textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


3 Место и сроки проведения НИРМ

Научно-исследовательская работа проводится на 3 курсе магистерской подготовки студентов очной формы обучения. Ее продолжительность составляет 6 недель для студентов очников, в соответствии с учебными планами магистерской подготовки.

НИРМ может проводиться на выпускающей кафедре, в научных подразделениях вуза, а также на договорных началах в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, на которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы.

Для организации работы для всех магистрантов назначаются преподаватели – кураторы от кафедры, а также кураторы от базы НИРМ, под руководством которых магистранты делают научную работу в производственных коллективах.

Индивидуальная программа деятельности студента должна быть согласована с планом работы коллектива базы НИРМ и обусловлена целями и задачами.

В период научно-исследовательской работы студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.

По окончании НИР студенты оформляют всю необходимую документацию в соответствии с требованиями выпускающей кафедры.

4. Содержание НИРМ

Научно-исследовательская работа осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится.

Тема исследовательского проекта может быть определена как самостоятельная часть научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках научного направления выпускающей кафедры системного анализа и управления.

Содержание работы определяется руководителями программ подготовки магистров на основе ФГОС ВПО и отражается в индивидуальном задании.

Работа магистрантов в период научно-исследовательской работы организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме (патентные материалы, научные отчеты, техническую документацию и др.); составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования. Магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем и преподавателями.

За время работы студент должен сформулировать в окончательном виде тему магистерской диссертации по профилю своего направления подготовки из числа актуальных научных проблем, разрабатываемых в подразделении, и согласовать ее с руководителем программы подготовки магистров.

Важной составляющей содержания научно-исследовательской работы являются сбор и обработка фактического материала и статистических данных, анализ соответствующих теме характеристик организации, где студент магистратуры ведет деятельность и собирается внедрять или апробировать полученные в магистерской диссертации результаты.

Деятельность студента предусматривает несколько этапов:

Этап 1 - Исследование теоретических проблем в рамках программы магистерской подготовки:

- выбор и обоснование темы исследования;

- составление рабочего плана и графика выполнения исследования;

- проведение исследования (постановка целей и конкретных задач, формулировка рабочей гипотезы, обобщение и критический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования);

- составление библиографии по теме научно-исследовательской работы.

Рабочий план состоит из перечня связанных внутренней логикой направлений работ в рамках планируемого исследования. График исследования определяет конкретные сроки выполнения этих работ.

Рабочий план составляется магистрантом под руководством руководителя магистерской диссертации.

Этап 2 – Исследование практики деятельности предприятий и организаций в соответствии с темой магистерской диссертации:

- описание объекта и предмета исследования;

- сбор и анализ информации о предмете исследования;

- изучение отдельных аспектов рассматриваемой проблемы;

- анализ процесса управления с позиций эффективности производства;

- статистическая и математическая обработка информации;

- информационное обеспечение управление предприятием;

- анализ научной литературы с использованием различных методик доступа к информации: посещение библиотек, работа в Интернет.

- оформление результатов проведенного исследования и их согласование с научным руководителем магистерской диссертации.

Магистрант участвует в реальном производственном процессе коллектива, проводит мероприятия в рамках менеджерской деятельности низшего и среднего уровня управления, используя знания по основам системного анализа и управления; по исследованию систем управления; по стратегическому и инновационному менеджменту; по организационному поведению и другим областям знаний.

Этап - 3 Заключительный этап.

Данный этап является последним этапом практики, на котором магистрант обобщает собранный материал в соответствии с программой работы; определяет его достаточность и достоверность.

Ожидаемые результаты от научно-исследовательской работы следующие:

- знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;

- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;

- умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов.

По итогам научно-исследовательской работы студент предоставляет на кафедру:

- список библиографии по теме магистерской диссертации;

- письменный отчет в виде первой главы магистерской диссертации (или реферат по теоретической части);

- текст подготовленной статьи (доклада) по теме диссертации.

Отчет по НИРМ, завизированный научным руководителем, представляется руководителю программы подготовки магистров.

5Руководство и контроль за прохождением НИРМ

Руководство и контроль за прохождением НИРМ возлагаются приказом ректора на руководителя практики по направлению подготовки.

Общее учебно-методическое руководство осуществляется выпускающей кафедрой.

Кафедра выделяет руководителя научно-исследовательской работы, который оказывает магистранту организационное содействие и методическую помощь в решении задач выполняемого исследования.

Руководитель НИРМ:

- согласовывает программу научно-исследовательской практики и тему исследовательского проекта с научным руководителем программы подготовки магистров;

- проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы НИРМ;

- определяет общую схему выполнения исследования, график проведения практики, режим работы студента и осуществляет систематический контроль за ходом работы;

Научный руководитель:

- осуществляет постановку задач по самостоятельной работе студентов в период работы с выдачей индивидуального задания по сбору необходимых материалов для написания магистерской диссертации, оказывает соответствующую консультационную помощь;

- дает рекомендации по изучению специальной литературы и методов исследования;

- участвует в работе комиссии по защите исследовательского проекта.

Студент-магистрант:

- проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком и режимом работы подразделения;

- получает от руководителя НИРМ указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией работы;

- отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.

6Подведение итогов НИРМ

Аттестация по итогам НИРМ проводится на основании защиты оформленного отчета и отзыва руководителя или куратора в комиссии, включающей научного руководителя магистерской программы, научного руководителя магистранта и руководителя работы по направлению подготовки.

По результатам научно-исследовательской работы студенты представляют к печати подготовленные ими статьи, готовят выступления на научные и научно-практические конференции и семинары.

В результате прохождения практики студент должен:

- владеть навыками самостоятельного планирования и проведения научных исследований, требующих широкого образования в соответствующем направлении системного анализа и управления;

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области системного анализа и принципов управления;

- выбирать необходимые методы исследований, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом данных, имеющихся в литературе;

- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- представлять итоги проделанной работы, полученные в результате прохождения практики, в виде рефератов (обзор литературы), статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

- владеть методами презентации научных результатов на научных семинарах и конференциях с привлечением современных технических средств.

7 Рекомендуемая литература

1. Системный анализ и принятие решений [Текст]: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2004.- 616 с.

2. Зарубин, В.С. Математическое моделирование в технике [Текст]: учеб. для вузов / Под ред. В.С. Зарубина, А.П. Крищенко.- 2-е, изд, стереотип.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. – 496 с.

3. Меньков, А.В. Теоретические основы автоматизированного управления [Текст]: учебник / А.В. Меньков, В.А. Острейковский. – М.: Изд-во Оникс, 2005.- 640 с.

4. Шапкин, А.С. Математические методы и модели исследования операций [Текст]: учебник.- М.: Изд-ская корпорация «Дашков и Ко», 2004.- 400 с.

5. Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа [Текст]: Учебник для студентов вузов/ В.Н. Волкова, А.А. Денисов. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. – 510 с.

6. Власова, Е.А. Приближенные методы математической физики [Текст]: учеб. для вузов / Е.А. Власова, В.С. Зарубин, Г.Н. Кувыркин, под ред. В.С. Зарубина, А.П. Крищенко. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 704 с.

7. Афанасьев, В.Н. Математическая теория конструирования систем управления [Текст]: учеб. пособие для втузов / В.Н. Афанасьев, В.Б. Колмановский, В.Р. Носов. – М.: Высш. шк., 1989.- 447 с.

8. Петров, В.Н. Информационные системы [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Петров. - CПб.: Питер, 2003. – 688 с. 

9. Черноруцкий, И.Г. Методы оптимизации и принятия решений [Текст]: учеб. пособие / И.Г. Черноруцкий. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001.- 348 с.

10. Бахвалов, Н.С. Численные методы [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.- 632 с.

11. Клир, Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач  [Текст]: Пер. с англ. / Дж. Клир. – М.: Радио и связь, 1990.- 544 с.

12. Рапопорт, Э.Я. Альтернансный метод в прикладных задачах оптимизации [Текст] / Э.Я. Рапопорт. – М.: Наука, 2000.- 336 с.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 220100 "Системный анализ и управление" высшего профессионального образования (ВПО) (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2009 г. №716;

2. Справочник по магистратуре СПбГТУ [Текст]: научно-методические, руководящие и нормативные материалы и документы. Выпуск № 4.- СПб: Изд-во СПбГТУ, 1997. – 224 с.

3. СТП 101-00. Общие требования и правила оформления выпускных квалификационных работ, курсовых проектов (работ), отчетов по РГР, по УИРС, по производственной практике и рефератов [Текст].- Введ. 2000-12-25. – Оренбург: ОГУ, 2000. – 62 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки и магистерской программы.

Автор(ы):

Доцент МБК ПФКТ, к.ф.-м.н. Е.Н. Васильев

Рецензент(ы):

Старший научный сотрудник

ИВМ СО РАН, доцент, к.ф.-м.н. В.А. Деревянко

Программа одобрена на заседании Учёного совета Института космических и информационных технологий от__.________.______ года, протокол № ___.

7Фактическое ресурсное обеспечение программы " Системное проектирование космических аппаратов "

Для обеспечения программы подготовки магистров " Системное проектирование космических аппаратов " используются следующие ресурсы СФУ.

Кадровое обеспечение:

  • реализация ООП обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и учёную степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью;

  • к образовательному процессу привлекается не менее 75% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений;

  • не менее 80% преподавателей (в приведённых к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, имеют учёные степени и учёные звания, при этом учёную степень доктора наук или учёное звание профессора имеют не менее 12% преподавателей;

  • в связи с ориентацией данной магистерской программы на подготовку научных и научно-профессиональных кадров, не менее 75% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют учёные степени кандидата, доктора наук и учёные звания;

  • общее руководство содержанием и образовательной частью магистерской программы осуществляется штатными научно-педагогическими сотрудниками Университета, имеющими учёную степень доктора наук, и (или) учёное звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет;

  • непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими учёную степень или учёное звание.

Учебно-методическое и научно-методическое обеспечение:

  • ООП обеспечена полным комплектом учебно-методической документации и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям), включая интерактивные образовательные ресурсы, с представлением информации о них в локальной сети Университета и сети Интернет на сайте Университета;

  • каждому учащемуся предоставляется возможность использования электронно-библиотечной системы через сайт и электронные читальные залы Университета, включая доступ к полнотекстовым научно-методическим и учебно-методическим материалам;

  • библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние 5 лет), из расчёта не менее 25 экземпляров таких изданий на каждый 100 обучающихся.

Материально-техническое обеспечение:

  • с учётом особенностей программы "Системное проектирование космических аппаратов", образовательный процесс полностью обеспечен лекционными аудиториями с презентационным оборудованием, а также компьютерными классами с соответствующим бесплатным и лицензионным программным обеспечением;

  • компьютеры учебных аудиторий и подразделений объединены в локальные телекоммуникационные сети института и всего Университета, обеспечивая возможность беспроводного доступа к сети, в том числе, с личных ноутбуков;

  • существует возможность выхода в сеть Интернет, в том числе, в процессе проведения занятий;

  • специализированные аудитории оснащены соответствующим лабораторным оборудованием для проведения лабораторных занятий при изучении учебных дисциплин, связанных с изучением иностранного языка, электротехники, электроники, сетей ЭВМ;

  • для предоставления информации внутри вуза широко используются плазменные панели, размещённые в общедоступных местах, а вне вуза — сайт Университета.

Обеспечивается реальная возможность участия обучающихся в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

Обеспечивается возможность участия обучающихся в реальных научно-исследовательских работах научно-учебных лабораторий соответствующего профиля, получения навыков профессиональной деятельности в рамках коллектива разработчиков и исследователей.

8Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

Устав Сибирского федерального университета определяет, что воспитательные задачи Университета, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников (п. 1.9, п/п. 7 и 8; п. 10, п/п. 8).

Воспитательная деятельность в Университете осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов и систему внеучебной работы.

Эффективность внеучебной работы обеспечивается формированием внеучебной среды Университета.

Структура внеучебной среды Университета включает:

  • среду творческих коллективов, в которых студент участвует в выполнении НИР и проектов;

  • среду творческих мастерских;

  • клубную среду;

  • оздоровительную среду;

  • информационную среду;

  • среду самоуправления.

Среда творческих коллективов позволяет формулировать у студентов общекультурные компетенции (способность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность проявлять инициативу; способность адаптироваться к новым ситуациям). Развитие среды обеспечивают совместные научные творческие коллективы, включая руководителей магистерских программ, научных руководителей магистрантов и магистрантов, созданные в институтах.

В оздоровительной среде студенты имеют возможность для занятия спортом и физкультурой. Обеспечивает её развитие Физкультурно-оздоровительный центр СФУ, где студенты имеют возможность бесплатно заниматься в 71 спортивной секции по 30 видам спорта. Материальная база для занятий физкультурой и спортом в СФУ состоит из 5 спортивных комплексов, в которых имеется 17 залов, 2 плавательных бассейна, 3 скальных тренажёра. Кроме того, есть 8 спортивных залов в учебных корпусах. В СФУ есть 3 лыжные базы, 4 футбольных поля, хоккейная коробка и каток. Проводятся крупномасштабные спортивные праздники.

В клубной среде студенты имеют возможность участия в корпоративных, клубных мероприятиях, где формируются компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления. В этой среде действуют множество тематических клубов и студий: Японский центр, Клуб любителей кино, Литературный клуб, Art-клуб, Английский клуб, Ассоциация дизайнеров.

В среде творческих мастерских студенты имеют возможность развивать личные творческие задатки. Среда создает условия для самореализации личности. Обеспечивает её развитие Центр студенческой культуры СФУ – структурное подразделение, объединяющее всех творческих студентов нашего университета. На всех площадках занимается более 100 коллективов по таким направлениям как танцы, от народных до современных, бардовская песня, вокал эстрадный и народный. В ЦСК – функционирует Рок-клуб СФУ, насчитывающий около 30 музыкальных групп. Работают три студенческих театра.

Информационная среда создана для обеспечения информационно-консультационной поддержки студентов. Обеспечивают её развитие:

  • Школа инновационных менеджеров;

  • Юридическая клиника;

  • Центр карьеры СФУ.

Центр карьеры СФУ — структура, призванная оказывать информационно-консультационную поддержку студентам и выпускникам для построения успешной карьеры, профессионального роста и развития. Центр занимается трудоустройством студентов, сообщением им навыков, посредством которых выпускник мог бы трудоустроиться самостоятельно.

Основная цель деятельности Центра — формирование среды, которая позволит выпускнику Университета увидеть себя на рынке труда, сформулировать для себя конкретные задачи, выбрать стратегию по достижению поставленных целей и на протяжении всего профессионального пути успешно претворять в жизнь план своего карьерного роста, постоянно переосмысливая его.

Среда самоуправления предназначена для развития управленческих навыков, формирования компетенций социального взаимодействия, лидерство.

Совет студентов и аспирантов СФУ (Студенческий совет).

Особенность деятельности Студенческого совета заключается в параллельной работе по нескольким направлениям, которые взаимно дополняют друг друга. Такой подход позволяет работать как с отдельным студентом, так и с группой в целом, создавать более благоприятные условия для формирования, как личности студента, так и эффективных студенческих команд.

Студенческий совет даёт возможность студенту развивать лидерские качества будущего управленца, способного принимать обдуманные решения и быть смелым и ответственным.

Студенческое самоуправление в Университете координируют Управление корпоративной политики.

Студенческие советы в общежитиях функционируют с целью:

  • представления интересов студентов перед администрацией Университета, общежития, управлением общежитиями Университета;

  • улучшения условий проживания и быта студентов в общежитиях;

  • организации досуга студентов, спортивной работы;

  • организации взаимодействия с первичной Профсоюзной организацией студентов СФУ и администрацией Университета в части улучшения жилищно-бытовых условий проживаниястудентов, организации их досуга, спортивных мероприятий.

Первичная профсоюзная организация студентов. Основной функцией организации является защита социально — экономических прав студентов, а также их представительство перед администрацией Университета.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..