textarchive.ru

Главная > Документ


Профильное обучение в рамках развития

сети общеобразовательных учреждений:

проблемы и перспективы

Районный отдел районного образования Ракитянского района

Белгородской области

Профильное обучение в рамках развития

сети общеобразовательных учреждений:

проблемы и перспективы

Материалы районной научно-практической конференции,

п. Ракитное, 21 апреля 2008 г.

2008

ББК 74.

Р

Печатается по решению районного экспертного совета районного отдела районного образования Ракитянского района

Профильное обучение в рамках развития сети общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы/ Под ред. Посохиной Е.В. – г. Белгород, 2008- ГиК «ООО» 215 с.

Редакционная коллегия: Е.В. Посохина (от вред.), Ю.Д. Костинов, Т.А.Вагнер, О.Н. Барташевич,

В данном сборнике представлены материалы выступлений участников конференции, в которых раскрывают методологические и методические проблемы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, рассматриваются возможные механизмы развития сети общеобразовательных учреждений. Материалы конференции и представленные методические разработки могут представлять интерес для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.

Приветственное слово участникам конференции



Важнейшее и принципиальное отличие комплексного проекта модернизации образования от реформ, проводимых ранее в образовательной политике России, является тесная и органичная увязка предполагаемых изменений в образовании с экономическими и социальными изменениями в обществе, которое рассматривается как главный потребитель образовательных услуг. Впервые качество образования становится критерием оценки труда учителя, а контроль качества – вневедомственным делом.

При этом очевидно, что повышение качества образования зависит не только и не столько от улучшения образовательных стандартов, повышения качества учебников, изменения системы выпускных и вступительных экзаменов, сколько от решения задач по созданию условий для обеспечения качества образования для каждого ученика. При всем их многообразии можно выделить главную: ученик должен учиться у квалифицированных преподавателей, ориентированных на высокие результаты деятельности.

Мы понимаем, что давно назреланеобходимость упорядочить процесс оптимизации системы образования, сопровождавшийся стихийным закрытием школ, выбытием учителейбез привязки к социально-экономическим перспективам развития территорий.

Мы должны признать невозможность создания в каждой маленькой школе современных условий для обучения, поскольку даже оснастив их современным оборудованием, мы не сможем обеспечить их специалистами, не сможем из 2-3-х детей в классе создать развивающую конкурентную среду, не сможем подготовить этих детей к созидательной деятельности в современном мире – значит, не сможем дать одинаковый стартовый образовательный капитал каждому конкретному ребенку.

Разговор о развитии сети образовательных учреждений должен вестись о возможности сетевого образования на основе современных технологий обучения, специализации, кооперации и интеграции учреждений, что позволит ребенку учиться не только в той школе, которая находится у него в селе.

Для обеспечения сетевого взаимодействия была разработана нормативно-правовая база направления: утверждены Положения о базовой (опорной) школе и моделях школ (школа-детский сад, школа ступеней обучений, базовая школа с сетью филиалов, ассоциация образовательных учреждений, ресурсный центр, социокультурный центр – согласно приказу управления образования и науки Белгородской области от 28.06.07 №1495); определен перечень базовых (опорных) школ на 2007/08 учебный год (приказ управления образования и науки области от 24.09.07 №2170).

Сегодня мы решаем ряд задач, поставленных правительством Белгородской области. Во-первых, о реорганизации в основные (или начальные) всех средних школ с наполняемостью менее 100 человек, если на расстоянии до 20 км от них есть более крупная средняя школа. Во-вторых, о преподавании ряда предметов (иностранного языка, информатики, предметов естественно-математического цикла) начиная с 2007-2008 учебного года только специалистами, поскольку до недавнего времени недостаток преподавателей-предметников приводил к снижению уровня преподавания, прежде всего в сельских малокомплектных школах. В-третьих, поставлена задача организовать подвоз детей к специалистам, либо специалистов к детям, если нужные условия в школе отсутствуют. В-четвертых, актуальнейшей задачей является построение системы профильного обучения на старшей ступени общего образования: школа должна рассчитывать на взаимодействие с вузами и ссузами и такое взаимодействие (прежде всего базовых школ) необходимо выстраивать.

Профильное обучение в старших классах предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на дифференциацию и индивидуализацию обучения, в том числе отработку содержания и организацию различных профилей обучения.

Создание профильной школы объясняется многими причинами:

  1. отчетливой дифференциацией интересов и жизненных планов учащихся;

  2. отсутствием в современной школе условий для подготовки к будущей профессиональной деятельности и построения успешной карьеры (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения);

  3. повышением экономической эффективности образования, а также более успешной социализацией выпускников школ за счет осознанного выбора будущей профессии;

  4. наличием специфических требований, предъявленных к выпускникам школ учреждениями профессионального (высшего) образования, несоблюдением преемственности между школой и вузом, устранением недостатков довузовской подготовки.

В этой связи основными задачами школы является определение необходимых управленческих решений и создание условий реализации предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры, модели и формы организации профильного обучения. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности школьников (это ведет к выбору и созданию профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы стихийной дифференциации образования. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Такая возможность может быть реализована посредством разнообразных форм организации образовательного процесса, например, за счет кооперации различных образовательных учреждений можно организовать многопрофильную школу в одной сельской или поселковой школе, которая станет ресурсным центром или ассоциацией и т.п. Это позволит школьникам разных общеобразовательных учреждений наиболее полно реализовать свои интересы и образовательные потребности.

В условиях все более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе все более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в каждой территории.

Мы надеемся, что материалы конференции и представленные методические разработки могут представлять интерес для учителей, руководителей общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.

Костинов Ю.Д.

Начальник Районный отдел

районного образования

Ракитянского района

Раздел 1. Тенденции и проблемы введения профильного обучения в условиях развития сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений

Профильное обучение как условие для развития и раскрытия способностей учащихся

Боцман О.П.

Образование – системообразующая вещь.

От успешного решения проблем образования

зависит не только настоящее,

но и будущее России.

В.Путин

(VII съезд Российского совета ректоров, 2002 г.)

Важнейшим социальным требованием к системе российского образования, заявленного в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является: организация образования не только на освоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. И далее - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Профильное обучение в старших классах, как указывается в этой же концепции, ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий федерального и регионального рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Более того, в концепции подчеркивается роль профессиональной ориентации, как условии для технологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования в последних двух классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Переход к профильному обучению преследует следующие цели :

- повысить качество общего образования, обеспечив глубокую и специализированную общеобразовательную подготовку учащихся в нескольких образовательных областях,

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

В отличие от углубленного обучения при котором несколько предметов изучались более глубоко и без сокращения программ и объёма часов по остальным дисциплинам ( что привело к перегрузке учащихся и подрыву здоровья учащихся ) здесь предусмотрено сокращение непрофилирующих учебных предметов или уменьшение объёма часов на их изучение. Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные стандарты : стандарты профильного обучения ( для профилирующих учебных предметов) и общеобразовательные стандарты ( для непрофилирующих учебных предметов).

Профильный уровень образовательных стандартов обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профессионального образования. Общеобразовательные стандарты обеспечивают формирование общей грамотности обучающихся, их социализацию.

Предлагаемый переход к 11 (12)- летнему профильному обучению в общеобразовательной школе Российской Федерации по примеру многих зарубежных стран имеет стратегически важное значение для страны. Он позволит:

- создать лучшие условия для до определения личности и перехода её из состояния «вещь в себе» в «вещь в себя» тем самым способствуя развитию индивидуальных способностей учащихся и реализации Закона об образовании;

- уменьшить число ошибок в выборе профессии за счёт более точной профессиональной ориентации и увеличении спектра выбора профессии от будущего учёного – исследователя до квалифицированного рабочего ( это особенно важно по той причине, что сегодня в вузах 80 % студентов учатся по конъюнктурным соображениям, а не по способностям;

- облегчить адаптацию выпускников школ к после школьному периоду жизни за счёт интеграции школьной и вузовской технологии образования, повышения качества профессиональной подготовки при обучении в вузе;

- укрепить состояние здоровья учащихся за счёт снижения учебной нагрузки и психологического дискомфорта посредством профильного обучения. В настоящее время практически повсеместно осуществляется профильная ориентация учащихся в той или иной степени, но это происходит за счёт учебной перегрузки ( до 70 ч в неделю ) и ухудшения состояния здоровья.

В итоге выигрывают все: выпускники – как личности; общество и государство получает более квалифицированные кадры. С учётом возрастных особенностей старшеклассников, усилением мотивации познавательной деятельности профильное обучение предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности, использования активных методов обучения, лекционно –семинарских форм проведения занятий, практической деятельности учащихся.

Организация учебного процесса может быть различной в разных школах. В зависимости от ряда факторов: количества классов в параллели, качества обеспечения, использования кадрового ресурса вузов, других школ и т.д.

Внедрение профильного образования создаёт условия для действительной интеграции науки и образования, укреплению внешних связей школы с ближайшими образовательными учреждениями (вузами, межшкольными учебными комбинатами и т.д.), необходимых для расширения и развития технологий, содержания и форм организации учебного процесса, профессиональной ориентации учащихся.

Общеобразовательное учреждение вводит в учебный план школы избранные учащимися предметы ( при условии, что их выбрало не менее 25 учащихся по базовым курсам и не менее 13 учащихся по профильным или специализированным курсам ) или же предлагает учащимся иные варианты ( при условии, что достаточного количества желающих не нашлось ). Это позволяет каждому ученику формировать свою, практически индивидуальную программу обучения на основе заданного набора базовых, профильных и специализированных курсов. Обучение ведётся в рамках групп со смешанным контингентом учащихся.

Реализация профильного образования требует подготовки учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе. Успешному решению этой задачи способствуют:

- признание права ребёнка на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного);

- расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора ребёнка на основной ступени обучения;

- осуществление «до профессиональной» подготовки путём включения в учебный план обязательных занятий по выбору; углублённого изучения отдельных предметов; занятий по индивидуальным программам.

Правильному выбору профиля обучения способствует также организация диагностических обследований, оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи, проводимые педагогами собеседования и анкетирования, направленные, прежде всего, на самопознание школьников, на выявление их истинных мотивов выбора и реальных образовательных потребностей. К решению проблемы выбора должны быть привлечены и родители.

Таким образом, можно утверждать, что указанные цели, задачи профильного обучения общего образования и профессионального согласуются, корректируются. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены и в то же время наблюдается некоторое противоречие, рассогласование целей и задач профильного обучения с его содержанием, что выражается в его предметной, знаниевой направленности. Это подтверждается заявленной в концепции профильного обучения идеей, что модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных предметов, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией: 50:30:20. При этом говорится, что предлагаемая система не ограничивает образовательное учреждение в организации того или иного профиля. И наборы базовых, профильных и элективных курсов составят индивидуальную траекторию старшеклассника.

В соответствии с целями и задачами, принципами профильного образования необходимо проверить:

  1. Варианты организации и соотношения профильной подготовки и пред -профильного обучения в основной школе.

  2. Модели профильной старшей школы в соответствии с Федеральной программой развития образования.

  3. Соотношение в базисном плане базового(инвариантного), профильного и элективного компонентов. Механизмы разработки учебных планов и содержания профильного обучения.

  4. Обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников профильной школы, стандарты профильного обучения в старших классах, соотносимые с единым государственным экзаменом.

  5. Технологии учебно-воспитательного процесса в профильной школе, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию образования, организацию социально-профессиональной практики.

  6. Критерии и соответствующие им измерители готовности школьников к обучению в условиях профиля. Формы итоговой аттестации выпускников профильной школы с учетом введения единого государственного экзамена.

  7. Организацию образовательной среды, способствующую развитию творческих способностей учеников.

  8. Взаимоотношения профильных школ с вузами, профессиональными училищами, промышленными предприятиями, сферой услуг и другими организациями по содержанию профильного обучения и трудоустройству выпускников профильных школ.

  9. Изменения в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в профильной школе.

Итак, профильное образование при правильной его организации снижает конфликтность в системе школьного образования по непрофильным дисциплинам за счёт щадящего режима; создаёт благоприятные условия для изучения профильных дисциплин, получения более глубоких теоретических знаний и практических навыков, развития индивидуальных склонностей и способностей, которые заложены у учащегося природой; содействует самореализации и самопознанию; способствует преодолению интеллектуальной неразвитости и развитию творческих возможностей учащихся.

Следовательно, система образования – воспитания, построенная на правильном профильном обучении, создаёт благоприятные условия для раскрытия и развития природных способностей ребёнка, предлагает психологический комфорт и поиск собственной ниши и поля деятельности. Формирует чувство собственного достоинства, состояния радости и других позитивных чувств.

Литература

1.А. Ж. Жафяров, Профильное обучение математике, Новосибирск,2003г.

2.Ю. Колягин. Профильное обучение: проблемы и перспективы, газета «Математика», №8 2005г.

Функционирование сельской школы в условиях модернизации.

Дурманова Т. В.

Существует мнение, что в условиях города и райцентра профилизацию осуществить вполне реально, а вот на селе возникнут проблемы. Но существует и другое мнение о том, что самая серьезная проблема, с которой неизбежно столкнутся учителя при массовом переходе на профильное обучение, не зависит от месторасположения школы. И заключается она в другом – неготовности учителей, и в городах она станет не менее остро, чем на селе. Ведь бесспорно одно: профильное обучение должно быть понято и принято педагогами и должно стать им нужно.

За практику моей работы руководителем школы, я вижу, что многие учителя сельской школы работают творчески, инициативно, стараются внедрять все новое и передовое в свою работу, у них есть хорошие ученики, у учеников есть хорошие результаты: то есть, процесс обучения проходит успешно. Приведу конкретные примеры: Вышнепенская средняя общеобразовательная школа – небольшая сельская школа, в которой работает 14 учителей и обучается 105 учащихся с наполняемостью классов от 5 до 15 человек, отсутствуют параллели, имеет место совмещение преподаваемых предметов и учебных кабинетов (биологии и химии, географии и биологии, русского языка и литературы, истории и иностранного языка), то есть, имеет место тот набор факторов, которые в соответствии с критериями процесса модернизации препятствуют качественному обучению. И значит, эти факторы необходимо устранить, то есть школу реорганизовать, превратив ее в основную, а учеников 10 и 11 классов направить в базовую школу.

Что же дадут эти изменения школе? Средний возраст педагогов школы – около 40 лет. Все имеют стаж работы 20 лет и выше. Они уже наработали определенный опыт, освоили разные технологии, некоторые разработали свои программы и методики, освоили информационные технологии.

Какие же изменения они еще должны внести в свою работу?

Не могу не отметить, что многие учителя школы активно и успешно используют в своей работе технологию научно-исследовательской деятельности с учащимися. В школе уже ряд лет функционирует школьное научное общество «Лидер», научно-исследовательская деятельность которого строится по 4 направлениям. Предшествовал этой работе анализ большого опыта наших учителей по организации внеклассных занятий в кружках и факультативах по различным предметам. Последние годы мы особенно активно проводим работу по вовлечению учащихся старших классов в учебно-исследовательскую деятельность, так как теперь это рассматриваем как один из путей профилизации, основная цель которой: помочь учащимся сделать правильный выбор, углубить знания, повысить мотивацию учения.

Хорошо известно, что тяга к образованию на Руси была извечной. Мотивами учения традиционно и исторически у нас являлись учебно-познавательные интересы, ориентированные на способы добывания и усвоения знаний. Устойчивые нормы и идеалы, традиции педагогики снимали актуальность проблемы мотивации учения ребенка. Изменения, поставившие под сомнение ценности традиционного российского общества, слом традиций и непоследовательность в государственной политике сделали данную проблему одной из самых значимых и актуальных в школе.

Очевидно, что искать мотивы в настоящее время нужно в удовлетворении личных интересов. Будут личные интересы – будет и успешный результат, а успешный результат – это условие полноценной жизни. В связи с этим в дальнейшем многие учащиеся связывают избранный для углубленного изучения предмет со своей профессией. И при том, что профильных классов в школе нет, определенная работа в данном направлении ведется.

Отмечу, что село Вышние Пены богато своими традициями, имеет свою культуру. Отсюда одной из первостепенных задач учебно-воспитательной работы в школе является изучение, сохранение и приобщение детей к этим традициям. И не случайно подчеркну одну особенность, которая имеет место в системе нашей работы – это интеграция различных дисциплин и направлений на основе сложившейся этнокультуры родного села. То есть, учителя на своих предметах опираются на краеведческий материал не просто констатируя факты, а побуждают детей на проведение различного рода исследований. Народные традиции сохраняются, передаются из поколения в поколение. В школе с 1996 года создан фольклорный детский ансамбль «Родничок», который является неоднократным победителем и лауреатом всероссийских и региональных смотров-конкурсов, а в 2007 г. он защитил звание «народный».

Да, образование должно идти в ногу со временем – это подчеркивали многие русские педагоги и ученые. Но они так же предостерегали, что преобразования должны быть постепенными и естественными, не приносящими вреда. Поэтому все новшества необходимо разумно и гибко применять и не забывать, что сила России в ее самобытности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации

    Документ
    ... развитиюсетиобщеобразовательныхучреждений, создающих возможности выбора профиля обучения ... программ в рамкахпрофильногообучения ИОП в профильномобучении связь школ ... 39 Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы региональной научно- ...
  2. Рамазанова валентина николаевна профильное обучение старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций

    Автореферат диссертации
    ... рамках публикации статей, разработки программ развитиясетиобщеобразовательныхучреждений и введения системы профильногообучения в общеобразовательныхучреждениях ... , В. Н. Проблемы и перспективыразвитияпрофильногообучения в республиканской системе ...
  3. Кравцов сергей сергеевич теория и практика организации профильного обучения в школах российской федерации

    Автореферат диссертации
    ... путей развитияпрофильногообучения для каждого конкретного общеобразовательногоучреждения и всей муниципальной образовательной сети; ... (Москва, 2003 г.); «Проблемы и перспективы подготовки кадров к введению профильногообучения» (Москва, 2004 г.); ...
  4. Для организатора профильного обучения

    Методическое пособие
    ... 2011. Методическое пособие посвящено проблемам организации профильногообучения в общеобразовательныхучреждениях городского и сельского типов. ... видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сетипрофильногообучения на ...
  5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ города МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ «СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – 5» Москва 2008

    Инструктивно-методическое письмо
    ... развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильноеобучение и различного рода специализированных общеобразовательныхучреждений ... инновационной деятельности, проблемами и перспективами экспериментальной и ...

Другие похожие документы..