textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Министерство образования Хабаровского края

Хабаровский краевой институт развития образования

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К 2010-2011 УЧЕБНОМУ ГОДУ

Хабаровск

2010

ББК 74.202.4 Печатается по решению

Н 74 редакционно-издательского совета ХК ИРО

Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы «Наша новая школа»: Естественно-математическое образование: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Под общ. ред. Л.Л. Беляевой.-Хабаровск: ХК ИРО, 2010. – 140 с.

Ответственная за выпуск: Л.Н. Лисуненко, проректор по организационно-методической работе ХК ИРО

Сборник издан в редакции авторов-составителей методических рекомендаций

© ХК ИРО, 2010

Содержание

Введение. Беляева Л.Л. ……………………………………………………...4

Пути совершенствования математического образования

школьников с позиций государственных образовательных

стандартов второго поколения. Зудилова И.А. …………………………………...5

Способы организации образовательного процесса

на уроках физики в контексте стандартов второго

поколения. Корогод И.А. ………………………………………………………….25

Основные направления деятельности учителя химии

в контексте обеспечения перехода на стандарты

второго поколения. Бухарова Р.Ф. ……………………………………………….38

Способы организации образовательного процесса

на уроках биологии в контексте стандартов второго

поколения. Пак Е.Г. .................................................................................................61

Пути совершенствования преподавания предмета

«Технология» с позиций государственных образовательных

стандартов второго поколения. Лютикова Н.Н. ………………………………..75

Конструирование урока географии в условиях

информационно-образовательной среды «Сферы».

Паневина Г.Н. ……………………………………………………………………113

Об особенностях реализации содержания курса

«Информатика и ИКТ» в условиях перехода системы

образования на образовательные стандарты второго

поколения. Чернышова Е.И. ……………………………………………………128

Введение

Беляева Л.Л.,

директор центра общего образования ХК ИРО

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности, обеспечения развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

2010 год знаменателен для всего педагогического сообщества страны и Хабаровского края тем, что объявление его Годом учителя накладывает на систему образования особую ответственность.

Трудно представить себе современного учителя, который без изучения дополнительной педагогической и методической литературы смог бы обеспечить соответ­ствующий уровень образования, раскрыть способности, сформировать компетентности и построить вектор образовательного маршрута для каждого учени­ка.

Для обеспечения адресного подхода, непрерывности повышения квалификации и удовлетворения индивидуальных потребностей педагога ведущие федеральные вузы, научные центры, в том числе и Хабаровский институт развития образования, готовят информационную базу по введению федеральных государственных стандартов второго поколения, призванных кардинально изменить требования к результа­там обучения.

В предлагаемом сборнике даны рекомендации по ориентации образовательного процесса на принципы, подходы и содержание стандартов второго поколения, определены возможности их реализации в системе общего образования.

Настоящие методические рекомендации, позволяющие составить представление о педагогической концепции новых стандартов, разработаны на основе исследований кафедр Хабаровского краевого института развития образования в области теории и методики, видения методистов центра общего образования института (многие имеют собственный опыт преподавания школьных предметов), опыта учителей Хабаровского края. Учителям школ предлагается на практике проверить то, что излагают ученые, методисты в теоретической части.

Для учителей, предпочитающих готовые решения, представлены сценарии и разработки уроков, статьи об алгоритмах действий педагога с авторскими электронными пособиями, конструкты уроков.

Для учителей, готовых действовать самостоятельно, имеются ссылки на официальные информационные источники, сайты предметных сообществ, даны списки дополнительной литературы к каждой статье.

Одновременно с методическими рекомендациями на сайте ХК ИРО / размещается информация о методических семинарах, конференциях, итогах курсовой подготовки слушателей института. На форумах ХК ИРО ведется обсуждение изменений, происходящих в системе общего образования в связи с введением стандартов второго поколения.

Пути совершенствования

математического образования школьников

с позиций государственных образовательных

стандартов второго поколения

Зудилова И.А.,

гл. методист ЦОО ХК ИРО

Математика является одним из самых значимых школьных предметов с точки зрения её вклада в развитие интеллекта учащихся. «Школьное математическое образование «ум в порядок приводит», развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления» [10]. Математика - обязательный предмет на государственной (итоговой) аттестации выпускников основной и старшей школы, профильным предметом более чем для половины специальностей вузов и ссузов, а математическая подготовка школьников проверяется при проведении различных международных исследований. И именно поэтому процесс обучения математике требует постоянного совершенствования, обновления с позиций требований к современному образованию.

В 2010-2011 учебном году обучение математике будет осуществляться в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. (Утверждён приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального Базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).

  • Приказ министерства образования Хабаровского края «Об утверждении Базисного учебного плана и примерных учебных планов для учреждений среднего (полного) общего образования Хабаровского края» от 21 апреля 2006 г. № 316.

Одним из важных условий эффективного обучения предмету является грамотный выбор учебника и соответствующего учебно-методического комплекта. Документом, регламентирующим использование учебников в общеобразовательных учреждениях, является федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в школах. В 2010-2011 учебном году следует руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» от 23 декабря 2009 г. № 822. (Зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г. регистрационный №15988).

По словам Министра образования и науки России А.А. Фурсенко (газета «Аргументы и факты» от 03.09.2008): «Каждый учитель, с учётом собственных наработок и реализуемой в школе образовательной программы, имеет право выбора из федеральных перечней, на основании чего и должны формироваться закупки учебников для учащихся…» В современных условиях информационного общества, когда одними из главных задач системы образования являются формирование у школьников навыков успешной социальной адаптации и развитие способности к самообразованию, существенно повышаются требования к учебникам. Новая роль, которую должен играть учебник в обновляющейся системе образования, – это роль навигатора получения знаний. Однако приходится констатировать, что в современных условиях перехода к стандартам второго поколения у нас нет учебников, идеально выполняющих такую функцию. Но выбирать учителю всё равно приходится: между старым, уже привычным и новым, заставляющим учителя пересмотреть свою систему работы, между устаревшими учебниками и учебниками, помогающими открывать новые пути к совершенствованию процесса обучения. Оптимальный выбор учебников по математике должен стать результатом целенаправленной методической политики, аналитического и прогностического характера деятельности школьного методического объединения учителей математики. В этом ответственном деле помощь учителям окажет изучение результатов апробации в крае учебников математики, а также методические рекомендации [2], [5].

Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие требования к обучению и воспитанию школьников задаются стандартами второго поколения, но и использовать новые подходы в своей работе. Эти подходы помогут вывести качество педагогической деятельности учителя на уровень, соответствующий современным тенденциям в системе образования.

Учителю следует осознавать, что в основе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее ФГОС) лежат такие государственные программы, как «Приоритетные направления отечественной системы образования», «Приоритетные направления развития науки, технологии и техники РФ», «Федеральная целевая программа развития образования». Важный шаг в познании инновационных изменений в системе образования – изучение Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [3]. Идеологическая и методологическая основы нового государственного образовательного стандарта выражены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1]. Научную основу стандартов представляет Фундаментальное ядро содержания общего образования [10]. Этот документ определяет параметры нового содержания общего образования.

Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований к результатам образования. Новое понимание результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе развития личности, как основной цели и смысле образования. С этой позиции предметные результаты изучения математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности [9]. Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, а, значит, их формирование является главной целью образовательного процесса в школе.

В проекте примерных программ основного общего образования по математике [7] требования к результатам обучения и освоения содержания курса дифференцируют результаты обучения на личностные, метапредметные и предметные. В этой же логике сформулированы цели изучения математики в основной школе:

«Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».

По сравнению с целевыми установками прежних программных документов, определяющих содержание изучения математики, формулировки целей изучения предмета в проекте примерных программ основного общего образования по математике, иначе расставляют акценты, что соответствует заявленной в стандартах деятельностной парадигме образования.

Это означает, что деятельностный подход не просто декларируется, – он должен стать нормой при организации учебного процесса и залогом улучшения качества обучения, а одной из основных задач учителя математики должна стать организация освоения школьниками обобщенных способов деятельности при изучении каждой конкретной темы. Следует отметить, что значительную помощь учителю в организации деятельности учащихся окажет примерное тематическое планирование, содержащееся в проекте примерных программ основного общего образования по математике: впервые в варианты тематического планирования внесено описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания. Фрагмент примерного тематического планирования содержится в таблице приложения 2.

Содержание школьного математического содержания традиционно носит фундаментальный характер, что обусловлено значением математики как в аспекте личностного развития школьников, так и необходимостью создания базы для изучения многих школьных предметов. Усвоение таких основополагающих понятий, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование, – призвано обеспечить математическую грамотность учащихся. По сравнению с содержанием образовательных стандартов 2004 года в программах новых стандартов отдельно выделяется раздел «Функции», дидактические единицы которого ранее включались в раздел «Алгебра», и появляется раздел «Логика и множества». Содержательный блок «Математика в её историческом развитии» предполагает его растворение в остальном содержании курса математики, но выделение его отдельным разделом подчёркивает необходимость создания в процессе обучения предмету соответствующей культурно-исторической среды и условий для формирования представлений о математике как части человеческой культуры.

Средствами реализацииновых подходов в образовании являются такие технологии и методы обучения, которые позволяют достичь личностных и метапредметных результатов. Применительно к математике можно выделить:

  • проблемное обучение;

  • поисково-исследовательскую (задачную) технологию обучения;

  • модульную технологию;

  • коллективную систему обучения (КСО) и т.п.

На стыке урочной и внеурочной деятельности школьников наиболее эффективны исследовательские и проектные методы. Невозможно представить современное обучение без использования средств, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями.

Рекомендуем всем учителям изучить основные принципы и положения технологии деятельностного метода, разработанной в Ассоциации «Школа 2000…» [6]. Эта технология основана на системно-деятельностном подходе и детально разработана для организации обучения математике в начальной школе и в 5-6 классах основной ступени школы. Дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» соответствует учебно-методический комплект Дорофеева Г.В. и Петерсон Л. Г., полностью обеспеченный методически. Однако адаптированный вариант технологии может применяться при работе по любым учебникам и на всех ступенях общего образования.

Но никакие самые передовые средства и технологии обучения не смогут в обозримом будущем решить проблему качественного обучения без грамотного, деятельного, современно мыслящего учителя. Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели образования, звучит так: «Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления». Именно учитель создаёт атмосферу поиска, смыслообразования, радости открытия нового в мире и самом себе. Именно учитель организует такое сотрудничество учеников, когда происходит обмен опытом познавательной деятельности, взаимообогащение в сфере интеллектуальной и коммуникативной деятельности.

Современный учитель математики нуждается в осмыслении и переосмыслении изменений в современном образовательном пространстве и, соответственно, своей педагогической деятельности. Изучая материалы стандартов второго поколения, он будет задавать себе вопросы:

  • Как отразить роль математики в познании человеком мира?

  • Как посредством предмета формировать целостное видение картины мира?

  • Какой вклад вносит школьный предмет математики в развитие универсальных учебных действий школьников?

  • Как из урока в урок добиваться целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учеников?..

Ещё один из путей совершенствования процесса обучения математике – это продиктованный идеологией стандартов метапредметный подход. О метапредметном подходе в образовании учитель может узнать из работ доктора психологических наук Громыко Ю.В., который является автором построения новой организации содержания образования на основе метапредметов. С 2009 года «Учительская газета» начала публиковать статьи о «метапредметности» и разработке уроков по разным предметам лучших педагогов страны. В 2010 году такие публикации продолжены. Советуем всем учителям изучить эти материалы. Очень удобно познакомиться с ними на Интернет-проекте «Газета в газете «Фундаментальные понятия», размещённом на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru .

Для думающего учителя математики метапредметный подход, как принцип построения деятельности учащихся при изучении математики на уроке и во внеурочной деятельности, открывает широкие перспективы для самообразования. Существует очень много источников информации, где учитель найдёт необходимый справочный материал или тексты для подготовки занятий с позиций метапредметного подхода. Прежде всего, это философские словари, словари русского языка, математические энциклопедии. Не обойтись без трёхтомной «Истории математики в школе» Г. И. Глейзера. Рекомендуем также обязательно заглянуть на сайты:

  • Этот сайт содержит рубрики «Популярные лекции по математике», «Библиотека математического кружка», «Библиотечка «Квант», «Популярная библиотека по математике (под общ. ред. Л.А. Люстерника)» и др., где вы найдёте книги, видео-лекции, занимательные факты и задачи, истории из жизни учёных .

  • «Вестник опытной физики и элементарной математики». Сайт содержит оригинальные и переводные статьи, которые популярно, но совершенно без ущерба научности освещают вопросы опытной физики, элементарной математики и статьи по вопросам преподавания физики и математики.

  • Это архив книгоиздательства «Матезис». Он содержит раритетные книги по точным дисциплинам в отсканированном формате, изучение которых будет полезно для понимания современного состояния и истории развития науки.

  • www.etudes.ru «Математические этюды». На уникальном сайте содержатся этюды, выполненные с использованием современной компьютерной  3D-графики,  увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях, красивых математических задачах, до сих пор не нашедших решений.

В приложении 1 дана разработка урока, построенного с позиций метапредметности и личностно-ориентированного обучения. Урок спроектирован так, чтобы каждый ученик смог создать свой, индивидуальный смысл изучаемого понятия, благодаря выходу за рамки предмета и возможности сотрудничества с учителем и одноклассниками. Вдумчивое отношение к смыслу привычных слов, обращение к философии должно способствовать восприятию нового учебного материала с позиций личностно-значимой ценности. На этом уроке при обсуждении нет правильных или неправильных ответов, есть разные мнения. Нет ошибок при выполнении заданий, есть гипотезы. Предметные результаты планируются, но на первый план выходят ценностно-смысловые аспекты урока, которые позволяют достичь личностных и метапредметных результатов обучения.

Литература

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Зудилова И.А. О преподавании математики в 2008-2009 учебном году в контексте новых форм итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы / И. А. Зудилова // Профессионализм педагога как ресурс развития системы образования в Хабаровском крае: естественно-математическое образование: Методические рекомендации к началу 2008-2009 учебного года/ Сост. Л.П. Мошейко. – Хабаровск: ХК ИППК, 2008. – С. 4-43.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Краевский В.В., Хуторской А.В.Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 3. - С.3-10.

  5. Об особенностях реализации содержания естественно-математического образования школьников Хабаровского края в условиях развивающейся системы образования (математика, физика, информатика): методические рекомендации к началу 2009-2010 учебного года/сост.: И.В. Черемисинова, И.А. Корогод, Н. В. Бекмухаметова. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009. – 70 с.

  6. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. –М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 448.

  7. Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).

  8. Сборник нормативных документов. Математика/Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 128 с.

  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с. - (Стандарты второго поколения).

  10. Фундаментальноеядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 59 с. – (Стандарты второго поколения).

Приложение 1

Разработка урока по теме «Последовательности»

Цели урока: создание условий для:

  • формирования понятия числовой последовательности и способов её задания, для формирования опыта смыслотворчества;

  • развитие способности к обобщению, сравнению; эмоционального восприятия математических объектов;

  • формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.

Планируемые результаты:

    • личностные:

  • умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры;

  • опыт смыслообразования;

  • самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания;

  • умение работать в команде;

  • ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций;

  • представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности;

    • метапредметные:

  • умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные способы рассуждений, выдвигать гипотезы при решении учебных задач;

  • осознанное чтение текста;

  • способность к интерпретации;

  • представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира;

    • предметные:

    • понятие числовой последовательности;

    • умение использовать индексные обозначения и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии ( ап ; ап-1; ап+1 и т.п.);

    • умение устанавливать закономерность в построении последовательности, если выписаны первые несколько её новых членов;

    • умение изображать члены последовательности точками на координатной плоскости;

    • использовать различные языки математики (словесный – символический – графический).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План работы муниципальной методической службы по введению фгос ноо

    Документ
    ... математическогообразования школьников с позиций государственных образовательныхстандартов второго поколения»Новоепоколениеобразовательныхстандартовкакмеханизмреализациинациональнойинициативы «Нашановаяшкола»: Естественно-математическое ...
  2. План работы муниципальной методической службы по введению фгос ноо

    Документ
    ... математическогообразования школьников с позиций государственных образовательныхстандартов второго поколения»Новоепоколениеобразовательныхстандартовкакмеханизмреализациинациональнойинициативы «Нашановаяшкола»: Естественно-математическое ...
  3. Анализ учебно-воспитательной работы мбоу «сош №4»

    Анализ
    ... математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных ... школы: Педагогический совет: «Новоепоколениеобразовательныхстандартовкакмеханизмареализациинациональнойинициативы «Нашановаяшкола» Педагогический ...
  4. Анализ учебно-воспитательной работы мбоу «сош №4»

    Анализ
    ... математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных ... школы: Педагогический совет: «Новоепоколениеобразовательныхстандартовкакмеханизмареализациинациональнойинициативы «Нашановаяшкола» Педагогический ...
  5. Публичный доклад «математический лицей» хабаровск 2011

    Доклад
    ... естественно-математического цикла, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием ... . переход на новыеобразовательныестандарты, как средство реализациинациональнойинициативы «Нашановаяшкола»; продолжение ресурсного ...

Другие похожие документы..