирование понятия о многофункциональной организации живых организмов;формирование понятий о здоровье и здоровом образе жизни, "рациональном природопользовании";формирование представлений о мерах, направленных на сохранение естественной среды обитания животных и растительных организмов.

Структура курса экологии предусматривает лекционные и семинарские занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современным состоянием экологической науки, обобщить и углубить знания по экологии, полученные при обучении в средней школе; развить способности делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим материалом.

Задачи семинарских занятий: проверка понимания студентами содержания рекомендованной литературы и обращение их внимания на проблемные вопросы курса; развитие навыков анализа и умения объяснить наиболее важные явления в органическом мире на современном этапе его развития.

Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса, уже знакомых по содержанию студентам. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции на заданную тему.

Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой темы.

1.1.2. Содержание дисциплины

ДДС. 04. "Экология"

Предметом изучения учебного курса экологии является процессы и явления протекающие в живой природе, их механизмы; взаимного влияния живых организмов и среды их обитания; взаимодействия человека и природы. В предмет курса входит также рассмотрение проблем современной экологии, развитие этой науки в настоящее время, ее методологическое и практическое значение.

Требования ГОС к содержанию курса

ДДС. 04. "Экология"

Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Основные законы и принципы экологии: пути воздействия живых организмов на среду обитания, адаптация организмов к экологическим факторам; жизненные формы. Адаптивные ритмы. Принципы экологических классификаций. Биотическая среда и типы взаимодействия организмов. Популяции. Структура и динамика. Законы роста популяции, зависимость от плотности. Биоценозы. Видовое разнообразие. Концепция экологических ниш. Роль трофических отношений и конкуренции в устойчивости сообщества. Механизмы регуляции численности популяции в биоценозе. Законы экологической сукцессии. Экосистема и биогеоценоз. Потоки вещества в экосистемах. Биологический круговорот веществ как основа стабильности. Биосфера как глобальная экосистема. Структура биосферы. Основные геохимические функции жизни. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы.

Тематическое содержание курса

Введение

Предмет экологии, основные задачи, ее связь с другими науками. Основные методы изучения экологии: полевые (стационарные, маршрутные, мониторинг), лабораторные (эксперимент, статистические, математическое моделирование). Основные разделы современной экологии.

1. История развития экологической науки

Начальные этапы возникновения экологии в системе биологических наук. Работы античных авторов, посвященные экологии. Развитие экологии в период средневековья и эпоху возрождения. Экология на рубеже 18-19 веков. Основные открытия в области экологии в 20 веке. Современное состояние экологической науки, ее проблемы и перспективы развития. Принципы экологического образования.

2. Общая экология

2.1. Понятие о средах жизни и основных экологических факторах

Понятие об окружающей среде, экологических факторах. Общие закономерности их действия на организмы. Основные абиотические факторы. Свет как экологический фактор. Температура, влажность как экологические факторы и адаптации к ним живых организмов. Биотические факторы окружающей среды. Основные связи живых организмов (симбиоз, паразитизм, сотрудничество, нейтрализм). Основные законы и правила, связанные с действие экологических факторов на живые организмы: правило Гаузе, правило Бергмана и Аллена, закон толерантности. Совместное действие экологических факторов. Специфика водной среды обитания. Экологические группы водных организмов. Адаптации водных организмов к среде обитания. Наземно-воздушная среда обитания и условия существования в ней живых организмов. Адаптации в связи с низкой плотностью воздуха. Формы осадков и их экологическая роль. Роль ветра.

Почва как среда обитания. Специфика почвы как трехфазной системы. Особенности среды. Экологические группы почвенных животных. Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Влияние живых организмов на почвообразование.

Организм хозяина как среда обитания паразита. Специфика условий обитания экто- и эндопаразитов. Основные экологические адаптации паразитов. Пути возникновения паразитизма.

2.2. Адаптивные ритмы живых организмов

Биологические часы. Суточные и циркадные ритмы. Особенности циркадных ритмов. Экологические группы животных по типу суточной активности. Приливно-отливные ритмы. Лунные циклы. Сезонные ритмы. Годовые (цирканные) ритмы. Периоды покоя у растений. Спячка. Миграции. Анабиоз. Фотопериодизм.

2.3. Жизненные формы организмов

Понятие о жизненной форме. Жизненные формы растений и животных. Приспособительное значение выработки жизненных форм.

2.4. Экология сообществ живых организмов

Понятие о популяции. Взаимосвязь популяций. Взаимоотношения особей внутри популяции. Численность, плотность и структура популяций. Популяционный ареал. Генеологические, экологические и информационные связи. Регуляция численности особей в популяции. Понятие о биоценозе. Видовая структура биоценоза. Морфологическая, трофическая и функциональная структуры биоценоза. Распределение видов в пространстве. Экологическая ниша вида. Экологическая пирамида. Экологические сукцессии. Экосистема. Основные компоненты экосистем. Современное определение понятий «экосистема» и «биоценоз».

3. Глобальная экология

3.1. Учение о биосфере

Биосфера как глобальная экосистема. История открытия и создания учения о биосфере. Структурные уровни биосферы. Геохимическая роль жизни, основные функции живого вещества в биосфере. Понятие о ноосфере. Воздействие человека на современную биосферу. Классификация природных ресурсов. Экологический мониторинг. Научная основа рационального природопользования и охраны основных природных ресурсов.

4. Прикладная экология

4.1. Антропогенное воздействие на природу.

Общая характеристика антропогенных факторов. Радиоактивное загрязнение. Антропогенное воздействие на различные среды (гидро-, атмо- и литосферу). Состояние природной экологической среды Алтайского края. Понятие о ноосфере. Эксплуатация биологических ресурсов. Проблемы современной экологии. Российское и зарубежное законодательство по охране окружающей природной среды.

4.2. Экосистемы урбанизированных ландшафтов

Разнообразие урбанизированных биоценозов. Город, поселок. Акклиматизация и экспансия. Группы городских растительных и животных организмов. Потребление городом воды. Промышленное загрязнение городских экосистем. Современные статистические данные. Возможность создания городских биоценозов.

4.3. Экологические проблемы современного мира

Антропогенное изменение климата. Парниковый эффект. Последствия глобального потепления. Истощение озонового экрана. Экологические проблемы вод. Загрязнение вод Мирового океана. Проблема ядерной энергетики. Проблема утилизации мусора. Деградация почв. Экологические последствия производства энергии. Кислотные осадки. Сокращение видового разнообразия организмов. Сведение лесов. Экологические проблемы России. Особо охраняемые территории Земли (Россия, Алтайский край и г. Бийск).

5. Экология человека

Понятие об экологии человека. Дем. Популяция людей Адаптивный тип. Акселерация, ретардация, пролангация. Онтогенез и основные возрастные периоды. Понятие о здоровье. Компоненты здоровья. Физиологические основы здоровья: двигательная активность, рациональное питание, здоровый сон, психологическая саморегуляция. Определение здорового образа жизни. Биологические и социальные принципы ЗОЖ. Здоровье человека. Здоровье взрослого и детского населения России. Современные статистические данные.

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студенты должны обобщить и углубить знания, полученные в курсе данной дисциплины; делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим материалом; осуществлять анализ различных процессов и явлений; применять знания, полученные в курсе по экологии, в практике преподавания дисциплин в средней школе.

Требования к зачету

При проведении зачета в билет включается вопросы из различных разделов курса экологии. Кроме того, предусмотрен итоговый контроль в форме тестирования. Вопросы тестов также должны быть из различных разделов дисциплины.

Структура зачетного билета

1. Теоретические вопросы, требующие полного ответа с привлечением знаний из дополнительной литературы.



1.1.4. Распределение по семестрам

Примечание: распределение по семестрам производится с учетом объема дисциплины в академических часах и в общей трудоемкости, а семестры и отчетность по дисциплине - указанием видов итогового контроля (контрольная работа, курсовая работа, реферат, экзамен, зачет)

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов

Форма итоговой аттестации

Общий объем

в том числе:

самостоят. работа

аудиторные

всего:

из них:

лекции

практич

лаборат

3

80

8

6

-

-

72

-

4

-

2

-

-

зачет

1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины экологическое право специальности 030501 65 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    ... УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом А в т о р - с о с т а в и т е л ь – д-р юрид. наук, проф. А. Ю. Винокуров Учебно-методическийкомплексдисциплины «Экологическое ... в сфере экологии. 9. Функции государственного управления в сфере экологии. 10. ...
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания москва

    Программа
    ... с т а в и т е л ь канд. техн. наук, доц. А.И. Лобачев Учебно-методическийкомплексдисциплины «Концепции современного естествознания» / сост. А.И Лобачев ... их проявления. Взаимосвязь ноосферы и экологии, необходимость экологической экспертизы любых ...
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая и социальная география россии

    Учебно-методический комплекс
    ... о р - с о с т а в и т е л ь – д-р геогр. наук, проф. В.Ю. Халатов Учебно-методическийкомплексдисциплины «Экономическая и социальная география России». – М.: ИМПЭ ... ландшафтов России и его оценка // География и экология в школе ХХI века. – 2007. – № ...
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая и социальная география россии

    Учебно-методический комплекс
    ... о р - с о с т а в и т е л ь – д-р геогр. наук, проф. В.Ю. Халатов Учебно-методическийкомплексдисциплины «Экономическая и социальная география России». – М.: ИМПЭ ... ландшафтов России и его оценка // География и экология в школе ХХI века. – 2007. – № ...
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины риторика москва

    Учебно-методический комплекс
    ... . М.И. Панов, д-р пед. наук, проф. Л.Е. Тумина Учебно-методическийкомплексдисциплины «Риторика». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИМПЭ ... . Ганжин В.Т., Сидоров П.И. Руководство по самоменеджменту: Экология деловой судьбы. – СПб., 1996. Гордон ...

Другие похожие документы..